Программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир Оригами»

0
3
Материал опубликован 18 December 2017 в группе
 

КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ КОСИХИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАРКАВИНСКАЯ ОСНОВНОАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» - ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КОСИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Принято методическим объединением Утверждаю

учителей общественных дисциплин директор школы______Н.А. Костенкова

Протокол №_____от «___»_____201__г. Приказ № ___от «__»______201__г.

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Путешествие в страну Оригами»

( Художественно – эстетическое направление)

(1 час в неделю, 35 часов)

 

Составитель:

Родина Таисья Сергеевна

2015г.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Оригами» художественно-эстетического направления для 4 классов разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004).

Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов.

Количество часов в неделю – 1.

Отличительная особенность данной программы:

тесное переплетение нескольких областей интересов. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе и географии.

 

Новизна программы:

Состоит в трансформации оригами в комплексное средство развития младшего школьника, путь развития воссоздающего и творческого воображения.

Актуальность программы:

Актуальность данной программы заключается в том, что особенно важно у детей развитие мелкой моторики, глазомера, концентрации внимания, умение следовать устным инструкциям, что и предполагает обучение по данной программе. Программа дает ребёнку возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превращать его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постигать структуру, свойства, наслаждаться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций, таким образом, активизируя воображение, фантазию и развивая художественный вкус.

 

Педагогическая целесообразность:

В младшем школьном возрасте происходит становление личности, самоопределения, осознания своего собственного «Я». Не упустить эту возможность, помочь ребёнку самоутвердиться и, одновременно, обрести душевное благополучие от ощущения того, что ты значим в социуме – это основная задача всех педагогов, а не каждого в отдельности.

Большие возможности по всестороннему развитию личности таят в себе занятия по складыванию бумаги. Оригами развивает познавательные способности детей, умения и навыки ручного труда, культуру труда. Но оригами также воспитывает и корректирует характер, укрепляет волевые качества. Занятия оригами помогают настроиться на положительное, жизнеутверждающее мировоззрение. Рационально-интуитивные действия, производимые с бумагой, позволяют человеку одновременно складывать руками из бумаги «нечто» и решать проблемы различного характера, находить выход из создавшегося положения, задействовав разум.

Цель программы:

– создание условий для формирования и раскрытия творческой индивидуальности личности каждого ученика.

Задачи программы:
Обучающие

Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

Обучение различным приемам работы с бумагой.

Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

Воспитание интереса к искусству оригами.

Расширение коммуникативных способностей детей.

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Программа рассчитана на работу с детьми 9- 10 лет.

 

Срок реализации программы: 1 год обучения

Формы и режим занятий:

Программа «Оригами» предусматривает следующий режим занятий с детьми. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.

Используются такие формы, как:

– сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, что позволяет организовать содержательное общение детей;

– взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности: игрой, рисованием, развитием речи;

– реализацию для детей определенных эмоциональных условий: создание атмосферы принятия ребенка и его права на самостоятельный выбор, обеспечение ему постоянного внимания, отсутствие негативного воздействия, использование мягких воспитательных мер в сочетании с требовательностью;

– использование приемов и методов общепедагогического влияния: поощрение достижений ребенка, закрепление веры в успех;

– развитие сотрудничества с родителями, которые охотно подключатся к этой деятельности: подбор книг, Помощь в организации выставок, подбор материалов, организация домашнего досуга.

Выбор методов работы обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

– осознание ответственности человека за общее благополучие,

– осознание своей этнической принадлежности,

– гуманистическое сознание,

– гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,

– начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире,

– внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе,

– ценностное отношение к природному миру,

– готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.

Метапредметные:

– использовать общие приёмы решения задач;

– контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

– самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

– узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием программы;

– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

– моделировать;

– обработка информации;

– оценка информации;

– подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

– установление причинно-следственных связей;

– обобщение;

– построение рассуждения.

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

– выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

– определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

– составлять план и последовательность действий;

– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

– предвосхищать результат;

– сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

– использовать установленные правила в контроле способа решения;

– вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия .

– определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– определять общую цель и пути ее достижения;

– осуществлять взаимный контроль;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– задавать вопросы;

– строить понятные для партнёра высказывания;

– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

– разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

– координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Формы подведения итогов реализации программы:
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе.

Учебно-тематический план

пп

Разделы программы

и темы учебных занятий

Всего часов

Дата

       

1

Вводное занятие

2

 

1.1

Базовые формы. Условные обозначения.

   

1.2

Базовые формы. Условные обозначения.

   

2

Базовая форма «Птица»

4

 

2.1

Базовая форма «Птица». Знакомство с формой. «Журавлик машущий крыльями»

 

1

2.2

Базовая форма «Птица». «Дракон»

   

2.3

Базовая форма «Птица». «Ворона»

   

2.4

Базовая форма «Птица».«Гусь»

   

3

Базовая форма «Лягушка»

3

 

3.1

Базовая форма «Лягушка». Знакомство с формой. «Слоненок»

 

1

3.2

Базовая форма «Лягушка». «Объемный цветок Ирис»

   

3.3

Базовая форма «Лягушка». «Букет Ирисов»

   

4

Базовая форма

«Многоугольники »

5

 

4.1

Базовая форма «Многоуольики». Знакомство с формой.

