12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгения Игоревна Матвеенкова17

​​​​​​​


_










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

по учебному предмету «Биология»

основного общего образования

Базовый уровень


5-9 класс

на 2021-2022 учебный год









Составитель рабочей программы:

Матвеенкова Евгения Игоревна









Шахтерск

2022 год

СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

Обязательные формы контроля и критерии оценивания 5

Календарно-тематическое планирование по биологии 11

для 5 класса 11

Календарно-тематическое планирование по биологии 16

для 6класса 16

Календарно-тематическое планирование по биологии 21

для 7 класса 21

Календарно-тематическое планирование по биологии 28

для 8 класса 28

Календарно-тематическое планирование по биологии 39

для 9 класса 39

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 49


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учителя по учебному предмету «Биология» (базовый уровень, 5-9 класс) на 2022-2023 учебный год составлена на основе Рабочей программы МБОУ «Шахтёрская СШ №14» по учебному предмету «Биология, 5-9 классы» (уровень основного общего образования, базовый уровень) в соответствии с Примерной программой по учебному предмету «Биология». 5-9 классы.

Рабочая программа разработана с учётом требований:

Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 марта 2022 г. № 22-НП;

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования, утверждённой Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ от 18.07.2022 г. № 586).

Согласно Примерным учебным планам основного общего образования для общеобразовательных организаций ДНР программа курса рассчитана на:

5 класс- 34 часа ( 1 час в неделю)

6 класс – 34 часа (1 час в неделю);

7 класс – 34 час (1 час в неделю);

8класс – 68 часов (2 часа в неделю);

9 класс – 68 часов (2 часа в неделю),

учитывая Учебный план МБОУ «Шахтёрская СШ № 14» программа вычитывается за:

5 класс -34 часа;

6класс – 33 часа;

7 класс – 33 часов;

8 класс –67 часов;

9 класс – 65 часов,

за счет интенсификации.

Учителя биологии могут аргументированно вносить изменения в содержание данной программы, связанные с апробацией новых технологий и методик, внедрением новых форм учебной деятельности, организацией учебного процесса, а также в зависимости от интересов обучающихся, уровня их подготовки и возможностей материально-технической базы образовательной организации..

Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.

Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.

Практический компонент программы составляют лабораторные и практические работы. Лабораторные работы являются частью урока биологии и выполняются на этапе изучения нового материала. Цель лабораторных работ: освоение учащимися новых тематических понятий и формирование общеучебных и специальных умений. Целью практических работ является закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.

Материалы лабораторных и практических работ оформляются учащимися в специальной тетради. Все виды этих работ подлежат обязательному оцениванию в соответствии с установленными критериями у всех присутствующих на уроке учащихся.

Итоговая письменная контрольная работа проводится после изучения наиболее значительного блока тем или в конце учебной четверти/семестра. Рекомендуем на итоговую контрольную работу отводить урок целиком, предварительно ознакомив учащихся с перечнем тем или вопросов, выносимых на итоговый контроль.

Для итоговых контрольных работ обязательно наличие специальной тетради для контрольных работ. Оценка за итоговую контрольную работу заносится в классный журнал, оценка за текущую письменную работу выставляется на усмотрение учителя.

Количество лабораторных, практических и контрольных работ



1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

5 класс

Контрольные работы

1

1

1

1

Лабораторные работы

1

2-

1

1

Практические работы

-

-

-

-

6 класс

Контрольные работы

1

1

1

1

Лабораторные работы

1

1

2

2

Практические работы

-

-

-

1

7 класс

Контрольные работы

1

1

1

1

Лабораторные работы

1

3

-

2

Практические работы

-

-

2

-

8 класс

Контрольные работы

1

1

1

1

Лабораторные работы

2

3

2

2

Практические работы

-

-

-

-

9 класс

Контрольные работы

1

1

1

1

Лабораторные работы

5

1

3

2

Практические работы

1

1

-

-





Обязательные формы контроля и критерии оценивания



При оценивании результатов деятельности обучающихся по предмету «Биология» рекомендуется использовать следующие документы:

Закон Донецкой Народной Республики "Об образовании";

Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МОН ДНР от 30.03.2022 № 22-НП),

Государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ МОН ДНР от 07.08.2020 № 121-НП, с изменениями, внесенными приказом МОН ДНР от 23.06.2021 №80-НП),

Примерную основную образовательную программу основного общего образования (приказ МОН ДНР от 18.07.2022 № 586),

Примерную основную образовательную программу среднего общего образования (приказ МОН ДНР от 13.08.2021 № 682).



В современной педагогической деятельности под проверкой и оценкой знаний обучающихся следует понимать выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности обучающихся с требованиями программы. В практике работы школы используются отметки и оценки.

Оценка – это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении, выражается в вербальной форме. Оценка – словесное выражение.

Отметка – это цифровое выражение знаний обучающихся, фиксирующее уровень их обученности. Отметка – количественная мера.

Основными видами оценки и контроля являются на уроках биологии:

Текущий контроль в форме устного опроса, в форме письменных проверочных работ, фронтальных бесед. Текущая письменная работа имеет целью первичное выявление уровня усвоения изучаемого материала, т.е. носит пропедевтический характер, что в перспективе даёт возможность провести коррекцию как учителю, так и учащемуся. Необходимость, периодичность и форма текущего контроля в виде письменной работы определяется на усмотрение учителя в зависимости от сложности темы урока и особенностей обучающихся каждого класса.

Текущий контроль в форме обязательного оценивания лабораторных и практических работ. Количество практических и лабораторных работ по классам обучения следующее:


Класс

Лабораторные работы

Практические работы

5

7 (5)

0

6

4 (6)

4 (0)

7

7 (6)

0 (2)

8

6 (7)

2 (1)

9

3 (11)

1 (2)


Если обучающийся отсутствовал на уроке в день проведения практической или лабораторной работы, то отработка её является не допустимой.


Периодический (этапный, рубежный) контроль в виде контрольных работ. Письменная контрольная работа проводится после изучения наиболее значительного блока тем или в конце учебной четверти/семестра. Количество контрольных работ по классам обучения следующее:

в каждом классе основного общего образования (5-9 класс) проводится 4 контрольные работы (по одной работе в учебной четверти);

в классах среднего общего образования на базовом уровне 10-11 класс проводятся 2 контрольных работы в учебном году (по одной в каждом академическом полугодии);

при изучении биологии на углублённом уровне необходимо проводить 4 контрольные работы в год (по одной работе в учебной четверти).


Общие критерии и нормы оценочной деятельности по биологии.

