Программа внеурочной деятельности «Формирование экологической культуры учащихся через проектную деятельность»

1
0
Материал опубликован 5 December 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Емвы.

   

 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по предмету

«Формирование экологической культуры учащихся через проектную деятельность»

 

 

2016-2018

Пояснительная записка

 

Наименование Программы

«Формирование экологической культуры учащихся через проектную деятельность».

Основание для разработки Программы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Формирование экологической культуры учащихся через проектную деятельность" создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, программы «Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность Социальная деятельность.

Заказчик Программы

МБОУ «СОШ №1» г. Емвы

Основные разработчики Программы

Волкова Т. С. –учитель биологии

Мальгина Е. И.- учитель химии

Цель Программы

Формирование у школьников экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через проектную деятельность.

Задачи Программы

Обучающие:

создание условий для формирования умений и навыков проектирования,

разработка механизма проектной деятельности в образовательный процесс школы;

Развивающие:

развивать у обучающихся личный опыт навыков проектной и исследовательской деятельности.

поддерживать имеющиеся традиционные и разрабатывать новые формы реализации исследовательских и познавательных проектов обучающихся.

Воспитывающие:

формировать экологический взгляд на мир и целостное представление о взаимодействии живой и неживой природы с человеком;

Воспитывать уважительное отношение к миру природы.

Сроки реализации Программы

2016-2018

Ожидаемые результаты реализации Программы

Усовершенствовать существующую в школе систему по организации экологической проектной деятельности;

Повысить количественные показатели успешности обучающихся (участие и победы в конкурсах, фестивалях, проектах различного уровня, повышение качеств знаний);

Повышение общей экологической культуры учащихся, учителей и родителей;

Превращение школы в районный центр экологического просвещения и воспитания.

Возраст учащихся

Разновозрастная.

Направленность

программы

Эколого - биологическая.

Тип программы

Дополнительная

Формы проведения занятий:

Индивидуальные (исследовательская работа), групповые, коллективные.

Формы контроля:

Выступление с проектами перед одноклассниками, презентации, заметки в СМИ , школьные мероприятия, выставки, участие в конкурсах.

 

 

Общая характеристика

Программа внеурочной деятельности является средством реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы, конкретизирует методы формирования УУД учащихся в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности учащихся. Программа направлена на развитие творческих способностей учащихся, формирование основ культуры проектной деятельности, позитивного социального опыта применения технологий этого вида деятельности.

Проектная технология развивает самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Метод проектов позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, интегрирую при этом новые идеи. Проектная деятельность – одна из технологий воспитания мотивированных детей.

Для плодотворной реализации экологической программы в школе создан экологический совет, который организует, направляет и руководит экологической работой школы, участвует в разработке проектов.

В состав совета входят учителя естественных дисциплин, активисты экологической группы, представители администрации школы.

Члены экологического совета являются кураторами основных направлений в экологической работе, проводимой в школе.

 

Состав экологического совета школы:
1.Макарова А. Я.- председатель Совета, зам. директора по ВР;
2. Волкова Т. С.- учитель биологии, экологии;
3. Мальгина Е. И. - учитель химии;
4. Цынгалова С. Ф. - учитель географии;

5. Безменова Г. С.– учитель биологии
6. Габова Л. Ю. – учитель начальных классов;

7.Котлярова Вика- 10 «а» класс

8. Кичмар Ирина –10 «а» класс

9. Анисимова Аня-10 «в» класс

10.Иванова Света- 11 «а» класс

11.Смирнова Мария- 11 «а» класс

12. Канева Александра- 7 «в» класс

За несколько лет нами реализованы несколько экологических проектов.

Некоторые стали традиционными для школы.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

• основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
• структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.

Учащиеся должны уметь:

• формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
• составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
• выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
• определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
• • оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
• наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
• описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
• проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
• выполнять инструкции по технике безопасности;
• оформлять результаты исследования.


 


 

Этапы проектной технологии.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Ценностно-ориентированный

Мотивация проектной деятельности: Организация учащихся по созданию проекта, раскрытие его значимости.

Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей проектной работы

2. Конструктивный

Объединение учащихся в группы; консультация учащихся; стимулирование поисковой деятельности; подготовка памяток и алгоритмов самостоятельной работы.

Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально; составление плана работы; сбор материалов; поиск литературы; выбор формы реализации проекта.

3. Оценочно-рефлексивный

Стимулирование и консультирование учащихся.

Самооценка своей деятельности. Оформление проекта в выбранной форме.

4. Презентативный

Подготовка экспертов. Проектирование формы презентации; организация дискуссии по обсуждению проекта; организация самооценки учащихся.

Защита проекта в индивидуальной или коллективной форме; включение в дискуссию; отстаивание своей позиции. Самооценка собственной деятельности.

   Этапы работы над проектом.
  1. Начало проекта. Тема проекта не предлагается, а выбирается учащимися самостоятельно. Определение темы и целей проекта. Формирование инициативной группы или выбор учащегося для индивидуальной работы. Обсуждение тему проекта и при необходимости получение дополнительной информации. Планирование работы. Определение источников необходимой информации. Определение способов сбора и анализа информации. Определение способа представления результатов. Установление критериев оценки результатов проекта. Сбор информации. Сбор и уточнение информации. Выбор оптимального варианта хода проекта. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта. Структурирование информации. Ученики систематизировали информацию, обсудили, как лучше оформить результат групповой работы, сделали наброски чернового варианта. Расширение информации. Анализ информации. Формулирование выводов. Выполняют исследование и работают над проектом. Оформление результатов работы. Оформление творческих проектов. Подготовка презентации по теме проекта. Презентация проекта. Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. Рефлексия. Подведение итогов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1ч.) Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.

