Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровячок» (3 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Здоровячок».
Направление « Спортивно-оздоровительное ».
3 класс.
Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Одним из направлений внеурочной деятельности является спортивно- оздоровительное направление. В рамках данного направления разработана программа внеурочной деятельности «Здоровячок». Предлагаемая программа в 3 классе рассчитана на 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
Рабочая программа Внеурочной деятельности « Здоровячок» направлена на:
- профилактику и коррекцию нарушений здоровья, общее оздоровление организма;
- учит обучающихся правильным действиям в ситуациях, опасных для жизни и здоровья;
- помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Приобретаемые на уроках физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений:
- утренней зарядке;
- гимнастике до уроков;
- физминутках и подвижных играх во время перемен и прогулок;
- дополнительных занятий во внеурочное время.
Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором обучающиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Рабочая программа включает в себя и вопросы физического и духовного здоровья.
Цели программы:
сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
создание наиболее благоприятных условий для формирования у обучающихся отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
формировать стремление к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных ценностей жизни;
создать условия для обеспечения охраны здоровья обучающихся, их полноценного физического развития и формировать здоровый образ жизни;
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни;
расширять кругозор обучающихся в области физической культуры и спорта;
профилактика вредных привычек;
просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Программа включает принципы:
- научности (анализ статистических медицинских исследований по сотоянию здоровья обучающихся);
- доступности (содержание курса в соответствии с возрастными особенностями обучающихся);
- системности (взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса).
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у обучающихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга;
- обеспечение мотивации (быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни).
Предполагаемый результат:
- здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни, выпускник начального общего образования.
В результате усвоения программы обучающиеся должны уметь:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
Обучающиеся должны знать:
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Коммуникативные
В процессе обучения обучающиеся учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать поведение собственное и окружающих.
Особенности организации работы.
Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д Оздоровительные минутки включают физические упражнения. Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и упражнения для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз - дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому обучающемуся для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.
Формы проведения занятий:
- беседы, лекции, тренинги;
- игры, упражнения, конкурсы, творческие мастерские;
- экскурсии.
№ п/п |
Количество часов |
Тема занятия |
Содержание занятий |
Дата занятия Календарно – тематическое планирование 3 класс [Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку "Работа с надписями".]
|
||||||||||||||||||||
теория |
практика |
план. |
факт. |
|||||||||||||||||||||
1 |
1 |
Что такое здоровье. Знакомство с доктором «Здоровье». |
Беседа « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Разучи-вание пословиц и поговорок. |
Оздоровительная минутка. Знакомство с доктором «Свежий Воздух». Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики». |
||||||||||||||||||||
Русская народная игра «У медведя во бору». Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. |
||||||||||||||||||||||||
2 |
1 |
Дружи с водой. Советы доктора «Вода». |
Беседа по стихотворению К.Чуковский «Мойдодыр». Советы доктора Воды. |
Оздоровительная минутка. Игра «Доскажи сло-вечко». |
||||||||||||||||||||
Русская народная игра «Филин и пташка». Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. |
||||||||||||||||||||||||
3 |
1 |
Дружи с водой. Друзья: вода и мыло. |
Повторение правил доктора «Вода». Сказка о микробах. |
Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа. |
||||||||||||||||||||
Русская народная игра «Горелки». Правила игры. Проведение игры. |
||||||||||||||||||||||||
4 |
1 |
Глаза-главные помощники человека. |
Беседа об органах зрения. Правила береж-ного отношения к зрению. Разучивание по-словиц и поговорок. |
Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно - вредно». Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!» |
||||||||||||||||||||
Русская народная игра «Кот и мыши». |
Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. |
|||||||||||||||||||||||
5 |
1 |
Уход за ушами. Чтобы уши слышали. |
Беседа. Правила сохра-нения слуха. |
Оздоровительная минутка. Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная ми-нутка. «Самомассаж ушей». |
||||||||||||||||||||
Русская народная игра «Блуждающий мяч». Правила игры. Проведение игры. |
||||||||||||||||||||||||
6 |
1 |
Уход за зубами. Почему болят зубы. |
Знакомство с доктором «Здоровые Зубы». Стихотворение С. Михалкова «Как у нашей Любы». Беседа по содержанию. |
Оздоровительная минутка. Игра «Угадай-ка!». |
||||||||||||||||||||
Русская народная игра «Зарница». Правила игры. Проведение игры. Эстафета. |
||||||||||||||||||||||||
7 |
1 |
Уход за зубами. Чтобы зубы были здоровыми. |
Беседа. Знакомство с доктором «Здоровая Пища». Зачем человеку зубная щётка? Разучивание стихотворения. |
Оздоровительная минутка. Упражнение «Спрятанный сахар». Практическая работа. Тест. |
||||||||||||||||||||
Игры на развитие восприятия. Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра». |
||||||||||||||||||||||||
8 |
1 |
Как сохранить улыбку красивой? |
Встреча с доктором «Здоровые Зубы». Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа. |
Оздоровительная минутка. Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». |
26.11 |
|||||||||||||||||||
Упражнения и игры на внимание. Упражнение «Ладонь – кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок». |
||||||||||||||||||||||||
9 |
1 |
Уход за руками и ногами «Рабочие инструменты» человека. |
Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками Памятка «Это полезно знать». |
Оздоровительная минутка. Игра - соревнование «Кто больше?» Практическая работа. |
||||||||||||||||||||
Игры на развитие памяти. Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник». |
||||||||||||||||||||||||
10 |
1 |
Забота о коже. Зачем человеку кожа. |
Встреча с доктором «Здоровая кожа». Беседа. Правила ухода за кожей. |
Оздоровительная минутка «Солнышко». Проведение опытов. Игра «Угадай-ка». |
||||||||||||||||||||
Игры на развитие воображения. Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай». |
||||||||||||||||||||||||
11 |
1 |
Надёжная защита организма. |
Беседа об органах чувств. Рассказ учителя «Строение кожи». |
Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Тест. Практическая работа. |
||||||||||||||||||||
Игры на развитие мышления и речи. Игры «Ну-ка, отгадай», «определим игрушку». |
||||||||||||||||||||||||
12 |
1 |
Забота о коже. Если кожа повреждена. |
Рассказ учителя о повреждениях кожи. |
Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?» |
||||||||||||||||||||
Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка. Игры «Баба Яга», «Три характера». |
||||||||||||||||||||||||
13 |
1 |
Как следует питаться. Питание-необходимое условие для жизни человека. |
Повторение правил здоровья. Встреча с доктором «Здоровая Пища». Разучивание пословиц и поговорок. |
Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку». |
||||||||||||||||||||
Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками». Правила игры. Строевые упражнения; перестроение. |
||||||||||||||||||||||||
14 |
1 |
Как следует питаться. Здоровая пища для всей семьи. |
Беседа по стихотворению С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала». |
Оздоровительная минутка. Золотые правила питания. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». |
||||||||||||||||||||
Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз». Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. |
||||||||||||||||||||||||
15 |
1 |
Как сделать сон полезным? Сон-лучшее лекарство. |
Стихотворение С. Михалкова «Не спать». Беседа по содержанию. |
Оздоровительная минутка Игры «Можно - нельзя». «Хождение по камушкам». |
||||||||||||||||||||
Игра с мячом «Охотники и утки». Комплекс ОРУ с мячом. Строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два. |
||||||||||||||||||||||||
16 |
1 |
Настроение в школе. Как настроение? |
Беседа. Встреча с доктором «Любовь». |
Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. |
||||||||||||||||||||
Весёлые старты с мячом. Гимнастические упражнения. Эстафеты. |
||||||||||||||||||||||||
17 |
1 |
Настроение после школы. Я пришёл из школы. |
Беседа. Работа с пословицами. |
Оздоровительная минутка. Игра «Закончи рассказ». |
||||||||||||||||||||
Игра «Волк во рву». Игры с мячом: ловля, бросок, передача. |
||||||||||||||||||||||||
18 |
1 |
Поведение в школе. |
Рассказы М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». Беседа по содержанию. Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» |
|||||||||||||||||||||
Я - ученик. |
||||||||||||||||||||||||
19 |
1 |
Весёлые старты со скакалкой. |
Комплекс ОРУ со скакалкой. |
|||||||||||||||||||||
20 |
1 |
Вредные привычки. |
Беседа «Это красивый человек». |
Оздоровительная минутка «Деревце». Игра «Да - нет». |
||||||||||||||||||||
Игра с прыжками «Попрыгунчики- воробушки». Правила игры. Проведение игры. |
||||||||||||||||||||||||
21 |
1 |
Мышцы, кости и суставы. Скелет - наша опора. |
Рассказ учителя. Это интересно. Правила первой помощи. |
Оздоровительная минутка. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование. |
||||||||||||||||||||
Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель». Разучивание и проведение игр. Метание снежков в цель. |
||||||||||||||||||||||||
22 |
1 |
Мышцы, кости и суставы. Осанка - стройная спина. |
Встреча с доктором «Стройная Осанка». |
Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения. |
||||||||||||||||||||
Игра «Белки, волки, лисы». Правила игры. Проведение игры. |
||||||||||||||||||||||||
23 |
1 |
Полезен ли спорт для здоровья. |
Беседа «В здоровом теле – здоровый дух». |
Весёлые старты «Папа, мама, я – спортивная семья». |
||||||||||||||||||||
Игра «Совушка». Правила игры. Проведение игры. |
||||||||||||||||||||||||
24 |
1 |
Как закаляться. Если хочешь быть здоров. |
Сказка о микробах. Правила закаливания. |
Оздоровительная минутка. Творческая работа. Это интересно! |
||||||||||||||||||||
Игра «Удочка». Игры со скакалкой, мячом. |
||||||||||||||||||||||||
25 |
1 |
Как загрязнение окружающей среды влияет на здоровье людей. |
Беседа. Признаки отравления ядовитыми веществами. |
Экскурсия. Просмотр фильма. |
||||||||||||||||||||
Игра «Перемена мест». Построение. Строевые упражнения, перемещение. |
||||||||||||||||||||||||
26 |
1 |
Как правильно вести себя на воде. Правила безопасности на воде. |
Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. |
Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца. |
||||||||||||||||||||
Игра «Салки с мячом». Правила игры. Проведение игры. |
||||||||||||||||||||||||
27 |
1 |
Правда ли, что отдых и развлечения необходимы для здоровья. |
Беседа « В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь». |
Оздоровительная минутка. Творческая работа. |
||||||||||||||||||||
Игра «Прыгай через ров». Совершенствование координации движений. |
||||||||||||||||||||||||
28 |
1 |
Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. |
Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность». Работа с пословицами. |
Оздоровительная минутка. Игра «Продолжи сказку». |
||||||||||||||||||||
29 |
1 |
Футбол. |
Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. |
|||||||||||||||||||||
30 |
1 |
Почему мы болеем? |
Рассказ учителя. Это интересно! |
Оздоровительная минутка. Работа в группах. |
||||||||||||||||||||
Баскетбол. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину. |
||||||||||||||||||||||||
31 |
1 |
Кто и как предохраняет нас от болезней? |
Встреча с доктором «Здоровье». Повторение правил. |
Оздоровительная минутка. Коллективная работа. |
||||||||||||||||||||
32 |
1 |
Футбол. |
Проведение игры. |
|||||||||||||||||||||
33 |
1 |
Солнце и витамины. |
Беседа «Человек и его здоровье». |
Оздоровительная минутка. Выставка « Урожай нашего огорода» |
||||||||||||||||||||
34 |
1 |
Как помочь сохранить себе здоровье. |
Встреча с «Докторами здоровья». |
Игра «Хорошо - плохо». Памятка здорового ребенка. |
Литература
Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.М.: Сфера, 2007.
Коротков И. М. Подвижные игры во дворе.- М. : Знание, 2010.
Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Завуч начальной школы. 2004 год, №1. Лецких А. А. «Подвижный способ обучения и его влияние на развитие учащихся».
Обухова Л.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья для учащихся 1–4-х классов.-М.:ВАКО, 2013 .
В. М. Мельничук. Дневничок-здоровячок. Разработки уроков по валеологии для учителей начальных классов. –Новосибирск:СУИ, 2002.
Зверев А. Т. Экологические игры.-М.:Оникс 21 век, 2007.
Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми.-Минск:Асвар, 2009.