Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (1 класс)

2
0
Материал опубликован 13 March 2017

Содержание

Стр.

1. Пояснительная записка 2

2. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности 5

3. Календарно – тематическое планирование 2 класс 7

4. Список литературы 19

I. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с основными положениями Федерального образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования РФ №373 от 06.10.2009г.)

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, с расчетом 1 час в неделю. На основании Положения о внеурочной деятельности в МОУ гимназии №12 темы занятий и посещаемость записываются в журнале проведения занятий по внеурочной деятельности и не оценивается.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть объединение дополнительного образования детей «Разноцветные задачи», расширяющий математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Программа внеурочной деятельности «Разноцветные задачи» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

 

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными задачами на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию. Занятия  должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все задачи рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной нозологической группы.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

Цель программы:
-
развивать математический образ мышления.
 

Задачи программы:
-
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания;
-содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.

Программа ориентирована на воспитанников 8-9 школьного возраста.

Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Дополнительная образовательная программа «Разноцветные задачи» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.

 

Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  обучающихся.
2.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.
Практическая направленность
Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
4.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
5.
Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 33 занятия.
 

Формы и режим занятий.

Занятия учебных групп проводятся:

1 занятие в неделю по 35 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

практико-ориентированные учебные занятия;

творческие мастерские;

тематические праздники.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности обучающихся:
-решение занимательных задач;
-проектная деятельность ;
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.

Формы подведения итогов реализации программы.

Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.

II. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.

В результате освоения программы курса «Разноцветные задачи» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

-Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

-Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

-Воспитание чувства справедливости, ответственности.

-Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

-Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

-Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи; использовать его в ходе самостоятельной работы.

-Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с задачами.

-Действовать в соответствии с заданными правилами.

-Включаться в групповую работу.

-Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

-Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

-Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

-Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

-Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

-Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

-Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

-Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

-Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

-Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

-Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

-Воспроизводить способ решения задачи.

-Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

-Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

-Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

-Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

-Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

-Конструировать несложные задачи.

-Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

-Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.

-Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- Обобщать, делать несложные выводы.

- Определять последовательность событий.

- Судить о противоположных явлениях.

- Давать определения тем или иным понятиям.

- Выявлять функциональные отношения между понятиями.

- Выявлять закономерности и проводить аналогии.

-Создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

 

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Календарно-тематическое планирование 2 класс

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Предметные результаты

УУД

Дата проведения

План

Факт

1

Вводное занятие.

1

Математическая наука. Задача. Разноцветные задачи.

Вспомнят, что такое математика, задача.

Регулятивные: под руководством учителя учиться определять цель своей деятельности, выделять в ней этапы работы.

Познавательные: ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные: слушать и слышать, понимать речь учителя и учащихся

Личностные: положительное отношение к уроку математики.

01.09

 

2

Занимательные задачи.

1

Отличие занимательных задач.

Научатся отличать занимательные задачи от других видов задач.

Регулятивные: выполнение и контроль своих действий по заданному образцу.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию:

Коммуникативные: вступать в беседу на уроке, слушать и слышать речь других.

Личностные: соблюдать этические нормы при сотрудничестве.

08.09

 

3

Занимательные задачи на сложение.

1

Задачи с различными сюжетами, близкими по возрасту детей. Нахождение сумму чисел. Оформление решения задач в тетрадях.

Научатся решать

задачи на нахождение суммы чисел, оформлять решение задач в тетрадях.

Регулятивные: под руководством учителя учиться определять цель своей деятельности, выделять в ней этапы работы.

Познавательные: при помощи учителя делать вывод о результате совместной работы класса.

Коммуникативные: учиться высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий.

Личностные: формирование понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю».

15.09

 

4

Занимательные задачи на сложение.

1

22.09

 

5

Занимательные задачи на вычитание.

1

Задачи с различными сюжетами, близкими по возрасту детей. Решение задач на вычитание. Оформление решения задач в тетрадях разными способами:

рисунок, схема и т.д.

Научатся решать

задачи на вычитание, оформлять решение задач в тетрадях.

Регулятивные: решение учебных задач, осуществление контроля своих действий.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию; делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении поставленных задач.

Личностные: развитие самоуважения, способности адекватно оценивать себя и свои достижения.

29.09

 

6

Занимательные задачи на вычитание.

1

06.10

 

7

Задачи-шутки.

1

Используя задачи – шутки, показать детям связь математики с жизнью.

