Рабочая программа учебного курса «Проектная деятельность» (8–9 классы)
Рабочая программа
учебного курса «Проектная деятельность»
8-9 класс
Уровень основного общего образования
Разработана Нетесовой Л.В.
учителем географии
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты освоения учебного курса обнаруживаются через участие обучающихся в проектной деятельности и освоение, что дает возможность школьникам приобрести социальный опыт, в ходе которого обучающийся сможет:
- овладеть основами понятийного мышления (обобщение, анализ, планирование, контроль, рефлексия учебной деятельности);
- сформировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на основе профессиональных предпочтений;
- научиться самостоятельно выстраивать индивидуальные образовательные маршруты с учетом устойчивых учебно-познавательных интересов;
- сформировать осознанное, уважительное и позитивное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, традициям, религиям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достижение в нем взаимопонимания;
- освоить социальные нормы, правила поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; сформировать основы социально-критического мышления; получить опыт участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
- развивать моральное сознание социальные компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- сформировать ценность здорового и безопасного образа жизни; усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и правил поведения на дороге.
Метапредметные результаты
В компетентности решения проблем как основы системно-деятельного подхода в обучении (способность видеть, ставить и решать задачи). Основными группами способностей и умений являются:
- планировать решение задачи, выбирать метод для решения и определять необходимые ресурсы;
- проводить требуемую последовательность действий по инструкции; при необходимости уточнять формулировки задачи, получать недостающие дополнительные данные и новые способы решения;
- выявлять и использовать аналогии, переносить взаимосвязи и закономерности на задачи с аналогичным условием; выдвигать и проверять гипотезы, систематически пробовать различные пути решения;
- выполнять текущий контроль и оценку своей деятельности; сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта; оценивать продукт своей деятельности на основе заданных критериев; видеть слабые и сильные стороны полученного результата и своей деятельности, воспринимать и использовать критику и рекомендации других, совершенствовать результаты решения конкретной задачи и свою деятельность.
В информационной компетентности как способности решать задачи, возникающие в образовательном и жизненном контексте с адекватным применением информационно-коммуникационных технологий. Основными группами способностей и умений являются:
- исходя из задачи получения информации:
Планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, выбирать способы получения информации; работать в поисковых системах Интернета, со справочными и другими бумажными источниками; проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты;
Находить в сообщении информацию и конкретные сведения, разъяснение значения слова, основную идею, указание на время и место действия, описание отношений между упоминаемыми лицами, их объяснение, обобщение и установление связей между событиями;
Оценивать правдоподобность сообщения, выявлять отношение автора к происходящим событиям и использованные им приемы;
Выделять из сообщения информацию, которая необходима для решения поставленной задачи, отсеивать лишние данные;
Обнаруживать недостаточность или неясность данных, формулировать вопросы учителю с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;
Сопоставлять и сравнивать информацию из разных частей сообщения и находимую во внешних источниках, выявлять различие точек зрения, привлекать собственный опыт;
- исходя из задачи создания, представления и передачи сообщения:
Планировать создание сообщения, выбирать сочетание различных форм представления информации (текст, рисунок, анимация, таблица, схема, фотография, видео, презентация и другое) и инструментов ее создания и организации и использовать их для обеспечения эффективного создания сообщения;
Обрабатывать имеющиеся сообщения: преобразовывать запись устного сообщения, интервью в письменный текст, формулировать выводы из изложенных фактов, кратко резюмировать, комментировать, выделять основные линии, иллюстрировать и преобразовывать в наглядную форму;
Создавать текстовое описание объектов, явлений и событий, наблюдаемых на изображениях, фиксировать в графической форме схемы и планы наблюдаемых объектов и событий, понятий, связи между ними;
Фиксировать в виде текста и гипермедиа-сообщения свои рассуждения (при решении математической задачи, формулировке вывода эксперимента, обосновании технологического решения);
Участвовать в дискуссии и диалоге, учитывать особенности других участников, их позиции, ставить задачи коммуникации и определять, какие результаты будут достигнуты;
- исходя из задачи проектирования объектов и событий, создавать проекты и планы в различных формах: текст, чертеж, виртуальная модель);
- исходя из задачи записи объектов и процессов в окружающем мире, выбирать правильные инструменты и действия, фиксируя необходимые элементы и контексты с необходимым технологическим качеством.
В коммуникативной компетентности как способности ставить и решать определенные типы задач социального, организационного взаимодействия: определять цели взаимодействия, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность взаимодействия, быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения. Основными группами способностей и умений являются:
- способность к инициативной организации учебных и других форм сотрудничества, выражающаяся в умениях:
Привлекать других людей к совместной постановке целей и их достижению;
Понять и принять другого человека, оказать ему необходимую помощь в достижении его целей;
Оценивать свои и чужие действия в соответствии с их целями, задачами, возможностями и нормами общественной жизни;
- способность к пониманию и созданию культурных текстов, выражающееся в умениях:
Строить адресованное письменное или устное развернутое высказывание, выдерживающее предметную логику, учитывающее разнообразие возможных точек зрения по данному вопросу;
Читать и осмысливать культурные тексты разного уровня сложности и с разными стилистическими особенностями;
Оценивать свои возможности в понимании и создании культурных текстов, искать и осваивать недостающие для этого средства;
- способность к взаимодействию с другими людьми, выражающаяся в умениях:
Осознавать и формулировать цели совместной деятельности, роли, позиции и цели участников, учитывать различия и противоречия в них;
Планировать взаимодействие;
Оценивать ход взаимодействия, степень достижения промежуточных и конечных результатов;
- способность к разрешению конфликтов, выражающаяся в умениях:
Находить пути разрешения конфликта, способы поведения в ситуации неизбежного конфликта и столкновения интересов, достижения компромисса.
В учебной компетентности как способности обучающихся самостоятельно и инициативно создавать средства для собственного продвижения в обучении и развитии, выстраивать свою образовательную траекторию, а также создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовывать. Умение учиться обнаруживает себя в готовности и возможности:
- строить собственную индивидуальную образовательную траекторию на последующих этапах обучения;
- определять последовательность учебных целей, достижение которых обеспечит движение по определенной обучающимся траектории;
- оценивать свои ресурсы и дефициты в достижении цели;
- обладать развитой способностью к поиску источников восполнения дефицитов;
- проводить рефлексивный анализ своей образовательной деятельности, использовать продуктивные методы рефлексии.
В результате изучения учебного предмета будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
Результаты проектной деятельности учащиеся представляют на школьной конференции и в ходе публичной защиты индивидуального итогового проекта. Основным результатом освоения учебного курса является успешная защита индивидуального итогового проекта выпускника основной школы.
Содержание учебного курса
Введение
Что такое «проектная деятельность»? Цель и содержание. Задачи курса. Основоположник Дж. Дьюи. Развитие проектной деятельности в России и за рубежом.
Виды проектов и их особенности. Информационный проект, исследовательский проект, практико-ориентированные проекты, социальные проекты.
Классификация проектов по доминирующей деятельности, по комплексности и характеру контактов: монопроекты, межпредметные; по продолжительности: мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные.
От проблемы - к цели
Постановка проблемы. Проблема – как противоречие реального и желаемого. Причины возникновения проблем. Выбор темы информационного проекта. Понятие проблемной ситуации. Анализ проблемной ситуации. Постановка проблемы.
Целеполагание. Цель и требования к ее формулировке: измеримость, конкретность, достижимость, прозрачность, реалистичность. Цели, приследуемые при работе над информационным проектом. Понятие результата. Результаты работы с информационным проектом.
Планирование деятельности. Постановка задач, адекватных цели. Пошаговое представление (планирование) деятельности. Хронологическая последовательность действий и расчет времени, необходимого для их выполнения.
«Дневник исследователя». Создание визитной карточки проекта, заполнение дневника исследователя, создание базы данных и электронных рабочих папок для хранения результатов работы по проекту.
Анализ ресурсов. Понятие ограниченности ресурсов. Виды ресурсов, полезных для работы с информационным проектом.
Практическая работа № 1 Составление дневника исследования.
Работа с информационными источниками
Виды информационных источников. Справочники, учебники, статьи, монографии, архивные документы, статистические материалы, Интернет, электронные издания, радио и телевизионные источники и др.
Работа с каталогами. Организация информации в каталоге. Виды каталогов. Параметры поиска информации в каталоге.
Работа со справочной литературой. Виды справочной литературы. Способы размещения информации в справочной литературе. Поиск и отбор информации. Оформление ссылок Способы первичной обработки информации. Чтение текста с маркированием. Работа с терминами и понятиями.
Коллажирование как способ обработки первичной информации. Использование электронных энциклопедий. Содержание электронных энциклопедий; приёмы поиска информации в подобных источниках.
Работа со статистическим материалом. Статистические таблицы и приемы работы с ними.
Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм. Оформление числовых данных.
Создание публикаций
Виды публикаций. Реферат, тезисы, статья, буклет, монография, доклад, бюллетень, исследовательская работа и их различия. Требования к оформлению публикаций.
Реферат. Структура реферата. Оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, рецензия и их функции.
Требования к оформлению реферата. Оформление титульного листа, оглавления, введения, заключения, основной части, ссылок, заголовков, списка литературы, нумерация разделов.
Критерии оценивания. Актуальность, логичность и системность изложения, взаимосвязанность основных вопросов, полнота раскрытия темы в соответствии с планом, творчество и самостоятельность автора при написании реферата, научный язык изложения, глубина анализа, изложение целей и задач, наличие обзора источников, соответствие оформления работы требованиям.
Тезисы. Цель написания тезисов информационных проектов, структура, требования, критерии оценивания.
Практическая работа№ 2 Составление тезисов.
Представление информации
Оформление портфолио проекта. Задачи портфолио; состав портфолио проекта. Содержание информации. Объем информации в зависимости от вида публикаций. Построение предложений. Расположение информации на странице. Оформление ссылок
Действия при оформлении ссылок. Библиографические правила цитирования источников.
Создание библиографического описания первоисточников при цитировании документов в различной форме.
Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм. Оформление числовых данных.
Презентация продукта.
Презентация в виде доклада с иллюстрациями; раздача изданного информационного бюллетеня; представление веб-сайта с результатами исследования.
Составление текста к публичному выступлению. Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова. «Дерево идей». План и цель выступления. Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета.
Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении.
Методы привлечения внимания аудитории. Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, и др.) Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала публичного выступления).
Работа с вопросами. Для чего мы спрашиваем? Виды вопросов в зависимости от их цели и формы. Виды ответов по форме. Речевые формулы задания вопросов. Связь цели и формы вопроса. Поведение выступающего при вопросах. Форма вопроса и форма ответа.
Публичное выступление. Представление работ. Конференция.Требования к защите индивидуального итогового проекта выпускника основной школы.
Практическая работа № 3 Составление вопросов к проекту.
Анализ результатов работы
Понятия «отметка», «оценка», «контроль». Различия приведенных понятий. Эталоны и оценочные шкалы. Способы оценивания работ. Критерии и процедура оценивания. Оценка и самооценка. «Сильные» и «слабые» стороны работы и их анализ. Успех и как его добиться. Неудача, или как преодолеть трудности и избежать неудач. Оценка собственного продвижения.
Тематическое планирование
8 класс
Тема | Кол-во часов |
Введение - 4 часа | |
Что такое «проектная деятельность»? Виды проектов и их особенности Классификация проектов | 1 1 1 1 |
От проблемы - к цели -5 часов | |
Постановка проблемы. Выбор темы информационного проекта Целеполагание. Планирование деятельности «Дневник исследователя» | 1 1 1 1 1 |
Работа с информационными источниками - 5 часов | |
Виды информационных источников Работа с каталогами Работа со справочной литературой Использование электронных энциклопедий Работа со статистическим материалом | 1 1 1 1 1 |
Создание публикаций -5 часов | |
Виды публикаций Реферат. Структура реферата. Оформлению реферата. Критерии оценивания реферата. Тезисы. | 1 1 1 1 1 |
Представление информации -5 часов | |
Оформление портфолио проекта Содержание информации Оформление ссылок на используемые источники Библиографические правила цитирование источников Дизайн информации | 1 1 1 1 1 |
Презентация продукта - 7 часов | |
Формы презентации Составление текста публичного выступления ЧТО и КАК мы говорим Допустимые речевые обороты Методы привлечения внимания в аудитории Работа с вопросами Публичное выступление. Представление и защита работ. | 1 1 1 1 1 1 1 |
Анализ результатов работы - 3 часа | |
Понятия «отметка», «оценка», «контроль». Способы оценивания работ. Критерии и процедура оценивания. Оценка. Самооценка | 1 1 1 |
Итого | 34 часа |
9 класс
Тема | Кол-во часов |
Введение - 2 часа | |
Индивидуальный итоговый проект выпускника Выбор темы | 1 1 |
От проблемы - к цели - 5 часов | |
Постановка проблемы Целеполагание Планирование деятельности Индивидуальные консультации «Тема проекта. Планирование деятельности» | 1 1 1 2 |
Работа с информационными источниками - 8 часов | |
Работа с дополнительными источниками информации Социологический опрос. Технология проведения Обработка результатов социологического опроса Анализ статистических данных Отбор информации по теме проекта Индивидуальные консультации «Информационное содержание индивидуального проекта» | 1 1 1 1 1 3 |
Представление информации - 8 часов | |
Оформление письменной части итогового проекта Графические составляющие письменной части итогового проекта Индивидуальные консультации «Оформление письменной части индивидуального проекта» Оформление готового продукта индивидуального проекта Индивидуальные консультации «Готовый продукт» | 1 1 3 1 2 |
Презентация продукта - 9 часов | |
Требования к итоговой презентации индивидуального проекта Составление текста публичного выступления Методы привлечения внимания в аудитории Готовый продукт проекта Публичное выступление. Представление и защита работ Работа с вопросами Индивидуальные консультации «Защита индивидуального проекта» | 1 1 1 1 1 1 3 |
Анализ результатов работы - 2 часа | |
Критерии и процедура оценивания индивидуального проекта Оценка руководителя и самооценка индивидуального проекта | 1 1 |
Итого | 34 часа |