Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура общения» (2 класс)

7
0
Материал опубликован 9 October 2016

7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы.

Данная программа «Культура общения» является адаптированной и составлена на основе «Программы по этике» для учащихся 1-8 классов общеобразовательных школ» (А.Волович).

Настоящая программа имеет культурологическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области культуры общения как неотъемлемой часть культуры поведения человека в обществе.

Актуальность и целесообразность.

Как часто в своей жизни вы сталкиваетесь с невоспитанными людьми? А ведь каждый взрослый когда-то был ребёнком. Именно в детстве воспитываются умы и сердца наших детей. Поэтому, с первых лет жизни ребёнку необходимо прививать навыки вежливого поведения. Учить его доброте, умению осознавать свои поступки, различать «что такое хорошо и что такое плохо». Современные дети растут в условиях материального благополучия. Сегодня у нас есть все или почти все условия для развития маленького человека, для того, чтобы вырастить его здоровым и красивым физически, чтобы образовать и развить его ум, чтобы воспитать чувства и зажечь в сердце неугасимый огонь человеческой доброты. Вот почему так горько порой наблюдать, как современные дети часто не  умеют вести себя в общественных местах, на улице и дома с  близкими людьми, пренебрежительно относятся ко взрослым, не умеют уважать чужой труд. Случается, что они неряшливы. Иногда откровенно грубы. А главное, порой в них нет той доброты, того чуткого и деликатного отношения к окружающим, которые обязательны для каждого человека.

Надо признать, что культуре поведения, общения и речи наших детей, как правило, не учат нигде. А сейчас пришло такое время, когда «хороший тон» делается нормой. Обучение культуре общения благотворно влияет на развитие характера ребёнка, отношение его с окружающими, помогает чувствовать себя раскованно: свободно говорить, смеяться, двигаться. Эти знания помогут ребенку найти опору в жизни, понять ее смысл и смысл своего существования, правильно ориентироваться в жизни, не бояться настоящего и готовиться к будущей жизни.    Решению этих проблем призвана помочь настоящая Программа.

Цель программы.

Развивать у учащихся умение вступать в процесс общения и ориентироваться в ситуациях общения; учить ребёнка строить с людьми отношения, основанные на вежливости и взаимопонимании.

Эта цель предполагает решение следующих задач:

помочь ребёнку осознать себя как личность;

помочь ребёнку выработать позитивный взгляд на мир, который поможет ему найти своё место среди других людей;

побудить ребёнка анализировать свои и чужие поступки;

пробудить у ребёнка интерес к проблемам общения;

познакомить с правилами вежливости и красивых манер;

выработать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.

Методы достижения поставленных целей и задач:

повторение ранее изученного материала;

тестирование;

занятия по теории чередуются с практическими.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Специфика ведения занятий заключается в том, что дети в игровой форме усваивают определенные знания и поведенческие навыки:

ролевые игры (выступления учащихся);

встречи с интересными людьми;

приглашение на занятия родителей;

уроки – праздники;

чтение и обсуждение тематических рассказов;

выходы в детскую библиотеку;

проведение конкурсов, рыцарских турниров;

участие в общешкольных мероприятиях (праздники, конкурсы, встречи).

Форма проведения - групповая.

Продолжительность занятия 1 час (40 мин) - один раз в неделю. Объем учебного материала 102 часа (34 часа в год) соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления школьников.

Приёмы работы.

Создание ситуаций, где ребята самостоятельно стараются найти правильный выход из них и выводят речевые правила (слова, выражения), закрепленные за типовыми ситуациями общения: обращение, приветствие, прощание, извинение, благодарность, просьба, совет, знакомство, приглашение, согласие, отказ и д.р.

Занятия проводятся на базе школы согласно расписанию кружка, во второй половине дня, в рамках кружковой работы, специального оснащения не требуется.

Виды педагогических технологий:

Технология развивающегося обучения, которая направлена на развитие познавательного интереса детей.

Технология проблемного обучения, которая направлена на систематизацию способов учебно-познавательной деятельности учащихся на основе принципа проблемности.

Практическая деятельность - участие в разыгрывании сценок, умение адаптироваться к новым условиям, преодолевать трудности повседневной жизни, избегать конфликтных ситуаций в общении со сверстниками.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

        Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2 — 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года. 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся к концу первого года обучения:

быть доброжелательными;

придерживаться правил общения;

хорошо вести себя в общественных местах;

знать правила вежливости.

Умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся к концу второго года обучения:

заповеди и правила культуры общения;

требование к устному и письменному приглашению;

уметь встречать гостей, развлекать их, правильно себя вести в гостях, дарить и принимать подарки;

уметь себя вести в кино, театре, музее, выставке.

Умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся к концу третьего года обучения:

соблюдать правила вежливости;

уметь разговаривать по телефону;

уважать чужое мнение;

проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема 1. «Вводное занятие».

Ознакомление с содержанием и организацией работы кружка второго года занятий.

Тема 2. «Что изменилось за год?»

Тема 3. «Вместе мы команда».

Возьмемся за руки, чтобы не пропасть поодиночке. Вместе мы –команда.

Тема 4. «Слово веселит, слово утешает, слово огорчает».

Магия слова. Объяснить смысл пословицы «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Быть внимательным к собеседнику. От одного слова – да навек ссора. Язык – наш друг или враг?

Тема 5 . «Что такое общение?»

Что такое общение? Ребенок в кругу друзей. Общение с педагогом. Детские писатели России об искусстве общения (К. Чуковский, Е. Благинина, А. Барто). Дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, взрослыми. Разумеется, в разных ситуациях речевое поведения ребенка должно быть неодинаково. Педагог должен объяснить различие в поведении ребенка в ситуации педагог – ребенок, ребенок – ребенок.

Тема 6. «Давайте побеседуем о …. - тема беседы».

Искусство вести беседу. Тема беседы может быть любой на выбор педагога. Например: «Легко ли быть слушателем?», «Какой ты слушатель?». Спор – не драка. История нравов. Драка – это еще не воинское искусство. Грубость, хамство – что это?

Тема 7. «Разнообразное и уместное использование формул приветствия».

Научить детей ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий. Познакомить с разнообразными формами приветствия и уместном их использовании в разных ситуациях. Разыграть с детьми формы приветствия. Этюд «Встреча».

Тема 8. «Разнообразное и уместное использование формул прощания».

Познакомить с разнообразными формами прощания и уместном их использование в разных ситуациях. Разыграть с детьми формы прощания. Этюд «Прощания».

Тема 9 . «Правила эффективной просьбы».

Как правильно обратиться с просьбой. Правила эффективной просьбы. Разыграть с детьми правила обращения с просьбой. Этюд «Просьба».

Тема 10. «Как подарить подарок и как его принять».

С Днем рождения! Сюрприз для именинника. Подарок – символ уважения и добрых чувств. Как правильно подарить подарок и как правильно его принять. Какие формы речевого высказывания уместны. Разыграть этюд «Поздравления и пожелания».

Тема 11. «Слушаю и понимаю. Переспрашиваю, если не понял».

Внимательно слушаю. Не перебиваю. Переспрашиваю, если не понял. Педагог учит строить диалог. Предлагается игра «Вопрос – ответ».

Тема 12. «Придумай диалог».

Педагог учит строить диалог между двумя героями известных сказок, учитывая их характеры и придумывая ситуацию, в которой им пришлось встретиться. Дети распределяются на пары, им предлагается придумать и сыграть диалог между, например, Колобком и Репкой, Курочкой рябой и Котом в сапогах. Дети сами могут предлагать известных героев.

Тема 13 . «Фантазии о…»

Педагог развивает воображение, фантазию, связную образную речь, развивает способность представлять себя другим существом или предметом. Для этого ребенок, как бы, превращаясь во что-либо или кого- либо, рассказывает, что вещь чувствует, что ее окружает, что волнует, где и как она живет и т.п. Например: «Я - кукла», «Я – кошка», «Я – мяч», «Чашка, «Утюг» и т.д.

Тема14. «Мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка и я – это вся моя семья!»

Учиться понимать проявление тёплых отношений в семье. Постижение ребёнком своей уникальности, единственности в своём роде. Обогащение и уточнение словаря: название членов семьи, родословная, анкетные данные, значение имени, фамилии. Речевая ситуация. Чтение и обсуждение стихотворения и пословиц.

Тема 15 «Моё любимое животное»

Учить детей интонационной выразительности речи, развивать пантомимические навыки, воображение, инициативу. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, партнёрские качества. Игровая ситуация, игра-инсценировка, беседа.

Дидактическая игра «Весёлые загадки», подвижная игра «Кошачьи повадки».

Тема16. «Собака в жизни человека»

Учить составлять рассказы (описание, повествование, рассуждение) используя разнообразные средства связи между частями высказывания

Чтение стихотворения, беседа по теме. Дидактическая игра «Чей хвост?»

Тема17. « Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят».

Знакомство с тем, что речевая ситуация имеет свои компоненты. Развивать чувство красоты поэтического слова. Дикционное упражнение, беседа, разыгрывание речевой ситуации, игра «слово-творчество».

Дидактическая игра «Мы разные», упражнение: «Что не так».

Тема 18. «Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья».

Развивать речевое внимание, регулировать речевое дыхание, закреплять умение составлять рассказы с опорой на иллюстрации. Поближе познакомиться с классом, помочь установить благоприятный психологический климат в классе, способствовать созданию гуманных взаимоотношений педагога и учеников.

Тема 19. « Приятного аппетита» (этикет за столом).

Развивать умения учащихся вести себя в соответствии с нормами, правилами поведения, правилами этикета. Мотивация выбора данной темы: учащиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться.

Тема 20. «Играем роль воспитанного человека. Сценки».

Познакомить учащихся с кратким сводом правил поведения человека в современном цивилизованном обществе. Оценить уровень знаний учащихся в области воспитанности и скорректировать план индивидуальной и обще-классной работы с целью развития гуманистических начал добра, любви, уважения, милосердия. Пополнять словарный запас детей.

Тема 21. «О хороших и дурных привычках»

Сформировать представление о полезных и вредных привычках, как одной из составляющей здорового образа жизни.

Тема 22. «Школа доверия».

Развивать у учащихся умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению. Дети разбиваются на пары и разыгрывают различные ситуации, затем меняются ролями. Таким образом, каждый ученик как бы проходит «школу доверия» своему товарищу.

Тема 23. «Игры-ситуации».

Развивать умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Тема 24. «Спешите делать добро».

Способствовать развитию культуры диалога, поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора.

Что такое добро? Что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе.

Учащимся предлагается продолжить фразы:

· «Доброта - э то …».

· «Добрый человек – это…».

Формирование у учащихся доброты и милосердия.

На конкретных примерах подвести детей к тому, что жестокость аморальна, и нельзя быть равнодушным к её проявлению. Воспитывать чувство сострадания, любовь к ближнему.

Тема 25. «В каком народе живешь, такого обычая держись».

Занятие призвано способствовать повышению уровня творческой активности учащихся; воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, учить толерантности.

Тема 26. «Как вести себя на улице».

Формирование у детей нравственного представления о вежливости;

Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.

Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»

п/п

Наименование

разделов и тем

Общее

количество часов

В том числе

Дата

Теор.

часы

Практ.

часы

1.

Вводное занятие. Повторение изученного.

1

1

   

2.

«Что изменилось за год?»

1

 

1

 

3.

Вместе мы команда.

1

1

   

4.

Слово веселит, слово утешает, слово огорчает

1

 

1

 

5

Что такое общение?

1

1

   

6.

Давайте побеседуем о …. - тема беседы

1

1

   

7.

Разнообразное и уместное использование формул приветствия

1

1

   

8.

Разнообразное и уместное использование формул прощания

1

 

1

 

9.

Правила эффективной просьбы.

1

1

   

10

Как подарить подарок и как его принять.

1

 

1

 

11.

Слушаю и понимаю. Переспрашиваю, если не понял.

1

1

   

12.

Придумай диалог.

1

 

1

 

13.

Фантазии о…

1

1

   

14.

Мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка и я – это вся моя семья!"

1

1

   

15.

"Моё любимое животное"

1

1

   

16.

Собака в жизни человека.

1

1

1

 

17.

Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят"

1

1

   

18.

"Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья"

1

1

   

19.

«Приятного аппетита!»

(этикет за столом)

1

1

1

 

20.

Играем роль воспитанного человека. Сценки.

1

1

   

21.

О хороших и дурных привычках.

1

1

   

22.

Школа доверия.

1

 

1

 

23

Игры-ситуации

1

 

1

 

24

Спешите делать добро.

1

 

1

 

25

«В каком народе живешь, такого обычая держись».

1

1

   

26

Как вести себя на улице.

1

 

1

 

27.

Что мы узнали о культуре общения.

1

1

   

31

«Да здравствует вежливость и доброта!» (итоговый праздник)

2

 

2

 

Итого часов

34

21

13

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонова Л.Г. Развитие речи: Уроки риторики. Ярославль, 1997.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М., 2002.

3. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.,1993.

4.Богуславская М.Е.. Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). – Екатеринбург, 1997.

5. Быстрова Т.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – СПб.. 2001.

6. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., и др. Развиваем внимание: Рабочая тетрадь. – М.. 2001.

7.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., и др. Развиваем мышление: Рабочая тетрадь. – М.,2001.

8. Графт Т.Р. Азбука общения // Класс. 1995. №4.

9. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. АБВГДейка: Азбука первоклассника: Учебник для 1 кл. – М., 1995.

10. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Школа вежливости: Азбука первоклассника. - М.,1996.

11. КлюеваН. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль,1996.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации