12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Валеев Марсель Альбертович3599
Мне 33 года. Я работаю учителем физической культуры в МБОУ "Гимназия №1 им.Р. Фахретдина". Имею первую квалификационную категорию. Стаж работы 11 лет. Также работаю в федерации волейбола - тренером - преподавателем по волейболу.
Россия, Татарстан респ., Альметьевск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

объединения дополнительного образования

 

Баскетбол для учащихся 5 класса

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия № 1 им. Ризы Фахретдина» г. Альметьевск РТ

Валеев Марсель Альбертович

первая квалификационная категория

г. Альметьевск, 2016г.

Пояснительная записка

 

Программа разработана на основе примерной (типовой) учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2005). Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности.

Программа рассчитана на 136 учебных часов в год, количество занятий в неделю – два, длительностью 2 учебных часа, срок реализации программы – 1 год, количество занимающихся 10-15 человек. В ней прослеживается  углубленное изучение данного вида спорта с расширенным применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, овладением техникой двигательных действий и тактическими приемами по данной специализации. Заниматься в секции могут школьницы, прошедшие медицинский осмотр и допущенные врачом к занятиям. Основная задача руководителя спортивной секции – всестороннее развитие учащихся в процессе овладения физической культурой. Она решается руководителем секции на основе изучения каждого занимающегося, прогнозирования его развития и комплексного воздействия на формирование личности в учебном коллективе. Это осуществляется при обязательном врачебно-педагогическом контроле в процессе обучения. Руководителем секции систематически отслеживается реакция учащихся на предлагаемую нагрузку, проводится наблюдение за самочувствием девушек и выявление признаков утомления и перенапряжения. В процессе обучения школьницам прививаются умения и навыки: гигиена спортивной одежды и обуви, гигиена питания, режима дня, техника безопасности и самоконтроль.

Новизной решения данной программы является двигательная деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной программы девушка формируются как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств.  

Актуальность программы обусловлена тем, что  появилась потребность у  учащихся в личном физическом совершенствовании своего мастерства через соревновательную деятельность в данном виде спорта.    

Цель программы: развитие физических качеств, совершенствование двигательных умений и навыков в игре в баскетбол, подготовка юных спортсменов для реализации своих достижений в соревновательной деятельности.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:

развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка;

обучение основам техники и тактики игры;

приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований.

укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;

воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

содействие воспитанию нравственных и волевых качеств;

освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что  она состоит из трех разделов: знания о спортивно-оздоровительной деятельности,  физическое совершенствование со спортивной  направленностью, способы спортивно-оздоровительной деятельности.

В реализации данной программы участвуют учащиеся в возрасте от 12 до 13 лет, набор в секцию данной направленности производится по следующим параметрам: наличие способностей, базовых знаний и желание учащихся совершенствовать свои умения и навыки в игре баскетбол.

Формы и методы, используемые для организации учебного процесса:

- методы обучения: практический, словесный, наглядного восприятия;

- способы выполнения упражнений: одновременный, поточный, поочередный;

- формы организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный.

В программе предусмотрено регулярное отслеживание результатов воспитанников, участие в школьных и городских соревнованиях. Запланированы воспитательные задачи: приучение к сознательной дисциплине, воспитывать такие качества, как самообладание, чувство товарищества, общительность, смелость, воля к победе.

Учитель физической культуры, реализующий данную программу, ориентирует свою деятельность на такие важные компоненты как: воспитание моральных и волевых качеств; формирование гуманистических отношений; приобретение опыта общения; формирование потребности и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями; воспитание целостной ориентации на физическое и духовное совершенствование личности.

Форма подведения итогов: начальная, промежуточная, итоговая..

 

Ожидаемые результаты освоения программы

Учащиеся будут:

Знать:

работу сердечно-сосудистой системы, понятие о телосложении человека.

основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол.  Какие бывают нарушения правил. Жесты судей.

гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями.

способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.

