Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательное краеведение» для учащихся 3-4 классов
Аннотация
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательное краеведение» для учащихся 4-го класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа направлена на совершенствование информационного и образовательного пространства, способствующего формированию у учащихся гражданственности, высокого патриотического сознания, ценностного отношения к Родине, Отечеству, к своему региону (Республика Хакасия), культурно историческому прошлому России и родного края. Программа на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательное краеведение» для обучающихся 4-го класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель курса: совершенствование информационного и образовательного пространства, способствующего формированию у обучающихся гражданственности, высокого патриотического сознания, ценностного отношения к Родине, Отечеству, к своему региону (Республика Хакасия), культурно историческому прошлому России и родного края.
Задачи:
- углубить знания учащихся по истории России, Республики Хакасия;
- способствовать развитию навыков исследовательской работы;
- приобщить обучающихся к поисково-исследовательской работе;
- совершенствовать творческие способности личности;
- воспитывать у младших школьников патриотические и нравственные ценности и идеалы, их связь с предыдущими поколениями.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебной программы
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами краеведческого материала целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта краеведческой деятельности, слушания и заучивания наизусть произведений национальной художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа и других народов, живущих рядом; выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации по краеведению;
6) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном крае;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности т. е. овладение элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных краеведческих понятий;
4) использование разных видов чтения краеведческих текстов (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику этих текстов, участвовать в их обсуждении;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного села и республики.
3. Содержание программы
Тема |
Количество часов |
Содержание |
Хакасия – удивительный край |
2 |
Республика Хакасия – часть большого государства. Географическое положение Хакасии. Природа Хакасии. Экология нашего региона. |
История имени и фамилии |
3 |
История происхождений имен и фамилий. Откуда родом мои предки. Методика составления родословной. История происхождения моего поселка. История Происхождения столицы Республики Хакасия – города Абакана. |
Культура и традиции народов |
11 |
Национальные цвета Республики Хакасия Народы мира, России, родного края. Народные праздники народов России Республики Хакасия Календарные, народные праздники и верования, религия народов. Традиционные обряды некоторых народов республики: русских, хакасов и др. Семейные праздники (рождение ребёнка, имянаречение, свадьба и др.). Традиционная кухня народов. Особенности приготовления традиционной праздничной пищи у народов Хакасии. Тайны бабушкиного сундука. Традиционная народная одежда: мужская и женская, повседневная и праздничная. Декоративно-прикладное искусство. Виды декоративно-прикладного искусства. Общие сведения о ремёслах народов, живущих в Хакасии. |
Почему языки такие разные? |
2 |
Язык и география. Понятия: «родной язык», «государственный язык». Языки народов Республики Хакасия. |
Межэтническое общение |
4 |
Разные народы – разное поведение. Что отличает один народ от другого? Многообразные формы, традиции, обычаи общения людей разных народов. Культура межэтнического общения. Как знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др. Народные игры и общение. Народные игры, способствующие знакомству, доброжелательности и сотрудничеству. |
Семейные ценности |
2 |
Понятие «семья». Взаимоотношения в семье. Духовные ценности, передаваемые из поколения в поколение. |
Тайная красота Республики в которой живу |
8 |
Заповедные места…Хакасский заповедник. Красота гор. Саяны и чудеса природы в них. Загадки природы. Вулканы Хакасии. «Археология – что это?». Мировая гора – Сундуки или Древняя обсерватория. Семь чудес Хакасии. Чудеса, друг на друга похожие. Я советую…Сохраним, то что получили от предков. |
Итого |
32 |
Виды деятельности:
познавательная;
игровая.
Формы организации деятельности:
этические беседы;
посещение памятных мест своего региона посредством виртуальных экскурсий;
экскурсии;
игры.
Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности «Занимательное краеведение» для 4-го класса
№ |
Тема |
Количество часов |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
|||
Раздел 1. Хакасия – удивительный край, 2 ч. |
||||
1 |
Республика Хакасия – часть большого государства |
1 |
08.09 |
|
2 |
Географическое положение Хакасии. Природа Хакасии. Экология нашего региона |
1 |
15.09 |
|
Раздел 2. История имени и фамилии, 3 ч. |
||||
3 |
История происхождений имен и фамилий. Откуда родом мои предки. |
1 |
22.09 |
|
4 |
Методика составления родословной |
1 |
29.09 |
|
5 |
История происхождения моего поселка. История Происхождения столицы Республики Хакасия – города Абакана |
1 |
06.10 |
|
Раздел 3. Культура и традиции народов, 11 ч. |
||||
6 |
Национальные цвета Республики Хакасия |
1 |
13.10 |
|
7 |
Народы мира, России, родного края |
1 |
20.10 |
|
8 |
Народные праздники народов России Республики Хакасия |
1 |
27.10 |
|
9 |
Календарные, народные праздники и верования, религия народов |
1 |
03.11 |
|
10 |
Традиционные обряды некоторых народов республики: русских, хакасов и др. |
1 |
17.11 |
|
11 |
Семейные праздники (рождение ребёнка, имянаречение, свадьба и др.) |
1 |
24.11 |
|
12 |
Традиционная кухня народов |
1 |
01.12 |
|
13 |
Особенности приготовления традиционной праздничной пищи у народов Хакасии |
1 |
08.12 |
|
14 |
Тайны бабушкиного сундука. Традиционная народная одежда: мужская и женская, повседневная и праздничная |
1 |
15.12 |
|
15 |
Декоративно-прикладное искусство. Виды декоративно-прикладного искусства |
1 |
22.12 |
|
16 |
Общие сведения о ремёслах народов, живущих в Хакасии. |
1 |
29.12 |
|
Раздел 4. Почему языки такие разные? 2 ч. |
||||
17 |
Язык и география. |
1 |
19.01 |
|
18 |
Понятия: «родной язык», «государственный язык». Языки народов Республики Хакасия |
1 |
26.01 |
|
Раздел 5. Межэтническое общение, 4 ч. |
||||
19 |
Разные народы – разное поведение |
1 |
02.02 |
|
20 |
Что отличает один народ от другого? Многообразные формы, традиции, обычаи общения людей разных народов. |
1 |
09.02 |
|
21 |
Культура межэтнического общения. Как знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др. |
1 |
16.02 |
|
22 |
Народные игры и общение. Народные игры, способствующие знакомству, доброжелательности и сотрудничеству. |
1 |
02.03 |
|
Раздел 6. Семейные ценности, 2 ч. |
||||
23 |
Понятие «семья». Взаимоотношения в семье. |
1 |
16.03 |
|
24 |
Духовные ценности, передаваемые из поколения в поколение |
1 |
23.03 |
|
Раздел 7. Тайная красота Республики в которой живу, 8 ч. |
||||
25 |
Заповедные места…Хакасский заповедник |
1 |
06.04 |
|
26 |
Красота гор. Саяны и чудеса природы в них |
1 |
13.04 |
|
27 |
Загадки природы. Вулканы Хакасии |
1 |
20.04 |
|
28 |
«Археология – что это?». |
1 |
27.04 |
|
29 |
Мировая гора – Сундуки или Древняя обсерватория |
1 |
04.05 |
|
30 |
Семь чудес Хакасии. |
1 |
11.05 |
|
31 |
Чудеса, друг на друга похожие |
18.05 |
||
32 |
Я советую…Сохраним, то что получили от предков. |
1 |
25.05 |
|
Итого: |
32 |