Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» в рамках АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для 5, 6, 9 классов
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА Г. КИРЕНСКА»
Рассмотрено: на заседании МО протокол № ___ «___»_____ 20__ г. руководитель МО: /А.Р.Куприянова/ ______/ ___________ / |
Согласовано: заместитель директора по УР: __________/Л.А.Кожевникова/
«___»___________ 20__ г. |
Утверждено: директор:_________/Н.М.Красикова/
Приказ № ___от « __ »_______ 20__г.
. |
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» в рамках АООП
образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
5, 6, 9 классы
Составитель: учитель
О.В.Кутимская
. Киренск, 2024
Пояснительная записка
Статус документа Перечень нормативно – правовых документов
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся 5,6,9 классов составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального Закона от 29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа министерства образования и науки РФот19.12.2014г.№1599«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Приказа Министерства Просвещения Российской Федерацииот24.11.2022N1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России30.12.2022 N71930);
Приказа Министерства просвещения РФ от 22.03.2021г. №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» с изм. От 07.10.2022г. №888;
Приказа Министерства просвещения РФ от 02.09.2021г. №458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» с изм. от23.01.2023г.№47;
Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 30.07.2020г.N845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин(модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г.N28;
Приказа образовательной организации об утверждение Адаптированной основной образовательной программы ГОКУ «Специальная(коррекционная) школа г. Киренска № 210 от 01.09.2023г.;
Устава ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа г. Киренска»;
Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ образовательной организации.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела:
I. пояснительную записку;
II. основное содержание тем учебного курса, учебно – тематический план
III. требования к уровню подготовки обучающихся, критерии и нормы оценки знаний обучающихся, учебно-методические средства обучения;
календарно-тематический планирование (приложение1).
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR) и адресована обучающимся 5-9 классов Государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа г. Киренска» с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),вариант 1,с учётом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:
1. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. (Вариант1) 5 – 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества /Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова .–М.: Просвещение, 2018.– 230 с.;
Данная рабочая программа ориентирована на методический комплект: Русский язык.5-9класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова/–М.: Просвещение, 2018.
Целью программы является:
-формирование речи как средства общения, способа коррекции познавательной деятельности обучающихся и их лучшей адаптации после окончания школы.
Задачи:
- выработать прочные навыки грамотного письма на основе усвоения элементарных сведений по грамматике и правописанию;
- повысить уровень общего развития;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- развивать нравственные качества школьников, сформировать практические умения и навыки написания деловых бумаг;
- учитывать индивидуально-типические особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из структуры и содержания курса, общих задач обучения русскому языку и особенностей обучающихся с проблемами в развитии, можно определить специальные задачи в обучении грамматике и правописанию:
- формирование грамматических понятий; орфографических умений и навыков
- выработка умений использовать синтаксические структуры в связной речи;
- грамотно писать, оформлять деловые бумаги.
Решение дидактических задач будет способствовать решению коррекционно-развивающих задач: развитию всех сторон речи (фонетической, лексической, морфологической, синтаксической), коррекции психических процессов, мыслительных операций, ЭВС. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Решение воспитательных задач тесно взаимодействуют с решением общеобразовательных и коррекционно-развивающих задач.
Общая характеристика учебного предмета
Программа по учебному предмету «Русский язык» составлена для обучающихся 5,6,9 классов.
Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Разнородность состава обучающихся класса по структуре дефекта, предложенная врачом-психиатром,доктором педагогических наук М. С. Певзнер, и педагогическая дифференциация по В.В.Воронковой доказывает необходимость использования дифференцированного подхода для создания адекватных условий обучения с учётом особенностей психофизического развития и уровня обученности (достижения). При планировании учебного материала в классах учитываются психологические особенности обучающихся.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций, составлена в соответствии с учебным планом и календарно – тематическим планированием по данной дисциплине.
Материал программы расположен по принципу постепенного усложнения и увеличения объёма сведений. Программа представлена 6 темами:
1.Повторение.
2.Звуки и буквы.
3.Слово.
4.Части речи
5.Предложение.
6.Связная речь.
Программа предусматривает наряду с изучением нового материала небольшими порциями постоянное закрепление и повторение изученного.
