Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 «Финансы, денежное обращение и кредит»

2
0
Материал опубликован 5 November 2017 в группе

ГБПОУ ВО «ВГПГК» Изменение: 0

Учебно-методическое обеспечение дисциплины Издание: 2014-

Финансы, денежное обращение

и кредит Лист:

Листов:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.06 «ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»

ВОРОНЕЖ 2016 г

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования

38.02.07 Банковское дело, 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет

Организация-разработчик: ГБПОУ ВО Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж.


 

Разработчики: Бойкова Елена Константиновна, ведущий преподаватель.

Видюкова Марина Алексеевна, преподаватель,

Кастырина Наталья Геннадьевна, преподаватель.

 

СОДЕРЖАНИЕ


 

 

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

9

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

9

1. Паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Финансы, денежное обращение и кредит

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.07 Банковское дело, 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).

1.2 Место дисциплины в структуре ППССЗ по специальности 38.02.07 Банковское дело: профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина.

1.3 Цели и задачи дисциплины-требования к результатам освоения дисциплины.

Цель изучения дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»:

изучить сущность финансов, их функции и роль в экономике.

Задачи изучения дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»:

- научить оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями;

- научить анализировать показатели, связанные с денежным обращением;

- научить анализировать структуру государственного бюджета;

- научить составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг.

Требования к знаниям и умениям.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

- оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;

- проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;

- проводить анализ структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета;

- составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.

Знать:

-сущность финансов, их функции и роль в экономике;

- принципы финансовой политики и финансового контроля:

- законы денежного обращения;

- сущность, виды и функции денег;

- основные типы и элементы денежных систем;

- виды денежных реформ;

- структуру кредитно-банковской системы;

- функции банков и классификацию банковских систем;

- цели, типы и инструмента денежно-кредитной политики;

- структуру финансовой системы;

- принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;

- виды и классификация ценных бумаг;

- особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;

- характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;

- особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.

1.4 Место дисциплины в структуре ППССЗ по специальности38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет: профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина.

1.5 Цели и задачи дисциплины-требования к результатам освоения дисциплины

Цель изучения дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»:

изучить сущность финансов, их функции и роль в экономике.

Задачи изучения дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»:

- научить оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями;

- научить анализировать показатели, связанные с денежным обращением;

- научить анализировать структуру государственного бюджета;

- научить составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг.

Требования к знаниям и умениям.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

уметь:

- оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;

-проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;

-проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;

-составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска;

знать:

- сущность финансов, их функции и роль в экономике;

-принципы финансовой политики и финансового контроля;

- законы денежного обращения;

-сущность, виды и функции денег;

-основные типы и элементы денежных систем;

-виды денежных реформ;

-структуру кредитной и банковской системы;

-функции банков и классификацию банковских операций;

- цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;

- структуру финансовой системы;

- принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;

- виды и классификации ценных бумаг;

- особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;

- характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;

- особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 38.02.07 Банковское дело


 

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

126

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

86

в том числе:

 

лекции

32

лабораторные занятия

 

практические занятия

34

Курсовая работа

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

Итоговая аттестация в форме выведения итогов по результатам текущей успеваемости студентов (курсовая работа)

диф.зачет (3 сем)

курсовая работа (4 сем.)


 

2.2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет


 

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

113

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:

 

лекции

30

лабораторные занятия

 

практические занятия

34

Курсовая работа

 

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

49

Итоговая аттестация в форме выведения итогов по результатам текущей успеваемости студентов (курсовая работа)

экзамен

2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» 38.02.07 Банковское дело


 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Денежное обращение

   

Тема 1.1 Сущность и функции денег

Происхождение денег, эволюция денег. Сущность, функции и виды денег. историческая и экономическая сущность денег. Роль денег в хозяйственной жизни общества.

4

 

Самостоятельная работа

   

Дополнительное изучение материала по теме

6

 

Практическое занятие: Тест, Доклады.

4

 
     

Тема 1.2 Основы денежного обращения.

