Программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир Оригами»
КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ КОСИХИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАРКАВИНСКАЯ ОСНОВНОАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» - ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КОСИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Принято методическим объединением Утверждаю
учителей общественных дисциплин директор школы______Н.А. Костенкова
Протокол №_____от «___»_____201__г. Приказ № ___от «__»______201__г.
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Путешествие в страну Оригами»
( Художественно – эстетическое направление)
(1 час в неделю, 35 часов)
Составитель:
Родина Таисья Сергеевна
2015г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Оригами» художественно-эстетического направления для 4 классов разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004).
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов.
Количество часов в неделю – 1.
Отличительная особенность данной программы:
тесное переплетение нескольких областей интересов. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе и географии.
Новизна программы:
Состоит в трансформации оригами в комплексное средство развития младшего школьника, путь развития воссоздающего и творческого воображения.
Актуальность программы:
Актуальность данной программы заключается в том, что особенно важно у детей развитие мелкой моторики, глазомера, концентрации внимания, умение следовать устным инструкциям, что и предполагает обучение по данной программе. Программа дает ребёнку возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превращать его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постигать структуру, свойства, наслаждаться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций, таким образом, активизируя воображение, фантазию и развивая художественный вкус.
Педагогическая целесообразность:
В младшем школьном возрасте происходит становление личности, самоопределения, осознания своего собственного «Я». Не упустить эту возможность, помочь ребёнку самоутвердиться и, одновременно, обрести душевное благополучие от ощущения того, что ты значим в социуме – это основная задача всех педагогов, а не каждого в отдельности.
Большие возможности по всестороннему развитию личности таят в себе занятия по складыванию бумаги. Оригами развивает познавательные способности детей, умения и навыки ручного труда, культуру труда. Но оригами также воспитывает и корректирует характер, укрепляет волевые качества. Занятия оригами помогают настроиться на положительное, жизнеутверждающее мировоззрение. Рационально-интуитивные действия, производимые с бумагой, позволяют человеку одновременно складывать руками из бумаги «нечто» и решать проблемы различного характера, находить выход из создавшегося положения, задействовав разум.
Цель программы:
– создание условий для формирования и раскрытия творческой индивидуальности личности каждого ученика.
Задачи программы:
Обучающие
Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к искусству оригами.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа рассчитана на работу с детьми 9- 10 лет.
Срок реализации программы: 1 год обучения
Формы и режим занятий:
Программа «Оригами» предусматривает следующий режим занятий с детьми. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.
Используются такие формы, как:
– сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, что позволяет организовать содержательное общение детей;
– взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности: игрой, рисованием, развитием речи;
– реализацию для детей определенных эмоциональных условий: создание атмосферы принятия ребенка и его права на самостоятельный выбор, обеспечение ему постоянного внимания, отсутствие негативного воздействия, использование мягких воспитательных мер в сочетании с требовательностью;
– использование приемов и методов общепедагогического влияния: поощрение достижений ребенка, закрепление веры в успех;
– развитие сотрудничества с родителями, которые охотно подключатся к этой деятельности: подбор книг, Помощь в организации выставок, подбор материалов, организация домашнего досуга.
Выбор методов работы обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
– осознание ответственности человека за общее благополучие,
– осознание своей этнической принадлежности,
– гуманистическое сознание,
– гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
– начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире,
– внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе,
– ценностное отношение к природному миру,
– готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.
Метапредметные:
– использовать общие приёмы решения задач;
– контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
– самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера
– узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием программы;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
– моделировать;
– обработка информации;
– оценка информации;
– подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
– установление причинно-следственных связей;
– обобщение;
– построение рассуждения.
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
– выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
– определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
– составлять план и последовательность действий;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
– предвосхищать результат;
– сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
– использовать установленные правила в контроле способа решения;
– вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия .
– определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– определять общую цель и пути ее достижения;
– осуществлять взаимный контроль;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– задавать вопросы;
– строить понятные для партнёра высказывания;
– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
– разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
– координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Формы подведения итогов реализации программы:
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе.
Учебно-тематический план
№ пп |
Разделы программы и темы учебных занятий |
Всего часов |
Дата |
1 |
Вводное занятие |
2 |
|
1.1 |
Базовые формы. Условные обозначения. |
||
1.2 |
Базовые формы. Условные обозначения. |
||
2 |
Базовая форма «Птица» |
4 |
|
2.1 |
Базовая форма «Птица». Знакомство с формой. «Журавлик машущий крыльями» |
1 |
|
2.2 |
Базовая форма «Птица». «Дракон» |
||
2.3 |
Базовая форма «Птица». «Ворона» |
||
2.4 |
Базовая форма «Птица».«Гусь» |
||
3 |
Базовая форма «Лягушка» |
3 |
|
3.1 |
Базовая форма «Лягушка». Знакомство с формой. «Слоненок» |
1 |
|
3.2 |
Базовая форма «Лягушка». «Объемный цветок Ирис» |
||
3.3 |
Базовая форма «Лягушка». «Букет Ирисов» |
||
4 |
Базовая форма «Многоугольники » |
5 |
|
4.1 |
Базовая форма «Многоуольики». Знакомство с формой. «Цветочный шар 1» |
1 |
|
4.2 |
Базовая форма «Многоуольики». «Цветочный шар 1» |
||
4.3 |
Базовая форма «Многоуольики». «Цветочный шар 2» |
||
4.4 |
Базовая форма «Многоуольики». . «Цветочный шар 2» |
||
4.5 |
Базовая форма «Многоуольики». . «Цветочный шар 2» |
||
Выставка работ учащихся. Альбом лучших работ. |
|||
5 |
Цветы для мамы |
5 |
|
5.1 |
Цветы для мамы. «Тюльпаны» |
||
5.2 |
Цветы для мамы. «Колокольчики» |
||
5.3 |
Цветы для мамы. «Игольчатая астра» |
||
5.4 |
Цветы для мамы. «Космея» |
||
5.5 |
Цветы для мамы. «Фуксия» |
||
6 |
Базовая форма «Модульное оригами» |
13 |
|
6.1 |
Модульное оригами. Знакомство с модулями. |
1 |
|
6.2 |
Модульное оригами. «Венок» |
||
6.3 |
Модульное оригами. «Венок» |
||
6.4 |
Модульное оригами. «Солнце» |
||
6.5 |
Модульное оригами. «Солнце» |
||
6.6 |
Модульное оригами. «Ёлочка» |
||
6.7 |
Модульное оригами. «Ёлочка» |
||
6.8 |
Базовая форма «Модуль1-3» |
1 |
|
6.9 |
Базовая форма «Модуль1-3» |
||
6.10 |
Базовая форма «Модуль1-3» «Шар из модулей» |
1 |
|
6.11 |
Базовая форма «Модуль1-3» «Шар из модулей» |
||
7 |
Составление альбома лучших работ |
2 |
|
7.1 |
Выставка работ учащихся. Альбом лучших работ. |
||
Всего часов |
33 |
7 |
Содержание программы
Вводное занятие (2 часа)
Знакомство. Ознакомление учащихся с новым направлением технического начального конструирования – оригами. Научить владеть условными обозначениями, применять их при изготовлении изделий, создавая композиции. Привлечь учащихся к обсуждению и подбору объектов работ. Организовать индивидуальную и коллективную работу, творческую взаимопомощь и соперничество. Развивать творческие способности учащихся, внимание, эстетический вкус.
2. Базовая форма «Птица» (4 часа)
Знакомство с формой «птица», изготовление «журавлика машущего крыльями», «дракона», «вороны», «гуся». Подбор цветовой гаммы.
3. Базовая форма «Лягушка»(3 часа)
Знакомство с формой «лягушка», изготовление фигурок «слоненка», «объемного цветка Ириса»,«букет аИрисов»
4. Базовая форма «Многоугольники». (5 часов)
Знакомство с формой «многоугольники», изготовление «цветочного шара 1 и 2» .
5. Цветы для мамы». (5 часов)
Изготовление различных цветов: «тюльпана», «колокольчика», «игольчатой астры», «космеи», «фуксии». Подбор цветовой гаммы.
6. Базовая форма «Модульное оригами». (11 часов)
Знакомство с формой. Изготовление «венка», «солнца», «ёлочки», «модуля1-3», «шара из модулей»,куба из модулей, «пирамиды».
8. Выставка работ учащихся. Альбом лучших работ. (2 часа)
Изготовление альбомов лучших работ учащихся. Организация выставки работ за год.
Методическое обеспечение программы
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам )
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
- белую и цветную бумагу,
-ножницы,
-клей ПВА,
- линейку,
-карандаш,
-краски,
-кисточки,-баночки непроливайки.
Список литературы
Выгонов В.В. Мир оригами 1 – 2. – М.: Новая школа, 1996.
Выгонов В.В. Мир оригами 3 – 4. – М.: Новая школа, 1996.
Выгонов В.В. Оригами: Альбом – пособие для учителей начальной школы и воспитателей детских садов. – М.: Новая школа, 1996.
Выгонов В.В. Трехмерное оригами – М.: Издательский Дом МСП, 2004.
Т.Б. Сержантова Оригами для всей семьи. М.: Рольф, 2001.
Т.Б. Сержантова 365 моделей оригами. М.: Рольф, 2001.
Лист корректировки рабочей программы
№ п/п |
Название раздела |
Тема урока |
Дата проведения по плану |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
Дата проведения по факту |
Подпись зам по УВР |
12
Хохлова Нина Борисовна
Родина Таисья
Хохлова Нина Борисовна