Научатся отличать «Задачи – шутки»

от других видов задач.

Регулятивные: принятие и понимание учебной задачи.

Познавательные: обосновывать этапы решения учебных задач.

Коммуникативные: стремление учитывать и координировать различные мнения.

Личностные: выбор правильного поведения в различных ситуациях.

20.10

 

8

Занимательные задачи на разностное сравнение.

1

Задачи с различными сюжетами, близкими по возрасту детей. Решение задач на разностное сравнение. Оформление решения задач в тетрадях.

Научатся решать

задачи на разностное сравнение, оформлять решение задач в тетрадях.

Регулятивные: под руководством учителя учиться определять цель своей деятельности.

Познавательные: обосновывать этапы решения учебных задач.

Коммуникативные: формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания.

Личностные: уважать себя и верить в успех.

27.10

 

9

Занимательные задачи на разностное сравнение.

1

03.11

 

10

Занимательные задачи на развитие логики.

1

Признаки сходства и различия сравниваемых задач.

Научатся решать задачи, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Регулятивные: принятие и понимание учебной задачи урока.

Познавательные: обосновывать этапы решения учебных задач.

Коммуникативные: овладение монологи-

ческой речью.

Личностные: любовь и интерес к математике.

10.11

 

11

Занимательные задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

1

Задачи с различными сюжетами, близкими по возрасту детей. Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Оформление решения задач в тетрадях.

Научатся решать

задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, оформлять решение задач в тетрадях.

Регулятивные: под руководством учителя учиться определять цель своей деятельности, выделять в ней этапы работы.

Познавательные: обосновывать этапы

решения учебных задач.

Коммуникативные: стремление учитывать и координировать различные мнения.

Личностные: формирование умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.

17.11

 

12

Занимательные задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

1

24.11

 

13

Занимательные задачи на развитие воображения.

1

На основе предметно – наглядного, раздаточного и индивидуального материала, развивать воображение.

Научатся дополнить предлагаемый материал своими символами, фигурами, рисунками, развивая воображение.

Регулятивные: : принятие и понимание учебной задачи урока.

Познавательные: выстраивать индивидуальный путь работы.

Коммуникативные: умение слышать, вступать в диалог.

Личностные: формирование ориентации на познание нового, овладение новыми умениями и компетенциями.

01.12

 

14

Занимательные задачи на развитие воображения.

1

08.12

 

15

Задачи повышенной трудности.

1

Задачи с различными сюжетами, близкими по возрасту детей. Решение задач повышенной трудности. Оформление решения задач в тетрадях.

Научатся решать

задачи повышенной трудности, оформлять решение задач в тетрадях.

Регулятивные: учиться определять цель своей деятельности, выделять в ней этапы работы под руководством учителя.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы, создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: стремление учитывать и координировать различные мнения.

Личностные: развитие самоуважения, способности адекватно оценивать себя и свое достижение.

15.12

 

16

Задачи повышенной трудности.

1

22.12

 

17

Математический КВН

1

Систематизация знаний по изученным материалам.

Научатся применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

Регулятивные: принятие и понимание учебной задачи урока.

Познавательные: выстраивать индивидуальный путь работы с математическим содержанием, требующим различного уровня логического мышления.

Коммуникативные: учиться формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

Личностные: развитие самоуважения, способности адекватно оценивать себя и свое достижение.

29.12

 

18

Занимательные задачи на развитие памяти.

1

На основе предметно – наглядного, раздаточного и индивидуального материала, развивать память.

Научатся решать задачи, развивая память.

Регулятивные: формирование умения достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы, создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: учиться формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи.

Личностные: формирование ориентации на познание нового, овладение новыми умениями и компетенциями.

12.01

 

19

Занимательные задачи на развитие памяти.

1

19.01

 

20

«Задачи – смекалки»

1

Использование задач, не имеющих строгого построения математического текста, требующих от детей проявления нестандартного мышления.

Научатся решать задачи на смекалку.

Регулятивные: под руководством учителя учиться определять цель своей деятельности, выделять в ней этапы работы.

Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

Коммуникативные: учиться высказывать

суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания

Личностные: в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор модели поведения.

26.01

 

21

Решение нестандартных задач.

1

Задачи с различными сюжетами, близкими по возрасту детей. Решение нестандартных задач. Оформление решения задач в тетрадях.

