Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» (программа дисциплины ОП.03 Менеджмент)
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
ГПОУ «Горловский колледж промышленных технологий и экономики»
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДАЮ |
Зам.директора по УВР |
Директор ГПОУ «ГКПТЭ» |
___________Цыба О.Ю. |
______________Кравченко Э.Л. |
31.08.2016 |
31.08.2016 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Менеджмент
профессиональный учебный цикл основной программы базовой подготовки
по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
2016
Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 17.09. 2015 г. No 525
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ГОС СПО.
Организация-разработчик: ГПОУ «Горловский колледж промышленных технологий и экономики»
Разработчик: Кучеренко Т.В.
Рецензенты:
Должанский И.З.- зав. кафедрой «Экономика предприятия» МЭГИ
Курчева В.А. – главный бухгалтер ГП «ШСМУ №9»
Одобрена и рекомендована
с целью практического применения
цикловой комиссией профессиональной учетно-экономической подготовки
протокол № 1
от 31.08.2016 г.
Председатель ЦК___________ Горбатовская Н.В.
Рабочая программа переутверждена на 2017 / 2018учебный год
Протокол № 1 заседания ЦК от «____» _____________2017г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель ЦК ______________Горбатовская Н.В.
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол No ____ заседания МК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель МК ______________Горбатовская Н.В.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт рабочей программы
Структура и содержание учебной дисциплины
Условия реализации программы учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Лист изменений
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Менеджмент
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Менеджмент — это управление, которое является самой важной функцией в разных сферах человеческой деятельности. Менеджеры - это миллионы людей, которые в той или иной степени руководят в различных организациях другими людьми.
Менеджмент представляет собой науку о том, как добиться успеха в управлении людьми в организации, как создавать и совершенствовать организации, обеспечивать их развитие и достижение ими поставленных целей наиболее эффективными способами.
Многие предприниматели, руководители и специалисты предприятий и некоммерческих организаций, пока, к сожалению, не представляют сущности управления организацией и знакомы лишь с отдельными функциями менеджмента. Это в определенной степени происходит потому, что менеджмент помогает целенаправленно искать новые решения проблем, но не дает готовых рецептов для конкретных организаций в конкретный момент времени.
Потому особенно важно понимание сути, принципов, подходов и методов менеджмента, которые и раскрываются в данном курсе.
Цель изучения дисциплины – добиться всестороннего глубокого понимания студентами природы и сущности спектра отношений управления как определяющего фактора эффективности работы на всех уровнях в организации.
Основными принципами построения дисциплины являются:
- принцип научности заключается в обязательном соответствии содержания и методов преподавания современному уровню развития управления предприятием;
- принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысливания и обобщения студентами изучаемого материала;
- принцип прочности знаний в обучении позволяет опираться на приобретенные раннее знания, умения и навыки, а также позволяет использовать приобретенные знания, умения и навыки на последующих этапах обучения;
- принцип последовательности означает, что обучение идет от простого к сложному, от представлений к понятиям, от неизвестного к неизвестному, от знания к умению, а от него к навыку;
- принцип систематичности предполагает соблюдение определенного порядка в рассмотрении, изучении и постепенном овладении основными понятиями и положениями менеджмента;
- принцип доступности предполагает ориентацию на уровень развития сил и способностей студентов для восприятия изучаемого материала.
Учебная дисциплина ОП.03 «Менеджмент» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального учебного цикла.
Вариативную часть (10 часов) предусмотрено использовать на расширение теоретических знаний и практических навыков по рабочей программе учебной дисциплине «Менеджмент».
Вариативная часть позволяет добиться в ходе учебного процесса более глубокого осмысления и понимания следующих профессиональных компетенций:
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
Изучение дисциплины предполагает не только познание теории управления при помощи таких традиционных методов обучения, как лекции и семинары, но и практическое закрепление теоретических знаний с применением методов активного обучения, таких, как рассмотрение управленческих ситуаций, деловые игры, тренинги и т.п. Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.
Данная программа предназначена для студентов очной и заочной форм обучения.
Программа разработана:
- на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 27.02.04 Автоматические системы управления;
- с учетом Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин общеобразовательного и общепрофессионального циклов.
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 "Менеджмент" является частью основной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Учебная дисциплина ОП.03 "Менеджмент" относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального учебного цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
- анализировать организационные структуры управления;
- проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
- принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
- учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
- методы планирования и организации работы подразделения;
- принципы построения организационной структуры управления;
- основы формирования мотивационной политики организации;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
- внешнюю и внутреннюю среду организации;
- цикл менеджмента;
- процесс принятия и реализации управленческих решений;
- функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
- систему методов управления;
- методику принятия решений;
- стили управления, коммуникации, принципы делового общения;
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование профессиональных компетенций (ПК), включающих в себя способность::
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 65 часа, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 45 часа;
- самостоятельная работа обучающегося 20 часов
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
65 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
45 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия (не предусмотрено) |
|
практические занятия (не предусмотрено) |
10 |
контрольные работы |
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
20 |
в том числе: |
|
самостоятельная работа над индивидуальным заданием |
20 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Менеджмент
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Тема 1. Понятие и сущность менеджмента |
Содержание учебного материала |
4 |
||
1 |
1. Понятие менеджмента, его содержание и общая терминология. 2. Менеджмент как вид профессиональной деятельности 3. Методы менеджмента 4. Развитие науки управления |
2 |
||
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
- |
|||
Практические занятия (не предусмотрено) |
- |
|||
Контрольные работы (не предусмотрено) |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение заданий в рабочей тетради |
2 |
|||
Тема 2. Организация как объект управления |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1 |
1. Организация как объект управления 2. Внутренняя среда организации 3. Внешняя среда организации. |
2,3 |
||
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
- |
|||
Практические занятия (не предусмотрено) |
- |
|||
Контрольные работы (не предусмотрено) |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение заданий в рабочей тетради |
2 |
|||
Тема 3. Информация и коммуникации в менеджменте |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1 |
1. Процесс коммуникации. 2. Понятие и типы коммуникационных сетей (самостоятельную проработку) 3. Межличностные и организационные коммуникации. 4. Управление коммуникационными процессами. |
2 |
||
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
- |
|||
Практические занятия : Семинар по темам 1-3 |
2 |
|||
Контрольные работы (не предусмотрено) |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение заданий в рабочей тетради |
2 |
|||
Тема 4. Принятие управленческих решений |
Содержание учебного материала |
4 |
||
1 |
1. Основы теории принятия решений 2. Принципы и этапы процесса принятия решений 3. Методы творческого поиска альтернатив. 4. Методы принятия рациональных решений |
2 |
||
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
- |
|||
Практические занятия (не предусмотрено) |
- |
|||
Контрольные работы (не предусмотрено) |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение заданий в рабочей тетради |
2 |
|||
Тема 5. Планирование в организации |
Содержание учебного материала |
4 |
||
1 |
1. Сущность планирования как функции управления 2. Цели управленческого планирования 3. Бизнес-планирование 4. Стратегическое планирование |
2 |
||
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
- |
|||
Практические занятия : Семинар по темам 4-5 |
2 |
|||
Контрольные работы (не предусмотрено) |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение заданий в рабочей тетради |
2 |
|||
Тема 6. Организация как функция управления |
Содержание учебного материала |
4 |
||
1 |
1. Сущность функции организации. 2. Основы теории организации. 3. Основы организационного проектирования. 4. Виды организационных структур управления |
3 |
||
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
- |
|||
Практические занятия (не предусмотрено) |
- |
|||
Контрольные работы (не предусмотрено) |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение заданий в рабочей тетради |
4 |
