Рабочая программа учебной дисциплины «ОПД.03. Техническая механика»

1
1
Материал опубликован 28 November 2018

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ сАРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

гОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

сАРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«вОЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.03. Техническая механика

для специальности среднего профессионального образования

15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт

промышленного оборудования (по отраслям)»

 

2017 г.

Рассмотрена

на заседании ЦК

строительных

дисциплин

Протокол №___

«____» __________2017 г.

__________________

(ФИО Председателя ЦК)

Протокол №___

«____»__________2018 г.

__________________

Утверждаю

Заместитель директора по УР

______________А.С.Лебедев

подпись

«____»____________2017 г.

_______________________

«____»_____________2018 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт

промышленного оборудования (по отраслям)» (базовой подготовки), утвержденного приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 9 декарбя 2016 г. N 1580

Разработчик:

Чернышова Светлана Витальевна, преподаватель ГАПОУ СО «Вольский технологический колледж»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

   
  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15


 

 

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)» (базовой подготовки).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дипломном проектировании, дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) работников в области проектирования и эксплуатации машин общего назначения.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

производить расчеты механических передач и простейших сборочных единиц;

читать кинематические схемы;

определять напряжения в конструкционных элементах.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

основы технической механики;

виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики;

методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации;

основы расчетов механических передач и простейших сборочных единиц общего назначения.


 

ПК и ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:

Осуществлять монтаж промышленного оборудования и пусконаладочные работы:

ПК 1.1. Осуществлять работы по подготовке единиц оборудования к монтажу.

ПК 1.2. Проводить монтаж промышленного оборудования в соответствии с технической документацией.

ПК 1.3. Производить ввод в эксплуатацию и испытания промышленного оборудования в соответствии с технической документацией.

Осуществлять техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования:

ПК 2.1. Проводить регламентные работы по техническому обслуживанию промышленного оборудования в соответствии с документацией завода-изготовителя.

ПК 2.2. Осуществлять диагностирование состояния промышленного оборудования и дефектацию его узлов и элементов.

ПК 2.3. Проводить ремонтные работы по восстановлению работоспособности промышленного оборудования.

ПК 2.4. Выполнять наладочные и регулировочные работы в соответствии с производственным заданием.

Организовывать ремонтные, монтажные и наладочные работы по промышленному оборудованию:

ПК 3.1. Определять оптимальные методы восстановления работоспособности промышленного оборудования.

ПК 3.2. Разрабатывать технологическую документацию для проведения работ по монтажу, ремонту и технической эксплуатации промышленного оборудования в соответствии требованиями технических регламентов.

ПК 3.3. Определять потребность в материально-техническом обеспечении ремонтных, монтажных и наладочных работ промышленного оборудования.

ПК 3.4. Организовывать выполнение производственных заданий подчиненным персоналом с соблюдением норм охраны труда и бережливого производства.

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе

профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Объем образовательной нагрузки (всего) 96 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;

самостоятельной учебной работы обучающегося 16 часов.

Итоговый контроль знаний проводится по завершению курса дисциплины в форме экзамена.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной нагрузки (всего)

96

Всего учебных занятий

80

в том числе:

 

Теоретическое обучение

34

Лабораторных и практических занятий

46

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Работа с учебной, методической, справочной литературой, изучение терминологии дисциплины, расчетных формул и их интерпретации.

Подготовка и оформление рефератов, информационных сообщений.

Выполнение индивидуальных расчетно-графических заданий

Создание презентаций

 

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Техническая механика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Теоретическая механика

 

24+8

 

Тема 1.1.

Основные понятия и аксиомы статики

Содержание учебного материала

2

1

Задачи дисциплины. Теоретическая механика и её разделы: статика, кинематика, динамика. Материальная точка. Абсолютно твёрдое тело. Аксиомы статики и их практическая интерпретация

Сила как вектор. Единица силы. Система сил Внешние и внутренние силы. Свободное и несвободное тело. Связи. Реакции связей и определение их направления

2

1

Тема 1.2.

