Рабочая программа по учебному предмету «Географическая картография» для обучающихся 10–11 классов
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 4
городского округа город Нововоронеж"
РАССМОТРЕНО на школьном методическом объединении учителей протокол №1 от 26 августа 2019 г.
подпись ФИО руководителя ШМО | ПРИНЯТО на Методическом Совете школы протокол №1 от 26 августа 2019 г.
подпись ФИО председателя МС | УТВЕРЖДЕНО Протокол педагогического совета от 27 августа 2019 г. №1 приказ от 27 августа 2019 г. № 1
подпись ФИО директора школы |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету (география) «Географическая картография» |
Ступень обучения 10 - 11 класс уровень учебный курс дополнительный ФГОС СОО |
Количество часов 68 уровень базовый Учитель Ковалева Галина Валентиновна |
г. Нововоронеж 2019-2020 учебный год |
Пояснительная записка
Данная программа разработана для учащихся 10 - 11 Социально-экономического класса.
Данный курс направлен на углубление и расширение знаний учащихся по знанию географической карты, умению её читать, выполнять картографические проекции. позволяет восполнить пробелы в знаниях по этому вопросу, возникшие в результате почти полного исключения этого материала из школьной программы. Курс "Географическая картография» может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимися разных профилей.
Настоящая программа составлена на 68 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 2 года обучения, по 34 часа в 10 и 11 классах.
Содержание учебного курса позволяет расширить знания учащихся об истории появления и создания карт, методах их составления и использования. Курс представляется необходимым, так как методы картографии, развиваясь тесной связи с физической и экономической географией, находят самое широкое применение и во многих других естественных и общественных науках: геологии, истории, социологии, экономике и т. д.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической, географической контурными картами, глобусом), текстовыми, профилями диаграммами. рисунками схемами и др.. Содержание каждой темы учебного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
В программе курса упор сделан на те разделы картографии, которые вооружают школьника необходимыми ему знаниями и умениями, расширяют его кругозор, повышают общую культуру. Так, значительное место отведено изучению свойств карт, их языковых особенностей, выработке навыков анализа картографического языка, использованию этих знаний при оформлении домашних и классных заданий на контурных картах, создании своих собственных карт (рукописных или компьютерных).
Для ознакомления учащихся с созданием первичных карт, что необходимо для обучения ориентированию в пространстве, в программу включен раздел съемки местности простейшими приборами. При отсутствии таковых в школе учащиеся могут изготовить их сами под руководством преподавателя.
Занятия могут состоять из лекционного материала, практических классных работ, а также полевых работ (в окрестностях школы, в лесу и т. д.). При наличии компьютерных классов большая часть занятий может быть проведена с использованием компьютеров и имеющихся на рынке готовых программных продуктов и электронных карт и атласов.
Общие цели профильной подготовки:
- в процессе изучения темы развиваются способности к самоопределению;
· через практические занятия формируется ответственность за самостоятельный выбор будущей профессии;
· современными технологиямти, различными методами и формами необходимо вызвать интерес к предмету, желание изучать данную тему в дальнейшем.
Цель курса: формирование базовых знаний и представлений о методах создания картографических произведений, об образах территории и явлениях, изображаемых на карте, а также навыков работы с картографическими произведениями и умений решать по картам учебные, научные и прикладные задачи.
Задачи курса:
- обеспечить понимание теоретических представлений о методах создания картографических произведений;
- сформировать знания об образах территории и явлениях, изображаемых на картах;
- активизировать самостоятельную познавательную деятельность при выполнении блока самостоятельных заданий по данной дисциплине;
- сформировать умение и навыки работы с картографическими произведениями.Формы работы.
Фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся, практические работы, информационные компьютерные технологии.
Практическая работа способствует углублению и развитию теоретических знаний и навыков (работа с контурными картами, составление плана местности, самостоятельное использование учебника и дополнительной литературы, карт, статистических материалов, наглядных пособий, географических приборов и т.д.). Практическая работа подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями.
Информационные компьютерные технологии позволяют школьнику с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности
Ожидаемый результаты изучения факультативного курса.
Изучение факультативного курса «Географическая Картография» способствует активному формированию географического мышления школьников, развивает их интерес к предмету. Данный курс помогает наиболее глубже развивать знания географической карте, развивает навыки работы с ней.
Планируемые результаты
В курсе изучения школьники закрепляют свои умения: ориентироваться на местности, составлять план местности, различать виды карт, работать с разными видами масштаба, находить объекты на физической карте мира и изображать их на контурных картах Учащиеся в дальнейшим могут использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся (УУД)
Предметные
- Владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
- Владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
- Объекты и территории по картам, картинам и другим источникам
географической информации, создавая их словесный или географический образ;
- Определять географическую информацию по картам различного содержания (количество осадков, температуру воздуха и т.д.);
- По различным видам и типам карт и других источников знаний для получения необходимой информации;
- Владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
- Определение координат и местоположения объектов на топографических и географических картах. Определение направлений и расстояний между объектами;
- Ориентирование на местности по планам и топографическим картам. Чтение топографических карт, знание условных знаков;
- Составление планов местности, схематических карт, дешифрование снимков;
- Чтение тематических карт. Знание основных способов изображения. Умение анализировать карты совместно с аэроснимками, космическими снимками и другими источниками информации (климатическими справочниками, статистическими данными и т. п.);
-Составление географических описаний по тематическим картам и атласам;
- Выполнение простейших картометрических определений по картам: измерение высот и глубин, длин рек и дорог, площадей ареалов, объемов;
- Расчет некоторых морфометрических показателей по картам: плотности населения, расчленения рельефа. Построения профилей и роз-диаграмм;
-Изучение взаимосвязей явлений по тематическим картам. Оценка корреляционных связей;
-Составление комплексной характеристики территорий с помощью серий тематических карт и атласов. Объяснение связей между природными явлениями.
Метапредметные
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
Владение навыками познавательной деятельности, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию;
Личностные
Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордостью за свой край;
Гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон ми правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства.
Основные методы обучения: информационно-развивающий, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, творчески-репродуктивный.
Основные формы работы: Основными формами организации учебных занятий в старшей школе при изучении географии на базовом уровне являются лекции, комбинированные уроки, практические занятия, тестирование, семинары, самостоятельная работа с разными источниками информации, выполнение заданий по плану, поисковая, исследовательская работа по картам, составление обобщающих таблиц, индивидуальная работа по заданиям.
Используемые технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, технология объяснительно-иллюстративного обучения технология, развивающего обучения, технология развития критического мышления.
Типы уроков: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок закрепления знаний, учащихся, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТОГРАФИЯ"
10 класс (34 часа, 1 час в неделю)
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1. | Введение. | 2 |
2. | Классификация, виды и типы географических карт и атласов. Глобус. Другие пространственные модели. | 10 |
3. | Картографическая проекция. Искажения в картографических проекциях, их распределение. Определение размеров искажений на картах. Виды проекций. | 6 |
4. | Картографические знаки и способы картографического изображения. | 8 |
5. | Способы изображения рельефа. | 4 |
6. | Надписи на географических картах. | 3 |
Резерв. | 1 | |
Итого: | 34 |
Раздел I. Введение (2 часа)
Что изучает картография. Понятие о картографии. Объекты изучения картографии. Разделы картографии.
История картографии. Древнейшие карты. Карты древнегреческой эпохи. Карты эпохи Средневековья. Карты эпохи Возрождения и Нового времени. Картография в рабовладельческом Китае. История картографии в России.
Раздел II. Классификация, виды и типы географических карт и атласов. Глобус. Другие пространственные модели. (10 часов)
Географическая карта. Элементы географической карты. Карта – уменьшенное изображение поверхности Земли. Карта – модель реальной действительности. Элементы географической карты. Элементы содержания карты. Математическая основа карты. Легенда карты. Картографическое изображение карты. Вспомогательное оснащение карты. Дополнительные данные карты.
Принципы классификации географических карт. По масштабу. По территориальному охвату. По теме. По назначению. По математической основе. По эпохе. По языку.
Классификация карт по масштабу. Значение классификации. Крупномасштабные карты. Среднемасштабные карты. Мелкомасштабные карты. Топографические карты. Последовательность перехода от более общих понятий к частным. Классификация карт суши и Мирового океана.
Классификация карт по тематике. Значение классификации. Типы карт. Карты природных явлений. Карты общественных явлений. Карты общегеографические. Карты тематические. Геологические карты. Карты рельефа земной поверхности. Специальные карты. Классификация карт в зависимости от их назначения. Многоцелевое назначение карт.
Типы географических карт. Группирование карт по тематике. Группы карт по методам научного исследования явлений, степени обобщения, объективности, практичности.
Аналитические карты. Синтетические карты. Рекомендательные карты. Документальные карты. Тенденциозные карты. Вымышленные карты. Оценочные карты. Прогнозные карты.
Географические атласы. Атлас – систематическое собрание карт. Значение атласов. Родоначальники атласа. Признаки классификации атласов: по территории, по тематике, по назначению.
