Рабочая программа внеурочной деятельности «Граждановедение. Брянская область» (5 класс)
«Граждановедение. Брянская область»
Направление программы: духовно – нравственное
Возраст детей: 10 – 11 лет
Срок реализации: 1 год обучения
Автор – составитель программы:
Романова Светлана Владимировна
учитель истории
МБОУ Дятьковичской ООШ
Принята к реализации педагогическим советом МБОУ Дятьковичской ООШ
Пояснительная записка
Нормативно – правовая база:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ).
2. Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»"
3.Федеральный государственный стандарт общего образования (основное общее образование).
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Данная рабочая программа разработана на основе примерного тематического планирования учебного курса «Граждановедение. 5 класс», подготовленного БИПКРО в 2012 году.
Данная программа предусматривает работу по пособию:
Соколов Я. В. Граждановедение . Книга для учащихся 5 классов школ Брянской области.- Москва: НИЦ «Гражданин», 2013.
Направление программы – духовно- нравственное.
Вид программы: авторская.
Актуальность программы.
Предлагаемая программа внеурочной деятельности по курсу «Граждановедение. Брянская область.5 класс» составлена на основе регионального(национально-регионального) компонента под общим названием «Брянский край».
Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражающую особенности культурно-исторического, природно-географического, социально-экономического развития региона и формирующую целостное представление о социуме и путях самоопределения в нём.
Под региональным (национально-региональным) компонентом понимается педагогически отобранный материал, раскрывающий:
Историческое, культурное, национальное, географическое, демографическое, природно-экологическое своеобразие региона, дополняющее содержание Федерального компонента;
Региональную специфику социальной жизни общества
Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Это позволит помочь ученикам осмыслить события и явления на пересечении глобальных российских тенденций, представлять различие и сходство процессов, общность судеб Брянской области и России в целом, будет способствовать формированию мировоззренческой, нравственной. Политической культуры учащихся, ориентации на гражданские и патриотические ценности, формированию позитивного и заинтересованного отношения к своей малой Родине.
Важным является формирование проектно-ориентированного мышления, умение выстраивать стратегию жизни и последовательно реализовывать её через систему практических действий на основе адекватной оценки своих возможностей и сложившееся ситуации.
С учётом специфики региона в качестве определяющей выбрана социокультурная модель регионального компонента. Центральной частью социокультурной модели является краеведческое содержание компонента. Краеведение включает в себя системный курс знания краеведения и деятельностное краеведение в сфере основного общего и среднего( полного) общего образования. Содержательные аспекты социокультурной модели могут быть реализованы через обогащение содержания федерального компонента государственного образовательного стандарта на базе местного материала.
Цель данного курса – вызвать у учащихся интерес к истории родного края, пробудить желание узнать как можно больше о своей малой Родине. Ученики должны учиться на примере своих предков делать добрые дела для своего Отечества. Программа составлена изходя из следующих задач обучения граждановедению в основной школе:
1. Воспитание у молодых граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за ее будущее;
2. Воспитание активной гражданской позиции;
3. Формирование ценностных ориентаций и убеждений школь-
ников на основе личностного осмысления социального, духов-
ного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем,
восприятия идей гуманизма;
4. Уважение прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;
5. Формирование аналитических способностей, творческого мышления, а также умение применять полученные знания на практике;
6. Воспитание граждан правового демократического государства;
7. Формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования;
8. Формирование гражданственности.
Место программы в учебном плане:
Рабочая программа рассчитана на 17 часов, 0,5 часа в неделю. Изменения, внесённые в программу и их обоснование: программа предусматривает 35 занятий в 5 классе. В программе произведена корректировка часов по содержанию авторской программы.
Периодичность занятий:
Продолжительность занятий |
Периодичность в неделю |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
Занятия проводятся во второй половине дня. Время занятий – 40 минут. |
1 раз в 2 недели |
0,5 часа в неделю |
17 часов в год |
Ценностные ориентиры:
Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т. е. её интеграция в общество, протекающая наиболее, активно в детские и юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в современных общественных условиях.
Существен вклад школьного обществознания в гражданское становление личности, в развитие её социально значимых черт. Оно приобщает учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как научные представления об отношениях между гражданами, а также между гражданином и государством; оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в Конституции Российской Федерации: опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Всё это позволяет формировать компетентность гражданина.
Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Избежать опасного в нравственном просвещении ригоризма и дидактизма помогает заложенная в предмете установка на постоянное обращение к личному духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований.
Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодёжи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них — способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для её обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.
Формы занятий:
Учебно - теоретические |
Практические |
Углубленное изучение теоретических сведений |
Экспедиции по сбору материала |
Рассказ учителя |
Обработка собранного материала |
Беседа |
Научно – исследовательские работы |
Учебная игра |
Виртуальное путешествие. (Интернет) |
Презентация |
Творческие конкурсы |
Игровые занятия |
Творческие проекты |
Формы подведения итогов реализации программы:
Участие в конкурсах творческих работ и проектов разных уровней.
Участие в предметных неделях.
Создание портфолио каждого обучающегося.
В конце каждого полугодия в объединении проходят контрольно-зачетные занятия. Формами проведения контрольно-зачетных занятий являются:
1. Презентация, защита мини - проектов.
2. Праздник.
3. Тестирование по вопросам и заданиям.
4. Устный опрос и викторина.
5. Практическое занятие
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностным результатом изучения предмета является формирование: умений и качеств:
- идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
- проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД: Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
- оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);
- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учѐтом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
- оценивать результаты деятельности (чужой, своей);
- анализировать собственную работу
Познавательные универсальные учебные действия:
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- рассказывать о роли Брянщиныв развитии истории России;
- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
- воспринимать текст с учѐтом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для еѐ решения;
- составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.
- выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;
- составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
- писать сочинения, используя информацию, полученную из разных источников. Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений и знаний:
учащиеся должны знать:
- культурно-исторические традиции своей семьи, г. Брянска, Брянского края, культурные истоки своего народа;
- семиотику (знаки и знаковые системы) одежды, ритуалов, обрядов родного края;
- уметь работать с адаптированными документальными, художественными, историческими текстами как основой художественного образования, источником извлечения информации;
- владеть навыками самоорганизации самостоятельной, индивидуальной учебной и исследовательской деятельности;
учащиеся должны уметь:
- владеть навыками самоорганизации самостоятельной, индивидуальной учебной и исследовательской деятельности;
- принимать участие в приоритетных видах деятельности на занятиях: защита творческих и информационных проектов, постановка сказки, дидактическая игротека, инсценировка.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь.
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.
Содержание |
Способ достижения |
Формы деятельности |
Первый уровень результатов |
||
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни |
Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта |
Беседа, лекция |
Второй уровень результатов |
||
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом |
Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать) |
Дебаты, тематические вечера, диспут |
Третий уровень результатов |
||
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой |
Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде |
Акции, социальные проекты |
Содержание курса внеурочной деятельности
№п/п |
Содержание |
Формы организации деятельности |
Виды деятельности |
Мы и наш край |
|||
1 |
Брянщина - лучший уголок России. |
Беседа, работа с иллюстрациями, текстом, обсуждение результатов. |
Отвечают. Извлекают информацию из текста, составляют целое из частей, работая в группах. Работают с пособием «Граждановедение. Брянская область (с. 3-8). |
2 |
Интерактивное путешествие "Мой любимый уголок Брянщины" |
Виртуальное путешествие, беседа, мини проект |
