Программа внеурочной деятельности «Шашки» (3 класс)
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МО «Мухоршибирский район»
МБОУ «Сутайская ООШ»
Программа внеурочной деятельности
для 1 класса
«Шашки в каждый дом»
Автор –составитель: Дашиева Цыбигма Батожаповна,
учитель начальных классов
с .Нарсата.
2015 – 2016 уч.
Тип: интеллектуально-игровой, (долгосрочный, 1-4 классы).
Цель программы:
Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности младшего школьного возраста.
Задачи:
Обучающие:
обучение основам шашечной игры;
Воспитательные:
воспитание отношения к шашкам как к серьёзным, полезным и нужным занятиям, имеющим творческую направленность;
воспитание настойчивости, целеустремлённости, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
развитие стремления детей к самостоятельности;
развитие умственных способностей у учащихся: логического мышления, умения производить расчёты на несколько ходов вперёд, образное и аналитическое мышление.
Назначение и актуальность программы:
Разработка и внедрение образовательно – воспитательной методики (начального) обучения детей младшего школьного возраста в нашей школе теории и практике игры в русские шашки для развития их логического мышления. Общепризнано, что шашки это не только интеллектуальная спортивная борьба соперников, но и метод и предмет развития интеллектуального мышления человека, особенно ребёнка.
Игра в шашки только кажется с первого взгляда простой и незамысловатой, но это не так. Существует ни один и даже ни два варианта этой игры. Это и русские шашки, бразильские, английские, канадские, итальянские, испанские, турецкие, ставропольские шашки, столбовые и диагональные шашки.
Швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других учёных установили, что именно в возрасте 5- 12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль - слово», «мысль - действие». В связи с этим я считаю, что шашки являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей ребят и подкреплении плодов мышления действиями.
Игра в шашки – это и спорт, и досуг, и творчество. Она, как известно, связывает все возрастные категории. Может самые первые шаги маленьких шашистов к творчеству скрываются в шашечной борьбе?
Проблема:
Поверхностный интерес родителей к шашечной игре и неумение детей играть в данную настольную игру.
Обоснование проблемы:
Увлечение детей компьютерными играми, отсутствие живого общения со сверстниками, взрослыми, родителями;
Знакомство с интеллектуальной настольной игрой;
Общение и сплочение разновозрастных учащихся в школе через игру в шашки;
Укрепление отношений в семье: ребёнок – родитель;
Недостаточность знаний родителей и детей об истории игры в шашки и его видах. Незаинтересованность родителей обучению шашечной игре в младшем школьном возрасте.
Хотелось бы помочь детям овладеть основами шашечной игры, завлечь красотой комбинационных приёмов, расширить кругозор относительно истории развития шашек, правил игры, а также специальной психологической подготовки. Опыт работы с детьми свидетельствует, что шашки благотворно влияют на их учёбу, расширяют интересы ребят, укрепляют и развивают лучшие качества характера.
Залогом успеха в шашках будет целенаправленная подготовка в кружках, умение работать самостоятельно. В то же время хочется обратиться к родителям: в кругу семьи помочь детям сделать первые шаги. Ведь без отцовского мягкого толчка будет потеряно благоприятное время, а возможно и будущие достижения…
Самое главное в шашках – это общее умственное развитие школьника, а со временем всесторонне развитого гражданина общества.
Игра в шашки гениальна. Её можно выбрать как отдых в семье, как хобби. Эта игра приближает родителей с ребёнком. Шашечная игра – не сложная, не требует финансовых затрат, развивает интеллектуальную игру всей семьи.
Перспективный план.
Более полное изучение теории, практике и технологии данной игры.
Сотрудничество с шашечными клубами района, республики.
Обучение игре в шашки детей предшкольной группы.
Обучение игре в шашки детей из детского сада.
Организация межшкольных турниров детей начальной школы.
Выставка рисунков на тему: «Настольные игры».
Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!», где можно увидеть в какие настольно- дидактические игры играют дети в классе.
Разработать перспективную программу занятий.
Расширение географии проекта.
Передача накопленного опыта учащимся, желающим реализовать подобный проект.
Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; главное – развивает память.
Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребёнок, обучающийся этой игре, становится собранным, самокритичным, учится самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития мышления ребёнка.
Значительная роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Известно, что во многих школах введено преподавание шахмат, как более популярного вида спорта. Уверенно можно сказать, что преподавание шашек в школе можно смело вводить, как альтернативное. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.
И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в школах и в учреждениях дополнительного образования – дворцах творчества, детских спортивных школах, клубах и т.д.
Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности.
Мои шаги в реализации проекта:
Знакомство с историей шашек.
Анкетирование «Шашки в семье».
Изготовление шашек из разных материалов.
Знакомство с разными видами игр в шашки.
Знакомство с классификацией шашек.
Цикл практических занятий по игре в шашки родителей с детьми.
Цикл практических занятий по игре в шашки учащихся старших классов с детьми.
Турниры среди учащихся начальных классов и средних классов.
Организация межшкольных соревнований детей начальной школы.
Игра в шашки пришла в наши дни с древних времён. История шашек интересна. Моих подопечных знакомит с историей шашек моя выпускница – Гомбожапова Валерия, ученица 5 класса, которая также увлечена шашками. Она в своём выступлении рассказывает о том, что упоминание о шашках можно найти в древнеегипетских мифах. В шашки играли даже фараоны. По – крайней мере, так утверждают некоторые учёные. Существует даже миф, исходя из которого, мы должны благодарить шашки за то, что в году 365 дней, а не пятью днями меньше. В этом мифе говорится о споре бога Гермеса, который он заключил с богиней Луной. Гермес предложил сыграть Луне с ним в шашки и если она ему проиграет, то должна ему отдать 5 дней. Луна согласилась. Гермес выиграл в этой игре и к своим 360 дням он смог прибавить ещё 5 дней. Гомбожапова Валерия об этом и о многом другом из истории шашек рассказывает детям.
На начальном этапе было проведено анкетирование родителей на тему «Шашки в семье». Вот результаты анкеты: родители знают следующие виды настольных игр: шашки, шахматы, нарды, карты. А научились в игре в шашки с 6-8 лет - 25%, с 12- 15 лет – 75%. В шашки умеют играть все родители, научились играть в школьном возрасте. Всего 4 семьи предпочитают семейные игры. На вопрос «Какие настольные игры предпочитает ваш ребёнок?», конечно же, предпочтение было отдано компьютерным играм. И родители единогласно согласны обучению игре в шашки с первого класса.
И здесь началось самое увлекательное и занимательное занятие: изготовление досок и шашек; был объявлен конкурс на лучшую самодельную доску и шашки. Родители и дети проявили большую фантазию и творчество.
На Руси шашки появились в 10 веке. Шашки были найдены на территории Киевской Руси. Найденные шашки были сделаны из глины, дерева, камня и янтаря, этот факт говорит о том, что в эту любили играть люди всех слоёв населения.
А наши родители и дети сделали шашки своими руками тоже из разных материалов: из солёного теста, из глины, из дерева, использовали цветные пробки. У некоторых получились забавные фигурки шашек в виде животных, пирамид. А для досок использовали материалы как фанера, картон, пенопласт, стекло.
Первое знакомство с игрой в шашки провели родители с детьми в классе. Дети заинтересовались и увлеклись этой игрой. К этой деятельности были привлечены ученики (мои выпускники) старших классов. Сразу с первых занятий выявились лидеры: Дабаев Абида, 3 кл., Гылыков Эрдэм, 1 кл. Эти ученики сыграли вничью с родителями, учениками – наставниками.
Был проведён мастер – класс с учителем физкультуры Гомбожаповым Б.В. по играм в шашки.
Рекомендации родителям:
Приобретите специальную литературу для своего ребёнка, в которой просто и занимательно описаны правила и приёмы игры в шашки.
Научив ребёнка играть в шашки, старайтесь, чтобы интерес к новой игре не угас. Устраивайте внутрисемейные турниры или пригласите для игры его сверстников. При обучении важно, чтобы ваш ребёнок имел возможность играть как с более сильными, так и более слабыми соперниками.
Не торопите ребёнка, если он путается в правилах или недостаточно хорошо, по-вашему мнению, продумывает ходы. Наверняка вы тоже не родились с умением играть в шашки, и вам потребовалось некоторое время, чтобы этому научиться.
Обязательно хвалите ребёнка за каждый его успех и не забывайте говорить ему, какой он умный, и как вы гордитесь его победами.
Ожидаемые результаты:
Воспитание настойчивости, целеустремлённости, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике;
Развитие стремления у детей к самостоятельности;
Развитие умственных способностей: логического мышления, умения производить расчёты на несколько ходов вперёд, образное и аналитическое мышление;
Ознакомление родителей и детей с историей игры в шашки и его видах;
Изменение взгляда родителей на обучение детей шашечной игре в младшем возрасте, интереса и желания их к совместной игре со своими детьми;
Большой интерес детей к игре в настольные игры;
Овладение 100% детей шашечной игрой;
Сплачивание и объединение семей, друзей через игру в шашки.
