Рабочая программа учебного курса «Проектно-исследовательская деятельность»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АННИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей математики и информатики протокол № 1 от « 27» августа 2020 г. | Утверждена педагогическим советом школы протокол № от « 28 » августа 2020 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ Аннинская СОШ № 3 от 28 августа 2020 г. № 136 |
Рабочая программа
учебного курса
«Проектно-исследовательская деятельность»
(название предмета)
5 «А» и «В» классы
Срок реализации __1____год
Составитель: учитель математики
(название предмета)
Конюхова Галина Станиславовна
(ФИО)
п.г.т. Анна
2020 г.
Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Аннинская СОШ №3 с изменениями и дополнениями утверждена приказом №115/1 от 17.06.2019г.
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" с изменениями на 22 мая 2019 года (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010)
Новые санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345. с изменениями, утверждёнными приказами Министерства просвещения Российской Федерации №632 от 22.11.2019г и №249 от 18.05.2020г
Название учебного курса «Проектно-исследовательская деятельность»
Количество недельных часов 1
Количество часов в год 17,5
Рабочая программа учебного курса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Аннинская СОШ №3, с учетом программ, включенных в её структуру:
Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
В соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком МБОУ Аннинская СОЩ № 3 рабочая программа учебного курса составлена на 17, 5 часов в год.
Цель:
привитие интереса учащимся к математике;
углубление и расширение знаний по математике;
развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений обучающихся;
воспитание настойчивости, инициативы.
Задачи:
воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики;
оказать конкретную помощь учащимся в решении текстовых задач, олимпиадных задач;
способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.
Принципы программы:
Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность. Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. Формы организации занятий разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения занятий, в поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данную программу проектно-исследовательской деятельности включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочек или других предметов по заданному образцу, по собственному замыслу. На данных занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность, творческие работы;
самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Результаты освоения содержания программы
У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
1) Регулятивные
учащиеся получат возможность научиться:
составлять план и последовательность действий;
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
2) Познавательные
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и поаналогии) и выводы;
формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
выдвигать гипотезу при решении учебных задач и пониматьнеобходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную нарешение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
интерпретировать информацию (структурировать, переводитьсплошной текст в таблицу, презентовать полученнуюинформацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
3) Коммуникативные
учащиеся получат возможность научиться:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать вгруппе; находить общее решение и разрешать конфликты наоснове согласования позиций и учёта интересов; слушатьпартнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своёмнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличииразличных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всехучастников;
координировать и принимать различные позиции вовзаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её спозициями партнёров в сотрудничестве при выработке общегорешения в совместной деятельности.
Предметные
учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно приобретать и применять знания вразличных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием принеобходимости справочных материалов, калькулятора икомпьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий исправочников для нахождения информации;
уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задачи задач, возникающих в смежных учебных предметах;
применять изученные понятия, результаты и методы прирешении задач из различных реальных ситуаций, несводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Календарно-тематическое планирование
№ | | Количество часов | Дата | |||
планируемая | фактическая | |||||
5 «А» | 5 «В» | 5 «А» | 5 «В» | |||
1. | Значение математики в жизни человека. Что такое проект? | 1 | | | | |
2. | Как люди научились считать. | 1 | | | | |
3. | Интересные приемы устного счета. | 1 | | | | |
4. | Занимательные задачи в стихах. | 1 | | | | |
5. | Загадки – смекалки. | 1 | | | | |
6. | Задачи со сказочным сюжетом. | 1 | | | | |
7. | Здесь загадки и шарады. | 1 | | | | |
8. | Волшебные клеточки. | 1 | | | | |
9. | Красота совершенных чисел | 1 | | | | |
10. | Узы дружбы в мире чисел | 1 | | | | |
11. | Числа – близнецы | 1 | | | | |
12. | Простые числа | 1 | | | | |
13. | Решето Эратосфена | 1 | | | | |
14. | Простые Числа Мерсенна | 1 | | | | |
15. | Фигурные числа | 1 | | | | |
16. | Великие математики России. | 1 | | | | |
17. | Защита проекта «Удивительный мир чисел» | 1 | | | | |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА
1. Виленкин, Депман: За страницами учебника математики. Пособие для учащихся 5-6 классов. ФГОС, издательство: Мнемозина, 2020 г.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/628025/
2. Буцко, Мерзляк, Полонский: Математика. 5 класс. Методическое пособие. ФГОС, издательство: Вентана-Граф, 2020 г.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/401819/
3. Кочергина А. В., Гайдина Л. И. Учим математику с увлечением. М.: 5 зазнание, 2007.
4. Григорьева Г.И. Подготовка школьников к олимпиадам по математике:5-6 классы. М.: Глобус, 2009
5. Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике 5-7 классы.М.: Просвещение 2012.
5