Рабочая программа внеурочной деятельности «Достопримечательности Воронежской области»

18
26
Материал опубликован 28 November 2017 в группе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4

городского округа город Нововоронеж»

 

РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО

на заседании школьного МО учителей

№ протокола «1» «26» августа 2015 г.

__________ ____Митрофанова М. А.

подпись Ф. И. О. руководителя ШМО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете

Протокол №1 от 27 августа 2015 г.

Директор МКОУ Нововоронежская СОШ №4

____________ ___Зуева Т. Д._________

подпись Ф. И. О. директора школы

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ориентирована на достижение результатов определённого уровня

(тип программы: комплексная/тематическая)

Клуб путешественников

кружок

«Достопримечательности Воронежской области»

(наименование)

Количество часов: 70

Срок реализации программы: 1 год

Ступень обучения: 6 классы – ФГОС ООО

Составил: учитель географии

Ковалева Галина Валентиновна

2015 – 2016 уч. год

 

Путешествия помогают понять красоту пространства

и  бесценность времени.

Пояснительная записка

Кружок  предназначен для более углубленного изучения школьного курса географии. Он максимально учитывает пожелания и интересы обучающихся, которые были выявлены учителем в процессе бесед учащихся школы, изучающих географию. Содержание курса предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по краеведческой направленности, даются дополнительные знания, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

На территории области зарегистрировано 354 выявленных объекта культурного наследия и более 120 объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. Количество выявленных памятников археологии на территории области превышает 1200 объектов. На территории области расположены известные стоянки каменного века, памятники эпохи от 45 до 14 тыс. лет до наших дней.

Культурно-историческое наследие Воронежского края представлено именами, составляющими достояние российской истории в различных областях. С Воронежской землей связаны имена поэтов А.В.Кольцова и И.С.Никитина, писателя лауреата Нобелевской премии И.А.Бунина, А.П.Платонова, художников Н.И.Ге, И.Н.Крамского, А.В.Куприна, А.А.Бучкури, этнографа и фольклориста, издателя и собирателя народных сказок А.Н.Афанасьева, историка Н.И.Костомарова, сказительницы А.К.Барышниковой, писателей М.И.Шолохова и Г.Н.Троепольского, поэта С.Я.Маршака, основателя первого народного хора М.Е.Пятницкого, композитора К.И.Массалитинова, частушечницы М.Н.Мордасовой, музыканта М. Ростроповича, изобретателя лампы накаливания А.Н.Ладыгина, конструктора-оружейника О.И.Мосина, физиков лауреатов Нобелевской премии Н.И.Басова, П.А.Черенкова, академиков Н.Н.Бурденко, Е.Н.Павловского, А.Л.Мазлумова, ученого-почвоведа В.В.Докучаева, ученого-лесовода Г.Ф.Морозова, космонавта К.П.Феоктистова, чемпиона мира по шахматам А.А.Алехина и др.

По развитию музейной сети Воронежская область занимает 15 место среди областей, входящих в ЦФО РФ, по посещаемости на тыс. человек населения - 16 место, по фондооснащенности - 11 место, имея в составе основных и вспомогательных фондов более 503824 тыс. единиц хранения музейных предметов по истории, природе, литературе и изобразительному искусству.

Цель: – всестороннее и комплексное изучение школьниками культурных объектов Воронежской области.

Задачи образовательные:

изучить особенности природы Воронежской области, выявить взаимосвязи между её компонентами;

оценить особенности своей местности, её природно-ресурсный потенциал, достопримечательности.

Задачи воспитательные:

развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;

воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Воронежской области;

Задачи развивающие:

научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных процессов в природе и экономике Воронежской области;

развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и географии;

развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.

Занятия в кружке подробно знакомит учащихся с географией региона, их проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Таким образом, оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках географии, и тесно с ней связано. Знания о родном крае формирует у школьников знание основ географического пространства на местном (локальном) уровне.

Известно, что занятие в кружке позволяют глубже понимать географические и исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов учащимися.

Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.

В данном курсе используются возможности внеклассной проектной деятельностью,  выполняемыми учащимися.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностными результатами обучения географическому краеведению Воронежской области:

– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Воронежской области). Представление о Воронежской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Воронежской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.

– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Средством развития личностных результатов служит:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;

– умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса кружка является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника:

– осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;

– освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Воронежской области, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;

– использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

– понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:

– понимать роль различных источников краеведческой информации;

– знать особенности природы, населения, хозяйства Воронежской области:

– формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;

– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

– определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;

– понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Воронежской области;

– определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;

– оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;

– приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Воронежской области;

– находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Воронежской области;

– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;

– определять на карте местоположение объектов в Воронежской области;

– работать со статистическими данными;

– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;

– использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;

– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Воронежской области.

Формы проведения занятий кружка

В течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации, деловые игры, конференции, практикумы.

Кружок  рассчитан  на 70 занятий, проводится 2 занятие в неделю.

Методическое обеспечение работы кружка

    - Оборудование:

1. Географические карты, глобусы, контурные карты.

2. Видеоматериалы:

3. Презентации:

4. Компьютерные фото-альбомы:

5. Компьютер, мультивидеопроектор, экран.

Основные направления и содержание деятельности.

Тематика географического кружка составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных вопросов программы. Цели и задачи деятельности кружка достигаются путем конкретизации общих понятий, которая осуществляется посредством изучения определенных географических объектов и явлений.

Прогнозируемые результаты.

В результате выполнения программы кружка предусматривается повышение географических знаний, умений и навыков. Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету.

