Рабочая программа учебной дисциплины Экономическая теория
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
– филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
(ИАТЭ НИЯУ МИФИ)
ТЕХНИКУМ ИАТЭ НИЯУ МИФИ
Утверждено Ученый совет ИАТЭ НИЯУ МИФИ
Протокол №25.8 от 25.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Экономическая теория
по специальности среднего профессионального образования
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Форма обучения
очная |
|
Обнинск 2025
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее – СПО) специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Программу составил:
Гомырева Елена Витальевна, преподаватель Техникума ИАТЭ НИЯУ МИФИ
Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и экономических дисциплин
Протокол № 01 от «25» августа 2025г.
Председатель ПЦК
______________ Е.В.Гомырева
«25» августа 2025 г.
Составитель программы
__________________Е.В.Гомырева
«25» августа 2025г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
6.ПЕРЕЧЕНЬ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ | 14 |
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
8. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ | 16 |
9. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при реализации программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» всеми образовательными учреждениями среднего профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данным специальностям.
1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- главную функцию экономики, структуру потребности общества и виды экономических благ, роль собственности в развитии социально-экономических отношений, различия между натуральным и товарным хозяйством;
- основные формы хозяйственной деятельности и составные черты современного рынка, взаимосвязь конкуренции и монополии;
- принципы распределения доходов в микроэкономике и макроэкономике, значение государственного перераспределения доходов и налоговой системы;
- особенности структуры макроэкономики, основные направления экономической политики государства, значение финансовой и денежно-кредитной системы в регулировании хозяйственной деятельности;
- функции денег, роль банков в экономике;
- особенности развития мировой экономики на рубеже XX – XXI столетий, характерные черты развития мирового рынка товаров, услуг и валюты;
- сущность и новейшие тенденции глобализации мирового хозяйства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать факторы производства; выявлять достоинства и недостатки разных видов собственности, подсчитывать эффективность кооперации и разделения труда;
- анализировать взаимодействие домашних хозяйств и предприятий, циклических потоков, определять закономерные зависимости спроса и предложения от рыночной цены, выявлять эффективность накопления капитала в условиях НТР;
- уметь пользоваться показателями макроэкономики, давать оценку способам преодоления неустойчивости макроэкономики, анализировать способы эффективного экономического роста;
- анализировать: формы международной миграции капитала и рабочей силы, влияние валютного курса и пути повышения эффективности внешней политики.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины;
всего – 122 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 92 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 20 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Результатом освоения программы дисциплины является овладение обучающимися общими компетенциями (ОК):
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. |
ОК 2. | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 3. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях |
ОК 4. | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. |
ОК 5. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 6. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения. |
ОК 7. | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
ПК 1.1 | Осуществлять прием-передачу управленческой информации с помощью средств информационных и коммуникационных технологий |
ПК 1.2 | Координировать работу руководителя, зон приема различных категорий посетителей организации |
ПК 1.3 | Владеть навыками планирования рабочего времени руководителя и секретаря |
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Тематический план дисциплины.
Коды общих компетен-ций | Наименования разделов дисциплины* | Всего часов (по плану) | Объем времени, отведенный на освоение дисциплины (междисциплинарного курса) | |||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося (с преп.) | Самостоятельная работа обучающегося | |||||
Всего, часов | Лекции, часов | Практические, часов | Всего, часов | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ОК 1 – ОК 7, ПК 1.1 - ПК 1.3 | Введение | 2 | 2 | 2 | - | - |
1. Предмет и история экономической науки | 10 | 6 | 6 | | 4 | |
2. Общие проблемы экономической теории | 18 | 14 | 10 | 4 | 4 | |
3. Микроэкономика | 22 | 18 | 10 | 8 | 4 | |
4. Макроэкономика | 18 | 14 | 10 | 4 | 4 | |
5. Механизм макроэкономического регулирования | 40+10 конс | 36 | 22 | 14 | 4 | |
| Экзамен | 2 | 2 | 2 | | |
| Всего | 122 | 92 | 62 | 30 | 20 |
3.2. Содержание обучения по дисциплине.
