Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура безопасности» (8-9 лет)
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Культура безопасности»
для учащихся 2 класса
Направление внеурочной деятельности: социальное
Возраст: 8-9 лет
Срок реализации: 1 год
Аннотация
Программа кружка социального направления «Культура безопасности» для обучающихся 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа направлена на овладение обучающимися правилами безопасного поведения в различных ситуациях.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил безопасности у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Культура безопасности» составлена для обучающихся 2 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель программы: формирование ответственности за личную безопасность, безопасность общества.
Главными задачами обучения по данной программе являются:
Развитие у детей чувства ответственности за своё поведение;
Формирование бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
Стимулирование у детей самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков поведения в реальной жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа внеурочной деятельности «Культура безопасности» предусматривает достижение учащимися начальных классов в процессе обучения определённых результатов – личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения курса отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Культура безопасности»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения курса
Метапредметные результаты освоения курса характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных:
использовать общие приёмы решения задач;
выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
ставить и формулировать проблемы;
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
применять установленные правила в планировании способа решения;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
составлять план и последовательность действий;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты освоения курса
Предметные результаты освоения курса характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения курса внеурочной деятельности «Культура безопасности»
В результате выполнения данной программы обучающиеся должны знать:
правила поведения на улице и дома, чтобы не получить травму;
правила поведения на воде;
правила дорожного движения;
правила безопасного обращения с электроприборами.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога. Реализуя задачи развития культуры здоровья и безопасности учащихся, программа нацелена на решение ряда связанных с этим задач, среди которых:
- формирование навыков и умений, необходимых для сохранения и укрепления духовного и физического здоровья;
- раскрытие индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Изучение курса «Культура безопасности» осуществляется по разделам. Обучающиеся получают общее представление о том, что такое опасность и безопасность, как отличать опасную ситуацию и как отреагировать на неё; знакомятся с понятием «чрезвычайная ситуация» и с тем, какие действия предпринимают специалисты различных служб в случае ее возникновения; во время выполнения творческих заданий учатся находить решения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема (кол-во часов) | Содержание | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты | Основные направления воспитательной деятельности, календарные мероприятия. |
1 | Твоя безопасность (4 ч) | Что такое безопасность? Знакомство с возможными опасностями и возможностями их предвидеть. Что такое чрезвычайная ситуация? Возможные способы выхода из ЧС. Подвижные игры на развитие наблюдательности и ловкости | Уметь находить выходы из спорных ситуаций, работать в коллективе, учитывать мнение других. | Л2, Л3, М1, М2, М3, М6, М10, М11, М14, М15, М16, П1, П2, П3, П4 | 1.Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их формирующих их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. 2.Создание благоприятных условий для просоциальной самореализации школьников, направленных на раскрытие их творческих способностей. 3.Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать своё собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. 4. Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады. 5. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. 6. Организация сотрудничества и взаимной помощи в классе. 7. Международный день пожилых людей. |
2 | Безопасное поведение на улице (9 ч.) | Правила общения с незнакомыми людьми. Игра с движением по станциям с препятствиями в виде вопросов и заданий по безопасности. | Научить различать света светофора. Учить выбирать правильный маршрут. Учить определять безопасность проезжей части. Учить переходить дорогу самостоятельно и с родителями, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. | Л2, Л3, Л4, М2, М3, М4, М5, М6, М7, М8, М9, М10, М11, М12, М13, М14, М15, М16, М17, П1, П3. | 1.Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их формирующих их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. 2.Создание благоприятных условий для просоциальной самореализации школьников, направленных на раскрытие их творческих способностей. 3. Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать своё собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. 4. Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады. 5. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. 6. Организация сотрудничества и взаимной помощи в классе. 7. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. |
