Рабочая программа учителя по учебному предмету «Биология» для обучающихся 10-11 классов

2
0
Материал опубликован 17 January 2021


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учителя по учебному предмету «Биология. 10-11 класс» предназначена для изучения дисциплины на базовом уровне в общеобразовательных классах.

Программа направлена на реализацию требований предметной области «Естественные науки» и требований к общеобразовательной подготовке учащихся по биологии.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

Беляев Д. К. Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.]; под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.

Беляев Д. К. Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.]; под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. 

Общая характеристика предмета (курса)

Биология - система наук, изучающая аспекты жизни, на всех уровнях организации живого, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным. Объектами изучения биологии являются живые организмы, их строение и жизнедеятельность, многообразие организмов, происхождение, эволюция и распределение живых организмов на Земле. Биология, таким образом, является одной из основополагающих наук о жизни, а владение биологическими знаниями - одним из необходимых условий сохранения жизни на планете.

Курс биологии 10-11 классов включает разделы общей биологии. Общая биология - раздел биологии, изучающий основные и общие для всех организмов закономерности жизненных явлений. Задача общей биологии - выявление и объяснение общего, одинаково верного для всего многообразия организмов. Так как общая биология включает в себя ряд других самостоятельных наук, ее можно определить как область биологии, исследующая наиболее общие, присущие всем живым существам закономерности.

Курс биологии в 10-11 классах закономерно базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии, математики в основной школе. Таким образом, соблюдается преемственность в изучении биологии между основной и средней школой, и устанавливаются межпредметные связи.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены демонстрации, лабораторные и практические работы. При выполнении практической части программы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практического компонента учебной программы направлено на формирование общеучебных умений и создание системно-деятельностного подхода на уроках биологии.

При отборе содержания учебной дисциплины «Биология» использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности, облегчающие социализацию выпускников средней школы.

Курсу биологии на ступени среднего общего образования предшествует курс биологии, включающий элементарные сведения об основных биологических объектах. Содержание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия. В целом содержание курса биологии в старшей школе более полно раскрывает общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы, позволяет актуализировать основные биологические данные курса биологии основной школы.

Практический компонент программы составляют лабораторные и практические работы. Они логично связаны с содержанием определенных разделов и тем предмета. Выполнение заданий практического характера позволяет приобрести специальные навыки и умения, обеспечивающие более глубокое усвоение учащимися учебного материала.

При изучении курса проводится 2 вида контроля. Текущий контроль в процессе изучения темы. Итоговый контроль. Итоговая письменная контрольная работа проводится после изучения наиболее значительного блока тем или в конце учебного семестра. В каждом классе среднего общего образования (10-11 класс) проводится 2 контрольные работы (по одной работе в семестре).

Виды текущего контроля: устный опрос; письменные работы; контроль с помощью технических средств и информационных систем.

Формы контроля: тест; контрольная работа; зачет; лабораторная, практическая работа; творческие работы; сообщение; отчет; защита проекта.

Программа предполагает структурирование учебного материала на два учебных года. В соответствии с Рабочим учебным планом школы, на изучение курса биологии в общеобразовательных классах выделено 70 часов:

в 10 классе – 35 часов (1 час в неделю), в 11 классе – 35 часов (1 час в неделю).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Биология. 10 класс.


п/п

Тема

Количество часов

Практическая часть программы

программа

план

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы


Введение. Биология как комплекс наук о живой природе

1

1




Раздел І. Структурные и функциональные основы жизни (22)


Тема 1. Молекулярные основы жизни.

6

6


1



Тема 2. Клеточный и тканевой уровни организации жизни.

8

8

1


1


Тема 3. Жизнедеятельность клетки

6

6


1



Тема 4. Передача генетического материала клетками.

2

2


1


Раздел ІI. Организм (9) +1


Тема 5. Основы наследственности и изменчивости.

6

6+1


2

1


Тема 6. Основы биологии размножения и развития.