Особенности и структура проекта, критерии оценки (.) Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.

Способы получения и переработки информации (2 ч). Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования.

Проектно - исследовательские работы

(подготовка и презентация) (22 ч).

Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования). Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение.

Публичное выступление (1ч). Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.

Темы проектов

№1: «Чистые дороги Емвы».

№2: «Помоги птицам зимой».

№3: «Мой край родной»

№4: «Зёрнышко».

№5: «Цветущий город».

 

План действий по реализации программы

п/п

Направление работы

Действия

Сроки

Ответственные

1

Организация проектной деятельности обучающихся

Составление общешкольного плана работы над проектами

Сентябрь

Волкова Т. С.

Мальгина Е. И.

Определение и выбор форм, средств, способов выполнения проектов, распределение обязанностей.

Октябрь-ноябрь

ШМО учителей естественно- биологического цикла

Организация работы над проектами

В течение года

Педагоги- координаторы проектов

Подготовка проектов к презентации

В течение года

Координаторы проектов

Подготовка мероприятий проектной деятельности

В течение года

Координаторы проектов

2

Обучение школьников умениям и навыкам проектирования

Организация консультативной помощи для обучающихся, направленной на их творческую самореализацию в проектной деятельности

В течение года

Классные руководители,

Координаторы проектов

Организация рабочих групп учащихся.

В течение года

Координаторы проектов

Сотрудничество с педагогами-координатоами проектов

В течение года

Зам. директора по УВР

Проведение заседаний экологического Совета, заседаний ШМО, творческих групп по проблеме

Весь период

Администрация, руководители ШМО

Создание мультимедийной продукции по проектной деятельности

Весь период

Обучающиеся, педагоги

Изучение передового опыта по проблеме организации проектной деятельности и его презентация в педколлективе.

В течение года

Педагоги

5

Взаимодействие со СМИ:

Публикации в школьной газете «Школьная жизнь»

Ежегодно

Экологический Совет школы

Публикации в районной газете «Княжпогостские вести»

По необходимости

Экологический Совет школы

Освещение работы на на сайте школы http://www.skolano1.ru/.

Ежегодно

ШМО учителей естественно- биологического цикла

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

 

Содержание

Ко-во часов

Дата проведения

1

Вводное занятие

1

02.09.- 30.09.

2

Что такое метод проектов?

Классификация проектов.

1

3

Структура проекта. Этапы работы над проектом.проектов

1

4

Работа в группах по выбору проектов.

Проблема, условия, цели, задачи.

1

5

Работа над проектом №1

Социально - ориентированный проект «Чистые дороги Емвы».

Работа над проектом №2. Практико-ориентированный «Помоги птицам зимой».

1

6

Работа над проектами №1,№2, работа в группах.

1

07.10. -28.10

7

Работа над проектом №1,№2, работа в группах.

1

8

Коллективная защита проекта №1 «Помоги птицам зимой». Вывешивание кормушек. Закрепление графика сроков кормления птиц за классами.

1

9

Работа над проектом №2: работа в группах.

1

 

2 четверть

 

 

10

Коллективная защита проекта №2 «Чистые дороги Емвы». Презентация проекта.

1

11.11. – 25.11.

11

Работа над проектом №3 «Мой край родной» проблема, условия,

цели, задачи.

1

12

Работа над проектом №3: работа в группах

1

13

Работа над проектом №3: работа в группах

1

02.12. – 23.12.

14

Работа над проектом №3: проблема, условия, цели, задачи.

1

15

Работа над проектом №3

1

16

Коллективная защита проекта «Мой край родной». Оформление Фотовыставки в фойе школы и в кабинете биологии.

1

 

3 четверть

 

 

17

Социологический опрос среди обучающихся школы.

1

14.01. – 31.01.

18

Как целенаправленно собирать информацию? сбор и структурирование информации

1

19

Структурирование информации. Анализ собранной информации.

1

20

Работа над проектом №4.Социально-ориентированный проект «Зёрнышко». Распределение по группам, проблема, условия, цели, задачи.

1

21

Работа над проектом №4:

1

03.02. – 24.02.

22

Работа над проектом №4

1

23

Работа над проектом №4

1

24

Работа над проектом №4

1

25

Коллективная защита проекта «Зёрнышко». Презентация проекта на станции юннатов.

1

03.03.- 17.03.

26

Работа над проектом №5. «Практико-ориентированный проект «Цветущий город».

1

27

Работа над проектом №5: работа в группах.

1

 

4 четверть

 

 

28

Работа над проектом №5: работа в группах

1

07.04. – 28.04.

29

Работа над проектом №5: Коллективная защита проекта «Цветущий город». Презентация. Выступление по классам

1

30

Подведение итогов работы.

1

 

31

Работа со СМИ

1

32

Теория. Публичные выступления.

1

05.05. – 26.05.

 

33

Теория. Критерии оценивания проекта.

1

34

Социологический опрос.

1

 35

Планирование, перспективы.

1

       

 Всего: 35 часов

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

1.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.. 2011, 107с.

2.Пахомова Ю.А. Учебное проектирование. Методическое пособие и СД-диск с базой данных учебных проектов/ Ю.Н.Пахомова, Н.В.Дмитриева, И.В.Денисова. – М., 2012.- 51 с.

3.Подругина И.А. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литкературы/ И.А.Подругина, О.В.Сафонова. – М.: Просвещение, 2013. – 126 с.

4.Попов Л.В. Управление инновационными проектами. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2009. – 336 с.

5.Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2010., 44 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации