РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 06 «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Министерство образования Кировской области
Кировское областное государственное профессиональное автономное образовательное учреждение
«Вятский торгово-промышленный техникум
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 06 «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
образовательной программы среднего профессионального образования –
программы подготовки специалистов среднего звена
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
техник |
(квалификация) |
2023
Составитель:
Фамилия, имя, отчество | Должность |
Конькова Ольга Николаевна | преподаватель |
Рабочая программа учебной дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности разработана на основе требований:
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), утвержденного приказом Министерства от № 831(далее – ФГОС СПО),
с учетом примерной основной образовательной программы по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям),
в соответствии с рабочей программой воспитания
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 12
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 16
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина Информационные технологии в профессиональной деятельности является частью профессионального цикла образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки по среднего профессионального образования 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 1 – 09 ПК 1.1 - 1.4, ПК 2.1 - 2.3, ПК 3.1 - 3.3 | - выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ; - использовать сеть Интернет и еѐ возможности для организации оперативного обмена информацией; - использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; - обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники; - получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях; - применять графические редакторы для создания и редактирования изображений; - применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций | - базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы); - методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; - общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем; - основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности; - основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации; - основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности | Объем часов, всего в т. ч в форме практической подготовки |
Объем образовательной программы учебной дисциплины (всего), в том числе | 100 |
Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий: | 92 |
уроки | |
практические занятия | 88 |
лабораторные занятия | - |
консультации | 4 |
лекции | - |
семинары | - |
Курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося: | 8 |
Промежуточная аттестация в форме | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Очная форма обучения
Наименование Разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад ч | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Информационные процессы и технологии | Содержание учебного материала | 5/5 | ОК 1 – 09 ПК 1.1 - 1.4, ПК 2.1 - 2.3, ПК 3.1 - 3.3 | |
Практические занятия | 5 | |||
История развития информационных технологий | 1 | |||
Информационные модели. Информационное моделирование как метод познания. Структура информационной модели. | 1 | |||
Этапы компьютерного моделирования | 1 | |||
Основные понятия информационных технологий: понятие информации, информационных технологий, информационной системы. Структура информационной системы. Поколения информационных систем | 1 | |||
Классификация и характеристика качества информационных систем. Правовые и этические нормы информационной деятельности человека | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к разделам учебных пособий) | - | |||
Аппаратное и программное обеспечение IT технологий | Содержание учебного материала | 5/5 | ОК 1 – 09 ПК 1.1 - 1.4, ПК 2.1 - 2.3, ПК 3.1 - 3.3 | |
Практические задания | 5 | |||
Аппаратное обеспечение IT технологий. Элементарная база информационных технологий. INTEL- кузница микропроцессов | 1 | |||
Аппаратная реализация компьютера. Периферийное компьютерное оборудование | 1 | |||
Программное обеспечение IT технологий. Назначение и классификация программного обеспечения | 1 | |||
Системное программное обеспечение. Инструментальное программное обеспечение | 1 | |||
Прикладное программное обеспечение. Использование прикладных программ в различных областях человеческой деятельности | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к разделам учебных пособий). | - | |||
Текстовый редактор | Содержание учебного материала | 8/8 | ОК 1 – 09 ПК 1.1 - 1.4, ПК 2.1 - 2.3, ПК 3.1 - 3.3 4 | |
Практические занятия | 14 | |||
Классификация и возможности текстовых редакторов. Обзор современных текстовых процессоров. Возможности текстового процессора | 2 | |||
Создание деловых документов в текстовом редакторе | 2 | |||
Оформление текстовых документов, содержащих таблицы Создание текстовых документов на основе шаблонов. Создание шаблонов и форм | 2 | |||
Создание комплексных документов в текстовом редакторе. Оформление формул. Организационные диаграммы в документе. Комплексное использование возможностей текстового редактора для создания документов | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к разделам учебных пособий). | - | |||
Табличный процессор | Содержание учебного материала | 14/14 | ОК 1 – 09 ПК 1.1 - 1.4, ПК 2.1 - 2.3, ПК 3.1 - 3.3 | |
| Практические занятия | 14 | ||
| Организация расчётов в табличном процессоре. Создание электронной книги. Относительная и абсолютная адресации | 2 | ||