Плоская система сходящихся сил

Содержание учебного материала

2

1

2

Система сходящихся сил. Силовой многоугольник. Геометрическое условие равновесия системы. Определение равнодействующей сходящихся сил графическим способом. Проекция силы на оси координат. Аналитическое определение равнодействующей системы. Аналитические уравнения равновесия системы

2

Практические занятия

4

 

3

1. Определение равнодействующей плоской системы сходящихся сил аналитическим и графическим способами

4

2 Определение реакций связей

Самостоятельная учебная работа обучающихся:

Понятие пары сил. Вращающее действие пары на тело. Момент пары сил, величина, знак. Условие равновесия пары сил. Момент силы относительно точки; величина, знак, условие равенства нулю. Уравнения равновесия плоской произвольной системы сил. Равновесие плоской системы параллельных сил (два вида)

2

Тема 1.3.

Плоская система произвольно расположенных сил

Содержание учебного материала

2

1

6

Классификация нагрузок: сосредоточенные силы, моменты, равномерно распределенные нагрузки и их интенсивность. Балки. Опоры и их реакции

2

Практические занятия

4

 

7

3 Определение главного вектора и главного момента плоской системы сил

8

4 Определение реакций опор

Тема 1.4.

Пространствен-ная система сил

Содержание учебного материала

2

1

9

Равнодействующая пространственной системы сходящихся сил. Проекция силы на три взаимно-перпендикулярные оси. Геометрические и аналитические условия равновесия пространственной системы сходящихся сил. Момент силы относительно оси; его величина, знак, свойства

2

Практические занятия

2

 

10

5. Определение центра тяжести составного сечения

Самостоятельная учебная работа обучающихся:

Центр тяжести плоских фигур. Точка приложения центра тяжести. Определение координат центра тяжести плоских тел

2

Тема 1.5.

Кинематика

Содержание учебного материала

2

1

12

Основные понятия кинематики. Кинематика точки. Вращательное движение тела. Основные характеристики движения: траектория, путь, время, скорость, ускорение.

Основные виды движения тела. Поступательное движение тела и его кинематические характеристики. Вращательное движение. Кинематические характеристики.

2

Практические занятия

2

 

13

6. Определение параметров движения точки

Самостоятельная учебная работа обучающихся:

Подготовка сообщений «Мгновенный центр скоростей, способы его определения»

2

Тема 1.6.

Динамика

Содержание учебного материала

2

1

15

Динамика материальной точки. Аксиомы динамики. Основной закон динамики. Закон независимости действия сил. Сила инерции при поступательном и вращательном движениях. Принцип Даламбера. Импульс силы. Количество движения. Теорема о количестве движения точки. Теорема о кинетической энергии точки. Момент инерции тела. Основное уравнение динамики при поступательном и вращательном движениях твердого тела.

2

Самостоятельная учебная работа обучающихся:

Работа с учебной литературой. Подготовка рефератов «Работа и мощность. Коэффициент полезного действия»

2

Раздел 2. Сопротивление материалов

 

26+6

Тема 2.1.

Основные положения

Содержание учебного материала

2

1

17

Задачи сопротивления материалов. Понятие о прочности элементов конструкций. Упругие и пластические деформации Основные виды деформации бруса

Метод сечений. Внутренние силовые факторы в общем случае нагружения бруса. Основные виды деформации бруса. Напряжение: полное, нормальное, касательное, единицы измерения напряжения

2

 

Самостоятельная учебная работа обучающихся:

Подготовка конспекта лекций на тему «Геометрические характеристики плоских сечений»

2

 

Тема 2.2.

Растяжение и сжатие

Содержание учебного материала

2

2

19

Продольная сила, величина, знак, эпюры продольных сил. Нормальные напряжения в поперечных сечениях стержня. Построение эпюры нормальных напряжений по длине стержня.

Понятие о прочности и предельном напряжении. Коэффициент запаса прочности пластичных и хрупких материалов. Расчеты на прочность по допускаемым напряжениям и предельным состояниям. Нормальные и расчетные нагрузки и сопротивления. Методика расчета на растяжение и сжатие

2

Практические занятия

4

 

20

7. Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений, определение ΔL

21

8. Расчеты элементов конструкций на прочность и жесткость

Тема 2.3.

Практические расчеты на срез и смятие

Содержание учебного материала

2

1

22

Срез и смятие: основные расчетные предпосылки и расчетные формулы. Расчетные напряжения на срез и смятие. Методика расчета на срез и смятие заклепочных, болтовых, сварных соединений

Практические занятия

4

 

23

9. Выполнение расчетов шпоночных соединений на срез и смятие.

24

10. Определение главных центральных моментов инерции составных сечений

 

Тема 2.4.

Кручение

Содержание учебного материала

2

 

25

Кручение бруса круглого поперечного сечения. Внутренние силовые факторы при кручении. Эпюры крутящих моментов. Кручение бруса круглого поперечного сечения. Основные гипотезы. Напряжения в поперечном сечении. Угол закручивания. Правила построения эпюр крутящих моментов.

2

 

Практические занятия

4

 

26

11. Построение эпюр крутящих моментов

 

27

12. Выполнение расчетов на прочность и жесткость при кручении

 

Тема 2.5.

Поперечный изгиб прямого бруса

Содержание учебного материала

2

1

28

Основные понятия и определения. Внутренние силовые факторы в поперечном сечении бруса: поперечная сила и изгибающий момент. Чистый изгиб. Нормальные напряжения в произвольной точке поперечного сечения балки.

2

Практические занятия

4

 

29

13. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов

30

14. Расчеты на прочность при изгибе

Самостоятельная учебная работа обучающихся: подготовка конспектов лекций

31. Наибольшие нормальные напряжения при изгибе. Свойства контуров эпюр. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов. Определение моментов инерции и сопротивления для простых сечений: прямоугольного, круглого, кольцевого

32. Устойчивость центрально-сжатых стержней. Циклы напряжений. Усталостное разрушение, его причины и характер. Кривая усталости, предел выносливости. Факторы, влияющие на величину предела выносливости. Коэффициент запаса. Понятие о расчетах на усталость.

Понятие о жесткости и устойчивости. Продольный изгиб. Критическая сила. Условие устойчивости. Три типа задач при расчете на устойчивость. Выполнение проверочных расчетов на устойчивость элементов сооружений

4

 

Раздел 3.

Детали машин

 

30+2

 

Тема 3.1.

Общие сведения о передачах

Содержание учебного материала

2

1

33

Механизм, машина, деталь, сборочная единица. Критерии работоспособности.

Передаточные механизмы, виды передач, их классификация, устройство, назначение, преимущества и недостатки. Основные геометрические соотношения. Передаточное отношение. Фрикционные передачи. Вариаторы. Область применения

2

Практические занятия

2

 

34

15. Кинематический и динамический расчет привода

 

Тема 3.2. Редукторы

Содержание учебного материала

2

1

35

Редукторы. Назначение, устройство, классификация. Конструкции одно- и двухступенчатых редукторов. Мотор-редукторы. Основные параметры редукторов

2

Практические занятия

10

 

36

16. Изучение и расчет геометрических параметров зубчатых пар редуктора

2

37

17. Выполнение и чтение кинематической схемы редуктора

2

38

18. Изучение конструкции цилиндрического редуктора

2

39

19. Изучение конструкции червячного редуктора

2

40

20. Изучение конструкции конического редуктора

2

Самостоятельная учебная работа обучающихся:

41. Подготовка конспектов лекций на тему «Определение передаточного отношения привода»

2

Тема 3.3.

Детали и сборочные единицы передач. Соединения деталей машин

Содержание учебного материала

8

1

42

Оси и валы. Назначение, конструкция. Методика расчета на прочность и жесткость

2

43

Подшипники скольжения. Назначение, типы, область применения. Материалы.

Подшипники качения. Назначение и устройство. Классификация

2

44

Соединения разъемные и неразъемные

2

45

Муфты. Классификация. Назначение и принцип действия. Подбор и посадка на ва

2

 

Практические занятия

6

 

4648

21. Сборка узла по чертежу

 

ВСЕГО:

96

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Техническая механика»:

- приборы:

- для проверки законов трения - 1 шт.

