Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука нравственности» (1–4 классы)
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Поселковая средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Руководитель ШМО _______/Лушникова Т.И. Протокол № 1 « »__________2022 г. |
Согласовано Заместитель директора по УР __________/И.Н. Чехова
« »____________2022 г. |
Утверждаю Директор МКОУ Поселковой СОШ ______В.И. Калиничев Приказ № « »____________2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ»
1-4 КЛАССЫ
Разработала учитель начальных классов
Ефременко Ольга Владимировна
2022 – 2023 уч. год
Планируемые результаты освоения
Личностными результатами (1 – 4 классы) является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить личная ответственность за свои поступки.
- Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре.
- Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России.
Метапредметные результаты (1 – 4 классы):
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу.
Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. с иллюстрацией.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: узнавать новое от уже известного.
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
Составлять сложный план текста.
Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные УУД:
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций;
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-й класс (33 часа)
№ |
Название раздела |
Количество часов |
Характеристика видов деятельности |
1 |
Правила поведения в школе |
6ч |
Научится правилам поведения на уроке и на перемене. Познакомиться правилами поведения в гардеробе и в столовой, в школьном дворе.
|
2 |
О добром отношении к людям |
10ч |
Познакомить с правилами вежливости и уважения к друзьям и старшим. Умения находить выход из неприятных ситуаций. Стремиться быть добротым, приходить на помощь. |
3 |
Как стать трудолюбивым |
7ч |
Научиться быть созидателем, прилежным итрудолюбивым. Помогать старшим, братьям нашим меньшим. |
4 |
Правила опрятности и аккуратности |
5ч |
Познакомиться с правилами опрятности и аккуратности, культурой внешнего вида. Каждой вещи свое место. Уметь ценить свое и чужое время.
|
5 |
Правила поведения на улице и дома |
2ч |
Научиться правильно вести себя дома и на улице. |
6 |
Школьный этикет |
3ч |
Познакомиться со школьным этикетом. |
2-й класс (34 часа)
№ |
Название раздела |
Количество часов |
Характеристика видов деятельности |
1 |
Культура общения |
9ч |
Повторить этикет. Разобрать устное и письменное приглашение на день рождения. Познакомить с правилами встречи гостей , поведением в гостях. |
2 |
Общечеловеческие нормы нравственности |
4ч |
Научиться держать слово.Познакомиться с заповедями. |
3 |
Дружеские отношения |
11ч |
Учиться преданности , доброте и уважительному отношению к старшему поколению |
4 |
Понять другого |
10ч |
Учиться понимать настроение другого по внешним признакам. Быть тактичными. Учиться находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится, стремиться быть мудрым.
|
3-й класс (34 часа)
№ |
Название раздела |
Количество часов |
Характеристика видов деятельности |
1 |
Культура общения |
9ч |
Повторять этикет разговора. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Разобрать этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играть роль воспитанного человека.
|
2 |
Самовоспитание |
7ч |
Познакомиться с понятием"Что значит быть вежливым? Разобрать достоинства и недостатки. Познакомиться с хорошими и дурными привычками. Разобрать афоризмы о самовоспитании.
|
3 |
Общечеловеческие нормы нравственности |
10ч |
Вспомнить заповеди: как мы их исполняем. Разобрать ситуации о сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если...? Всегда ли богатство счастье? Спешить делать добро. |
4 |
Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? |
8ч |
Разобрать следующие ситуации : «Как сердцу высказать себя? «В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие дается, как нам дается благодать. Разыграть диалоги о хороших манерах, добре и зле. Вспомнить афоризмы и чему научились на уроках этики
|
4 -й класс (34 часа)
№ |
Название раздела |
Количество часов |
Характеристика видов деятельности |
1 |
Культура общения |
9ч |
Продолжать разбирать традиции общения в русской семье «Домострой». Познакомиться с культурой общения в современной семье. Научиться терпимости к ближним. Разбирать этикетные ситуации. |
2 |
Самовоспитание |
7ч |
Познавать самого себя. Заниматься самовоспитанием. Уметь определть цели и составлять план самовоспитания на неделю. |
3 |
Общечеловеческие нормы нравственности |
10ч |
Беседовать об источниках наших нравственных знаний, о совести - основе нравственности. Понимать чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Воспитывать любовь к Родине. Продолжать знакомиться с афоризмами о совести, о родине, о дружбе.
