Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровячок» (3 класс)

0
0
Материал опубликован 12 July 2019

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

«Здоровячок».

Направление « Спортивно-оздоровительное ».

3 класс.

 

Пояснительная записка

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Одним из направлений внеурочной деятельности является спортивно- оздоровительное направление. В рамках данного направления разработана программа внеурочной деятельности «Здоровячок». Предлагаемая программа в 3 классе рассчитана на 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

Рабочая программа Внеурочной деятельности « Здоровячок» направлена на:

- профилактику и коррекцию нарушений здоровья, общее оздоровление организма;

- учит обучающихся правильным действиям в ситуациях, опасных для жизни и здоровья;

- помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Приобретаемые на уроках физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений:

- утренней зарядке;

- гимнастике до уроков;

- физминутках и подвижных играх во время перемен и прогулок;

- дополнительных занятий во внеурочное время.

Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором обучающиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

Рабочая программа включает в себя и вопросы физического и духовного здоровья.

Цели программы:

сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

создание наиболее благоприятных условий для формирования у обучающихся отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Задачи:

формировать стремление к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных ценностей жизни;

создать условия для обеспечения охраны здоровья обучающихся, их полноценного физического развития и формировать здоровый образ жизни;

формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни;

расширять кругозор обучающихся в области физической культуры и спорта;

профилактика вредных привычек;

просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.


 

Программа включает принципы:

- научности (анализ статистических медицинских исследований по сотоянию здоровья обучающихся);

- доступности (содержание курса в соответствии с возрастными особенностями обучающихся);

- системности (взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса).

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у обучающихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга;

- обеспечение мотивации (быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни).

Предполагаемый результат:

- здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни, выпускник начального общего образования.

В результате усвоения программы обучающиеся должны уметь:

- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

- осуществлять активную оздоровительную деятельность;

Обучающиеся должны знать:

- факторы, влияющие на здоровье человека;

- причины некоторых заболеваний;

- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

осознание ответственности человека за общее благополучие;

этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям;

способность к самооценке;

начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

умение ставить и формулировать проблемы;

навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

установление причинно-следственных связей.

Регулятивные

использование речи для регуляции своего действия;

адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

умение выделять и формулировать то, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить;

умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Коммуникативные

В процессе обучения обучающиеся учатся:

работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

ставить вопросы;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать поведение собственное и окружающих.

Особенности организации работы.

Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практи­ческие рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д Оздоровительные минутки включают физические упражнения. Оздорови­тельные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и упражнения для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз - дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому обучающемуся для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.

Формы проведения занятий:

- беседы, лекции, тренинги;

- игры, упражнения, конкурсы, творческие мастерские;

- экскурсии.

п/п

Количество

часов

Тема занятия

Содержание занятий

Дата занятия

Календарно – тематическое планирование 3 класс

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку "Работа с надписями".]

 

теория

практика

план.

факт.

1

1

Что такое здоровье. Знакомство с доктором «Здоровье».

Беседа « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Разучи-вание пословиц и поговорок.

Оздоровительная минутка. Знакомство с доктором «Свежий Воздух». Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики».

   

Русская народная игра «У медведя во бору».

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

2

1

Дружи с водой.

Советы доктора «Вода».

Беседа по стихотворению К.Чуковский «Мойдодыр».

Советы доктора Воды.

Оздоровительная минутка.

Игра «Доскажи сло-вечко».

   

Русская народная игра «Филин и пташка».

Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры.

3

1

Дружи с водой.

Друзья: вода и мыло.

Повторение правил доктора «Вода». Сказка о микробах.

Оздоровительная минутка.

Игра «Наоборот».

Творческая работа.

   

Русская народная игра «Горелки».

Правила игры. Проведение игры.

4

1

Глаза-главные помощники человека.

Беседа об органах зрения.

Правила береж-ного отношения к зрению.

Разучивание по-словиц и поговорок.

Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно - вредно».

Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!»

   

Русская народная игра «Кот и мыши».

Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры.

   

5

1

Уход за ушами.

Чтобы уши слышали.

Беседа.

Правила сохра-нения слуха.

Оздоровительная минутка. Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная ми-нутка. «Самомассаж ушей».

   

Русская народная игра «Блуждающий мяч».

Правила игры. Проведение игры.

6

1

Уход за зубами.

Почему болят зубы.

Знакомство с доктором «Здоровые Зубы». Стихотворение С. Михалкова «Как у нашей Любы». Беседа по содержанию.

Оздоровительная минутка.

Игра «Угадай-ка!».

   

Русская народная игра «Зарница».

Правила игры. Проведение игры. Эстафета.

7

1

Уход за зубами.

Чтобы зубы были здоровыми.

Беседа. Знакомство с доктором «Здоровая Пища». Зачем человеку зубная щётка? Разучивание стихотворения.

Оздоровительная минутка. Упражнение «Спрятанный сахар».

Практическая работа. Тест.

   

Игры на развитие восприятия.

Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра».

8

1

Как сохранить улыбку красивой?

Встреча с доктором «Здоровые Зубы». Памятка «Как сохранить зубы».

Творческая работа.

Оздоровительная минутка. Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе».

26.11

 

Упражнения и игры на внимание.

Упражнение «Ладонь – кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок».

9

1

Уход за руками и ногами

«Рабочие инструменты» человека.

Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками Памятка «Это полезно знать».

Оздоровительная минутка.

Игра - соревнование «Кто больше?»

Практическая работа.

   

Игры на развитие памяти.

Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник».