Наименование разделов дисциплины | Содержание раздела дисциплины | Объем часов | Компетенции | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение | Содержание дисциплины, ее задачи, связь с другими дисциплинами, с практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности | 2 | ОК 1 – ОК 7, ПК 1.1 - ПК 1.3 | ||
1. Предмет и история экономической науки | 1.1. Предмет, структура, методология и функции экономической теории. Предмет экономической теории как общественной науки о производственных отношениях между людьми в условиях ограниченных ресурсов. Структура общей экономической теории: микро- и макроэкономика. Основные методы экономической науки: суть диалектического, экономико-математического и абстрактного методов. Функции экономической теории: познавательная, методологическая и практическая. 1.2. История развития экономической теории. Политическая экономия и экономика – две ветви экономической науки. Исторические этапы развития экономической теории: основные положения меркантилистов, физиократов, английской классической школы. Отличительные особенности экономического учения К. Маркса. Различия концептуальных положений основных экономических направлений: неоклассического, неокейнсианского, монетаристского Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ОК 1 – ОК 7, ПК 1.1 - ПК 1.3 | ||
2. Общие проблемы экономической теории | 2.1. Производство и экономика. Производство – процесс создания полезного продукта; воспроизводство, его фазы. Воспроизводство простое и расширенное. Экономическое производство, понятие экономической эффективности. Материальное и нематериальное производство. Элементы процесса труда. Производство – основа жизни человеческого общества. Ресурсы и факторы производства, их классификация. Противоречия системы «ресурсы-потребности» и механизм их разрешения. Потребность как экономическая категория. Виды потребностей. Роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности. Закон возрастания потребностей. 2.2. Экономические системы, их основные типы. Экономическая система как форма организации общества. Основные элементы экономических систем: отношения собственности; методы управления и регулирования экономики, методы распределения ресурсов и благ; ценообразование. Основные типы экономических систем: традиционная, командно-административная и рыночная. Недостатки «чисто рыночной» экономики. Достоинства смешанной экономики. Условия перехода к рыночному хозяйству в России. 2.3. Проблема производственных возможностей и эффективности экономики. Три основных вопроса экономической теории: производить ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО? Проблема оптимального выбора. Вмененные издержки. «Кривая производственных возможностей» и ее методологическое значение. Эффективность экономики как экономическая категория. Критерий Парето-эффективности. Производственные возможности российской экономики. 2.4. Собственность как основа производственных отношений. Производительные силы общества как материально-вещественная сторона производства. Показатели развития производительных сил. Производительность общественного труда как интегральный показатель прогресса производительных сил общества. Производственные отношения как общественная форма производства. Собственность как основа производственных отношений. Исторические типы и формы присвоения. Многообразие форм собственности – основа перехода российской экономики к рынку Самостоятельная работа Практическая работа №1 Определение кривой производственных возможностей. Практическая работа №2 Определение теории стоимости товара в рыночных условиях. | 14 | ОК 1 – ОК 7, ПК 1.1 - ПК 1.3 | ||
3. Микроэкономика | 3.1. Сущность рынка. Основные элементы рынка. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие. Обмен в системе общественного разделения труда. Рынок как развитая система отношений товарно-денежного обмена. Виды рынков. Признаки, принципы и функции рынка. Понятие инфраструктуры рынка. Основные элементы рынка: товар, спрос, цена, предложение. Товар как экономическая категория. Потребительная стоимость и стоимость товара. Двойственный характер труда, заключенного в товаре. Стоимость и цена товара. Различие экономических школ в теоретическом обосновании стоимости и цены товара. Полезность товара. Объективная и субъективная стороны полезности материально блага. Теория «предельной полезности». Цена как рыночная форма стоимости, ее денежное выражение. Сущность и функции денег. Законы денежного обращения. Уравнение И. Фишера. Теория спроса и предложения. Спрос и предложение – важнейшие рычаги рыночного механизма. Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения. Факторы (детерминанты) спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения. Рыночное равновесие. Механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке. Рыночное равновесие. Равновесная цена, ее значение в восстановлении рыночного равновесия. 3.2. Рынок как регулятор производства товаров. Закон стоимости в механизме рынка. Трансформация стоимости в рыночную цену. Сущность принципа «невидимой руки» рынка. Конкуренция и монополия: модели современного рынка, «плюсы и «минусы» монополии. Антимонопольная политика. 3.3. Теория поведения потребителя. Рациональность потребителя и свобода выбора. Понятие «потребительского равновесия», «эффекта замещения», и «эффекта дохода». Бюджетная линия и кривые безразличия. 