Отметка «5» ставится в случае:

Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «4» ставится в случае:

Знание всего изученного программного материала. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий) ставится в случае:

Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «2» ставится в случае:

Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «1» ставится в случае:

Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, отсутствие ответов на стандартные вопросы. Наличие большого количества грубых ошибок при воспроизведении изученного материала, несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ или отсутствие работы как таковой.


Критерии и нормы оценочной деятельности по биологии за устный ответ.

Отметка «5» ставится, если обучающийся:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Отметка «4» ставится, если обучающийся:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Отметка «3» ставится, если обучающийся:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки; допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Отметка «2» ставится, если обучающийся:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений; не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Отметка «1» ставится, если обучающийся:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений; не знает и не понимает программный материал в пределах поставленных вопросов; отсутствие знаний и умений по решению конкретных вопросов и задач по образцу; при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание. По окончанию устного ответа обучающегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется оценка. Возможно привлечение других обучающихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.


Критерии выполнения лабораторных и практических работ по биологии.

Отметка «5» ставится, если обучающийся: правильно определил цель работы; выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы; проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы); работу осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка «4» ставится, если обучающийся: выполнил требования к отметке «5», но: работу проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности результатов; было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета, работа проведен не полностью; в описании допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка «3» ставится, если обучающийся: правильно определил цель работы; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» ставится, если обучающийся: не определил самостоятельно цель работы; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»; допускает две (и более) грубые ошибки в ходе работы, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1» ставится, если обучающийся: работу не выполнял и не оформлял.

Примечание. В тех случаях, когда обучающийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.


Критерии оценочной деятельности письменных проверочных и контрольных работ.

Отметка «5» ставится, если обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; не более двух-трех негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трех недочетов; при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если обучающийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»; или если правильно выполнил менее половины работы.

Отметка «1» ставится, если обучающийся не приступал к выполнению работы или выполнил менее 75% работы.

Примечание. Учитель имеет право поставить обучающемуся оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если обучающимся оригинально выполнена работа. Оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Письменные проверочные и контрольные работы могут быть в форме тестовых заданий. Количество таких заданий и их дифференцированный характер учитель определяет на своё усмотрение.


Критерии оценки письменных и контрольных работ в форме разноуровневых тестовых заданий.

Отметка «5» ставится, если обучающийся: верно выполнил 90-100% заданий теста

Отметка «4» ставится, если обучающийся: верно выполнил 89-75% заданий теста

Отметка «3» ставится, если обучающийся: верно выполнил 74-50% заданий теста

Отметка «2» ставится, если обучающийся: верно выполнил менее 50% заданий теста

Отметка «1» ставится, если обучающийся: верно выполнил менее 75% заданий теста


Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом обучающихся.


Грубыми считаются ошибки:

незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;

неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;

неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;

неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;

неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;

неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;

нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.


К негрубым относятся ошибки:

неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-3 из этих признаков второстепенными;

ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;

ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;

нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

нерациональные методы работы со справочной литературой;

неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.


Недочётам и являются:

нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;

арифметические ошибки в вычислениях;

небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;

орфографические и пунктуационные ошибки.




Календарно-тематическое планирование по биологии для 5 класса

(34 часа; 1 час в неделю)


п/п

Номер урока в теме

Наименование раздела, тем уроков

Количество часов на изучение темы

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

1 четверть

Тема 1. Биология наука о живой природе (4 часа)

1.

1

Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии.

Свойства живых организмов (обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость) их проявление у живых организмов.

1

06.09



2

2

Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.) Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа – единое целое

1

13.09



3.

3.

Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.).

Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. Связь биологии с другими науками (математика, география, и др.). Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека

1

20.09



4.

4.

Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека

1

27.09



Тема 2. Методы изучения живой природы (6 часов)

5.

1

Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация.

1

04.10



6.

2

Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами.

Лабораторная работа №1. Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними.

1

11.10



7.

3

Контрольная работа №1.

1

18.10



8.

4

Анализ контрольной работы.

Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения (инструменты измерения). Метод классификации организмов, применение двойных названий организмов

1

25.10



II четверть

9.

5.

Лабораторная работа №2. Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа

1

08.11



10.

6.

Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии

Видеоэкскурсия. Овладение методами изучения живой природы – наблюдением и экспериментом

1

15.11



Тема 3. Организмы тела живой природы (7 часов)

11.

1.

Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы. Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Цитология наука о клетке.

1

22.11



12.

2.

Клетка — наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов

Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро

1

29.11



13.

3.

Лабораторная работа №3. Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно приготовленного микропрепарата).

1

06.12



14.

4.

Контрольная работа №2.

1

13.12



15.

5.

Анализ контрольной работы.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов. Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений,животных, бактерий и грибов

1

20.12



16.

6.

Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. Организм — единое цело

1

27.12



III четверть

17.

7.

Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), классы, отряды (порядки), семейства, роды, виды. Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и для человека

1

10.01



Тема 4. Организмы и среда обитания (5 часов)

18.

1.

Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания.

1

17.01



19.

2.

Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов.

1

24.01



20.

3.

Приспособления организмов к среде обитания.

Лабораторная работа №4 Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

1

31.01



21.

4.

Контрольная работа №3

1

07.02



22.

5.

Анализ контрольной работы.

Сезонные изменения в жизни организмов.

Видеоэкскурсия. Растительный и животный мир родного края (краеведение).

1

14.02



Тема 5. Природные сообщества ( 7 часов)

23.

1.

Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах.

1

21.02



24.

2.

Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания.

1

28.02



25.

3.

Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.).

1

07.03



26.

4.

Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни человека

1

14.03



IV четверть

27.

5.

Лабораторная работа №5: Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.)

1

28.03



28.

6.

Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон.

Ландшафты: природные и культурные.

1

04.04



29.

7.

Контрольная работа № 4

1

11.04



Тема 6. Живая природа и человек (4 часа)+1 час резерв

30.

1.

Анализ контрольной работы.

Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности населения.

1

18.04



31.

2.

Влияние человека на живую природу с ходом истории.

Глобальные экологические проблемы

Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение

1

25.04



32.

3.

Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы

1

02.05



33.

4.

Красная книга. Осознание жизни как великой ценности

1

16.05



34.


Итоговый урок

1

23.05







Календарно-тематическое планирование по биологии для 6класса

(33 часа; 1 час в неделю)


п/п

Номер урока в теме

Наименование раздела, тем уроков

Количество часов на изучение темы

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

1 четверть

Тема 1. Растительный организм (6 часов)

1.

1

Ботаника – наука о растениях. Разделы ботаники. Связь ботаники с другими науками и техникой. Общие признаки растений

1

05.09



2.

2

Растительная клетка. Изучение растительной клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, ядро, цитоплазма (пластиды, митохондрии, вакуоли с клеточным соком).

1

12.09



3.

3.

