Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1–4 классов «В мире ремёсел»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В мире ремесел»
для 1 -4 классов
Направление внеурочной деятельности: общекультурное
Вид деятельности: досугово-познавательная, художественно-эстетическая
Составитель:
учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
Воропаева О.В.
г. Комсомольск-на-Амуре
Пояснительная записка
Программа организации внеурочной деятельности «В мире ремесел» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и потребностями общеобразовательного учреждения.
Поскольку цель образовательного учреждения: создание условий для социального становления и формирования положительной мотивации самосовершенствования личности ребенка, данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить его творческие способности.
Актуальность данной программы - применение полученных знаний и умений в реальной жизни. В ходе решения выдвинутых задач и реализации их в художественное изделие происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника. Участие в различных видах деятельности помогает реализоваться личность ребёнка, стимулирует творческое отношение к труду, помогает узнать культуру своего народа и народов мира. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Данная образовательная программа, представляющая собой интегрированный курс изобразительного искусства и технологии, составлена на основе предыдущего опыта работы по декоративно-прикладному и изобразительному искусству в начальной школе. Предложенная программа реализует такие направления внеурочной деятельности, как художественно-эстетическое, социальное(проектная деятельность).
Цель программы: воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в формировании материального мира.
Задачи:
формирование у детей младшего школьного возраста интереса к активному познанию истории материальной;
культуры и семейных традиций своего и других народов;
развитие и реализация творческого потенциала учащихся;
воспитание художественно – эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности;
формирование и развитие умений и навыков проектной деятельности;
формирование способности оценивать результат своей деятельности с точки зрения социальной значимости.
Описание курса
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы «В мире ремесел» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «В мире ремесел» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материалов в окружающей жизни.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «В мире ремесел» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера.
Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание уделяется повышению мотивации, поскольку настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность.
Программа «В мире ремесел» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Учебная группа может быть поделена на подгруппы.
Данная программа рассчитана на 138 часов:
1 класс – 33ч., 2-4 класс – 35 часов.
Продолжительность занятий: 1 класс — 35 минут, 2— 4 классы —40 минут.
Формы деятельности учащихся:
Программа направлена на практическую деятельность учащихся, углубление и расширение их знаний по предметам и обогащение личностного опыта.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Деятельность может быть организована как:
индивидуальная (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
в малых группах (поделки, коллажи, макеты и т. д.);
коллективная (одна большая общая композиция, декорации к спектаклю и т. п.);
Выполнение индивидуальных, групповых и коллективных проектно-творческих заданий, может быть краткосрочным и длительным.
Формы организации занятий:
иллюстративная беседа
экскурсия
мастерская
мастер-класс
самостоятельная практическая работа
Основные методы:
объяснительно-иллюстративные (беседа, объяснение, показ, инструктаж);
репродуктивные методы (пример, демонстрация, алгоритмическое предписание, упражнение);
проблемные (беседа, проблемная ситуация, игра, обобщение);
частично-поисковые (наблюдение, самостоятельная работа);
исследовательские (исследовательское моделирование, сбор новых фактов, проектирование).
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы курса «В мире ремесел»
Результаты | У обучающегося будут сформированы | Обучающийся получит возможность для формирования: |
Личностные универсальные учебные действия | широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности | внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым способам познания; трудолюбия, оптимизма, положительной самооценки |
Метапредметные результаты | ||
Регулятивные универсальные учебные действия | принимать и сохранять учебно-творческую задачу; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме | проявлять познавательную инициативу; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. |
Коммуникативные универсальные учебные действия | допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера | учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; владеть монологической и диалогической формой речи. осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
Познавательные универсальные учебные действия | осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; высказываться в устной и письменной форме; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте; обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие; устанавливать аналогии; проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. | осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. |
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении интерьера класса, школы, своего жилища.
Способы проверки результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, ярмарках, массовых мероприятиях, создании портофолио, показах мод, презентациях и защите проектов.
Занятия проводятся в школьном кабинете изобразительного искусства или технологии.