Другие пространственные модели. Фотокарты. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Цифровые модели земной оболочки. Космические карты. Картографирование планет.
Форма Земли. Глобус. Форма земли. Геоид. Эллипс и его элементы. Глобус как модель Земли. Из истории создания глобуса. Свойства глобуса.
План местности. Ориентирование. План местности. Отличие плана от карты. Ориентирование. Горизонт. Стороны горизонта. Румб. Географический и магнитный меридианы. Виды ориентирования. Использование планов.
Практическая работа № 1. «Анализ карт. Составление плана местности. Ориентирование»
Раздел III. Картографическая проекция. Искажения в картографических проекциях, их распределение. Определение размеров искажений на картах.
Виды проекций. (6 часов)
Понятие и картографической проекции. Со сферы на плоскость. Понятие о картографической проекции. Суть проекции. Искажения. Виды искажений.
Классификация проекций по виду меридианов и параллелей нормальной сетки. Цилиндрические проекция. Азимутальные проекция. Коническая проекция. Построение картографической сетки в равновеликой цилиндрической проекции. Виды цилиндрических проекции. Псевдоконические, псевдоцилиндрические, псевдоазимутальные, псевдоконические проекции. Выбор проекций.
Классификация картографических проекций по характеру искажений. Равноугольные проекции (конформные). Равновеликие проекции (эквивалентные). Произвольные проекции. Проекция Гаусса – Крюгера. Цилиндрические, азимутальные, коническая проекции.
Практическая работа №2. «Виды проекций»
Раздел IV. Картографические знаки и способы картографического изображения (8 часов)
Картографические знаки. Способ локализованных значков. Понятие о картографических знаках. Значение. Использование. Функции картографических знаков. Виды и дифференциация знаков. Картографическая семиотика.. Примеры использования. Формы и виды локализованных значков. Абстрактные, буквенные, наглядные значки. Построение локализованных значков. Значение локализованных значков.
Способы линейных знаков и изолиний. Область применения знаков. Способ линейных знаков. Изолинии. Способ изолиний. Псевдоизолинии . Применение псевдоизолиний.
Способ качественного и количественного фонов. Применение качественного фона. Путь выделения групп однородных участков. Классификация по признакам. Подбор цветов. Применение количественного фона. Сочетание с другими способами изображения. Пути картографирования.
Способ локализованных диаграмм. Значение и использование локализованных диаграмм. Построение локализованных диаграмм. Роза ветров. Отличие локализованных диаграмм от способа значков. Картограммы. Картодиаграммы. Применение картограмм и картодиаграмм. Сеточно- площадный способ.
Точечный способ. Способ ареалов. Использование точечного способа. Построение точечного способа. Размещение точек по квадратам. Использование точек в разных весовых значениях. Понятие об ареале. Виды ареалов. Абсолютные и относительные ареалы. Приемы изображения ареала.
Способ знаков движения. Применение знаков движения. Векторы - графические средства отображения. Формы векторов. Разделение знаков движения.
Совместное применение различных способов изображения и их видоизменения. Использование различных способов изображения. Характер размещения явлений. Локализованный по пунктам. Локализованный на линиях. Локализованных на площадях. Рассеянный. Сплошной. Выбор способа изображения.
Раздел V. Способы изображения рельефа (4 часа)
Способы изображения рельефа. Сущность проблемы. Перспективное изображение рельефа. Виды картографического представления земной поверхности. Изображение рельефа по принципу отвесного и косого освещения. Штрихи. Способ «отмывки».
Оформление горизонталей. Понятие о горизонтали. Высоты. Размещение подписей. Цветовое изображение. Изобаты. Гипсометрическая окраска рельефа. Перспективные изображения рельефа. Блок – диаграммы.
Практическая работа №3. «Применение способов изображения рельефа».
Раздел VI. Надписи на географических картах (3 часа)
Виды надписей. Шрифты. Искусственный язык. Назначение карт. Описательные, мемориальные, указательные названия, названия – титулы. Собственные имена и названия. Пояснения к линиям картографической сетки. Шрифты надписей. Цвет надписей.
Картографическая топонимика. Выбор и передача названий. Понятие о топонимике. Размещение топонимов. Выбор названий. Передача названий. Местная официальная форма. Транслитерация. Традиционная форма. Переводная форма. Указатели географических названий. Содержание указателей. Сетка – «указательница». Система географических координат.
Практическая работа №4. «Надписи на географических картах»
11 класс (34 часа, 1 час в неделю)
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Картографическая генерализация. | 3 |
3. | Составление и виды профилей | 8 |
4. | Немая карта | 10 |
5. | По материкам и странам Номенклатура | 10 |
6. | Резерв | 2 |
Итого: | 34 |
Раздел I. Введение (1 час)
Связь картографии с другими науками. Значение картографии в современном обществе.
