12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Пономаренко Марина Геннадьевна100 |
Рабочая программа учителя по русскому языку. 9 класс.
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 93 ИМЕНИ Н.П.ЖЕРДЕВА ГОРОДА ДОНЕЦКА»
РАССМОТРЕНО: на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы Протокол от 31.08.2022 г. № 7 | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора ______ Е.В.Лозовая (подпись) (ФИО) «31» августа 2022 г. | УТВЕРЖДЕНО: Директор ______ В.В.Кумановская (подпись) (ФИО) Приказ от «31»августа 2022 г. № 244 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
РУССКИЙ ЯЗЫК
(название учебного предмета)
Базовый уровень
9 класс
Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год
Составитель программы:
Пономаренко М.Г., учитель русского языка
и литературы
Место составления программы:
МБОУ «Школа 93 им. Н.П.Жердева г. Донецка»
Донецк - 2022
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Название раздела | Страницы |
1 | Пояснительная записка | 3-4 |
2 | Тематическое планирование 9 класс | 5 - 12 |
3 | Требования к обязательному количеству контрольных и проверочных работ | 13 |
4 | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса | 14 - 17 |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативное обеспечение изучения предмета
Примерная программа по учебному предмету «Русский язык» составлена
на основании :
Закона «Об образовании» Донецкой Народной Республики (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС);
Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 марта 2022г. № 22-НП «Об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
в соответствии с требованиями в соответствии с требованиями
Примерной основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 18.07.2022 № 586 «Об утверждении примерных основных образовательных программ основного общего образования».
Основной образовательной программы основного общего образования (далее –ООП ООО) МБОУ «Школа № 93 им. Н.П.Жердева г. Донецка»
Рабочей программы по учебному предмету «Русский язык». (основное общее образование МБОУ «Школа № 93 им. Н.П.Жердева г. Донецка» / сост. .Якименко Е.И., 2022 (утвержденной приказом по школе от 31.08.2021 № 244)
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и Донецкой Народной Республики, языку межнационального общения;
проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, народа Донецкой Народной Республики как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации, народа Донецкой Народной Республики;
овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка;
практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.);
освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения.
Рабочий учебный план МБОУ «Школа № 93 им. Н.П. Жердева г. Донецка», утверждённый приказом по школе от 12 .08.2022 №164 , предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объёме в 9 классе 102 часа (3 часа в неделю).
Количество часов, определенных Программой для изучения курса сохранено, в том числе, и за счет интенсификации учебного материала, которая проведена с учетом расписания занятий в МБОУ«Школа № 93 им. Н.П. Жердева г. Донецка»: в теме 10 « Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи », в теме 11 «Прямая и косвенная речь. Цитирование.» и в теме 12 «Обобщение и систематизация изученного в 5 -9 классах»
Таким образам, по количеству уроков планируется вычитать 97 часов. За счет интенсификации учебного материала - 5 часов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс
(34 рабочих недель, 3 часа в неделю, 102 часа в год)
Изучение языковых тем | 81 час | Общие сведения о языке | 3 часа | |
Уроки развития речи | 12 часов | Язык и речь | 4 часа | |
Повторение изученного в 5-8 классах | 5 часа | |||
Текст | 3 часа | |||
Контрольные работы | 9 часов | Функциональные разновидности языка | 4 часов | |
Полугодие/ Семестр | I | II | Система языка Синтаксис. Культура речи. Пунктуация. | 57 часов |
Тематическая тестовая работа | - | - | ||
Изложение | 1 | | Сложное предложение . | 1 час |
Сочинение | 1 | | Сложносочинённое предложение | 10 часов |
Контрольный диктант | - | - | Сложноподчинённое предложение | 20 часов |
Контрольный диктант с грамматическим заданием | | 1 | Бессоюзное сложное предложение | 14 часов |
Контрольное изложение | 1 | 1 | Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи | 7 часов |
Контрольное сочинение | 1 | 1 | Прямая и косвенная речь. Цитирование. | 5 часов |
Тестовые контрольные задания | 1 | 1 | Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах | 5 часов |
Итого | 5 | 4 | | |
За год | 9 | |||
Всего | 102 часа | | 81 час |
9 класс
№ п\п | № урока в теме | Содержание урока | Кол-во часов на изуче- ние темы | Дата проведения | Примечания | |||
по плану | по факту | Форма проведения занятия | ||||||
9- А | 9-Б | 9-А | 9-Б | |||||
| | Тема 1 Общие сведения о языке Тема 2 Язык и речь Тема 3 Повторение изученного в 5-8 классах | 3 4 5 РР-2 И -1 | | | | | |
1 | 1 | Роль русского языка в Российской Федерации. | | 02.09 | 02.09 | | | |
2 3 | 2 3 | Русский язык в современном мире. | | 05.09 07.09 | 05.09 07.09 | | | |
4 | 4 | Язык и речь. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая (повторение). | | 09.09 | 09.09 | | | |
5 | 5 | РР 1. Составление диалога на лингвистическую тему | | 12.09 | 12.09 | | | |
6 | 6 | Виды аудирования: с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое. | | 14.09 | 14.09 | | | |
7 | 7 | Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от темы и условий общения, с опорой на жизненный и читательский опыт, на иллюстрации, фотографии, сюжетные картины (в том числе сочинения-миниатюры). | | 16.09 | 16.09 | | | |
8 | 8 | Соблюдение языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных) русского литературного языка в речевой практике при создании устных и письменных высказываний. Приёмы работы с учебной книгой, лингвистическими словарями, справочной литературой | | 19.09 | 19.09 | | | |
9 | 9 | РР 2 .Выборочное изложение прочитанного текста. | | 21.09 | 21.09 | | | |
10 | 10 | Повторение изученного в 5-8 классах Простое предложение и его грамматическая основа. | | 23.09 | 23.09 | | | |
11 | 11 | Предложения с обособленными членами. | | 26.09 | 26.09 | | | |
12 | 12 | Обращение, его функции и способы выражения. | | 28.09 | 28.09 | | | |
13 | 13 | Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). | | 30.09 | 30.09 | | | |
14 | 14 | Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций. | | 03.10 | 03.10 | | | |
15 | 15 | Изложение 1 | | 05.10 | 05.10 | | | |
| | Тема 4 Текст. Тема 5 Функциональные разновидности языка. | 3 4 РР – 2 КИ-1 | | | | | |
16. | 1 | Анализ изложения. Текст и его признаки (обобщение). | | 07.10 | 07.10 | | | |
17. | 2 | Функционально-смысловые типы речи (обобщение). | | 10.10 | 10.10 | | | |
18. | 3 | Смысловой анализ текста (обобщение).Информационная переработка текста | | 12.10 | 12.10 | | | |
19. | 4 | РР 3 Представление сообщения на заданную тему в виде презентации | | 14.10 | 14.10 | | | |
20. | 5 | Функциональные разновидности языка. | | 17.10 | 17.10 | | | |
21. | 6 | Язык художественной литературы и его отличия от других функциональных разновидностей современного русского языка | | 19.10 | 19.10 | | | |
22. | 7 | Основные признаки художественной речи:образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка, их использование в речи. | | 21.10 | 21.10 | | | |
23 | 8 | Контрольное изложение 1 | | 24.10 | 24.10 | | | |
24 | 9 | Анализ контрольного изложения. Научный стиль.Сфера употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства.Основные жанры научного стиля: тезисы, конспект, реферат, рецензия; их особенности. Нормы построения текстов научного стиля. | | 26.10 | 26.10 | | | |
25 | 10 | РР 4. Особенности написания тезисов, конспекта, реферата, рецензии. | | 28.10 | 28.10 | | | |
| | Система языка. Синтаксис. Культура речи. Пунктуация. Тема 6 Сложное предложение. Тема 7 Сложносочинённое предложение. | 1 10 С-1 КТЗ-1 | | | | | |
26 | 1 | Понятие о сложном предложении (повторение). Классификация типов сложных предложений. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения | | 07.11 | 07.11 | | | |
27 | 2 | Понятие о сложносочинённом предложении, его строении. | | 09.11 | 09.11 | | | |
28 29 | 3 4 | Виды сложносочинённых предложений. Средства связи частей сложносочинённого предложения. | | 11.11 14.11 | 11.11 14.11 | | | |
30 | 5 | Сочинение 1 | | 16.11 | 16.11 | | | |
31 32 | 6 7 | Анализ сочинения Знаки препинания в сложносочинённых предложениях с общим второстепенным членом. | | 18.11 21.11 | 18.11 21.11 | | | |
33 | 8 | Интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями. | | 23.11 | 23.11 | | | |
34 | 9 | Употребление сложносочинённых предложений в речи. | | 25.11 | 25.11 | | | |
35 | 10 | Грамматическая синонимия сложносочинённых предложений и простых предложений с однородными членами. | | 28.11 | 28.11 | | | |
36 | 11 | Нормы построения сложносочинённого предложения; нормы постановки знаков препинания в сложных предложениях (обобщение). | | 30.11 | 30.11 | | | |
37 | 12 | Синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённых предложений | | 02.12 | 02.12 | | | |
38 | 13 | Контрольные тестовые задания 1 | | 05.12 | 05.12 | | | |
| | Тема 8 Сложноподчинённое предложение. | 7 РР – 2 КС-1 | | | | | |
39 | 1 | Анализ контрольной работы. Понятие о сложноподчинённом предложении. Главная и придаточная части предложения. | | 07.12 | 07.12 | | | |
40 | 2 | Союзы и союзные слова. Различия подчинительных союзов и союзных слов. | | 09.12 | 09.12 | | | |
41 | 3 | Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. | | 12.12 | 12.12 | | | |
42 | 4 | Грамматическая синонимия сложноподчинённых предложений и простых предложений с обособленными членами. | | 14.12 | 14.12 | | | |
43 | 5 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. | | 16.12 | 16.12 | | | |
44 | 6 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. | | 19.12 | 19.12 | | | |
45 | 7 | РР 5 Устное сочинение – рассуждение на основе понимания цитаты из текста | | 21.12 | 21.12 | | | |
46 | 8 | Контрольное сочинение 1 | | 23.12 | 23.12 | | | |
47 | 9 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными. | | 26.12 | 26.12 | | | |
48 | 10 | РР 6 Анализ контрольного сочинения. Эссе как вид творческой реализации мыслительного процесса автора. | | 28.12 | 28.12 | | | |
| | Тема 8.1 Сложноподчинённое предложение. | 13 РР-2 КИ - 1 | | | | | |
49 | 1 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. | | 09.01 | 09.01 | | | |
50 | 2 | Сложноподчинённые предложения с придаточными места, времени. | | 11.01 | 11.01 | | | |
51 | 3 | РР 7 Способы сжатия текста | | 13.01 | 13.01 | | | |
52 53 | 4 5 | Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, цели и следствия. | | 16.01 18.01 | 16.01 18.01 | | | |
54 | 6 | Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки. | | 20.01 | 20.01 | | | |
55 56 | 7 8 | Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными | | 23.01 25.01 | 23.01 25.01 | | | |
57 | 9 | Нормы построения сложноподчинённого предложения; место придаточного определительного в сложноподчинённом предложении. | | 27.01 | 27.01 | | | |
58 | 10 | РР 8 Сжатое изложение содержания прослушанного текста. | | 30.01 | 30.01 | | | |
59 | 11 | Построение сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным, присоединённым к главной части союзом чтобы, союзными словами какой, который. | | 01.02 | 01.02 | | | |
60 | 12 | Типичные грамматические ошибки при построении сложноподчинённых предложений. | | 03.02 | 03.02 | | | |
61 | 13 | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей. | | 06.02 | 06.02 | | | |
62 | 14 | Нормы постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях. | | 08.02 | 08.02 | | | |
63 | 15 | Синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённых предложений | | 10.02 | 10.02 | | | |
64 | 16 | Контрольное изложение 2 | | 13.02 | 13.02 | | | |
| | Тема 9. Бессоюзное сложное предложение | 14 РР-1 КС-1 | | | | | |
65 | 1 | Анализ контрольного изложения. Понятие о бессоюзном сложном предложении. | | 15.02 | 15.02 | | | |
66 | 2 | Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзных сложных предложений. | | 17.02 | 17.02 | | | |
67 | 3 | Употребление бессоюзных сложных предложений в речи. | | 20.02 | 20.02 | | | |
68 | 4 | РР 9 Сочинение в форме дневниковой записи. Путевые заметки. | | 22.02 | 22.02 | | | |
69 | 5 | Грамматическая синонимия бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений. | | 27.02 | 27.02 | | | |
70 71 72 | 6 7 8 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | | 01.03 03.03 06.03 | 01.03 03.03 06.03 | | | |
73 74 75 | 9 10 11 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | | 10.03 13.03 15.03 | 10.03 13.03 15.03 | | | |
76 77 | 12 13 | Анализ контрольного сочинения. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении. | | 17.03 27.03 | 17.03 27.03 | | | |
78 79 | 14 15 | Синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений | | 29.03 31.03 | 29.03 31.03 | | | |
80. | 16 | Контрольное сочинение 2 | | 03.04 | 03.04 | | | |
| | Тема 10. Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи | 7 РР -2 КД -1 | | | | | |
80. 81 | 1 2 | Типы сложных предложений с разными видами связи. | Т1+Т2 | 05.04 | 05.04 | | | |
82 83 84 | 3 4 5 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | | 07.04 10.04 12.04 | 07.04 10.04 12.04 | | | |
85 | 6 | РР 10. Рецензия как жанр публицистики и научного стиля речи | | 14.04 | 14.04 | | | |
86 87 | 7 8 | Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи | Т1+Т2 | 17.04 | 17.04 | | | |
88 | 9 | РР 11.Отзыв о прочитанном произведении. | | 19.04 | 19.04 | | | |
89 | 10 | Контрольный диктант с грамматическим заданием 1 | | 21.04 | 21.04 | | | |
| | Тема 11 Прямая и косвенная речь. Цитирование. Тема 12 Обобщение и систематизация изученного в 5 -9 классах. | 5 5 РР-1 КТЗ -1 | | | | | |
90 | 1 | Анализ контрольного диктанта. Прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. | | 28.04 | 28.04 | | | |
91 | 2 | Цитирование. Способы включения цитат в высказывание. | | 24.04 | 24.04 | | | |
92 93 | 3 4 | Нормы построения предложений с прямой и косвенной речью; нормы постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании. | Т1+Т2 | 26.04 | 26.04 | | | |
94 | 5 | Применение знаний по синтаксису и пунктуации в практике правописания | | 28.04 | 28.04 | | | |
95 96 | 6 7 | Обобщение и систематизация изученного в 5 -9 классах. Фонетика и графика. Лексикология и фразеология. | Т1+Т2 | 03.05 | 03.05 | | | |
97 | 8 | Морфемика. Словообразование. | | 05.05 | 05.05 | | | |
98 | 9 | Контрольные тестовые задания 2 | | 10.05 | 10.05 | | | |
99 | 10 | Анализ контрольной работы. Морфология. Орфография. | | 12.05 | 12.05 | | | |
100 | 11 | Синтаксис и пунктуация | | 15.05 | 15.05 | | | |
101 102 | 12 13 | РР 12. Деловая речь. (заявление, автобиография). Итоговый урок | Т1+Т2 | 17.05 | 17.05 | | | |
ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ КОЛИЧЕСТВУ КОНТРОЛЬНЫХ И ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ
Обязательное количество видов контроля в 8 классе
Вид контроля | Класс | |
9 класс | ||
Полугодие | I | II |
Тематическая тестовая работа | - | - |
Изложение | 1 | - |
Сочинение | 1 | - |
Контрольный диктант | - | - |
Контрольный диктант с грамматическим заданием | - | 1 |
Контрольное изложение | 1 | 1 |
Контрольное сочинение | 1 | 1 |
Контрольные тестовые задания | 1 | 1 |
Всего за полугодие | 5 | 4 |
ИТОГО ЗА ГОД | 9 |
В рамках полугодия в 5-9 классах равномерно распределяются виды контроля по четвертям.
Языковая тема (с учётом часов на развитие речи, на контрольные работы) не более 15-16 часов.
Контрольный диктант с грамматическим заданием (оценивается одной отметкой, которая является средней между отметкой за диктант и отметкой за грамматическое задание; если в сумме получается не целое число, то отметка округляется в сторону уменьшения) может быть контрольной работой в конце темы.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическая литература
Методические материалы
Учебно-методическая литература
9 класс
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. И. Львова. – М.: Мнемозина, 2003. Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. – М.: Просвещение, 2005. Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь / Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. – М.: Просвещение, 20044. Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл. / И. В. Текучева. – М.: Астрель, 2002. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Л. А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2004. Угроватова Т. Ю. Русский язык: 9 класс / Т. Ю. Угроватова. – М.: Просвещение, 2005. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2006. Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки / И. П. Цыбулько. – М.: Просвещение, 2006. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 9 кл.» М.М. Разумовская. С.И. Львова, В.И. Капинос; под ред. М.М. Разумовской – М.: Дрофа, 2009. Соколова Г.П., Львов В.В. Книга для учителя к учебнику «Русский язык. 9 класс» / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009.Учебно-методические-пособия, подготовленные творческими группами
при ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»
Русский язык. Уроки текстоведения и развития речи. 5 класс. Электронное пособие для дистанционного обучения и самообразования обучающихся / сост. Плыс Л.Н. // под ред. Мельниковой Л.В. – Донецк: Истоки, 2017.
Сборник диктантов для государственной итоговой аттестации по русскому языку для общеобразоват. организаций: 9 класс / сост.: Рубинская Н.О., Бурцева С.А., Денисова Н.Ф., Ленская И.Н. и др. – Донецк: Истоки, 2017. – 124 с.
Сборник ценностно-деятельностных задач. Русский язык. 5–11 классы / сост. Данилова И.Н., Болгаров М.В., Ржесик С.А., Филиппская Е.М., Чебаненко О.Н., Бережная Н.В., Бондаренко А.Ю., Дейна Н.А., Дудко Е.И., Ельникова И.А., Лихтанская Т.Е., Мамченко Н.И., Московская Т.В. / под общей ред. Мельниковой Л.В. – Донецк: Истоки, 2017. – 436 с.
Сборник изложений для государственной итоговой аттестации по русскому языку для общеобразоват. организаций: 11–й кл. / сост. Мельникова Л.В., Чаленко О.В., Шаповалова Л.Н., Крюкова А.В., Постол В.А., Рожкова Л.А., Воронько Г.К., Иванова Г.В., Изотова С.М., Коняшина Н.А., Левченко Е.Я., Овчаренко Л.А., Павлова Л. М., Рыжикова О.В., Сметанка О.С. и др. – Донецк: Истоки, 2017. – 412 с.
С любовью к родному краю… Интерактивные таблицы по русскому языку. 5-11 классы / сост. Данилова И.Н., Плыс Л.Н., Бережная Н.В., Дейна Н.А., Болгаров М.В., Ельникова И.А., Лихтанская Т.Е., Сатункина С.В., Созанская Е.Н., Новик О.А., Харитошина Ю.В. и др.; под общей ред. Мельниковой Л.В. – Донецк: Истоки, 2018.
Русский язык. Уроки текстоведения и развития речи. 6 класс: Электронное пособие для дистанционного обучения и самообразования обучающихся. / Сост. Плыс Л.Н.; под ред. Мельниковой Л.В. – Донецк, 2018.
Русский язык. Уроки текстоведения и развития речи. 7 класс: Электронное пособие для дистанционного обучения и самообразования обучающихся. / Сост. Плыс Л.Н.; под ред. Мельниковой Л.В. – Донецк, 2018.
Русский язык. Сборник авторских программ (факультативные курсы, спецкурсы, элективные курсы, курсы по выбору): для общеобразоват. организаций: 5-11 кл. / под общей редакцией Мельниковой Л.В. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 233 с.
Сборник текстов устных выступлений участников и победителей Республиканского конкурса ораторского мастерства «РОСТ: Риторы и Ораторы – Слова Творцы» : для общеобразоват. организаций / сост. Мельникова Л.В., Романенко В.В., Рубинская Н.О., Король Г.Н. – Донецк : Истоки, 2019.
Сборник творческих работ победителей Республиканского конкурса эссе «Россия в моём сердце» : для общеобразоват. организаций / сост. Мельникова Л.В., Романенко В.В., Рубинская Н.О. – Донецк : Истоки, 2019.
Русский язык. 5 класс. Тетрадь-тренажёр: для общеобразоват. организаций / сост. Плыс Л.Н.; под ред. Мельниковой. – В 2-х частях. – Часть I. Донецк : Истоки, 2020. – 42 с. Русский язык. 5 класс. Тетрадь-тренажёр.: для общеобразоват. организаций / сост. Плыс Л.Н.; под ред. Мельниковой. – В 2-х частях. – Часть II. – Донецк : Истоки, 2020. – 42 с. Русский язык. 5 класс. Контрольно-измерительные материалы: для общеобразоват. организаций / сост. Данилова И.Н.; под ред. Мельниковой. – Донецк : Истоки, 2020. – 82 с. Русский язык. 6 класс. Электронная тетрадь-тренажёр: для общеобразоват. организаций / сост. Плыс Л.Н.; под ред. Мельниковой Л.В. – Донецк : Истоки, 2020. – с. 30.