Содержание программы представлено различными видами работы с материалами, и направлено на овладение школьниками элементарными навыками проектирования
.
Основные разделы курса «В мире ремесел»
Номер раздела | Название разделов | Содержание разделов | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл | 4 кл |
I. | «Наблюдение и эксперимент». Знакомство с материалами и способами работы с ними. | Бумажное творчество. | 16 | 11 | 8 | 3 |
Мастерская природы. Работа с природными материалами. | 3 | 12 | 4 | 2 | ||
Пластичные материалы и их свойства. | 3 | 4 | 2 | 1 Интегрировано с «Учимся у народных мастеров» | ||
Моделирование и конструирование. | 6 | 4 | 4 | 2 | ||
Работа с текстильными материалами. | 1 | 4 | 7 | (1) Интегрировано с основами проектирования | ||
Вторая жизнь вещей. Полезное из бесполезного. | 3 | 4 | 5 | (1) Интегрировано с основами проектирования | ||
II. | «Я сам». Знакомство с основами проектирования. | | 4 | 7 | 6+(3+2) (интегрировано с работа текстильными материалами, моделирование и конструирование) | 25 |
III. | «Учимся у народных мастеров». Знакомство с традиционными промыслами и ремеслами. | Народная глиняная игрушка | 2 | 2 | 2 | 2 |
Народная игрушка | 1 Интегрировано с текстильными материалами | 1 | 1 | | ||
| итого | | 33 | 35 | 35 | 35 |
Тематическое планирование
№№ п\/п | Название разделов и тем | Количество часов | Характеристика видов деятельности |
1 год обучения (33ч.) | |||
Раздел 1. Знакомство с материалами и способами работы с ними. Бумажное творчество | |||
1-2 | Введение. Правила техники безопасности. Такая разная бумага. | 2 | Различать и выбирать бумагу по ее назначению. Выполнять упражнений на исследование свойств бумаги. |
3 | Упражнения на складывание бумаги. | 1 | Видеть характер формы предмета. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Изготавливать динамические игрушки путем складывания бумажного квадрата. |
4 | Превращение бумажного листа – лепка из бумаги. | 1 | Развивать навыки перевода плоского листа в объемные формы. Овладевать приемами работы с бумагой |
5 | Сказочные образы в технике оригами. Дед Мороз. | 1 | Уметь создать образ из геометричеких фигур Овладевать приемами работы с бумагой |
6 | Композиция из выпуклых деталей оригами. Новогодняя веточка. | 1 | |
7 | Новогодние вырезанки. Оформление окон школы. | 1 | Знакомиться с историей вырезанок Создавать простую стилизованную форму для украшения окна |
8 | Создаем фактурную бумагу. | 1 | Понимать , что такое фактура, различать предметы по фактуре, экспериментировать с художественными материалами и подручными средствами для создания различных фактур на бумаге |
9 | Бумажное плетение. | 1 | Овладевать приемами работы с бумагой Изготовить сувенир способом плетения из фактурной бумаги |
10 | Геометрические орнаменты. Оттиски, упражнения. | 1 | Знакомиться с различными видами орнаментов Понимать декоративную роль орнамента. Находить раппорт Создавть свой орнамент на основе геометрических фигур способом оттиска |
11 | Архитектурные сооружения. Домики и деревья в технике оригами. | 1 | Рассматривать и сравнивать здания разных форм Конструировать изображение дома и природных форм в технике оригами |
12 | Гофрирование. Насекомые. Конструирование мобилей. | 1 | Сравнивать и сопоставлять выразительные возможности разных способов работы с бумагой Приобретать первичные навыки создания пространственных форм |
Мастерская природы. Работа с природными материалами | |||
13-14 | Пескография. | 2 | Сравнивать и сопоставлять выразительные возможности различных изобразительных материалов Развивать декоративное чувство при работе с необычным изобразительным материалом |
15 | Учимся у природы. Игрушки из природного материала. | 1 | Замечать характер формы природных элементов и их выразительность Создавать выразительную декоративную композицию из природных материалов |
Пластичные материалы и их свойства | |||
16 | Приемы лепки из пластилина. Рисуем жгутиками. Азбука. | 1 | Сравнивать , сопоставлять выразительную возможность различных скульптурных материалов Овладевать первичными навыками лепки из соленого теста |
17 | Приемы лепки из соленого теста. Герои м\ф «Смешарики». | 1 | |
18 | Пластилин вместо карандаша и красок. Рисование пластилином. | 1 | Понимать универсальность художественных материалов Овладевать приемами пластилинографии |
Моделирование и конструирование | |||
19-20 | Моделирование цветов из бумаги и проволоки. | 2 | Читать и воспроизводить простой чертёж (эскиз) будущего изделия; анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное расположение, виды соединения; способы изготовления |
21 | Конструктор из модулей. | 1 | |
22 | Конструктор «Фигура и форма» | 1 | |
23-24 | Моделирование и конструирование из необычных материалов. Создание панно «Волшебное дерево» | 2 | |
Работа с текстильными материалами | |||
25 | Кукла- оберег из нитей. | 1 | Приобретать представления о народной кукле (игровой, обрядовой), ее символике; овладевать приемами моделирования куклы- оберега |
Вторая жизнь вещей. Полезное из бесполезного | |||
26 | Полезное из бесполезного. Игрушки из фантиков и фольги. | 1 | Замечать эстетическую выразительность различных материалов. Осваивать правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности |
27 | Карандашница из бросового материала. Декорирование. | 1 | |
Раздел 2. Я сам. Знакомство с основами проектирования | |||
28 | Поздравительная открытка в технике аппликации. | 1 | Определять потребность и цель выполнения своей работы Планировать и действовать по намеченному плану Учиться выбирать материалы для изготовления сувенира и способы изготовления |
29 | Сувенир из плетенной бумаги | 1 | |
30 | Пасхальный сувенир. | 1 | |
31 | Моя улица. Панно из деталей оригами. Объемная аппликация | 1 | |
Раздел 3. Учимся у народных мастеров | |||
32 | Лепка из целого куска по мотивам каргопольской игрушки. | 1 | Узнавать и называть форму и декор каргопольской игрушки Овладевать приемами лепки и росписи формы с опорой на народные традиции. |
33 | Роспись по мотивам каргопольской игрушки. | 1 | |
Итого: 33 часа | |||
2 год обучения (35 ч.) | |||
Раздел 1. Знакомство с материалами и способами работы с ними. Бумажное творчество | |||
1-2 | Аппликация с элементами оригами «Вспомним лето». | 1 | Осваивать различные способы работы с бумагой: складывание, скручивание, плетение, гофрирование. Приобретать творческий опыт в создании декоративной композиции средствами бумагопластики |
3 | Скручивание в жгут. Аппликация из гофрированной бумаги. | 1 | |
4-5 | Гофрированный конструктор. | 2 | |
6 | Плетение из бумаги. | 1 | |
7 | Мозаика. Живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги. | 1 | |
8 | Модульное оригами | 1 | |
Работа с природными материалами | |||
9 | Осенний букет. Фитокомпозиция. | 1 | Видеть характер формы природных элементов и их выразительность Создавать выразительную декоративную композицию из природных материалов |
10 | Макаронные фантазии. | 1 | |
Пластичные материалы и их свойства | |||
11 | Лепка из целого куска. Планета динозавров. | 1 | Сравнивать разные пластичные материалы, называть их характерные особенности Осваивать различные приемы лепки из глины, пластилина, соленого теста Развивать навыки декоративной композиции из пластичных материалов |
12 | Тестопластика. Рельефная лепка. | 1 | |
13 | Приемы лепки из глины. Лепка из отдельных частей. | 1 | |
14 | Создание фактуры. Пасхальный сувенир. | 1 | |
Моделирование и конструирование | |||
15 | Объемное моделирование из бумажных полос. Забавные животные. | 2 | Придумывать и создавать выразительные образы из бумажных полос |
16-17 | Мобили. Оформление интерьера класса к новому году. | 2 | Овладевать приемами коллективной творческой работы |
19 | Моделирование объёмных форм из гофрокартона. Создай образ. | 1 | Фантазировать, создавать образы способом моделирования |
Работа с текстильными материалами | |||
