Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 «Финансы, денежное обращение и кредит»
ГБПОУ ВО «ВГПГК» Изменение: 0
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Издание: 2014-
Финансы, денежное обращение
и кредит Лист:
Листов:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 «ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»
ВОРОНЕЖ 2016 г
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования
38.02.07 Банковское дело, 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
Организация-разработчик: ГБПОУ ВО Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж.
Разработчики: Бойкова Елена Константиновна, ведущий преподаватель.
Видюкова Марина Алексеевна, преподаватель,
Кастырина Наталья Геннадьевна, преподаватель.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
|
|
4 |
|
5 |
|
9 |
|
9 |
1. Паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Финансы, денежное обращение и кредит
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.07 Банковское дело, 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2 Место дисциплины в структуре ППССЗ по специальности 38.02.07 Банковское дело: профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина.
1.3 Цели и задачи дисциплины-требования к результатам освоения дисциплины.
Цель изучения дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»:
изучить сущность финансов, их функции и роль в экономике.
Задачи изучения дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»:
- научить оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями;
- научить анализировать показатели, связанные с денежным обращением;
- научить анализировать структуру государственного бюджета;
- научить составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг.
Требования к знаниям и умениям.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
- проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;
- проводить анализ структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета;
- составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.
Знать:
-сущность финансов, их функции и роль в экономике;
- принципы финансовой политики и финансового контроля:
- законы денежного обращения;
- сущность, виды и функции денег;
- основные типы и элементы денежных систем;
- виды денежных реформ;
- структуру кредитно-банковской системы;
- функции банков и классификацию банковских систем;
- цели, типы и инструмента денежно-кредитной политики;
- структуру финансовой системы;
- принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
- виды и классификация ценных бумаг;
- особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
- характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;
- особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.
1.4 Место дисциплины в структуре ППССЗ по специальности38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет: профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина.
1.5 Цели и задачи дисциплины-требования к результатам освоения дисциплины
Цель изучения дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»:
изучить сущность финансов, их функции и роль в экономике.
Задачи изучения дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»:
- научить оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями;
- научить анализировать показатели, связанные с денежным обращением;
- научить анализировать структуру государственного бюджета;
- научить составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг.
Требования к знаниям и умениям.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
уметь:
- оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
-проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;
-проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;
-составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска;
знать:
- сущность финансов, их функции и роль в экономике;
-принципы финансовой политики и финансового контроля;
- законы денежного обращения;
-сущность, виды и функции денег;
-основные типы и элементы денежных систем;
-виды денежных реформ;
-структуру кредитной и банковской системы;
-функции банков и классификацию банковских операций;
- цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
- структуру финансовой системы;
- принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
- виды и классификации ценных бумаг;
- особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
- характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;
- особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 38.02.07 Банковское дело
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
126 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
86 |
в том числе: |
|
лекции |
32 |
лабораторные занятия |
|
практические занятия |
34 |
Курсовая работа |
20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
40 |
Итоговая аттестация в форме выведения итогов по результатам текущей успеваемости студентов (курсовая работа) |
диф.зачет (3 сем) курсовая работа (4 сем.) |
2.2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
113 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
64 |
в том числе: |
|
лекции |
30 |
лабораторные занятия |
|
практические занятия |
34 |
Курсовая работа |
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
49 |
Итоговая аттестация в форме выведения итогов по результатам текущей успеваемости студентов (курсовая работа) |
экзамен |
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» 38.02.07 Банковское дело
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1 |
Денежное обращение |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.1 Сущность и функции денег |
Происхождение денег, эволюция денег. Сущность, функции и виды денег. историческая и экономическая сущность денег. Роль денег в хозяйственной жизни общества. |
4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительное изучение материала по теме |
6 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие: Тест, Доклады. |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.2 Основы денежного обращения. |
Денежное обращение: понятия, наличный и безналичный оборот денег, закон денежного обращения, скорость оборота денег, уравнение обмена. Денежные агрегаты. Инфляция, способы борьбы с инфляцией. |
4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа |
6 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение показателей денежного обращения в России |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие. |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- рассчитать количество денег в обращении за определенный период; - рассчитать оборот наличных и безналичных денег за определенный период |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2 |
Финансы и финансовая система |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.1 Социально-экономическая сущность финансов |
Понятие финансов, их возникновение. Сущность, функции. Финансовые отношения. Финансовые ресурсы и их состав. Роль финансов. |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.2 Финансовая система |
Понятие, структура, характеристика звеньев финансовой системы. |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа |
5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение особенностей финансовых систем зарубежных стран |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Семинарское занятие |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сущность финансов. Структура финансовой системы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.3 Финансовая политика и финансовый контроль |
Понятия, задачи, сущность, виды Понятие, сущность. Виды контроля в зависимости от времени проведения; сферы финансовой деятельности и субъектов контроля. Органы, осуществляющие финансовый контроль. |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.5 Управление финансами |
Понятие, объекты и субъекты управления, элементы управления: планирование финансов, стратегическое и оперативное управление, контроль; органы управления финансами и их функции |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа |
5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполнение докладов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа Тесты, Доклады. |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.6 Понятие государственных финансов. |
Структура государственных финансов. Внебюджетные фонды: понятия, виды, финансовые ресурсы внебюджетных фондов. Социальное обеспечение. |
4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.7 Финансы хозяйствующих субъектов и насления |
Предприятие как хозяйствующий субъект. Принципы организации финансов предприятий. Финансовые ресурсы предприятия. Источники образования финансовых ресурсов предприятий: собственные денежные средства, заемные (привлеченные) средства. |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Семинарское занятие |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Финансы хозяйствующих субъектов и насления |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Решение задач. Тесты по теме. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 3 |
Государственные финансы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.1 Общая характеристика гос. И муниципальных финансов. |
Сущность. Состав и функции. Государственные доходы, методы их мобилизации. Гос. Расходы их назначение. |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа |
5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительное изучение материала по теме |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.2 Сущность и роль бюджета. |
Структура бюджета. Бюджетное финансирование: понятие, формы. Бюджетный дефицит: понятие, причины, пути преодоления дефицита. Практическое занятие: Решение задач, Доклады. |
4 4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 4 |
Рынок ценных бумаг и фондовая биржа |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4.1 Характеристика РЦБ |
Роль и функции рынка ценных бумаг как важнейшего сегмента финансового рынка. Структура рынка ценных бумаг. Участники РЦБ, пути совершенствования РЦБ в РФ. Ценная бумага как инструмент фондового рынка. Классификация ценных бумаг и их основные характеристики. Роль и функции фондовой биржи в функционировании РЦБ |
4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа |
5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительное изучение материала по теме |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа: сравнительная характеристика различных ценных бумаг. |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 5 |
Кредит и кредитная система |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 5.1 Кредитная система |
Понятие, структура. |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 5.2 Сущность, формы и классификация кредита. |
Экономическая сущность кредита, как форма движения ссудного капитала. Функции и формы кредита, обеспечение кредита. Классификация кредита. |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Выполнение докладов. |
5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа: Доклады. Тест. Решение задач |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 5.3 Банковская система и ее организация |
Банки: понятия, банковская система, операции ЦБ и КБ. |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Изучение особенностей банковских систем зарубежных стран. |
3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа. Решение задач. |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заключительная работа |
Контрольный Тест по дисциплине. |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примерная тематика курсовых работ |
|
20 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВСЕГО |
126 |
2.3. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1 |
Денежное обращение |
||
Тема 1.1 Сущность и функции денег |
Происхождение денег, эволюция денег. Сущность, функции и виды денег. историческая и экономическая сущность денег. Роль денег в хозяйственной жизни общества. |
2 |
|
Самостоятельная работа |
|||
Дополнительное изучение материала по теме |
6 |
||
Практическое занятие: Тест, Доклады. |
2 |
||
Тема 1.2 Основы денежного обращения. |
Денежное обращение: понятия, наличный и безналичный оборот денег, закон денежного обращения, скорость оборота денег, уравнение обмена. Денежные агрегаты. Инфляция, способы борьбы с инфляцией. |
4 |
|
Самостоятельная работа |
6 |
||
Изучение показателей денежного обращения в России |
|||
Практическое занятие. |
4 |
||