«Цветочный шар 1»

 

1

4.2

Базовая форма «Многоуольики».

«Цветочный шар 1»

   

4.3

Базовая форма «Многоуольики».

«Цветочный шар 2»

   

4.4

Базовая форма «Многоуольики». . «Цветочный шар 2»

   

4.5

Базовая форма «Многоуольики». . «Цветочный шар 2»

   
 

Выставка работ учащихся. Альбом лучших работ.

   

5

Цветы для мамы

5

 

5.1

Цветы для мамы. «Тюльпаны»

   

5.2

Цветы для мамы. «Колокольчики»

   

5.3

Цветы для мамы. «Игольчатая астра»

   

5.4

Цветы для мамы. «Космея»

   

5.5

Цветы для мамы. «Фуксия»

   

6

Базовая форма «Модульное оригами»

13

 

6.1

Модульное оригами. Знакомство с модулями.

 

1

6.2

Модульное оригами. «Венок»

   

6.3

Модульное оригами. «Венок»

   

6.4

Модульное оригами. «Солнце»

   

6.5

Модульное оригами. «Солнце»

   

6.6

Модульное оригами. «Ёлочка»

   

6.7

Модульное оригами. «Ёлочка»

   

6.8

Базовая форма «Модуль1-3»

 

1

6.9

Базовая форма «Модуль1-3»

   

6.10

Базовая форма «Модуль1-3» «Шар из модулей»

 

1

6.11

Базовая форма «Модуль1-3» «Шар из модулей»

   

7

Составление альбома лучших работ

2

 

7.1

Выставка работ учащихся. Альбом лучших работ.

   
 

Всего часов

33

7

Содержание программы

Вводное занятие (2 часа)

Знакомство. Ознакомление учащихся с новым направлением технического начального конструирования – оригами. Научить владеть условными обозначениями, применять их при изготовлении изделий, создавая композиции. Привлечь учащихся к обсуждению и подбору объектов работ. Организовать индивидуальную и коллективную работу, творческую взаимопомощь и соперничество. Развивать творческие способности учащихся, внимание, эстетический вкус.

2. Базовая форма «Птица» (4 часа)

Знакомство с формой «птица», изготовление «журавлика машущего крыльями», «дракона», «вороны», «гуся». Подбор цветовой гаммы.

3. Базовая форма «Лягушка»(3 часа)

Знакомство с формой «лягушка», изготовление фигурок «слоненка», «объемного цветка Ириса»,«букет аИрисов»

4. Базовая форма «Многоугольники». (5 часов)

Знакомство с формой «многоугольники», изготовление «цветочного шара 1 и 2» .

5. Цветы для мамы». (5 часов)

Изготовление различных цветов: «тюльпана», «колокольчика», «игольчатой астры», «космеи», «фуксии». Подбор цветовой гаммы.

6. Базовая форма «Модульное оригами». (11 часов)

Знакомство с формой. Изготовление «венка», «солнца», «ёлочки», «модуля1-3», «шара из модулей»,куба из модулей, «пирамиды».

8. Выставка работ учащихся. Альбом лучших работ. (2 часа)

Изготовление альбомов лучших работ учащихся. Организация выставки работ за год.

Методическое обеспечение программы

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам )

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь:

- белую и цветную бумагу,

-ножницы,

-клей ПВА,

- линейку,

-карандаш,

-краски,

-кисточки,-баночки непроливайки.

Список литературы

Выгонов В.В. Мир оригами 1 – 2. – М.: Новая школа, 1996.

Выгонов В.В. Мир оригами 3 – 4. – М.: Новая школа, 1996.

Выгонов В.В. Оригами: Альбом – пособие для учителей начальной школы и воспитателей детских садов. – М.: Новая школа, 1996.

Выгонов В.В. Трехмерное оригами – М.: Издательский Дом МСП, 2004.

Т.Б. Сержантова Оригами для всей семьи. М.: Рольф, 2001.

Т.Б. Сержантова 365 моделей оригами. М.: Рольф, 2001.

Лист корректировки рабочей программы

№ п/п

Название раздела

Тема урока

Дата

проведения

по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата

проведения

по факту

Подпись зам по УВР

               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

12

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Календарно-тематическое планирование- развернутый учебно-тематический план, более содержательный и емкий.

17 January 2018

Мой ктп соответствует положению разработанного методическим советом школы.

31 January 2018

Добрый день. Это отлично, что методический совет вашей школы разрабатывает нормативно-правовые документы методической продукции, но в данном случае следовало придерживаться требований конкурса. Успехов Вам и новых свершений!

1 February 2018