Рабочая программа Кружка Лоскуток
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Ровеньский детский дом имени Российского детскф*о фофар
Р ассмотрена на заседании
№ педагогического совета от 29.08.2014год
Образовательная программа кружка
«ЛОСКУТОК»
(швейное дело)Возраст детей 7-17 лет
Программа рассчитана на З года
Педагог дополнительного образования
Березовская Лариса Анатольевна
2014-2015 год.
1. Содержание программы
Содержание образовательной программы 2
Пояснительная записка
З. Учебный план
Учебно-тематический план 1 года обучения 12
Содержание программы года обучения 18
Учебно-тематический план 2 года обучения 21
Содержание программы 2 года обучения 26
Учебно-тематический план З года обучения 29
Содержание программы З года обучения 31
Методическое обеспечение 34
Условия реализации программы 35
Литература 36
2
1 Введение.
Шитье - древний вид деятельности. Оно многогранно и многоемко. Это и ремесло, и высокое искусство. Из истории известно, что человек пользовался одеждой не всегда. Одежда ВОЗНИКЛа под влиянием комплекса факторов и имела как декоративно-символическое (отделяла членов разных племен, подчеркивала статус в племени), таки утилитарное (защищала от механических травм, жары, холода) значение.
В ходе становления культуры и традиций, отношение к одежде изменилось. Человек увидел в ней возможность приложения своих творческих способностей, самовыражения и самоутверждения. Изменения внешних форм и способов изготовления одежды были продиктованы, с одной стороны, появлением новых приемов кроя и шитья, а с другой - стремлением подчеркнуть свою индивидуальность и социальное положение в обществе.
Следующим шагом стало получение эстетического удовольствия от одежды, от ее ношения и изготовления. Именно с этого момента можно говорить о моде, дизайнерском искусстве, о профессии дизайнера одежды, модельера.
Появились разнообразные методики конструирования, раскроя и пошива изделий, стало развиваться производство новых тканей, фурнитуры и аксессуаров. Все это определило безграничные возможности создания Эстетичной, практичной, разнообразной по форме и назначению одежды на любой вкус. Мы уже никогда не согласимся отказать себе в удовольствии красиво одеваться, следить за новинками моды и регулярно обновлять свой гардероб.
Это значит, что потребность в одежде будет существовать всегда, а вместе с ней и необходимость в специалистах, способных конструировать и изготовлять одежду, воплощая любые замыслы.
Много веков разработкой и пошивом одежды занимались индивидуальные портные, и только в МХ веке открылись первые Дома моды, которые разрабатывали и представляли на суд широкой публики сезонные показы модной одежды. Появились первые методики конструирования, обеспечивающие не только единичное, но и массовое производство, за короткий срок набравшее небывалую силу и стремящееся любой ценой подчинить нас себе, уравнять и ограничить определенными рамками. Несмотря на это, одежда, созданная не на безликого среднестатистического потребителя, а для конкретного человека по индивидуальному заказу профессионалами (модельерами, дизайнерами), пользуется все большим спросом.
Стремление к красоте неотъемлемо от человеческой природы. Оно было присуще людям всегда. Раньше с малых лет детей обучали народным промыслам, придавая этому большое значение. В наше время вновь стали возрождаться народные ремесла, и чтобы эта тончайшая ниточка, связывающая настоящее с прошлым, никогда больше не оборвалась, нужно знакомить подрастающее поколение с прикладными видами народного творчества.
2. Пояснительная записка.
Программа опирается на школьную программу по технологии, но не дублирует ее, а дополняет и способствует формированию исследовательских умений, приобщает подростков к декоративно-прикладному творчеству в шитье и к миру культуры одежды.
Обучение по этой программе позволяет обучающимся адаптироваться к жизни в обществе, формировать свой стиль, грамотно ориентируясь в мире моды, развивать художественный вкус и приобщаться к народной культуре.
Одной из основных задач детского дома является подготовка его воспитанников к самостоятельной жизни и труду. Определенные навыки и умения по трудовой подготовке воспитанники детского дома получают во время учебы в школе, однако считаю, необходимым закрепить, углубить и расширить полученные знания в условиях детского дома. Необходимо проведение специальных занятий с детьми, которые направлены на воспитание у детей трудолюбия, предприимчивости, привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства, развитию эстетического вкуса, формирование потребности к самообслуживанию. Все это возможно через реализацию программы «Лоскуток» (швейное дело). Эта программа включает в себя ремонт и изготовление швейных изделий.
Целью программы является допрофессиональная подготовка обучающихся.
Задачи
Образовательные:
обучение воспитанников различным технологическим операциям и приемам, необходимым при выполнении швейных изделий; изучение художественного и технического моделирования, конструирования одежды; обучение выполнению технических рисунков и эскизов моделей одежды и изделий в лоскутной технике; овладение навыками работы на различных видах швейных машин; ознакомление с принципами композиции, направлениями современной моды и профессиями швейного производства. Воспитательные:
4
воспитание чувства гордости за выполненную работу, бережное отношение к своему и чужому труду, умение доводить дело до конца; воспитание трудолюбия, настойчивости, аккуратности, самостоятельности; воспитание культуры поведения, одежды, речи; воспитание толерантности.
Развивающие:
развитие памяти, воображения, мышления; развитие художественно-творческих способностей учащихся, эстетического вкуса.
Принципы реализации программы:
Важными принципами при реализации программы являются доступность и последовательность обучения. Весь учебный процесс построен на пошаговом обучении: от простого к сложному. Изучение последующих тем построено на изучении предыдущих. Занятия построены не как отдельные, разовые, не связанные друг с другом формы работы с детьми, а составлена система обучения, которая позволяет достичь высоких образовательных результатов, полностью реализовать и развивать творческий, познавательный потенциал каждого воспитанника. Поэтому правильно спланированный учебный процессзалог успеха.
В учебной деятельности гармоничное сочетание беседы, рассказа, системы вопросов с изучением практическими навыками и приемами является важным условием для развития способностей каждого обучающегося.
Учебный процесс предусматривает следующие формы обучения:
Коллективную, позволяющую развивать в детях чувство ответственности, сопереживания, подчинения своих интересов общей цели (учебные занятия и воспитательные мероприятия).
Групповую, помогающую детям при реализации своих возможностей (учебные занятия, воспитательные мероприятия).
Индивидуальную, позволяющую осуществлять индивидуальный подход к ребенку (учебные занятия и Консультации).
Совместное творчество взрослого и подростка имеет большое значение при формировании у обучающихся устойчивых эмоциональных связей, устраняет трудности в общении.
Участие в выставках по декоративно-прикладному творчеству ДДТ, районных, областных.
Программа рассчитана на детей с 5 по 11 класс, она построена по принципу «от простого к сложному». Основная часть времени (не менее 7094) отводится на практическую деятельность.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что её реализация позволяет им овладеть навыками профессиональной деятельности в данном ремесле, что может облегчить их последующее самоопределение во взрослой жизни.
Новизна и оригинальность программы состоит в том, что такие занятия не только формируют эстетический вкус, знакомят их с произведениями швейного производства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т.е. осуществляют подготовку к выбору профессий.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы. Отличительной особенностью программы кружка «Лоскуток» является то, что она обращена к воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое в современном российском обществе реализуется, в основном, в детских домах - основных социальных институтах, обеспечивающими воспитательный процесс и подготовку детей к жизни в обществе. Учитывая особый образ жизни в детском доме, который культивирует в детях такие качества, как беспомощность, потребительство, приспособленчество, возникла необходимость подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и формирования у них определенных социальных знаний, умений, навыков.
Возраст обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа, составляет от 7 до 17 лет.
Срок реализации программы- З года. Объём часов в год составляет: в 1 год обучения — 340 часов; во 2 год обучения — 340 часов; в З год обучения — 340 часов; Формы и режим занятий.
Данная программа предусматривает следующие разделы:
Теоретический (предполагает сообщение теоретических сведений учащимся).
Практический (осуществляется через выполнение учащимися творческого задания).
Основными методами занятий в образовательном процессе являются:
метод объяснения в сочетании с показом трудовых действий, с демонстрацией различных наглядных пособий, с пробными действиями детей (воспитанников).
Используя рассказ, педагог прибегает к приёмам, активизирующим внимание учащихся. Побуждая к активной мыслительной деятельности, педагог сопоставляет явления, предлагая искать различия и сходства между ними.
Главное достоинство беседы — активизация мыслительной деятельности детей на занятиях при обдумывании вопросов инструктора, при подготовке своих ответов и при анализе ответов товарищей.
К наглядным методам обучения относятся учебная демонстрация, опыты, наблюдения. Учебная демонстрация сочетается со словесныМи методами. На занятиях по трудовому обучению демонстрируются различные средства наглядности: образцы объектов труда и их изображения, инструменты, машины и их изображения, различные инструкционные карты.
При изучении таких свойств материалов, которые нельзя выявить только путем внешнего осмотра образцов, применяют демонстрацию опытов. Опыт ставится таким образом, чтобы изменения, происходящие с материалами при различных воздействиях на них, были хорошо заметны.
На занятиях по труду воспитанники рассматривают наглядные пособия, наблюдают за действиями инструктора при демонстрации трудовых приемов.
В трудовом обучении широко применяется инструктаж, представляющий собой совокупность методов; словесных и наглядных, сочетание объяснения, демонстрации способов действия, таблиц, схем и т. д.
Практические методы. В трудовом обучении используются различные упражнения — многократное сознательное и целенаправленное повторение изучаемых трудовых приемов и операций. В результате дети постепенно оњладевают трудовыми навыками. К практическим методам относятся самостоятельные работы.
Формы организации занятий по трудовому обучению. Основной формой организации трудового обучения воспитанников является учебное занятие продолжительностью 1-2 учебных часа. Используются звеньевая и индивидуальная формы работы, наиболее приемлемые в условиях детского дома. В каждой группе будут отрабатываться знания по материаловедению, машиноведению, навыки по ручной обработке ткани, по шитью на швейной машине. Особое внимание будет уделяться ремонту одежды, по узловой обработке швейных изделий и декорированию. Итогом годовой работы является изготовление швейного изделия.
Учебная недельная нагрузка обучающихся составляет:
в первый год обучения 8 часов в неделю - 5 дней занятий по 1-2 часа в день, во 2 год обучения 8 часов в неделю — 5 дней занятий по 1-2 часа в день, в третий год обучения 8 часов в неделю — 5 дней занятий по 1-2 часа в день. Согласно Приложения №З к СанПиНу 2.4.4.1251-03 рекомендуемый режим занятий в творческом объединении «Мастерицы» таков: 45 минут занятий, 10 минут перерыв, 45 минут занятий.
Занятия по моделированию и конструированию одежды предусматривают получение воспитанниками системы знаний по классификации цветов, по стилям одежды, силуэтам, типам фигур, по техническому моделированию, единому методу конструирования одежды, муляжному методу создания конструкций и фасонов, знаний и навыков работы при раскрое изделий различных фасонов с использованием универсальных базовых конструкций по индивидуальным меркам.
Занятия по технологии пошива являются основным видом учебной деятельности, на которых учащиеся объединения работают над изделием согласно темы, в процессе создания которого, они получают комплекс ёпециальных знаний, умений, навыков.
Занятия по изобразительной деятельности позволяют воспитанникам научиться не только грамотно выполнять технические рисунки моделей и эскизы лоскутных работ, но самостоятельно, творчески работать над дизайном будущих изделий, развивая свою творческую фантазию.
По окончании данного блока учащиеся готовят для выставки творческую работу по собственному эскизу.
По окончанию изучения программного курса З лет обучения воспитанники должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками: 1 год обучения:
о Организацию рабочего места, технику безопасности, план эвакуации на случай пожара, правила воспитанников ДДТ.
о Правила безопасности труда при работе с иглой и ножницами, классификацию стежков, область применения, терминологию ручных работ. Правила безопасности труда при работе на швейной машине, иметь общее представление об устройстве электрической швейной машины. Классификацию машинных швов, область применения, технологию обработки, терминологию машинных работ.
о Правила снятия мерок для построения чертежа, прибавки к построению чертежа. Разновидности фигур, пропорций, силуэтов, форм и покроев.
о Технологию раскроя, технологическую последовательность изготовления изделия, поузловую технологию обработки. Приемы моделирования несложных форм и фасонов одежды. 2 год обучения:
о Классификацию материалов по волокнистому составу, разнообразие видов материалов и их основные свойства и назначение. Закономерности цветовых сочетаний.
о Правила снятия мерок для построения чертежа основы плечевого изделия, прибавки к построению чертежа. Последовательность расчета конструкции основы плечевого изделия. Последовательности проведения примерки.
о Технологическую последовательность пошива изделия, поузловую технологию обработки. З год обучения:
о Разнообразие видов материалов из химических волокон, их основные свойства и назначение.
о Прокладочные материалы, их назначение и свойства.
о Назначение и принцип действия краеобметочной машины. Правила техники безопасности при работе на оверлоке. Порядок работы и заправка нитей. Регулировка натяжения нитей.
о Композиционные требования при разработке эскиза.
о Направления моды, стили, покрои, модные детали и декор в одежде. о Расчет расхода материала на пошив комплекта.
о Способы и этапы моделирования различных фасонных элементов.
о Технологическую последовательность пошива плечевых и поясных изделий, поузловую технологию обработки сложных форм горловины, объемных отделок (воланов, рюшей, кокилье и тд), способы обработки деталей изделия декоративными бейками.
о Композиционные приемы разработки дизайна моделей одежды.
Должны знать:
законы гармоничных сочетаний, принципы построения орнаментальных композиции; виды и свойства тканей, ниток и других материалов, применяемых для шитья; технику безопасности при работе за столом, на швейной машине, с утюгом; технологию изготовления женской легкой одежды; терминологию ручных и машинных работ, работ с утюгом.