- для определения модуля продольной упругости - 1 шт.

- для определения осадки винтовой цилиндрической пружины - 1 шт.

- для определения модуля сдвига при кручении - 1 шт.

- для проверки устойчивости сжатых стержней - 1 шт.

- для определения прогибов и углов поворота - 1 шт.

- для определения сечения балок - 1 шт.

- машина для испытания образцов нажатия,

- машина для испытания растяжения - 1 шт.

- стенды по разделу: "Детали передач" - 4 шт.

- плакаты по разделам:

- "Теоретическая механика" - 18 шт.

- "Сопротивление материалов" - 20 шт.

- "Детали машин" - 4 шт.

- макеты неразъёмных соединений - 2 шт.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Олофинская В. П. Техническая механика: курс лекций с вариантами практических и тестовых заданий: Учебное пособие (Гриф) / В. П. Олофинская. - 2-е изд. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2013.

2. В.П.Олофинская. Детали машин: краткий курс, практические занятия и тестовые задания: учеб. пособие (Гриф) / В. П. Олофинская. - 3-е изд. - М.: Форум, 2013.

3. Аркуша А. И. Теоретическая механика и сопротивление материалов: учеб. для ссузов / А. И. Аркуша. - 6-е изд. - М.: Высш. шк., 2005.

4. Сафонова Г. Г. и др. Техническая механика: учеб. (Гриф) / Г. Г. Сафонова, Т.Ю. Артюховская, Д.А.Ермаков. - М.: ИНФРА-М, 2011.

5. Сиренко Р. Н. Сопротивление материалов: учеб. пособие / Р. Н. Сиренко. – М.: РИОР, 2012.

6. Тарг С. М. Краткий курс теоретической механики / С. М. Тарг. - М.: Высш. шк., 2011.; и последующие издания.


 

Дополнительные источники:

Богомаз И. В. Теоретическая механика / И. В. Богомаз. – М., 2011. – (Сер. Б-ка строителя).

Бутенин Н. В. и др. Курс теоретической механики: Т. 1. Статика и кинематика / Н. В. Бутенин, Я. Л. Лунц, Д. Р. Меркин. - СПб.: Лань, 2011.; и др. издания.

Дарков А. В., Шапошников Н. Н. Строительная механика: учеб. для вузов / А. В. Дарков, Н. Н. Шапошников. – СПБ.: Лань, 2013.

Лачуга Ю. Ф., Ксендзов В. А. Теоретическая механика. – Ростов н/Д: Феникс / Ю. Ф. Лачуга, В.А. Ксендзов, 2011.

Русаков А. И. Строительная механика / А. И. Русаков. – М.: Проспект, 2013.

Иванов М. Н., Финогенов В. А. Детали машин: учебник для машиностроительных специальностей вузов/ М. Н. Иванов, В. А. Финогенов, 2012.

Воячек А. И., Сенькин В. В. Основы проектирования и конструирования машин: учебное пособие для студентов, изучающих экономику и менеджмент.– Пенза: Изд-во Пензенского университета, 2012.

Отечественные журналы:

«Техника молодежи».

«Техническая механика».


 

Интернет-ресурсы

Образовательные сайты по технической механике. Форма доступа:

1. www.toehelp.ru

3. http://www.det-mash.ru/

4. http://www.det-mash.ru/


 

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований


 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

 

производить расчеты механических передач и простейших сборочных единиц

исследование, решение задач, экзамен

читать кинематические схемы

практическая работа, экзамен

определять напряжения в конструкционных элементах

практическая работа, экзамен

Знания:

 

основы технической механики

домашняя работа, решение задач, моделирование, экзамен

виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики

домашняя работа, экзамен

методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации

домашняя работа, экзамен

основы расчетов механических передач и простейших сборочных единиц общего назначения

домашняя работа, экзамен

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

программа датирована 2017 годом (утверждалась 2018 годом), но список литературы (основные источники) не обновлен.

28 January 2019