Растительные ткани. Функции растительных тканей.

1

19.09



4.

4.

Органы и системы органов растений. Строение органов растительного организма, их роль и связь между собой

1

26.09



5.

5.

Уровни организации растительного организма. Высшие и низшие растения. Споровые и семенные растения.

Видеоэкскурсия. Ознакомление в природе с цветковыми растениями.

1

03.10



6.

6.

Контрольная работа № 1

1

10.10



Тема 2. Строение и жизнедеятельность растительного организма (27 ч)

Тема 2.1. Питание растений (8 ч)

7.

1

Анализ контрольной работы.

Корень – орган почвенного (минерального) питания. Корни и корневые системы. Виды корней и типы корневых систем.

Лабораторная работа № 1. Изучение строения корневых систем на примере гербарных экземпляров или живых растений

1

17.10




8.

2

Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Корневой чехлик. Зоны корня. Корневые волоски. Рост корня. Поглощение корнями воды и минеральных веществ, необходимых растению (корневое давление, осмос).

1

24.10



II четверть

9.

3.

Видоизменение корней. Почва, её плодородие. Значение обработки почвы (окучивание), внесения удобрений, прореживание проростков, полива для жизни культурных растений. Гидропоника

1

07.10



10.

4.

Побег и почки. Листорасположение и листовая мозаика

1

14.10



11.

5.

Строение и функции листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев. Лабораторная работа № 2 Ознакомление с внешним строением листьев и листорасположением (на комнатных растениях).

1

21.11



12.

6.

Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями (кожица и устьица, основная ткань листа, проводящие пучки).

1

28.11



13.

7.

Лист – орган воздушного питания. Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и в жизни человека

1

05.12



14.

8.

Контрольная работа № 2

1

12.12



Тема 2.2. Дыхание растения (2 часа)

15.

1.

Анализ контрольной работы.

Дыхание корня. Лист как орган дыхания (устьичный аппарат).

1

22.11



16.

2.

Стебель как орган дыхания (наличие устьиц в кожице, чечевичек). Сущность дыхания растений. Взаимосвязь дыхания растения с фотосинтезом

1

29.11



III четверть

Тема 2.3. Транспорт веществ в растении (5 часов)

17.

1.

Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины и др.) растения. Стебель – ось побега. Связь клеточного строения стебля с его функциями. Рост стебля в длину.

1

09.01



18.

2.

Клеточное строение стебля травянистого растения: кожица, проводящие пучки, основная ткань (паренхима). Клеточное строение стебля древесного растения: кора (пробка, луб), камбий, древесина и сердцевина. Рост стебля в толщину.

1

16.01



19.

3.

Проводящие ткани корня. Транспорт воды и минеральных веществ в растении (сосуды древесины) – восходящий ток. Испарение воды через стебель и листья (транспирация). Регуляция испарения воды в растении. Влияние внешних условий на испарение воды.

1

23.01



20.

4.

Транспорт органических веществ в растении (ситовидные трубки луба) – нисходящий ток. Перераспределение и запасание веществ в растении.

1

30.01



21.

5.

Видоизменённые побеги: корневище, клубень, луковица, их строение; биологическое и хозяйственное значение.

Лабораторная работа № 3 Исследование строения корневища, клубня, луковицы.

1

06.02



Тема 2.4. Рост растения (4 часа)

22.

1.

Образовательные ткани. Конус нарастания побега. Рост кончика корня. Верхушечный и вставочный рост.

1

13.02



23.

2.

Рост корня и стебля в толщину, камбий. Образование годичных колец у древесных растений.

Лабораторная работа № 4. Определение возраста дерева по спилу.

1

20.02



24.

3.

Контрольная работа № 3

1

27.02



25.

4.

Анализ контрольной работы.

Влияние фитогормонов на рост растения. Ростовые движения растений. Развитие побега из почки. Ветвление побегов. Управление ростом растения. Формирование кроны. Применение знаний о росте растения в сельском хозяйстве. Развитие боковых побегов

1

06.03



Тема 2.5. Размножение растения (7 ч)

26.

1.

Вегетативное размножение цветковых растений в природе. Вегетативное размножение культурных растений. Клоны. Сохранение признаков материнского растения. Хозяйственное значение вегетативного размножения.

1

13.03



IV четверть

27.

2.

Практическая работа № 1. Овладение приёмами вегетативного размножения растений (черенкование побегов, черенкование листьев и др.) на примере комнатных растений (традесканция, сенполия, бегония, сансевьера и др.).

1

27.03



28.

3.

Семенное (генеративное) размножение растений. Цветки и соцветия.

Лабораторная работа № 5 Изучение строения цветков. Ознакомление с типами, типами соцветий.

1

03.04



29.

4.

Опыление. Перекрёстное опыление (ветром, животными, водой) и самоопыление. Двойное оплодотворение. Наследование признаков обоих растений.

1

10.04



30.

5.

Образование плодов и семян. Типы плодов. Распространение плодов и семян в природе.

1

24.04



31.

6.

Состав и строение семян. Условия прорастания семян. Подготовка семян к посеву. Развитие проростков

Лабораторная работа № 6. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений

1

08.05



32.

7.

Контрольная работа № 4

1

15.05



Тема 2.6. Развитие растения (1 час)

33.


Анализ контрольной работы.

Развитие цветкового растения. Периоды его развития. Цикл развития цветкового растения. Влияние факторов внешней среды на развитие цветковых растений. Жизненные формы цветковых растений

1

22.05







Календарно-тематическое планирование по биологии для 7 класса

(33 часа; 1 час в неделю)


п/п

Номер урока в теме

Наименование раздела, тем уроков

Количество часов на изучение темы

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

1 четверть

Тема 1. Систематические группы растений (22 часа)

Тема 1.1 Классификация растений (2 часа).

1.

1

Вид как основная систематическая категория. Система растительного мира. Низшие, высшие споровые, высшие семенные растения

1

05.09



2.

2

Основные таксоны (категории) систематики растений (царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид). История развития систематики, описание видов, открытие новых видов. Роль систематики в биологии

1

12.09



Тема 1.2. Низшие растения. Водоросли (3 часа).

3.

1.

Общая характеристика водорослей. Одноклеточные и многоклеточные зелёные водоросли.

1

19.09



4.

2.

Строение и жизнедеятельность зелёных водорослей. Размножение зелёных водорослей (бесполое и половое).

1

26.09



5.

3.

Бурые и красные водоросли, их строение и жизнедеятельность. Значение водорослей в природе и жизни человека

1

03.10



Тема 1.3. Высшие споровые растения. Моховидные (Мхи) (3 часа)

6.

1

Характеристика мхов. Строение зелёных и сфагновых мхов. Приспособленность мхов к жизни на сильно увлажнённых почвах

Лабораторная работа № 1. Изучение внешнего строения мхов (на местных видах).

1

10.10



7.

2.

Контрольная работа № 1.

1

17.10



8.

3.

Анализ контрольной работы.

Цикл развития на примере зелёного мха кукушкин лён. Роль мхов в заболачивании почв и торфообразовании

Использование торфа и продуктов его переработки в хозяйственной деятельности человека.

1

24.10



II четверть

Тема 1.4. Плауновидные (Плауны). Хвощевидные (Хвощи), Папоротниковидные (Папоротники) (4 часа).

9.

1.

Общая характеристика. Усложнение строения папоротникообразных растений по сравнению с мхами.

Лабораторная работа №2. Изучение внешнего строения папоротника или хвоща

1

07.11



10.

2

Особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников. Размножение папоротникообразных

1

14.11



11.

3.

Цикл развития папоротника. Роль древних папоротникообразных в образовании каменного угля. Значение папоротникообразных в природе и жизни человека.

1

21.11



12.

4.

Контрольная работа №2

1

28.11



Тема 1.5. Высшие семенные растения. Голосеменные (2 часа)

13.

1.

Анализ контрольной работы.

Общая характеристика. Хвойные растения, их разнообразие. Строение и жизнедеятельность хвойных.

Лабораторная работа № 3. Изучение внешнего строения веток, хвои, шишек и семян голосеменных растений (на примере ели, сосны или лиственницы).

1

05.12



14.

2.

Размножение хвойных, цикл развития на примере сосны. Значение хвойных растений в природе и жизни человека

1

12.12



Тема 1.6. Покрытосеменные (цветковые) растения (2 часа)

15.

1.

Общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группы растений, их господство на Земле.

Лабораторная работа № 4. Изучение внешнего строения покрытосеменных растений

1

19.12



16.

2.

.Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс Однодольные. Признаки классов. Цикл развития покрытосеменного растений.

1

26.12



III четверть

Тема 1.7. Семейства покрытосеменных (цветковых) растений (6 часов)

17.

1.

Характерные признаки семейств класса Двудольные (Крестоцветные, или Капустные, Розоцветные, или Розовые, Мотыльковые, или Бобовые) и класса Однодольные (Лилейные, Злаки, или Мятликовые)

1

09.01



18.

2.

Характерные признаки семейств класса Двудольные (Крестоцветные, или Капустные, Розоцветные, или Розовые, Мотыльковые, или Бобовые) и класса Однодольные (Лилейные, Злаки, или Мятликовые)

1

16.01



19.

3.

Практическая работа №1. Изучение признаков представителей семейств: Крестоцветные (Капустные), Розоцветные (Розовые), Мотыльковые (Бобовые), Лилейные, Злаки (Мятликовые) на гербарных и натуральных образцах.

1

23.01



20.

4.

Многообразие растений. Дикорастущие представители семейств. Культурные представители семейств, их использование человеком.

1

30.01



21.

5.

Практическая работа №2. Определение видов растений (на примере трёх семейств) с использованием определителей растений или определительных карточек.

1

06.02



22.

6.

Контрольная работа №3.

1

13.02



Тема 2. Развитие растительного мира на Земле (2 часа)

23.

1.

Анализ контрольной работы.

Эволюционное развитие растительного мира на Земле. Сохранение в земной коре растительных остатков, их изучение. «Живые ископаемые» растительного царства. Жизнь растений в воде. Первые наземные растения. Освоение растениями суши. Этапы развития наземных растений основных систематических групп

1

20.02



24.

2.

Вымершие растения.

Видеоэкскурсия. Развитие растительного мира на Земле (экскурсия в палеонтологический или краеведческий музей).

1

27.02



Тема 3. Растения в природных сообществах (2 часа)

25.

1.

Растения и среда обитания. Экологические факторы. Растения и условия неживой природы: свет, температура, влага, атмосферный воздух. Растения и условия живой природы: прямое и косвенное воздействие организмов на растения. Приспособленность растений к среде обитания. Взаимосвязи растений между собой и с другими организмами

1

06.03



26.

2.

Растительные сообщества. Видовой состав растительных сообществ, преобладающие в них растения. Распределение видов в растительных сообществах. Сезонные изменения в жизни растительного сообщества. Смена растительных сообществ. Растительность (растительный покров) природных зон Земли. Флора

1

13.03



IV четверть

Тема 4. Растения и человек (4 часа)

27.

1.

Культурные растения и их происхождение. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Земледелие.

Культурные растения сельскохозяйственных угодий: овощные, плодово-ягодные, полевые

1

27.03



28.

2.

Растения города, особенность городской флоры.

Парки, лесопарки, скверы, ботанические сады. Декоративное цветоводство. Комнатные растения, комнатное цветоводство. Последствия деятельности человека в экосистемах.

1

03.04



29.

3.

Охрана растительного мира. Восстановление численности редких видов растений: особо охраняемые природные территории (ООПТ).

Красная книга. Меры сохранения растительного мира

1

10.04



30.

4.

.Контрольная работа №4.

1

24.04



Тема 5. Грибы. Лишайники. Бактерии (3 часа)

31.

1.

Анализ контрольной работы.

Грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы, их строение, питание, рост, размножение. Съедобные и ядовитые грибы. Меры профилактики заболеваний, связанных с грибами. Значение шляпочных грибов в природных сообществах и жизни человека. Промышленное выращивание шляпочных грибов (шампиньоны).

1

08.05



32.

2.

Плесневые грибы. Дрожжевые грибы. Значение плесневых и дрожжевых грибов в природе и жизни человека (пищевая и фармацевтическая промышленность и др.).

Паразитические грибы. Разнообразие и значение паразитических грибов (головня, спорынья, фитофтора, трутовик и др.). Борьба с заболеваниями, вызываемыми паразитическими грибами

1

15.05



33.

3.

Лишайники – комплексные организмы. Строение лишайников. Питание, рост и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека.



Бактерии – доядерные организмы. Общая характеристика бактерий. Бактериальная клетка. Размножение бактерий. Распространение бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природных сообществах. Болезнетворные бактерии и меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Бактерии на службе у человека (в сельском хозяйстве, промышленности).

1

22.05







Календарно-тематическое планирование по биологии для 8 класса

(67 часов; 2 часа в неделю)


п/п

Номер урока в теме

Наименование раздела, тем уроков

Количество часов на изучение темы

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

1 четверть

Тема 1. Животный организм (4 часа).

1.

1

Зоология – наука о животных. Разделы зоологии. Связь зоологии с другими науками и техникой

1

02.09



2.