|
4 |
Искусство и нравственность |
8ч |
Разобрать нравственное содержание древних мифов. Понимать за что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Познакомиться с положительными героями в былинах и сказках, а также с отрицательными героями в литературных произведениях. Дать понятия добра и зла. |
Тематическое планирование 1 класс
№ |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Правила поведения в школе |
6ч |
2 |
О добром отношении к людям |
10ч |
3 |
Как стать трудолюбивым |
7ч |
4 |
Правила опрятности и аккуратности |
5ч |
5 |
Правила поведения на улице и дома |
2ч |
6 |
Школьный этикет |
3ч |
2-й класс
№ |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Культура общения |
9ч |
2 |
Общечеловеческие нормы нравственности |
4ч |
3 |
Дружеские отношения |
11ч |
4 |
Понять другого |
10ч |
3-й класс
№ |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Культура общения |
9ч |
2 |
Самовоспитание |
7ч |
3 |
Общечеловеческие нормы нравственности |
10ч |
4 |
Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? |
8ч |
4 -й класс
№ |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Культура общения |
9ч |
2 |
Самовоспитание |
7ч |
3 |
Общечеловеческие нормы нравственности |
10ч |
4 |
Искусство и нравственность |
8ч |
Календарно-тематическое планирование
1-й класс
.
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
|
Раздел №1 Правила поведения в школе |
6 |
|
|
1. |
Правила поведения на уроке и на перемене |
1 |
|
|
2. |
Правила поведения в общественных местах |
1 |
|
|
3. |
Правила поведения в гардеробе |
1 |
|
|
4. |
Правила поведения в столовой |
1 |
|
|
5. |
Правила поведения в библиотеке |
1 |
|
|
6. |
Правила поведения в школьном дворе |
1 |
|
|
|
Раздел №2 О добром отношении к людям |
10 |
|
|
7. |
Что такое «добро и зло» |
1 |
|
|
8. |
Что такое «добро и зло» |
1 |
|
|
9. |
«Ежели вы вежливы» |
1 |
|
|
10. |
«Ежели вы вежливы» |
1 |
|
|
11. |
Добрые и не добрые дела |
1 |
|
|
12. |
Добрые и не добрые дела |
1 |
|
|
13. |
Ты и твои друзья |
1 |
|
|
14. |
Ты и твои друзья |
1 |
|
|
15. |
Помни о других - ты не один на свете |
1 |
|
|
16. |
Помни о других - ты не один на свете |
1 |
|
|
|
Раздел № 3 Как стать трудолюбивым |
7 |
|
|
17. |
«Ученье - свет, а неученье - тьма» |
1 |
|
|
18. |
«Как быть прилежным и старательным» |
1 |
|
|
19. |
«Как быть прилежным и старательным» |
1 |
|
|
20. |
Наш труд в классе |
1 |
|
|
21. |
Наш труд в классе |
1 |
|
|
22. |
Мой труд каждый день дома |
1 |
|
|
23. |
Мой труд каждый день дома |
1 |
|
|
|
Раздел №4 Правила опрятности и аккуратности |
5 |
|
|
|
Культура внешнего вида |
1 |
|
|
25. |
Культура внешнего вида |
1 |
|
|
26. |
Каждой вещи своё место |
1 |
|
|
27. |
Каждой вещи своё место |
1 |
|
|
28. |
Умейте ценить своё и чужое время |
1 |
|
|
|
Раздел №5 Правила поведения на улице и дома |
2 |
|
|
29. |
Как вести себя на улице и дома |
1 |
|
|
30. |
Как вести себя на улице и дома |
1 |
|
|
|
Раздел №6 Школьный этикет |
3 |
|
|
31. |
