Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный карандаш»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный карандаш»
Программа рассчитана на 68 часов и рассчитана на обучающихся основной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью.
Цель: обучить практическим навыкам рисования графическими материалами, уметь создавать собственные творческие композиции.
Задачи:
- обучить детей основам изобразительной грамоты, сформировать умение пользоваться выразительными средствами рисунка, графики;
- воспитывать эстетическое отношение к произведениям искусства, интерес и любовь к прекрасному, изобразительные способности;
- научить детей понимать прекрасное, развивать способности чувствовать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в искусстве, в общественной жизни, в труде, создавать красоту в повседневной жизни и учебной деятельности;
- развивать у детей воображение, глазомер, изобразительные способности, творческую инициативу в выборе темы;
- научить навыкам работы с различными графическими материалами, которыми пользуется художник.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Результаты внеурочной деятельности школьников в сфере изобразительного искусства распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, о правилах конструктивной групповой работы, об организации коллективной творческой деятельности, о способах организации взаимодействия людей и общностей, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Второй уровень результатов развитие ценностных отношений к труду и творчеству, человеку труда, стремление к сотрудничеству со сверстниками, взрослыми.
Третий уровень результатов приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной и личностно-значимой деятельности; выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно- полезной деятельности.
По окончании изучения программы школьниками должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты:
— чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
— уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
— понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
— сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
— сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
— овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
— умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
— овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
— использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по графике, моделированию и т.д.;
— умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
— осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
В соответствии с ФГОС при отборе содержания и конструирования курса особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов изучения. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать деятельность школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью планируется у обучающих формирование следующих универсальных учебных действий:
- познавательные: анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии
- регулятивные: принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме
- коммуникативные: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера
Предполагаемая результативность курса
Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа:
- Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
- Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Ожидаемые результаты работы по программе:
К концу года обучения дети должны знать:
- правила техники безопасности при выполнении работ;
- инструменты, материалы, используемые в работе;
- элементарные сведенья о строении фигуры человека;
Дети научатся:
- пользоваться основными средствами художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенностям ритмической организации изображения;
- пользоваться несколькими графическими материалами (карандаш, пастель);
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображения предмета и группы предметов; научиться общим правилам построения головы человека; пользоваться начальными правилами перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
-преодолевать тенденцию к мелкому изображению, уметь скомпоновать на листе изображение крупным планом;
- преодолевать пустоту или стесненность в работе.
Уровень результатов деятельности школьников:
Ø приобретение детьми социальных знаний;
Ø формирование ценностного отношения к социальной реальности;
Ø получение опыта самостоятельного социального действия.
Способы проверки результатов освоения программы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
Ø конкурсов;
Ø выставок.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Содержание |
Всего часов |
В том числе |
|
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводное занятие. Графические материалы |
1 |
1 |
- |
2 |
Геометрические формы |
24 |
3 |
21 |
3 |
Растения карандашом |
8 |
1 |
7 |
4 |
Животные карандашом |
8 |
1 |
7 |
5 |
Перспектива |
16 |
2 |
14 |
6 |
Портрет карандашом |
11 |
2 |
9 |
|
Итого |
68 |
10 |
59 |
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Кол-во часов по рабочей программе |
Темы |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
формы организации |
1 |
Вводное занятие. Графические материалы |
Правила поведения обучающихся на занятиях. Правила техники безопасности. Знакомство с материалами и инструментами. Мини-выставка. Ознакомление учащихся с целями, задачами и содержанием занятий. Знакомство с графическими материалами. |
Пользоваться основными средствами художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенностям ритмической организации изображения. |
рассказ, беседа, практические упражнения. |
24 |
Геометрические формы |
Рисование простых геометрических форм (от простого к сложному). Изображение объекта в перспективе |
Видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображения предмета и группы предметов. |
художественная мастерская |
8 |
Растения карандашом |
Знакомство с простейшими приемами рисования растений графическими материалами в трёхмерном изображении |
Использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти; создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению. |
беседа, занятие-путешествие, художественная студия |
8 |
Животные карандашом |
Знакомство с простейшими приемами рисования животных графическими материалами в трёхмерном изображении
|
Использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении по представлению и по памяти. |
беседа, занятие-путешествие, художественная студия |
16 |
Перспектива |
Изображение пространства. Фронтальная перспектива. Угловая перспектива. Организация изображаемого пространства. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Разные образы города в истории искусства.
|
Пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
|
|
11 |
Портрет карандашом |
Пропорции – соотношение величин частей, составляющих одно целое. Изображение головы человека в пространстве. Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. |
Научиться общим правилам построения головы человека; |
|