|||
Тема 7. Мотивация |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1 |
1. Понятие и сущность мотивации. 2. Содержательные теории мотивации. 3. Процессные теории мотивации |
3 |
||
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
- |
|||
Практические занятия : Семинар по темам 6-7 |
2 |
|||
Контрольные работы (не предусмотрено) |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение заданий в рабочей тетради |
2 |
|||
Тема 8. Управленческий контроль |
Содержание учебного материала |
4 |
||
1 |
1. Понятие и процесс контроля 2. Инструменты управленческого контроля 3. Контроль поведения работников в организации |
2 |
||
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
- |
|||
Практические занятия (не предусмотрено) |
- |
|||
Контрольные работы (не предусмотрено) |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение заданий в рабочей тетради |
2 |
|||
Тема 9. Лидерство |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1 |
1. Понятие и сущность лидерства 2. Стили руководства 3. Теории лидерства |
1 |
||
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
- |
|||
Практические занятия : Семинар по темам 8-9 |
2 |
|||
Контрольные работы (не предусмотрено) |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
|||
Тема 10. Управление конфликтами и стрессами |
Содержание учебного материала |
5 |
||
1 |
1. Природа конфликта, его составляющие и виды конфликтов 2. Причины конфликтов. 3. Способы разрешения конфликтных ситуаций 4. Стрессы, факторы, которые их вызывают 5. Оганизационное развитие |
1 |
||
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
- |
|||
Практические занятия (не предусмотрено) |
- |
|||
Контрольные работы (не предусмотрено) |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: (не предусмотрено) |
- |
|||
Тема 11. Эффективность управления |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1 |
1. Содержание категории "эффективность управления" 2. Концепции определения эффективности управления 3. Управление производительностью: комплексный подход |
1 |
||
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
- |
|||
Практические занятия Семинар по темам 10-11 |
2 |
|||
Контрольные работы (не предусмотрено) |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение заданий в рабочей тетради |
2 |
|||
Тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены) |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены) |
- |
|||
Всего: |
65 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Менеджмента» и «Экономической теории». Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места студентов,
- рабочее место преподавателя с мобильной мебелью, т.к. подразумевается проведение занятий в интерактивной форме.
Технические средства обучения: компьютеры с лицензионным программным обеспечением; проектор, экран, мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основная литература:
1. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 288 c.
2. Макаров В. М., Попова Г. В. П58 Менеджмент: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2011. — 256 с.: ил.
3. Коротков, Э.М., Солдатова, И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / Э.М. Коротков, И.Ю. Солдатова, - М.: Дашков и К, 2013. - 272 c.-
Дополнительная литература:
1. Конспект лекций по дисциплине "Менеджмент". Разработал преподаватель: Т.В.Кучеренко - Горловка: ГМК, 2015г.
2. Инструктивно-методические материалы к семинарским занятиям по дисциплине "Менеджмент". Разработал преподаватель: Т.В.Кучеренко - Горловка: ГМК, 2015г.
Электронные учебники:
1. Цыпленкова М В, Моисеенко И В, Гуремина Н В, Бондарь Ю А Основы менеджмента: учебное пособие. - Академия Естествознания, 2013 http://www.monographies.ru/ru/book/view?id=2114. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических занятий, практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Основные показатели оценки результата |
Умения: |
|
использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения |
Наблюдение и оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении практических заданий на занятиях и внеаудиторных самостоятельных работ |
анализировать организационные структуры управления |
|
проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала |
|
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения |
|
принимать эффективные решения, используя систему методов управления; |
|
учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; |
|
Знания: |
|
сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития; |
Текущий контроль в форме: тестирования, внеаудиторной работы, фронтального опроса. итоговый контроль в форме дифференцированного зачета |
методы планирования и организации работы подразделения; |
|
принципы построения организационной структуры управления; |
|
основы формирования мотивационной политики организации; |
|
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; |
|
внешняя и внутренняя среду организации; |
|
цикл менеджмента; |
|
процесс принятия и реализации управленческих решений; |
|
функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта; |
|
система методов управления; |
|
методика принятия решений; |
|
стили управления, коммуникации, принципы делового общения; |