3.4. Рынки производственных ресурсов. Особенности рынка труда. Цена труда. Номинальная и реальная заработная плата. Механизм равновесия на рынке труда. Рынок капитала. Капитал – одна из ключевых экономических категорий. Основной и оборотный капитал. Понятие процентного дохода. Субъекты спроса на капитал и предложения капитала. Равновесие на рынке капитала. Рынок земли. Особенности земли как фактора производства. Землевладение и земле пользование. Рента. Дифференциальная и абсолютная рента. Равновесие на рынке земли. Цена земли. Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя как «остаточный доход» Самостоятельная работа Практическая работа № 3,4 Расчет эластичности спроса и предложения. Основные факторы изменения спроса. Практическая работа № 5 Современные модели рынка. Практическая работа № 6 Определение рыночной стоимости земельных участков. Государственная поддержка малого бизнеса в РФ | 18 | ОК 1 – ОК 7, ПК 1.1 - ПК 1.3 | ||
4. Макроэкономика | 4.1. Общие понятия о макроэкономике. Основные макроэкономические показатели. Макроэкономика как составная часть общей экономической теории. Понятие макрорынка, его агенты и связи. Международная система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели: национальный объем производства, общий уровень цен в стране, процентная ставка, занятость. Методы подсчета валового национального продукта (ВНП). 4.2. Макроэкономическое равновесие и экономическая динамика. Модели макроравновесной динамики. Экономическое равновесие на макроуровне. Экономическая динамика как процесс развития рыночной экономики. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, влияющие на них. Классическая экономическая теория о роли процента как регуляторе макрорынка. Теоретическая модель «инвестиции-предложение». Роль совокупного предложения в классической теории. Достоинства и недостатки классической модели равновесной динамики. Особенности кейнсианского подхода к проблеме макроэкономического равновесия. Роль совокупного спроса в достижении относительного равновесия. Теоретическая модель «национальный доход – совокупные расходы» и ее значение. «Политика экспансии» и «политика сдерживании» по Кейнсу. Достоинства и недостатки кейнсианской модели. Роль кейнсианской теории в становлении и развитии макроэкономической науки. Отличительные особенности монетаристской модели равновесной динамики. «Политика сдерживания» и «политика либерализма». Значение теоретических моделей макроэкономического равновесия в понимании экономических процессов в России. 4.3. Экономический рост и его типы. Экономический рост как положительная составляющая экономической динамики. Показатели экономического роста. НТП как фактор экономического роста. Издержки экономического роста. Источники и типы экономического роста. 4.4. Цикличность развития рыночной экономики. Экономические потрясения на макрорынке. Понятие экономического цикла, фазы цикла. Основные причины кризисов перепроизводства. Социально-экономические последствия кризисов. «Длинные волны» Н.Д. Кондратьева. Особенности современного кризиса в России и проблемы его преодоления Самостоятельная работа Практическая работа № 8,9 Макроэкономические показатели и методы их расчета. Расчет макроэкономических показателей | 14 | ОК 1 – ОК 7, ПК 1.1 - ПК 1.3 | ||
5. Механизм макроэкономического регулирования | 5.1. Содержание, формы и методы регулирования экономики на макроуровне. Рынок и государство. Необходимость участия государства в экономических процессах. Экономические функции государства. Инструменты государственного регулирования: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешняя экономическая политика. Проблемы регулирования экономики в ходе реформ в России. 5.2. Денежный (финансовый) рынок как регулятор экономики. Денежная система. Денежное обращение и его проблемы. Закон денежного обращения. Денежная масса, ее показатели (агрегаты). Предложение денег. Основные модели спроса на деньги. Механизм функционирования денежного рынка. Влияние изменения спроса и предложения на денежном рынке на величину ВНП. Кейнсианская и монетаристская оценки роли государства в регулировании денежного рынка. 5.3. Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства. Понятие кредитной системы. Принципы кредита. Функции Центрального Банка России в кредитной системе. Понятие финансов. Госбюджет. Функции налогов. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера. Макроэкономическое регулирование экономики посредством бюджетно-налоговой политики государства. 5.4. Инфляция и антиинфляционная политика. Инфляция: причины и формы ее проявления. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса. Главная проблема инфляции. Уровень и темп инфляции. Оценка инфляции: кейнсианство и монетаризм. Особенности антиинфляционной политики в России. 5.5. Доходы, проблемы социальной политики государства в рыночной экономике. Основные направления социальной политики государства в современных условиях. Доход как экономическая категория. Денежное содержание доходов. «Функциональные» и «вертикальные» доходы общества. Заработная плата, ее связь с ценами, номинальная и реальная зарплата. Прибыль, ее экономическая природа. Основные направления распределения прибыли. Норма прибыли. Проблема неравенства доходов. «Кривая Лоренца» и «коэффициент Джини». Проблемы перераспределения доходов. Теоретическая значимость «закона Парето». Государственное регулирование доходов. Понятие «потребительской корзины». Главные источники денежных доходов. Заработная плата, доходы от собственности, социальные выплаты. 