Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (1 класс)
Содержание
Стр.
1. Пояснительная записка 2
2. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности 5
3. Календарно – тематическое планирование 2 класс 7
4. Список литературы 19
I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с основными положениями Федерального образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования РФ №373 от 06.10.2009г.)
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, с расчетом 1 час в неделю. На основании Положения о внеурочной деятельности в МОУ гимназии №12 темы занятий и посещаемость записываются в журнале проведения занятий по внеурочной деятельности и не оценивается.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть объединение дополнительного образования детей «Разноцветные задачи», расширяющий математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Программа внеурочной деятельности «Разноцветные задачи» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными задачами на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все задачи рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной нозологической группы.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
Цель программы:
-развивать математический образ мышления.
Задачи программы:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания;
-содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.
Программа ориентирована на воспитанников 8-9 школьного возраста.
Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Дополнительная образовательная программа «Разноцветные задачи» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.
Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности обучающихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Практическая направленность
Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
4.Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
5.Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 33 занятия.
Формы и режим занятий.
Занятия учебных групп проводятся:
1 занятие в неделю по 35 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
практико-ориентированные учебные занятия;
творческие мастерские;
тематические праздники.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности обучающихся:
-решение занимательных задач;
-проектная деятельность ;
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Формы подведения итогов реализации программы.
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
II. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.
В результате освоения программы курса «Разноцветные задачи» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
-Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
-Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
-Воспитание чувства справедливости, ответственности.
-Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
-Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
-Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи; использовать его в ходе самостоятельной работы.
-Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с задачами.
-Действовать в соответствии с заданными правилами.
-Включаться в групповую работу.
-Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
-Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
-Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
-Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
-Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
-Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
-Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
-Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
-Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
-Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
-Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
-Воспроизводить способ решения задачи.
-Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
-Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
-Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
-Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
-Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
-Конструировать несложные задачи.
-Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
-Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
-Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- Обобщать, делать несложные выводы.
- Определять последовательность событий.
- Судить о противоположных явлениях.
- Давать определения тем или иным понятиям.
- Выявлять функциональные отношения между понятиями.
- Выявлять закономерности и проводить аналогии.
-Создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания |
Предметные результаты |
УУД |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||||||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
Математическая наука. Задача. Разноцветные задачи. |
Вспомнят, что такое математика, задача. |
Регулятивные: под руководством учителя учиться определять цель своей деятельности, выделять в ней этапы работы. Познавательные: ориентироваться в учебнике. Коммуникативные: слушать и слышать, понимать речь учителя и учащихся Личностные: положительное отношение к уроку математики. |
01.09 |
|
2 |
Занимательные задачи. |
1 |
Отличие занимательных задач. |
Научатся отличать занимательные задачи от других видов задач. |
Регулятивные: выполнение и контроль своих действий по заданному образцу. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: Коммуникативные: вступать в беседу на уроке, слушать и слышать речь других. Личностные: соблюдать этические нормы при сотрудничестве. |
08.09 |
|
3 |
Занимательные задачи на сложение. |
1 |
Задачи с различными сюжетами, близкими по возрасту детей. Нахождение сумму чисел. Оформление решения задач в тетрадях. |
Научатся решать задачи на нахождение суммы чисел, оформлять решение задач в тетрадях. |