20-21 | Мозаика из лоскутков ткани. | 2 | Сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства; Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной |
22 | Плетение из нитей. | 1 | |
Вторая жизнь вещей. Полезное из бесполезного | |||
23 | Гирлянда из старых открыток. | 1 | Осваивать правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности, опираясь на эстетическую выразительность |
24 | Аппликация из пуговиц. Новогодняя открытка. | 1 | |
25 | Вторая жизнь вещей. Модульное оригами. «Древо жизни». Мозаика. | 1 | |
Раздел 2. Я сам. Знакомство с основами проектирования | |||
26 | Выполнение изделия по замыслу с использованием приемов работы с бумагой. | 1 | Под руководством учителя разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт; выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество |
27 | Разработка идеи изготовления новогоднего сувенира. | 1 | |
28-29 | Моделирование из готовых форм. Создай образ. | 2 | |
30-32 | Выполнение коллективного панно для игровой комнаты. | 3 | |
Раздел 3. Учимся у народных мастеров | |||
33 | Кукла на пальчик (кукла-оберег) | 1 | Сравнивать народные куклы, определять их назначение и роль в жизни человека. Моделировать игровую куклу из ткани |
34-35 | Лепка, роспись по мотивам филимоновской игрушки. | 2 | Узнавать и называть форму и декор филимоновской игрушки Овладевать приемами лепки и росписи формы с опорой на народные традиции. |
Итого: 35 часов | |||
3 год обучения (35 ч.) | |||
Раздел 1. Знакомство с материалами и способами работы с ними. Бумажное творчество | |||
1-2 | Объёмные изделия в технике оригами. | 1 | Называть и описывать свойства различных видов бумаги Читать условные обозначения в чертеже Осваивать приемы техники бумагопластика |
3-4 | Объёмное конструирование из деталей оригами. | 2 | |
5 | Симметричное вырезание. | 1 | |
6-7 | Цветы в технике бумагопластики и оригами | 2 | |
8 | Киригами. | 1 | |
Работа с природными материалами | |||
9-10 | Фитокомпозиция из растительных материалов. | 2 | Понимать единство материала, формы и декора предмета. Осваивать приемы росписи по камню Создавать декоративную композицию из природных материалов |
11-12 | Каменные фантазии | 2 | |
Пластичные материалы и их свойства | |||
13 | Тестопластика. Приемы получения различной фактуры. | 1 | Осваивать приемы лепки из соленого теста Создавать эскизы будущего изделия Владеть практическими навыками выразительного использования формы, фактуры в процессе создания сувенира из соленого теста . |
14 | Минипроект «Новогодний сувенир» | 2 | |
Моделирование и конструирование | |||
15-16 | Моделирование из помпонов. | 1 | Ориентироваться в широком многообразии декоративного искусства Узнавать по технике исполнения гобелен, макраме, кружево, вязание Придумывать и создавать игрушку- сувенир из нитяных помпонов |
17-18 | Артпроект. Агамограф | 2 | Фантазировать и создавать композицию с учетом проавил создания оптической картинки- агамографа |
Работа с текстильными материалами | |||
19-21 | Артпроект. Времена года. Батик | 3 | Ориентироваться в широком многообразии современного декоративного искусства, различать по технике исполнения батик холодный, батик горячий Пользоваться языком декоративного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения творческой работы |
22-23 | Изонить. | 2 | |
Вторая жизнь вещей. Полезное из бесполезного | |||
24 | Айрис-фолдинг. Аппликация. | 1 | Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения декоративной композиции Использовать в творческой работе бросовые материалы |
25-26 | Экопроект «Новая жизнь старых вещей». | 2 | |
Раздел 2. Я сам. Знакомство с основами проектирования | |||
27-28 | Проект упаковки для подарка. Этапы работы над проектом. | 2 | Осваивать этапы работы над творческим проектом: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт; выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество |
29-30 | Проект подарка. Техника на выбор. | 2 | |