Раздел II. Картографическая генерализация. (3 часа)
Сущность и факторы генерализации. Виды генерализации. Свойство карты. Понятие о термине «генерализация». Тематика карты. Масштаб карты. Своеобразие картографируемых явлений. Степень изученности явлений. Значение генерализации. Виды генерализации: отбор картографируемых явлений, обобщение количественной характеристики, обобщение качественной характеристики, переход от простых объектов или понятий к более сложным. Условия генерализации.
Разновидность генерализации явлений. Влияние картографических знаков на генерализацию. Генерализация явлений локализованных по пунктам. Явления, локализованные на линиях. Генерализация явлений сплошного распространения и локализованных по площадям. Генерализация явлений рассеянного распространения. Генерализация показателей движения и связей.
Практическая работа №1. «Картографическая генерализация»
Раздел III. Составление и виды профилей (8 часов)
Профиль. Составление и виды профилей. Понятие о профиле. Тематика профилей. Фиды и построение профилей. Гипсометрический профиль. Геолого – геоморфологический профиль.
Практическая работа №2. «Составление профилей»
Раздел IV. Немая карта (10 часов)
Работа с контурной картой. Определение указанных территорий, обозначение географических объектов на контурной карте.
Практическая работа №3. «Обозначение рельефа на контурной карте»
Раздел V. По материкам и странам Номенклатура. (20 часов)
Углубленное изучение и анализ тематических карт материков и окуанов.
Практическая работа №4. Путешествуем с картой по городам Южной Америки. Практическая работа №5. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран мира. Обозначение на контурной карте крупнейших стран мира.
Система оценивания.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся по географии представлена следующими видами работ:
Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет оценить расхождение между реальным уровнем знаний у учащихся и актуальным уровнем, необходимым для продлжения обучения, и спланировать коррекционную работу с целью устранения этого расхождения, а также наметить «зону ближайшего развития».
Самостоятельная работа учащихся (проводится в течение изучения учебной темы) направлена на повышение уровня познавательной активности учащихся и ускорения процесса усвоения темы с одной стороны и на возможную коррекцию результатов усвоения с другой стороны. Результаты этой работы оформляются в специальной тетради для самостоятельных (практических), учитель осуществляет их проверку.
Практическая работа (проводится в течение всего года, согласно плана) направлена на проверку умений школьников работать с картой и другими источниками географических знаний.
Результаты обязательной практической работы фиксируются учителем в классном журнале и дневнике обучающегося. Результаты обучающих практических работ будут оценены выборочно.
Контрольная работа (проводится в течение всего года, согласно графику) направлена на проверку знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Содержание работ организовывается по разно уровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам.
Тестовые задания дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания о нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы.
Оценивание проводится в начале по бальной системе, а затем выражается в процентном соотношении. Каждое задание оценивается определенным количеством баллов. Но если ученик допустил ошибку, то количество баллов за задание снижается, а если выполнено не верно, то балл не выставляется.
Нормы оценивания:
Оценка знаний, умений, навыков предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Исходя из поставленных целей, учитывается правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений, самостоятельность ответа. речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Оценка знаний обучающихся
Отметка «5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важных географических событиях.
Отметка «4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводов, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка «3» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но неточно определяет понятия и закономерности, затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
Отметка «2» - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала; не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний
Отметка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности, соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов, самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использование карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов, неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.
Показатели сформированности умений осуществлять выполнение практической работы
Уровни развития умений | Форма проявления | Показатели сформированности умений выполнять практическую работу |
III (высший) Отметка «5» | Действия наибольшей сложности, требующие большой самостоятельности в процессе выполнения любого вида работы. | Овладение всеми видами работы (практическая - подбор источников информации, их анализ и сопоставление, демонстрационная, мыленная). Осознание цели работы (изучена инструкция или условия задания, установлен порядок работы, правильно отобраны источники информации). Цель работы достигнута. Установлены необходимые взаимосвязи при проведении работы и отражены в выводе. Оформление работы (устное, письменное и «мысленное») в различных сочетаниях, с практическими действиями осуществлено правильно, полно, т.е. без существенных ошибок. |
II (средний) Отметка «4» | Неполнота выполнения и оформления работы. | Овладение умениями выполнять практические задания и отдельные виды работы. Взаимосвязь между проведением работы и формулированием выводов осуществлены правильно. Допустимо относительно неполное оформление работы и незначительные ошибки в ходе работы. |
I (низкий) Отметка «3» | Возможно допущение отдельных существенных ошибок в ходе работы, в ее оформлении. | Овладение только умениями выполнять подбор источников информации. Взаимосвязь при выполнении отбора и выводами выявлена неполно. Допущены существенные ошибки в ходе работы и незначительные ошибки в оформлении работы. |
0 (нулевой) Отметка «2» | Отсутствие практических умений проявляется в несамостоятельности действий, наличии существенных практических и логических ошибок. При этом без посторонней помощи цель работы не достигается. | Неумение выполнять даже работу по подбору источников информации. Допущены логические ошибки в ходе практической работы. Цель работы не достигнута. Неумение оформить работу без помощи учителя. |
Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов будет использоваться для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков.но правильно указаны основные географические объекты
Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю
Оценка сообщения, презентации (реферата).
