12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сташенко Надежда Николаевна28

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАМА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КРУЖОК «Уроки нравственности»

НАПРАВЛЕНИЕ духовно-нравственное

Срок реализации -1 год, 2018-2019

Возраст обучающихся - 4 класс

Сташенко Н.Н. Ш-31 группа

Ейск, 2018

1. Пояснительная записка.

Программа составлена на основе рабочей программы по внеурочной деятельности «Дорога добра», автор программы Хлусова Юлия Михайловна.

Данная программа внеурочной деятельности имеет духовно-нравственное направление.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников.

 

Задачи:

Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Программа составлена на основе следующих принципов:

1.Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

2.Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.

3. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

4.Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

5.Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

6.Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

7.Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.

Возраст детей, участвующих в реализации программы:

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей 4класса ( 10-11лет)

Срок реализации программы: 2018-2019 год, продолжительность-1 год

Формы и режим занятий:урок; тренинг; игра; беседа; экскурсия; заочное путешествие; театральные постановки; выставки; конкурсы; просмотр витдеофильмов.

Ожидаемые результаты.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов  и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

1.Приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

2.Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

3.Получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания  социализации младших школьников.

К четвертому классу у младшего школьника появляется   реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

В результате прохождения программного материала  к концу 4 класса обучающиеся  должны

знать:

1.  Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

уметь:

Различать хорошие и плохие поступки.

Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.

Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

Формирование УУД:

Познавательны:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;строить сообщения в устной и письменной форме;

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию;

Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение


 

Заключительным итогом программы внеурочной деятельности будет являться фотоконкурс «Моё виденье нравственных поступков»

2.Учебно-тематический план.

Раздел темы

Время

Теоретические

Практические

1 Раздел: Культура общения(9ч.)

Тема 1.1

Нормы общения в вашей семье.

-

Тема 1.2

Культура общения в  современной семье

Тема 1.3

О терпимости к близким.

-

Тема 1.4

Культура спора.

-

Тема 1.5

Этикетные ситуации.

-

Тема 1.6

В мире мудрых мыслей.

2 Раздел: Самовоспитание(7ч.)

Тема 2.1

«Познай самого себя».

-

Тема 2.2

Самовоспитание.

-

Тема 2.3

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

-

Тема 2.4

Как я работаю над собой.

-

Тема 2.5

О терпении.

 

Тема 2.6

Конец каждого дела обдумай перед началом.

-

Тема 2.7

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

-

3 Раздел: Общечеловеческие нормы нравственности(10ч.)

Тема 3.1

Об источниках наших нравственных знаний.

-

Тема 3.2

Совесть - основа нравственности.

-

Тема 3.3

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

-

Тема 3.4

«Досадно мне, что слово «честь» забыто».

-

Тема 3.5

Заветы предков.

-

Тема 3.6

Россияне о любви к Родине.

-

Тема 3.7

Твоя малая родина.

-

Тема 3.8

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

-

Тема 3.9

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе

-

Тема 3.10

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

-

4 Раздел:Искусство и нравственность(8ч.)

Тема 4.1

Нравственное содержание  древних мифов.

-

Тема 4.2

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

Положительные герои в былинах и сказках.

Тема 4.3

Отрицательные герои в литературных произведениях.

«Зло, как и добро, имеет своих героев».

-

Тема 4.4

Искусство и нравственность.

-

Тема 4.5

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

-

Тема 4.6

Этикет.

-

Итого:

34ч.

   

 

3. Содержание изучаемого курса.

1 Раздел: Культура общения (9ч)

Нормы общения в вашей семье (1 ч).

Рассказ о типах общения. Написать сочинение «Общение с семьей, как я хочу»

 

Культура общения всовременной семье (2ч).

Беседа о культуре общения. Постановка и разбор ситуаций на тему культура общения в семье

О терпимости к близким. (1ч)

Беседа о важности семье в жизни каждого человека. Провести тренинг, направленный на сдерживание своих негативных эмоций.

Культура спора. (1ч).

Рассказать о способах культурного спора и как не развивать конфликт, смоделировать ситуацию и попытаться ее решить, пользуясь полученными знаниями.

Этикетные ситуации. (1ч).

Рассказать о правилах этикета.

В мире мудрых мыслей. (2ч).

Рассказ о великих философов, о их помощи людям. Составить список добрых дел, которые дети когда-либо выполняли или будут выполнять.
 

2 Раздел: Самовоспитание(7ч.)

«Познай самого себя». (1ч)

Дети рассказывают о себе, чем они занимаются, чем помогаю родителям, нашему классу.

Самовоспитание. (1ч)

Беседа с детьми, что такое самовоспитание и как им заниматься.

3.Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. (1ч)

Составление индивидуального плана на самовоспитание.

Как я работаю над собой. (1ч)

Дети предоставляют список своих добрых дел.

О терпении. (1ч)

Беседа с детьми, что такое терпение и как оно важно. Обсуждение памятки, как оставаться в спокойствии.
 

Конец каждого дела обдумай перед началом. (1ч)

Прежде чем, что- то сказать, человек должен подумать не навредит ли это его собеседнику, ведь больше всего могут ранит слова, а не поступки, донести эту мысль до детей.

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». (1ч)

Дети рисуют план добрых дел, сделанных за целый день.

 

3Раздел: Общечеловеческие нормы нравственности. (10ч.)

Об источниках наших нравственных знаний. (1ч)

Чтение книг с нравственными знаниями и обсуждение их.

Совесть - основа нравственности. (1ч)

Беседа о том, что такое совесть.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее». (1ч)

Написать сочинение «Защищай слабых»

«Досадно мне, что слово «честь» забыто». (1ч)

Рассказ, что такое честь и как она важна.

Заветы предков. (1ч)

Рассказать о нравственных заветах людей в прошлом, о том, какие качества ценили в людях и ценят по сей день.

Россияне о любви к Родине. (1ч.)

Разработка совместного проекта о любимой Родине России.

Твоя малая родина. (1ч)

Представление презентации на тем: «Моя малая родина»

«Мой первый друг, мой друг бесценный». (1ч).

Сочинение на тему: «Мой первый друг, мой друг бесценный».

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе (1ч)

Рассказ о всей существующих афоризмах на тему совести, родины и дружбы.

10. «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». (1ч)

Постановка детьми ситуаций, показывающих им наглядно, что приветливость очень важна.
 

4 Раздел: Искусство и нравственность(8ч.)

Нравственное содержание древних мифов. (1ч.)

Виртуальная экскурсия по древним мифам.

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.Положительные герои в былинах и сказках. (2ч.)

Беседа по сказке, былинных героях. Нарисовать Илью Муромца.

Отрицательные герои в литературных произведениях.«Зло, как и добро, имеет своих героев». (2ч.)

Беседа о отрицательных героях сказок. Написать мини-сказку на тему:«Зло, как и добро, имеет своих героев»

4. Искусство и нравственность. (1ч)

Пойти на экскурсию в музей, рассматривать картины на тему нравственности.

5. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» (1ч.)

Игра: рассказать о сказочном герое, не называя его имени, дети должны отгадать его по описанию, признакам присущим только ему.

6. Этикет. (1ч).

Провести конкурс-викторину на знание этикета.

4.Методические материалы.

Различные презентации, видеоматериалы, аудиозаписи, теоретический материал к занятиям.

 

5.Список литературы

1. Асмолов А.Г., Бумеранская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. 25 с.

3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности // Воспитание школьников. -2004-2007.-№1-9.

4. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа начального общего образо­вания. М.: Просвещение, 2010. - 204 с.

5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образо­вание). М.: Просвещение, 2009. - 50 с.

6. Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1-4-е классы. Тесты и практические задания М.: Просвещение, 2010. -68 с.

7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М.: Просвещение, 2008. - 108 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2009. -41 с.

9. Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14-36.

10. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. - 140

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.