12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кастырина Наталья Геннадьевна714 Являюсь преподавателем спецдисциплин экономического профиля в ГБПОУ ВО "Воронежский государственный промышленно - гуманитарный колледж". Педагогический стаж в данном учебном учреждении 20 лет. Россия, Воронежская обл., Воронеж Материал размещён в группе «Экономическое образование» |
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 «Финансы, денежное обращение и кредит»
ГБПОУ ВО «ВГПГК» Изменение: 0
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Издание: 2014-
Финансы, денежное обращение
и кредит Лист:
Листов:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 «ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»
ВОРОНЕЖ 2016 г
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования
38.02.07 Банковское дело, 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
Организация-разработчик: ГБПОУ ВО Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж.
Разработчики: Бойкова Елена Константиновна, ведущий преподаватель.
Видюкова Марина Алексеевна, преподаватель,
Кастырина Наталья Геннадьевна, преподаватель.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 9 |
| 9 |
1. Паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Финансы, денежное обращение и кредит
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.07 Банковское дело, 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2 Место дисциплины в структуре ППССЗ по специальности 38.02.07 Банковское дело: профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина.
1.3 Цели и задачи дисциплины-требования к результатам освоения дисциплины.
Цель изучения дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»:
изучить сущность финансов, их функции и роль в экономике.
Задачи изучения дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»:
- научить оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями;
- научить анализировать показатели, связанные с денежным обращением;
- научить анализировать структуру государственного бюджета;
- научить составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг.
Требования к знаниям и умениям.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
- проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;
- проводить анализ структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета;
- составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.
Знать:
-сущность финансов, их функции и роль в экономике;
- принципы финансовой политики и финансового контроля:
- законы денежного обращения;
- сущность, виды и функции денег;
- основные типы и элементы денежных систем;
- виды денежных реформ;
- структуру кредитно-банковской системы;
- функции банков и классификацию банковских систем;
- цели, типы и инструмента денежно-кредитной политики;
- структуру финансовой системы;
- принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
- виды и классификация ценных бумаг;
- особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
- характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;
- особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.
1.4 Место дисциплины в структуре ППССЗ по специальности38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет: профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина.
1.5 Цели и задачи дисциплины-требования к результатам освоения дисциплины
Цель изучения дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»:
изучить сущность финансов, их функции и роль в экономике.
Задачи изучения дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»:
- научить оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями;
- научить анализировать показатели, связанные с денежным обращением;
- научить анализировать структуру государственного бюджета;
- научить составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг.
Требования к знаниям и умениям.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
уметь:
- оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
-проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;
-проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;
-составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска;
знать:
- сущность финансов, их функции и роль в экономике;
-принципы финансовой политики и финансового контроля;
- законы денежного обращения;
-сущность, виды и функции денег;
-основные типы и элементы денежных систем;
-виды денежных реформ;
-структуру кредитной и банковской системы;
-функции банков и классификацию банковских операций;
- цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
- структуру финансовой системы;
- принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
- виды и классификации ценных бумаг;
- особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
- характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;
- особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 38.02.07 Банковское дело
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 126 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 86 |
в том числе: | |
лекции | 32 |
лабораторные занятия | |
практические занятия | 34 |
Курсовая работа | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 40 |
Итоговая аттестация в форме выведения итогов по результатам текущей успеваемости студентов (курсовая работа) | диф.зачет (3 сем) курсовая работа (4 сем.) |
2.2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 113 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 64 |
в том числе: | |
лекции | 30 |
лабораторные занятия | |
практические занятия | 34 |
Курсовая работа | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 49 |
Итоговая аттестация в форме выведения итогов по результатам текущей успеваемости студентов (курсовая работа) | экзамен |
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» 38.02.07 Банковское дело
