Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.6 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для профессии «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное образовательное бюджетное учреждение
среднего профессионального образования Воронежской области
«Лискинский аграрно-технологический техникум»
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УР
_____________ И.М. Гайдай
«____» _____________ 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП. 6 Информационные технологии
в профессиональной деятельности
для профессии СПО
220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»
Лиски 2015
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) для профессии СПО 220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике», утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 02.08.2013 г. № 682.
Организация-разработчик: государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Воронежской области «Лискинский аграрно-технологический техникум».
Разработчики:
Филатова Ю. А., преподаватель
Ф.И.О., должность
_______________________________
Ф.И.О., должность
Рецензент:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Рабочая программа рекомендована ЦМК преподавателей математических и естественнонаучных дисциплин
Протокол № ______ от «_____» ________________ 20 ____ г.
Председатель ЦМК ____________________ С.Н.Федорова
подпись
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
|
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
11 |
|
12 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные технологии в профессиональной деятельности
Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии СПО 220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике».
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Информационные технологии в профессиональной деятельности входит в общеобразовательный цикл.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Данная программа ориентирована на достижение следующих целей и задач:
Освоение базовых системных программных продуктов и пакетов прикладных программ (текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы);
Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
Изучение состава и структуры персональных (электронно-вычислительных машин (ЭВМ)) и вычислительных систем;
Освоение основных принципов, методов и свойств информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности.
Применять современные технические средства обучения, контроля и оценки уровня физического развития, основанные на использовании компьютерных технологий.
Создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса.
Использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
Правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе.
Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных образовательных программных средств.
Возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития.
Назначение и технологию эксплуатации аппаратного и программного обеспечения, применяемого в профессиональной деятельности.
Количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
Результаты освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения учебной дисциплины является формирование профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций:
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 1.1. |
Выполнять слесарную обработку деталей по 11-12 квалитетам (4-5 классам точности) с подгонкой и доводкой деталей. |
ПК 1.2. |
Навивать пружины из проволоки в холодном и горячем состоянии. |
ПК 1.3. |
Производить слесарно-сборочные работы. |
ПК 1.4. |
Выполнять термообработку малоответственных деталей с последующей их доводкой. |
ПК 2.1. |
Выполнять пайку различными припоями. |
ПК 2.2. |
Составлять схемы соединений средней сложности и осуществлять их монтаж. |
ПК 2.3. |
Выполнять монтаж контрольно-измерительных приборов средней сложности и средств автоматики. |
ПК 3.1. |
Выполнять ремонт, сборку, регулировку, юстировку контрольно-измерительных приборов средней сложности и средств автоматики. |
ПК 3.2. |
Определять причины и устранять неисправности приборов средней сложности. |
ПК 3.3. |
Проводить испытания отремонтированных контрольно-измерительных приборов и систем автоматики. |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3. |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Распределение объема учебной дисциплины и видов учебной работы по семестрам
Вид учебной работы |
Объем часов |
||
Всего |
В том числе по семестрам |
||
4 семестр |
5 семестр |
||
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
102 |
69 |
33 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
68 |
46 |
22 |
в том числе: |
|||
теоретические занятия |
39 |
25 |
14 |
практические занятия |
28 |
20 |
8 |
контрольные работы |
1 |
1 |
- |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
34 |
23 |
11 |
в том числе: |
|||
подготовка рефератов создание презентаций задания с использованием ресурсов Интернета проработка конспекта |
|||
Виды контроля по семестрам (контрольная работа, диф. зачет) |
КР (1) |
ДЗ |
|
Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета. |
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Информационные технологии и применение компьютерной техники в профессиональной деятельности. |
|||
Введение |
Содержание учебного материала |
1 |
1 |
Требования техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером. Рациональная организация рабочего места. |
|||
Тема 1.1 Технические средства информационных технологий. |
Содержание учебного материала |
10 |
|
Теоретические занятия |
|||
Архитектура ПК. Устройства ввода, вывода, памяти. Внутренние устройства ПК. История развития вычислительной техники. |
2 |
2 |
|
Практические занятия |
|||
ПЗ №1. Архитектура персонального компьютера. |
2 |
2 |
|
ПЗ №2. Настройка аппаратного обеспечение персонального компьютера. |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа |
|||
Проработка конспекта и изучение отдельных тем дисциплины с использованием Internet-ресурсов. Подготовка рефератов. |
4 |
3 |
|
Тема 1.2 Программное обеспечение информационных технологий. |
Содержание учебного материала |
21 |
|
Теоретические занятия |
|||