Денежное обращение: понятия, наличный и безналичный оборот денег, закон денежного обращения, скорость оборота денег, уравнение обмена. Денежные агрегаты. Инфляция, способы борьбы с инфляцией.

4

 

Самостоятельная работа

6

 

Изучение показателей денежного обращения в России

   

Практическое занятие.

4

 

- рассчитать количество денег в обращении за определенный период;

- рассчитать оборот наличных и безналичных денег за определенный период

   

Раздел 2

Финансы и финансовая система

   

Тема 2.1 Социально-экономическая сущность финансов

Понятие финансов, их возникновение. Сущность, функции. Финансовые отношения. Финансовые ресурсы и их состав. Роль финансов.

2

 

Тема 2.2 Финансовая система

Понятие, структура, характеристика звеньев финансовой системы.

2

 
 

Самостоятельная работа

5

 
 

Изучение особенностей финансовых систем зарубежных стран

   
 

Семинарское занятие

2

 
 

Сущность финансов. Структура финансовой системы.

   

Тема 2.3 Финансовая политика и финансовый контроль

Понятия, задачи, сущность, виды Понятие, сущность. Виды контроля в зависимости от времени проведения; сферы финансовой деятельности и субъектов контроля. Органы, осуществляющие финансовый контроль.

2

 

Тема 2.5 Управление финансами

Понятие, объекты и субъекты управления, элементы управления: планирование финансов, стратегическое и оперативное управление, контроль; органы управления финансами и их функции

2

 

Самостоятельная работа

5

 

Выполнение докладов

   
 

Практическая работа Тесты, Доклады.

2

 

Тема 2.6 Понятие государственных финансов.

Структура государственных финансов. Внебюджетные фонды: понятия, виды, финансовые ресурсы внебюджетных фондов. Социальное обеспечение.

4

 

Тема 2.7 Финансы хозяйствующих субъектов и насления

Предприятие как хозяйствующий субъект. Принципы организации финансов предприятий.

Финансовые ресурсы предприятия. Источники образования финансовых ресурсов предприятий: собственные денежные средства, заемные (привлеченные) средства.

2

 

Семинарское занятие

   

Финансы хозяйствующих субъектов и насления

   

Практическая работа

4

 

Решение задач. Тесты по теме.

   

Раздел 3

Государственные финансы

   

Тема 3.1 Общая характеристика гос. И муниципальных финансов.

Сущность. Состав и функции. Государственные доходы, методы их мобилизации. Гос. Расходы их назначение.

2

 

Самостоятельная работа

5

 

Дополнительное изучение материала по теме

   

Тема 3.2 Сущность и роль бюджета.

Структура бюджета. Бюджетное финансирование: понятие, формы. Бюджетный дефицит: понятие, причины, пути преодоления дефицита.

Практическое занятие: Решение задач, Доклады.

4

4

 

Раздел 4

Рынок ценных бумаг и фондовая биржа

   

Тема 4.1 Характеристика РЦБ

Роль и функции рынка ценных бумаг как важнейшего сегмента финансового рынка. Структура рынка ценных бумаг. Участники РЦБ, пути совершенствования РЦБ в РФ. Ценная бумага как инструмент фондового рынка. Классификация ценных бумаг и их основные характеристики. Роль и функции фондовой биржи в функционировании РЦБ

4

 

Самостоятельная работа

5

 

Дополнительное изучение материала по теме

   

Практическая работа: сравнительная характеристика различных ценных бумаг.

4

 

Раздел 5

Кредит и кредитная система

   

Тема 5.1 Кредитная система

Понятие, структура.

2

 

Тема 5.2 Сущность, формы и классификация кредита.

Экономическая сущность кредита, как форма движения ссудного капитала. Функции и формы кредита, обеспечение кредита. Классификация кредита.

2

 
 

Самостоятельная работа: Выполнение докладов.

5

 
 

Практическая работа: Доклады. Тест. Решение задач

4

 

Тема 5.3 Банковская система и ее организация

Банки: понятия, банковская система, операции ЦБ и КБ.

2

 
 

Самостоятельная работа: Изучение особенностей банковских систем зарубежных стран.

3

 
 

Практическая работа. Решение задач.