Уметь:

выполнять передачу мяча одной рукой снизу. Передачу мяча одной рукой сбоку.

выполнять приемы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот, перевод мяча перед собой.

броски одной и двумя руками в прыжке. Броски мяча в корзину после двух шагов и в прыжке с близкого расстояния и среднего. Броски мяча в корзину со средних и дальних дистанций одной и двумя руками от головы. Штрафной бросок одной и двумя руками от головы.

вырывание и выбивание. Перехват. Накрывание.

применять в игре командное нападение. Взаимодействовать с заслоном, а так же применять  индивидуальные, групповые  и командные действия в защите в игре баскетбол.

Использовать:

приобретенные знания и умения в практической и игровой деятельности, в повседневной жизни для включения занятий  спортом в активный отдых и досуг.

Демонстрироват:

броски в корзину с расстояния 1 м.

броски со средних и дальних дистанций.

броски в корзину после ведения.

передачи мяча в парах.

передачи мяча в движении.

обводка стоек.

передача и ловля мяча от стены за 30 сек.

штрафной бросок.

 

Распределение учебного материала

 

п/п

Перечень разделов (тем)

Количество часов

1

Знания о спортивно-оздоровительной деятельности

6

2

Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной направленностью:

общая и специальная физическая подготовка;

основы техники и тактики игры.

116

46

70

3

Способы спортивно-тренировочной деятельности:

контрольные игры и соревнования;

контрольные испытания;

соревновательная деятельность.

14

2

2

10

4

Всего часов

136

 

Содержание программы

 

Раздел 1. Знания о спортивно-оздоровительной деятельности – 6 часа

Тема 1. .Влияние физических упражнений на организм занимающихся

Работа сердечно-сосудистой системы. Особенности полового созревания у девочек.  Понятие о телосложении человека.

Тема 2. Гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль.

Гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями. Самоконтроль, из чего он состоит. Способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.

Тема 3. История баскетбола.

История появления баскетбола. Баскетбол – олимпийский вид спорта. Развитие баскетбола в нашей стране и Республике Татарстан.

Тема 4.  Основы методики обучения игре баскетбол. Тренировки.

Овладение и совершенствование двигательными действиями: перемещением, изменением направления движения, передвижением парами в нападении и защите, бегом баскетболиста, передачами, ведением и бросками. Сочетание рывков с финтами.

Темы 5-6.  Правила соревнований, их организация и проведение.

Основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол.  Какие бывают нарушения правил. Жесты судей.  Требования к технике безопасности на занятиях по баскетболу. Проведение соревнований по баскетболу.

 

Раздел 2. Физическое совершенствование со спортивной  направленностью - 116 часов

1. Общая и специальная физическая подготовка -  46  часов.

Общеразвивающие упражнения без предметов, упражнения с набивными мячами, упражнения на силу и гибкость, бег в медленном темпе до 10 минут. Прыжки со скакалкой.

Комбинированные беговые и прыжковые упражнения: с перемещением из различных исходных положений, бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов, рывки вперед, челночный бег, эстафеты с быстрым изменением характера,

прыжки на одной и обеих ногах через гимнастические скамейки, выпрыгивания, прыжки с доставанием предмета, прыжки с доставанием подвешенных предметов рукой, головой, прыжки вверх с подтягиванием коленей.

2. Основы техники и тактики игры - 70 часов

Описание технических приемов в передачах мяча, ведении и бросках по кольцу. Описание тактических приемов, взаимодействий.

Ведение мяча правой и левой рукой, переводы мяча вокруг туловища, с обеганием стоек, прыжками, подлезаниями.

Броски и ловля мяча мяча в стену за 30 сек. Различные передачи в парах одного или двух мячей. Броски мяча в щит после ведения, броски в кольцо после ведения. Броски в кольцо из различных точек, штрафной бросок. Ловля после отскока от щита.

Тактические действия в защите: держание игрока с мячом, вырывание и выбивание мяча, держание игрока с мячом при передачах, при ведении мяча, при броске в корзину. Личная система защиты. Командное нападение. Индивидуальные, групповые и командные действия в защите. Вырывание и выбивание. Перехват. Накрывание.

Тактические действия в нападении: приемы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот, перевод мяча перед собой. Бросок одной и двумя руками в прыжке.

 

Раздел 3. Способы спортивно - тренировочной деятельности  - 14 часов

1.Контрольные  игры и соревнования. - 2 часа

 Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4. 5х5.

2. Контрольные испытания.- 2 часа

броски по кольцу с расстояния 1 м.

броски со средних и дальних дистанций.

броски по кольцу после ведения.

передачи мяча в парах, передачи мяча в движении.

обводка стоек.

передача и ловля мяча от стены за 30 сек.

штрафной бросок.

3. Соревновательная деятельность. Судейская и инструкторская практика.-  10 часов

Товарищеские встречи команд  других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований.

Участие в соревнованиях по баскетболу в зачет школьной и городской спартакиады школьников.

Календарно-тематическое планирование

 

 

п\п

Тема занятия

Содержание учебного материала

1-2

Знания о спортивно-оздоровительной деятельности

Влияние физических упражнений на организм человека. Самоконтроль.

Гигиенические требования к одежде и обуви. Техника безопасности на занятиях.

3-4

Знания о спортивно-оздоровительной деятельности

Основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол. Жесты судей.

5-6

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег в медленном темпе до 10 мин., ОРУ без предметов, ведение мяча с изменением направления, броски в кольцо из различных точек, учебная игра.

7-8

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Перемещения из различных исходных положений, учебно-тренировочная игра

9-10

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ без предметов, перемещения из различных исходных положений.

11-12

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Ведение мяча с изменением направления, броски в кольцо из различных точек, учебная игра.

13-14

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ на силу и гибкость, ведение мяча с изменением направления, вокруг стоек.

15-16

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Перемещения из различных исходных положений, учебно-тренировочная игра

17-18

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ с набивными мячами. Ведение мяча с изменением направления, броски в кольцо из различных точек, ловля и передача мяча на месте и в движении.

19-20

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Перемещения из различных исходных положений. Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра.

21-22

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ с набивными мячами. Ловля и передача мяча на месте и в движении.

23-24

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра.

25-26

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ с набивными мячами. Броски в кольцо из различных точек. Ведение мяча с изменением направления и с заданиями.

27-28

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра.

29-30

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ на силу и гибкость. Броски в кольцо в движении.

31-32

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Ведение мяча с изменением направления и с заданиями. Броски в кольцо из различных точек.

33-34

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ на силу и гибкость. Ловля и передача мяча на месте и в движении. Броски в кольцо в движении.

35-36

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Ловля и передача мяча на месте и в движении. Броски в кольцо в движении. Учебно-тренировочная игра.

37-38

Знания о спортивно-оздоровительной деятельности.

 

 

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Овладение и совершенствование двигательными действиями: перемещением, изменением направления движения, передвижением парами в нападении и защите, бегом баскетболиста, передачами, ведением и бросками. Сочетание рывков с финтами.

Медленный бег, ОРУ с набивными мячами, прыжковые упражнения.

39-40

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски и ловля мяча в стену за 30 сек. Различные передачи на месте и в движении в парах 1-2 мячей. Различные ведения. Учебно-тренировочная игра.

41-42

Знания о спортивно-оздоровительной деятельности.

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.

ОРУ на силу и гибкость, прыжковые упражнения.

43-44

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски и ловля мяча в стену за 30 сек. Различные передачи в парах одного или двух мячей, ведение. Учебно-тренировочная игра.

45-46

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Участие в городских соревнованиях

47-48

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Участие в городских соревнованиях

49-50

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Участие в городских соревнованиях

51-52

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Участие в городских соревнованиях

53-54

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Участие в городских соревнованиях

55-56

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

ОРУ без предметов. Челночный бег. Учебно-тренировочная игра.

57-58

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

ОРУ без предметов. Эстафеты с быстрым изменением характера движения. Действия игроков в нападении и защите.

59-60

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Игра под щитом. Учебно-тренировочная игра.

61-62

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

ОРУ без предметов. Эстафеты с быстрым изменением характера движения. Действия игроков в нападении и защите.

63-64

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Игра под щитом. Учебно-тренировочная игра.

65-66

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Рывки вперед, перемещения из различных исходных положений. Действия игроков в защите и нападении.

67-68

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра.

69-70

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Различные передачи в парах одного или двух мячей. Действия игроков 1х1, 2х2

71-72

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра.

73-74

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Различные передачи в парах одного или двух мячей. Действия игроков 1х1, 2х2

75-76

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра.

77-78

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Различные передачи в парах одного или двух мячей. Действия игроков 1х1, 2х2

79-80

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра.

81-82

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски в кольцо из различных точек. Действия игроков 1х1, 2х2

83-84

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра.

85-86

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски в кольцо из различных точек. Индивидуальные действия игроков.

87-88

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра.

89-90

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски в кольцо из различных точек. Индивидуальные действия игроков.

91-92

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра.

93-94

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски в кольцо из различных точек. Индивидуальные действия игроков.

95-96

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра.

97-98

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски в кольцо в движении. Индивидуальные действия игроков.

99-100

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра.

101-102

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски в кольцо в движении. Индивидуальные действия игроков.

103-104

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий

105-106

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски в кольцо в движении.Действия игроков в нападении и защите.

107-108

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий

109-110

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Броски в кольцо в движении.Действия игроков в нападении и защите.

111-112

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий

113-114

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Ведение мяча на месте и в движении. Штрафной бросок. Игра под щитом.

115-116

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий

117-118

Физическое совершенствование со спортивной направленностью

Ведение мяча на месте и в движении. Штрафной бросок. Игра под щитом.

119-120

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Контрольные испытания:броски по кольцу с расстояния 1 м., броски со средних и дальних дистанций, броски по кольцу после ведения.

121-122

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Контрольные испытания: передачи мяча в парах, передачи после ведения, обвод стоек, передача и ловля мяча от стены за 30 сек., штрафной бросок.

123-124

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4, 5х5.

125-126

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Мини-баскетбол, баскетбол 3х3, 4х4, 5х5.

127-128

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Товарищеские встречи команд  других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований.

129-130

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Товарищеские встречи команд  других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований.

131-132

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Товарищеские встречи команд  других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований.

133-134

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Товарищеские встречи команд  других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований.

135-136

Способы спортивно-тренировочной деятельности

Товарищеские встречи команд  других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований.

 

Учебно-методическое обеспечение.

1. Методы обучения

Практические: 

- разучивание по частям;

- разучивание в целом;

- игровой;

- соревновательный.

  Методы использования слова:

- рассказ;

- описание;

- объяснение;

- беседа;

- разбор;

- указание;

- оценка;

- команда;

- подсчет.

Методы наглядного восприятия: 

- показ;

- демонстрация (плакатов, кинофильмов, рисунков, зарисовок);

- звуковая и световая сигнализации.

2. Способы выполнения упражнений: одновременный, поточный, поочередный.

3. Методы организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный.

4. Формы подведения итогов: текущий контроль и итоговый в форме контрольных тестов и упражнений.

5. Материально-техническое обеспечение: спортивный инвентарь и оборудование.

Список используемой литературы

 

1.Методическая литература:

Л.Б.Кофман, Г.И.Погадаев, «Настольная книга учителя физической культуры», издательство «Физкультура и спорт», 2005 г;

А.П.Матвеев, Т.В.Петрова, «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре», издательство  «Просвещение», 2000 г.;

Примерная программа по баскетболу   для детско-юношеских школ. - М. 2004г;

2.Периодические издания: журналы «Физическая культура в школе», «Физкультура и спорт».


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.