12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Журавлева Анастасия Александровна145
Россия, Хакасия респ., п. Тепличный

Аннотация

 Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательное краеведение» для учащихся 4-го класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа направлена на совершенствование информационного и образовательного пространства, способствующего формированию у учащихся гражданственности, высокого патриотического сознания, ценностного отношения к Родине, Отечеству, к своему региону (Республика Хакасия), культурно историческому прошлому России и родного края. Программа на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.


 

Пояснительная записка


 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательное краеведение» для обучающихся 4-го класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель курса: совершенствование информационного и образовательного пространства, способствующего формированию у обучающихся гражданственности, высокого патриотического сознания, ценностного отношения к Родине, Отечеству, к своему региону (Республика Хакасия), культурно историческому прошлому России и родного края.

Задачи:

- углубить знания учащихся по истории России, Республики Хакасия;

- способствовать развитию навыков исследовательской работы;

- приобщить обучающихся к поисково-исследовательской работе;

- совершенствовать творческие способности личности;

- воспитывать у младших школьников патриотические и нравственные ценности и идеалы, их связь с предыдущими поколениями.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебной программы


 

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами краеведческого материала целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта краеведческой деятельности, слушания и заучивания наизусть произведений национальной художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа и других народов, живущих рядом; выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации по краеведению;

6) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

7) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

8) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном крае;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности т. е. овладение элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных краеведческих понятий;

4) использование разных видов чтения краеведческих текстов (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику этих текстов, участвовать в их обсуждении;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного села и республики.


 

3. Содержание программы


 

Тема

Количество часов

Содержание

Хакасия – удивительный край

2

Республика Хакасия – часть большого государства. Географическое положение Хакасии. Природа Хакасии. Экология нашего региона.

История имени и фамилии

3

История происхождений имен и фамилий. Откуда родом мои предки. Методика составления родословной. История происхождения моего поселка. История Происхождения столицы Республики Хакасия – города Абакана.

Культура и традиции народов

11

Национальные цвета Республики Хакасия

Народы мира, России, родного края. Народные праздники народов России Республики Хакасия

Календарные, народные праздники и верования, религия народов. Традиционные обряды некоторых народов республики: русских, хакасов и др. Семейные праздники (рождение ребёнка, имянаречение, свадьба и др.). Традиционная кухня народов. Особенности приготовления традиционной праздничной пищи у народов Хакасии. Тайны бабушкиного сундука. Традиционная народная одежда: мужская и женская, повседневная и праздничная. Декоративно-прикладное искусство. Виды декоративно-прикладного искусства. Общие сведения о ремёслах народов, живущих в Хакасии.

Почему языки такие разные?

2

Язык и география. Понятия: «родной язык», «государственный язык». Языки народов Республики Хакасия.

Межэтническое общение

4

Разные народы – разное поведение. Что отличает один народ от другого? Многообразные формы, традиции, обычаи общения людей разных народов.

Культура межэтнического общения. Как знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др. Народные игры и общение. Народные игры, способствующие знакомству, доброжелательности и сотрудничеству.

Семейные ценности

2

Понятие «семья». Взаимоотношения в семье. Духовные ценности, передаваемые из поколения в поколение.

Тайная красота Республики в которой живу

8

Заповедные места…Хакасский заповедник. Красота гор. Саяны и чудеса природы в них. Загадки природы. Вулканы Хакасии. «Археология – что это?». Мировая гора – Сундуки или Древняя обсерватория. Семь чудес Хакасии. Чудеса, друг на друга похожие. Я советую…Сохраним, то что получили от предков.

Итого

32

 


 


 

Виды деятельности:

познавательная;

игровая.

Формы организации деятельности:

этические беседы;

посещение памятных мест своего региона посредством виртуальных экскурсий;

экскурсии;

игры.

Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности «Занимательное краеведение» для 4-го класса


 

Тема

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1. Хакасия – удивительный край, 2 ч.

1

Республика Хакасия – часть большого государства

1

08.09

 

2

Географическое положение Хакасии. Природа Хакасии. Экология нашего региона

1

15.09

 

Раздел 2. История имени и фамилии, 3 ч.

3

История происхождений имен и фамилий. Откуда родом мои предки.

1

22.09

 

4

Методика составления родословной

1

29.09

 

5

История происхождения моего поселка. История Происхождения столицы Республики Хакасия – города Абакана

1

06.10

 

Раздел 3. Культура и традиции народов, 11 ч.

6

Национальные цвета Республики Хакасия

1

13.10

 

7

Народы мира, России, родного края

1

20.10

 

8

Народные праздники народов России Республики Хакасия

1

27.10

 

9

Календарные, народные праздники и верования, религия народов

1

03.11

 

10

Традиционные обряды некоторых народов республики: русских, хакасов и др.

1

17.11

 

11

Семейные праздники (рождение ребёнка, имянаречение, свадьба и др.)

1

24.11

 

12

Традиционная кухня народов

1

01.12

 

13

Особенности приготовления традиционной праздничной пищи у народов Хакасии

1

08.12

 

14

Тайны бабушкиного сундука. Традиционная народная одежда: мужская и женская, повседневная и праздничная

1

15.12

 

15

Декоративно-прикладное искусство. Виды декоративно-прикладного искусства

1

22.12

 

16

Общие сведения о ремёслах народов, живущих в Хакасии.

1

29.12

 

Раздел 4. Почему языки такие разные? 2 ч.

17

Язык и география.

1

19.01

 

18

Понятия: «родной язык», «государственный язык». Языки народов Республики Хакасия

1

26.01

 

Раздел 5. Межэтническое общение, 4 ч.

19

Разные народы – разное поведение

1

02.02

 

20

Что отличает один народ от другого? Многообразные формы, традиции, обычаи общения людей разных народов.

1

09.02

 

21

Культура межэтнического общения. Как знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др.

1

16.02

 

22

Народные игры и общение. Народные игры, способствующие знакомству, доброжелательности и сотрудничеству.

1

02.03

 

Раздел 6. Семейные ценности, 2 ч.

23

Понятие «семья». Взаимоотношения в семье.

1

16.03

 

24

Духовные ценности, передаваемые из поколения в поколение

1

23.03

 

Раздел 7. Тайная красота Республики в которой живу, 8 ч.

25

Заповедные места…Хакасский заповедник

1

06.04

 

26

Красота гор. Саяны и чудеса природы в них

1

13.04

 

27

Загадки природы. Вулканы Хакасии

1

20.04

 

28

«Археология – что это?».

1

27.04

 

29

Мировая гора – Сундуки или Древняя обсерватория

1

04.05

 

30

Семь чудес Хакасии.

1

11.05

 

31

Чудеса, друг на друга похожие

 

18.05

 

32

Я советую…Сохраним, то что получили от предков.

1

25.05

 

Итого:

32

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.