Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» (1-4 классы)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов протокол от29 .08.2019 №1 | СОГЛАСОВАНО НМС протокол от 30.08.2019 №1 | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «СОШ №18» Приказ от 30.08.2019 № 281 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Занимательный русский язык
(1-4 классы)
на 2019-2020 учебный год
Составитель: Белякова Н.Г.,
учитель начальных классов
г. Абакан
2019 год
Пояснительная записка
Федеральные Государственные стандарты второго поколения раскрывают новые социальные запросы, которые определяют цели современного образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Это предполагает, что современный ученик не только должен усваивать определённый объём знаний, но и учиться сотрудничать со сверстниками и взрослыми в ходе познавательной деятельности, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с различными видами информации и т.д. На обеспечение условий для индивидуального развития, стимулирование познавательного интереса, выявление талантливых детей и направлена программа организации внеклассной деятельности младших школьников. На современном этапе перед педагогом стоит нелегкая задача – научить учеников адаптироваться к изменениям, а не бороться с ними; самим находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь; уметь оценивать последствия своих поступков и быть готовым нести свою ответственность. А это подразумевает приобретение, в первую очередь, навыков самообучения и самообразования как основы накопления знаний в течение всей жизни, умение эти знания использовать и творчески применять. Всё сказанное выше определяет актуальность программы, рассчитанной на 4 года занятий.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для работы с детьми 6, 5 - 10 лет в отдельно взятом классе.
Направленность программы:общеинтеллектуальное
Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает:
- Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Данная программа имеет своей целью расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, лингвистический кругозор учащихся через систему развивающих занятий.
Задачи курса:
-развивать лингвистические компетенции учащихся;
-формировать любовь и уважение к русскому языку;
-развивать познавательные способности младших школьников;
-развивать творческие способности младших школьников;
-расширять кругозор учащихся.
Программа реализуется в течении четырёх лет обучения в начальной школе (с 1 по 4 класс).
Внеурочная деятельность позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Приоритетными на этапе начального образования являются:
- познавательная деятельность
- информационно-коммуникативная деятельность
- рефлексивная деятельность.
Результаты изучения программы «Занимательный русский язык» изложены в разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса».
Достижения, обучающихся имеют качественную характеристику.
Формы и методы работы
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип программы: "От игры к знаниям". Обучение реализуется через игровые приемы работы - как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
на развитие внимания и закрепления терминологии;
игры-тренинги;
игры-конкурсы (с делением на команды);
сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
интеллектуально-познавательные игры;
интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
сказочные сюжеты уроков;
сочинение своих сказок
Сроки реализации программы: 4 года.
I этап ознакомительный: (1 год обучения) Цель: повышение интереса к предмету, формирование учебной мотивации к познанию и творчеству через достижения в игровой деятельности
II этап развивающий: (2 и 3 год обучения) Цель: содействие формированию и развитию познавательных способностей, лингвистических компетенций и интеллектуальной активности обучающихся.
III этап исследовательский: (4 год обучения) Цель: формирование самостоятельности в мышлении, активности в поиске путей достижения поставленной цели.
Общая характеристика курса
Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.
Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
Работа над темой занятия.
«Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчиненного теме занятия, на другой- отвлеченный, а также проведение физминутки).
Продолжение работы над темой.
«Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса текстового характера, готовящих школьников к участию в конкурсе «Русский медвежонок»).
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Каждое четвертое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для предыдущих занятий. В нем отсутствует рубрика «Мишуткина академия».
Описание места курса
Программа рассчитана на 33 учебных часа в 1 классе (1час в неделю) и 34 учебных часа во 2-4 классах (1 час в неделю).
Ценностные ориентиры курса
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:
1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.
2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.
3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.
Все занятия курса строятся на основе занимательности, которое способно возбудить у детей непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний.
На занятиях с первоклассниками, особенно на первых порах, когда они ещё не овладели техникой чтения, используется «звучащее слово» (чтение учителем или аудиозапись произведений). Звучащее слово повышает эмоциональное воздействие на ребёнка, помогает детскому воображению создать живописные картины, яркие образы.
Ещё одна главнейшая задача – развитие познавательных интересов детей.
Формирование познавательных интересов - не самоцель, а воспитание творческой личности, готовой свои познавательные возможности использовать на общее дело.
Познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека. Ребёнок не родится с готовым умом, готовой способностью к познанию. Учебная деятельность требует от ребёнка вполне определённых познавательных средств. Познавательные действия необходимы не только для теоретической, но и для практической деятельности.
Принцип активности хорошо известен педагогам. Без деятельности ученика учитель не сможет достичь поставленных целей.
В программе предусмотрен материал для обучения детей литературному творчеству (умение пользоваться письменной речью).
Занятия кружка рекомендуется проводить в атмосфере сотрудничества между учениками и между учениками и учителем. Сотрудничество должно быть основано на уважении к ребёнку; работа организовывается в атмосфере непринуждённости и раскованности.
На занятиях кружка должны быть созданы условия, которые требовали бы естественного использования письменной речи. Другими словами, необходимо обеспечить мотивацию деятельности обучающихся, открыть им личностный смысл использования письменной речи. Письменная речь должна формироваться как единство действий порождения смыслового содержания текста и его выражения. Создавая игровые ситуации, письменная речь используется как средство общения: дети сначала пишут короткие тексты, письма товарищам, потом сочинения занимательного характера (небылицы, сказки, фантазии…). Став старше, дети сочиняют на более сложные, научно-познавательные темы, инсценируют сказки, свои произведения и т. п.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
Тематическое планирование:
Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть, практическая часть составляет 80 % занятия(1 год обучения) 33 занятия
№ | Тема занятия |
1 | Речь устная и письменная |
2 | Что такое слово |
3 | В мире звуков |
4 | Игротека |
5 | Звуки и буквы- не одно и тоже |
6 | Что такое метаграммы |
7 | Жили-были гласные и согласные |
8 | Игротека |
9 | Волшебник Ударение |
10 | Такие разные согласные |
11 | Такие разные согласные |
12 | Игротека |
13 | Русские народные загадки |
14 | Зачем шипят шипящие |
15 | Познакомьтесь: алфавит! |
16 | Игротека |
17 | Привет, пословица! |
18 | Поговорим о предложении |
19 | Ещё немного о предложении |
20 | Игротека |
21 | Знакомимся с анаграммами |
22 | Что такое текст ? |
23 | Что мы пишем с большой буквы |
24 | Игротека |
25 | О безударных гласных |
26 | О парных звонких и глухих согласных |
27 | Слова-приятели |
28 | Игротека |
29 | Слова-неприятели |
30 | Волшебное слова предлог |
31 | Что за зверь такой-фразеологизм |
32 | Игротека |
33 | Итоговое занятиеУчимся различать слова разных частей речи |
(2 год обучения) 34 занятия
№ | Тема занятия |
1 | Что мы знаем о звуках и буквах ? |
2 | Что такое лексика? |
3 | Однозначные и многозначные слова |
4 | Игротека |
5 | Слова-братья |
6 | Слова - наоборот |
7 | Пословица недаром молвится |
8 | Игротека |
9 | И снова пословицы, пословицы, пословицы, … |
10 | Играем со словарными словами |
11 | Анаграммы |
12 | Игротека |
13 | Секреты некоторых букв |
14 | Шарады, анаграммы и метаграммы |
15 | Еще раз о синонимах и антонимах |
16 | Игротека |
17 | Слова, обозначающие предметы |
18 | Слова, обозначающие действие предметов |
19 | Слова, обозначающие признаки предметов |
20 | Игротека |
21 | Текст, тема, главная мысль |
22 | Заголовок- всему голова |
23 | Работаем с фразеологизмами |
24 | Игротека |
25 | И снова пословицы |
26 | Ещё раз о фразеологизмах |
27 | Русские народные загадки |
28 | Игротека |
29 | И вновь словарные слова |
30 | Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы |
31 | Какие слова русского языка помогают называть качества характера |
32 | Игротека |
33 | Повторяем… |
34 | Итоговое занятиеПовторяем, повторяем… |
(3 год обучения) 34 занятия
№ | Тема занятия |
1 | Да здравствует русский язык! |
2 | Вежливые слова |
3 | Поговорки и пословицы |
4 | Игротека |
5 | Запоминаем словарные слова |
6 | Растения во фразеологизмах |
7 | Животные во фразеологизмах |
8 | Игротека |
9 | Я не поэт, я только учусь… |
10 | Как Морфология порядок навела |
11 | Игры с пословицами |
12 | Игротека |
13 | И снова животные во фразеологизмах |
14 | Кое-что о местоимении |
15 | Познакомимся поближе с наречием и числительным |
16 | Игротека |
17 | Состав слова. Основа слова. Формы слова |
18 | Про корень и окончание |
19 | Про суффикс и приставку |
20 | Игротека |
21 | Непроизносимые согласные |
22 | Учимся различать приставку и предлог |
23 | Учимся писать не с глаголами |
24 | Игротека |
25 | Имена существительные с шипящим звуком на конце |
26 | Его величество Ударение |
27 | Поговорим о падежах |
28 | Игротека |
29 | Сложные слова |
30 | От архаизмов до неологизмов |
31 | По страницам энциклопедий |
32 | Игротека |
33 | Повторяем… |
34 | Итоговое занятиеГотовимся к конкурсу «Русский медвежонок» |
(4 год обучения)34 занятия
№ | Тема занятия |
И снова о русском языке… | |
Крылатые слова и афоризмы | |
Копилка занимательных заданий | |
Игротека | |
Об именах | |
О русских фамилиях | |
В поисках сбежавших головоломок | |
Игротека | |
Мы играем в логогрифы | |
Учимся распознавать речевые ошибки | |
Коллекция заморочек | |
Игротека | |
Ох уж эти фразеологизмы!... | |
Работаем над рифмами | |
Словесные забавы | |
Игротека | |
Продолжаем работу над фразеологизмами | |
Русские пословицы и поговорки | |
Ассорти для любителей русского языка | |
Игротека | |
И снова о фразеологизмах | |
Однородные члены предложения | |
Ошибочка вышла!... | |
Игротека | |
Про омонимы и их разновидности | |
Еще немного фразеологизмов | |
В стране Перевертундии | |
Игротека | |
Что такое «паронимы» | |
Запоминаем словарные слова | |
31 июня | |
Игротека | |
Повторяем… | |
Итоговое занятиеПовторяем… |
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися следующих воспитательных результатов и эффектов деятельности:
Первый уровень результатов:
Личностные результаты
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим.
Метапредметные результаты
формирование познавательного интереса к окружающему миру;
расширение лингвистического кругозора;
развитие любознательности, сообразительности, целеустремленности при выполнении разнообразных заданий проблемного и характера;
приобретение первоначального опыта осуществления совместной продуктивной деятельности, умения сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
Второй уровень результатов:
На данном уровне предполагается достижениевоспитанниками следующих результатов:
Личностные результаты
Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
Метапредметные результаты
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
Третий уровень результатов:
Результатами освоения программы должны стать:
Личностные результаты
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово
Метапредметные результаты
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
Литература
Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.