12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Журавлева Анастасия Александровна145 Россия, Хакасия респ., п. Тепличный Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательное краеведение» для учащихся 3-4 классов
Аннотация
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательное краеведение» для учащихся 4-го класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа направлена на совершенствование информационного и образовательного пространства, способствующего формированию у учащихся гражданственности, высокого патриотического сознания, ценностного отношения к Родине, Отечеству, к своему региону (Республика Хакасия), культурно историческому прошлому России и родного края. Программа на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательное краеведение» для обучающихся 4-го класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель курса: совершенствование информационного и образовательного пространства, способствующего формированию у обучающихся гражданственности, высокого патриотического сознания, ценностного отношения к Родине, Отечеству, к своему региону (Республика Хакасия), культурно историческому прошлому России и родного края.
Задачи:
- углубить знания учащихся по истории России, Республики Хакасия;
- способствовать развитию навыков исследовательской работы;
- приобщить обучающихся к поисково-исследовательской работе;
- совершенствовать творческие способности личности;
- воспитывать у младших школьников патриотические и нравственные ценности и идеалы, их связь с предыдущими поколениями.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебной программы
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами краеведческого материала целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта краеведческой деятельности, слушания и заучивания наизусть произведений национальной художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа и других народов, живущих рядом; выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации по краеведению;
6) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном крае;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности т. е. овладение элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных краеведческих понятий;
4) использование разных видов чтения краеведческих текстов (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику этих текстов, участвовать в их обсуждении;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного села и республики.
3. Содержание программы
Тема | Количество часов | Содержание |
Хакасия – удивительный край | 2 | Республика Хакасия – часть большого государства. Географическое положение Хакасии. Природа Хакасии. Экология нашего региона. |
История имени и фамилии | 3 | История происхождений имен и фамилий. Откуда родом мои предки. Методика составления родословной. История происхождения моего поселка. История Происхождения столицы Республики Хакасия – города Абакана. |
Культура и традиции народов | 11 | Национальные цвета Республики Хакасия Народы мира, России, родного края. Народные праздники народов России Республики Хакасия Календарные, народные праздники и верования, религия народов. Традиционные обряды некоторых народов республики: русских, хакасов и др. Семейные праздники (рождение ребёнка, имянаречение, свадьба и др.). Традиционная кухня народов. Особенности приготовления традиционной праздничной пищи у народов Хакасии. Тайны бабушкиного сундука. Традиционная народная одежда: мужская и женская, повседневная и праздничная. Декоративно-прикладное искусство. Виды декоративно-прикладного искусства. Общие сведения о ремёслах народов, живущих в Хакасии. |
Почему языки такие разные? | 2 | Язык и география. Понятия: «родной язык», «государственный язык». Языки народов Республики Хакасия. |
Межэтническое общение | 4 | Разные народы – разное поведение. Что отличает один народ от другого? Многообразные формы, традиции, обычаи общения людей разных народов. Культура межэтнического общения. Как знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др. Народные игры и общение. Народные игры, способствующие знакомству, доброжелательности и сотрудничеству. |
Семейные ценности | 2 | Понятие «семья». Взаимоотношения в семье. Духовные ценности, передаваемые из поколения в поколение. |
Тайная красота Республики в которой живу | 8 | Заповедные места…Хакасский заповедник. Красота гор. Саяны и чудеса природы в них. Загадки природы. Вулканы Хакасии. «Археология – что это?». Мировая гора – Сундуки или Древняя обсерватория. Семь чудес Хакасии. Чудеса, друг на друга похожие. Я советую…Сохраним, то что получили от предков. |
Итого | 32 |
Виды деятельности:
познавательная;
игровая.
Формы организации деятельности:
этические беседы;
посещение памятных мест своего региона посредством виртуальных экскурсий;
экскурсии;
игры.
Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности «Занимательное краеведение» для 4-го класса
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
Раздел 1. Хакасия – удивительный край, 2 ч. | ||||
1 | Республика Хакасия – часть большого государства | 1 | 08.09 | |
2 | Географическое положение Хакасии. Природа Хакасии. Экология нашего региона | 1 | 15.09 | |
Раздел 2. История имени и фамилии, 3 ч. | ||||
3 | История происхождений имен и фамилий. Откуда родом мои предки. | 1 | 22.09 | |
4 | Методика составления родословной | 1 | 29.09 | |
5 | История происхождения моего поселка. История Происхождения столицы Республики Хакасия – города Абакана | 1 | 06.10 | |
Раздел 3. Культура и традиции народов, 11 ч. | ||||
6 | Национальные цвета Республики Хакасия | 1 | 13.10 | |
7 | Народы мира, России, родного края | 1 | 20.10 | |
8 | Народные праздники народов России Республики Хакасия | 1 | 27.10 | |
9 | Календарные, народные праздники и верования, религия народов | 1 | 03.11 | |
10 | Традиционные обряды некоторых народов республики: русских, хакасов и др. | 1 | 17.11 | |
11 | Семейные праздники (рождение ребёнка, имянаречение, свадьба и др.) | 1 | 24.11 | |
12 | Традиционная кухня народов | 1 | 01.12 | |
13 | Особенности приготовления традиционной праздничной пищи у народов Хакасии | 1 | 08.12 | |
14 | Тайны бабушкиного сундука. Традиционная народная одежда: мужская и женская, повседневная и праздничная | 1 | 15.12 | |
15 | Декоративно-прикладное искусство. Виды декоративно-прикладного искусства | 1 | 22.12 | |
16 | Общие сведения о ремёслах народов, живущих в Хакасии. | 1 | 29.12 | |
Раздел 4. Почему языки такие разные? 2 ч. | ||||
17 | Язык и география. | 1 | 19.01 | |
18 | Понятия: «родной язык», «государственный язык». Языки народов Республики Хакасия | 1 | 26.01 | |
Раздел 5. Межэтническое общение, 4 ч. | ||||
19 | Разные народы – разное поведение | 1 | 02.02 | |
20 | Что отличает один народ от другого? Многообразные формы, традиции, обычаи общения людей разных народов. | 1 | 09.02 | |
21 | Культура межэтнического общения. Как знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др. | 1 | 16.02 | |
22 | Народные игры и общение. Народные игры, способствующие знакомству, доброжелательности и сотрудничеству. | 1 | 02.03 | |
Раздел 6. Семейные ценности, 2 ч. | ||||
23 | Понятие «семья». Взаимоотношения в семье. | 1 | 16.03 | |
24 | Духовные ценности, передаваемые из поколения в поколение | 1 | 23.03 | |
Раздел 7. Тайная красота Республики в которой живу, 8 ч. | ||||
25 | Заповедные места…Хакасский заповедник | 1 | 06.04 | |
26 | Красота гор. Саяны и чудеса природы в них | 1 | 13.04 | |
27 | Загадки природы. Вулканы Хакасии | 1 | 20.04 | |
28 | «Археология – что это?». | 1 | 27.04 | |
29 | Мировая гора – Сундуки или Древняя обсерватория | 1 | 04.05 | |
30 | Семь чудес Хакасии. | 1 | 11.05 | |
31 | Чудеса, друг на друга похожие | 18.05 | ||
32 | Я советую…Сохраним, то что получили от предков. | 1 | 25.05 | |
Итого: | 32 |