5.6. Безработица. Государственная политика занятости и регулирования безработицы. Безработица: сущность, формы и последствия. Измерение безработицы. Закон Оукена. Государственная политика занятости и регулирования безработицы. Система социальной защищенности граждан в условиях рынка. Компенсационные выплаты. Индексация доходов. 5.7. Основные направления экономической реформы в России. Сущность переходного периода в России и его характерные черты. Основные направления реформирования российской экономики: развитие предпринимательства, приватизация и демонополизация; финансовая стабилизация; формирование рыночной инфраструктуры; развитие отношений собственности, распределение доходов и социальная политика; аграрная реформа. Возможности преодоления системного и структурного кризиса в России. 5.8. Актуальные проблемы интеграции российской экономики в мировую. Необходимость международной интеграции. Основные формы мировых экономических отношений. Международная торговля. Международная валютно-кредитная система. Государственное регулирование валютного курса. Конвертируемость валют. Условие обеспечения конвертируемости рубля. Место и роль России в мировом хозяйстве Самостоятельная работа Практическая работа № 10,11 Основные статьи государственного бюджета. Налоги и налоговая система РФ. Практическая работа № 12,13 Основные виды кредита в рыночных отношениях. Современные виды денег (электронные деньги). Практическая работа № 14,15,16 Определение основных категорий социальной политика государства. Основные нормативно-правовые организации в распределении доходов. Приватизация государственной собственности. Практическая работа № 17,18 Основные элементы внешне торговой политики РФ. Основные нормативно-правовые организации в распределении доходов. | 36 | ОК 1 – ОК 7, ПК 1.1 - ПК 1.3 | ||
| 2 | ОК 1 – ОК 7, ПК 1.1 - ПК 1.3 | |||
Всего | 62 | | |||
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия специального учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- комплект мебели по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные пособия: плакаты, планшеты по темам;
- методические материалы по дисциплине: раздаточные материалы по темам практических заданий;
- справочная литература и периодические издания по темам.
Технические средства:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
Перечень учебных изданий
Основные источники:
Основы экономической теории: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. М. Пищулов [и др.]; под общей редакцией В. М. Пищулова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 191 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16662-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531454
Ким, И. А. Основы экономической теории : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. А. Ким. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 348 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17623-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533432
Основы экономической теории: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. А. Толкачев [и др.] ; под редакцией С. А. Толкачева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 480 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16152-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530537
Дополнительные источники:
Основы экономики. Микроэкономика : учебник для среднего профессионального образования / Г. А. Родина [и др.] ; под редакцией Г. А. Родиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 312 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16213-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530631
Куликов, Л. М. Основы экономической теории: учебник для среднего профессионального образования / Л. М. Куликов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 371 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03163-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510521
Основы экономической теории: учебник для среднего профессионального образования / Е. Н. Лобачева [и др.]; под редакцией Е. Н. Лобачевой. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 539 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10699-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512164
Васильев, В. П. Экономика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 299 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16602-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531361
Васильев, В. П. Экономика: 10—11 классы: учебник для среднего общего образования / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 241 с. — (Общеобразовательный цикл). — ISBN 978-5-534-16603-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531362
Интернет-ресурсы:
Образовательная платформа Юрайт urait.ru
Медиаматериалы
11 PHRASAL VERBS for talking about MONEY in English // JamesESL English Lessons (engVid) — https://youtu.be/ml7vkowQtNg
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса.
Программа дисциплины обеспечивается учебно-методической документацией по всем разделам.
Реализация компетентного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Реализация программы дисциплины обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет.
Итоговая аттестация по дисциплине - экзамен
4.4. Кадровое обеспечение образовательногопроцесса.
Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Результаты (освоенных компетенций) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки | |
ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. | Успешное освоение программы дисциплины; - деятельность, направленная на овладение профессиональными компетенциями в соответствии с квалификационными требованиями по специальности | Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины | |
ОК 2 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. | Обоснованный выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области управления; - планирование действий по достижению поставленных целей Планирование информационного поиска в соответствии с поставленной задачей | Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины | |
ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях | Выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственной профессиональной деятельности | Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины | |
ОК 4 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. | Создание эффективной среды общения | Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины | |
ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Формулирование проблем при решении профессиональных задач в области экономики | Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины |
|
ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения. | Создание эффективной среды общения Знание коммуникационных технологий | Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины |
|
ОК 7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | Создание эффективного алгоритма взаимодействия | Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины |
|
ПК 1.1 Осуществлять прием-передачу управленческой информации с помощью средств информационных и коммуникационных технологий | Согласовывать действия подчиненных в организации Знание коммуникационных технологий | Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины |
|
ПК 1.2 Координировать работу руководителя, зон приема различных категорий посетителей организации | Знать правила проведения совещаний | Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины |
|
ПК 1.3 Владеть навыками планирования рабочего времени руководителя и секретаря | Рациональное планирование рабочего времени | Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины |
|
6.ПЕРЕЧЕНЬ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ.
№/п | Наименование оценочного средства | Краткая характеристика оценочного средства | Представление оценочного средства в фонде |
1 | Доклад, сообщение | Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определённой учебно-практической, учебно-исследовательской темы. | Темы для докладов |
2. | Практическая работа | Оформление выводов и отчета по проделанной работе. Письменные ответы на поставленные вопросы по теме практической работы | Варианты практических работ в печатном виде по темам |
3. | Экзамен | Собеседование с преподавателем по вопросам темы | Вопросы для подготовки к экзамену. Билеты |
7. Методические указания для обучающихся по освоению учебной дисциплины.
Вид учебных занятий | Организация деятельности студента |
Лекция | Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям (перечисление понятий) и др. Раздел 1. Предмет и история экономической науки. Понятия: - экономическая история как наука; - методы экономической науки; - исторические этапы развития экономической теории. Раздел 2. Общие проблемы экономической теории. Понятия: - производство, воспроизводство: простое и расширенное; - факторы производства; - потребность как экономическая категория; - экономические системы, их типы; - вмененные издержки; - кривая производственных возможностей; - производительные силы общества; - производственные отношения; - собственность как система отношений. Раздел 3. Микроэкономика. Понятия: - сущность рынка; - основные элементы рынка; - товар и его свойства; - стоимость и цена товара; - деньги, их сущность и функции; - спрос; - предложение; - цена; - рынки производственных ресурсов. Раздел 4. Макроэкономика. Понятия: - экономическое равновесие; - кейнсианство; - неоконсерватизм (монетаризм); - экономический рост; - ВВП. Раздел 5. Механизм макроэкономического регулирования. Понятия: - рынок и государство; - инструменты государственного регулирования; - денежная система; - спрос и предложение денег; - кредитная система; - система налогообложения; - госбюджет; - инфляция: причины и формы; основные направления социальной политики государства; - доходы общества; - заработная плата; - прибыль; - кривая Лоренца; - безработица; - социальная защищенность граждан; - место России в мировом хозяйстве. |
Практическая работа | Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. |
Реферат | Реферат: Поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 5 источников, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. Ознакомиться со структурой и оформлением реферата. Рефераты по темам: «Экономика и экономическая наука», «Семейный бюджет», «Рыночная экономика», «Рынок труда», «Деньги и банки», «Государство и экономика», «Международная экономика». |
Подготовка к экзамену | При подготовке к экзамену необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др. |
8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине.
Интерактивная оболочка для комплексного изучения экономической теории, содержащая компьютерная демонстрационные материалы:
1. Библиографические данные ученых, определяющих развитие экономической науки.
2. Интерактивные модели.
3. Учебные видеоматериалы.
9. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ
9.1 Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по междисциплинарному курсу
Для преподавания дисциплины предусмотрены традиционные технологии в рамках аудиторных занятий, самостоятельной и внеаудиторной работы студентов.
Аудиторные занятия включают:
− лекции, на которых излагается теоретическое содержание курса;
− проверочные работы, предназначенные для закрепления теоретического курса и приобретения студентами навыков самостоятельной и коллективной работы.
Самостоятельная работа студентов предназначена для работы по закреплению теоретического курса и практических навыков курса; по изучению дополнительных разделов.
Внеаудиторная работа студентов вне рамок программы по плану работы кабинета с целью привития интереса к процессу обучения и будущей профессии.
Разработчик:
Гомырева Елена Витальевна, преподаватель техникума ИАТЭ НИЯУ МИФИ
3