31-32 | Разработка проекта коллективного панно для украшения летнего пришкольного лагеря. | 2 | |
Раздел 3. Учимся у народных мастеров | |||
33-34 | Импровизация по мотивам дымковской игрушки. Лепка, роспись. | 2 | Узнавать и называть форму и декор дымковской игрушки Овладевать приемами лепки и росписи формы с опорой на народные традиции |
35 | Изготовление тряпичной куклы- берегини сна. | 1 | |
Итого: 35 часов | |||
4 год обучения (35 ч.) | |||
Раздел 1. Знакомство с материалами и способами работы с ними. Бумажное творчество | |||
1-22 | Симметричное силуэтное вырезание. Коллективный проект «Оформление школьного интерьера ко Дню Учителя» | 1 | Использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой. Участвовать в коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы |
3 | Транспарантное вырезание. Микропроект поздравительной открытки | 1 | Создавать композицию, используя технику транспарантного вырезвния |
Работа с природными материалами | |||
4-5 | Художественно-творческий проект "Воспоминания о лете" Задачи, выбор материалов | 2 | Проявлять творческую фантазию, выдумку в процессе создания декоративной композиции из природных материалов |
Пластичные материалы и их свойства | |||
6-7 | Учимся у народных мастеров. Лепка из глины по мотивам абашевской игрушки. Роспись игрушки | 2 | Узнавать и называть форму и декор филимоновской игрушки Овладевать приемами лепки и росписи формы с опорой на народные традиции |
Моделирование и конструирование | |||
8-9 | Объёмное моделирование из бумаги. Микропроект. Я-парикмахер. Идеи, эскизы. | 2 | На основе усвоенных правил дизайна решать простейшие |
10 | Конструирование мобиля для украшения интерьера к новому году. Коллективный проект украшения интерьера. | 1 | |
Раздел 2. Я сам. Основы проектирования | |||
11 | Этапы проектирования. Банк идей проектов.. Упражнения | 1 | Создавать и разрабатывать проектный замысел, Участвовать в поисковой деятельности , в подборе информации по теме; осуществлять выбор средств и способов его практического воплощения, участвовать в коллективной форме деятельности, связанной с созданием творческой работы; аргументированно |
12 | Этапы проектирования. | 1 | |
13-14 | Проект подарка к 8 марта. | 2 | |
15-18 | Папье-маше. Проект «Карнавальная маска». | 4 | |
19 | Проект театральной перчаточной куклы. Этапы работы над проектом. Идеи, эскизы. | 1 | |
20-23 | Голова куклы. Лепка головы. Папье-маше на пластилиновой основе. | 4 | |
24-26 | Костюм куклы. Шитье. | 3 | |
27-29 | Проект «Мой город». Конструирование архитектурных сооружений. | 3 | |
30-31 | Конструирование транспортного средства. | 2 | |
32 | Презентация коллективного проекта «Мой город». | 1 | |
33-35 | Разработка проекта украшения летнего пришкольного лагеря. | 3 | |
Итого: 35 часов |
Список литературы
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
Примерная программа начального общего образования «Изобаразительное искусство» https://edsoo.ru
Планируемые результаты начального общего образования под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение 2011 (Стандарты второго поколения)
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение 2009
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/[А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова.- 2 изд. – М.: Просвещение 2010
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / Министерство образования и науки РФ. Федерации. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
Проснякова Т.Н. Энциклопедия технологий прикладного творчества. Собачки. Издательство «Учебная литература», 2007.
Проснякова Т.Н. Энциклопедия технологий прикладного творчества. Бабочки. Издательство «Учебная литература», 2006.
Проснякова Т.Н. Энциклопедия технологий прикладного творчества. Деревья. Издательство «Учебная литература», 2009
Проснякова Т.Н. Энциклопедия технологий прикладного творчества. Цветы. Издательство «Учебная литература», 2012
Энциклопедия юного дизайнера. М. 2011
15