2

Общие признаки животных. Отличия животных от растений. Многообразие животного мира. Одноклеточные и многоклеточные животные. Форма тела животного, симметрия, размеры тела и др.

1

06.09



3.

3.

Животная клетка. Открытие животной клетки (А. Левенгук). Строение животной клетки: клеточная мембрана, органоиды передвижения, ядро с ядрышком, цитоплазма (митохондрии, пищеварительные и сократительные вакуоли, лизосомы, клеточный центр). Процессы, происходящие в клетке. Деление клетки.

1

09.09



4.

4.

Ткани животных, их разнообразие. Органы и системы органов животных. Организм – единое целое.

1

13.09



Тема 2. Строение и жизнедеятельность организма животного (12 часов)

Тема 2.1. Опора и движение животных (1 час).

5.

1.

Особенности гидростатического, наружного и внутреннего скелета у животных. Передвижение у одноклеточных (амёбовидное, жгутиковое). Мышечные движения у многоклеточных: полёт насекомых, птиц, плавание рыб, движение по суше позвоночных животных (ползание, бег, ходьба и др.). Рычажные конечности

1

16.09



Тема 2.2. Питание и пищеварение животных ( 2часа)

6.

1

Питание и пищеварение у животных. Значение питания. Питание и пищеварение у простейших. Внутриполостное и внутриклеточное пищеварение, замкнутая и сквозная пищеварительная система у беспозвоночных. Пищеварительный тракт у позвоночных, пищеварительные железы

1

20.09



7.

2.

Ферменты. Особенности пищеварительной системы у представителей отрядов млекопитающих.

Лабораторная работа №1. «Изучение способов поглощения пищи у животных».

1

23.09



Тема 2.3. Дыхание животных (1 час)

8.

1.

Дыхание животных. Значение дыхания. Газообмен через всю поверхность клетки. Жаберное дыхание. Наружные (раки) и внутренние (рыбы) жабры. Кожное, трахейное, лёгочное дыхание у обитателей суши. Особенности кожного дыхания. Роль воздушных мешков у птиц

1

27.09



Тема 2.4. Транспорт веществ у животных (2 часа)

9.

1.

Транспорт веществ у животных. Роль транспорта веществ в организме животных. Замкнутая и незамкнутая кровеносные системы у беспозвоночных. Сердце, кровеносные сосуды. Спинной и брюшной сосуды, капилляры, «ложные сердца» у дождевого червя. Особенности строения незамкнутой кровеносной системы у моллюсков и насекомых.

1

30.09



10.

2.

Круги кровообращения и особенности строения сердец у позвоночных, усложнение системы кровообращения.

1

04.10



Тема 2.5. Выделение у животных (1час)

11.

1.

Выделение у животных. Значение выделения конечных продуктов обмена веществ. Сократительные вакуоли у простейших. Звёздчатые клетки и канальцы у плоских червей, выделительные трубочки и воронки у кольчатых червей. Мальпигиевы сосуды у насекомых. Почки (туловищные и тазовые), мочеточники, мочевой пузырь у позвоночных животных. Особенности выделения у птиц, связанные с полётом

1

07.10



Тема 2.6. Покровы тела у животных (1 час)

12.

1.

Покровы тела у животных . Покровы у беспозвоночных. Усложнения строения кожи у позвоночных. Кожа как орган выделения. Роль кожи в теплоотдаче. Производные кожи. Средства пассивной и активной защиты у животных.

1

11.10



Тема 2.7. Координация и регуляция жизнедеятельности у животных ( 2часа)+1час резерва

13.

1.

Координация и регуляция жизнедеятельности у животных. Раздражимость у одноклеточных животных. Таксисы (фототаксис, трофотаксис, хемотаксис и др.). Нервная регуляция. Нервная система, её значение. Нервная система у беспозвоночных: сетчатая (диффузная), стволовая, узловая Нервная система у позвоночных (трубчатая): головной и спинной мозг, нервы. Усложнение головного мозга от рыб до млекопитающих. Появление больших полушарий, коры, борозд и извилин

1

14.10



14.

2.

Гуморальная регуляция. Влияние гормонов на животных. Половые гормоны. Половой диморфизм. Органы чувств, их значение. Рецепторы. Простые и сложные (фасеточные глаза) у насекомых. Органы зрения и слуха у позвоночных, их усложнение. Органы обоняния, вкуса и осязания у беспозвоночных и позвоночных животных. Орган боковой линии у рыб.

1

18.10



15.

3.

Контрольная работа № 1

1

21.10



Тема 2.8. Поведение животных (1 час)

16.

1.

Анализ контрольной работы.

Поведение животных. Врождённое и приобретённое поведение (инстинкт и научение). Научение: условные рефлексы, импринтинг (запечатление), инсайт (постижение). Поведение: пищевое, оборонительное, территориальное, брачное, исследовательское. Стимулы поведения

Лабораторная работа №2 «Формирование условных рефлексов у аквариумных рыб»

1

25.10



Тема 2.9. Размножение и развитие животных ( 1 час)

17.

1.

Размножение и развитие животных. Бесполое размножение: деление клетки одноклеточного организма на две, почкование, фрагментация. Половое размножение. Преимущество полового размножения. Половые железы. Яичники и семенники. Половые клетки (гаметы). Оплодотворение. Зигота. Партеногенез. Зародышевое развитие. Строение яйца птицы. Внутриутробное развитие млекопитающих. Зародышевые оболочки. Плацента (детское место).Пупочный канатик (пуповина). Постэмбриональное развитие: прямое, непрямое. Метаморфоз

1

28.10



II четверть

Тема 3. Систематические группы животных(40 часов).

Тема 3.1. Основные категории систематики животных (1 час)

18.

1.

Вид как основная систематическая категория животных. Классификация животных. Система животного мира. Систематические категории животных (царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид), их соподчинение.

Бинарная номенклатура. Отражение современных знаний о происхождении и родстве животных в классификации животных

1

08.11



Тема 3.2. Одноклеточные животные - простейшие (2часа)

19.

1.

Строение и жизнедеятельность простейших. Местообитание и образ жизни. Образование цисты при неблагоприятных условиях среды. Многообразие простейших. Значение простейших в природе и жизни человека (образование осадочных пород, возбудители заболеваний, симбиотические виды).

Лабораторная работа №3. Многообразие простейших (на готовых препаратах).

1

11.11



20.

2.

Пути заражения человека и меры профилактики, вызываемые одноклеточными животными (малярийный плазмодий)

1

15.11



Тема 3.3. Многоклеточные животные. Кишечнополостные (2часа)

21.

1.

Кишечнополостные. Общая характеристика. Местообитания. Черты строения и жизнедеятельности. Эктодерма и энтодерма. Внутриполостное и клеточное переваривание пищи. Регенерация. Рефлекс. Бесполое размножение (почкование). Половое размножение. Гермафродитизм. Раздельнополые кишечнополостные

1

18.11



22.