Планирование 5 класса начинается с повторения основного материала обучения в начальной школе, причем повторение предполагает постепенное расширение, углубление ранее изученных знаний. В 5 классе предусмотрено знакомство с именем существительным, изучение основных грамматических признаков имени существительного, его правописания в единственном числе, закрепление сведений о звуковой системе языка, расширение знаний о составе слова.
Программа 6-го класса предусматривает повторение темы о составе слова, обобщение знаний о ранее пройденных частях речи, обогащает знания о глаголе, прилагательном.
В 9 классе предлагаются для изучения новые грамматические категории – имя числительное и наречие.
Важная роль в изучении русского языка отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных,
морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования базовых (регулятивных, познавательных (символико-моделирующих)) учебных действий с языковыми единицами.
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и само-оценкой выполненной творческой работы.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний.
В результате освоения предметного содержания русскому языку у учащихся должны сформироваться как предметные, так и базовые учебные действия, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации.
Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов педагогической деятельности, однако при этом необходимо понимать, что необходимо эффективное достижение целей, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования.
Овладение даже элементарными понятиями требуют от ребёнка с интеллектуальными нарушениями достаточно высокого уровня развития. Для пробуждения у обучающихся интереса к русскому языку необходимо использовать дидактические игры, игровые приемы, занимательные упражнения, создаются увлекательные для детей ситуации. Используются предметные пособия: схемы, чертежи, рисунки и, иллюстративные таблицы и пособия.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций, составлена в соответствии с учебным планом и календарно – тематическим планированием по данной дисциплине.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными). Большую роль в систематизации знаний и умений обучающихся, в правильном решении орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем программы, а также в конце учебной четверти, полугодия.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
Цели и задачи образования с учётом специфики
Рабочая программа определяет цель и задачи учебного предмета «Русский язык».
Цель обучения: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности.
Задачи обучения:
расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых задач);
развитие положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе определяет следующие задачи:
развитие фонематического слуха и правильного произношения;
овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту коммуникативных задач;
определение и решение орфографических задач с опорой на правило учебника;
совершенствование знаний о составе слова, умение разбирать слова по составу с использованием опорных схем, образование однокоренных слов с новым значением с использованием приставок и суффиксов;
определение и дифференциация частей речи по существенным признакам. Определение некоторых грамматических признаков у изученных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по опорной схеме, вопросам учителя;
развитие умения составлять простых предложений с опорой на картинный материал, схему;
формирование умения писать небольшие тексты под диктовку (40 – 50 слов) с изученными орфограммами с основной мыслью структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств;
развитие умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме: написание изложений повествовательных и описательных текстов после предварительного разбора и предложенного учителем плана;
формирование умения пользоваться орфографическим словарём, справочными пособиями, информационными ресурсами Интернета;
привитие навыков делового письма с помощью оформления деловых бумаг (адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям);
воспитание интереса к родному языку и стремление использовать знания в повседневной жизни.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 6 классе определяет следующие задачи:
развитие фонематического слуха и правильного произношения;
овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту коммуникативных задач;
определение и решение орфографических задач с опорой на правило учебника;
совершенствование знаний о составе слова, умение разбирать слова по составу с использованием опорных схем, образование однокоренных слов с новым значением с использованием приставок и суффиксов;
определение и дифференциация частей речи по существенным признакам. Определение некоторых грамматических признаков у изученных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по опорной схеме, вопросам учителя;
развитие умения составлять простые предложения, предложения с однородными членами с опорой на картинный материал, схему;
ознакомление с обращениями, определение места обращения в предложении;
формирование умения писать небольшие тексты под диктовку (50 – 65 слов) с изученными орфограммами с основной мыслью структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств;
развитие умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме: написание изложений повествовательных и описательных текстов после предварительного разбора и предложенного учителем плана;
написание сочинений творческого характера по картине, по личным наблюдениям;
формирование умения пользоваться орфографическим словарём, справочными пособиями, информационными ресурсами Интернета;
привитие навыков делового письма с помощью оформления деловых бумаг (адрес, поздравление, записка, письмо, объявление);
воспитание интереса к родному языку и стремление использовать знания в повседневной жизни.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 9 классе определяет следующие задачи.
