Рабочая программа объединения дополнительного образования для учащихся 5 класса «Баскетбол»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
объединения дополнительного образования
Баскетбол для учащихся 5 класса
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия № 1 им. Ризы Фахретдина» г. Альметьевск РТ
Валеев Марсель Альбертович
первая квалификационная категория
г. Альметьевск, 2016г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе примерной (типовой) учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2005). Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности.
Программа рассчитана на 136 учебных часов в год, количество занятий в неделю – два, длительностью 2 учебных часа, срок реализации программы – 1 год, количество занимающихся 10-15 человек. В ней прослеживается углубленное изучение данного вида спорта с расширенным применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, овладением техникой двигательных действий и тактическими приемами по данной специализации. Заниматься в секции могут школьницы, прошедшие медицинский осмотр и допущенные врачом к занятиям. Основная задача руководителя спортивной секции – всестороннее развитие учащихся в процессе овладения физической культурой. Она решается руководителем секции на основе изучения каждого занимающегося, прогнозирования его развития и комплексного воздействия на формирование личности в учебном коллективе. Это осуществляется при обязательном врачебно-педагогическом контроле в процессе обучения. Руководителем секции систематически отслеживается реакция учащихся на предлагаемую нагрузку, проводится наблюдение за самочувствием девушек и выявление признаков утомления и перенапряжения. В процессе обучения школьницам прививаются умения и навыки: гигиена спортивной одежды и обуви, гигиена питания, режима дня, техника безопасности и самоконтроль.
Новизной решения данной программы является двигательная деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной программы девушка формируются как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств.
Актуальность программы обусловлена тем, что появилась потребность у учащихся в личном физическом совершенствовании своего мастерства через соревновательную деятельность в данном виде спорта.
Цель программы: развитие физических качеств, совершенствование двигательных умений и навыков в игре в баскетбол, подготовка юных спортсменов для реализации своих достижений в соревновательной деятельности.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка;
обучение основам техники и тактики игры;
приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований.
укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств;
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она состоит из трех разделов: знания о спортивно-оздоровительной деятельности, физическое совершенствование со спортивной направленностью, способы спортивно-оздоровительной деятельности.
В реализации данной программы участвуют учащиеся в возрасте от 12 до 13 лет, набор в секцию данной направленности производится по следующим параметрам: наличие способностей, базовых знаний и желание учащихся совершенствовать свои умения и навыки в игре баскетбол.
Формы и методы, используемые для организации учебного процесса:
- методы обучения: практический, словесный, наглядного восприятия;
- способы выполнения упражнений: одновременный, поточный, поочередный;
- формы организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный.
В программе предусмотрено регулярное отслеживание результатов воспитанников, участие в школьных и городских соревнованиях. Запланированы воспитательные задачи: приучение к сознательной дисциплине, воспитывать такие качества, как самообладание, чувство товарищества, общительность, смелость, воля к победе.
Учитель физической культуры, реализующий данную программу, ориентирует свою деятельность на такие важные компоненты как: воспитание моральных и волевых качеств; формирование гуманистических отношений; приобретение опыта общения; формирование потребности и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями; воспитание целостной ориентации на физическое и духовное совершенствование личности.
Форма подведения итогов: начальная, промежуточная, итоговая..
Ожидаемые результаты освоения программы
Учащиеся будут:
Знать:
работу сердечно-сосудистой системы, понятие о телосложении человека.
основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол. Какие бывают нарушения правил. Жесты судей.
гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями.
способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.
Уметь:
выполнять передачу мяча одной рукой снизу. Передачу мяча одной рукой сбоку.
выполнять приемы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот, перевод мяча перед собой.
броски одной и двумя руками в прыжке. Броски мяча в корзину после двух шагов и в прыжке с близкого расстояния и среднего. Броски мяча в корзину со средних и дальних дистанций одной и двумя руками от головы. Штрафной бросок одной и двумя руками от головы.
вырывание и выбивание. Перехват. Накрывание.