Должны уметь:
осуществлять уход за швейным оборудованием; измерять фигуру человека и по меркам анализировать; осуществлять подбор фасона моделей в соответствии с направлениями моды и особенностями фигуры; выполнять эскизы технических рисунков моделей одежды по шаблонам фигуры человека; работать со специальной литературой и журналами; ориентироваться в подборе материалов по волнистому составу, фактуре и толщине; гармонично сочетать цвета; выполнять раскрой , пошив и ремонт женской легкой одежды.
Форма подведения итогов и контроля включает в себя: вводный, текущий и итоговый.
Вводный контроль проводится в первые дни обучения. Его цель: выявить исходный уровень первоначальной подготовки по предмету, уровень начальных навыков и умений; определить направления и формы индивидуальной работы с каждым учеником и перспективы работы с группой.
Формы вводного контроля:
собеседование
выполнение индивидуального задания.
Промежуточный контроль проводится по окончанию каждого учебного года.
Цель промежуточного контроля:
-определить степень усвоения детьми учебного материала;
своевременно определять отстающих, а также опережающих программу детей;
наиболее эффективно подбирать методы и формы обучения, используя новые образовательные технологии.
Формы промежуточного контроля:
подведение итогов в конце занятия; анализ выполненной работы каждого ученика педагогом; использование формы самооценки и взаимооценки; проведение диагностики уровня фактических знаний и умений каждого обучающегося по темам на основе наблюдения за их учебной деятельностью; конкурс творческих работ (дает возможность представить свои работы на суд других и сравнить уровень своих достижений с другими, поделиться опытом. Проводиться в 1 году выставка сувениров, игольниц, прихваток, фартуков и т.д.) зачет в форме устного опроса по темам программы
З. Учебный план
| Разделы программы | Количество часов | | |
1 год | 2 год | З год | ||
1 | Введение в программу. Подготовка к работе. Техника безопасности при работе с инструментами и приспособлениями для рукоделия | 4 | 4 | 4 |
2 | Кройка и шитье | 36 | 36 | 26 |
з | Работа с тканью | 10 | 10 | 10 |
4 | Элементы машиноведения | 32 | 32 | |
5 | Конструирование и моделирование изделий | 80 | 74 | 106 |
6 | Творческие проекты. | 52 | 42 | 42 |
7 | Рукоделие. Забавные поделки в быту | 80 | 80 | 80 |
8 | Ремонт одежды | 34 | 34 | |
9 | Итоговые практические занятия, выставки, презентации | 12 | 12 | 12 |
| Итого: | 340 | 340 | 340 |
Учебно-тематическии план
1 года занятий
Раздел программы | Тема занятий | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
Введение (4 часа) | Введение в программу. Подготовка к выполнению ручных швейных работ. ТБ при ручных работах. Организация рабочего места для выполнения утюжильных работ. ТБ при работе с утюгом. | 4 | з | 1 |
Кройка и шитье (36 часов) | Сведения о ручных стежках и строчках. Выполнение прямых стежков. | 4 | 2 | 2 |
Выполнение косых стежков. Оформление в альбом. | 2 | | | |
Выполнение крестообразных стежков. | 2 | 1 | 1 | |
Выполнение петлеобразных стежков. | 2 | 1 | 1 | |
Выполнение петельных стежков. | 2 | 1 | 1 | |
Отделочные стежки. Стежки «вперед иголку» с перевивом. | 2 | 1 | 1 | |
Выполнение стебельчатых стежков. | з | 1 | 2 | |
Выполнение тамбурных стежков. | 3 | | 2 | |
Способы перевода рисунка на ткань. | 2 | 1 | 1 | |
Творческая работа с применением изученных стежков. Выполнение творческой работы. | 6 | | 6 |
| Ручной стачной шов. Выполнение ручного стачного шва. | 4 | | з |
Ручной шов вподгибку с закрытым срезом. Выполнение ручного шва вподгибку с закрытым срезом. Самостоятельная работа. | 4 | 1 | З | |
Работа с тканью (10 часов) | Растительные волокна (хлопок). Общее представление о хлопчатнике. | 2 | 1 | 1 |
Лен. Льняное волокно. Льняная Пряжа. | 2 | 1 | 1 | |
Общее представление о прядении. Получение пряжи из волокон из хлопка, льна. | 2 | 1 | 1 | |
Полотняное переплетение. Саржевое переплетение. Сатиновое переплетение. Свойства тканей, выработанных Полотняным, саржевым и сатиновым переплетением. | 2 | 1 | | |
Лицевая и изнаночная стороны, долевая и поперечная нити в ткани. Отделка тканей. Дефекты ткани. | 2 | 1 | 1 | |
Элементы машиноведения (32 часа) | Швейная машина. Сведения о швейных машинах. Правила посадки за швейной машиной и правила безопасной работы на швейной машине. Устройство швейной машины. Устройство привода швейной машины: винт-разединитель. | 2 | 2 | |
Машинная игла. Устройство машинной иглы. Виды машинных игл. Подбор | 2 | 1 | 1 |
| машинных игл и ниток. | | | |
Моталка. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней нитки; заправка нижней нитки. Регулятор строчки. Машинная закрепка. | 4 | 2 | 2 | |
Выполнение зигзагообразных строчек. Тест: «Устройства швейной машины». | 2 | | 2 | |
Машинные работы. Выполнение стачного шва взаутюжку и в разутюжку. | 4 | | з | |
Двойной шов. Выполнение двойного шва на образце. | 2 | 1 | | |
Накладной шов с закрытым срезом. Выполнение накладного шва с одним закрытым срезом. | 4 | 1 | З | |
Накладной шов с двумя закрытыми срезами. Выполнение накладного шва. | 4 | | З | |
Шов вподгибку с закрытым срезом. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом. | 4 | 1 | З | |
Шов вподгибку с открытым срезом. Выполнение шва вподгибку с открытым срезом. | 2 | 1 | 1 | |
Обтачной шов. Выполнение обтачного шва на образце. | 2 | 1 | 1 | |
Конструирование и моделирование изделий (80 часов) | Пошив изделия: « Головной платок». Построение чертежа и изготовление выкройки головного платка. Подготовка выкройки к раскрою. Название х/б тканей. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой. Подготовка швейной машины к шитью. Обработка поперечных срезов. | | 2 | 8 |
| Обработка долевых срезов. Обработка углов платка. Проверочная работа по пройденной теме. | | | |
Пошив изделия: « Мешочек для хранения работ». Название тканей используемых для пошива мешочка. Применяемые ручные и машинные швы. Выполнение ОТДИКИ. Обработка боковых срезов мешочка стачным швом. Обработка верхнего среза краевым швом. Продергивание шнура. Утюжка изделия. Контрольный опрос по проделанной работе. | 10 | 2 | 8 | |
Конструирование и моделирование фартука и шапочки. Правила снятия мерок. Снятие мерок. Построение чертежа фартука и шапочки в М 1:4 и в М Моделирование фартука. Пошив фартука. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука Подготовка деталей кроя к обработке. Последовательность изготовления фартука. Обработка бретелей и концов пояса обтачным швом. Обработка нагрудника. Его соединение с бретелями. Обработка накладного кармана. Соединение кармана с нижней частью фартука. Обработка нижнего и боковых срезов | 20 | 6 | |
| нижней части фартука. Обработка верхнего среза нижней части фартука. (складки, сборки). Соединение нагрудника, пояса и нижней части фартука. Окончательная обработка передника. ВТО. | | | |
Построение чертежей одежды. Снятие мерок. Запись мерок. Размеры изделия. Сведения о прибавках. Обозначение точек, отрезков и линий чертежа. Масштабная линейка. Фартук. Фасоны фартуков. Работа с инструкционной картой. Построение чертежа фартука в масштабе на себя. Построение чертежа фартука в натуральную величину. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука на поясе. Подттовка деталей кроя фартука к обработке. Обработка пояса. Заготовка косой обтачки для обработки боковых и нижнего срезов фартука. Обработка бокового и нижнего срезов фартука двойной косой обтачкой. Выполнение сборок. Обработка верхнего среза фартука поясом. ВТО и сдача готового изделия. Сдача готового изделия. Подведение итогов. | 20 | 4 | 16 |
| Изготовление изделия: «Сумки хозяйственной». Фасоны сумок. Ткани, детали, размеры сумки. Расчет рас хода ткани. Построение чертежа и подготовка выкроек деталей к раскрою. Раскрой сумки. Пошив сумки. Обработка деталей ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами. Обработка верхних срезов сумки с одновременным втачиванием ручек. Обработка боковых срезов основной детали, застрачивание углов. Утюжка готового изделия. Тестирование по пройденной теме. | 20 | 4 | 16 |
Творческие проекты. (52 часа) | Изготовление изделия: «Наволочка с клапаном». | 52 | 12 | 40 |
Рукоделие. Забавные поделки в быту (80 часов) | Грелка на чайник | 10 | 2 | 8 |
Прихватки | 10 | 2 | 8 | |
Коробки для рукоделия | 10 | 2 | 8 | |
Изготовление конфетницы | 10 | 2 | 8 | |
Декоративное панно | 16 | 2 | 14 | |
Подставки подторячее блюдо | 20 | 4 | 16 | |
Завершение работы над изделием оформление работ | 4 | 2 | 2 | |
Ремонт одежды (34 часа) | Сведение о пуговицах. Пришивание пуговиц. | 4 | 1 | |
Ремонт одежды по | 10 | 2 | 8 |
17
| распоровшемуся шву. | | | |
Изготовление вешалки. Соединение вешалки с образцом ткани. | 10 | 2 | 8 | |
Декоративная заплатааппликация. Изготовление заплаты-аппликации. | 10 | 2 | 8 | |
Итоговые практические занятия, выставки, презентации .(12 часов) | Защита творческих работ. Презентация проекта. Оценка проектных работ. Итоговые авторские и коллективные выставки. | 12 | 6 | 6 |
| Всего: | 340 | 93 | 247 |
Содержание программы
1 года обучения.
Введение в программу.
Вводное занятие. Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Подготовка к работе. Подготовка к выполнению ручных швейных работ. ТБ при ручных работах.
Организация рабочего места для выполнения утюжильных работ. ТБ при работе с утюгом.
Кройка и шитье. Инструменты, материалы и приспособления. Рабочее место. Рабочая коробка. Подготовка к выполнению ручных швейных работ. ТБ при ручных работах. Сведения о ручных стежках и строчках. Выполнение прямых стежков. Выполнение косых стежков. Оформление в альбом.
Выполнение крестообразных стежков. Выполнение петлеобразных стежков. Выполнение петельных стежков. Отделочные стежки. Стежки «вперед иголку» с перевивом. Выполнение стебельчатых стежков. Выполнение тамбурных стежков.
Способы перевода рисунка на ткань. Творческая работа с применением изученных стежков. Выполнение творческой работы. Ручной стачной шов. Выполнение ручного стачного шва. Ручной шов вподгибку с закрытым срезом. Выполнение ручного шва вподгибку с закрытым срезом. Самостоятельная работа.
Работа с тканью. Растительные волокна (хлопок).Общее представление о хлопчатнике. Общее представление о прядении. Получение пряжи из волокон хлопка. Лицевая и изнаночная стороны, долевая и поперечная нити в ткани. Полотняное переплетение. Саржевое переплетение. Сатиновое переплетение.
Отделка тканей. Дефекты ткани. Свойства тканей, выработанных
Полотняным, саржевым и сатиновым переплетением. Лен. Льняное волокно.
Элементы машиноведения
Швейная машина.
Сведения о швейных машинах. Правила посадки за швейной машиной и правила безопасной работы на швейной машине.
Устройство швейной машины.
Устройство привода швейной машины: винт-разъединитель. Машинная игла. Устройство машинной иглы. Виды машинных игл. Подбор машинных игл и ниток. Моталка. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней нитки; заправка нижней нитки.
Регулятор строчки. Машинная закрепка. Выполнение зигзагообразных строчек.
Тест: «Устройства швейной машины». Машинные работы.
Выполнение стачного шва взаутюжку и в разутюжку. Двойной шов.
Выполнение двойного шва на образце. Накладной шов с закрытым срезом. Выполнение накладного шва с одним закрытым срезом. Накладной шов с двумя закрытыми срезами. Выполнение накладного шва. Шов вподгибку с закрытым срезом. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом. Шов вподгибку с открытым срезом. Выполнение шва вподгибку с открытым срезом. Обтачной шов. Выполнение обтачного шва на образце.
5.5. Конструирование и моделирование изделий.
Пошив изделия: « Головной платок». Построение чертежа и изготовление выкройки головного платка. Подготовка выкройки к раскрою. Название х/б тканей. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой. Подготовка швейной машины к шитью. Обработка поперечных срезов.
Обработка долевых срезов.
Обработка углов платка. Проверочная работа по пройденной теме. Пошив изделия: « Мешочек для хранения работ». Название тканей используемых для пошива мешочка. Применяемые ручные и машинные швы.
Выполнение отделки. Обработка боковых срезов мешочка стачным швом. Обработка верхнего среза краевым швом. Продергивание шнура. Утюжка изделия. Контрольный опрос по проделанной работе.
Конструирование и моделирование фартука и шапочки. Правила снятия мерок.
Снятие мерок. Построение чертежа фартука и шапочки в М 1:4 и в М : 1 Моделирование фартука. Пошив фартука. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука Подготовка деталей кроя к обработке. Последовательность изготовления фартука. Обработка бретелей и концов пояса обтачным швом. Обработка нагрудника. Его соединение с бретелями. Обработка накладного кармана. Соединение кармана с нижней частью фартука. Обработка нижнего и боковых срезов нижней части фартука. Обработка верхнего среза нижней части фартука. (складки, сборки). Соединение нагрудника, пояса и нижней части фартука. Окончательная обработка передника. ВТО.
Изготовление изделия: «Сумки хозяйственной».
Фасоны сумок. Ткани, детали, размеры сумки. Расчет рас хода ткани.
Построение чертежа и подготовка выкроек деталей к раскрою. Раскрой сумки. Пошив сумки. Обработка деталей ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами. Обработка верхних срезов сумки с одновременным втачиванием ручек.
Обработка боковых срезов основной детали, застрачивание углов.
Утюжка готового изделия.
Тестирование по пройденной теме.
5.6. Творческие проекты. Изготовление изделия: «Наволочка с клапаном».
Выбор и обоснование проблемы. Краткое определение дизайнерской задачи. Презентация творческих проектов «Сказка моей подушки». Конкурс авторских схем изготовления наволочек.
Ткани. Фасоны. Стандартные изделия. Применяемые швы. Расчет расхода ткани. Построение чертежа. Подготовка выкройки наволочки к раскрою. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани и раскрой. План работы по пошиву наволочки. Обработка поперечных срезов наволочки. Выполнение разметки длины клапана. Обработка боковых срезов двойным швом.
5.7. Рукоделие. Забавные поделки в быту. Изделия: Грелка на чайник.
Прихватки. Коробки для рукоделия. Конфетницы. Декоративное панно.
Подставки под горячее блюдо.
Правила и технические требования на выполнение ручных и машинных работ. Разновидности тканей, прикладного декоративною материала. Способы соединения деталей, правила сочетания форм и цветов. Понятие масштабности, симметрии и ассиметрии.
Практическое задание: сортировка материала по форме, цвету, размеру. Работа с клеевыми материалами. Индивидуальные задания для контроля умения соединять детали наиболее удобным способом.
Отрабатывать умения пользоваться линейкой при работе с мелкими деталями. Учиться применять декоративную отделку, фурнитуру.
Материалы и оборудование: ткань, мех, прикладные материалы, фурнитура.
Образцы изделий. Ножницы, швейная машина, игла, наперсток.
Методические рекомендации: При работе с текстильным материалом очень важно объяснить обучающимся правильности подготовки материала к работе. Важно продемонстрировать как можно больше иллюстраций, готовых изделий, подробно их рассмотреть. В ходе работы обучающие имеют возможность анализировать и исправлять допущенные ошибки. Тема завершается минивыставкой.
5.8. Ремонт одежды. Сведение о пуговицах. Пришивание пуговиц. Ремонт одежды по распоровшемуся шву. Изготовление вешалки. Соединение вешалки с образцом ткани. Декоративная заплата-аппликация. Изготовление заплатыаппликации.
5.9. Итоговые практические занятия, выставки, презентации
Практическая часть: Изготовление технологической карты зачетной работы.
Защита зачетных работ. Выставка зачетных работ.
Учебно-тематический план
2 года занятий
Раздел программы | Тема занятий | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
Введение (4 часа) | Введение в программу. Подготовка к выполнению ручных швейных работ. ТБ при ручных работах. Организация рабочего места для выполнения утюжильных работ. ТБ при работе с утюгом. | 4 | | |
Кройка и шитье (36 часов) | Обработка долевой обтачкой среза ткани. Обтачки. Раскрой долевых и поперечных обтачек. | 4 | 2 | 2 |
Обработка среза деталей долевой обтачкой на изнаночную сторону. Оформление в альбом. | 2 | | | |
Обработка среза деталей поперечной обтачкой. | 2 | 1 | 1 |
| Косая обтачка. Раскрой косой обтачки. Соединение косых обтачек. | 2 | 1 | 1 |
Обработка закругленного среза детали одинарной косой обтачкой. | 2 | | 1 | |
Обработка закругленного среза деталей двойной косой обтачкой. | 2 | 1 | 1 | |
Запошивочный шов. Технология выполнения запошивочного шва. | з | 1 | 2 | |
Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью. Карманы, назначение, фасоны. Накладной карман с отворотом. Обработка отворота. | з | 1 | 2 | |
Соединение кармана с основной деталью. Подкройная обтачка. | 4 | 1 | З | |
Обработка угла подкройной обтачкой. | 4 | 1 | | |
Накладной карман с отворотом. Обработка отворота. | 6 | 1 | 5 | |
Работа с тканью (10 часов) | Цвет. Цветовой круг. Видимый спектр. Цвета спектра. Цвета круга: теплые и холодные. | 2 | 1 | 1 |
Цветовой тон и насыщенность. Хроматические и ахроматические цвета. Контраст и гармония цветов. | 2 | 1 | 1 | |
Практическая работа. Зарисовка цветового круга. | 2 | | 2 | |
Классификация текстильных волокон. Определение натуральных и синтетических тканей. | 2 | | |
| Свойства тканей. Физикохимические свойства волокон. Технологические свойства растительных и химических волокон. Эксплуатационные свойства тканей. Определение свойств тканей. | 2 | | 1 |
Элементы машиноведения (32 часа) | Бытовая швейная машина с электроприводом. Сведения о бытовых швейных машинах. Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом. | 2 | 2 | |
Рабочие механизмы бытовой швейной машины. Устройство челночного комплекта. Разборка и сборка челночного комплекта. | 2 | 1 | 1 | |
Механизмы регулировки швейной машины. Регулятор строчки. Регулятор натяжения верхней нитки. | 4 | 2 | 2 | |
Тест: «Устройство швейной машины». | 2 | | 2 | |
Машинные работы. Бельевые швы. Выполнение двойного шва на образце. | 4 | 1 | | |
Запошивочный шов. Выполнение запошивочного шва на образце. | 2 | 1 | 1 | |
Выполнение соединительного шва в подгибку с закрытым срезом на образце. | 4 | | 3 | |
Виды отделки. Окантовочный шов. | 4 | 1 | З | |
Отработка навыков по шитью. | 8 | | 8 | |
Неполадки в работе швейной машины. Способы их | 2 | 1 | 1 |
| устранения. | | | |
Конструирование и моделирование изделий (80 часов) | «Ночная сорочка с круглым вырезом». Фасоны ночных сорочек. Ткани для пошива.Правила и последовательность измерения человеческой фигуры. Обозначение мерок. Припуски. Размеры изделия. Понятие масштаб. Масштабная линейка. Расчет для построения чертежа на типовую фигуру. Расчет для построения чертежа на себя. Построения чертежа в масштабе :4 на себя. Название деталей изделия и контурных срезов на выкройке. Построение чертежа в натуральную величину на себя. Подготовка деталей выкройки к раскрою. Подготовка ткани к раскрою, раскладка деталей с учетом припусков. Раскрой сорочки. Подготовка деталей кроя сорочки к обработке. Подготовка изделия к примерке. Проведение примерки. Внесение уточнений. Обработка плечевых срезов сорочки запошивочным швом. Обработка среза горловины сорочки косой обтачкой. Обработка боковых срезов сорочки запошивочным швом. Обработка срезов проймы сорочки косой обтачкой. Обработка нижнего среза сорочки швом в подгибку с | 30 | 2 | 28 |
| закрытым срезом. Окончательная отделка изделия. Сдача готового изделия. | | | |
Пошив халата без рукавов. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой халата. Подготовка деталей кроя к обработке. Последовательность изготовления халата. Подготовка изделия к примерке (сметывание боковых и плечевых швов). Проведение примерки и исправление недочетов. Обработка изделия после -ой примерки. Обработка горловины без воротника (подкройной обтачкой). Обработка низа рукава. Обработка накладных карманов. Их отделка. Соединение накладных карманов с полочками. Обработка бортов подбортами. Обработка низа изделия, петель. Окончательная обработка изделия (пришивание фурнитуры, обработка тесьмой, ВТО.) | | 6 | 24 | |
Основные законы и свойства композиций, природа цвета, виды вышивок и отделочных швов. Практические занятия: разметка размера рисунка, подбор цветовой гаммы рисунка, технология выполнения вышивки и отделочных швов. Отделка | 20 | 4 | 16 | |
| вышивкой халата. | | | |
Творческие Проекты. (52 часа) | Выполнение заказов детского дома с пооперационным разделение труда. | 52 | 12 | 40 |
Рукоделие. Забавные поделки в быту (80 часов) | Рождественский подарок | 10 | 2 | 8 |
Тряпичная кукла-кармашек | 10 | 2 | 8 | |
Тряпичная кукла-варежка | | 2 | 8 | |
Домашние тапочки | 20 | 2 | 18 | |
Пасхальный подарок | 20 | 2 | 18 | |
Завершение работы над изделием оформление работ | 10 | 2 | 8 | |
Ремонт одежды (34 часа) | Обработка петли вручную. | 4 | 1 | |
Штопка. | 5 | 1 | 4 | |
Наложение заплаты ручным способом. | 5 | 1 | 4 | |
Наложение заплаты машинным способом. | 5 | 1 | 4 | |
Практические работы по ремонту одежды. | 15 | 2 | 13 | |
Итоговые практические занятия, выставки, презентации .(12 часов) | Защита творческих работ. Презентация проекта. Оценка проектных работ. Итоговые авторские и коллективные выставки. | 12 | 6 | 6 |
| Всего: | | 77 | 263 |
Содержание программы
2 года обучения.
Введение в программу.
Вводное занятие. Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста.
Подготовка к работе. Введение в программу. Подготовка к выполнению ручных швейных работ. ТБ при ручных работах.
Организация рабочего места для выполнения утюжильных работ. ТБ при работе с утюгом.
Презентация ”История развития русского женского костюма“
Кройка и шитье. Обработка долевой обтачкой среза ткани. Обтачки. Раскрой долевых и поперечных обтачек. Обработка среза деталей долевой обтачкой на изнаночную сторону. Обработка среза деталей поперечной обтачкой. Косая обтачка. Раскрой косой обтачки. Соединение косых обтачек. Обработка закругленного среза детали одинарной косой обтачкой. Обработка закругленного среза деталей двойной косой обтачкой. Запошивочный шов. Технология выполнения запошивочного шва. Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью. Карманы, назначение, фасоны. Накладной карман с отворотом. Обработка отворота. Соединение кармана с основной деталью. Подкройная обтачка. Обработка угла подкройной обтачкой.
Накладной карман с отворотом. Обработка отворота.
Работа с тканью. Цвет. Цветовой круг. Видимый спектр. Цвета спектра.
Цвета круга: теплые и холодные. Цветовой тон и насыщенность. Хроматические и ахроматические цвета. Контраст и гармония цветов. Практическая работа. Зарисовка цветового круга. Классификация текстильных волокон. Определение натуральных и синтетических тканей. Свойства тканей. Физико-химические свойства волокон. Технологические свойства растительных и химических волокон. Эксплуатационные свойства тканей. Определение свойств тканей.
Элементы машиноведения. Бытовая швейная машина с электроприводом. Сведения о бытовых швейных машинах. Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом. Рабочие механизмы бытовой швейной машины. Устройство челночного комплекта. Разборка и сборка челночного комплекта. Механизмы регулировки швейной машины. Регулятор строчки. Регулятор натяжения верхней нитки. Тест: «Устройство швейной машины».
Машинные работы. Бельевые швы. Выполнение двойного шва на образце. Запошивочный шов. Выполнение запошивочного шва на образце. Выполнение соединительного шва в подгибку с закрытым срезом на образце. Виды отделки. Окантовочный шов. Отработка навыков по шитью. Неполадки в работе швейной машины. Способы их устранения.
Конструирование и моделирование изделий. «Ночная сорочка с круглым вырезом».
Фасоны ночных сорочек. Ткани для пошива. Правила и последовательность измерения человеческой фигуры. Обозначение мерок. Припуски. Размеры изделия. Понятие масштаб. Масштабная линейка. Расчет для построения чертежа на типовую фигуру. Расчет для построения чертежа на себя. Построения чертежа в масштабе 1 :4 на себя. Название деталей изделия и контурных срезов на выкройке. Построение чертежа в натуральную величину на себя. Подготовка деталей выкройки к раскрою. Подготовка ткани к раскрою, раскладка деталей с учетом припусков. Раскрой сорочки. Подготовка деталей кроя сорочки к обработке. Подготовка изделия к примерке. Проведение примерки. Внесение уточнений. Обработка плечевых срезов сорочки запошивочным швом. Обработка среза горловины сорочки косой обтачкой. Обработка боковых срезов сорочки запошивочным швом. Обработка срезов проймы сорочки косой обтачкой. Обработка нижнего среза сорочки швом в подгибку с закрытым срезом. Окончательная отделка изделия. Сдача готового изделия.
Пошив халата без рукавов. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой халата.
Подготовка деталей кроя к обработке. Последовательность изготовления халата. Подготовка изделия к примерке (сметывание боковых и плечевых швов). Проведение примерки и исправление недочетов. Обработка изделия после 1 -ой примерки. Обработка горловины без воротника (подкройной обтачкой).
Обработка низа рукава. Обработка накладных карманов. Их отделка.
Соединение накладных карманов с полочками. Обработка бортов подбортами.
Обработка низа изделия, петель. Окончательная обработка изделия
(пришивание фурнитуры, обработка тесьмой, ВТО.)
Основные законы и свойства композиций, природа цвета, виды вышивок и отделочных швов.
Практические занятия: разметка размера рисунка, подбор цветовой гаммы рисунка, технология выполнения вышивки и отделочных швов. Отделка вышивкой халата.
7.6. Творческие проекты.
Выполнение заказов детского дома с пооперационным разделение труда.
Аукцион новых идей.
7.7. Рукоделие. Забавные поделки в быту.
«Рождественский подарок», «Пасхальный подарок». Подготовка к изготовлению поделки. Выбор ткани и нитей для выполнения поделки. Расчет количества ткани. Перевод рисунка. Выполнение изделия с использованием аппликации. Панно на тему: пасха, весна с использованием элементов аппликации и бисерного шитья. Пошив изделия. Оформление готового изделия.
«Кукла-варежка», «Кукла-кармашек».
Вспомнить, что такое лекало. Особенности построения лекала куклы кармашек. Составление лекала куклы - кармашка. Раскрой куклы кармашка. Соединение деталей куклы - кармашка. Набивка мягкой игрушки. Выкраивание дополнительных деталей. Подбор глазок из бусинок, ткани, формирование носика, изготовление волос, формирование лица. Пошив
одежды, отделка куклы - кармашек.
«Домашние тапочки». Самостоятельная работа над изготовлением тапочек.
7.8. Ремонт одежды. Виды ремонта в зависимости от характера изделия ткани, формы, виды повреждения, степени износа. Наложение заплаты на легкое верхнее платье. Определение способа ремонта. Подбор ткани, ниток для заплаты. Подготовка заплаты. Соединение заплаты с изделием на машине стачным или накладным швом при соблюдении одинакового направления нитей и совпадения рисунка. Использование зигзагообразной строчки и нетельных
стежков для наложения заплаты в виде аппликации.
7.9. Итоговые практические занятия, выставки, презентации. Тестирование по разделам программы обучения за год. Смотр практических умений.
Практическая часть: Изготовление технологической карты зачетной работы.
Защита зачетных работ. Выставка зачетных работ.
Подготовка и проведение театрализованного представления «Приключения швейной иголки» - распределение ролей, подготовка оформления (планкарта в соответствии с излагаемыми событиями).
«А ну-ка, девочки!». Ребусы, кроссворды, головоломки.
Учебно-тематический план
З года занятий.
Раздел программы | Тема занятий | Всего часов | В том числе | |
теория | прак тика | |||
Введение (4 часа) | План работы и задачи на год. Профессия швеи-мотористки. Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской. | 4 | | |
Кройка и шитье (36 часов) | Определение понятий в одежде. Стиль и мода. Пропорции тела человека и его каноны. | 4 | 2 | 2 |
| Припуски на швы, направление долевой нити, баланс изделия. | 8 | 2 | 6 | | |
Конструктивные детали и швы, застежки, карманы, низ рукавов. | 8 | 2 | 6 | | ||
Обработка горловины различными способами, низ изделия. | 8 | 2 | 6 | | ||
Соединение рукавов с проймами, окончательная отделка изделия. | 8 | 2 | 6 | | ||
Работа с тканью (1 О часов) | Повторение старых и ознакомление с новыми сведениями о ткани, классификацией ткани. | 2 | 1 | 1 | | |
Сведения о ткани (кромка, долевая, уточная нити и т.д.) Классификация тканей по волокнистому составу, переплетениям, способу отделки. | 2 | | | | ||
Свойства хлопчатобумажных, льняных и шерстяных тканей. | 2 | 1 | | | ||
Символы по уходу за тканью и их значения. | 2 | 1 | 1 | | ||
Прокладочные материалы, их назначение и свойства. | 2 | 1 | 1 | | ||
Элементы машиноведения (1 0 часов) | Изучение принципов и освоения работы краеобметочной машины (оверлок). | 2 | 2 | | | |
Регулировка натяжения нитей. Возможные неисправности и методы их устранения. Правила техники безопасности при работе на оверлоке. | 2 | 1 | 1 | | ||
Подготовка машины к работе. Порядок работы и заправка нитью. | 2 | | | | ||
Машинные работы. | 4 | 1 | з | | ||
Конструирование и моделирование изделии | Изготовление легкой женской одежды. Летний костюм. Конструирование, моделирование и пошив на ядной одежды из | 6 | 4 | 2 | | |
•(102 часа) | материалов усложненных структур. Мода. Направления молодежной моды. Работа с источниками ин о мации. | | | | ||
Выбор моделей нарядного комплекта. Выполнение эскиза. | 4 | 2 | 2 | |||
Конструирование. Построение че ежей изделий. | 40 | 10 | | |||
Техническое моделирование. Изготовление абочих лекал. | 22 | 6 | 16 | |||
Раскрой комплекта. Пошив изделия. | 30 | 4 | 26 | |||
Творческие проекты. (52 часа) | Выполнение заказов детского дома с пооперационным разделение труда. | 52 | 12 | 40 | ||
Рукоделие. Забавные поделки в быту (80 часов) | Подушка-игрушка. | 10 | 2 | 8 | ||
Коврик для ванной комнаты. | 10 | 2 | 8 | |||
Цветы из ткани (казанши). Панно. | 20 | 6 | 14 | |||
Полотенце-сувенир. | 10 | 2 | 8 | |||
Самостоятельная разработка и выполнение поделок. | | 4 | 26 | |||
Ремонт одежды (34 часа) | Практические работы по ремонту одежды. | 34 | 4 | 30 | ||
Итоговые практические занятия, выставки, презентации (12 часов) | Защита творческих работ. Презентация проекта. Оценка проектных работ. Итоговые авторские и коллективные выставки. | 12 | 6 | 6 | ||
| Всего: | | 87 | 253 |
Содержание программы
З года обучения.
Введение в программу.
План работы и задачи на год. Профессия швеи-мотористки. Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской.
Кройка и шитье. Определение понятий в одежде. Стиль и мода. Пропорции тела человека и его каноны. Припуски на швы, направление долевой нити, баланс изделия. Конструктивные детали и швы, застежки, карманы, низ рукавов. Обработка горловины различными способами, низ изделия. Соединение рукавов с проймами, окончательная отделка изделия.
Работа с тканью.
Повторение старых и ознакомление с новыми сведениями о ткани, классификацией ткани. Сведения о ткани (кромка, долевая, уточная нити и
т.д.) Классификация тканей по волокнистому составу, переплетениям, способу отделки. Свойства хлопчатобумажных, льняных и шерстяных тканей. Шелковые ткани и их свойства. Ткани из химических волокон, их положительные и отрицательные свойства. Особенности тканей из смешанных волокон. Ткани сложных структур. Определение видов ткани. Символы по уходу за тканью и их значения. Прокладочные материалы, их назначение и свойства.
Элементы машиноведения.
Изучение принципов и освоения работы краеобметочной машины (оверлок).
Назначение и принцип действия краеобметочной машины (оверлока).
Подготовка машины к работе. Порядок работы и заправка нитью. Регулировка натяжения нитей. Возможные неисправности и методы их устранения. Правила техники безопасности при работе на оверлоке.
Конструирование и моделирование изделий.