совершенствование умения дифференцировать части слова по существенным признакам;
повторение грамматических признаков изученных частей речи;
совершенствование умения дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным признакам;
развитие умения пользоваться орфографическим словарём, для уточнения напи-сания слов;
совершенствование умения находить главные и второстепенные члены предло-жения;
совершенствование умения составлять и различать предложения разные по ин-тонации;
развитие умения оформлять различные виды деловых бумаг;
формирование умения различать простые и составные числительные;
формирование умения писать числительные с мягким знаком на конце и в сере-дине слова;
совершенствование умения написания изложения, повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения;
воспитание интереса к русскому языку и стремление использовать знания в по-вседневной жизни.
Содержание программы учебного предмета
Краткая характеристика содержания предмета
Содержание учебного предмета «Русский язык» в 5-9 классах носит коррекционную и практическую направленность.
В процессе изучения учебного предмета «Русский язык» развивается устная и письменная речь обучающихся, формируются практические значимые орфографические и пунктуационные навыки.
5 класс
Обучение русскому языку в 5 классе носит практическую направленность и взаимосвязано с другими учебными предметами.
Содержание обучения русскому языку в 5 классе имеет достаточные коррекционные возможности:
в развитии высших психических функций на предметном материале;
в обучении связной устной и письменной речи;
в отработке навыков грамотного письма, составления и оформления деловых бумаг на основе практических упражнений.
При подборе учебного материала используется разноуровневый подход к учебным возможностям обучающихся, мотивация учения данного предмета, способствующая наилучшей социальной адаптации обучающихся в обществе.
Содержание обучения русскому языку в 5 классе построено на коммуникативно-речевом подходе к обучению. В процессе изучения программного материала у обучающихся развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Содержание обучения русскому языку в 5 классе направлено на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Распределение учебного программного материала расположено концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол и т.д.), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из тем.
Повторение. Звуки и буквы. Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. Алфавит.
Предложение. Текст. Распространение предложений. Порядок слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные, нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые. Изменение имен существительных по числам. Род имён существительных, умение различать род.
Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи. Определение рода прилагательных. Правописание окончаний прилагательных.
Глагол. Значение глаголов в речи. Изменение глаголов по временам.
Предложение. Текст Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые. Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом И. Знаки препинания при однородных членах. Восстановление деформированных предложений.
Повторение. Разбор слов по составу. Различение частей речи. Определение изученных грамматических признаков существительного, прилагательного, глагола.
Повторение пройденного материала за год.
Словарные слова, изучаемые в 5 классе:
Адрес, аккуратно, берег, беседа, библиотека, благодарю, вместе, внезапно, герой, граница, диалог, до свидания, жалеть, желтый, забота, здравствуй, идти, иней, каникулы, килограмм, коллекция, конверт, конструктор, корабль, Красная площадь, космос, космонавт, лестница, лягушка, минута, область, облако, огромный, однажды, отряд, охрана, пассажир, победа, природа, салют, свобода, случай, столица, телефон, телевизор, ураган, человек, черный
6 класс
Повторение. Звуки и буквы. Текст. Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Непроверяемые гласные и согласные буквы в словах.
Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. знаки препинания при однородных членах.
Состав слова. Текст. Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Имя существительное. .Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж. Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа. Склонение имён существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий. Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.
Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи. Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роле, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.
Глагол. Значение глаголов в речи. Время глаголов. Изменение глаголов по числам.
Предложение. Текст. Простое предложение. Простые предложения с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.
Деловое письмо: адрес, объявление, поздравление, письмо, заметка в стенгазету.
Повторение пройденного материала за год.
На уроках русского языка 6 класса ведется постоянная работа над развитием фонематического слуха и правильного произношения обучающихся, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. В 6 классе выполняется ряд подготовительных упражнений — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую обучающимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
Словарные слова, изучаемые в 6 классе:
Апельсин, богатство, горизонт, директор, женщина, интересный, календарь, командир, комбайн, компас, конфета, мужчина, океан, пожалуйста, прекрасный, природа, растение, сейчас, солдат, соревнование, сосед, телеграмма, теперь, хозяин, шоссе.
9 класс
Повторение. Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Состав слова. Текст. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения. Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас-). Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращённые слова.
Части речи. Текст.
Существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имён существительных. Несклоняемые имена существительные.
Прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
Местоимение. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределённая форма глагола. Спряжение глаголов. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Частица не с глаголами.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с о и а на конце.
Числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от5 до 20; от 50 до 80; от 500 до 900; 4; 200; 300; 400; 40; 90; 100.