3 | Безопасность в помещении (8 ч) | Безопасность в доме. Выяснить, как могут стать опасными домашние вещи. Огонь в доме. Детские шалости с огнём. Составление маршрута действий при обнаружении пожара дома, в школе, в транспорте. Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу. Беседа о роли лекарств и витаминов в жизни человека. Какие опасности кроются в домашней аптечке? Спортивное ориентирование с заданиями по основным правилам безопасности в помещении. | Учить обращаться с электроприборами. Газ. Вода. Умение обращаться с колющими, режущими предметами. Закрепить знания по теме. Учить объединять полученные знания. Уметь передавать информацию. | Л1, Л2, Л3, Л4, М1, М2, М3, М4, М5, М6, М7, М8, М9, М10, М11, М12, М13, М14, М15, М16, М17, П1, П4 | 1.Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их формирующих их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. 2.Создание благоприятных условий для просоциальной самореализации школьников, направленных на раскрытие их творческих способностей. 3. Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать своё собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. 4. Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады. 5. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. 6. Организация сотрудничества и взаимной помощи в классе. 7. День защитника Отечества. |
4 | Безопасность в разных жизненных ситуациях (12 ч) | Безопасность при отдыхе на природе. Соблюдение безопасности при общении с животными. Первая помощь при укусах насекомых, домашних и диких животных. Правила общения с незнакомыми людьми. Заключительная игра с движением по станциям с препятствиями в виде вопросов и заданий по безопасности. Выявление возможных опасных ситуаций на воде в разное время года. Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в разные временные периоды. Знакомство с правилами поведения во время купания в специально отведенных местах, составление памяток на каникулярный период. | Учить ориентироваться в пространстве. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставить вопросы, обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; формулировать собственное мнение и позициюмение определять безопасности возле воды. Применение усвоенных навыков в жизни. | Л1, Л2, Л3, Л4, М1, М2, М3, М4, М5, М6, М7, М8, М9, М10, М11, М12, М13, М14, М15, М16, М17,П1, П2, П3, П4 | 1.Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их формирующих их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. 2.Создание благоприятных условий для просоциальной самореализации школьников, направленных на раскрытие их творческих способностей. 3.Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать своё собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. 4. Вовлечение учащихсяв конкурсную активность, олимпиады. 5. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. 6.Организация сотрудничества и взаимной помощи в классе. 7. День космонавтики. 8. Международный день семьи. 9. День защиты детей |
КАЛЕНДАРО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ»
(1 час в неделю, 33 часа в год)
№ п/п | Тема занятия | Кол. Часов | Дата | |
План | Факт | |||
Твоя безопасность (4 ч) | ||||
1 | Как рождаются опасные события? | 1 | | |
2 | Что такое безопасность? | 1 | | |
3 | Что такое чрезвычайная ситуация? | 1 | | |
4 | Терроризм – это опасно! Мы против терроризма! | 1 | | |
Безопасное поведение на улице (9 ч.) | ||||
5 | Внимание дорога! | 1 | | |
6 | Опасные ситуации на дороге! | 1 | | |
7 | Путешествие в страну дорожных знаков | 1 | | |
8 | Мы - пассажиры! | | | |
9 | Опасности улицы | 1 | | |
10 | Городской транспорт | 1 | | |
11 | Я знаю свой двор и свою улицу | 1 | | |
12 | Мы пассажиры! | 1 | | |
13 | Наш друг и помощник – светофор! | 1 | | |
Безопасность в помещении (8 ч) | ||||
14 | Безопасность в доме | 1 | | |
15 | «Опасные предметы в доме» | 1 | | |
16 | Как подружиться с электричеством | 1 | | |
17 | Детские шалости с огнём. Один дома. | 1 | | |
18 | Основные правила поведения при пожаре. | 1 | | |
19 | Что делать при запахе газа | 1 | | |
20 | Разговор по телефону | 1 | | |
21 | Если кто-то звонит в твою дверь | 1 | | |
Безопасность в разных жизненных ситуациях (12ч) | ||||
22 | Слагаемые безопасности. | 1 | | |
23 | Понятие о безопасных ситуациях окружающего мира. | 1 | | |
24 | Опасности природного происхождения | 1 | | |
25 | Опасности техногенного и социального происхождения. | 1 | | |
26 | Правила безопасности поведения | 1 | | |
27 | Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! | 1 | | |
28 | Соблюдение безопасности при общении с животными. | 1 | | |
29 | Правила безопасности на воде. Обобщающее занятие | 1 | | |
30 | Промежуточная аттестация. Тест | 1 | | |
31 | Здоровье как фактор безопасности. Окружающая среда и человек. Гигиена жилища. | 1 | | |
32 | Понятие о здоровом образе жизни. | 1 | | |
33 | Итоговое занятие | 1 | | |
Итого | | 33 часа | | |
Виды деятельности обучающихся:
игровая
познавательная
Формы организации деятельности
викторины
тесты
конкурсы
соревнования
настольные, дидактические игры
тематические занятия
Оценочный материал
Формы подведения итогов реализации программы
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Подведение итогов может осуществляться в следующих формах:
Текущая аттестация - творческие, практические работы, участие в викторинах и конкурсах.
Промежуточная аттестация - тестирование.
Промежуточная аттестация:
Тест
ВАРИАНТ 1
Подчеркни номер телефона, по которому вызывают пожарных.
01; 02; 03; 04
Соедини линиями предметы и опасности, которые они могут принести.
стул, табурет ожог
лекарства падение
чайник, сковорода удар электрическим током
соковыжималка, кофемолка отравление
выключатель, розетка повреждение пальцев
Какие правила безопасности нужно соблюдать? Допиши предложение.
К выключателю, розетке, электрическим приборам нельзя___________ _____________________________________________________________
Из домашней аптечки нельзя ___________________________________
_____________________________________________________________
Как нужно обращаться с этим электроприбором? Обведи нужную букву.
а) проверить, устойчив ли он;
б) брать только за ручку;
в) брать кухонным полотенцем;
г) никогда к нему не прикасаться.
5. Найди неверное утверждение:
1.Не купайтесь в очень холодной воде. От холода может свести ногу.
2.Лучше купаться в одиночку, чтобы не мешать друг другу.
3.Купаться можно только в чистых водоёмах.
6. Что вы ответите, если незнакомый человек спросит по телефону, дома ли родители
1. Что родителей, нет дома;
2.Что родители дома, но заняты;
3.Когда придут родители.
7. Что нельзя делать, если незнакомый человек пытается увести тебя силой?
1.Вырываться, убежать,
2.Броситься за помощью к прохожим,
3.Кричать изо всех сил, привлекая внимание.
4.Спокойно пойти с незнакомцем.
8. Пешеходная дорожка называется:
а) кобра; б) зебра; в) полосатик;
9. Как надо переходить улицу, если рядом нет ни подземного перехода, ни светофора, ни «зебры»?
а) убедиться, что рядом нет машин и быстро перебежать улицу;
б) посмотреть налево, дойти до середины проезжей части, посмотреть направо: нет ли машин;
в) спокойно, не торопясь, перейти дорогу - водитель сам тебя увидит и остановится.
10. Подчеркни названия съедобных грибов одной чертой, двумя чертами названия несъедобных грибов.
подосиновик боровик
мухомор бледная поганка
сыроежки груздь
11. Какие насекомые относятся к жалящим? Обведи кружком все буквы правильных ответов.
а) кузнечик;
б) шмель;
в) пчела;
г) стрекоза;
д) шершень.
12. Как предотвратить укус жалящего насекомого? Обведи нужные буквы.
а) держаться подальше;
б) стараться убить;
в) стараться не тревожить;
г) дождаться пока вылетит в окно.
ВАРИАНТ 2
Подчеркни номер телефона, по которому вызывают скорую помощь.
01; 02; 03; 04
Соедини линиями предметы и опасности, которые они могут принести.
оголённый провод отравление
окно, балкон повреждение пальцев
утюг, чайник падение
мясорубка удар электрическим током
уксус ожог
Какие правила безопасности нужно соблюдать? Допиши предложение.
- В электрическую мясорубку, соковыжималку, кофемолку нельзя __________________________________________________________
- Гладя из окна или с балкона нельзя _________________________
__________________________________________________________
Как нужно обращаться с этим прибором? Обведи нужную букву.
а) проверить, устойчив ли он;
б) не засовывать туда пальцы;
в) брать кухонным полотенцем;
г) никогда к нему не прикасаться.
5. Можно ли нырять в незнакомых местах?
1. Можно, если рядом взрослые;
2. Можно, если есть подводная маска;
3.Нельзя, так как можно пораниться об острые камни, предметы.
6. Выбери неверное утверждение:
1.Дверь можно открывать, если звонит незнакомый человек.
2.Если в дверь звонит почтальон, монтёр, врач, милиционер, всё равно не открывай, если ты не знаешь этих людей.
3.Преступник может переодеться в любую форму.
7. В каком случае можно поехать с незнакомцем на машине?
1.Если ты не успел на автобус, троллейбус,
2.Если он приехал по поручению родителей;
3.Ни в каком случае.
4. Если ты опаздываешь.
5.Если он просит показать дорогу.
8. Прибор, регулирующий движение на дорогах называется __________________________________________________________
9. Как нужно переходить дорогу?
1) Посмотреть направо, потом налево
2) Посмотреть налево, потом направо
3) Не смотреть по сторонам, а быстрее переходить.
10.Подчеркни названия съедобных грибов одной чертой, двумя чертами названия несъедобных грибов.
бледная поганка опята
маслёнок подберёзовик
лисички мухомор
11. Какие насекомые относятся к жалящим? Обведи кружком все буквы правильных ответов.
а) оса;
б) комар;
в) пчела;
г) бабочка;
д) шершень.
12. Почему жалящие насекомые нападают на человека? Обведи нужную букву.
а) в порядке самозащиты;
б) хотят есть;
в) разносят заболевания;
г) хотят нанести вред.