применять в игре командное нападение. Взаимодействовать с заслоном, а так же применять индивидуальные, групповые и командные действия в защите в игре баскетбол.
Использовать:
приобретенные знания и умения в практической и игровой деятельности, в повседневной жизни для включения занятий спортом в активный отдых и досуг.
Демонстрироват:
броски в корзину с расстояния 1 м.
броски со средних и дальних дистанций.
броски в корзину после ведения.
передачи мяча в парах.
передачи мяча в движении.
обводка стоек.
передача и ловля мяча от стены за 30 сек.
штрафной бросок.
Распределение учебного материала
№ п/п |
Перечень разделов (тем) |
Количество часов |
1 |
Знания о спортивно-оздоровительной деятельности |
6 |
2 |
Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной направленностью: общая и специальная физическая подготовка; основы техники и тактики игры. |
116 46 70 |
3 |
Способы спортивно-тренировочной деятельности: контрольные игры и соревнования; контрольные испытания; соревновательная деятельность. |
14 2 2 10 |
4 |
Всего часов |
136 |
Содержание программы
Раздел 1. Знания о спортивно-оздоровительной деятельности – 6 часа
Тема 1. .Влияние физических упражнений на организм занимающихся
Работа сердечно-сосудистой системы. Особенности полового созревания у девочек. Понятие о телосложении человека.
Тема 2. Гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль.
Гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями. Самоконтроль, из чего он состоит. Способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.
Тема 3. История баскетбола.
История появления баскетбола. Баскетбол – олимпийский вид спорта. Развитие баскетбола в нашей стране и Республике Татарстан.
Тема 4. Основы методики обучения игре баскетбол. Тренировки.
Овладение и совершенствование двигательными действиями: перемещением, изменением направления движения, передвижением парами в нападении и защите, бегом баскетболиста, передачами, ведением и бросками. Сочетание рывков с финтами.
Темы 5-6. Правила соревнований, их организация и проведение.
Основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол. Какие бывают нарушения правил. Жесты судей. Требования к технике безопасности на занятиях по баскетболу. Проведение соревнований по баскетболу.
Раздел 2. Физическое совершенствование со спортивной направленностью - 116 часов
1. Общая и специальная физическая подготовка - 46 часов.
Общеразвивающие упражнения без предметов, упражнения с набивными мячами, упражнения на силу и гибкость, бег в медленном темпе до 10 минут. Прыжки со скакалкой.
Комбинированные беговые и прыжковые упражнения: с перемещением из различных исходных положений, бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов, рывки вперед, челночный бег, эстафеты с быстрым изменением характера,
прыжки на одной и обеих ногах через гимнастические скамейки, выпрыгивания, прыжки с доставанием предмета, прыжки с доставанием подвешенных предметов рукой, головой, прыжки вверх с подтягиванием коленей.
2. Основы техники и тактики игры - 70 часов
Описание технических приемов в передачах мяча, ведении и бросках по кольцу. Описание тактических приемов, взаимодействий.
Ведение мяча правой и левой рукой, переводы мяча вокруг туловища, с обеганием стоек, прыжками, подлезаниями.
Броски и ловля мяча мяча в стену за 30 сек. Различные передачи в парах одного или двух мячей. Броски мяча в щит после ведения, броски в кольцо после ведения. Броски в кольцо из различных точек, штрафной бросок. Ловля после отскока от щита.
Тактические действия в защите: держание игрока с мячом, вырывание и выбивание мяча, держание игрока с мячом при передачах, при ведении мяча, при броске в корзину. Личная система защиты. Командное нападение. Индивидуальные, групповые и командные действия в защите. Вырывание и выбивание. Перехват. Накрывание.
Тактические действия в нападении: приемы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот, перевод мяча перед собой. Бросок одной и двумя руками в прыжке.
Раздел 3. Способы спортивно - тренировочной деятельности - 14 часов
1.Контрольные игры и соревнования. - 2 часа
Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4. 5х5.
2. Контрольные испытания.- 2 часа
броски по кольцу с расстояния 1 м.
броски со средних и дальних дистанций.
броски по кольцу после ведения.