Регулятивные: под руководством учителя учиться определять цель своей деятельности, выделять в ней этапы работы. Познавательные: при помощи учителя делать вывод о результате совместной работы класса. Коммуникативные: учиться высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий. Личностные: формирование понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю». |
15.09 |
|
4 |
Занимательные задачи на сложение. |
1 |
22.09 |
||||
5 |
Занимательные задачи на вычитание. |
1 |
Задачи с различными сюжетами, близкими по возрасту детей. Решение задач на вычитание. Оформление решения задач в тетрадях разными способами: рисунок, схема и т.д. |
Научатся решать задачи на вычитание, оформлять решение задач в тетрадях. |
Регулятивные: решение учебных задач, осуществление контроля своих действий. Познавательные: перерабатывать полученную информацию; делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении поставленных задач. Личностные: развитие самоуважения, способности адекватно оценивать себя и свои достижения. |
29.09 |
|
6 |
Занимательные задачи на вычитание. |
1 |
06.10 |
||||
7 |
Задачи-шутки. |
1 |
Используя задачи – шутки, показать детям связь математики с жизнью. |
Научатся отличать «Задачи – шутки» от других видов задач. |
Регулятивные: принятие и понимание учебной задачи. Познавательные: обосновывать этапы решения учебных задач. Коммуникативные: стремление учитывать и координировать различные мнения. Личностные: выбор правильного поведения в различных ситуациях. |
20.10 |
|
8 |
Занимательные задачи на разностное сравнение. |
1 |
Задачи с различными сюжетами, близкими по возрасту детей. Решение задач на разностное сравнение. Оформление решения задач в тетрадях. |
Научатся решать задачи на разностное сравнение, оформлять решение задач в тетрадях. |
Регулятивные: под руководством учителя учиться определять цель своей деятельности. Познавательные: обосновывать этапы решения учебных задач. Коммуникативные: формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания. Личностные: уважать себя и верить в успех. |
27.10 |
|
9 |
Занимательные задачи на разностное сравнение. |
1 |
03.11 |
||||
10 |
Занимательные задачи на развитие логики. |
1 |
Признаки сходства и различия сравниваемых задач. |
Научатся решать задачи, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. |
Регулятивные: принятие и понимание учебной задачи урока. Познавательные: обосновывать этапы решения учебных задач. Коммуникативные: овладение монологи- ческой речью. Личностные: любовь и интерес к математике. |
10.11 |
|
11 |
Занимательные задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. |
1 |
Задачи с различными сюжетами, близкими по возрасту детей. Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Оформление решения задач в тетрадях. |
Научатся решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, оформлять решение задач в тетрадях. |
Регулятивные: под руководством учителя учиться определять цель своей деятельности, выделять в ней этапы работы. Познавательные: обосновывать этапы решения учебных задач. Коммуникативные: стремление учитывать и координировать различные мнения. Личностные: формирование умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех. |
17.11 |
|
12 |
Занимательные задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. |
1 |
24.11 |
||||
13 |
Занимательные задачи на развитие воображения. |
1 |
На основе предметно – наглядного, раздаточного и индивидуального материала, развивать воображение. |
Научатся дополнить предлагаемый материал своими символами, фигурами, рисунками, развивая воображение. |
Регулятивные: : принятие и понимание учебной задачи урока. Познавательные: выстраивать индивидуальный путь работы. Коммуникативные: умение слышать, вступать в диалог. Личностные: формирование ориентации на познание нового, овладение новыми умениями и компетенциями. |
01.12 |
|
14 |
Занимательные задачи на развитие воображения. |
1 |
08.12 |
||||
15 |
Задачи повышенной трудности. |
1 |
Задачи с различными сюжетами, близкими по возрасту детей. Решение задач повышенной трудности. Оформление решения задач в тетрадях. |
Научатся решать задачи повышенной трудности, оформлять решение задач в тетрадях. |
Регулятивные: учиться определять цель своей деятельности, выделять в ней этапы работы под руководством учителя. Познавательные: постановка и формулирование проблемы, создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: стремление учитывать и координировать различные мнения. Личностные: развитие самоуважения, способности адекватно оценивать себя и свое достижение. |
15.12 |
|
16 |
Задачи повышенной трудности. |
1 |
22.12 |
||||
17 |
Математический КВН |
1 |
Систематизация знаний по изученным материалам. |
Научатся применять полученные знания в нестандартных ситуациях. |
Регулятивные: принятие и понимание учебной задачи урока. Познавательные: выстраивать индивидуальный путь работы с математическим содержанием, требующим различного уровня логического мышления. Коммуникативные: учиться формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Личностные: развитие самоуважения, способности адекватно оценивать себя и свое достижение. |
29.12 |
|
18 |
Занимательные задачи на развитие памяти. |
1 |
На основе предметно – наглядного, раздаточного и индивидуального материала, развивать память. |
Научатся решать задачи, развивая память. |
Регулятивные: формирование умения достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия. Познавательные: постановка и формулирование проблемы, создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: учиться формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи. Личностные: формирование ориентации на познание нового, овладение новыми умениями и компетенциями. |
12.01 |
|
19 |
Занимательные задачи на развитие памяти. |
1 |
19.01 |
||||
20 |
«Задачи – смекалки» |
1 |
Использование задач, не имеющих строгого построения математического текста, требующих от детей проявления нестандартного мышления. |
Научатся решать задачи на смекалку. |
