Рабочая программа внеурочной деятельности «Граждановедение. Брянская область» (5 класс)

6
0
Материал опубликован 24 October 2018
Дополнительная общеобразовательная программа

«Граждановедение. Брянская область»


 

Направление программы: духовно – нравственное

Возраст детей: 10 – 11 лет

Срок реализации: 1 год обучения
 

Автор – составитель программы:

Романова Светлана Владимировна

учитель истории

МБОУ Дятьковичской ООШ


 

Принята к реализации педагогическим советом МБОУ Дятьковичской ООШ


 

Пояснительная записка

Нормативно – правовая база:

1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ).

2. Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»"

3.Федеральный государственный стандарт общего образования (основное общее образование).

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Данная рабочая программа разработана на основе примерного тематического планирования учебного курса «Граждановедение. 5 класс», подготовленного БИПКРО в 2012 году.

Данная программа предусматривает работу по пособию:

Соколов Я. В. Граждановедение . Книга для учащихся 5 классов школ Брянской области.- Москва: НИЦ «Гражданин», 2013.

Направление программы – духовно- нравственное.

Вид программы: авторская.

Актуальность программы.

Предлагаемая программа внеурочной деятельности по курсу «Граждановедение. Брянская область.5 класс» составлена на основе регионального(национально-регионального) компонента под общим названием «Брянский край».

Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражающую особенности культурно-исторического, природно-географического, социально-экономического развития региона и формирующую целостное представление о социуме и путях самоопределения в нём.

Под региональным (национально-региональным) компонентом понимается педагогически отобранный материал, раскрывающий:

Историческое, культурное, национальное, географическое, демографическое, природно-экологическое своеобразие региона, дополняющее содержание Федерального компонента;

Региональную специфику социальной жизни общества

Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Это позволит помочь ученикам осмыслить события и явления на пересечении глобальных российских тенденций, представлять различие и сходство процессов, общность судеб Брянской области и России в целом, будет способствовать формированию мировоззренческой, нравственной. Политической культуры учащихся, ориентации на гражданские и патриотические ценности, формированию позитивного и заинтересованного отношения к своей малой Родине.

Важным является формирование проектно-ориентированного мышления, умение выстраивать стратегию жизни и последовательно реализовывать её через систему практических действий на основе адекватной оценки своих возможностей и сложившееся ситуации.

С учётом специфики региона в качестве определяющей выбрана социокультурная модель регионального компонента. Центральной частью социокультурной модели является краеведческое содержание компонента. Краеведение включает в себя системный курс знания краеведения и деятельностное краеведение в сфере основного общего и среднего( полного) общего образования. Содержательные аспекты социокультурной модели могут быть реализованы через обогащение содержания федерального компонента государственного образовательного стандарта на базе местного материала.

Цель данного курса – вызвать у учащихся интерес к истории родного края, пробудить желание узнать как можно больше о своей малой Родине. Ученики должны учиться на примере своих предков делать добрые дела для своего Отечества. Программа составлена изходя из следующих задач обучения граждановедению в основной школе:

1. Воспитание у молодых граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за ее будущее;

2. Воспитание активной гражданской позиции;

3. Формирование ценностных ориентаций и убеждений школь-

ников на основе личностного осмысления социального, духов-

ного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем,

восприятия идей гуманизма;

4. Уважение прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;

5. Формирование аналитических способностей, творческого мышления, а также умение применять полученные знания на практике;

6. Воспитание граждан правового демократического государства;

7. Формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования;

8. Формирование гражданственности.

Место программы в учебном плане:

Рабочая программа рассчитана на 17 часов, 0,5 часа в неделю. Изменения, внесённые в программу и их обоснование: программа предусматривает 35 занятий в 5 классе. В программе произведена корректировка часов по содержанию авторской программы.

Периодичность занятий:

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

Занятия проводятся во второй половине дня. Время занятий – 40 минут.

1 раз в 2 недели

0,5 часа в неделю

17 часов в год

Ценностные ориентиры:

Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т. е. её интеграция в общество, протекающая наиболее, активно в детские и юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в современных общественных условиях.

