Рабочая программа учебного курса «Проектная деятельность» (8–9 классы)

2
0
Материал опубликован 26 February 2021 в группе


Рабочая программа

учебного курса «Проектная деятельность»

8-9 класс

Уровень основного общего образования



Разработана Нетесовой Л.В.

учителем географии


Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты освоения учебного курса обнаруживаются через участие обучающихся в проектной деятельности и освоение, что дает возможность школьникам приобрести социальный опыт, в ходе которого обучающийся сможет:

- овладеть основами понятийного мышления (обобщение, анализ, планирование, контроль, рефлексия учебной деятельности);

- сформировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на основе профессиональных предпочтений;

- научиться самостоятельно выстраивать индивидуальные образовательные маршруты с учетом устойчивых учебно-познавательных интересов;

- сформировать осознанное, уважительное и позитивное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, традициям, религиям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достижение в нем взаимопонимания;

- освоить социальные нормы, правила поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; сформировать основы социально-критического мышления; получить опыт участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

- развивать моральное сознание социальные компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- сформировать ценность здорового и безопасного образа жизни; усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и правил поведения на дороге.


Метапредметные результаты

В компетентности решения проблем как основы системно-деятельного подхода в обучении (способность видеть, ставить и решать задачи). Основными группами способностей и умений являются:

- планировать решение задачи, выбирать метод для решения и определять необходимые ресурсы;

- проводить требуемую последовательность действий по инструкции; при необходимости уточнять формулировки задачи, получать недостающие дополнительные данные и новые способы решения;

- выявлять и использовать аналогии, переносить взаимосвязи и закономерности на задачи с аналогичным условием; выдвигать и проверять гипотезы, систематически пробовать различные пути решения;

- выполнять текущий контроль и оценку своей деятельности; сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта; оценивать продукт своей деятельности на основе заданных критериев; видеть слабые и сильные стороны полученного результата и своей деятельности, воспринимать и использовать критику и рекомендации других, совершенствовать результаты решения конкретной задачи и свою деятельность.

В информационной компетентности как способности решать задачи, возникающие в образовательном и жизненном контексте с адекватным применением информационно-коммуникационных технологий. Основными группами способностей и умений являются:

- исходя из задачи получения информации:

Планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, выбирать способы получения информации; работать в поисковых системах Интернета, со справочными и другими бумажными источниками; проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты;

Находить в сообщении информацию и конкретные сведения, разъяснение значения слова, основную идею, указание на время и место действия, описание отношений между упоминаемыми лицами, их объяснение, обобщение и установление связей между событиями;

Оценивать правдоподобность сообщения, выявлять отношение автора к происходящим событиям и использованные им приемы;

Выделять из сообщения информацию, которая необходима для решения поставленной задачи, отсеивать лишние данные;

Обнаруживать недостаточность или неясность данных, формулировать вопросы учителю с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;

Сопоставлять и сравнивать информацию из разных частей сообщения и находимую во внешних источниках, выявлять различие точек зрения, привлекать собственный опыт;

- исходя из задачи создания, представления и передачи сообщения:

Планировать создание сообщения, выбирать сочетание различных форм представления информации (текст, рисунок, анимация, таблица, схема, фотография, видео, презентация и другое) и инструментов ее создания и организации и использовать их для обеспечения эффективного создания сообщения;

Обрабатывать имеющиеся сообщения: преобразовывать запись устного сообщения, интервью в письменный текст, формулировать выводы из изложенных фактов, кратко резюмировать, комментировать, выделять основные линии, иллюстрировать и преобразовывать в наглядную форму;

Создавать текстовое описание объектов, явлений и событий, наблюдаемых на изображениях, фиксировать в графической форме схемы и планы наблюдаемых объектов и событий, понятий, связи между ними;

Фиксировать в виде текста и гипермедиа-сообщения свои рассуждения (при решении математической задачи, формулировке вывода эксперимента, обосновании технологического решения);

Участвовать в дискуссии и диалоге, учитывать особенности других участников, их позиции, ставить задачи коммуникации и определять, какие результаты будут достигнуты;

- исходя из задачи проектирования объектов и событий, создавать проекты и планы в различных формах: текст, чертеж, виртуальная модель);

- исходя из задачи записи объектов и процессов в окружающем мире, выбирать правильные инструменты и действия, фиксируя необходимые элементы и контексты с необходимым технологическим качеством.

В коммуникативной компетентности как способности ставить и решать определенные типы задач социального, организационного взаимодействия: определять цели взаимодействия, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность взаимодействия, быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения. Основными группами способностей и умений являются:

- способность к инициативной организации учебных и других форм сотрудничества, выражающаяся в умениях:

Привлекать других людей к совместной постановке целей и их достижению;

Понять и принять другого человека, оказать ему необходимую помощь в достижении его целей;

Оценивать свои и чужие действия в соответствии с их целями, задачами, возможностями и нормами общественной жизни;

- способность к пониманию и созданию культурных текстов, выражающееся в умениях:

Строить адресованное письменное или устное развернутое высказывание, выдерживающее предметную логику, учитывающее разнообразие возможных точек зрения по данному вопросу;

Читать и осмысливать культурные тексты разного уровня сложности и с разными стилистическими особенностями;

Оценивать свои возможности в понимании и создании культурных текстов, искать и осваивать недостающие для этого средства;

- способность к взаимодействию с другими людьми, выражающаяся в умениях:

Осознавать и формулировать цели совместной деятельности, роли, позиции и цели участников, учитывать различия и противоречия в них;

Планировать взаимодействие;

Оценивать ход взаимодействия, степень достижения промежуточных и конечных результатов;

- способность к разрешению конфликтов, выражающаяся в умениях:

Находить пути разрешения конфликта, способы поведения в ситуации неизбежного конфликта и столкновения интересов, достижения компромисса.

В учебной компетентности как способности обучающихся самостоятельно и инициативно создавать средства для собственного продвижения в обучении и развитии, выстраивать свою образовательную траекторию, а также создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовывать. Умение учиться обнаруживает себя в готовности и возможности:

- строить собственную индивидуальную образовательную траекторию на последующих этапах обучения;

- определять последовательность учебных целей, достижение которых обеспечит движение по определенной обучающимся траектории;

- оценивать свои ресурсы и дефициты в достижении цели;

- обладать развитой способностью к поиску источников восполнения дефицитов;

- проводить рефлексивный анализ своей образовательной деятельности, использовать продуктивные методы рефлексии.

В результате изучения учебного предмета будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

Результаты проектной деятельности учащиеся представляют на школьной конференции и в ходе публичной защиты индивидуального итогового проекта. Основным результатом освоения учебного курса является успешная защита индивидуального итогового проекта выпускника основной школы.


Содержание учебного курса


Введение

Что такое «проектная деятельность»? Цель и содержание. Задачи курса. Основоположник Дж. Дьюи. Развитие проектной деятельности в России и за рубежом.

Виды проектов и их особенности. Информационный проект, исследовательский проект, практико-ориентированные проекты, социальные проекты.

Классификация проектов по доминирующей деятельности, по комплексности и характеру контактов: монопроекты, межпредметные; по продолжительности: мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные.

От проблемы  - к цели        

Постановка проблемы. Проблема – как противоречие реального и желаемого. Причины возникновения проблем. Выбор темы информационного проекта. Понятие проблемной ситуации. Анализ проблемной ситуации. Постановка проблемы.

Целеполагание. Цель и требования к ее формулировке: измеримость, конкретность, достижимость, прозрачность, реалистичность. Цели, приследуемые при работе над информационным проектом. Понятие результата. Результаты работы с информационным проектом.

Планирование деятельности. Постановка задач, адекватных цели. Пошаговое представление (планирование) деятельности. Хронологическая последовательность действий и расчет времени, необходимого для их выполнения.

«Дневник исследователя». Создание визитной карточки проекта, заполнение дневника исследователя, создание базы данных и электронных рабочих папок для хранения результатов работы по проекту.

Анализ ресурсов. Понятие ограниченности ресурсов. Виды ресурсов, полезных для работы с информационным проектом.

Практическая работа № 1  Составление дневника исследования.

Работа с информационными источниками        

Виды информационных источников. Справочники, учебники, статьи, монографии, архивные документы, статистические материалы, Интернет, электронные издания, радио и телевизионные источники и др.

Работа с каталогами. Организация информации в каталоге. Виды каталогов. Параметры поиска информации в каталоге.

Работа со справочной литературой. Виды справочной литературы. Способы размещения информации в справочной литературе. Поиск и отбор информации. Оформление ссылок  Способы первичной обработки информации. Чтение текста с маркированием. Работа с терминами и понятиями.

Коллажирование как способ обработки первичной информации. Использование электронных энциклопедий. Содержание электронных  энциклопедий; приёмы поиска информации в подобных источниках.

Работа со статистическим материалом. Статистические таблицы и приемы работы с ними.

Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм. Оформление числовых данных.

Создание публикаций        

Виды публикаций. Реферат, тезисы, статья, буклет, монография, доклад, бюллетень, исследовательская работа и их различия. Требования к оформлению публикаций.

Реферат. Структура реферата. Оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, рецензия и их функции.

Требования к оформлению реферата. Оформление титульного листа, оглавления, введения, заключения, основной части, ссылок, заголовков, списка  литературы, нумерация разделов.

Критерии оценивания. Актуальность, логичность и системность изложения, взаимосвязанность основных вопросов, полнота раскрытия темы в соответствии с планом, творчество и самостоятельность автора при написании реферата, научный язык изложения, глубина анализа, изложение целей и задач, наличие обзора источников, соответствие оформления  работы требованиям.

Тезисы. Цель написания тезисов информационных проектов, структура, требования, критерии оценивания.

Практическая работа№ 2  Составление тезисов.

  Представление информации

Оформление портфолио проекта. Задачи портфолио; состав портфолио проекта. Содержание информации. Объем информации в зависимости от вида публикаций. Построение предложений. Расположение информации на странице. Оформление ссылок  

Действия при оформлении ссылок. Библиографические правила цитирования источников.

Создание библиографического описания первоисточников при цитировании документов в различной форме.

Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм. Оформление числовых данных.

Презентация продукта.

Презентация в виде доклада с иллюстрациями; раздача изданного информационного бюллетеня; представление веб-сайта с результатами исследования.

Составление текста к публичному выступлению. Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова. «Дерево идей». План и цель выступления. Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета.

Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении.

Методы привлечения внимания  аудитории. Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, и др.) Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала публичного выступления).  

Работа с вопросами. Для чего мы спрашиваем? Виды вопросов в зависимости от их цели и формы. Виды ответов по форме. Речевые формулы задания вопросов. Связь цели и формы вопроса. Поведение выступающего при вопросах. Форма вопроса и форма ответа.

Публичное выступление. Представление работ. Конференция.Требования к защите индивидуального итогового проекта выпускника основной школы.

Практическая работа № 3 Составление вопросов к проекту.

Анализ результатов работы        

Понятия «отметка», «оценка», «контроль». Различия приведенных понятий. Эталоны и оценочные шкалы. Способы оценивания работ. Критерии  и процедура оценивания. Оценка и самооценка. «Сильные» и «слабые» стороны работы и их анализ. Успех  и как его добиться. Неудача, или как преодолеть трудности и избежать неудач. Оценка собственного продвижения.


​​​​​​​ Тематическое планирование

8 класс


Тема

Кол-во часов

Введение - 4 часа

Из истории метода проектов

Что такое «проектная деятельность»?

Виды проектов и их особенности

Классификация проектов

1

1

1

1

От проблемы  - к цели -5 часов

Постановка проблемы.

Выбор темы информационного проекта

Целеполагание.

Планирование деятельности

«Дневник исследователя»

1

1

1

1

1

Работа с информационными источниками - 5 часов

Виды информационных источников

Работа с каталогами

Работа со справочной литературой

Использование электронных энциклопедий

Работа со статистическим материалом

1

1

1

1

1

Создание публикаций -5 часов

Виды публикаций

Реферат. Структура реферата.

Оформлению реферата.

Критерии оценивания реферата.

Тезисы.

1

1

1

1

1

Представление информации -5 часов

Оформление портфолио проекта

Содержание информации

Оформление ссылок на используемые источники

Библиографические правила цитирование источников

Дизайн информации

1

1

1

1

1

Презентация продукта - 7 часов

Формы презентации

Составление текста публичного выступления

ЧТО и КАК мы говорим

Допустимые речевые обороты

Методы привлечения внимания в аудитории

Работа с вопросами

Публичное выступление. Представление и защита работ.

1

1

1

1

1

1

1

Анализ результатов работы - 3 часа

Понятия «отметка», «оценка», «контроль». Способы оценивания работ.

Критерии и процедура оценивания.

Оценка. Самооценка

1

1

1

Итого

34 часа



9 класс


Тема

Кол-во часов

Введение - 2 часа

Индивидуальный итоговый проект выпускника

Выбор темы

1

1

От проблемы  - к цели - 5 часов

Постановка проблемы

Целеполагание

Планирование деятельности

Индивидуальные консультации «Тема проекта. Планирование деятельности»

1

1

1

2

Работа с информационными источниками - 8 часов

Работа с дополнительными источниками информации

Социологический опрос. Технология проведения

Обработка результатов социологического опроса

Анализ статистических данных

Отбор информации по теме проекта

Индивидуальные консультации «Информационное содержание индивидуального проекта»

1

1

1

1

1

3

Представление информации - 8 часов

Оформление письменной части итогового проекта

Графические составляющие письменной части итогового проекта

Индивидуальные консультации «Оформление письменной части индивидуального проекта»

Оформление готового продукта индивидуального проекта

Индивидуальные консультации «Готовый продукт»

1

1

3


1

2

Презентация продукта - 9 часов

Требования к итоговой презентации индивидуального проекта

Составление текста публичного выступления

Методы привлечения внимания в аудитории

Готовый продукт проекта

Публичное выступление. Представление и защита работ

Работа с вопросами

Индивидуальные консультации «Защита индивидуального проекта»

1

1

1

1

1

1

3

Анализ результатов работы - 2 часа

Критерии и процедура оценивания индивидуального проекта

Оценка руководителя и самооценка индивидуального проекта

1

1

Итого

34 часа



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.