Знакомятся с памятными местами Жуковского района, обсуждают и рассказывают о своих любимых местах |
3 |
Наши символы. |
Беседа, работа с текстом, обсуждение результатов презентация, мини проект |
Изучают информацию о символах Брянской области (работают с материалами пособия «Граждановедение. Брянская область» на с.12-19), Знакомятся с символами Брянской области и Жуковского района; Изучают правила составления гербов; создают герб своей семьи |
Ваше общее образование |
|||
4 |
Твоя основная школа. |
Беседа, обсуждение проблемных заданий, работа с текстом, обсуждение результатов |
Описывают ступени школьного образования на основе пособия «Граждановедение. Брянская область» (с.20-26) участвуют в коллективном обсуждении проблем; соотносят то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений. |
5 |
Для чего люди учатся |
Беседа, обсуждение, игра |
Составляют ответ на вопрос «Для чего люди учатся?» на основе пособия «Граждановедение. Брянская область» (с.27-34); объясняют смысл пословиц о школе; |
6 |
Школьная реформа |
Беседа, сообщение |
Знакомятся с понятием реформы; Выступают со своими проектами школьной реформы |
7 |
Твоя будущая профессия. |
Беседа, игра, обсуждение проблемных заданий |
Знакомятся в игровой форме с многообразием профессий; с целью определения предпочтений в выборе будущей профессии работают с подсказками «Как лучше провести пять ближайших лет в школе» пособия «Граждановедение. Брянская область» (с.41-42) |
Твой отчий дом |
|||
8 |
Ты в своей семье. |
Беседа, презентация, обсуждение, игра, работа с текстом. |
Знакомятся с понятием семья; Знакомятся с пословицами о семье; Рассказывают о том какие роли и функции выполняют в семье -составляют свой кодекс семейных отношений на основании рекомендаций пособия «Граждановедение. Брянская область» (с.46) |
9 |
Что от нас ожидают родители. |
Беседа, обсуждение проблемных заданий, работа с иллюстрациями, текстом, обсуждение результатов |
Выясняют что ожидают родители от детей; знакомятся с ошибками, которые допускают дети в отношениях с родителями |
10 |
Решение социальных проблем семьи. |
Беседа, обсуждение, мини проекты |
Ищут пути разрешения основных проблем семьи; Выясняют, как дети могут помочь родителям в решении проблем семьи |
Наша власть |
|||
11 |
Что такое власть и чему она служит. |
Беседа, обсуждение |
Знакомятся с понятием власть; Выясняют какую роль играет власть в обществе -высказывают свое мнение, отвечая на вопросы;
-объясняют смысл понятия «субъект Российской Федерации»; называют статус субъекта РФ, в котором находится школа – Брянской области, работают с материалами пособия «Граждановедение. Брянская область» на с.55-60 «Что такое власть и чему она служит»; |
12 |
Как устроена наша власть |
Беседа, презентация |
Знакомятся со структурой власти; Работают с текстом Конституции РФ |
13 |
Общественные слушания «Как улучшить власть» |
Беседа, обсуждение |
Высказывают предложения о том как улучшить власть |
Наши достоинства и недостатки |
|||
14 |
Твоя воспитанность. |
Беседа, игра, исследование |
Знакомятся с понятием воспитанность; Выясняют какого человека называют воспитанным; Проводят исследование «Уровень воспитанности» |
15 |
Твоя культура. |
Беседа, работа с текстом, обсуждение проблемных заданий, презентация |
Знакомятся с понятием культуры, её структурой работают с материалами «Твоя культура» пособия «Граждановедение. Брянская область» на с.78-84) |
16 |
Твой характер. |
Беседа, исследование |
Знакомятся с тем, что такое характер; Проводят исследование «Мой характер» |
17 |
Итоговое занятие. |
Беседа, подготовка проекта, защита проекта |
Собирают информацию по теме проекта, готовят проект, выступают с защитой проекта |
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Кол – во часов |
Дата |
|
план |
факт |
|||
Мы и наш край |
||||
1 |
Брянщина - лучший уголок России. |
1 |
||
2 |
Интерактивное путешествие "Мой любимый уголок Брянщины" |
1 |
||
3 |
Наши символы. |
1 |
||
Ваше общее образование |
||||
4 |
Твоя основная школа. |
1 |
||
5 |
Для чего люди учатся. |
1 |
||
6 |
Школьная реформа |
1 |
||
7 |
Твоя будущая профессия. |
1 |
||
Твой отчий дом |
||||
8 |
Ты в своей семье. |
1 |
||
9 |
Что от нас ожидают родители. |
1 |
||
10 |
Решение социальных проблем семьи. |
1 |
||
Наша власть |
||||
11 |
Что такое власть и чему она служит. |
1 |
||
12 |
Как устроена наша власть. |
1 |
||
13 |
Общественные слушания «Как улучшить власть». |
1 |
||
Наши достоинства и недостатки |
||||
14 |
Твоя воспитанность. |
1 |
||
15 |
Твоя культура. |
1 |
||
16 |
Твой характер. |
1 |
||
17 |
Итоговое занятие. |
1 |