Предложение. Текст. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространённые и нераспространённые, с однородными членами, обращение. Сложное предложение. Предложения с союзами И,А,НО и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях. Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.
Повторение пройденного материала за год.
Словарные слова, изучаемые в 9 классе:
Автобиография, авторитет, аккуратно, безопасность, вежливость, ветеран, владелец, жестокость, иждивенец, изредка, кафе, компьютер, конфликт, мужество, население, национальность, независимость, обязанность, отдых, результат, Сбербанк, свидетельство, традиция
В 5, 6, 9 классах обучающимся прививаются навыки делового письма.
Основными видами классных и домашних письменных работ будут являться:
тренировочные упражнения,
различные виды диктантов: словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные;
письмо по памяти;
грамматический разбор слов;
подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения.
Учебно – тематический план
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 5-9 классах в соответствии с учебным планом рассчитана на 136 часов в год, т.е. 4 часа в неделю (34 учебных недели).
Возможно увеличение (уменьшение) количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни до 5 часов в неделю, т.е.170 часов в год, за счет добавления/убавления 1 часа из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
5 класс
№ п/п |
наименование разделов, тем программы
|
количество часов |
контрольные работы |
1 четверть |
|
|
|
1. |
Повторение Звуки и буквы. Текст |
|
|
2. |
Предложение. Текст |
|
|
3. |
Слово. Текст |
|
|
2 четверть |
|
|
|
4. |
Слово. Текст |
|
|
5. |
Части речи. Текст |
|
|
3 четверть |
|
|
|
6. |
Части речи. Текст |
|
|
7. |
Имя существительное |
|
|
8. |
Изменение имён существительных по числам |
|
|
9. |
Род существительных |
|
|
10. |
Имя прилагательное |
|
|
11. |
Изменение имён прилагательных по родам |
|
|
12. |
Глагол |
|
|
4 четверть |
|
|
|
13 |
Глагол |
|
|
14. |
Изменение глаголов по временам |
|
|
15. |
Предложение. Текст |
|
|
16. |
Повторение |
|
|
Итого: |
|
|
6 класс
№ п/п |
наименование разделов, тем программы |
количество часов |
контрольные работы |
||
1 четверть |
31 |
2 |
|||
1. |
Повторение Звуки и буквы. Текст |
16 |
|
||
2. |
Предложение. Текст |
15 |
|
||
2 четверть |
|
33 |
2 |
||
3. |
Состав слова. Текст |
30 |
|
||
4. |
Части речи. Текст |
3 |
|
||
3 четверть |
41 |
4 |
|||
5. |
Части речи. Текст |
7 |
|
||
6. |
Имя существительное |
6 |
|
||
7. |
Изменение имён существительных по числам |
3 |
|
||
8. |
Род существительных |
10 |
|
||
9. |
Имя прилагательное |
2 |
|
||
10. |
Изменение имён прилагательных по родам |
10 |
|
||
11. |
Глагол |
2 |
|
||
12. |
Изменение глаголов по временам |
2 |
|
||
4 четверть |
30 |
1 |
|||
13. |
Изменение глаголов по временам |
8 |
|
||
14. |
Предложение. Текст |
15 |
|
||
15. |
Повторение |
8 |
|
||
Итого: |
137 |
9 |
9 класс
№ п/п |
наименование разделов, тем программы |
количество часов |
контрольные работы |
||
1 четверть |
32 |
|
|||
1. |
Повторение Предложение. Текст |
|
|
||
2. |
Простое и сложное предложение |
3 |
|
||
3. |
Однородные члены предложения |
2 |
|
||
4. |
Обращение |
4 |
|
||
5. |
Состав слова. Текст |
4 |
|
||
6. |
Правописание гласных и согласных в корне и приставке |
5 |
|
||
7. |
Сложные слова |
5 |
|
||
8. |
Части речи. Текст |
1 |
|
||
9. |
Существительное |
5 |
|
||
10. |
Склонение существительных в единственном числе |
3 |
|
||
2 четверть |
30 |
|
|||
11. |
Склонение существительных в единственном числе |
4 |
|
||
12. |
Склонение существительных во множественном числе |
9 |
|
||
13. |
Имя прилагательное |
4 |
|
||
14. |
Склонение прилагательных в единственном числе |
4 |
|
||
15. |
Склонение прилагательных во множественном числе |
9 |
|
||
3 четверть |
41 |
|
|||
16. |
Имя прилагательное |
2 |
|
||
17. |
Местоимение |
2 |
|
||
18. |
Склонение личных местоимений |
18 |
|
||
19. |
Глагол |
5 |
|
||
20. |
Изменение глаголов по лицам |
14 |
|
||
4 четверть |
29 |
|
|||
21. |
Глагол |
1 |
|
||
22. |
Наречие |
11 |
|
||
23. |
Простое предложение |
2 |
|
||
24. |
Сложное предложение |
9 |
|
||
25. |
Повторение |
6 |
|
||
|
Итого: |
132 |
|
III.Планируемые результаты
В соответствии с требованиями Стандарта оценке подлежат личностные и предметные результаты освоения АООП обучающимися с нарушениями интеллекта.
