12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кафиятуллова Равза Зарифовна23 Россия, Ульяновская обл., с. Татарские Горенки Карсунского района Ульяновской области |
Рабочая программа внеурочной деятельности «Зоровячок»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Здоровячок».
Направление « Спортивно-оздоровительное ».
3 класс.
Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Одним из направлений внеурочной деятельности является спортивно- оздоровительное направление. В рамках данного направления разработана программа внеурочной деятельности «Здоровячок»Предлагаемая программа в 3 классе рассчитана на 62 часа (из расчета 2 часа в неделю).
Рабочая программа Внеурочной деятельности « Здоровячок» направлена на:
- профилактику и коррекцию нарушений здоровья, общее оздоровление организма;
- учит обучающихся правильным действиям в ситуациях, опасных для жизни и здоровья;
- помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Приобретаемые на уроках физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений:
- утренней зарядке;
- гимнастике до уроков;
- физминутках и подвижных играх во время перемен и прогулок;
- дополнительных занятий во внеурочное время.
Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором обучающиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Рабочая программа включает в себя и вопросы физического и духовного здоровья.
Цели программы:
сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
создание наиболее благоприятных условий для формирования у обучающихся отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
формировать стремление к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных ценностей жизни;
создать условия для обеспечения охраны здоровья обучающихся, их полноценного физического развития и формировать здоровый образ жизни;
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни;
расширять кругозор обучающихся в области физической культуры и спорта;
профилактика вредных привычек;
просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Программа включает принципы:
- научности (анализ статистических медицинских исследований по сотоянию здоровья обучающихся);
- доступности (содержание курса в соответствии с возрастными особенностями обучающихся);
- системности (взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса).
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у обучающихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга;
- обеспечение мотивации (быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни).
Предполагаемый результат:
- здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни, выпускник начального общего образования.
В результате усвоения программы обучающиеся должны уметь:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
Обучающиеся должны знать:
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Коммуникативные
В процессе обучения обучающиеся учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать поведение собственное и окружающих.
Особенности организации работы.
Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д Оздоровительные минутки включают физические упражнения. Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и упражнения для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз - дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому обучающемуся для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.
Формы проведения занятий:
- беседы, лекции, тренинги;
- игры, упражнения, конкурсы, творческие мастерские;
- экскурсии.
№ п/п | № занятия | Тема занятия | Содержание занятий | Дата занятия Календарно – тематическое планирование 3 класс [Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку "Работа с надписями".]
| ||||||||||||||||||||||
теория | практика | план. | факт. | |||||||||||||||||||||||
1 | 1 | Что такое здоровье. Знакомство с доктором «Здоровье». | Беседа « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Разучи-вание пословиц и поговорок. | Оздоровительная минутка. Знакомство с доктором «Свежий Воздух». Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики». | 01.10 | |||||||||||||||||||||
2 | 1 | Русская народная игра «У медведя во бору». | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. | 06.10 | ||||||||||||||||||||||
3 | 1 | Дружи с водой. Советы доктора «Вода». | Беседа по стихотворению К.Чуковский «Мойдодыр». Советы доктора Воды. | Оздоровительная минутка. Игра «Доскажи сло-вечко». | 08.10 | |||||||||||||||||||||
4 | 1 | Русская народная игра «Филин и пташка». | Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. | 13.10 | ||||||||||||||||||||||
5 | 1 | Дружи с водой. Друзья: вода и мыло. | Повторение правил доктора «Вода». Сказка о микробах. | Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа. | 15.10 | |||||||||||||||||||||
6 | 1 | Русская народная игра «Горелки». | Правила игры. Проведение игры. | 20.10 | ||||||||||||||||||||||