Игра в шашки объединяет поколения:
Учащиеся 5класса (предыдущий выпуск) Ученики 3 класса – организаторы шашечного клуба Воспитанники предшкольной группы, детского сада
Игра в шашки дома с родителями
Игра в шашки расширяет круг общения, развивает интеллект
Дома: братья, сёстры, родители
Игра в шашки: (ученик)
В школе: одноклассники, друзья
Развитие мышления
Побуждает интерес к логическим играм
Умение принимать самостоятельное решение
. Приложение 2. Примерное планирование кружка «Чудо - шашки»
I четверть (9ч.)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Сроки |
1 |
Вводное занятие. Знакомство с игрой в шашки. |
1 |
|
2 |
История игры в шашки. |
1 |
|
3 |
Инвентарь для игры в шашки. |
1 |
|
4 |
Начальное положение фигур. |
1 |
|
5 |
Начальное положение фигур. |
1 |
|
6 |
Название и сила фигур. |
1 |
|
7 |
Название и сила фигур. |
1 |
|
8 |
Правила шашечной игры. |
1 |
|
9 |
Правила шашечной игры |
1 |
|
II четверть (7 ч.) |
|||
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Сроки |
1 |
Повторение правил шашечной игры. |
1 |
|
2 |
Начало партий: «Городская партия» |
1 |
|
3 |
«Обратная городская партия » |
1 |
|
4 |
«Кол» |
1 |
|
5 |
«Обратный кол» |
1 |
|
6 |
Учебные игры в шашки |
1 |
|
7 |
Ученые игры в шашки |
1 |
III четверть (10 ч)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Сроки |
1 |
Повторение правил шашечной игры. |
1 |
|
2 |
Учебные игры в шашки. |
1 |
|
3 |
Ловушка в начале партии. |
1 |
|
4 |
Ловушка вначале партии. |
1 |
|
5 |
Первая ловушка. |
1 |
|
6 |
Вторая ловушка. |
1 |
|
7 |
Третья ловушка. |
1 |
|
8 |
Четвёртая ловушка. |
1 |
|
9 |
Повторение правил. Учебные игры в шашки. |
1 |
|
10 |
Повторение правил. Учебные игры в шашки. |
1 |
IV четверть (7ч.)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Сроки |
1 |
Повторение правил. |
1 |
|
2 |
Учебные игры в шашки. |
1 |
|
3 |
Шашечное окончание. |
1 |
|
4 |
Четыре дамки против одной. |
1 |
|
5 |
Шашечное окончание. |
1 |
|
6 |
Учебные игры в шашки. |
1 |
|
7 |
Учебные игры в шашки. Малый чемпионат в классе. |
1 |
Приложение 1.
Анкета для родителей на тему «Шашки в семье».
Какие настольные игры вы знаете?
Вы знакомы с игрой в шашки?
а ) да
б ) нет
в )частично
Во сколько лет вы научились играть в шашки?
а ) 2- 5 лет г ) 12- 15 лет
б) 6- 8 лет д ) 16-20 лет
в ) 9 -11 лет е ) 21 -30 лет
С семьёй играете в шашки?
а ) да
б ) нет
в ) иногда
Ваш ребёнок какие настольные игры играет? ___________________________________
Как вы думаете, в каком возрасте необходимо научить ребёнка играть в шашки?_______
Влияет ли игра в шашки на развитие ребёнка ? Как? _______________________________
____________________________________________________________________________
Как вы относитесь к тому, если уже в первом классе начать обучение игре в шашки?
____________________________________________________________________________
Ваш ребёнок умеет играть в шашки?
а ) да г ) частично
б ) нет д ) не интересовался
Вы в какой степени владеете игрой в шашки?
а) очень хорошо г ) плохо
б ) хорошо д ) не умею
Рекомендуемая литература:
Васильевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоровье,1985г.
Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. 1992 г.
Погрибной В.К. Шашки для детей, 2010г.
Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. 2007г.
Интернет – ресурсы.
Вывод:
Я заметила, что играя в шашки, у детей улучшилась успеваемость по математике, так как игра в шашки развивает логическое мышление, память, внимание, а также – наблюдательность, ориентировку в пространстве, воспитывает настойчивость и терпение.
Как вы могли убедиться, шашки – это игра, которая может увлечь. Это игра, придуманная не просто для забавы. Шашки заставляют думать и искать новые идеи в «ведении боя». И по своей кажущейся на первый взгляд простоте, являются не такими простыми.
Ребёнок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребёнка.
7 мая 2016 года я провела турнир по русским шашкам среди первоклассников соседних школ, посвященный Дню Победы