Личностные результаты освоения АООП включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах. К личностным результатам относятся с 5-9 классы:
1.Осознаёт себя гражданином России, имеющего определённые права и обязанности.
2.Гордится школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей.
3.Адекватно эмоционально откликается на произведения литературы, музыки, живописи и др.
4.Уважительно и бережно относится к людям труда и результатам их деятельности.
5.Активно включается в общеполезную социальную деятельность.
6.Осознанно относится к выбору профессии.
7.Бережно относится к культурно – историческому наследию родного края и страны.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность к их применению.
Предметные результаты не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
5класс
Личностные:
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
использование доступных информационных технологий для коммуникации;
проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:
знать отличительные грамматические признаки основных частей слова;
производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
образовывать слова с новым значением с опорой на образец;
иметь представления о грамматических разрядах слов;
различать части речи по вопросу и значению$
пользоваться школьным орфографическим словарем для уточнения написания слова.
Достаточный уровень:
знать значимые части слова и их дифференцировать по существенным признакам;
разбирать слова по составу с использованием опорных схем;
образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным признакам;
определять грамматические признаки изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя;
пользоваться орфографическим словарем для уточнения написания слова;
составлять простые распространенные и предложения с однородными членами по схеме, опорным словам, на предложенную тему;
устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
находить главные и второстепенные члены предложения с использованием опорных схем.
6класс
Личностные:
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:
знать отличительные грамматические признаки основных частей слова;
производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
образовывать слова с новым значением с опорой на образец (с помощью учителя);
иметь представления о грамматических разрядах слов;
различать части речи по вопросу и значению;
использовать на письме орфографические правила после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
составлять различные конструкции предложений с опорой на представленный образец;
находить главные и второстепенные члены предложения без деления на виды (с помощью учителя);
уметь находить в тексте однородные члены предложения;
различать предложения разные по интонации;
находить в тексте предложения, различные по цели высказывания (с помощью учителя);
уметь выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
уметь оформлять изученные виды деловых бумаг с опорой на представленный образец (с помощью учителя);
уметь писать небольшие по объему изложения повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (40-45 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
уметь составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 40-45 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
знать значимые части слова и уметь их дифференцировать по существенным признакам;
уметь разбирать слова по составу с использованием опорных схем;
уметь образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
уметь дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным признакам;
уметь определять некоторые грамматические признаки изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя; находить орфографические трудности в слове и решать орографические задачи (под руководством учителя);
уметь пользоваться орфографическим словарем для уточнения написания слова;
уметь составлять простые распространенные предложения по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
уметь устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
находить главные и второстепенные члены предложения с использованием опорных схем;
составлять предложения с однородными членами с опорой на образец;
составлять предложения, разные по интонации с опорой на образец;
различать предложения (с помощью учителя) различные по цели высказывания;
отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия темы текста;
отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);
выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
оформлять все виды изученных деловых бумаг;
писать изложения повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 55 слов);
писать сочинения-повествования с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (до 55 слов).
9 класс
Личностные:
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
1. знать отличительные грамматические признаки основных частей слова;
производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
образовывать слова с новым значением с опорой на образец (с помощью учителя);
иметь представления о грамматических разрядах слов;
различать части речи по вопросу и значению;
использовать на письме орфографические правила после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
составлять различные конструкции предложений (с опорой на представленный образец);
устанавливать смысловые связи в словосочетании по образцу, вопросам учителя;
находить главные и второстепенные члены предложения без деления на виды (с помощью учителя);
уметь находить в тексте однородные члены предложения;
различать предложения, разные по интонации;
находить в тексте предложения, различные по цели высказывания (с помощью учителя);
участвовать в обсуждении фактического материала высказывания необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
уметь выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
уметь оформлять изученные виды деловых бумаг с опорой на представленный образец;
уметь писать небольшие по объему изложения повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
уметь составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
знать значимые части слова и уметь их дифференцировать по существенным признакам;
уметь разбирать слова по составу с использованием опорных схем;
уметь образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
уметь дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным признакам;
уметь определять некоторые грамматические признаки изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя;
находить орфографические трудности в слове и решать орографические задачи (под руководством учителя);
уметь пользоваться орфографическим словарем для уточнения написания слова;
уметь составлять простые распространенные предложения по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
уметь устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
находить главные и второстепенные члены предложения с использованием опорных схем;
составлять предложения с однородными членами с опорой на образец;
составлять предложения, разные по интонации с опорой на образец;
различать предложения (с помощью учителя) различные по цели высказывания;
отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия темы текста;
отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);
выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
оформлять изученные виды деловых бумаг;
писать изложения повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
писать сочинения-повествования с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).
Система оценки достижений
Контроль за усвоением знаний. В 5 - 9 классах текущий контроль за усвоением знаний и умений осуществляется в виде небольших самостоятельных работ. Небольшие самостоятельные работы планируется проводить практически на каждом уроке. Промежуточный контроль проводится по пройденной теме, по итогам (1,2, 3, 4 четверти). Формой контроля являются контрольные работы, которые состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.). Основные виды контрольных работ- списывания и диктанты с заданиями.
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в конце учебного года в форме контрольного диктанта с грамматическим заданием в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа г. Киренска»
Итоговая аттестация (9 класс) проводится один раз в конце учебного года в форме междисциплинарной контрольной работы в соответствии с положением об итоговой аттестации «Положение о порядке проведения итоговой аттестации выпускников IX класса ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа г. Киренска»
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основывается на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, т.к. они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
В оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) балльная оценка свидетельствует о качестве усвоенных знаний.
Основными критериями оценки планируемых предметных результатов являются следующие:
соответствие / несоответствие науке и практике;
полнота и надежность усвоения;
самостоятельность применения усвоенных знаний.
Таким образом, усвоенные предметные результаты оцениваются с точки зрения достоверности, как «верные» или «неверные». Критерий «верно» «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления.
По критерию полноты предметные результаты оцениваются как полные, частично полные и неполные.
Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов:
задание выполнено полностью самостоятельно;
выполнено по словесной инструкции;
выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Оценочный результат
(По материалам учебного пособия «Олигофренопедагогика: учеб. Пособие для вузов/Т. В.Алышева, Г.В.Васенков, В.В. Воронкова и др.: Дрофа; Москва;2009»)
Оценка устных ответов
Устный опрос обучающихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1–2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка письменных работ обучающихся
Оценка знаний, обучающихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ обучающихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Основными видами классных и домашних письменных работ, обучающихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные иные диктанты не контрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано снарушением моторики у детей.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями не рекомендуется.
Основные виды контрольных работ: списывание и диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе ещ не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать надо или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными обучающимся.
Контрольные диктанты должны содержать 3 – 4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
Примерный объем текстов контрольных работ в V классе– 45 – 50 слов, в VI–VII классах– 65–70 слов, в VIII–IХ классах– 75 – 80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
V – IX классы
Отметка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.
Отметка «4» ставится за работу с 1–2 ошибками.
Отметка «3» ставится за работу с 3–5 ошибками.
В письменных работах не учитывается 1 – 2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлениq или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:
а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.
б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:
повторение одной и той же буквы (например, «поосуда»);
не дописывание слов;
пропуск одной части слова при переносе;
повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко -буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
Оцениванием грамматического разбора
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:
Отметка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1–2 исправления.
Отметка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2–3 ошибки.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4 – 5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В V классах для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 20 – 45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в VI–VII – 45–70 слов, в VIII – IX классах –70 – 100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII–IX(X)классах допускается самостоятельное составление планов обучающимися.
При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.
Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1–2 орфографические ошибки.
Отметка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3–4 орфографические ошибки.
Отметка «3» ставится за изложение (сочинение), авторского текста (темы), с 2–3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, с 5–6 орфографическими ошибками.
Оценка «2» не ставится.