7 | 1 | Глаза-главные помощники человека. | Беседа об органах зрения. Правила береж-ного отношения к зрению. Разучивание по-словиц и поговорок. | Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно - вредно». Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!» | 22.10 | |||||||||||||||||||||
8 | 1 | Русская народная игра «Кот и мыши». | Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. | 03.11 | ||||||||||||||||||||||
9 | 1 | Уход за ушами. Чтобы уши слышали. | Беседа. Правила сохра-нения слуха. | Оздоровительная минутка. Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная ми-нутка. «Самомассаж ушей». | 05.11 | |||||||||||||||||||||
10 | 1 | Русская народная игра «Блуждающий мяч». | Правила игры. Проведение игры. | 10.11 | ||||||||||||||||||||||
11 | 1 | Уход за зубами. Почему болят зубы. | Знакомство с доктором «Здоровые Зубы». Стихотворение С. Михалкова «Как у нашей Любы». Беседа по содержанию. | Оздоровительная минутка. Игра «Угадай-ка!». | 12.11 | |||||||||||||||||||||
12 | 1 | Русская народная игра «Зарница». | Правила игры. Проведение игры. Эстафета. | 17.11 | ||||||||||||||||||||||
13 | 1 | Уход за зубами. Чтобы зубы были здоровыми. | Беседа. Знакомство с доктором «Здоровая Пища». Зачем человеку зубная щётка? Разучивание стихотворения. | Оздоровительная минутка. Упражнение «Спрятанный сахар». Практическая работа. Тест. | 19.11 | |||||||||||||||||||||
14 | 1 | Игры на развитие восприятия. | Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра». | 24.11 | ||||||||||||||||||||||
15 | 1 | Как сохранить улыбку красивой? | Встреча с доктором «Здоровые Зубы». Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа. | Оздоровительная минутка. Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». | 26.11 | |||||||||||||||||||||
16 | 1 | Упражнения и игры на внимание. | Упражнение «Ладонь – кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок». | 01.12 | ||||||||||||||||||||||
17 | 1 | Уход за руками и ногами «Рабочие инструменты» человека. | Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками Памятка «Это полезно знать». | Оздоровительная минутка. Игра - соревнование «Кто больше?» Практическая работа. | 03.12 | |||||||||||||||||||||
18 | 1 | Игры на развитие памяти. | Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник». | 08.12 | ||||||||||||||||||||||
19 | 1 | Забота о коже. Зачем человеку кожа. | Встреча с доктором «Здоровая кожа». Беседа. Правила ухода за кожей. | Оздоровительная минутка «Солнышко». Проведение опытов. Игра «Угадай-ка». | 10.12 | |||||||||||||||||||||
20 | 1 | Игры на развитие воображения. | Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай». | 15.12 | ||||||||||||||||||||||
21 | 1 | Надёжная защита организма. | Беседа об органах чувств. Рассказ учителя «Строение кожи». | Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Тест. Практическая работа. | 17.12 | |||||||||||||||||||||
22 | 1 | Игры на развитие мышления и речи. | Игры «Ну-ка, отгадай», «определим игрушку». | 22.12 | ||||||||||||||||||||||
23 | 1 | Забота о коже. Если кожа повреждена. | Рассказ учителя о повреждениях кожи. | Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?» | 24.12 | |||||||||||||||||||||
24 | 1 | Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка. | Игры «Баба Яга», «Три характера». | 29.12 | ||||||||||||||||||||||
25 | 1 | Как следует питаться. Питание-необходимое условие для жизни человека. | Повторение правил здоровья. Встреча с доктором «Здоровая Пища». Разучивание пословиц и поговорок. | Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку». | 12.01 | |||||||||||||||||||||
26 | 1 | Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками». | Правила игры. Строевые упражнения; перестроение. | 14.01 | ||||||||||||||||||||||
27 | 1 | Как следует питаться. Здоровая пища для всей семьи. | Беседа по стихотворению С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала». | Оздоровительная минутка. Золотые правила питания. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». | 19.01 | |||||||||||||||||||||
28 | 1 | Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз». | Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. | 21.01 | ||||||||||||||||||||||
29 | 1 | Как сделать сон полезным? Сон-лучшее лекарство. | Стихотворение С. Михалкова «Не спать». Беседа по содержанию. | Оздоровительная минутка Игры «Можно - нельзя». «Хождение по камушкам». | 26.01 | |||||||||||||||||||||
30 | 1 | Игра с мячом «Охотники и утки». | Комплекс ОРУ с мячом. Строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два. | 28.01 | ||||||||||||||||||||||
31 | 1 | Настроение в школе. Как настроение? | Беседа. Встреча с доктором «Любовь». | Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. | 02.02 | |||||||||||||||||||||
32 | 1 | Весёлые старты с мячом. | Гимнастические упражнения. Эстафеты. | 04.02 | ||||||||||||||||||||||
33 | 1 | Настроение после школы. Я пришёл из школы. | Беседа. Работа с пословицами. | Оздоровительная минутка. Игра «Закончи рассказ». | 09.02 | |||||||||||||||||||||