передачи мяча в парах, передачи мяча в движении.
обводка стоек.
передача и ловля мяча от стены за 30 сек.
штрафной бросок.
3. Соревновательная деятельность. Судейская и инструкторская практика.- 10 часов
Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований.
Участие в соревнованиях по баскетболу в зачет школьной и городской спартакиады школьников.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п |
Тема занятия |
Содержание учебного материала |
1-2 |
Знания о спортивно-оздоровительной деятельности |
Влияние физических упражнений на организм человека. Самоконтроль. Гигиенические требования к одежде и обуви. Техника безопасности на занятиях. |
3-4 |
Знания о спортивно-оздоровительной деятельности |
Основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол. Жесты судей. |
5-6 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Бег в медленном темпе до 10 мин., ОРУ без предметов, ведение мяча с изменением направления, броски в кольцо из различных точек, учебная игра. |
7-8 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Перемещения из различных исходных положений, учебно-тренировочная игра |
9-10 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ без предметов, перемещения из различных исходных положений. |
11-12 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Ведение мяча с изменением направления, броски в кольцо из различных точек, учебная игра. |
13-14 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ на силу и гибкость, ведение мяча с изменением направления, вокруг стоек. |
15-16 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Перемещения из различных исходных положений, учебно-тренировочная игра |
17-18 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ с набивными мячами. Ведение мяча с изменением направления, броски в кольцо из различных точек, ловля и передача мяча на месте и в движении. |
19-20 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Перемещения из различных исходных положений. Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра. |
21-22 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ с набивными мячами. Ловля и передача мяча на месте и в движении. |
23-24 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра. |
25-26 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ с набивными мячами. Броски в кольцо из различных точек. Ведение мяча с изменением направления и с заданиями. |
27-28 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра. |
29-30 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ на силу и гибкость. Броски в кольцо в движении. |
31-32 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Ведение мяча с изменением направления и с заданиями. Броски в кольцо из различных точек. |
33-34 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ на силу и гибкость. Ловля и передача мяча на месте и в движении. Броски в кольцо в движении. |
35-36 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Ловля и передача мяча на месте и в движении. Броски в кольцо в движении. Учебно-тренировочная игра. |
37-38 |
Знания о спортивно-оздоровительной деятельности.
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Овладение и совершенствование двигательными действиями: перемещением, изменением направления движения, передвижением парами в нападении и защите, бегом баскетболиста, передачами, ведением и бросками. Сочетание рывков с финтами. Медленный бег, ОРУ с набивными мячами, прыжковые упражнения. |
39-40 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Броски и ловля мяча в стену за 30 сек. Различные передачи на месте и в движении в парах 1-2 мячей. Различные ведения. Учебно-тренировочная игра. |
41-42 |
Знания о спортивно-оздоровительной деятельности. Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями. ОРУ на силу и гибкость, прыжковые упражнения. |
43-44 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Броски и ловля мяча в стену за 30 сек. Различные передачи в парах одного или двух мячей, ведение. Учебно-тренировочная игра. |
45-46 |
Способы спортивно-тренировочной деятельности |
Участие в городских соревнованиях |
47-48 |
Способы спортивно-тренировочной деятельности |
Участие в городских соревнованиях |
49-50 |
Способы спортивно-тренировочной деятельности |
Участие в городских соревнованиях |
51-52 |
Способы спортивно-тренировочной деятельности |
Участие в городских соревнованиях |
53-54 |
Способы спортивно-тренировочной деятельности |
Участие в городских соревнованиях |
55-56 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
ОРУ без предметов. Челночный бег. Учебно-тренировочная игра. |
57-58 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
ОРУ без предметов. Эстафеты с быстрым изменением характера движения. Действия игроков в нападении и защите. |
59-60 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Игра под щитом. Учебно-тренировочная игра. |
61-62 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
ОРУ без предметов. Эстафеты с быстрым изменением характера движения. Действия игроков в нападении и защите. |
63-64 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Игра под щитом. Учебно-тренировочная игра. |
65-66 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Рывки вперед, перемещения из различных исходных положений. Действия игроков в защите и нападении. |