Классификация ПО для современного ПК. Операционная система. Сервисное ПО. Инструментальное ПО. |
2 |
2 |
|
Прикладное ПО общего назначения. Прикладное ПО глобальных сетей. |
2 |
2 |
|
Практические занятия |
|||
ПЗ №3. Организация работы в среде ПСПО. Справочная система. |
2 |
2 |
|
ПЗ №4. Установка программного обеспечения. |
2 |
2 |
|
ПЗ №5. Подбор программного обеспечения в соответствии с предстоящим видом деятельности. |
2 |
2 |
|
ПЗ №6. Защита от компьютерных вирусов. |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа |
|||
Проработка конспекта и изучение отдельных тем дисциплины с использованием Internet-ресурсов. Подготовка рефератов по одному из видов ПО. Создание презентаций о компьютерных вирусах, о способах защиты информации. |
9 |
3 |
|
Тема 1.3. Компьютерные сети. |
Содержание учебного материала |
36 |
|
Теоретические занятия |
|||
Компоненты вычислительной сети. Классификация сетей. Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Протоколы. |
2 |
2 |
|
Сеть Интернет. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. |
2 |
2 |
|
Электронная почта. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. |
2 |
2 |
|
Геоинформационные системы в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. |
2 |
2 |
|
Достоинства и опасности Интернет. Интернет и авторское право. |
2 |
2 |
|
Официальные образовательные порталы федерального значения. |
2 |
2 |
|
Региональные образовательные порталы. |
2 |
2 |
|
Поиск информации о контрольно-измерительном оборудовании. |
2 |
2 |
|
Поиск информации о системах автоматического управления. |
2 |
2 |
|
Практические занятия |
|||
ПЗ №7. Передача и получение данных по локальной сети. |
2 |
2 |
|
ПЗ №8. Работа с электронной почтой. |
2 |
2 |
|
ПЗ №9. Поиск информации в Интернете. |
2 |
2 |
|
ПЗ №10. Файловые архивы. Электронная коммерция. |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа |
|||
Проработка конспекта и изучение отдельных тем дисциплины с использованием Internet-ресурсов. Подготовка рефератов на тему «Аппаратное обеспечение проводных и беспроводных сетей», «Программное обеспечение сетей», «История развития сети Интернет». Создание презентаций на темы «Топология сетей», «Услуги Интернета». |
10 |
3 |
|
Контрольные работы |
|||
Контрольная работа за 4 семестр. |
1 |
||
Раздел 2. Современные технические средства обучения на использовании компьютерных технологий. |
|||
Тема 2.1 Использование технических средств вывода информации. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Теоретические занятия |
|||
Санитарно-гигиенические нормы и требования безопасности при использовании ТСО. Основные виды технических средств для обучения. |
1 |
2 |
|
Самостоятельная работа |
|||
Проработка конспекта и изучение отдельных тем дисциплины с использованием Internet-ресурсов. Оформление памятки о правилах безопасности при использовании компьютера. |
1 |
3 |
|
Раздел 3. Основные работы с информационными объектами. |
|||
Тема 3.1 Обработка текстовых документов. |
Содержание учебного материала |
8 |
|
Теоретические занятия |
|||
Текстовые процессоры. Текстовые редакторы. |
2 |
2 |
|
Создание, редактирование и форматирование текста, таблиц, формул, диаграмм и рисунков. |
2 |
2 |
|
Практические занятия |
|||
ПЗ №11. Редактирование и форматирование документа, создание списков, колонок. Создание и форматирование таблиц. Организация печати документа. |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа |
|||
Проработка конспекта и изучение отдельных тем дисциплины с использованием Internet-ресурсов. Выполнение индивидуальных заданий по теме «Обработка текстовых редакторов». |
2 |
3 |
|
Тема 3.2 Обработка числовых данных. |
Содержание учебного материала |
6 |
|
Теоретические занятия |
|||
Виды табличных процессоров. Элементы электронных таблиц. |
2 |
2 |
|
Практические занятия |
|||
ПЗ №12. Ввод текстовых и числовых данных, формул, функций. Создание тестов в среде ЭТ. Построение графиков функций. |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа |
|||
Проработка конспекта и изучение отдельных тем дисциплины с использованием Internet-ресурсов. Выполнение индивидуальных заданий по теме «Обработка числовых данных». |
2 |
3 |
|
Тема 3.3 Системы управления базами данных. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
Теоретические занятия |
|||
База данных. Табличные базы данных. Классификация и возможности систем управления базами данных. |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа |
|||
Проработка конспекта и изучение отдельных тем дисциплины с использованием Internet-ресурсов. Выполнение индивидуальных заданий по теме «СУБД». Создание табличной базы данных своего техникума. |
2 |
3 |
|
Тема 3.4 Работа с мультимедийными презентациями. |
Содержание учебного материала |
6 |
|
Теоретические занятия |
|||
Разработка презентаций. Анимация в презентации. Переходы между слайдами. |
2 |
2 |
|
Практические занятия |
|||
ПЗ №13. Создание тематических компьютерных презентаций с использованием анимации. |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа |
|||
Проработка конспекта и изучение отдельных тем дисциплины с использованием Internet-ресурсов. Создание презентаций по индивидуальным темам. |
2 |
3 |
|
Тема 3.5 Обработка графических данных. |
Содержание учебного материала |
6 |
|
Теоретические занятия |
|||
Растровая и векторная графика. Графические редакторы. Форматы графических редакторов. |
2 |
2 |
|
Практические занятия |
|||
ПЗ №14. Работа со встроенным векторным редактором. Создание и редактирование растрового изображения. Работа с фрагментом растрового изображения. |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа |
|||
Проработка конспекта и изучение отдельных тем дисциплины с использованием Internet-ресурсов. |
2 |
3 |
|
Дифференцированный зачет. |
1 |
||
Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета. |
|||
Максимальной учебной нагрузки обучающегося |
102 |
||
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося |
68 |
||
Самостоятельной работы обучающегося |
34 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
Информационных технологий в профессиональной деятельности
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
учебно-методическое обеспечение.