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи,
• способность обучающегося понять суть задаваемых вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Материально-техническое обеспечение.
1. Компасы, рулетки, глобусы.
2. Настенные карты.
3. Наборы топографических карт.
4. Учебные атласы для 6-11класса.
Требования к уровню подготовки .
1. Определение координат и местоположения объектов на топографических и географических картах. Определение направлений и расстояний между объектами.
2.Ориентирование на местности по планам и топографическим картам. Чтение топографических карт, знание условных знаков.
3. Составление планов местности, схематических карт, дешифрование снимков.
4. Чтение тематических карт. Знание основных способов изображения. Умение анализировать карты совместно с аэроснимками, космическими снимками и другими источниками информации (климатическими справочниками, статистическими данными и т. п.).
5. Составление географических описаний по тематическим картам и атласам.
6. Выполнение простейших картометрических определений по картам: измерение высот и глубин, длин рек и дорог, площадей ареалов, объемов.
7. Расчет некоторых морфометрических показателей по картам: плотности населения, расчленения рельефа. Построения профилей и роз-диаграмм.
8. Изучение взаимосвязей явлений по тематическим картам. Оценка корреляционных связей.
9.Составление комплексной характеристики территорий с помощью серий тематических карт и атласов. Объяснение связей между природными явлениями.
Учебно-методическое обеспечение
Рекомендуемая литература |
Основная: |
М.А. Топчилов, Л.А. Ромашова, О.Н. Николаева Картография Утверждено редакционно-издательским советом академии в качестве учебно-методического пособия Новосибирск СГГА 2015 |
Дополнительная: |
1.Атоян Л.В. Компьютерная картография: Курс лекций. Мн.: БГУ, 2004. – 77с 2.Берлянд А.М. Картоведение. Москва. 2003 3. Топчилов, М.А. Картография: учебно-метод. пособие. Издание 2-е, перераб. и доп. СГГА. – 2009. – 109 с. 4. Сваткова Т.Г. Атласная картография. М.: Аспект-Пресс, 2002.- 203с. 5.Берлянт А.М. Картография. М.: УКД, 2010, 322 с. 6.Картоведение, под ред. А. М. Берлянта. М.: Аспект-Пресс, 2003, 477 с. 7.Настенные карты: - Политическая карта мира - Месторождение полезных ископаемых мира - Политическая карта Южной Америки - Политическая карта Северной Америки - Политическая карта Африки - Политическая карта Евразии |
Интернет-ресурсы: |
1.Портал «География – электронная земля», www.webgeo.ru. 2.«Картография с основами топографии»- https://kpfu.ru/portal/docs/F105327148/Kartografiya.s.osnovami.topografii._1_.pdf 3 Р.А. Жмойдяк Л.В. Атоян Картография Курс лекций Минск 2006 - http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/38479/1/Kartografia%20kurs%20lekcij%20Zmojdiak.pdf 4. Предмет и задачи картографии Структура картографии. Картография в системе наук. https://docplayer.ru/35708300-Predmet-i-zadachi-kartografii-kartografiya-kartografiya-struktura-kartografii-kartografiya-v-sisteme-nauk.html |
Практическая направленность
«Географическая катрография»
10 Б класс
1 полугодие
По программе | Проведено | |
Класс | Б | Б |
Уроки | ||
Практ.раб. | ||
Конт. роботы |
2 полугодие
По программе | Проведено | |
Класс | Б | Б |
Уроки | ||
Практ.раб. | ||
Конт. роботы |
за год
По программе | Проведено | |
Класс | Б | Б |
Уроки | ||
Практ.раб. | ||
Конт. роботы |
Корректировка календарно-тематического планирования
Количество часов | Причины | ||
план | факт | ||
1 полугодие | |||
2 полугодие |