Рабочая программа по биологии для 10 класса по УМК «Линия жизни»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Абзаково
муниципального района Белорецкий район
Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО |
СОГЛАСОВАНО: |
УТВЕРЖДЕНО: |
на заседании МО протокол № 1 от «___»__________2017г Руководитель МО Мурзагильдина Л.И. ____________ |
Зам директора по УВР Баймухаметова И.З. «___»__________2017г ___________ |
Директор МОБУ СОШ с.Абзаково Юмагужина Г.Р. «___»__________2017г ____________ Приказ №____ от _________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Биология»
Ступень обучения: среднее общее образование, 10 класс
Уровень: базовый
Срок реализации программы: 1 год
Составил: учитель биологии
I квалификационной категории
Хусаинова Разина Равиловна
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по биологии для 10 класса составлена на основе:
1) Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089
2) Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2014г. Составитель: Г.М.Пальдяева;
3) Примерной программы средего- общего образования по биологии авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой (Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника ав.-сост. М. Пальдяева. – 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014. – 92 с.);
4) Программы среднего общего образования МОБУ СОШ с.Абзаково, 10 класс;
5) Учебного плана МОБУ СОШ с.Абзаково на 2018-2019 учебный год.
Рабочая программа линии УМК «Линия жизни» (10 класс) для общеобразовательных учреждений составлена под редакцией профессора В.В.Пасечника. Авторы книги В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова (Сборник нормативных документов. Биология). М.: «Дрофа», 2014 г. В соответствии с базисным учебным планом на изучение курса биологии в 10 классах выделяется 1 час в неделю.
Цель: |
активизировать знания учащихся о биологии как науки о живой природе, вызвать интерес к изучению общебиологических проблем. |
Задачи: |
изучение общих свойств живого, законов его существования и развития, формирование у школьников системы общебиологических знаний для осуществления интеллектуальной и практической деятельности, воспитание познавательного интереса путем вовлечения учащихся в процесс самостоятельного поиска, «открытия» новых знаний. |
Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии на базовом уровне выделено в 10 классе -34 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного курса:
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Личностные результаты работы с детьми с ОВЗ
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками (включая нормативно развивающихся) на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья
проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми
проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укрепления здоровья
формирование адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
формирование навыков самообслуживания дома и в школе и веры в свои силы в овладении ими
формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, с взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками.) со знакомыми и незнакомыми людьми.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументироватьсвою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Метапредметные результаты работы с детьми с ОВЗ
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;
формирование умения понимать причины успеха/неудачи учебной деятельности и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
активное использование речевых средств, средств информационных и коммуникативных технологий для решения познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами учебной деятельности, осознанно строить речевое высказывание и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать существование различных точек зрения и право каждого иметь свою, готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);
приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической групп.
Предметные результаты работы с детьми с ОВЗ
Научится проводить опыты с природными объектами, различать объекты живой и неживой природы.
Знать отличительные признаки животных; определять основные признаки времен года: определять разные виды деревьев и кустарников по внешним признакам; выполнять правила охраны природы; соблюдать правила поведения во время экскурсий. Научится соблюдать правила безопасного поведения во время опытов; определять растения и животных родного края.
Содержание учебного предмета Количество учебных часов – 34Биология как наука (2 ч). Методы научного познания. Кратка история развития биологии. Методы исследования в биологии Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Методы познания живой материи.
Клетка. (15 ч). Методы цитологии. Клеточная теория Развитие знаний о клетке. Клеточная теория и еѐ основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии. Химический состав клетки Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке. Строение клетки Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом. Реализация наследственной информации в клетке. ДНК - носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетке. Ген. Генетический код. Роль генов биосинтезе белка. Вирусы Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа
Размножение (7 ч )Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животныхИндивидуальное развитие организма Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствии влияния никотина. алкоголя, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Наследственность и изменчивость Наследственность и изменчивость – свойство организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель- основоположник генетики.
Генетика (9ч) – теоретическая основа селекции. Селекция. Н.И Вавилов о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции. Биотехнология, еѐ достижения, перспективы развития. Лабораторная работа: «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих» Практическая работа: «Составление простейших схем скрещивания (родословных)» « Решение элементарных генетических задач»
Обобщение материала (1ч)
Описание учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература Основная литератураКаменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2011
Дополнительная и научно-популярная литератураАйла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Т. 1-3. М.: Мир, 1987.
Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия,
2004.
Литература для учителя:Аверчикова О.Е. Биология. Элективные курсы. Лечебное дело. Микробиология. Основы гигиены. 9-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2007.
Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград: Учитель, 2003.
Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. 8-11 классы. Волгоград: Учитель, 2007.
Пакулова В.М., Смолина Н.А. Биология в вопросах и ответах. М.: «Библиотека: сельская школа», 2001.
Я иду на урок биологии: Экология: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
Якушкина Е.А., Попова Т.Г., Трахина Е.В., Типикина Т.И. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.
Словарь физиологических терминов. Под ред. О.Г.Газенко. М.: Наука, 1987.
9. http://albinaandr.siteedit.ru.
10. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/rabochie-programmy-po-biologii- dlya-6-9-klassov-po-umk-vvpasechnika.
Литература для ученика:
1. Пономарева И.Н. Биология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана – Граф, 2009.
2. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/ авт.-сос. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.- 174 с.
Учебно-практическое оборудование:
1. Печатные пособия:
Таблицы
Портреты для кабинета биологии
2. Информационные средства:
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания.
Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.
Экранно-звуковые средства обучения
презентации по темам курса
компакт – диски
электронные приложения
Технические средства обучения
компьютер
Средства обучения
Объекты натуральные
набор микропрепаратов по общей биологии,
микроскоп
проектор, компьютер.
Оборудование лабораторное
Приборы
Лупа
Приборы (демонстрационные)
Микроскоп учебный
Оборудование для опытов
Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80
Зажим пробирочный ЗП
Колба коническая Кн-1-500-34
Колпак стеклянный с кнопкой и рантом
Ложка для сжигания веществ ЛСЖ
Мензурка 500 мл
Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП
Спиртовка лабораторная СЛ-1 или СЛ-2
Цилиндр измерительный 250 мл
Чаша выпарительная
Чаша коническая с обручем 190 мм
Шпатель фарфоровый
Штатив лабораторный Шлб
Лоток для раздаточного материала
Препаровальные инструменты
Иглы препаровальные
Пинцет анатомический с насечкой
Ножницы с одним острым концом
Критерии оценки знаний.
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
дата |
Примечание |
|
По плану |
По факту |
||||
Введение |
2 |
по |
|||
1 |
История развития биологии. Методы исследования биологии |
11 |
5.09 |
||
2 |
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи |
11 |
12.09 |
||
Тема 1. Основы цитологии |
14 |
||||
3 |
Клеточная теория. Химический состав клетки |
1 |
26.09 |
||
4 |
Вода и минеральные вещества, их роль в жизнедеятельности клетки |
71 |
3.10 |
||
5 |
Углеводы и липиды, их роль в жизнедеятельности клетки |
1 |
10.10 |
||
6 |
Строение и функции белков |
11 |
17.10 |
||
7 |
Нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения в клетке |
11 |
24.10 |
||
8 |
Химическая организация клетки (обобщающий урок) |
11 |
31.10 |
||
9 |
Строение клетки: мембрана, ядро, цитоплазма, клеточный центр, рибосомы |
11 |
7.11 |
||
10 |
Строение клетки: ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, включения, митохондрии, пластиды, органоиды движения |
11 |
14.11 |
||
11 |
Сходства и различия в строении клеток. Л.р. № 1: Строение растительной, животной и грибной клеток. |
11 |
21.11. |
||
12 |
Вирусы и бактериофаги |
1 |
28.11 |
||
13 |
Клетка – структурная единица живого (обобщающий урок) |
1 |
5.12 |
||
14 |
Обмен веществ и энергии в клетке.Энергетический обмен в клетке |
1 |
12.12 |
||
15 |
Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез. |
1 |
19.12 |
||
16 |
Пластический обмен. Биосинтез белков |
1 |
26.12 |
||
Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов |
5 |
||||
17 |
Способы деления клетки. Л. р №2 «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука». |
1 |
30.01 |
||
18 |
Способы деления клетки. Мейоз |
1 |
6.02 |
||
19 |
Бесполое и половое размножение организмов |
1 |
13.02. |
||
20 |
Развитие половых клеток. Оплодотворение |
1 |
20.02 |
||
21 |
Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. |
1 |
27.02 |
||
Тема 3. Основы генетики |
9 |
||||
22 |
История развития генетики. Законы Менделя. |
1 |
13.03 |
||
23 |
Анализирующее скрещивание. |
1 |
20.03 |
||
24 |
Дигибридное скрещивание |
1 |
27.03 |
||
25 |
Решение генетических задач |
1 |
10.04 |
||
26 |
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов |
1 |
17.04 |
||
27 |
Цитоплазматическая наследственность.Генетическое определение пола |
1 |
20.04 |
||
28 |
Изменчивость |
1 |
24.04 |
||
29 |
Виды и причины мутаций |
1 |
30.04 |
||
30 |
Обобщающий урок по теме «Основы генетики» |
1 |
5.05 |
||
Тема 4. Генетика человека |
3 |
||||
31 |
Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье |
1 |
12.05 |
||
32 |
Проблемы генетической безопасности |
1 |
19.05 |
||
33 |
Итоговый урок за курс |
1 |
23.05 |
||
34 |
Роль биологии в настоящем и будущем |
1 |
26.05 |
Приложение
Лабораторная работа №3 «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука».
Цели: рассмотреть процесс митоза в клетках корешка лука, обозначить особенности каждой стадии, сделать вывод о значении митоза для живых организмов.
Оборудование: готовый микропрепарат «Митоз в клетках корешка лука», микроскоп, учебник, рис. в учебнике, табл. «Фазы митоза».
Ход работы:
1. Вспомнив правила обращения с микроскопом, подготовьте его к работе. Рассмотрите готовый микропрепарат «Митоз в клетках корешка лука». Найдите клетки, в которых митоз находиться на определенной стадии.
2. Используя материал учебника, изображения микропрепарата и рисунки, заполните таблицу:
Фазы митоза.
|
|
|
Какие процессы, происходящие в организме, связаны с митотическим делением клетки?
В чем биологическое значение митоза?
Почему более глубокое понимание механизмов клеточного деления поможет разгадать тайну раковой болезни?
Тестовая работа «Обмен веществ и энергии в клетке»
Вариант 1
Часть 1. Из четырех вариантов ответа выберите один верный.
Процесс образования органических веществ с использованием световой энергии называют:
а) хемосинтезом; б) фотосинтезом; в) биосинтезом; г) фагоцитозом.
2. Фотосинтез в растительных клетках происходит:
а) в рибосомах; б) в митохондриях; в) в хлоропластах; г) в цитоплазме.
3. Процесс расщепления молекул воды на протоны, электроны и атомы кислорода
называют:
а) гликолизом; б) фагоцитозом; в) фотолизом; г) метаболизмом.
4. Какой процесс происходит в клетке с использованием энергии?
а) расщепление липидов; б) окисление органических веществ; в) биосинтез белка;
г) бескислородное расщепление глюкозы.
5. Отрезок молекулы ДНК, контролирующий синтез одной полипептидной цепи
белка, называют:
а) нуклеотидом; б) триплетом; в) генетическим кодом; г) геном.
6. Клетки, в которых для процесса жизнедеятельности используются готовые
органические вещества, относят к группе:
а) прокариот; б) гетеротрофов; в) эукариот; г) автотрофов.
7. Организмы, в клетках которых отсутствует ядро с оболочкой, относят к группе:
а) гетеротрофов; б) автотрофов; в) прокариот; г) эукариот.
Часть 2. Выберите три верных ответа из шести.
В1. Какие процессы характерны для фотосинтеза?
1) биосинтез белка
2) выделение кислорода
3) выделение углекислого газа
4) поглощение клеткой воды и углекислого газа.
5) восстановление углекислого газа до углеводов.
6) расщепление органических веществ с освобождением энергии.
В2. Какие процессы происходят в клетке в темновую фазу фотосинтеза?
1) использование энергии НАДФ Н
2) восстановление углекислого газа водородом до глюкозы.
3) фотолиз молекул воды
4) возбуждение молекулы хлорофилла фотоном
5) использование энергии молекул АТФ на синтез молекул глюкозы
6) присоединение электрона молекулы воды к молекуле хлорофилла.
В3. Установите соответствие между элементами первого и второго столбиков.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
Признак обмена веществ Вид обмена веществ
А) происходит в хлоропластах 1) фотосинтез
Б) происходит в клетке серобактерии 2) хемосинтез
В) используется энергия, освобождаемая
при окислении сероводорода
Г) используется энергия солнечного света
Д) сопровождается выделением кислорода
А |
Б |
В |
Г |
Д |
В4. Определите последовательность процессов, происходящих в хлоропластах при
фотосинтезе.
А) переход электрона в молекуле хлорофилла на более высокий энергетический уровень.
Б) возбуждение молекулы хлорофилла фотоном света
В) восстановление молекулы хлорофилла за счет присоединения электрона молекулы воды
Г) переход возбужденного электрона на молекулу-переносчика
Тестовая работа «Обмен веществ и энергии в клетке»
Вариант 2
Часть 1. Из четырех вариантов ответа выберите один верный.
В обеспечении всех организмов органическими веществами с запасенной в них энергией состоит значение:
а) гликолиза; б) фотосинтеза; в) хемосинтеза; г) синтеза молекул АТФ.
2. Какой органоид поглощает и использует энергию солнечного света на синтез
органических веществ из неорганических?
а) рибосома; б) лизосома; в) хлоропласт; г) комплекс Гольджи.
3. На синтез каких веществ используется энергия возбужденного электрона
в молекуле хлорофилла?
а) белка; б) липидов; в) аминокислот; г) АТФ.
4. В световую фазу фотосинтеза энергия солнечного света используется на синтез
молекул:
а) АТФ; б) глюкозы; в) липидов; белка.
5. Запись информации о первичной структуре белка с помощью определенной
последовательности расположения триплетов в молекулах ДНК или иРНК
представляет собой:
а) ген; б) геном; в) генетический код; г) генофонд.
6. К какому царству относят автотрофных организмов, в клетках которых имеется
ядро?
а) растений; б) животных; в) грибов; г) бактерий.
7. У цианобактерий ядерное вещество расположено в цитоплазме и не окружено
оболочкой, поэтому их относят:
а) к эукариотам; б) к прокариотам; в) к автотрофам; г) к гетеротрофам.
Часть 2. Выберите три верных ответа из шести.
В1. Какие процессы происходят в клетке в темновую фазу фотосинтеза?
1) использование энергии НАДФ Н
2) восстановление углекислого газа водородом до глюкозы.
3) фотолиз молекул воды
4) возбуждение молекулы хлорофилла фотоном
5) использование энергии молекул АТФ на синтез молекул глюкозы
6) присоединение электрона молекулы воды к молекуле хлорофилла.
В2. Какие процессы характерны для фотосинтеза?
1) поглощение углекислого газа и воды; 2) синтез молекул белка
3) фотолиз воды; 4) возбуждение электрона в молекуле хлорофилла
5) расщепление биополимеров до мономеров; 6) окисление органических веществ.
В3. Установите соответствие между элементами первого и второго столбиков.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
Характеристика метаболизма Вид метаболизма
А) происходят реакции матричного синтеза 1) фотосинтез
Б) используется энергия света 2) биосинтез белка
В) происходит в хлоропластах
Г) участвуют нуклеиновые кислоты
В4. Определите последовательность процессов, обеспечивающих биосинтез белка
А) образование пептидных связей между аминокислотами
Б) присоединение антикодона тРНК комплементарному кодону иРНК
В) синтез молекул иРНК на ДНК
Г) перемещение иРНК в цитоплазме и её расположение на рибосоме
Д) доставка с помощью тРНК аминокислот к рибосоме
Тест по теме «Генетика»
Вариант № 1
1. Основные закономерности наследственности и изменчивости были впервые установлены:
а) Морганом; б) Менделеевым; в) Мичуриным.
2. Ген – это часть молекулы:
а) белка; б) ДНК; в) АТФ
3. Количество альтернативных признаков при моногибридным скрещивании:
а)1; б) 2; в) 3.
4. Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление, называются:
а) гомозиготные; б) гемизиготные; в) гетерозиготные.
5. Гены, определяющие развитие взаимоисключающих признаков, называются:
а) доминантными; б) аллельными; в) рецессивными.
6. Совокупность всех наследственных задатков клетки или организма – это:
а) геном; б) фенотипом; в) генофонд.
7. К анализирующему скрещиванию относятся скрещивание типа:
а) Аа*Аа; б) Аа*аа; в) АА*Аа.
Вариант 2
1. Кроссинговером называют:
а) сближение гомологичных хромосом; б) тип хромосомной перестройки; в) обмен участками гомологичных хромосом.
2. Фенотип – это совокупность:
а) генов организма; б) Генов данной популяции или вида; в) внешних и внутренних признаков организма.
3. Женская гетерогаметность имеет место у:
а) дрозофилы; б) человека; в) птицы.
4. Количество фенотипов при скрещивании Аа*Аа в случае полного доминирования:
а) 1; б) 2; в) 3.
5. Количество возможных вариантов гамет у особи с генотипом ААВв:
а) 4; б) 3; в) 2.
6. Дигетерозигота имеет генотип:
а) АаВВ; б) ААВв; в) АаВв.
7. Количество возможных генотипов при скрещивании типа Аа*Аа:
а) 2; б) 3; в) 4.
Вариант № 3
1. Основные закономерности наследственности и изменчивости были впервые установлены:
а) Морганом; б) Менделеевым; в) Мичуриным.
2. Ген – это часть молекулы:
а) белка; б) ДНК; в) АТФ
3. Количество альтернативных признаков при моногибридным скрещивании:
а)1; б) 2; в) 3.
4. Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление, называются:
а) гомозиготные; б) гемизиготные; в) гетерозиготные.
5. Гены, определяющие развитие взаимоисключающих признаков, называются:
а) доминантными; б) аллельными; в) рецессивными.
6. Совокупность всех наследственных задатков клетки или организма – это:
а) геном; б) фенотипом; в) генофонд.
7. К анализирующему скрещиванию относятся скрещивание типа:
а) Аа*Аа; б) Аа*аа; в) АА*Аа.
а) 2; б) 3;
Лабораторная работа: Строение растительной, животной и грибной клеток.
Цель: убедиться в существовании явления плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках растений и скорости прохождения физиологических процессов. Оборудование: микроскопы, луковица лука, концентрированный раствор NaCl, фильтровальная бумага, пипетки. Ход работы снимите нижнюю кожицу чешуи лука (4мм2); приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте 4-5 клеток увиденного; с одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги оттяните воду; рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения, произошедшие с мембранами клеток и время за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изменившийся объект. нанесите несколько капель дистиллированной воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны фильтровальной бумагой, смывая плазмолизирующий раствор. в течение нескольких минут рассматривайте микропрепарат под микроскопом. Отметьте изменения положения мембран клеток и время, за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изучаемый объект. сделайте вывод в соответствии с целью работы, отметив скорость плазмолиза и деплазмолиза. Объясните разницу в скорости этих двух процессов. ! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения! ? ? Дайте определение терминам – плазмолиз, деплазмолиз, осмос, тургор. Объясните, почему в варенье яблоки становятся менее сочными?
Л/р. № 3 “Рассматривание клеток растений, грибов и животных под микроскопом” Цель: рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом) , вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов. Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты растительной (кожица чешуи лука) , животной (эпителиальная ткань – клетки слизистой ротовой полости) , грибной (дрожжевые или плесневые грибы) клеток, таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток. Работа в классе естественнонаучного направления может проводиться не на готовых микропрепаратах, а на приготовленных, а для этого: чашки Петри, луковица, лабораторные ножи, пинцеты, пипетки, стеклянные мазевые ложечки, выращенная культура плесневого гриба пеницилла или мукора. Ход работы: рассмотрите под микроскопом приготовленные (готовые) микропрепараты растительных и животных клеток. зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп. сравните строение растительной, грибной и животной клеток. Сравнение провести при помощи сравнительной таблицы. Сделайте вывод о сложности их строения. сделайте вывод, опираясь на имеющиеся у вас знания, в соответствии с целью работы. ! ! Вспомните требования к составлению сравнительной таблицы! ? ? О чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных? Приведите примеры. О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы? Приведите примеры. Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.
Все три основные группы организмов — животные, растения и грибы — являются эукариотами . Однако строение их клеток неодинаково. Эти различия наряду с особенностями питания легли в основу деления надцарства эукариот на три царства. Животная клетка не имеет плотной клеточной стенки. В ней отсутствуют вакуоли, характерные для растений и некоторых грибов. В качестве резервного энергетического вещества обычно накапливается полисахарид гликоген . Большинство клеток растений и грибов, подобно клеткам прокариот, окружено твердой клеточной оболочкой, или стенкой. Однако химический их состав различен. В то время как основой стенки растительной клетки является полисахарид целлюлоза, грибная клетка окружена стенкой, в значительной части состоящей из азотсодержащего полимера хитина. Клетки растений всегда содержат пластиды, в то время как у животных и грибов пластид нет. Резервным веществом у большинства растений служит полисахарид крахмал, а у основной массы грибов, как и у животных, — гликоген.