Существен вклад школьного обществознания в гражданское становление личности, в развитие её социально значимых черт. Оно приобщает учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как научные представления об отношениях между гражданами, а также между гражданином и государством; оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в Конституции Российской Федерации: опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Всё это позволяет формировать компетентность гражданина.

Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Избежать опасного в нравственном просвещении ригоризма и дидактизма помогает заложенная в предмете установка на постоянное обращение к личному духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований.

Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодёжи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них — способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для её обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.

Формы занятий:

Учебно - теоретические

Практические

Углубленное изучение теоретических сведений

Экспедиции по сбору материала

Рассказ учителя

Обработка собранного материала

Беседа

Научно – исследовательские работы

Учебная игра

Виртуальное путешествие. (Интернет)

Презентация

Творческие конкурсы

Игровые занятия

Творческие проекты

Формы подведения итогов реализации программы:

Участие в конкурсах творческих работ и проектов разных уровней.

Участие в предметных неделях.


 

Создание портфолио каждого обучающегося.

В конце каждого полугодия в объединении проходят контрольно-зачетные занятия. Формами проведения контрольно-зачетных занятий являются:

1. Презентация, защита мини - проектов.

2. Праздник.

3. Тестирование по вопросам и заданиям.

4. Устный опрос и викторина.

5. Практическое занятие

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностным результатом изучения предмета является формирование: умений и качеств:

- идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

- проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД: Регулятивные универсальные учебные действия:

- планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

- оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);

- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учѐтом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

- оценивать результаты деятельности (чужой, своей);

- анализировать собственную работу

Познавательные универсальные учебные действия:

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- рассказывать о роли Брянщиныв развитии истории России;

- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

- воспринимать текст с учѐтом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для еѐ решения;

- составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.

- выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

- составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

- писать сочинения, используя информацию, полученную из разных источников. Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений и знаний:

учащиеся должны знать:

- культурно-исторические традиции своей семьи, г. Брянска, Брянского края, культурные истоки своего народа;

- семиотику (знаки и знаковые системы) одежды, ритуалов, обрядов родного края;

- уметь работать с адаптированными документальными, художественными, историческими текстами как основой художественного образования, источником извлечения информации;

- владеть навыками самоорганизации самостоятельной, индивидуальной учебной и исследовательской деятельности;

учащиеся должны уметь:

- владеть навыками самоорганизации самостоятельной, индивидуальной учебной и исследовательской деятельности;

- принимать участие в приоритетных видах деятельности на занятиях: защита творческих и информационных проектов, постановка сказки, дидактическая игротека, инсценировка.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Воспитательные результаты внеурочной деятель​ности школьников распределяются по трём уровням.

1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.

Содержание

Способ достижения

Формы деятельности

Первый уровень результатов

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта

Беседа, лекция

Второй уровень результатов

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом

Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать)

Дебаты, тематические вечера, диспут

Третий уровень результатов

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой

Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде

Акции, социальные проекты


 

Содержание курса внеурочной деятельности

п/п

Содержание

Формы организации деятельности

Виды деятельности

Мы и наш край

1

Брянщина - лучший уголок России.

Беседа, работа с иллюстрациями, текстом, обсуждение результатов.

Отвечают. Извлекают информацию из текста, составляют целое из частей, работая в группах. Работают с пособием «Граждановедение. Брянская область (с. 3-8).

2

Интерактивное путешествие "Мой любимый уголок Брянщины"

Виртуальное путешествие, беседа, мини проект

Знакомятся с памятными местами Жуковского района, обсуждают и рассказывают о своих любимых местах

3

Наши символы.

Беседа, работа с текстом, обсуждение результатов презентация, мини проект

Изучают информацию о символах Брянской области (работают с материалами пособия «Граждановедение. Брянская область» на с.12-19),

Знакомятся с символами Брянской области и Жуковского района;

Изучают правила составления гербов;

создают герб своей семьи

Ваше общее образование

4

Твоя основная школа.