Технические средства обучения:
компьютеры;
локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет;
лицензионное системное и прикладное программное обеспечение;
лицензионное антивирусное программное обеспечение;
лицензионное специализированное программное обеспечение;
мультимедиапроектор.
Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности : учебное пособие / Е.В. Михеева. - М.: ОИЦ «Академия», 2014. - 416 с.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности : учебное пособие / Е.В. Михеева. - М.: ОИЦ «Академия», 2014. - 256с.
Михеева Е.В. Практикум по информатике : учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / Е.В. Михеева. - 10-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 192 с.
Цветкова М.С. Информатика и ИКТ : учебник для нач. и сред проф. образования / М.С. Цветкова, Л.С. Великович. - 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.
Дополнительные источники:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень : учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. - 7-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 212 с. : ил.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень : учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 187 с. : ил.
Интернет-ресурсы:
Каталог образовательных Интернет-ресурсов [Электронный ресурс]. – http://www.edu.ru
Энциклопедия [Электронный ресурс]. - http://www.km.ru/
Тесты по информатике [Электронный ресурс]. - http://www.ege.ru/
Дидактические материалы по информатике [Электронный ресурс]. –
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Умения: |
|
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах |
Устный опрос Наблюдение за ходом выполнения практических заданий и проверка результатов |
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального |
Наблюдение за ходом выполнения практических заданий и проверка результатов |
применять компьютерные и телекоммуникационные средства в профессиональной деятельности |
Наблюдение за ходом выполнения практических заданий и проверка результатов |
Знания: |
|
основные понятия автоматизированной обработки информации |
Тестирование Устный опрос |
общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем |
Устный опрос Заслушивание сообщений |
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности |
Устный опрос Наблюдение за ходом выполнения практических заданий и проверка результатов |
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации |
Тестирование Устный опрос |
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности |
Устный опрос Заслушивание сообщений |
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности |
Устный опрос Заслушивание сообщений |
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
№ раздела |
Наименование раздела дисциплины (тема)1 |
Вид занятий (лекция, семинары, практические занятия) |
Количество часов |
Активные и интерактивные формы обучения2 |
1 |
Настройка аппаратного обеспечение персонального компьютера. |
Практическое занятие |
1 |
Компьютерная симуляция |
2 |
Установка программного обеспечения. |
Практическое занятие |
1 |
Компьютерная симуляция |
3 |
Защита от компьютерных вирусов. |
Практическое занятие |
1 |
Деловая игра |
4 |
Достоинства и опасности Интернет. Интернет и авторское право. |
Лекция |
1 |
Мозговой штурм |
5 |
Геоинформационные системы в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. |
Лекция |
1 |
Мозговой штурм |
6 |
Работа с электронной почтой. |
Практическое занятие |
1 |
Деловая игра |
7 |
Поиск информации в Интернете. |
Практическое занятие |
1 |
Ролевая игра |
8 |
Редактирование и форматирование документа, создание списков, колонок. Создание и форматирование таблиц. Организация печати документа. |
Практическое занятие |
1 |
Компьютерная симуляция |
9 |
Ввод текстовых и числовых данных, формул, функций. Создание тестов в среде ЭТ. Построение графиков функций. |
Практическое занятие |
1 |
Деловая игра |
10 |
Разработка презентаций. Анимация в презентации. Переходы между слайдами. |
Практическое занятие |
1 |
Компьютерная симуляция |
11 |
Растровая и векторная графика. Графические редакторы. Форматы графических редакторов. |
Семинар |
1 |
Анализ конкретных ситуаций |
Лист изменений рабочей программы
Номер изменения |
Номер протокола заседания методического объединения и дата |
Страницы с изменениями |
Перечень откорректированных пунктов |
Подпись председателя методического объединения |
Лист периодических проверок рабочей программы
Дата |
Должностное лицо, проводившее проверку |
Потребность в корректировке |
Перечень пунктов, стр., разделов, требующих изменений |
||
Ф.И.О. |
должность |
подпись |
|||
1 Наименование раздела дисциплины (темы) берется из рабочей программы дисциплины
2 Компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги, проведение форумов и выполнение групповых семестровых заданий и курсовых работ в интернет-среде, электронное тестирование знаний, умений и навыков и т.д.