Научатся решать нестандартные

задачи, оформлять решение задач в тетрадях.

Регулятивные: под руководством учителя учиться определять цель своей деятельности, выделять в ней этапы работы.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: стремление учитывать и координировать различные мнения.

Личностные: формирование ориентации на познание нового, овладение новыми умениями и компетенциями.

02.02

 

22

Решение нестандартных задач.

1

09.02

 

23

Экономические задачи.

1

На основе математических текстовых задач, формировать умение анализировать изучаемый текст,

который включает в себя познавательный материал близкий и понятный детям младшего школьного возраста.

Научатся решать, оформлять в тетради простейшие задачи, видеть связь с жизнью.

Регулятивные: : принятие и понимание учебной задачи урока.

Познавательные: обосновывать этапы

решения учебных за-

дач.

Коммуникативные: стремление учитывать и координировать различные мнения.

Личностные: развитие самоуважения, способности адекватно оценивать себя и свои достижения.

16.02

 

24

Занимательные задачи с многовариантными решениями.

1

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Научатся решать задачи разными способами.

Регулятивные: формирование умения достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия.

Познавательные: сравнивать предметы,

объекты; находить общее и различное.

Коммуникативные: учиться высказывать

доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи.

Личностные: формирование адекватной самооценки.

02.03

 

25

Занимательные задачи с многовариантными решениями.

1

09.03

 

26

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Научатся решать задачи, дополняя и обосновывая условие.

Регулятивные: формирование умения достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия.

Познавательные: выстраивать индивидуальный путь работы с математическим содержанием.

Коммуникативные: стремление учитывать и координировать различные мнения.

Личностные: формирование ориентации на познание нового.

16.03

 

27

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

23.03

 

28

Решение занимательных задач в стихах.

1

Знакомство с задачами в стихах. Задачи на сложение и вычитание.

Научатся решать задачи в стихах.

Регулятивные: формирование умения достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия.

Познавательные: выстраивать индивидуальный путь работы с математическим содержанием, требующим различного уровня логического мышления.

Коммуникативные: учиться использовать в речи математическую терминологию.

Личностные: развитие самоуважения, способности адекватно оценивать себя и свои достижения.

30.03

 

29

Решение занимательных задач в стихах.

1

13.04

 

30

Экологические задачи.

1

На основе математических текстовых задач, формировать умение анализировать изучаемый текст, который включает в себя познавательный материал близкий и понятный детям младшего школьного возраста.

Научатся решать, оформлять в тетради простейшие задачи, видеть связь с жизнью.

Регулятивные: принятие и понимание учебной задачи урока.

Познавательные: добывать новые знания.

Коммуникативные: учиться высказывать

доказательства верности или неверности выполненного действия.

Личностные: формирование адекватной самооценки.

20.04

 

31

Занимательные задачи на развитие логики.

1

Признаки сходства и различия сравниваемых задач.

Научатся решать задачи, требующие применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Регулятивные: принятие и понимание учебной задачи урока.

Познавательные: обосновывать этапы решения учебных задач.

Коммуникативные: овладение монологи-

ческой речью.

Личностные: любовь и интерес к математике.

27.04

 

32

Логические задачи для юных математиков.

1

Признаки сходства и различия сравниваемых задач.

Научатся решать задачи, требующие применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Регулятивные: формирование умения достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия.

Познавательные: выстраивать индивидуальный путь работы с математическим содержанием.

Коммуникативные: стремление учитывать и координировать различные мнения.

Личностные: формирование ориентации на познание нового.

11.05

 

33

Математический КВН

1

Использование различного ранее предлагаемого математического материала по своему построению.

Научатся применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

Регулятивные: формирование умения достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия.

Познавательные: выстраивать индивидуальный путь работы с математическим содержанием, требующим различного уровня логического мышления.

Коммуникативные: учиться высказывать

суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания.

Личностные: развитие самоуважения, способности адекватно оценивать себя и свои достижения.

18.05

 

34

Выставка лучших тетрадей, выставка сборников задач, созданных детьми, задачи, которые дети не могут решать. Подведение итогов.

1

Использовать материал, созданный детьми, провести рефлексию,

показать объем и уровень полученных знаний в течение года. Использовать задачи, которые дети не могут решать, с целью заинтересовать детей в дальнейшем изучении математики.

Научатся подводить итоги своей работы.

25.05

 

Список литературы

Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

1

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации