Рабочая программа по внеурочной деятельности «Спортивные игры. Шахматы» (5–7 класс)

2
0
Материал опубликован 1 April 2020 в группе

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Спортивные игры» разработана для занятий с учащимися 6-Б класса в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897), на основе примерной программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др./Под ред. Горского Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) М.: Просвещение, 2014; учебного плана МБОУ «Черноморская СШ № 3» на 2019/2020 учебный год.



Актуальность, значимость курса

Программа «Спортивные игры» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ученик, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Шахматы – это не только игра, доставляющая ученикам много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ученик, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость- это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизовать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.


Место в учебном плане

В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий на 2019-2020 учебный год программа «Спортивные игры» рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа за год.



Цели и задачи программы

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направление «Спортивные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья учащихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направление «Спортивные игры» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачи:

познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;

помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;

научить воспитанников играть шахматную партию с записью;

обучить решать комбинации на разные темы;

обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;

научить детей видеть в позиции разные варианты;

развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;

развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

развивать способность анализировать и делать выводы;

способствовать развитию творческой активности;

развивать волевые качества личности;

воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;

сформировать правильное поведение во время игры;

воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;

воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.


Формы и виды деятельности

Каждое занятие включает небольшой теоретический материал и практические задания. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы. В качестве методических приёмов могут быть использованы такие формы и виды работы как:

групповая работа;

работа в парах;

индивидуальная работа;

практическая игра;

решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;

дидактические игры и задания, игровые упражнения;

теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование универсальных учебных действий.


Планируемые результаты

Личностные:

Адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.

Формировать уважительное отношение к иному мнению.

Учиться понимать свою роль, развивать самостоятельность и ответственность.

Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Учиться относиться бережно к материальным и духовным ценностям.

Познавательные:

Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Учиться использовать знако-символические средства представления информации.

Использовать различные способы поиска информации на заданную на кружке тему.

Собирать и обрабатывать материал, учится его передавать окружающим разными способами.

Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строить рассуждения, овладевать новыми понятиями.

Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах)

Учиться работать в информационной среде по поиску данных изучаемого объекта.

Коммуникативные:

Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий.

Учиться слушать собеседника, напарника по игре, быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.

Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Регулятивные:

Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия.

Находить способы решения и осуществления поставленных задач.

Формировать умение контролировать свои действия.

Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности.

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.


Общая характеристика курса

Шахматы – одна из самых популярных в мире игр, причём с каждым днём она становится всё популярнее. Люди самых разных возрастов во всём мире с большим энтузиазмом играют в шахматы: в школах, клубах, парках и даже по Интернету. На занятиях внеурочной деятельности «Спортивные игры» учащиеся 6-Б класса познакомятся с геометрией шахматной доски, названиями шахматных фигур и их игровыми возможностями. А также пополнят словарный запас специальными шахматными терминами и применят их на практике, научатся играть в шахматы и шашки, соблюдая правила игры и используя разнообразные тактические приёмы. Предполагается использование таких форм работы, как отгадывание загадок, ребусов на шахматную тему, чтение сказок о шахматах, выполнение творческих заданий, практические занятия по игре в шахматы с целью закрепления теоретического материала, опросы для проверки пройденного материала.


Тематическое планирование


Название темы

Количество часов

1

Шахматная доска и фигуры.

4

2

Ходы и взятия фигур.

3

3

Цель и результат шахматной партии.

2

4

Ценность шахматных фигур.

3

5

Понятие о дебюте.

2

6

Особенности матования одинокого короля.

2

7

Тактические приёмы и особенности их применения.

8

8

Начальные сведения об эндшпиле.

2

9

Ключевые поля.

6

10

Начальные сведения о миттельшпиле.

2



Содержание тем курса

Шахматная доска и фигуры. Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира. Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция. Запись позиций.

Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Ходы и взятия фигур. Геометрические мотивы траекторий перемещения шахматных фигур. Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». Ударность и подвижность фигур в зависимости от их положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила её выполнения.