Календарно - тематическое планирование  внеурочной деятельности 

«Достопримечательности Воронежской области»

№ занятия

Тема занятия

Кол-во занятий

Вид деятельности

1-4        

Костенковско-Борщевская группа палеолитических стоянок.

4

 

видео

конференция

5-8        

Дивногорский комплекс объектов культурного наследия (пещерный монастырь и памятник археологии Маяцкое городище).

4

презентация

деловые игры

 

9-12        

Костомаровский Спасский женский монастырь.

4

фотоальбомы

беседы за круглым столом

13-14        

Калачеевская пещера.

2

презентация

 

15-18        

Павловское Белогорье. Белогорский Воскресенский монастырь.

4

видео путешествия

19-22        

Хреновской конный завод.

4

презентация

 

23-27       

Усадьба XVIII в. Веневитиновых в селе Новоживотинное.

4

видео путешествия

28-31        

Дворцовый комплекс императорской семьи - Рамонский дворцовый комплекс  Ольденбургских.

4

презентация

видео путешествия

 

32-33        

Урочище Кривоборье расположено в Рамонском районе.

2

фотоальбомы

        34-37                         

Заповедники области

Воронежский биосферный заповедник. 

4

видео

деловые игры

        38-41                           

Заповедники области

Хоперский заповедник.

4

презентация

беседы за круглым столом

 

        42-45                              

Шипов лес

4

 фотоальбомы

беседы за круглым столом

        46-47                         

Воронежский областной краеведческий музей.

2

фотоальбомы

видео путешествия

        48-49                          

Воронежский областной  художественный музей им. И. Н. КРАМСКОГО.

2

 видео

конференция

        50-51                          

Дом-музей А.Л. Дурова ДОМ-МУЗЕЙ И. С. НИКИТИНА

2

презентация

видео путешествия

 

 

        52-53                          

Храм Новомучеников и исповедников Российских

Воронежская область, Верхнехавский район, с. Верхняя Хава

2

видео

деловые игры

        54-55                          

Старая мельница

Воронежская область, Новохоперский район, п. Половцево

Мельница конца XIX века.

2

видео

деловые игры

        56-57                          

Популярные достопримечательности Воронежа. Благовещенский собор в Воронеже.

2

 презентация

конференция

 

        58-59                          

Корабль-музей «Гото Предестинация».
 Возможна экскурсия.

2

фотоальбомы

практикумы

 

             60                          

Петровский сквер в Воронеже.

Памятник «котенку с улицы Лизюкова». 

1

 фотоальбомы

беседы за круглым столом

              61                          

Площадь Ленина в Воронеже.

1

фотоальбомы

беседы за круглым столом

       62-69                        

Достопримечательности города Нововоронеж.

8

фотоальбомы

беседы за круглым столом

     70                          

 Резерв.

1

 

 

Итого

70

 

  Учебно-методические пособия для учащихся

1. Немыкин, А. Я. Географическое краеведение Воронежской области. 6 класс. Учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин. – Воронеж, 2014. – 96 с.

2. Немыкин, А. Я. Географическое краеведение Воронежской области. 7 класс. Учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин. – Воронеж, 2014. – 96 с.

Учебно-методическая поддержка курса.

3.Интернет сайт поддержки курса «Географическое краеведение Воронежской области» – www.край36.рф

4.http://www.kp.ru/daily/24341/531503Достопримечательности Воронежской области 

5. http://geum.ru/doc/work/184008/index.html - Туристско-рекреационный потенциал Воронежской области

 

6. http://altertravel.ru/view.php?id=679#near  Альтернативный путеводитель

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересная программа!

17 March 2019

У меня много подобных программ, как по ОПД, так и по внеклассной работе!

12 May 2019

Размещайте их! Полезные ресурсы!

19 May 2019
Ответ для

Марина Юрьевна, спасибо за совет! Надо разместить!

19 May 2019

Продела огромная работа!

9 April 2019

Добрый день, Любовь Витальевна, спасибо за добрый комментарий! Проектная работа, это сложный, но интересный вид деятельности!

10 April 2019

Всегда читаю о такой работе с интересом! А как она организована?

19 May 2019
Ответ для

Проводится во второй половине дня! Дети с удовольствием принимают самое активное участие. Приносят свои материалы (фото, видео, сувениры). Делятся своими впечатлениями (где побывали с родителями). Многое я им показываю. Я побывала во всех местах.

19 May 2019

И очень интересный опыт для коллег!

19 May 2019

Да, свою Малую Родину, надо знать!

19 May 2019

Согласна с вами.

10 April 2019

У нас школа проектов. В каждом классе, в расписании, стоят уроки ОПД.

10 April 2019

За счёт чего???

19 May 2019
Ответ для

Когда перешли по ФГОС, стала школа проектов. Одна в городе. Часы заложены в учебном плане!

19 May 2019

Галина Валентиновна! Программа замечательная! Но неужели все по картинкам и видео изучаете? И ни одной экскурсии?

12 April 2019

Надежда Леонидовна, добрый вечер! За два года мы с учениками побывали: Павловск, Хреновской конный завод, усадьба Веневитинова, замок принцессы Ольденбургской и др. эти поездки были организованы когда мы работали над проектом. Тема: «Туристический путеводитель по культурным местам Воронежской области»

12 April 2019
Ответ для

Любить и знать! Соглашусь с Надеждой Леонидовной!

19 May 2019

Галина Валентиновна, отлично! Вы делаете очень важную работу! Дети должны знать и любить свой край!

13 April 2019

Вот это здорово! А сколько проектов должен курировать учитель? Это бесплатно?

19 May 2019
Показать больше комментариев