Регулятивные: под руководством учителя учиться определять цель своей деятельности, выделять в ней этапы работы. Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Коммуникативные: учиться высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания Личностные: в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор модели поведения. |
26.01 |
|
21 |
Решение нестандартных задач. |
1 |
Задачи с различными сюжетами, близкими по возрасту детей. Решение нестандартных задач. Оформление решения задач в тетрадях. |
Научатся решать нестандартные задачи, оформлять решение задач в тетрадях. |
Регулятивные: под руководством учителя учиться определять цель своей деятельности, выделять в ней этапы работы. Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: стремление учитывать и координировать различные мнения. Личностные: формирование ориентации на познание нового, овладение новыми умениями и компетенциями. |
02.02 |
|
22 |
Решение нестандартных задач. |
1 |
09.02 |
||||
23 |
Экономические задачи. |
1 |
На основе математических текстовых задач, формировать умение анализировать изучаемый текст, который включает в себя познавательный материал близкий и понятный детям младшего школьного возраста. |
Научатся решать, оформлять в тетради простейшие задачи, видеть связь с жизнью. |
Регулятивные: : принятие и понимание учебной задачи урока. Познавательные: обосновывать этапы решения учебных за- дач. Коммуникативные: стремление учитывать и координировать различные мнения. Личностные: развитие самоуважения, способности адекватно оценивать себя и свои достижения. |
16.02 |
|
24 |
Занимательные задачи с многовариантными решениями. |
1 |
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. |
Научатся решать задачи разными способами. |
Регулятивные: формирование умения достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия. Познавательные: сравнивать предметы, объекты; находить общее и различное. Коммуникативные: учиться высказывать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи. Личностные: формирование адекватной самооценки. |
02.03 |
|
25 |
Занимательные задачи с многовариантными решениями. |
1 |
09.03 |
||||
26 |
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. |
1 |
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными. |
Научатся решать задачи, дополняя и обосновывая условие. |
Регулятивные: формирование умения достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия. Познавательные: выстраивать индивидуальный путь работы с математическим содержанием. Коммуникативные: стремление учитывать и координировать различные мнения. Личностные: формирование ориентации на познание нового. |
16.03 |
|
27 |
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. |
1 |
23.03 |
||||
28 |
Решение занимательных задач в стихах. |
1 |
Знакомство с задачами в стихах. Задачи на сложение и вычитание. |
Научатся решать задачи в стихах. |
Регулятивные: формирование умения достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия. Познавательные: выстраивать индивидуальный путь работы с математическим содержанием, требующим различного уровня логического мышления. Коммуникативные: учиться использовать в речи математическую терминологию. Личностные: развитие самоуважения, способности адекватно оценивать себя и свои достижения. |
30.03 |
|
29 |
Решение занимательных задач в стихах. |
1 |
13.04 |
||||
30 |
Экологические задачи. |
1 |
На основе математических текстовых задач, формировать умение анализировать изучаемый текст, который включает в себя познавательный материал близкий и понятный детям младшего школьного возраста. |
Научатся решать, оформлять в тетради простейшие задачи, видеть связь с жизнью. |
Регулятивные: принятие и понимание учебной задачи урока. Познавательные: добывать новые знания. Коммуникативные: учиться высказывать доказательства верности или неверности выполненного действия. Личностные: формирование адекватной самооценки. |
20.04 |
|
31 |
Занимательные задачи на развитие логики. |
1 |
Признаки сходства и различия сравниваемых задач. |
Научатся решать задачи, требующие применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. |
Регулятивные: принятие и понимание учебной задачи урока. Познавательные: обосновывать этапы решения учебных задач. Коммуникативные: овладение монологи- ческой речью. Личностные: любовь и интерес к математике. |
27.04 |
|
32 |
Логические задачи для юных математиков. |
1 |
Признаки сходства и различия сравниваемых задач. |
Научатся решать задачи, требующие применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. |
Регулятивные: формирование умения достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия. Познавательные: выстраивать индивидуальный путь работы с математическим содержанием. Коммуникативные: стремление учитывать и координировать различные мнения. Личностные: формирование ориентации на познание нового. |
11.05 |
|
33 |
Математический КВН |
1 |
Использование различного ранее предлагаемого математического материала по своему построению. |
Научатся применять полученные знания в нестандартных ситуациях. |
Регулятивные: формирование умения достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия. Познавательные: выстраивать индивидуальный путь работы с математическим содержанием, требующим различного уровня логического мышления. Коммуникативные: учиться высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания. Личностные: развитие самоуважения, способности адекватно оценивать себя и свои достижения. |
18.05 |
|
34 |
Выставка лучших тетрадей, выставка сборников задач, созданных детьми, задачи, которые дети не могут решать. Подведение итогов. |
1 |
Использовать материал, созданный детьми, провести рефлексию, показать объем и уровень полученных знаний в течение года. Использовать задачи, которые дети не могут решать, с целью заинтересовать детей в дальнейшем изучении математики. |
Научатся подводить итоги своей работы. |
25.05 |
Список литературы
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
1