2.

Многообразие кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Коралловые полипы и их роль в рифообразовании

1

22.11



Тема 3.4. Плоские, круглые, кольчатые черви (4часа)

23.

1.

Плоские, круглые, кольчатые черви. Общая характеристика. Черты строения и жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей. Многообразие червей

1

25.11



24.

2

.Лабораторная работа №4. Исследование внешнего и внутреннего строения дождевого червя (на готовом влажном препарате и микропрепарате)»

1

29.11



25.

3.

Паразитические плоские и круглые черви. Циклы развития печёночного сосальщика, бычьего цепня, человеческой аскариды.

1

02.12



26.

4.

Черви, их приспособления к паразитизму, вред, наносимый человеку, сельскохозяйственным растениям и животным. Меры по предупреждению заражения паразитическими червями. Роль червей как почвообразователей

1

06.12



Тема 3.5. Членистоногие ( 5 часов)+1 час резерв= 6 часов

27.

1.

Членистоногие. Общая характеристика. Среды жизни. Внешнее и внутреннее строение членистоногих. Многообразие членистоногих. Представители классов

1

09.12



28.

2.

Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности. Значение ракообразных в природе и жизни человека

1

13.12



29.

3

Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности в связи с жизнью на суше. Клещи — вредители культурных растений и меры борьбы с ними. Паразитические клещи — возбудители и переносчики опасных болезней. Меры защиты от клещей. Роль клещей в почвообразовании

1

16.12



30.

4.

Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности. Размножение насекомых и типы развития. Отряды насекомых. Прямокрылые, Равнокрылые, Полужесткокрылые, Чешуекрылые, Жесткокрылые, Перепончатокрылые, Двукрылые и др

Лабораторная работа № 5. Исследование внешнего строения насекомого (на примере майского жука или других крупных насекомых – вредителей)

1

20.12



31.

5.

Контрольная работа № 2

1

23.12



32.

6.

Анализ контрольной работы.

Насекомые — переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Насекомые - вредители сада, огорода, поля, леса. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Поведение насекомых, инстинкты. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Значение насекомых в природе и жизни человека

1

27.12



III четверть

Тема 3.6. Моллюски (2 часа)

33.

1.

Моллюски. Общая характеристика. Местообитание моллюсков. Строение и процессы жизнедеятельности, характерные для брюхоногих, двустворчатых, головоногих моллюсков. Черты приспособленности моллюсков к среде обитания. Размножение моллюсков.

1

10.01



34.

2.

Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в природе и жизни человек

1

13.01



Тема 3.7. Хордовые (1 час)

35.

1.

Хордовые. Общая характеристика. Зародышевое развитие хордовых.

Систематические группы хордовых. Подтип Бесчерепные (ланцетник). Подтип Черепные, или Позвоночные

1

17.01



Тема 3.8. Рыбы (4часа)

36.

1.

Общая характеристика. Местообитание и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности

1

20.01



37.

2.

Приспособленность рыб к условиям обитания. Отличие Хрящевых и Костных рыб

1

24.01



38.

3.

Лабораторная работа № 6. «Исследование внутреннего и внешнего строения, и особенностей передвижения рыбы»

1

27.01



39.

4.

Размножение, развитие и миграция рыб в природе. Многообразие рыб, основные систематические группы рыб.

Значение рыб в природе и жизни человека. Хозяйственное значение рыб

1

31.01



Тема 3.9. Земноводные ( 3часа)

40.

1.

Общая характеристика. Местообитание земноводных. Особенности внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности, связанных с выходом земноводных на сушу.

1

03.02



41.

2.

Приспособленность земноводных к жизни в воде и на суше. Размножение и развитие земноводных.

1

07.02



42.

3.

Многообразие земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.

1

10.02



Тема 3.10. Пресмыкающиеся (4 часа)

43.

1.

Общая характеристика. Местообитание пресмыкающихся. Особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся

1

14.02



44.

2.

Процессы жизнедеятельности.

Приспособленность пресмыкающихся к жизни на Суше

1

17.02



45.

3.

Размножение и развитие пресмыкающихся. Регенерация. Многообразие пресмыкающихся и их охрана

1

21.02



46.

4.

Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека

1

24.02



Тема 3.11. Птицы (5 часов)

47.

1.

Общая характеристика.

Особенности внешнего строения птиц.

Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности птиц

1

28.02



48.

2.

Лабораторная работа № 7. Исследование особенностей скелета птицы.

1

03.03



49.

3.

Приспособления птиц к полёту. Поведение Размножение и развитие птиц. Забота о потомстве. Сезонные явления в жизни птиц. Миграции птиц, их изучение

1

07.03



50.

4.

Многообразие птиц. Экологические группы птиц. Приспособленность птиц к различным условиям среды. Значение птиц в природе и жизни человека

1

10.03



51.

5.

Контрольная работа № 3

1

14.03



Тема 3.12. Млекопитающие (7 часов)

52

1.

Анализ контрольной работы.

Общая характеристика. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры, внутреннего строения.

Процессы жизнедеятельности

1

17.03



IV четверть

53.

2.

Лабораторная работа № 8. «Исследование особенностей скелета млекопитающих»

1

28.03



54.

3.

Лабораторная работа № 9. Исследование особенностей зубной системы млекопитающих

1

31.03



55.

4.

Усложнение нервной системы. Поведение млекопитающих



Размножение и развитие. Забота о потомстве.

1

04.04



56.

5.

Первозвери. Однопроходные (яйцекладущие) и Сумчатые (низшие звери). Плацентарные млекопитающие.

1

07.04



57.

6

Многообразие млекопитающих. Насекомоядные и Рукокрылые. Грызуны, Зайцеобразные. Хищные. Ластоногие и Китообразные. Парнокопытные и Непарнокопытные. Приматы. Семейства отряда Хищные: Собачьи, Кошачьи, Куньи, Медвежьи.

1

11.04



58.

7

Значение млекопитающих в природе и жизни человека. Млекопитающие — переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами.

Многообразие млекопитающих родного края

1

14.04



Тема 3.13. Развитие животного мира на Земле (4 ч)

59.

1.

Эволюционное развитие животного мира на Земле. Усложнение животных в процессе эволюции. Доказательства эволюционного развития животного мира

1

18.04



60.

2.

Палеонтология. Ископаемые остатки животных, их изучение. Методы изучения ископаемых остатков. Реставрация древних животных. «Живые ископаемые» животного мира.

1

21.04



61.

3.

Жизнь животных в воде. Одноклеточные животные. Происхождение многоклеточных животных. Основные этапы эволюции беспозвоночных Основные этапы эволюции позвоночных животных.

Вымершие животные.

1

25.04



62.

4

Контрольная работа № 4

1

28.04



Тема 3.14. Животные в природных сообществах ( 2 часа)

63.

1.

Анализ контрольной работы.

Животные и среда обитания. Влияние света, температуры и влажности на животных. Приспособленность животных к условиям среды обитания

1

02.05



64.

2.

Популяции животных, их характеристики. Одиночный и групповой образ жизни. Взаимосвязи животных между собой и с другими организмами.

Пищевые связи в природном



сообществе. Пищевые уровни, экологическая пирамида. Экосистема

Животный мир природных зон Земли. Основные закономерности распределения животных на планете. Фауна

1

12.05



Тема 3.15. Животные и человек ( 3 часа)

65.

1.

Воздействие человека на животных в природе: прямое и косвенное. Промысловые животные (рыболовство, охота). Ведение промысла животных на основе научного подхода.

1

16.05



66.

2

Одомашнивание животных. Селекция, породы, искусственный отбор, дикие предки домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Животные сельскохозяйственных угодий. Методы борьбы с животными- вредителями

1

19.05



67.

3

Город как особая искусственная среда, созданная человеком. Синантропные виды животных. Условия их обитания. Беспозвоночные и позвоночные животные города. Адаптации животных к новым условиям. Рекреационный пресс на животных диких видов в условиях города. Безнадзорные домашние животные. Питомники

Восстановление численности редких видов животных: особо охраняемые природные территории (ООПТ). Красная книга. Меры сохранения животного мира

1

23.05





Календарно-тематическое планирование по биологии для 9 класса

(65 часов; 2 часа в неделю)


п/п

Номер урока в теме

Наименование раздела, тем уроков

Количество часов на изучение темы

Дата проведения

Примечание





по плану

по факту





1 четверть





Тема 1. Человек – биосоциальный вид (1 час)





1.

1.

Науки о человеке (анатомия, физиология, психология, антропология, гигиена, санитария, экология человека). Методы изучения организма человека. Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Особенности человека как биосоциального существа. Место человека в системе органического мира. Человек как часть природы. Систематическое положение современного человека. Сходства человека с млекопитающими. Отличие человека от приматов. Доказательства животного происхождения человека. Человек разумный. Антропогенез, его этапы. Биологические и социальные факторы становления человека. Человеческие расы

1

02.09







Тема 2. Структура организма человека (3 часа)





2.

1.

Строение и химический состав клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Лабораторная работа №1 Изучение клеток слизистой оболочки полости рта человека.

1

07.09







3.

2.

Многообразие клеток, их деление. Нуклеиновые кислоты. Гены. Хромосомы. Хромосомный набор. Митоз, мейоз. Соматические и половые клетки. Стволовые клетки

Типы тканей организма человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Свойства тканей их функции.

1

09.09







4.

3.

Органы и системы органов. Организм как единое целое. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза

Лабораторная работа №2. Распознавание органов и систем органов человека (по таблицам).

1

14.09







Тема 3. Нейрогуморальная регуляция (9 часов)





5.

1.

Нервная система человека, её организация и значение. Нейроны, нервы, нервные узлы

1

16.09







6.

2.

Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецепторы. Двухнейронные и трёхнейронные рефлекторные дуги

Лабораторная работа №3. Изучение изменения размера зрачка в зависимости от освещённости

1

21.09







7.

3.

Спинной мозг, его строение и функции. Рефлексы спинного мозга.

1

23.09







8.

4.

Головной мозг, его строение и функции. Большие полушария. Рефлексы головного мозга.

Безусловные (врождённые) и условные (приобретённые) рефлексы. Лабораторная работа №4. Изучение головного мозга человека (по муляжам).

1

28.09







9.

5.

Соматическая нервная система. Вегетативная (автономная) нервная система. Нервная система как единое целое. Нарушения в работе нервной системы

1

30.09







10.

6.

Гуморальная регуляция функций. Эндокринная система

1

05.10







11.

7.

Железы внутренней секреции. Железы смешанной секреции. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма, роста и развития

1

07.10







12.

8.

Нарушение в работе эндокринных желёз. Особенности рефлекторной и гуморальной регуляции функций организма

1

12.10







13.

9.

Контрольная работа № 1

1

14.10







Тема 4. Опора и движение ( 5 часов)





14.

1.

Анализ контрольной работы.

Значение опорно-двигательного аппарата. Кости, их химический состав, строение. Типы костей. Рост костей в длину и толщину. Соединение костей.

1

19.10







15.

2.

Скелет человека, строение его отделов и функции. Скелет головы.

Лабораторная работа №5 «Изучение строение костей. Изучение строения позвонков (на муляжах)»

1

21.10







16.

3.

Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

Практическая работа №1. Выявление нарушения осанки. Определение признаков плоскостопия.

1

26.10







17.

4.

Мышечная система. Строение и функции скелетных мышц. Работа мышц: статическая и динамическая; мышцы сгибатели и разгибатели. Утомление мышц. Гиподинамия. Роль двигательной активности в сохранении здоровья

1

28.10







II четверть





18.

5.

Нарушения опорно-двигательной системы. Возрастные изменения в строении костей. Нарушение осанки. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппаратам.

1

09.11







Тема 5. Внутренняя среда организма (4 часа)





19.

1.

Внутренняя среда и её функции. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты

1

11.11







20.

2.

Малокровие, его причины. Красный костный мозг, его роль в организме. Плазма крови. Постоянство внутренней среды (гомеостаз). Свёртывание крови. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донорство

1

16.11







21.

3.

Лабораторная работа №6. «Изучение микроскопического строения крови человека и лягушки (сравнение).

1

18.11







22.

4.

Иммунитет и его виды. Факторы, влияющие на иммунитет (приобретённые иммунодефициты): радиационное облучение, химическое отравление, голодание, воспаление, вирусные заболевания, ВИЧ- инфекция. Вилочковая железа, лимфатические узлы



Вакцины и лечебные сыворотки. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова по изучению иммунитета

1

23.11







Тема 6. Кровообращение (5 часов)





23.

1.

Органы кровообращения. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Пульс

1

25.11







24.

2.

Практическая работа №2 «Определение пульса и числа сердечных сокращений в покое и после дозированных физических нагрузок у человека»

1

30.11







25.

3.

Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Сердечный цикл, его длительность.

Движение крови по сосудам. Лимфатическая система, лимфоотток. Регуляция деятельности сердца и сосудов.

1

02.12







26.

4.

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях.

1

07.12







27.

5.

Контрольная работа № 2

1

09.12







Тема 7. Дыхание (5 часов)





28.