4

 

Заключительная работа

Контрольный Тест по дисциплине.

2

 

Примерная тематика курсовых работ

Особенности функционирования финансовых рынков в России

Краткосрочное финансирование в России

Долгосрочное финансирование

Рынок ценных бумаг, как источник долевого финансирования

Особенности расчетов % - х ставок

Реальные ставки доходности

Акции как виды долгосрочного финансирования

Облигации как виды долгосрочного финансирования

Инвестирование капитала

Методы оценки инвестиций в условиях определенности

Налогообложение и инвестиционное решение

Модель оценки финансовых активов (банков предприятий)

Оценка эффективности инвестиционных проектов

Источники средств и методы финансирования

Экономическая безопасность в финансовой сфере

Валютная система и международные валютные отношения

Финансы населения

Банковская система

Кредитная система и кредитный рынок

Бюджет Российской Федерации

Кредит

Государственный кредит и государственный долг

Виды ценных бумаг

Центральный банк и основы его деятельности

КБ и их деятельность

Специализированные банки

Финансовый индикатор конкурентоспособности хозяйственного субъекта в рыночной экономике

Центральный банк как инвестиционная ценность

Финансовый план хозяйствующего субъекта

Государственные расходы

Государственные доходы

Корпоративные финансы

Личные финансы

Кредитный рынок и его влияние на деятельность предприятия

Налогообложение торговых организаций

Налогообложение кредитных организаций

Универсальные коммерческие банки и их деятельность

Система внебюджетных фондов

20

 
 

ВСЕГО

126

 

 

2.3. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет


 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Денежное обращение

   

Тема 1.1 Сущность и функции денег

Происхождение денег, эволюция денег. Сущность, функции и виды денег. историческая и экономическая сущность денег. Роль денег в хозяйственной жизни общества.

2

 

Самостоятельная работа

   

Дополнительное изучение материала по теме

6

 

Практическое занятие: Тест, Доклады.

2

 
     

Тема 1.2 Основы денежного обращения.

Денежное обращение: понятия, наличный и безналичный оборот денег, закон денежного обращения, скорость оборота денег, уравнение обмена. Денежные агрегаты. Инфляция, способы борьбы с инфляцией.

4

 

Самостоятельная работа

6

 

Изучение показателей денежного обращения в России

   

Практическое занятие.

4

 

- рассчитать количество денег в обращении за определенный период;

- рассчитать оборот наличных и безналичных денег за определенный период

   

Раздел 2

Финансы и финансовая система

   

Тема 2.1 Социально-экономическая сущность финансов

Понятие финансов, их возникновение. Сущность, функции. Финансовые отношения. Финансовые ресурсы и их состав. Роль финансов.

2

 

Тема 2.2 Финансовая система

Понятие, структура, характеристика звеньев финансовой системы.

2

 
 

Самостоятельная работа

5

 
 

Изучение особенностей финансовых систем зарубежных стран

   
 

Семинарское занятие

4

 
 

Сущность финансов. Структура финансовой системы.

   

Тема 2.3 Финансовая политика и финансовый контроль

Понятия, задачи, сущность, виды Понятие, сущность. Виды контроля в зависимости от времени проведения; сферы финансовой деятельности и субъектов контроля. Органы, осуществляющие финансовый контроль.

2

 

Тема 2.5 Управление финансами

Понятие, объекты и субъекты управления, элементы управления: планирование финансов, стратегическое и оперативное управление, контроль; органы управления финансами и их функции

2

 

Самостоятельная работа

5

 

Выполнение докладов

   
 

Практическая работа Тесты, Доклады.

4

 

Тема 2.6 Понятие государственных финансов.

Структура государственных финансов. Внебюджетные фонды: понятия, виды, финансовые ресурсы внебюджетных фондов. Социальное обеспечение.

2

 
 

Практическая работа Тесты, Доклады.

2

 

Тема 2.7 Финансы хозяйствующих субъектов и населения

Предприятие как хозяйствующий субъект. Принципы организации финансов предприятий.