| Связанные таблицы. Расчёт промежуточных итогов в таблицах. Подбор параметра. Организация обратного расчёта. | 4 | ||
| Задачи оптимизации (поиск решения). Связи между файлами и консолидация данных | 4 | ||
| Экономические расчёты в табличном процессоре | 4 | ||
| Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к разделам учебных пособий). | - | ||
Система управления базой данных | Содержание учебного материала | 8/8 | ОК 1 – 09 ПК 1.1 - 1.4, ПК 2.1 - 2.3, ПК 3.1 - 3.3 | |
Практические занятия | 14 | |||
Организация системы управления базами данных | 2 | |||
Создание таблиц базы данных с использованием конструктора и мастера таблиц | 2 | |||
Редактирование и модификация таблиц базы данных. Создание пользовательских форм для ввода данных. | 2 | |||
Работа с данными с использованием запросов. Создание отчётов Создание подчинённых форм. Создание базы данных и работа с данными | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к разделам учебных пособий). | - | |||
Подготовка компьютерных презентаций | Содержание учебного материала | 8/8 | ОК 1 – 09 ПК 1.1 - 1.4, ПК 2.1 - 2.3, ПК 3.1 - 3.3 | |
Практические занятия | 8 | |||
Современные способы организации презентаций. Создание презентации | 2 | |||
Оформление содержимого презентации, слайдов. Принципы планирования показа слайдов. | 2 | |||
Показ и представление презентации | 4 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к разделам учебных пособий). | 2 | |||
Технология создания и преобразования графических информационных объектов | Содержание учебного материала | 12/12 | ОК 1 – 09 ПК 1.1 - 1.4, ПК 2.1 - 2.3, ПК 3.1 - 3.3 | |
Практические занятия | | |||
Растровая и векторная графика. Модели кодирования цвета | 1 | |||
Технология построения анимационных изображений и трёхмерной графики | 1 | |||
Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов | 1 | |||
Обзор графических редакторов и программ 3D моделирования | 1 | |||
Современные способы организации презентаций. Создание презентации | 4 | |||
Оформление содержимого презентации, слайдов. Принципы планирования показа слайдов. Показ и представление презентации | 4 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к разделам учебных пособий). | 2 | |||
Системы автоматизированного проектирования | Содержание учебного материала | 10/10 | ОК 1 – 09 ПК 1.1 - 1.4, ПК 2.1 - 2.3, ПК 3.1 - 3.3 | |
Практические занятия | 10 | |||
Системы автоматизированного проектирования: понятие САПР, назначение и применение, компоненты и обозначение, классификация САПР | 2 | |||
| Обзор современных программных систем автоматизированного проектирования | 2 | ||
| Вычерчивание контура детали с делением окружности на равные части | 2 | ||
| Вычерчивание контура детали с применением сопряжений | 2 | ||
| Создание 3-D моделей геометрических тел | 2 | ||
| Выполнение комплексных чертежей геометрических тел | 2 | ||
| Построение чертежа модели полого тела с боковым отверстием | 2 | ||
| Построение чертежа вала с выполнением сечений | 2 | ||
| Выполнение ассоциативных чертежей по теме «Разрезы» | 2 | ||
| Выполнение чертежа зубчатого колеса | 2 | ||
| Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к разделам учебных пособий). | 2 | ||
Информационно-правовое обеспечение деятельности | Содержание учебного материала | 2/2 | ОК 1 – 09 ПК 1.1 - 1.4, ПК 2.1 - 2.3, ПК 3.1 - 3.3 | |
Практические занятия | 2 | |||
Возможности российских СПС и история их развития | 1 | |||
| Поиск документов в СПС и принципы их выбора | 1 | ||
| Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к разделам учебных пособий). | - | ||
Бухгалтерская программа «1С: БУХГАЛТЕРИЯ» | Содержание учебного материала | 8/8 | ОК 1 – 09 ПК 1.1 - 1.4, ПК 2.1 - 2.3, ПК 3.1 - 3.3 | |
Практические занятия | 8 | |||
| Организация первоначальной работы в бухгалтерской программе | 4 | ||
| Формирование аналитического учёта и заполнение справочников | 4 | ||
| Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к разделам учебных пособий). | - | ||
Телекоммуникационные системы в профессиональной деятельности | Содержание учебного материала | 2/2 | ОК 1 – 09 ПК 1.1 - 1.4, ПК 2.1 - 2.3, ПК 3.1 - 3.3 | |
Практические занятия | 2 | |||
Компьютерные сети и их виды. Классификация сетей. Среда передачи данных. Типы компьютерных сетей | 1 | |||
Сетевой контролёр. Эталонная модель OSI. Преимущества работы в локальной сети | 1 | |||
| Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к разделам учебных пособий). | - | ||
Всемирная сеть Интернет | Содержание учебного материала | 4/4 | ОК 1 – 09 ПК 1.1 - 1.4, ПК 2.1 - 2.3, ПК 3.1 - 3.3 | |
Практические занятия | 4 | |||
Способы доступа в Интернет. Два подхода к сетевому взаимодействию | 0,5 | |||
Современная структура Интернета | 0,5 | |||
Основные сервисы Интернета. Основы работы в Интернете. Организация поиска в Интернете | 0,5 | |||
Основы проектирования Web-страниц | 0,5 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к разделам учебных пособий). | 2 | |||
Основы защиты компьютерной информации | Содержание учебного материала | 2/2 | ||
Практические занятия | 2 | |||
Классификация мер защиты. Программно-технический уровень безопасности. Защита информации от вирусных атак | 2 | |||
| Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к разделам учебных пособий). | - | ||
Дифференцированный зачёт | ||||
| ВСЕГО: | 100 |
3. условия реализации учебнойдисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» предполагает наличие учебного кабинета информатики, в котором имеется возможность свободного доступа в Интернет во время учебного занятия и в период вне- учебной деятельности обучающихся.
Оборудование учебного кабинета
Помещение кабинета информатики удовлетворяет требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся .
Технические средства обучения
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие станции с CD ROM (DVD ROM); рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная сеть кабинета, Интернет); периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, копировальный аппарат, гарнитура, веб-камера, цифровой фотоаппарат, проектор и экран);
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты);
• компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением (для операционной системы Windows или операционной системы Linux), системами программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы учебной дисциплины «Информатика»;
• печатные и экранно-звуковые средства обучения;
• расходные материалы: бумага, картриджи для принтера и копировального аппарата, диск для записи (CD-R или CD-RW);
• учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
• модели;
• вспомогательное оборудование;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по информатике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.) (как в ОПОП)
3.2. Информационное обеспечение
Основные источники
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – 14-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. -256 с.
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Технические специальности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Михеева, О.И. Титова. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 416 с.
Дополнительные источники
Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М.С. Цветковой. — М., 2014
Гейн А.Г. Информатика: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2003. - 255 с.
Горячев А.В. Практикум по информационным технологиям. – М.: БИНОМ ЛЗ, 2002. – 272 с.
Информатика. Серия «Учебники, учебные пособия».// Под ред. П.П. Беленького. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 448 с.
Косиненко Н.С. информационные технологии в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие для СПО/ Н.С. Косиненко, И.Г. Фризен. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Профобразование 2017. – 303 с. 978-5-4488-0152-5. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65730.html
Лабораторный практикум по информатике: учебное пособие для вузов/ В.С. Микшина, Г.А. Еремеева, Н.Б. Назина и др.; под ред. В.А. Острейковского. – М.: Высш. шк., 2003. – 376 с.
Мишин А.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.В. Мишин, Л.Е. Мистров, Д.В. Картавцев. – Электрон. текстовые данные. – М.: Российский государственный университет правосудия. 2011. – 311 с. 978-5-93916-301-9. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5771.html
Платонов Ю.М., Уткин Ю.Г., Иванов М.И. Электронный экзаменатор у вас дома. Информатика. – М.: СОЛОН-Пресс. 2004. – 176 с. – (Серия «Библиотека студента»).
Седышев В.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.В. Седышев. – Электрон. текстовые данные. – М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте. 2013. – 264 с. 978-5-89035-660-4. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26803.html
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 512 с.
Фигурнов В.Э. IBM для пользователя. Краткий курс. М.: ИНФРА – М, 1997. –480 с.
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014
Интернет-ресурсы
www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»).
www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям).
http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).
www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»)
www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).
www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения).
www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux).
www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice.org: Теория и практика»).
3.3 Образовательные технологии
При реализации учебной дисциплины используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение:
технологии сотрудничества;
проектные технологии;
технологии проблемного и личностно-ориентированного обучения;
игровые технологии (ролевые и деловые игры);
кейс-технологии;
модульные технологии;
технологии развития критического мышления;
технологии развивающего обучения;
интерактивные методы обучения и др.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: - базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы); - методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; - общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем; - основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности; - основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации; - основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; Умения: - выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ; - использовать сеть Интернет и еѐ возможности для организации оперативного обмена информацией; - использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; - обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники; - получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях; - применять графические редакторы для создания и редактирования изображений; - применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций | - устный опрос; - тестирование по теме; - выполнение индивидуальных проектных заданий; -опрос по индивидуальным заданиям |