Рабочая программа внеурочной деятельности в 4 классе «Уроки нравственности»
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАМА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖОК «Уроки нравственности»
НАПРАВЛЕНИЕ духовно-нравственное
Срок реализации -1 год, 2018-2019
Возраст обучающихся - 4 класс
Сташенко Н.Н. Ш-31 группа
Ейск, 2018
1. Пояснительная записка.
Программа составлена на основе рабочей программы по внеурочной деятельности «Дорога добра», автор программы Хлусова Юлия Михайловна.
Данная программа внеурочной деятельности имеет духовно-нравственное направление.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Программа составлена на основе следующих принципов:
1.Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
2.Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
3. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
4.Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
5.Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
6.Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
7.Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей 4класса ( 10-11лет)
Срок реализации программы: 2018-2019 год, продолжительность-1 год
Формы и режим занятий:урок; тренинг; игра; беседа; экскурсия; заочное путешествие; театральные постановки; выставки; конкурсы; просмотр витдеофильмов.
Ожидаемые результаты.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
1.Приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
2.Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
3.Получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны
знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
3. Об источниках наших нравственных знаний.
4. О совести как основе нравственности.
5. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
уметь:
Различать хорошие и плохие поступки.
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
Формирование УУД:
Познавательны:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;строить сообщения в устной и письменной форме;
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию;
Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение
Заключительным итогом программы внеурочной деятельности будет являться фотоконкурс «Моё виденье нравственных поступков»
2.Учебно-тематический план.
№ |
Раздел темы |
Время |
Теоретические |
Практические |
1 Раздел: Культура общения(9ч.) |
||||
Тема 1.1 |
Нормы общения в вашей семье. |
1ч |
- |
1ч |
Тема 1.2 |
Культура общения в современной семье |
2ч |
1ч |
1ч |
Тема 1.3 |
О терпимости к близким. |
1ч |
- |
1ч |
Тема 1.4 |
Культура спора. |
1ч |
- |
1ч |
Тема 1.5 |
Этикетные ситуации. |
1ч |
1ч |
- |
Тема 1.6 |
В мире мудрых мыслей. |
2ч |
1ч |
1ч |
2 Раздел: Самовоспитание(7ч.) |
||||
Тема 2.1 |
«Познай самого себя». |
1ч |
1ч |
- |
Тема 2.2 |
Самовоспитание. |
1ч |
1ч |
- |
Тема 2.3 |
Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. |
1ч |
1ч |
- |
Тема 2.4 |
Как я работаю над собой. |
1ч |
- |
1ч |
Тема 2.5 |
О терпении. |
1ч |
1ч |
|
Тема 2.6 |
Конец каждого дела обдумай перед началом. |
1ч |
1ч |
- |
Тема 2.7 |
«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». |
1ч |
- |
1ч |
3 Раздел: Общечеловеческие нормы нравственности(10ч.) |
||||
Тема 3.1 |
Об источниках наших нравственных знаний. |
1ч |
1ч |
- |
Тема 3.2 |
Совесть - основа нравственности. |
1ч |
1ч |
- |
Тема 3.3 |
«Чем ты сильнее, тем будь добрее». |
1ч |
- |
1ч |
Тема 3.4 |
«Досадно мне, что слово «честь» забыто». |
1ч |
1ч |
- |
Тема 3.5 |
Заветы предков. |
1ч |
1ч |
- |
Тема 3.6 |
Россияне о любви к Родине. |
1ч |
- |
1ч |
Тема 3.7 |
Твоя малая родина. |
1ч |
- |
1ч |
Тема 3.8 |
«Мой первый друг, мой друг бесценный». |
1ч |
- |
1ч |
Тема 3.9 |
Афоризмы о совести, о родине, о дружбе |
1ч |
1ч |
- |
Тема 3.10 |
«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». |
1ч |
- |
1ч |
4 Раздел:Искусство и нравственность(8ч.) |
||||
Тема 4.1 |
Нравственное содержание древних мифов. |
1ч |
1ч |
- |
Тема 4.2 |
За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. |
2ч |
1ч |
1ч |
Тема 4.3 |
Отрицательные герои в литературных произведениях. «Зло, как и добро, имеет своих героев». |
2ч |
- |
2ч |
Тема 4.4 |
Искусство и нравственность. |
1ч |
1ч |
- |
Тема 4.5 |
«Вот человек. Что скажешь ты о нём?» |
1ч |
- |
1ч |
Тема 4.6 |
Этикет. |
1ч |
- |
1ч |
Итого: |
34ч. |
3. Содержание изучаемого курса.
1 Раздел: Культура общения (9ч)
Нормы общения в вашей семье (1 ч).
Рассказ о типах общения. Написать сочинение «Общение с семьей, как я хочу»
Культура общения всовременной семье (2ч).
Беседа о культуре общения. Постановка и разбор ситуаций на тему культура общения в семье
О терпимости к близким. (1ч)
Беседа о важности семье в жизни каждого человека. Провести тренинг, направленный на сдерживание своих негативных эмоций.
Культура спора. (1ч).
Рассказать о способах культурного спора и как не развивать конфликт, смоделировать ситуацию и попытаться ее решить, пользуясь полученными знаниями.
Этикетные ситуации. (1ч).
Рассказать о правилах этикета.
В мире мудрых мыслей. (2ч).
Рассказ о великих философов, о их помощи людям. Составить список добрых дел, которые дети когда-либо выполняли или будут выполнять.
2 Раздел: Самовоспитание(7ч.)
«Познай самого себя». (1ч)
Дети рассказывают о себе, чем они занимаются, чем помогаю родителям, нашему классу.
Самовоспитание. (1ч)
Беседа с детьми, что такое самовоспитание и как им заниматься.
3.Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. (1ч)
Составление индивидуального плана на самовоспитание.
Как я работаю над собой. (1ч)
Дети предоставляют список своих добрых дел.
О терпении. (1ч)
Беседа с детьми, что такое терпение и как оно важно. Обсуждение памятки, как оставаться в спокойствии.
Конец каждого дела обдумай перед началом. (1ч)
Прежде чем, что- то сказать, человек должен подумать не навредит ли это его собеседнику, ведь больше всего могут ранит слова, а не поступки, донести эту мысль до детей.
«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». (1ч)
Дети рисуют план добрых дел, сделанных за целый день.
3Раздел: Общечеловеческие нормы нравственности. (10ч.)
Об источниках наших нравственных знаний. (1ч)
Чтение книг с нравственными знаниями и обсуждение их.
Совесть - основа нравственности. (1ч)
Беседа о том, что такое совесть.
«Чем ты сильнее, тем будь добрее». (1ч)
Написать сочинение «Защищай слабых»
«Досадно мне, что слово «честь» забыто». (1ч)
Рассказ, что такое честь и как она важна.
Заветы предков. (1ч)
Рассказать о нравственных заветах людей в прошлом, о том, какие качества ценили в людях и ценят по сей день.
Россияне о любви к Родине. (1ч.)
Разработка совместного проекта о любимой Родине России.
Твоя малая родина. (1ч)
Представление презентации на тем: «Моя малая родина»
«Мой первый друг, мой друг бесценный». (1ч).
Сочинение на тему: «Мой первый друг, мой друг бесценный».
Афоризмы о совести, о родине, о дружбе (1ч)
Рассказ о всей существующих афоризмах на тему совести, родины и дружбы.
10. «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». (1ч)
Постановка детьми ситуаций, показывающих им наглядно, что приветливость очень важна.
4 Раздел: Искусство и нравственность(8ч.)
Нравственное содержание древних мифов. (1ч.)
Виртуальная экскурсия по древним мифам.
За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.Положительные герои в былинах и сказках. (2ч.)
Беседа по сказке, былинных героях. Нарисовать Илью Муромца.
Отрицательные герои в литературных произведениях.«Зло, как и добро, имеет своих героев». (2ч.)
Беседа о отрицательных героях сказок. Написать мини-сказку на тему:«Зло, как и добро, имеет своих героев»
4. Искусство и нравственность. (1ч)
Пойти на экскурсию в музей, рассматривать картины на тему нравственности.
5. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» (1ч.)
Игра: рассказать о сказочном герое, не называя его имени, дети должны отгадать его по описанию, признакам присущим только ему.
6. Этикет. (1ч).
Провести конкурс-викторину на знание этикета.
4.Методические материалы.
Различные презентации, видеоматериалы, аудиозаписи, теоретический материал к занятиям.
5.Список литературы
1. Асмолов А.Г., Бумеранская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности // Воспитание школьников. -2004-2007.-№1-9.
4. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. - 204 с.
5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование). М.: Просвещение, 2009. - 50 с.
6. Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1-4-е классы. Тесты и практические задания М.: Просвещение, 2010. -68 с.
7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М.: Просвещение, 2008. - 108 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2009. -41 с.
9. Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14-36.
10. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. - 140