1.

Анализ контрольной работы.

Дыхание и его значение. Органы дыхания.

1

14.12







29.

2.

Лёгкие. Взаимосвязь строения и функций органов дыхания.

Газообмен в лёгких и тканях. Жизненная ёмкость лёгких

1

16.12







30.

3.

Механизмы дыхания. Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

1

21.12







31.

4.

Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно- капельных инфекций. Вред табакокурения, употребления наркотических и психотропных веществ. Реанимация

1

23.12







32.

5.

Охрана воздушной среды. Оказание первой помощи при поражении органов дыхания

1

28.12







III четверть





Тема 8. Питание и пищеварение (6 часов)





33.

1.

Питательные вещества и пищевые продукты. Питание и его значение. Пищеварение. Органы пищеварения, их строение и функции.

Ферменты, их роль в пищеварении

1

11.01







34.

2.

.Лабораторная работа №7. «Исследование действия ферментов слюны на крахмал»

1

13.01







35.

3.

Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними.



Пищеварение в желудке, в тонком и в толстом кишечнике

1

18.01







36.

4.

Всасывание питательных веществ. Всасывание воды Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении. Микробиом человека — совокупность микроорганизмов, населяющих организм человека

1

20.01







37.

5.

Регуляция пищеварения. Методы изучения органов пищеварения. Работы И.П. Павлова

1

25.01







38.

6.

Гигиена питания. Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений. Влияние курения и алкоголя на пищеварение

1

27.01







Тема 9. Обмен веществ и превращение энергии (5 часов)





39.

1.

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека

1

01.02







40.

2.

Пластический и энергетический обмен. Обмен воды и минеральных солей. Обмен белков, углеводов и жиров в организме. Регуляция обмена веществ и превращения энергии

1

03.02







41.

3.

Лабораторная работа № 8. « Составление меню в зависимости от калорийности пищи»

1

08.02







42.

4.

Витамины и их роль для организма. Поступление витаминов с пищей. Синтез витаминов в организме. Авитаминозы и гиповитаминозы. Сохранение витаминов в пище.

1

10.02







43.

5.

Нормы и режим питания. Рациональное питание — фактор укрепления здоровья.

Нарушение обмена веществ

1

15.02







Тема 10. Кожа (4 часа)





44.

1.

Строение и функции кожи. Кожа и её производные. Кожа и терморегуляция. Влияние на кожу факторов окружающей среды

1

17.02







45.

2.

Закаливание и его роль. Способы закаливания организма. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях.

1

22.02







46.

3.

Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях

1

24.02







47.

4.

Контрольная работа № 3

1

01.03







Тема 11. Выделение (4 часа)





48.

1.

Анализ контрольной работы.

Значение выделения. Органы выделения

1

03.03







49.

2.

Органы мочевыделительной системы, их строение и функции мочеобразования и мочеиспускания

1

10.03







50.

3.

Микроскопическое строение почки. Нефрон. Образование мочи. Регуляция. Лабораторная работа № 9. Определение местоположения почек (на муляже)

1

15.03







51.

4.

Заболевания органов мочевыделительной системы, их предупреждени.

1

17.03







IV четверть





Тема 12. Размножение и развитие (3 часа)





52.

1.

Органы репродукции, строение и функции. Половые железы. Половые клетки

1

29.03







53.

2.

Оплодотворение. Внутриутробное развитие. Влияние на эмбриональное

развитие факторов окружающей среды. Роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Половое созревание

1

31.03







54.

3.

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Набор хромосом, половые хромосомы, гены. Роль генетических знаний для планирования семьи. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика

1

05.04







Тема 13. Органы чувств и сенсорные системы (5 часов)





55.

1.

Органы чувств и их значение. Анализаторы. Сенсорные системы

1

07.04







56.

2.

Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы. Зрительное восприятие.

Нарушения зрения и их причины. Гигиена зрения

1

12.04







57.

3.

Лабораторная работа №10. Изучение строения органа зрения (на муляже и влажном препарате).

1

14.04







58.

4.

Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Механизм работы слухового анализатора. Слуховое восприятие. Нарушения слуха и их причины. Гигиена слуха.

Лабораторная работа №11 «Изучение строения органа слуха (на муляже).»

1

19.04







59.

5.

Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем организма

1

21.04







Тема 14. Поведение и психика (5 часов)





60.

1.

Психика и поведение человека. Потребности и мотивы поведения. Социальная обусловленность поведения Человека

1

26.04







61.

2.

Рефлекторная теория поведения. Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова

1

28.04







62.

3.

Механизм образования условных рефлексов. Торможение. Динамический стереотип. Роль гормонов в поведении. Наследственные и ненаследственные программы поведения у человека.

Приспособительный характер поведения

1

03.05







63.

4.

Первая и вторая сигнальные системы. Познавательная деятельность мозга. Речь и мышление. Память и внимание. Эмоции. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одарённость. Типы высшей нервной деятельности и темперамента. Особенности психики человека

1

06.05







64.

5.

Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха. Сон и его значение. Гигиена сна.

1

10.05







Тема 15. Человек и окружающая среда(1 час)


Контрольная работа № 4


12.05

65.

1.

Человек и окружающая среда. Экологические факторы и их действие на организм человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Микроклимат жилых помещений. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях. Человек как часть биосферы Земли. Антропогенные воздействия на природу. Урбанизация. Цивилизация. Техногенные изменения в окружающей среде. Современные глобальные экологические проблемы. Значение охраны окружающей среды для сохранения человечества.



Здоровье человека как социальная ценность. Факторы, нарушающие здоровье: гиподинамия, курение, употребление алкоголя, наркотиков, несбалансированное питание, стресс. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Всемирная организация здравоохранения

1

17.05









УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Пасечник В. В. Биология. 5-6 классы. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Линия жизни) / [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова]; под ред. Пасечника В. В. – М.: Просвещение, 2022. – 160 с.

Пасечник В.В. Биология. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Линия жизни) / [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова]; под ред. Пасечника В. В. – М.: Просвещение, 2022. – 256 с.

Пасечник В. В. Биология. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Линия жизни) / [В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Г. Г. Швецов]; под ред. Пасечника В. В. – М.: Просвещение, 2022. – 256 с.


УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Мультимедийный проектор

Проекционный экран (интерактивная доска)

Мультимедийные пособия

Справочные таблицы

Раздаточный материал

Печатные пособия (таблицы по биологии для 5-9 класса)


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://resh.edu.ru/

https://uchi.ru/home

HTTPS://WWW.YAKLASS.RU

HTTPS://SKYSMART.RU

https://interneturok.ru/

https://foxford.ru/wiki/biologiya/







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.