3

3




Резерв



3

-





Всего

35

33

1

5

2



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Биология. 11 класс.


темы

Тема

Количество часов

Практическая часть программы

программа

план

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы

Раздел ІIІ. Теория эволюции (18) -1


Основы эволюционного учения

6

6


1



Многообразие организмов как результат эволюции.

10

10

1


1


Возникновение и развитие жизни на Земле.

2

2




Раздел. IV. Организмы и окружающая среда (12)


Основы экологии

8

8


2



Учение о биосфере. Охрана природы

4

4



1

Резерв



5

2





Всего

35

32

1

3

2



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Биология 10 класс

(35 часов – 1 час в неделю, резерв – 3часа)

п/п

урока

Дата

Кол-во часов

Название раздела, тема урока

Примечание

План

Факт



1



1

Введение. Биология как комплекс наук о живой природе (1 ч)

Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний. История биологии, ученые – биологи. Биологические системы как предмет изучения биологии.



1.



22



6

Раздел І. Структурные и функциональные основы жизни (22 ч)

Тема 1. Молекулярные основы жизни. 6ч

Элементный и ионный состав клетки. Неорганические соединения клетки. Биологическая роль воды.



2.




Органические соединения организмов. Биополимеры. Разнообразие и роль углеводов. Биологические функции липидов.



3.




Строение и свойства белков. Функции белков. Ферменты.



4.




Нуклеиновые кислоты: строение, свойства, типы.



5.




Аденозинтрифосфорная кислота. Биологически активные вещества (витамины, гормоны, ферменты).



6.




Решение задач по молекулярной биологии. Практическая работа 1. Решение элементарных задач по молекулярной биологии.



1.



8

Тема 2. Клеточный и тканевой уровни организации жизни. 8ч

История и методы цитологии. Клетка как элементарная биологическая система. Клеточная теория.



2.




Поверхностный аппарат клетки. Биологические мембраны: структура, свойства, функции. Мембранный транспорт.



3.




Структурно-функциональная организация эукариотических клеток организмов, представителей различных царств.



4.




Организация генетического материала эукариот. Хромосомы. Кариотип. Геном прокариот. Лабораторная работа 1. Изучение хромосом (на фиксированных микропрепаратах, микрофотографиях).



5.




Контрольная работа №1.

Работа с терминами.


6.




Анализ контрольной работы. Дифференциация клеток. Ткани растений. Механизмы регуляции функций у растений.



7.




Ткани животных. Уровни организации многоклеточного животного организма. Механизмы регуляции функций у животных. -



8.




Биология прокариот. Значение бактерий в природе, жизни человека. - Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний. 20



1.



6

Тема 3. Жизнедеятельность клетки. 6ч

Типы метаболизма в живых организмах. Пластический обмен. Фотосинтез, характеристика этапов и условия протекания процессов. Хемосинтез.



2.




Энергетический обмен. Характеристика этапов энергетического обмена. Брожение.



3.




Репликация ДНК. Ген. Современные представления о структуре гена. Генетический код, его свойства.



4.




Биологический синтез белков: характеристика процессов.




5.




Регуляция работы генов.



6.




Реакции матричного синтеза. Практическая работа 2. Решение элементарных задач по молекулярной биологии.



1.



2

Тема 4. Передача генетического материала клетками. 2ч

Клеточный цикл. Митоз, амитоз. Цитокинез. Мейоз. Кроссинговер.



2.




Сравнение митоза и мейоза. Старение и гибель клеток. Цитотехнологии.

Практическая работа 3. Решение элементарных задач по молекулярной биологии.



1.



10

7

Раздел ІI. Организм (9ч) +1

Тема 5. Основы наследственности и изменчивости. 6ч + 1ч

Закономерности наследственности при моногибридном и дигибридном скрещивании. Законы Г. Менделя.



2.




Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Внеядерная наследственность.



3.