Практическая работа: упражнения на выполнение ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учётом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

Цель и результат шахматной партии. Понятия «шax», «мат», «пат». Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и

двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятий «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.

Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов.

Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Лёгкие и тяжёлые фигуры, их качество.

Практическая работа: решение арифметических задач (типа «У кого больше?») и логических задач (типа «Какая фигура ценнее?»)

Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта. Понятие о дебюте. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбиты, пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.

Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партий.

Особенности матования одинокого короля. Матование двумя ладьями, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования.

Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах.

Тактические приёмы и особенности их применения. Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связки и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение пространства, уничтожение защиты. Сквозное действие фигур (рентген). Перегрузка. Комбинаторика в шахматах. Понятие о комбинации. Комбинации на мат и на достижение материального перевеса. Мельница как алгоритм с циклами. Эстетика шахматных комбинаций.

Практическая работа: решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определённую и на неизвестную темы; участие в турнирах.

Начальные сведения об эндшпиле. Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля.

Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль оппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат. Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур.

Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.

Начальные сведения о миттельшпиле. Понятие о варианте. Логическая связка «если, то...». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжёлыми фигурами 7(2) горизонталью. Вскрытие и запирание линий. Блокада.

Практическая работа: отработка на практике миттельшпиля.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Вольф П. «Шахматы. Шаг за шагом» - 2003 г. – М.; ЗАО НПП «Ермак».

Костров В., Давлетов Д. «Уроки шахмат» - 2006 г. – М.; ООО «Издательство Астрель».

Пожарский В.А. Шахматный учебник / В. А. Пожарский. — М., 1996.



п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Ауд.

Неауд.

План

Факт


Шахматная доска и фигуры (4 ч.)





1

Место шахмат в мировой культуре. Легенда о возникновении шахмат.


1



2

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения.

1




3

Шахматные фигуры и их обозначения.


1



4

Позиция в шахматах. Запись позиций.

1





Ходы и взятия фигур (3 ч.)

5

Геометрические мотивы траекторий перемещения шахматных фигур.

0,5

0,5



6

Ударность и подвижность фигур в зависимости от их положения на доске.

0,5

0,5



7

Моделирование на шахматном материале.

1





Цель и результат шахматной партии (2 ч.)

8

Понятия «шax», «мат», «пат». Понятие «шах».


1



9

Обучение алгоритму матования в один ход.

1





Ценность шахматных фигур (3 ч.)

10

Ценность фигур. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске.

1




11

Единица измерения ценности. Виды ценности.


1



12

Лёгкие и тяжёлые фигуры, их качество.


1




Понятие о дебюте (2 ч.)

13

Понятие о дебюте. Классификация дебютов.


1



14

Общие принципы разыгрывания дебюта. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте.

1





Особенности матования одинокого короля (2 ч.)





15

Матовые и патовые позиции.

1




16

Планирование, анализ и контроль при матовании.

0,5

0,5




Тактические приёмы и особенности их применения (8 ч.)





17

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка и защита от неё.

1




18

Освобождение пространства, уничтожение защиты.

1




19

Сквозное действие фигур (рентген).

1




20

Перегрузка.





21

Комбинаторика в шахматах.


1



22

Понятие о комбинации. Комбинации на мат и на достижение материального перевеса.


1



23

Мельница как алгоритм с циклами.

0,5

0,5



24

Эстетика шахматных комбинаций.


1




Начальные сведения об эндшпиле (2 ч.)





25

Пешечный эндшпиль.


1



26

Король и пешка против короля.

1





Ключевые поля (6 ч.)





27

Правило квадрата.

1




28

Этюд Рети.


1



29

Треугольник.

1




30

Игра на пат.


1



31

Ладейный эндшпиль.


1



32

Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур.

1





Начальные сведения о миттельшпиле (2 ч.)





33

Понятие о варианте. Логическая связка «если, то...».


1



34

Вскрытие и запирание линий. Блокада.

1





Итого

17

17




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации