Рабочая программа спецкурса «Политология» (10 класс)

1
0
Материал опубликован 31 March 2017

Программа элективного курса «Введение в политологию»

10 класс
 

учитель Клинова Е.И.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля имени А.С.Пушкина»

Пояснительная записка
Политика является важнейшим элементом жизни и культуры. В течение тысячелетий она являлась и сейчас является структурообразующим элементом общества.
Программа настоящего курса ставит своей целью дать старшеклассникам знания, необходимые для выработки собственного мнения о событиях, происходящих в стране, об её истории, которое не зависело бы ни от господствующих установок, ни от политической конъюнктуры.

Политическая наука в современной, реформируемой России имеет особое значение, поскольку от политических позиций подрастающего поколения будет зависеть будущее.  Сегодня в России политологии отводится приоритетное место в обществознании. К политологам постепенно стали относиться как к необходимым в обществе специалистам.
Актуальность курса состоит в необходимости формирования политической компетентности школьников. Знания, полученные школьниками при изучении курса, могут быть ими использованы как гражданами России в построении современного правового государства и гражданского общества.

Школа призвана формировать в молодом человеке умение критически анализировать современные политические процессы, определять свою позицию и отношение к происходящим событиям, воспитывать толерантность, правовую и политическую культуру.

Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами основного среднего образования по обществознанию. Спецкурс рассчитан на 35 часов (годовая нагрузка), недельная нагрузка 1 час в неделю. Форма занятий - самая разнообразная: деловые игры, ролевые игры, дискуссии, дебаты, семинары, экскурсии, встречи с людьми, работающими в госучреждениях и занимающимися политикой и т.д.

Направленность курса – развивающая. Содержание курса предполагает работу учащихся с разными источниками информации, предполагает самостоятельную (индивидуальную или коллективную) форму работы. Серьезное внимание уделяется проектно-исследовательской работе.

Элективный курс «Введение в политологию» является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент и способствует усвоению основных понятий: политология, политическая наука, власть, государство, ветви властей, право, закон, законотворчество, конституция, парламент, президент, депутат, партия, правительство, администрация, политическая культура, права и свободы, политический режим, идеология, радикализм, реформизм, экстремизм, демократия, тоталитаризм, авторитаризм, социализм, популизм, формы государства, социальная справедливость и др.

Итогом работы  отдельных учащихся или группы учащихся по данной программе могут стать подготовленные самостоятельно рефераты, проекты, доклады, исследовательские работы.

Цели курса:

дать учащимся необходимый минимум знаний о политических реалиях, нормах политического поведения.

помочь овладеть методологией анализа политической жизни.

выработать необходимые мировоззренческие критерии оценки текущих политических событий. 

Задачи курса:

формирование политической культуры и социально-правового поведения личности в гражданском обществе.

учащиеся должны сформировать ключевые компетенции, которые помогут профессиональному самоопределению.

Организационно-методический раздел

Программа по политологии составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и предполагает изучение следующих проблем:

Формирование политической науки:

Роль и место политики в жизни современных обществ;

Объект, предмет и метод политической науки;

Функции политологии;

Политическая жизнь и личность;

Происхождение государства.

Понятие и признаки государства.

Правовое государство.

Власть: её виды и критерии эффективности.

Социальные функции политики;

Гражданское общество, его происхождение и особенности;

Особенности становления гражданского общества в России;

Политическая власть;

Политическая система;

Политические режимы;

Политические партии;

Политические права и свободы. 

Политические идеологии

Политика и мораль.

Политические элиты. Политическое лидерство.

В процессе работы по изучению данного курса учащиеся могут овладеть:

конкретными политологическими, историко-правовыми сведениями, знаниями, помогающими быть компетентными в этой сфере общественной жизни;

историко-биографической информацией, касающейся выдающихся политиков;

умениями, связанными с работой научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, реферирование литературы по избранной теме или проблеме);

элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельного (под руководством педагога) микроисследования.

Требования к подготовке учащихся по предмету:

 сформированность структурированного и актуализированного знания, лежащего в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики;

 сформированность в целом гражданской позиции на базе полученных знаний;

 умение представить свой взгляд на определенные события в политико-правовой сфере в России и мире и аргументировано доказать его в форме итоговой практической работы;

 внутреннее целостное развитие психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах;

 умение давать морально-нравственную оценку событиям в политико-правовой сфере в России и мире;

сформированность поведения учащегося, проявляющаяся в потребности продолжать деятельность по получению новых знаний, формированию активной гражданской позиции.

Умения и навыки, которыми должны овладеть выпускники:

По окончании курса выпускники

должны знать термин «государственный аппарат»,

перечислять основные признаки, функции, формы государства, основные черты гражданского общества;

определять понятия «государство», «правовое государство», «гражданское общество»; 

описывать государственный аппарат, местное самоуправление, гражданское общество;

сравнивать избирательные системы, политические режимы, формы государства; 

объяснять роль государства в политической системе, связь правового государства и гражданского общества; характеризовать власть, её происхождение и виды, политическую идеологию, политическую культуру;

выявлять структуру объекта, соотношение и функции его элементов: политической системы, системы права, политической идеологии, системы судебной защиты прав человека;

приводить примеры политической культуры; 

давать оценку предлагаемым фактам с точки зрения политической культуры

Содержание программы

Тема № 1. Цели и задачи курса. «Политика как общественное явление» (2 часа)
Понятие «политика», причины её возникновения, важнейшие признаки политики. Структура политики, её роль в обществе. Функции политики. Политика и мораль.
Тема № 2. «Что и как изучает современная политическая наука» (24 часа)
Тема делится на 7 разделов:
а) «Политическая власть» (2 часа)
Теория власти. Определения власти. Ресурсы власти и их типология. Принципы организации и функционирования политической власти. Понятия «суверенитет» и «легитимность». Типы легитимности. Проблема легитимности власти в России.
в) «Политические элиты» (2 часа)
Понятие «политическая элита». Причины существования политических элит. Классическая теория элит В. Парето. Современная политическая элита: источники власти и системы отбора. Типы элит. Политическая элита в России (СССР): особенности формирования. Понятие «номенклатура».
д) «Политическая система общества» (2 часа)
Понятие и функции политической системы. Механизм функционирования политической системы. Структура и функции политической системы. Типы политических систем. Политическая система в России: советский тип, постсоветский тип.
е) «Политический режим» (3 часа)
Понятие «политический режим». Принцип легитимности политического режима. Форма правления. Избирательные системы. Типы политических режимов: тоталитаризм, авторитаризм, демократия. Эволюция политического режима в России (СССР).
ж) «Политика и общество. Гражданское общество» (2 час)
Гражданское общество: содержание, предпосылки возникновения и структура. Трактовки понятия «гражданское общество» в политической науке: либеральная трактовка (Т. Гоббс, Дж. Локк), трактовка Г. Гегеля, К. Маркса, социал-демократическая трактовка И. Шумпетера. Конституционализм как режим отношений между обществом и государством. Разновидности конституционализма. Формирование гражданского общества в России: трудности и специфика.
з) «Политические институты» (4 часа)
Природа, сущность и признаки государства. Функции и устройство государства. Типы государств. Тенденции развития государства в России (от СССР к России). Правовое государство.Политические партии и партийные системы: возникновение и сущность партий. Причины возникновения современных партий и их природа. Типология партий и их функций. Российская модель партийной системы (Российская империя – СССР – Российская Федерация).
Тема № 4. «Политическая социализация личности» (4 часа)
Функции и содержание политической социализации. Модели (типы) политической социализации. Избирательные системы Особенности политической социализации в России. Понятие «политическая культура» и его содержание. Типы политической культуры. Подданический тип политической культуры в России. Особенности политической культуры переходного типа.
Тема № 5. «Политические идеологии» (3 часа)
Содержание понятия «идеология». Возникновение идеологии и её функции. Типы идеологий: критерии классификации. Типы идеологий: либерализм, консерватизм, коммунизм, фашизм, социал-демократизм. Формирование идеологических предпочтений в современной России.
Тема № 6. «Международная политика» (2 часа)
Международные отношения и международная политика, субъекты международных отношений. Сущность международной политики. Содержание и принципы международной политики. Понятия «национальный интерес» и «национальная безопасность». Типология международных отношений. Новые тенденции в развитии современных международных отношений. Россия в системе международных отношений на современном этапе.

Оснащённость учебного процесса:
Учебно-методические компоненты (учебник, хрестоматии, дополнительная литература, рабочая тетрадь, познавательные задания для учащихся), картины, схемы, таблицы, аудиовизуальные средства обучения (кинофильмы, слайды, видеофильмы, аудиозаписи, компьютерные программы)

 

 

       


 

Информационное обеспечение дисциплины

http://sibtu-vpo.com/13052010/politologiya/Vasilik_-_PracticalWorkOnPoliticalScience_-_1999_384_HTML/vasilik.htm

(Практикум по курсу политология

под редакцией профессора М.А.Василика)

http://www.elitarium.ru/2006/06/02/distancionnyjj_kurs_politologija.html

(Дистанционный курс Политология)

http://interneturok.ru/ru

Видеоуроки

http://univertv.ru/video/politologiya

Лекции по политологии

www.philosophy.ru – библиотека классических и современных политических и философских электронных текстов;

www.iph.ras.ru – электронная библиотека Института философии РАН;

www.polit.ru – информационный сайт о политике;

www.politcom.ru – информационный сайт политических комментариев;

www.kreml.org – экспертная сеть Фонда эффективной политики;

www.politklass.ru – сайт журнала «Политический класс»;

www.apn.ru – сайт Агентства политических новостей;

www.politjournal.ru – электронная версия «Политического журнала»;

http://www.politika-magazine.ru/ - итернет-версия журнала «Политика»;

http://www.ipolitics.ru/ - каталог документов (первоисточники и аналитика), политическая карта мира, библиотечка политолога (статьи и материалы, ставшие классикой в современной политологии и теории международных отношений), специальные проекты.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.