- рассчитать количество денег в обращении за определенный период; - рассчитать оборот наличных и безналичных денег за определенный период |
|||
Раздел 2 |
Финансы и финансовая система |
||
Тема 2.1 Социально-экономическая сущность финансов |
Понятие финансов, их возникновение. Сущность, функции. Финансовые отношения. Финансовые ресурсы и их состав. Роль финансов. |
2 |
|
Тема 2.2 Финансовая система |
Понятие, структура, характеристика звеньев финансовой системы. |
2 |
|
Самостоятельная работа |
5 |
||
Изучение особенностей финансовых систем зарубежных стран |
|||
Семинарское занятие |
4 |
||
Сущность финансов. Структура финансовой системы. |
|||
Тема 2.3 Финансовая политика и финансовый контроль |
Понятия, задачи, сущность, виды Понятие, сущность. Виды контроля в зависимости от времени проведения; сферы финансовой деятельности и субъектов контроля. Органы, осуществляющие финансовый контроль. |
2 |
|
Тема 2.5 Управление финансами |
Понятие, объекты и субъекты управления, элементы управления: планирование финансов, стратегическое и оперативное управление, контроль; органы управления финансами и их функции |
2 |
|
Самостоятельная работа |
5 |
||
Выполнение докладов |
|||
Практическая работа Тесты, Доклады. |
4 |
||
Тема 2.6 Понятие государственных финансов. |
Структура государственных финансов. Внебюджетные фонды: понятия, виды, финансовые ресурсы внебюджетных фондов. Социальное обеспечение. |
2 |
|
Практическая работа Тесты, Доклады. |
2 |
||
Тема 2.7 Финансы хозяйствующих субъектов и населения |
Предприятие как хозяйствующий субъект. Принципы организации финансов предприятий. Финансовые ресурсы предприятия. Источники образования финансовых ресурсов предприятий: собственные денежные средства, заемные (привлеченные) средства. |
4 |
|
Семинарское занятие |
2 |
||
Финансы хозяйствующих субъектов и населения |
|||
Практическая работа |
|||
Решение задач. Тесты по теме. |
|||
Раздел 3 |
Государственные финансы |
||
Тема 3.1 Общая характеристика гос. и муниципальных финансов. |
Сущность. Состав и функции. Государственные доходы, методы их мобилизации. Гос. Расходы их назначение. |
4 |
|
Самостоятельная работа |
5 |
||
Дополнительное изучение материала по теме |
|||
Тема 3.2 Сущность и роль бюджета. |
Структура бюджета. Бюджетное финансирование: понятие, формы. Бюджетный дефицит: понятие, причины, пути преодоления дефицита. Практическое занятие: Решение задач, Доклады. |
4 4 |
|
Раздел 4 |
Рынок ценных бумаг и фондовая биржа |
||
Тема 4.1 Характеристика РЦБ |
Роль и функции рынка ценных бумаг как важнейшего сегмента финансового рынка. Структура рынка ценных бумаг. Участники РЦБ, пути совершенствования РЦБ в РФ. Ценная бумага как инструмент фондового рынка. Классификация ценных бумаг и их основные характеристики. Роль и функции фондовой биржи в функционировании РЦБ |
2 |
|
Самостоятельная работа |
5 |
||
Дополнительное изучение материала по теме |
|||
Практическая работа: сравнительная характеристика различных ценных бумаг. |
4 |
||
Раздел 5 |
Кредит и кредитная система |
||
Тема 5.1 Кредитная система |
Понятие, структура. |
2 |
|
Тема 5.2 Сущность, формы и классификация кредита. |
Экономическая сущность кредита, как форма движения ссудного капитала. Функции и формы кредита, обеспечение кредита. Классификация кредита. |
||
Самостоятельная работа: Выполнение докладов. |
5 |
||
Практическая работа: Доклады. Тест. Решение задач |
4 |
||
Тема 5.3 Банковская система и ее организация |
Банки: понятия, банковская система, операции ЦБ и КБ. |
2 |
|
Самостоятельная работа: Изучение особенностей банковских систем зарубежных стран. |
3 |
||
Практическая работа. Решение задач. |
4 |
||
Заключительная работа |
Контрольный Тест по дисциплине. |
4 |
|
Итого |
113 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- демонстрационный экран;
- Медиатека;
- информационные стенды;
- лицензионное программное обеспечение.
Технические средства: аудиовизуальные и компьютерные технические средства.
3.2. Информационное обеспечение обученияПеречень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Галанов В.А Финансы, денежное обращение и кредит:учебник для сред. Проф. Образования/ В.А. Галанов.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011.-416с.
Финансы денежное обращение и кредит: учебник для вузов. Под ред. М.В. Романовского, О.В.Врублевской. 2012.-543с.
Финансы, деньги, кредит: учебное пособие/Е.Г.Чернова (и др.)/ Ф59 под ред. Е.Г.Черновой.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011.
Дополнительные источники:
Деньги и кредит: Ежемес. Теорет. Науч.-практ.журнал./Учредитель «Банк России».-М.:Финансы и статистика. Ежемес.
Финансы: Ежемес. Теорет. Науч.-практ.журн./ Учредитель «Министерство финансов РФ; Редакция журн. «Финансы».-М.: Финансы.-ежемес.
Интернет ресурсы:
Официальный сайт ЦБ РФ www.cbr.ru
Официальный сайт Министерства финансов РФ www.minfin. ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать: сущность финансов, их функции и роль в экономике; принципы финансовой политики и финансового контроля; законы денежного обращения; сущность, виды и функции денег; основные типы и элементы денежных систем; виды денежных реформ; структуру кредитно-банковской системы; функции банков и классификацию банковских систем; цели, типы и инструмента денежно-кредитной политики; структуру финансовой системы; принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства; виды и классификация ценных бумаг; особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг; характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики; особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы |
опрос, тестирование, индивидуальные задания, решение задач |
уметь: оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка; проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением; проводить анализ структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета; составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска |
опрос, тестирование, индивидуальные задания, решение задач |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) |
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
|
балл (отметка) |
вербальный аналог |
|
90 ÷ 100 |
5 |
отлично |
80 ÷ 89 |
4 |
хорошо |
70 ÷ 79 |
3 |
удовлетворительно |
менее 70 |
2 |
неудовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.