Раскрой ткани (подготовка ткани к раскрою, размещение лекал и обмеловка, раскрой). Подготовка изделия к 1 примерке (последовательное выполнение работы по подготовке изделия к 1 примерке). Первая примерка (проведение 1 примерки, выявление и устранение дефектов). Технологическая обработка изделия после примерки (обработка среднего среза спинки, рельефов, кокеток, вытачек, обработка боковых и плечевых швов, бортов, обработка воротника и втачивание воротника в горловину, обработка линии низа, обработка рукавов и вметывание рукавов в проймы, ВТО.). Вторая примерка (уточнение посадки рукавов). Окончательная обработка изделия (втачивание рукавов, обработка петель и пришивание пуговиц, окончательная влажно — тепловая обработка изделия).
Выполнение образцов:
обработка складок, рельефов, защипов;
низа рукавов (манжетой с застежкой); обработка воротника и втачивание воротника в горловину; обработка рукава и соединение его с проймой; обработка горловины без воротника (2 способа) обработка борта на петли и пуговицы (З способа)
9.6. Творческие проекты.
Выполнение заказов детского дома с пооперационным разделение труда.
Аукцион новых идей.
9.7 Рукоделие. Забавные поделки в быту. Подушка-игрушка. Коврик для ванной комнаты. Цветы из ткани (казанши). Панно. Полотенце-сувенир.
Самостоятельная разработка и выполнение поделок.
Правила и технические требования на выполнение ручных и машинных работ.
Разновидности тканей, прикладного декоративного материала, синтепон. Способы соединения деталей, правила сочетания форм и цветов. Технология изготовления объёмных игрушек из плотного материала (гобелен). Правила раскладки выкройки-лекал на ткань.
Практическое задание: сортировка материала по форме, цвету, размеру. Работа с клеевыми материалами. Индивидуальные задания для контроля умения соединять детали наиболее удобным способом. Отрабатывать умения обрабатывать мелкие детали. Заполнение подушки синтепоном.
Учиться применять декоративную отделку, фурнитуру.
При работе с текстильным материалом очень важно объяснить обучающимся правильности подготовки материала к работе. Важно продемонстрировать как можно больше иллюстраций, готовых изделий, подробно их рассмотреть. В ходе работы обучающие имеют возможность анализировать и исправлять допущенные ошибки. Тема завершается мини-выставкой.
9.8. Ремонт одежды. Практические работы по ремонту одежды. Пошив изделий по самостоятельно намеченному технологическому плану. Подбор способов и методов обработки узлов и деталей с учетом особенностей ткани назначения изделия. Просмотр качества изделия, оценка и сдача заказчику.
9.9. Итоговые практические занятия, выставки, презентации.
Отслеживание результатов обучения через участие в ярмарках, выставках, конкурсах. Участие в общественно — массовой работе. Дать оценку знаниям, умениям, навыкам обучающихся, полученным в результате З лет обучения. Выставка работ воспитанников. Итоговая демонстрация моделей. Подведение итогов работы за год. Вручение дипломов, грамот, призов.
1 О. Методическое обеспечение программы
При реализации программы «Лоскуток» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: словесные, наглядные, практические методы, методы проблемного обучения, программированного, алгоритмический метод, проектный, метод взаимообучения, метод информационной поддержки, дизайн-анализ. Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.
Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:
иллюстративный и демонстрационный материал:
иллюстрации с изображением образцов изделий,
иллюстративный материал к теме «Виды тканей»,
иллюстрированный материал по теме «Конструирование изделий»,
иллюстрации, репродукции к темам по истории развития промысла, образцы изделий
разДаточныЙ материал:
карточки с заданиями по всем годам обучения, шаблоны для первого года обучения, технологические карты изделий;
материсиы для проверки освоения программы:
выставки,
диагностические карты по теме «Техника безопасности» и др.; тесты на узнавание,
кроссворды, и др.
На занятиях используются технологические карты изготовления изделий, которые приучают детей к самостоятельной работе, стимулируют ћознавательную активность учащихся. Применение технологии создания успеха дает ребенку возможность осознать свою творческую ценность, продвигает к новым высотам творческих достижений. Педагог должен создавать атмосферу радости, удовольствия, соучастия детей в процессе восприятия материала и потребность активной творческой отдачи при выполнении практических заданий. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
В образовательный процесс следует включать экскурсии в краеведческие музеи, центры народных промыслов, встречи с мастерами декоративноприкладного искусства, что развивает у детей умение отличать настоящее искусство от его суррогатов, приходить к правильному эстетическому суждению.
11. Условия реализации программы
Запланированная работа по программе предъявляет повышенные требования к охране жизни и здоровья детей в связи с использованием электронагревательных приборов, открытого огня, огнеопасных клеев, большого количества колюще-режущих инструментов (ножи, пробойники, шило), швейного оборудования.
Занятия должны проводиться в светлом, просторном, хорошо проветриваемом помещении. Каждый ребенок должен быть обеспечен всеми необходимыми для работы материалами, инструментами, приспособлениями.
Образовательная комплексная программа «Лоскуток» при реализации требует следующее методическое, дидактическое и техническое оснащение:
о наличие программы на З года; о необходимая методическая литература и журналы для обучающихся и педагога; о методические разработки, памятки по проведению вводной, промежуточной и итоговой аттестаций; о разработанные лекции, беседы по отдельным темам; о наличие работ — образцов педагога и обучающихся; о наличие современных швейных машин, раскройного стола, раскройных ножниц, ниток, иголок, различных тканей и другой фурнитуры, а так же оснащенность по отдельным темам:
Кройка и шитье: Ножницы для раскроя, иглы, ручки, нитки, раздаточный материал.
Работа с тканью:
Элементы машиноведения: Швейные машины электрические. Утюги.
Конструирование и моделирование изделий: Швейные машины, электрический утюг, доска, ножницы, нитки, ткани, клеевой прокладочный материал. Бумага Для изготовления выкроек и эскизов, лекала для кроя, линейка обыкновенная, линейка закройщика, сантиметровая лента, раскройные столы, карандаши, мел, иглы, булавки, примерочная кабинка, подборка журналов, каталоги мод. Комплекты основ базовых лекал различных размеров на стандартную фигуру. Рукоделие.
Забавные поделки в быту: Швейные машины, электрический утюг, доска, ножницы, нитки, ткани, прокладочный материал, различная фурнитура.
35
12. Литература
Ермилова ВВ., Ермилова Д.Ю. «Моделирование и художественное оформление одежды». М.: «Мастерство», 2000г.
Егорова Т.И., Монастырская В.П. «Учись шить». М.: «Просвещение», 1987г.
З. Как шить красиво. М.: «Мир», 1990г.
Учебник «Технология» 5 класс (вариант для девочек), под редакцией Симоненко В.Д., Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 201 Ог
Учебник «Технология» 6 класс (вариант для девочек), под редакцией Симоненко В.Д., Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 201 Ог.
Учебник «Технология» 8 класс (вариант для девочек), под редакцией Симоненко В.Д., Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 201 Ог
Юдина Е.Н., Евтушенко Н.А.«Для тех, кто шьет», 1982г.
36