Как приветствовать людей и знакомиться с ними |
1 |
|
|
32. |
Как приветствовать людей и знакомиться с ними |
1 |
|
|
33. |
Чему нас научили уроки нравственности? |
1 |
|
|
2-й класс
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
|
Раздел №1 Культура общения |
9 |
|
|
1. |
Этикет (повторение) |
1 |
|
|
2. |
Устное и письменное приглашение на день рождения |
1 |
|
|
3. |
Устное и письменное приглашение на день рождения |
1 |
|
|
4. |
Встреча и развлечение гостей |
1 |
|
|
5. |
Встреча и развлечение гостей |
1 |
|
|
6. |
Поведение в гостях |
1 |
|
|
7. |
Поведение в гостях |
1 |
|
|
8. |
Как дарить подарки |
1 |
|
|
9. |
Как дарить подарки |
1 |
|
|
|
Раздел №2 Общечеловеческие нормы нравственности |
4 |
|
|
10. |
Заповеди |
1 |
|
|
11. |
Заповеди |
1 |
|
|
12. |
Дал слово держи |
1 |
|
|
13. |
Дал слово держи |
1 |
|
|
|
Раздел №3 Дружеские отношения |
11 |
|
|
14. |
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» |
1 |
|
|
15. |
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» |
1 |
|
|
16. |
Преданный друг |
1 |
|
|
17. |
О доброте и бессердечии |
1 |
|
|
18. |
О доброте и бессердечии |
1 |
|
|
19. |
Об уважительном отношении к старшим |
1 |
|
|
20. |
О зависти и скромности |
1 |
|
|
21. |
О зависти и скромности |
1 |
|
|
22. |
О доброте и жестокосердии |
1 |
|
|
23. |
В мире мудрых мыслей |
1 |
|
|
24. |
В мире мудрых мыслей |
1 |
|
|
|
Раздел №4 Понять другого |
10 |
|
|
25. |
Золотые правила |
1 |
|
|
26. |
Золотые правила |
1 |
|
|
27. |
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам |
1 |
|
|
28. |
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам |
1 |
|
|
29. |
О тактичном и бестактном поведении |
1 |
|
|
30. |
О тактичном и бестактном поведении |
1 |
|
|
31. |
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится |
1 |
|
|
32. |
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится |
1 |
|
|
33. |
В мире мудрых мыслей |
1 |
|
|
34 |
Обзор курса этики за год |
1 |
|
|
3-й класс
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
|
|
Раздел №1 Культура общения |
9 |
|
|
|
1. |
Вначале было слово. Этикет разговора |
1 |
|
|
|
2. |
Кириллица – азбука славянского народа. |
1 |
|
|
|
3. |
Кириллица – азбука славянского народа. |
1 |
|
|
|
4. |
Характеристика слов. Вежливый отказ, несогласие |
1 |
|
|
|
5. |
Характеристика слов. Этикетные ситуации |
1 |
|
|
|
6. |
Общение. Этикетные ситуации. |
1 |
|
|
|
7. |
Общение. Афоризмы |
1 |
|
|
|
8. |
Культура и этика общения. Разговор по телефону |
1 |
|
|
|
9. |
Культура и этика общения. Играем роль воспитанного человека |
1 |
|
|
|
|
Раздел №2 Самовоспитание |
7 |
|
|
|
10. |
Культура и этика общения. Что значит быть вежливым? |
1 |
|
|
|
11. |
Культура и этика общения. Мои достоинства и недостатки |
1 |
|
|
|
12. |
Речь правильная и хорошая. Мои достоинства и недостатки |
1 |
|
|
|
13. |
Большое значение маленьких радостей |
1 |
|
|
|
14. |
О хороших и дурных привычках |
1 |
|
|
|
15. |
О хороших и дурных привычках |
1 |
|
|
|
16. |
Афоризмы о самовоспитании |
1 |
|
|
|
|
Раздел №3 Общечеловеческие нормы нравственности |
10 |
|
|
|
17. |
Заповеди: как мы их исполняем |
1 |
|
|
|
18. |
О сострадании и жестокосердии |
1 |
|
|
|
19. |
О сострадании и жестокосердии |
1 |
|
|
|
20. |
Лгать нельзя, но если,..? |
1 |
|
|
|
21. |
Лгать нельзя, но если...? |
1 |
|
|
|
22. |
Всегда ли богатство счастье? |
1 |
|
|
|
23. |
Всегда ли богатство счастье? |
1 |
|
|
|
24. |
Спешите делать добро |
1 |
|
|
|
25. |
Спешите делать добро |
1 |
|
|
|
26. |
Без труда не вытащишь 1уэыбку из пруда |
1 |
|
|
|
|
Раздел №4 Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? |
8 |
|
|
|
27. |
«Как сердцу высказать себя?» |
1 |
|
|
|
28. |
В трудной ситуации, попытаемся разобраться |
1 |
|
|
|
29. |
В трудной ситуации, попытаемся разобраться |
1 |
|
|
|
30. |
«И нам сочувствие дается, как нам дается благодать» |
1 |
|
|
|
31. |
«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки» |
1 |
|
|
|
32. |
Диалоги о хороших манерах, добре и зле |
1 |
|
|
|
33. |
Афоризмы |
1 |
|
|
|
34. |
Чему мы научились на уроках этики |
1 |
|
|
4-й класс
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
|
Раздел №1 Культура общения |
9 |
|
|
1- | |
Традиции общения в русской семье. «Домострой» |
1 |
|
|
2. |
Культура общения в современной семье |
1 |
|
|
3. |
Культура общения в современной семье |
1 |
|
|
4. |
О терпимости к ближним |
1 |
|
|
5. |
0 терпимости к ближним |
1 |
|
|
6. |
Культура спора |
1 |
|
|
7. |
Этикетные ситуации |
1 |
|
|
8. |
В мире мудрых мыслей |
1 |
|
|
9. |
В мире мудрых мыслей |
1 |
|
|
|
Раздел №2 Самовоспитание |
7 |
|
|
10. |
«Познай самого себя» |
1 |
|
|
11. |
Самовоспитание |
1 |
|
|
12. |
Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю |
1 |
|
|
13. |
Как я работаю над собой |
1 |
|
|
14. |
О терпении |
1 |
|
|
15. |
Конец каждого дела обдумай перед началом |
1 |
|
|
16. |
«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри» |
1 |
|
|
|
Раздел №3 Общечеловеческие нормы нравственности |
10 |
|
|
17. |
Об источниках наших нравственных знаний |
1 |
|
|
18. |
Совесть - основа нравственности |
1 |
|
|
19. |
«Чем ты сильнее, тем будь добрее» |
1 |
|
|
20. |
«Досадно мне, что слово честь забыто» |
1 |
|
|
21. |
Заветы предков |
1 |
|
|
22. |
Россияне о любви к Родине |
1 |
|
|
23. |
Твоя малая родина |
1 |
|
|
24. |
«Мой первый друг, мой друг бесценный» |
1 |
|
|
25. |
Афоризмы о совести, о родине, о дружбе |
1 |
|
|
26. |
«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей» |
1 |
|
|
|
Раздел №4 Искусство и нравственность |
8 |
|
|
27. |
Нравственное содержание древних мифов |
1 |
|
|
28. |
За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев |
1 |
|
|
29. |
Положительные герои в былинах и сказках |
1 |
|
|
30. |
Отрицательные герои в литературных произведениях |
1 |
|
|
31. |
«Зло. как и добро, имеет своих героев» |
1 |
|
|
32. |
Искусство и нравственность |
1 |
|
|
33. |
«Вот человек Что скажешь ты о нем?» |
1 |
|
|
34. |
Обзор курса этикета |
1 |
|
|