Сцепленное наследование признаков. Генетические карты-. Генетика пола, сцепленное с полом наследование.



4.




Практическая работа 4. Решение генетических задач (моно- и дигибридное скрещивание, сцепленное с полом наследование).



5.




Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Типы мутаций. Мутагены. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Практическая работа 5. Составление и анализ родословных человека.



6.




Основы селекции.



7.




Контрольная работа №2



1.



3

Тема 6. Основы биологии размножения и развития. 3ч

Анализ контрольной работы. Способы размножения организмов. Образование половых клеток. Оплодотворение у животных и растений.



2.




Этапы онтогенеза. Эмбриональное развитие хордовых. Постэмбриональное развитие.

Рост и развитие организмов.



3.




Обобщение и систематизация знаний.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Биология 11 класс

(35 часов – 1 час в неделю, резерв – 5 часов)

п/п

урока

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

План

Факт

Примеча

ние


1.

Раздел IIІ. Теория эволюции (18ч.) +1

Тема 7. Основы эволюционного учения (6 ч.) +1

Становление эволюционного учения. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции.

19

7





2.

Доказательства эволюции.






3.

Механизмы эволюционного процесса. Роль изменчивости в эволюции. Элементарные эволюционные факторы.






4.

Естественный отбор как направляющий эволюционный фактор. Формы естественного отбора.






5.

Приспособленность организмов к условиям обитания. Направления и пути эволюции.






6.

Способы видообразования. Микроэволюция. Макроэволюция.






7.

Практическая работа 1. Выявление гомологичных и аналогичных органов, рудиментов и атавизмов.






1.

Тема 8. Многообразие организмов как результат эволюции. (10 ч.)

Эволюция растений. Низшие растения. Обзор высших споровых растений. Жизненные циклы.

10





2.

Семенные растения. Голосеменные растения. Классы и семейства покрытосеменных растений.






3.

Грибы и лишайники как отдельное царство организмов






4.

Эволюция животных. Многообразие беспозвоночных. Жизненные циклы отдельных представителей.






5.

Многообразие хордовых животных. Характеристика классов позвоночных животных.






6.

Эволюция органов и систем.






7.

Лабораторная работа 1. Филогенез органов и систем органов у животных (две системы на выбор).






8.

Эволюция и типы метаболизма в живых организмах.






9.

Контрольная работа №1.






10.

Анализ контрольной работы. Современная система органического мира.






1.

Тема 9. Возникновение и развитие жизни на Земле. (2 ч.)

Основные гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.

2





2.

Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.






1

Раздел IV. Организмы и окружающая среда (12 ч.)+1

Тема 10. Основы экологии. (8 ч.)

Экология как наука. Экологические факторы и их классификация. Закономерности действия экологических факторов на организмы и популяции. Биологические ритмы.

13

8





2.

Практическая работа 2. Оценка влияния температуры воздуха на человека.






3.

Адаптация организмов к различным средам обитания. Многообразие форм приспособленности организмов к условиям жизни.






4.

Экологическая характеристика популяции.






5.

Структура и динамика биоценозов. Типы экологических взаимоотношений между организмами.






6.

Учение об экосистеме. Потоки вещества и энергии в экосистемах, цепи питания. Экологические пирамиды.






7.

Динамика экосистем. Искусственные экосистемы.






8.

Практическая работа 3. Решение задач по экологии /правило экологической пирамиды, цепи питания/






1.

Тема 11. Учение о биосфере. Охрана природы. 4+1 ч.

Биосфера, ее границы. Биомы.

Живое вещество и его функции. Биогеохимические циклы.

5





2.

Влияние человека на состояние биосферы. Экологические проблемы. Основы рационального природопользования.






3.

Охрана природы.






4.

Контрольная работа №2






5.

Анализ контрольной работы. Обобщение и систематизация знаний.







Защита проектов.







ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Беляев Д. К. Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.]; под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.

Беляев Д. К. Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.]; под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.







1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.