67-68 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Учебно-тренировочная игра. |
69-70 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Различные передачи в парах одного или двух мячей. Действия игроков 1х1, 2х2 |
71-72 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Учебно-тренировочная игра. |
73-74 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Различные передачи в парах одного или двух мячей. Действия игроков 1х1, 2х2 |
75-76 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Учебно-тренировочная игра. |
77-78 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Различные передачи в парах одного или двух мячей. Действия игроков 1х1, 2х2 |
79-80 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Учебно-тренировочная игра. |
81-82 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Броски в кольцо из различных точек. Действия игроков 1х1, 2х2 |
83-84 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Учебно-тренировочная игра. |
85-86 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Броски в кольцо из различных точек. Индивидуальные действия игроков. |
87-88 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Учебно-тренировочная игра. |
89-90 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Броски в кольцо из различных точек. Индивидуальные действия игроков. |
91-92 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Учебно-тренировочная игра. |
93-94 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Броски в кольцо из различных точек. Индивидуальные действия игроков. |
95-96 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Учебно-тренировочная игра. |
97-98 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Броски в кольцо в движении. Индивидуальные действия игроков. |
99-100 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Учебно-тренировочная игра. |
101-102 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Броски в кольцо в движении. Индивидуальные действия игроков. |
103-104 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий |
105-106 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Броски в кольцо в движении.Действия игроков в нападении и защите. |
107-108 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий |
109-110 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Броски в кольцо в движении.Действия игроков в нападении и защите. |
111-112 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий |
113-114 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Ведение мяча на месте и в движении. Штрафной бросок. Игра под щитом. |
115-116 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий |
117-118 |
Физическое совершенствование со спортивной направленностью |
Ведение мяча на месте и в движении. Штрафной бросок. Игра под щитом. |
119-120 |
Способы спортивно-тренировочной деятельности |
Контрольные испытания:броски по кольцу с расстояния 1 м., броски со средних и дальних дистанций, броски по кольцу после ведения. |
121-122 |
Способы спортивно-тренировочной деятельности |
Контрольные испытания: передачи мяча в парах, передачи после ведения, обвод стоек, передача и ловля мяча от стены за 30 сек., штрафной бросок. |
123-124 |
Способы спортивно-тренировочной деятельности |
Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4, 5х5. |
125-126 |
Способы спортивно-тренировочной деятельности |
Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4, 5х5. |
127-128 |
Способы спортивно-тренировочной деятельности |
Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. |
129-130 |
Способы спортивно-тренировочной деятельности |
Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. |
131-132 |
Способы спортивно-тренировочной деятельности |
Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. |
133-134 |
Способы спортивно-тренировочной деятельности |
Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. |
135-136 |
Способы спортивно-тренировочной деятельности |
Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований. |
Учебно-методическое обеспечение.
1. Методы обучения
Практические:
- разучивание по частям;
- разучивание в целом;
- игровой;
- соревновательный.
Методы использования слова:
- рассказ;
- описание;
- объяснение;
- беседа;
- разбор;
- указание;
- оценка;
- команда;
- подсчет.
Методы наглядного восприятия:
- показ;
- демонстрация (плакатов, кинофильмов, рисунков, зарисовок);
- звуковая и световая сигнализации.
2. Способы выполнения упражнений: одновременный, поточный, поочередный.
3. Методы организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный.
4. Формы подведения итогов: текущий контроль и итоговый в форме контрольных тестов и упражнений.
5. Материально-техническое обеспечение: спортивный инвентарь и оборудование.
Список используемой литературы
1.Методическая литература:
Л.Б.Кофман, Г.И.Погадаев, «Настольная книга учителя физической культуры», издательство «Физкультура и спорт», 2005 г;
А.П.Матвеев, Т.В.Петрова, «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре», издательство «Просвещение», 2000 г.;
Примерная программа по баскетболу для детско-юношеских школ. - М. 2004г;
2.Периодические издания: журналы «Физическая культура в школе», «Физкультура и спорт».