Беседа, обсуждение проблемных заданий, работа с текстом, обсуждение результатов

Описывают ступени школьного образования на основе пособия «Граждановедение. Брянская область» (с.20-26)

участвуют в коллективном обсуждении проблем;

соотносят то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.

5

Для чего люди учатся

Беседа, обсуждение, игра

Составляют ответ на вопрос «Для чего люди учатся?» на основе пособия «Граждановедение. Брянская область» (с.27-34);

объясняют смысл пословиц о школе;

6

Школьная реформа

Беседа, сообщение

Знакомятся с понятием реформы;

Выступают со своими проектами школьной реформы

7

Твоя будущая профессия.

Беседа, игра, обсуждение проблемных заданий

Знакомятся в игровой форме с многообразием профессий;

с целью определения предпочтений в выборе будущей профессии работают с подсказками «Как лучше провести пять ближайших лет в школе» пособия «Граждановедение. Брянская область» (с.41-42)

Твой отчий дом

8

Ты в своей семье.

Беседа, презентация, обсуждение, игра, работа с текстом.

Знакомятся с понятием семья;

Знакомятся с пословицами о семье;

Рассказывают о том какие роли и функции выполняют в семье

-составляют свой кодекс семейных отношений на основании рекомендаций пособия «Граждановедение. Брянская область» (с.46)

9

Что от нас ожидают родители.

Беседа, обсуждение проблемных заданий, работа с иллюстрациями, текстом, обсуждение результатов

Выясняют что ожидают родители от детей;

знакомятся с ошибками, которые допускают дети в отношениях с родителями

10

Решение социальных проблем семьи.

Беседа, обсуждение, мини проекты

Ищут пути разрешения основных проблем семьи;

Выясняют, как дети могут помочь родителям в решении проблем семьи

Наша власть

11

Что такое власть и чему она служит.

Беседа, обсуждение

Знакомятся с понятием власть;

Выясняют какую роль играет власть в обществе

-высказывают свое мнение, отвечая на вопросы;


 

-объясняют смысл понятия «субъект Российской Федерации»; называют статус субъекта РФ, в котором находится школа – Брянской области, работают с материалами пособия «Граждановедение. Брянская область» на с.55-60 «Что такое власть и чему она служит»;

12

Как устроена наша власть

Беседа, презентация

Знакомятся со структурой власти;

Работают с текстом Конституции РФ

13

Общественные слушания «Как улучшить власть»

Беседа, обсуждение

Высказывают предложения о том как улучшить власть

Наши достоинства и недостатки

14

Твоя воспитанность.

Беседа, игра, исследование

Знакомятся с понятием воспитанность;

Выясняют какого человека называют воспитанным;

Проводят исследование «Уровень воспитанности»

15

Твоя культура.

Беседа, работа с текстом, обсуждение проблемных заданий, презентация

Знакомятся с понятием культуры, её структурой

работают с материалами «Твоя культура» пособия «Граждановедение. Брянская область» на с.78-84)

16

Твой характер.

Беседа, исследование

Знакомятся с тем, что такое характер;

Проводят исследование «Мой характер»

17

Итоговое занятие.

Беседа, подготовка проекта, защита проекта

Собирают информацию по теме проекта, готовят проект, выступают с защитой проекта


 

Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол – во часов

Дата

план

факт

Мы и наш край

1

Брянщина - лучший уголок России.

1

   

2

Интерактивное путешествие "Мой любимый уголок Брянщины"

1

   

3

Наши символы.

1

   

Ваше общее образование

4

Твоя основная школа.

1

   

5

Для чего люди учатся.

1

   

6

Школьная реформа

1

   

7

Твоя будущая профессия.

1

   

Твой отчий дом

8

Ты в своей семье.

1

   

9

Что от нас ожидают родители.

1

   

10

Решение социальных проблем семьи.

1

   

Наша власть

11

Что такое власть и чему она служит.

1

   

12

Как устроена наша власть.

1

   

13

Общественные слушания «Как улучшить власть».

1

   

Наши достоинства и недостатки

14

Твоя воспитанность.

1

   

15

Твоя культура.

1

   

16

Твой характер.

1

   

17

Итоговое занятие.

1

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.