10

1

Забота о коже.

Зачем человеку кожа.

Встреча с доктором «Здоровая кожа». Беседа. Правила ухода за кожей.

Оздоровительная минутка «Солнышко». Проведение опытов.

Игра «Угадай-ка».

   

Игры на развитие воображения.

Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай».

11

1

Надёжная защита организма.

Беседа об органах чувств. Рассказ учителя «Строение кожи».

Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Тест. Практическая работа.

   

Игры на развитие мышления и речи.

Игры «Ну-ка, отгадай», «определим игрушку».

12

1

Забота о коже.

Если кожа повреждена.

Рассказ учителя о повреждениях кожи.

Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»

   

Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка.

Игры «Баба Яга», «Три характера».

13

1

Как следует питаться.

Питание-необходимое условие для жизни человека.

Повторение правил здоровья. Встреча с доктором «Здоровая Пища».

Разучивание пословиц и поговорок.

Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».

   

Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками».

Правила игры. Строевые упражнения; перестроение.

14

1

Как следует питаться.

Здоровая пища для всей семьи.

Беседа по стихотворению С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала».

Оздоровительная минутка.

Золотые правила питания.

Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?».

   

Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз».

Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики.

15

1

Как сделать сон полезным?

Сон-лучшее лекарство.

Стихотворение С. Михалкова «Не спать». Беседа по содержанию.

Оздоровительная минутка

Игры «Можно - нельзя». «Хождение по камушкам».

   

Игра с мячом «Охотники и утки».

Комплекс ОРУ с мячом. Строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два.

16

1

Настроение в школе.

Как настроение?

Беседа. Встреча с доктором «Любовь».

Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов.

   

Весёлые старты с мячом.

Гимнастические упражнения. Эстафеты.

17

1

Настроение после школы.

Я пришёл из школы.

Беседа. Работа с пословицами.

Оздоровительная минутка. Игра «Закончи рассказ».

   

Игра «Волк во рву».

Игры с мячом: ловля, бросок, передача.

18

1

Поведение в школе.

Рассказы М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». Беседа по содержанию.

Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?»

   

Я - ученик.

 

19

1

Весёлые старты со скакалкой.

Комплекс ОРУ со скакалкой.

   

20

1

Вредные привычки.

Беседа «Это красивый человек».

Оздоровительная минутка «Деревце». Игра «Да - нет».

   

Игра с прыжками «Попрыгунчики- воробушки».

Правила игры. Проведение игры.

21

1

Мышцы, кости и суставы.

Скелет - наша опора.

Рассказ учителя. Это интересно. Правила первой помощи.

Оздоровительная минутка. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование.

   

Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель».

Разучивание и проведение игр. Метание снежков в цель.

22

1

Мышцы, кости и суставы.

Осанка - стройная спина.

Встреча с доктором «Стройная Осанка».

Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.

   

Игра «Белки, волки, лисы».

Правила игры. Проведение игры.

23

1

Полезен ли спорт для здоровья.

Беседа «В здоровом теле – здоровый дух».

Весёлые старты «Папа, мама, я – спортивная семья».

   

Игра «Совушка».

Правила игры. Проведение игры.

24

1

Как закаляться.

Если хочешь быть здоров.

Сказка о микробах. Правила закаливания.

Оздоровительная минутка. Творческая работа. Это интересно!

   

Игра «Удочка». Игры со скакалкой, мячом.

 

25

1

Как загрязнение окружающей среды влияет на здоровье людей.

Беседа. Признаки отравления ядовитыми веществами.

Экскурсия.

Просмотр фильма.

   

Игра «Перемена мест».

Построение. Строевые упражнения, перемещение.

 

26

1

Как правильно вести себя на воде. Правила безопасности на воде.

Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде.

Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.

   

Игра «Салки с мячом».

Правила игры. Проведение игры.

 

27

1

Правда ли, что отдых и развлечения необходимы для здоровья.

Беседа « В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь».

Оздоровительная минутка.

Творческая работа.

   

Игра «Прыгай через ров». Совершенствование координации движений.

28

1

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.

Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность».

Работа с пословицами.

Оздоровительная минутка.

Игра «Продолжи сказку».

   

29

1

Футбол.

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

   

30

1

Почему мы болеем?

Рассказ учителя. Это интересно!

Оздоровительная минутка.

Работа в группах.

   

Баскетбол.

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину.

 

31

1

Кто и как предохраняет нас от болезней?

Встреча с доктором «Здоровье». Повторение правил.

Оздоровительная минутка.

Коллективная работа.

   

32

1

Футбол.

Проведение игры.

   

33

1

Солнце и витамины.

Беседа «Человек и его здоровье».

Оздоровительная минутка. Выставка « Урожай нашего огорода»

   

34

1

Как помочь сохранить себе здоровье.

Встреча с «Докторами здоровья».

Игра «Хорошо - плохо». Памятка здорового ребенка.

   

 

Литература

Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.М.: Сфера, 2007.

Коротков И. М. Подвижные игры во дворе.- М. : Знание, 2010.

Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

Завуч начальной школы. 2004 год, №1. Лецких А. А. «Подвижный способ обучения и его влияние на развитие учащихся».

Обухова Л.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья для учащихся 1–4-х классов.-М.:ВАКО, 2013 .

В. М. Мельничук. Дневничок-здоровячок. Разработки уроков по валеологии для учителей начальных классов. –Новосибирск:СУИ, 2002.

Зверев А. Т. Экологические игры.-М.:Оникс 21 век, 2007.

Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми.-Минск:Асвар, 2009.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.