34 | 1 | Игра «Волк во рву». | Игры с мячом: ловля, бросок, передача. | 11.02 | ||||||||||||||||||||||
35 | 1 | Поведение в школе. | Рассказы М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». Беседа по содержанию. | Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» | 16.02 | |||||||||||||||||||||
36 | 1 | Я - ученик. | 18.02 | |||||||||||||||||||||||
37 | 1 | Весёлые старты со скакалкой. | Комплекс ОРУ со скакалкой. | 25.02 | ||||||||||||||||||||||
38 | 1 | Вредные привычки. | Беседа «Это красивый человек». | Оздоровительная минутка «Деревце». Игра «Да - нет». | 02.03 | |||||||||||||||||||||
39 | 1 | Игра с прыжками «Попрыгунчики- воробушки». | Правила игры. Проведение игры. | 04.03 | ||||||||||||||||||||||
40 | 1 | Мышцы, кости и суставы. Скелет - наша опора. | Рассказ учителя. Это интересно. Правила первой помощи. | Оздоровительная минутка. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование. | 11.03 | |||||||||||||||||||||
41 | 1 | Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель». | Разучивание и проведение игр. Метание снежков в цель. | 16.03 | ||||||||||||||||||||||
42 | 1 | Мышцы, кости и суставы. Осанка - стройная спина. | Встреча с доктором «Стройная Осанка». | Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения. | 18.03 | |||||||||||||||||||||
43 | 1 | Игра «Белки, волки, лисы». | Правила игры. Проведение игры. | 01.04 | ||||||||||||||||||||||
44 | 1 | Полезен ли спорт для здоровья. | Беседа «В здоровом теле – здоровый дух». | Весёлые старты «Папа, мама, я – спортивная семья». | 06.04 | |||||||||||||||||||||
45 | 1 | Игра «Совушка». | Правила игры. Проведение игры. | 08.04 | ||||||||||||||||||||||
46 | 1 | Как закаляться. Если хочешь быть здоров. | Сказка о микробах. Правила закаливания. | Оздоровительная минутка. Творческая работа. Это интересно! | 13.04 | |||||||||||||||||||||
47 | 1 | Игра «Удочка». | Игры со скакалкой, мячом. | 15.04 | ||||||||||||||||||||||
48 | 1 | Как загрязнение окружающей среды влияет на здоровье людей. | Беседа. Признаки отравления ядовитыми веществами. | Экскурсия. Просмотр фильма. | 20.04 | |||||||||||||||||||||
49 | 1 | Игра «Перемена мест». | Построение. Строевые упражнения, перемещение. | 22.04 | ||||||||||||||||||||||
50 | 1 | Как правильно вести себя на воде. Правила безопасности на воде. | Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. | Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца. | 27.04 | |||||||||||||||||||||
51 | 1 | Игра «Салки с мячом». | Правила игры. Проведение игры. | 29.04 | ||||||||||||||||||||||
52 | 1 | Правда ли, что отдых и развлечения необходимы для здоровья. | Беседа « В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь». | Оздоровительная минутка. Творческая работа. | 04.05 | |||||||||||||||||||||
53 | 1 | Игра «Прыгай через ров». | Совершенствование координации движений. | 06.05 | ||||||||||||||||||||||
54 | 1 | Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. | Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность». Работа с пословицами. | Оздоровительная минутка. Игра «Продолжи сказку». | 11.05 | |||||||||||||||||||||
55 | 1 | Футбол. | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. | 13.05 | ||||||||||||||||||||||
56 | 1 | Почему мы болеем? | Рассказ учителя. Это интересно! | Оздоровительная минутка. Работа в группах. | 18.05 | |||||||||||||||||||||
57 | 1 | Баскетбол. | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину. | 20.05 | ||||||||||||||||||||||
58 | 1 | Кто и как предохраняет нас от болезней? | Встреча с доктором «Здоровье». Повторение правил. | Оздоровительная минутка. Коллективная работа. | 25.05 | |||||||||||||||||||||
59 | 1 | Футбол. | Проведение игры. | 27.05 | ||||||||||||||||||||||
60 | 1 | Кто нас лечит? Сегодняшние заботы медицины. | Беседа «Из чего получают лекарства». | Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает». | ||||||||||||||||||||||
61 | 1 | Солнце и витамины. | Беседа «Человек и его здоровье». | Оздоровительная минутка. Выставка « Урожай нашего огорода» | ||||||||||||||||||||||
62 | 1 | Как помочь сохранить себе здоровье. | Встреча с «Докторами здоровья». | Игра «Хорошо - плохо». Памятка здорового ребенка. |
Литература
Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.М.: Сфера, 2007.
Коротков И. М. Подвижные игры во дворе.- М. : Знание, 2010.
Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Завуч начальной школы. 2004 год, №1. Лецких А. А. «Подвижный способ обучения и его влияние на развитие учащихся».
Обухова Л.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья для учащихся 1–4-х классов.-М.:ВАКО, 2013 .
В. М. Мельничук. Дневничок-здоровячок. Разработки уроков по валеологии для учителей начальных классов. –Новосибирск:СУИ, 2002.
Зверев А. Т. Экологические игры.-М.:Оникс 21 век, 2007.
Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми.-Минск:Асвар, 2009.