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1 | Денежное обращение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.1 Сущность и функции денег | Происхождение денег, эволюция денег. Сущность, функции и виды денег. историческая и экономическая сущность денег. Роль денег в хозяйственной жизни общества. | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительное изучение материала по теме | 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие: Тест, Доклады. | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.2 Основы денежного обращения. | Денежное обращение: понятия, наличный и безналичный оборот денег, закон денежного обращения, скорость оборота денег, уравнение обмена. Денежные агрегаты. Инфляция, способы борьбы с инфляцией. | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение показателей денежного обращения в России | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие. | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- рассчитать количество денег в обращении за определенный период; - рассчитать оборот наличных и безналичных денег за определенный период | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2 | Финансы и финансовая система | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.1 Социально-экономическая сущность финансов | Понятие финансов, их возникновение. Сущность, функции. Финансовые отношения. Финансовые ресурсы и их состав. Роль финансов. | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.2 Финансовая система | Понятие, структура, характеристика звеньев финансовой системы. | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение особенностей финансовых систем зарубежных стран | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Семинарское занятие | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сущность финансов. Структура финансовой системы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.3 Финансовая политика и финансовый контроль | Понятия, задачи, сущность, виды Понятие, сущность. Виды контроля в зависимости от времени проведения; сферы финансовой деятельности и субъектов контроля. Органы, осуществляющие финансовый контроль. | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.5 Управление финансами | Понятие, объекты и субъекты управления, элементы управления: планирование финансов, стратегическое и оперативное управление, контроль; органы управления финансами и их функции | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполнение докладов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа Тесты, Доклады. | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.6 Понятие государственных финансов. | Структура государственных финансов. Внебюджетные фонды: понятия, виды, финансовые ресурсы внебюджетных фондов. Социальное обеспечение. | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.7 Финансы хозяйствующих субъектов и насления | Предприятие как хозяйствующий субъект. Принципы организации финансов предприятий. Финансовые ресурсы предприятия. Источники образования финансовых ресурсов предприятий: собственные денежные средства, заемные (привлеченные) средства. | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Семинарское занятие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Финансы хозяйствующих субъектов и насления | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Решение задач. Тесты по теме. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 3 | Государственные финансы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.1 Общая характеристика гос. И муниципальных финансов. | Сущность. Состав и функции. Государственные доходы, методы их мобилизации. Гос. Расходы их назначение. | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительное изучение материала по теме | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.2 Сущность и роль бюджета. | Структура бюджета. Бюджетное финансирование: понятие, формы. Бюджетный дефицит: понятие, причины, пути преодоления дефицита. Практическое занятие: Решение задач, Доклады. | 4 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 4 | Рынок ценных бумаг и фондовая биржа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4.1 Характеристика РЦБ | Роль и функции рынка ценных бумаг как важнейшего сегмента финансового рынка. Структура рынка ценных бумаг. Участники РЦБ, пути совершенствования РЦБ в РФ. Ценная бумага как инструмент фондового рынка. Классификация ценных бумаг и их основные характеристики. Роль и функции фондовой биржи в функционировании РЦБ | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительное изучение материала по теме | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа: сравнительная характеристика различных ценных бумаг. | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 5 | Кредит и кредитная система | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 5.1 Кредитная система | Понятие, структура. | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 5.2 Сущность, формы и классификация кредита. | Экономическая сущность кредита, как форма движения ссудного капитала. Функции и формы кредита, обеспечение кредита. Классификация кредита. | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Выполнение докладов. | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа: Доклады. Тест. Решение задач | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 5.3 Банковская система и ее организация | Банки: понятия, банковская система, операции ЦБ и КБ. | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа: Изучение особенностей банковских систем зарубежных стран. | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа. Решение задач. | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заключительная работа | Контрольный Тест по дисциплине. | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примерная тематика курсовых работ |
| 20 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВСЕГО | 126 |
2.3. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 | Денежное обращение | ||
Тема 1.1 Сущность и функции денег | Происхождение денег, эволюция денег. Сущность, функции и виды денег. историческая и экономическая сущность денег. Роль денег в хозяйственной жизни общества. | 2 | |
Самостоятельная работа | |||
Дополнительное изучение материала по теме | 6 | ||
Практическое занятие: Тест, Доклады. | 2 | ||
Тема 1.2 Основы денежного обращения. | Денежное обращение: понятия, наличный и безналичный оборот денег, закон денежного обращения, скорость оборота денег, уравнение обмена. Денежные агрегаты. Инфляция, способы борьбы с инфляцией. | 4 | |
Самостоятельная работа | 6 | ||
Изучение показателей денежного обращения в России | |||
Практическое занятие. | 4 | ||
- рассчитать количество денег в обращении за определенный период; - рассчитать оборот наличных и безналичных денег за определенный период | |||
Раздел 2 | Финансы и финансовая система | ||
Тема 2.1 Социально-экономическая сущность финансов | Понятие финансов, их возникновение. Сущность, функции. Финансовые отношения. Финансовые ресурсы и их состав. Роль финансов. | 2 | |
Тема 2.2 Финансовая система | Понятие, структура, характеристика звеньев финансовой системы. | 2 | |
Самостоятельная работа | 5 | ||
Изучение особенностей финансовых систем зарубежных стран | |||
Семинарское занятие | 4 | ||
Сущность финансов. Структура финансовой системы. | |||
Тема 2.3 Финансовая политика и финансовый контроль | Понятия, задачи, сущность, виды Понятие, сущность. Виды контроля в зависимости от времени проведения; сферы финансовой деятельности и субъектов контроля. Органы, осуществляющие финансовый контроль. | 2 | |
Тема 2.5 Управление финансами | Понятие, объекты и субъекты управления, элементы управления: планирование финансов, стратегическое и оперативное управление, контроль; органы управления финансами и их функции | 2 | |
Самостоятельная работа | 5 | ||
Выполнение докладов | |||
Практическая работа Тесты, Доклады. | 4 | ||
Тема 2.6 Понятие государственных финансов. | Структура государственных финансов. Внебюджетные фонды: понятия, виды, финансовые ресурсы внебюджетных фондов. Социальное обеспечение. | 2 | |
Практическая работа Тесты, Доклады. | 2 | ||
Тема 2.7 Финансы хозяйствующих субъектов и населения | Предприятие как хозяйствующий субъект. Принципы организации финансов предприятий. Финансовые ресурсы предприятия. Источники образования финансовых ресурсов предприятий: собственные денежные средства, заемные (привлеченные) средства. | 4 | |
Семинарское занятие | 2 | ||
Финансы хозяйствующих субъектов и населения | |||
Практическая работа | |||
Решение задач. Тесты по теме. | |||
Раздел 3 | Государственные финансы | ||
Тема 3.1 Общая характеристика гос. и муниципальных финансов. | Сущность. Состав и функции. Государственные доходы, методы их мобилизации. Гос. Расходы их назначение. | 4 | |
Самостоятельная работа | 5 | ||
Дополнительное изучение материала по теме | |||
Тема 3.2 Сущность и роль бюджета. | Структура бюджета. Бюджетное финансирование: понятие, формы. Бюджетный дефицит: понятие, причины, пути преодоления дефицита. Практическое занятие: Решение задач, Доклады. | 4 4 | |
Раздел 4 | Рынок ценных бумаг и фондовая биржа | ||
Тема 4.1 Характеристика РЦБ | Роль и функции рынка ценных бумаг как важнейшего сегмента финансового рынка. Структура рынка ценных бумаг. Участники РЦБ, пути совершенствования РЦБ в РФ. Ценная бумага как инструмент фондового рынка. Классификация ценных бумаг и их основные характеристики. Роль и функции фондовой биржи в функционировании РЦБ | 2 | |
Самостоятельная работа | 5 | ||
Дополнительное изучение материала по теме | |||
Практическая работа: сравнительная характеристика различных ценных бумаг. | 4 | ||
Раздел 5 | Кредит и кредитная система | ||
Тема 5.1 Кредитная система | Понятие, структура. | 2 | |
Тема 5.2 Сущность, формы и классификация кредита. | Экономическая сущность кредита, как форма движения ссудного капитала. Функции и формы кредита, обеспечение кредита. Классификация кредита. | ||
Самостоятельная работа: Выполнение докладов. | 5 | ||
Практическая работа: Доклады. Тест. Решение задач | 4 | ||
Тема 5.3 Банковская система и ее организация | Банки: понятия, банковская система, операции ЦБ и КБ. | 2 | |
Самостоятельная работа: Изучение особенностей банковских систем зарубежных стран. | 3 | ||
Практическая работа. Решение задач. | 4 | ||
Заключительная работа | Контрольный Тест по дисциплине. | 4 | |
Итого | 113 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- демонстрационный экран;
- Медиатека;
- информационные стенды;
- лицензионное программное обеспечение.
Технические средства: аудиовизуальные и компьютерные технические средства.
3.2. Информационное обеспечение обученияПеречень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Галанов В.А Финансы, денежное обращение и кредит:учебник для сред. Проф. Образования/ В.А. Галанов.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011.-416с.
Финансы денежное обращение и кредит: учебник для вузов. Под ред. М.В. Романовского, О.В.Врублевской. 2012.-543с.
Финансы, деньги, кредит: учебное пособие/Е.Г.Чернова (и др.)/ Ф59 под ред. Е.Г.Черновой.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011.
Дополнительные источники:
Деньги и кредит: Ежемес. Теорет. Науч.-практ.журнал./Учредитель «Банк России».-М.:Финансы и статистика. Ежемес.
Финансы: Ежемес. Теорет. Науч.-практ.журн./ Учредитель «Министерство финансов РФ; Редакция журн. «Финансы».-М.: Финансы.-ежемес.
Интернет ресурсы:
Официальный сайт ЦБ РФ
Официальный сайт Министерства финансов РФ
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать: сущность финансов, их функции и роль в экономике; принципы финансовой политики и финансового контроля; законы денежного обращения; сущность, виды и функции денег; основные типы и элементы денежных систем; виды денежных реформ; структуру кредитно-банковской системы; функции банков и классификацию банковских систем; цели, типы и инструмента денежно-кредитной политики; структуру финансовой системы; принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства; виды и классификация ценных бумаг; особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг; характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики; особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы | опрос, тестирование, индивидуальные задания, решение задач |
уметь: оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка; проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением; проводить анализ структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета; составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска | опрос, тестирование, индивидуальные задания, решение задач |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.