Рабочая программа учителя по учебному предмету «Биология» для обучающихся 10-11 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учителя по учебному предмету «Биология. 10-11 класс» предназначена для изучения дисциплины на базовом уровне в общеобразовательных классах.
Программа направлена на реализацию требований предметной области «Естественные науки» и требований к общеобразовательной подготовке учащихся по биологии.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Беляев Д. К. Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.]; под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.
Беляев Д. К. Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.]; под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Общая характеристика предмета (курса)
Биология - система наук, изучающая аспекты жизни, на всех уровнях организации живого, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным. Объектами изучения биологии являются живые организмы, их строение и жизнедеятельность, многообразие организмов, происхождение, эволюция и распределение живых организмов на Земле. Биология, таким образом, является одной из основополагающих наук о жизни, а владение биологическими знаниями - одним из необходимых условий сохранения жизни на планете.
Курс биологии 10-11 классов включает разделы общей биологии. Общая биология - раздел биологии, изучающий основные и общие для всех организмов закономерности жизненных явлений. Задача общей биологии - выявление и объяснение общего, одинаково верного для всего многообразия организмов. Так как общая биология включает в себя ряд других самостоятельных наук, ее можно определить как область биологии, исследующая наиболее общие, присущие всем живым существам закономерности.
Курс биологии в 10-11 классах закономерно базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии, математики в основной школе. Таким образом, соблюдается преемственность в изучении биологии между основной и средней школой, и устанавливаются межпредметные связи.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены демонстрации, лабораторные и практические работы. При выполнении практической части программы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практического компонента учебной программы направлено на формирование общеучебных умений и создание системно-деятельностного подхода на уроках биологии.
При отборе содержания учебной дисциплины «Биология» использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности, облегчающие социализацию выпускников средней школы.
Курсу биологии на ступени среднего общего образования предшествует курс биологии, включающий элементарные сведения об основных биологических объектах. Содержание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия. В целом содержание курса биологии в старшей школе более полно раскрывает общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы, позволяет актуализировать основные биологические данные курса биологии основной школы.
Практический компонент программы составляют лабораторные и практические работы. Они логично связаны с содержанием определенных разделов и тем предмета. Выполнение заданий практического характера позволяет приобрести специальные навыки и умения, обеспечивающие более глубокое усвоение учащимися учебного материала.
При изучении курса проводится 2 вида контроля. Текущий – контроль в процессе изучения темы. Итоговый контроль. Итоговая письменная контрольная работа проводится после изучения наиболее значительного блока тем или в конце учебного семестра. В каждом классе среднего общего образования (10-11 класс) проводится 2 контрольные работы (по одной работе в семестре).
Виды текущего контроля: устный опрос; письменные работы; контроль с помощью технических средств и информационных систем.
Формы контроля: тест; контрольная работа; зачет; лабораторная, практическая работа; творческие работы; сообщение; отчет; защита проекта.
Программа предполагает структурирование учебного материала на два учебных года. В соответствии с Рабочим учебным планом школы, на изучение курса биологии в общеобразовательных классах выделено 70 часов:
в 10 классе – 35 часов (1 час в неделю), в 11 классе – 35 часов (1 час в неделю).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Биология. 10 класс.
№ п/п | Тема | Количество часов | Практическая часть программы | ||||
программа | план | Лабораторные работы | Практические работы | Контрольные работы | |||
Введение. Биология как комплекс наук о живой природе | 1 | 1 | |||||
Раздел І. Структурные и функциональные основы жизни (22) | |||||||
Тема 1. Молекулярные основы жизни. | 6 | 6 | 1 | ||||
Тема 2. Клеточный и тканевой уровни организации жизни. | 8 | 8 | 1 | 1 | |||
Тема 3. Жизнедеятельность клетки | 6 | 6 | 1 | ||||
Тема 4. Передача генетического материала клетками. | 2 | 2 | 1 | ||||
Раздел ІI. Организм (9) +1 | |||||||
Тема 5. Основы наследственности и изменчивости. | 6 | 6+1 | 2 | 1 | |||
Тема 6. Основы биологии размножения и развития. | 3 | 3 | |||||
Резерв | |||||||
3 | - | ||||||
Всего | 35 | 33 | 1 | 5 | 2 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Биология. 11 класс.
№ темы | Тема | Количество часов | Практическая часть программы | |||
программа | план | Лабораторные работы | Практические работы | Контрольные работы | ||
Раздел ІIІ. Теория эволюции (18) -1 | ||||||
Основы эволюционного учения | 6 | 6 | 1 | |||
Многообразие организмов как результат эволюции. | 10 | 10 | 1 | 1 | ||
Возникновение и развитие жизни на Земле. | 2 | 2 | ||||
Раздел. IV. Организмы и окружающая среда (12) | ||||||
Основы экологии | 8 | 8 | 2 | |||
Учение о биосфере. Охрана природы | 4 | 4 | 1 | |||
Резерв | ||||||
5 | 2 | |||||
Всего | 35 | 32 | 1 | 3 | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Биология 10 класс
(35 часов – 1 час в неделю, резерв – 3часа)
№ п/п | № урока | Дата | Кол-во часов | Название раздела, тема урока | Примечание | |
План | Факт | |||||
1 | 1 | Введение. Биология как комплекс наук о живой природе (1 ч) Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний. История биологии, ученые – биологи. Биологические системы как предмет изучения биологии. | ||||
1. | 22 6 | Раздел І. Структурные и функциональные основы жизни (22 ч) Тема 1. Молекулярные основы жизни. 6ч Элементный и ионный состав клетки. Неорганические соединения клетки. Биологическая роль воды. | ||||
2. | Органические соединения организмов. Биополимеры. Разнообразие и роль углеводов. Биологические функции липидов. | |||||
3. | Строение и свойства белков. Функции белков. Ферменты. | |||||
4. | Нуклеиновые кислоты: строение, свойства, типы. | |||||
5. | Аденозинтрифосфорная кислота. Биологически активные вещества (витамины, гормоны, ферменты). | |||||
6. | Решение задач по молекулярной биологии. Практическая работа 1. Решение элементарных задач по молекулярной биологии. | |||||
1. | 8 | Тема 2. Клеточный и тканевой уровни организации жизни. 8ч История и методы цитологии. Клетка как элементарная биологическая система. Клеточная теория. | ||||
2. | Поверхностный аппарат клетки. Биологические мембраны: структура, свойства, функции. Мембранный транспорт. | |||||
3. | Структурно-функциональная организация эукариотических клеток организмов, представителей различных царств. | |||||
4. | Организация генетического материала эукариот. Хромосомы. Кариотип. Геном прокариот. Лабораторная работа 1. Изучение хромосом (на фиксированных микропрепаратах, микрофотографиях). | |||||
5. | Контрольная работа №1. | Работа с терминами. | ||||
6. | Анализ контрольной работы. Дифференциация клеток. Ткани растений. Механизмы регуляции функций у растений. | |||||
7. | Ткани животных. Уровни организации многоклеточного животного организма. Механизмы регуляции функций у животных. - | |||||
8. | Биология прокариот. Значение бактерий в природе, жизни человека. - Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний. 20 | |||||
1. | 6 | Тема 3. Жизнедеятельность клетки. 6ч Типы метаболизма в живых организмах. Пластический обмен. Фотосинтез, характеристика этапов и условия протекания процессов. Хемосинтез. | ||||
2. | Энергетический обмен. Характеристика этапов энергетического обмена. Брожение. | |||||
3. | Репликация ДНК. Ген. Современные представления о структуре гена. Генетический код, его свойства. | |||||
4. | Биологический синтез белков: характеристика процессов. | |||||
5. | Регуляция работы генов. | |||||
6. | Реакции матричного синтеза. Практическая работа 2. Решение элементарных задач по молекулярной биологии. | |||||
1. | 2 | Тема 4. Передача генетического материала клетками. 2ч Клеточный цикл. Митоз, амитоз. Цитокинез. Мейоз. Кроссинговер. | ||||
2. | Сравнение митоза и мейоза. Старение и гибель клеток. Цитотехнологии. Практическая работа 3. Решение элементарных задач по молекулярной биологии. | |||||
1. | 10 7 | Раздел ІI. Организм (9ч) +1 Тема 5. Основы наследственности и изменчивости. 6ч + 1ч Закономерности наследственности при моногибридном и дигибридном скрещивании. Законы Г. Менделя. | ||||
2. | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Внеядерная наследственность. | |||||
3. | Сцепленное наследование признаков. Генетические карты-. Генетика пола, сцепленное с полом наследование. | |||||
4. | Практическая работа 4. Решение генетических задач (моно- и дигибридное скрещивание, сцепленное с полом наследование). | |||||
5. | Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Типы мутаций. Мутагены. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Практическая работа 5. Составление и анализ родословных человека. | |||||
6. | Основы селекции. | |||||
7. | Контрольная работа №2 | |||||
1. | 3 | Тема 6. Основы биологии размножения и развития. 3ч Анализ контрольной работы. Способы размножения организмов. Образование половых клеток. Оплодотворение у животных и растений. | ||||
2. | Этапы онтогенеза. Эмбриональное развитие хордовых. Постэмбриональное развитие. Рост и развитие организмов. | |||||
3. | Обобщение и систематизация знаний. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Биология 11 класс
(35 часов – 1 час в неделю, резерв – 5 часов)
№ п/п | № урока | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | План | Факт | Примеча ние |
1. | Раздел IIІ. Теория эволюции (18ч.) +1 Тема 7. Основы эволюционного учения (6 ч.) +1 Становление эволюционного учения. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. | 19 7 | ||||
2. | Доказательства эволюции. | |||||
3. | Механизмы эволюционного процесса. Роль изменчивости в эволюции. Элементарные эволюционные факторы. | |||||
4. | Естественный отбор как направляющий эволюционный фактор. Формы естественного отбора. | |||||
5. | Приспособленность организмов к условиям обитания. Направления и пути эволюции. | |||||
6. | Способы видообразования. Микроэволюция. Макроэволюция. | |||||
7. | Практическая работа 1. Выявление гомологичных и аналогичных органов, рудиментов и атавизмов. | |||||
1. | Тема 8. Многообразие организмов как результат эволюции. (10 ч.) Эволюция растений. Низшие растения. Обзор высших споровых растений. Жизненные циклы. | 10 | ||||
2. | Семенные растения. Голосеменные растения. Классы и семейства покрытосеменных растений. | |||||
3. | Грибы и лишайники как отдельное царство организмов | |||||
4. | Эволюция животных. Многообразие беспозвоночных. Жизненные циклы отдельных представителей. | |||||
5. | Многообразие хордовых животных. Характеристика классов позвоночных животных. | |||||
6. | Эволюция органов и систем. | |||||
7. | Лабораторная работа 1. Филогенез органов и систем органов у животных (две системы на выбор). | |||||
8. | Эволюция и типы метаболизма в живых организмах. | |||||
9. | Контрольная работа №1. | |||||
10. | Анализ контрольной работы. Современная система органического мира. | |||||
1. | Тема 9. Возникновение и развитие жизни на Земле. (2 ч.) Основные гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле. | 2 | ||||
2. | Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство. | |||||
1 | Раздел IV. Организмы и окружающая среда (12 ч.)+1 Тема 10. Основы экологии. (8 ч.) Экология как наука. Экологические факторы и их классификация. Закономерности действия экологических факторов на организмы и популяции. Биологические ритмы. | 13 8 | ||||
2. | Практическая работа 2. Оценка влияния температуры воздуха на человека. | |||||
3. | Адаптация организмов к различным средам обитания. Многообразие форм приспособленности организмов к условиям жизни. | |||||
4. | Экологическая характеристика популяции. | |||||
5. | Структура и динамика биоценозов. Типы экологических взаимоотношений между организмами. | |||||
6. | Учение об экосистеме. Потоки вещества и энергии в экосистемах, цепи питания. Экологические пирамиды. | |||||
7. | Динамика экосистем. Искусственные экосистемы. | |||||
8. | Практическая работа 3. Решение задач по экологии /правило экологической пирамиды, цепи питания/ | |||||
1. | Тема 11. Учение о биосфере. Охрана природы. 4+1 ч. Биосфера, ее границы. Биомы. Живое вещество и его функции. Биогеохимические циклы. | 5 | ||||
2. | Влияние человека на состояние биосферы. Экологические проблемы. Основы рационального природопользования. | |||||
3. | Охрана природы. | |||||
4. | Контрольная работа №2 | |||||
5. | Анализ контрольной работы. Обобщение и систематизация знаний. | |||||
Защита проектов. |
ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Беляев Д. К. Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.]; под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.
Беляев Д. К. Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.]; под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
1