Финансовые ресурсы предприятия. Источники образования финансовых ресурсов предприятий: собственные денежные средства, заемные (привлеченные) средства.

4

 

Семинарское занятие

2

 

Финансы хозяйствующих субъектов и населения

   

Практическая работа

   

Решение задач. Тесты по теме.

   

Раздел 3

Государственные финансы

   

Тема 3.1 Общая характеристика гос. и муниципальных финансов.

Сущность. Состав и функции. Государственные доходы, методы их мобилизации. Гос. Расходы их назначение.

4

 

Самостоятельная работа

5

 

Дополнительное изучение материала по теме

   

Тема 3.2 Сущность и роль бюджета.

Структура бюджета. Бюджетное финансирование: понятие, формы. Бюджетный дефицит: понятие, причины, пути преодоления дефицита.

Практическое занятие: Решение задач, Доклады.

4

4

 

Раздел 4

Рынок ценных бумаг и фондовая биржа

   

Тема 4.1 Характеристика РЦБ

Роль и функции рынка ценных бумаг как важнейшего сегмента финансового рынка. Структура рынка ценных бумаг. Участники РЦБ, пути совершенствования РЦБ в РФ. Ценная бумага как инструмент фондового рынка. Классификация ценных бумаг и их основные характеристики. Роль и функции фондовой биржи в функционировании РЦБ

2

 

Самостоятельная работа

5

 

Дополнительное изучение материала по теме

   

Практическая работа: сравнительная характеристика различных ценных бумаг.

4

 

Раздел 5

Кредит и кредитная система

   

Тема 5.1 Кредитная система

Понятие, структура.

2

 

Тема 5.2 Сущность, формы и классификация кредита.

Экономическая сущность кредита, как форма движения ссудного капитала. Функции и формы кредита, обеспечение кредита. Классификация кредита.

   
 

Самостоятельная работа: Выполнение докладов.

5

 
 

Практическая работа: Доклады. Тест. Решение задач

4

 

Тема 5.3 Банковская система и ее организация

Банки: понятия, банковская система, операции ЦБ и КБ.

2

 
 

Самостоятельная работа: Изучение особенностей банковских систем зарубежных стран.

3

 
 

Практическая работа. Решение задач.

4

 

Заключительная работа

Контрольный Тест по дисциплине.

4

 

Итого

 

113

 

 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- демонстрационный экран;

- Медиатека;

- информационные стенды;

- лицензионное программное обеспечение.

Технические средства: аудиовизуальные и компьютерные технические средства.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Галанов В.А Финансы, денежное обращение и кредит:учебник для сред. Проф. Образования/ В.А. Галанов.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011.-416с.

Финансы денежное обращение и кредит: учебник для вузов. Под ред. М.В. Романовского, О.В.Врублевской. 2012.-543с.

Финансы, деньги, кредит: учебное пособие/Е.Г.Чернова (и др.)/ Ф59 под ред. Е.Г.Черновой.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011.

Дополнительные источники:

Деньги и кредит: Ежемес. Теорет. Науч.-практ.журнал./Учредитель «Банк России».-М.:Финансы и статистика. Ежемес.

Финансы: Ежемес. Теорет. Науч.-практ.журн./ Учредитель «Министерство финансов РФ; Редакция журн. «Финансы».-М.: Финансы.-ежемес.

Интернет ресурсы:

Официальный сайт ЦБ РФ www.cbr.ru

Официальный сайт Министерства финансов РФ www.minfin. ru

 

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать: сущность финансов, их функции и роль в экономике; принципы финансовой политики и финансового контроля; законы денежного обращения; сущность, виды и функции денег; основные типы и элементы денежных систем; виды денежных реформ; структуру кредитно-банковской системы; функции банков и классификацию банковских систем; цели, типы и инструмента денежно-кредитной политики; структуру финансовой системы; принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства; виды и классификация ценных бумаг; особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг; характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики; особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы

опрос, тестирование, индивидуальные задания, решение задач

уметь: оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка; проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением; проводить анализ структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета; составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска

опрос, тестирование, индивидуальные задания, решение задач

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности

(правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных

образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации