Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная информатика» (2–4 классы)
Администрация Кожевниковского района
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«ОСИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРИНЯТА НА ЗАСЕДАНИИ УТВЕРЖДАЮ
методического (педагогического) совета Директор
от «01» октября 2018г. _________________ Нимирская Е.В.
Протокол №______ «01» октября 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Занимательная информатика»
Возраст слушателей: 8-11лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Лялюхова Н.Н.,
учитель информатики
Осиновка 2018
Пояснительная записка
В настоящее время компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад.
Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам. Обучение в пределах внеурочной деятельности может помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике.
Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.
Учащиеся младших классов проявляют большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования. Этим и обуславливается актуальность программы.
В соответствии с общеобразовательной программой в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности обучающегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности обучающихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.
Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
В дополнение к программе была разработана система оценивания планируемых результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начальной школы второго поколения.
Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа разработана на основании документов:
1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
3. Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
4. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
5. Инструктивно – методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2013 учебный год».
6. СанПиНа 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
7. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Направленность программы «Занимательная информатика» – общеинтеллектуальная.
Основные цели и задачи программы:
Цель программы внеурочной деятельности «Занимательная информатика» - развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий.
Задачи обучения:
познакомить школьников с устройством ввода информации - клавиатурой;
дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства;
дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
научить учащихся работать с программами WORD, PAINT, POWER POINT;
углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной учебной деятельности;
развить творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.
сформировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.
Место «Занимательная информатика» в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание предмета отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от обучающихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.
Данный курс будет носить пропедевтический характер, так как простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, а уже в среднем звене дети могут сосредоточиться на смысловых аспектах изучаемого материала.
Занятия проводятся для учащихся младшего школьного возраста, носят преимущественно практический характер. Дети смогут овладеть элементами компьютерной грамотности, через умение работать с прикладным программы обеспечением.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей обучающихся младшего школьного возраста (непрерывная работа за ПК не более 15 мин.) и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз.
Срок освоения программы – 1 год.
Основные принципы реализации программы:
(совпадают с основными принципами, названными в образовательной программе школы)
• гуманитаризация процесса образования,
• открытости образовательного учреждения.
• взаимодействия субъектов образования,
• демократизация деятельности,
• соответствие образовательным потребностям школьников,
• научность и интегративность в организации обучения,
• преемственность и систематичность в содержании образования,
• информатизации образовательного процесса,
• продвигающего мотивированного обучения,
• вариативность, индивидуализация и дифференциация в образовании,
Каждый ученик в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями может знать (понимать), уметь использовать полученные знания в практической деятельности и в повседневной жизни, для саморазвитии и дальнейшего обучения. Непременным является усвоение обучающимися обязательного минимума содержания программы, овладения ключевыми компетенциями.
Методы и формы работы по данной программе.
Целесообразно применять общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа)
Наглядные методы (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, презентаций)
Практические методы (практические компьютерные работы)
Активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.)
Формы работы:
Самостоятельная работа (выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставляемое для этого время)
Индивидуальная практическая работа (разнотипность заданий по уровню сложности, большая самостоятельность, большая опора на учебник и справочный материал, более сложные вопросы к ученику)
Групповая форма (деление класса на 2 и более групп)
Парная форма
Критерии и нормы оценки знаний и умений
достижений планируемых результатов
Форма подведения итогов – игры, соревнования, конкурсы.
Способы контроля: устный опрос, контрольная работа; проверка самостоятельной работы, игры.
Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.
Критерии оценивания презентации
Критерии оценивания |
Баллы: |
Интерпретация результата |
Наличие титульного слайда Использование эффектов Использование красочных надписей (объектов WordArt) Дизайн Орфография, правильность изложения мыслей Логическая последовательность |
0 презентация (элемент презентации) не удовлетворяет данному критерию; 1 презентация (элемент презентации) частично удовлетворяет данному критерию; 2 презентация (элемент презентации) статьи в полной мере удовлетворяет данному критерию. Максимальное количество баллов: 12 |
10-12 баллов – работа выполнена отлично; 7-9 баллов – работа выполнена хорошо; 6 баллов – работа выполнена удовлетворительно; менее 6 баллов – презентацию нужно доработать. |
Критерии оценивания рисунка
Критерии оценивания |
Баллы: |
Интерпретация результата |
Соответствие названия (темы) и содержания рисунка Оригинальность замысла Выбор цветовой гаммы Максимальное использование возможностей программы Paint Раскрытие темы (наполнение содержанием) Соблюдение сроков работы над проектом |
0 – рисунок не удовлетворяет данному критерию 1 – рисунок частично удовлетворяет данному критерию 2 – рисунок статьи в полной мере удовлетворяет данному критерию Максимальное количество баллов: 12 |
10-12 баллов – работа выполнена отлично; 7-9 баллов – работа выполнена хорошо; 6 баллов – работа выполнена удовлетворительно; менее 6 баллов – рисунок нужно доработать. |
Критерии оценивания работ выполненных средствами текстового редактора MS WORD
Критерии оценивания |
Интерпретация результата |
Установка ориентации листа в соответствии с заданием Наличие рисунка (скопированного из памяти ПК или созданного с помощью графического редактора Paint) Наличие текста (согласно тематике) Использование элементов композиции и цветового оформления Использование эффективных с точки зрения восприятия документа элементов: автофигур, надписей и др. Наличие элементов оформления документа путем форматирования шрифта, картинки, вставки рамки, добавления фона, использования эффектов, например, анимации текста. |
Оценка «отлично» – выполнены все требования к выполнению работы, проявлено творчество в работе. Оценка «хорошо» – документ создан в полном соответствии с требованиями, возможны недочеты в оформлении документа. Оценка «удовлетворительно» – допущены существенные погрешности в оформлении документа, или не выдержаны некоторые существенные требования, отсутствует творческое мышление. Оценка «неудовлетворительно» – не выдержано большинство требований к работе, отсутствуют знания и умения по созданию и оформлению текстового документа. |
Планируемые результаты реализации программы
«Занимательная информатика»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения учащиеся должны знать:
правила техники безопасности;
правила работы за компьютером;
назначение и работу графического редактора PAINT;
возможности текстового редактора WORD;
понятие информации, свойства информации;
назначение и работу программы POWER POINT;
Основные блоки клавиш;
понятие информации, свойства информации;
устройство персонального компьютера, основные блоки;
устройства ввода и вывода информации;
основные операционные системы и их отличия;
определение файла и файловой системы;
должны уметь:
соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
включить, выключить компьютер;
работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
набирать информацию на русском регистре;
запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
работать с программами WORD, PAINT, POWER POINT;
работать со стандартными приложениями Windows;
Создавать презентации;
пошагово выполнять алгоритм практического задания;
осуществлять поиск информации на компьютере;
осуществлять поиск информации в интернете, выделять из общего списка нужные фрагменты;
работать с разными видами информации
работать с основными блоками компьютера, и подключать их;
пользоваться устройствами ввода и вывода информации;
запускать операционные системы Windows. Linux;
работать с файлами (создавать, сохранять, осуществлять поиск);
осуществлять отбор нужной информации.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, окружающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного ученого предмета.
Личностные УУД:
- положительно относиться к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
- осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества, признавать для себя общепринятые морально-этических нормы;
- осознавать себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами освоения программы «Занимательная информатика» являются следующие знания и умения:
Обучающиеся должны знать:
правила поведения при работе с компьютером:
основные устройства компьютера;
понятие файла:
владение понятиями «равно», «не равно», «больше», «меньше», «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «действия предметов», «возрастание», «убывание», «множество», «симметрия»;
название цветов, форм и размеров предметов;
понятие фрагмента рисунка;
точные способы построения геометрических фигур;
понятие пикселя и пиктограммы;
основные способы работы с информацией в программе Paint, Word, Power Point;
способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;
назначение основных устройств компьютера (устройства ввода-вывода, хранения, передачи и обработки информации);
этические правила и нормы, применяемы при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Обучающиеся должны уметь:
уверенно и легко владеть компьютером;
делать выбор в режиме «меню» и управлять объектами на экране монитора;
использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами;
вставлять картинки из файлов;
получать различные варианты решения для одной и той же задачи;
выделять форму предметов; определять размеры предметов; располагать предметы, объекты, цифры по возрастанию, убыванию; выделять, отображать, сравнивать множества и его элементы; уметь строить симметричные изображения простых геометрических фигур;
создавать рисунки в графическом редакторе Paint;
уметь составлять презентации в программе Power Point;
создавать текстовые документы;
печатать текст;
редактировать текст;
вставлять рисунки, объект WordArt;
самостоятельно составлять композиции;
видеть ошибки и уметь их исправлять;
Обучающиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности и повседневной жизни:
готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;
применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
|
теория |
практика |
||
1 |
Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером |
1 |
0 |
2 |
Компьютер и его устройство. Программы. |
2 |
0 |
3 |
Графический редактор Paint. Составление рисунков на заданные темы |
2 |
13 |
4 |
Текстовый редактор Word |
2 |
6 |
5 |
Редактор презентаций Power Point |
2 |
6 |
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование
Тема |
Кол-во часов |
дата |
Основное содержание |
Результаты обучения |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||
Правила техники безопасности. |
1 |
Пожарная безопасность, охрана труда, санитарные правила, правила поведения в кабинете. |
Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютером. |
Придерживаться эстетических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютером |
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» |
|
Компьютер в жизни человека. Знакомство с компьютером. Программы. |
2 |
Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер. |
Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации. |
Расширение кругозора учащихся, повышению их интеллекта. Организация компьютерного рабочего стола. Примеры применения ПК в различных отраслях. |
Положительное отношение к процессу познания. Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности; формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ |
|
Знакомство с графическим редактором Paint. |
1 |
Интерфейс графического редактора и его основные объекты. Панель палитра. Панель инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов. |
Использование готовых форм при создании и редактировании изображений. |
Развитие логического и композиционного мышления, художественного вкуса. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств |
Формирование критического отношения к информации, навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды. |
|
Работа в программе Paint. |
2 |
Интерфейс графического редактора. |
Создание представления о компьютерной графике, графическом изображении, рисунке. Поиск и выделение необходимой информации |
Развитие логического и композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения. |
Положительное отношение к процессу познания. Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности; формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ |
|
Функция раскрашивания при помощи графического редактора. |
1 |
Инструменты рисования. |
Формирование алгоритмического мышления, умения создавать информационные модели объектов |
Формирование чувства ответственности за качество личной ИС |
||
Графический редактор Paint. Раскрашивание готовых образцов рисунков. |
2 |
|||||
Графический редактор Paint.(Линии, орнамент, цвет) |
1 |
Инструменты рисования. Создание рисунков с помощью клавиши Shift. |
Развитие художественного вкуса, графического умения, умения использования специальных клавиш для создания изображений. |
Формирование критического отношения к информации, навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды. |
||
Проект. (Создание проектов на тему: «Времена года», «Моя семья», «Моя школа», «Моя страна») |
2 |
Простейший графический редактор Paint, инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. |
Формирование алгоритмического мышления, умения создавать информационные модели объектов, применять начальные навыки по использованию компьютера для решения задач, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды |
||
Копирование. Составление рисунков. |
2 |
Инструменты рисования. Создание рисунков с помощью инструментов Выделение. |
Развитие умения создавать информационные модели объектов. |
Формирование критического отношения к информации, навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды. |
||
Проект. Книжная графика.(поздравительная открытка, обложка книги, календарь) |
2 |
Графический редактор Paint, Работа с фрагментами. Создание надписей в графическом редакторе. |
|
Формирование алгоритмического мышления, умения создавать информационные модели объектов, применять начальные навыки по использованию компьютера для решения задач, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды |
|
Проект. Театральная графика (образец театрального занавеса, эскизы головных уборов и костюмов) |
2 |
Простейший графический редактор Paint, инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. |
||||
Работа в программе Word. Работа с клавиатурным тренажером. |
1 |
Вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры, мыши и других технических средств. |
Умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных учебных задач. Развивают логическое и композиционное мышления, художественный вкус, графическое умение. |
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. |
||
Меню «Файл» |
1 |
Правила ввода и удаления символов. Создание отступов, колонок. Изменение начертания и цвета текста. Вставка геометрических фигур. |
||||
Набор текста. |
2 |
Формирование умений и навыков набора текста на клавиатуре: строчные буквы, заглавные, смешанный вариант. Освоение азов слепого метода печати десятью пальцами. |
Способствовать расширению кругозора учащихся, повышению их интеллекта, оценивать и корректировать свою деятельность. контролировать уровень сформированности навыков набора текстовой информации с клавиатуры. |
Поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды, формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. |
||
Меню «Вставка» Создание пригласительной открытки. |
1 |
Обучение вставке графических объектов (геометрических фигур) в текст. Грамотное управление текстовым процессором. |
Определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов. |
Расширение кругозора учащихся, повышению их интеллекта. Организация компьютерного рабочего стола. Примеры применения ПК в различных отраслях. |
Интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни. |
|
Оформление реферата. |
1 |
Правила ввода и удаления символов. Создание отступов, колонок. Изменение начертания и цвета текста. Форматирование текста. |
Формирование алгоритмического мышления. Умение выделять информационный аспект задачи. Умение создавать информационные модели; преобразовывать одни формы представления в другие. |
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. |
||
Создание компьютерного рисунка в текстовом редакторе. |
2 |
Обучение вставке графических объектов (геометрических фигур) в текст. Грамотное управление текстовым процессором. |
Формирование алгоритмического мышления. Умение выделять информационный аспект задачи. Умение создавать информационные модели; преобразовывать одни формы представления в другие. |
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. |
||
Знакомство редактором презентаций Power Point. |
1 |
Интерфейс MS Office PowerPoint. Изучение меню программы. Сопоставление с ранее изученными программными средствами пакета MS Office. Изучение возможностей, применимых исключительно к данной программе. |
Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств |
Умение создавать информационные модели. Умение выделять информационный аспект задачи и структурировать знания. Формирование алгоритмического и творческого мышления |
Формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия. Формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды |
|
Правила составления презентации. |
1 |
Технология создания слайдов, дублирования выделенных слайдов. Знакомство с макетами слайдов. |
Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств. |
Умение создавать информационные модели. Умение выделять информационный аспект задачи и структурировать знания. Формирование алгоритмического и творческого мышления |
Формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия. Формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды |
|
Возможности программы Power Point (добавление картинок, арт текстов). |
1 |
Проведение аналогии форматирования текста с MS Office Word. Знакомство с объектами Word Art. Аналогия форматирования текста с Word. Работа с графическими изображениями. |
Развитие умений форматирования текста в MS Office PowerPoint, работы с декоративным текстом. Формирование умений вставки готовых фигур и рисунков. |
Умение создавать информационные модели. Умение выделять информационный аспект задачи и структурировать знания. Формирование алгоритмического и творческого мышления |
Формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия. Формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды |
|
Использование сети Internet с целью поиска информации для составления презентации. Презентации с вложениями. Гиперссылки. |
1 |
Работа с информацией, полученной через интернет. |
Формирование умений: самостоятельно генерировать идеи, находить несколько вариантов решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. Развитие основных навыков использования компьютерных устройств. Формирование информационной и алгоритмической культуры. |
Формирование умения: - планировать последовательность действий для достижения цели, - использовать различные средства самоконтроля, - выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности, - создавать информационные модели. |
Формирование умения инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы. |
|
Творческий проект «Я» Творческий проект «Моя семья»; Творческий проект «Мой город»; Творческий проект «Моя страна». |
4 |
Введение в проект. постановка проблемных вопросов. Составление плана проектной работы. Обобщение результатов. Создание проектных продуктов. Сообщение результатов. Обсуждение проектных работ. |
Формирование умений: самостоятельно генерировать идеи, находить несколько вариантов решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. Развитие основных навыков использования компьютерных устройств. Формирование информационной и алгоритмической культуры. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации. |
Формирование умения: - планировать последовательность действий для достижения цели, - использовать различные средства самоконтроля, - выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности, - создавать информационные модели. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. |
Формирование умения инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы. Формирование навыков делового партнерского общения. Развитие умений - находить и исправлять ошибки в работе других участников проекта, - вести дискуссию, - отстаивать свою точку зрения, - находить компромисс, - уверенно держать себя во время выступления, - использовать средства наглядности при выступлении, - отвечать на вопросы. |
|
Итого |
34 |
Формы и средства контроля, оценки и фиксации результатов
Оценка достигнутых результатов (личностных и метопредметных) осуществляется с помощью пакета диагностических методик и критериев, а также через наблюдение; предметные результаты оцениваются с помощью контрольных работ. Все результаты заносятся в таблицы фиксации результатов с последующим количественным и качественным анализами. (Приложение № 1). Все полученные результаты фиксируются в листах наблюдений (Приложение № 2).
Материально-техническое обеспечение курса
I. Технические средства обучения:
1)Компьютер;
2) Проектор;
3) Принтер;
4) Сканер.
II. Программные средства:
1)Операционная система Windows XP;
Список литературы:
Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли. Под. ред. А.Г. Асмолова. М.: «Просвещение», 2011 г.щ
Планируемые результаты начального общего образования. Под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Догиновой. М.: «Просвещение», 2011 г.
Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности. М.: Академкнига / Учебник, 2011. – ч.2: 192 с.
Электронное сопровождение:
Социальная сеть работников образования. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/informatika ;
Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов». URL: http://school- collection.edu.ru /
Современный учительский портал. URL: Режим доступа: http://easyen.ru /
Моргунова Е.Л. Дидактический материал для изучения графического редактора. URL: http://klyaksa.net/htm/kopilka/mel/index.htm)
Метод проектов - Материал из Википедии — свободной энциклопедии URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%F2%EE%E4_%EF%F0%EE%E5%EA%F2%EE%E2
Картинки для пошагового рисования URL: http://qushlawich.ru/ http://www.kalyamalya.ru/
Физминутки. URL: http://www.psyoffice.ru/
Интернет портал PROШколу.ru http://www.proshkolu.ru/
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/58a0dbdd-8ae9-43b1-937e-ef6397e6c1c3/?&subject=19 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Приложение № 1
Методики и критерии оценки планируемых результатов
Метапредметные планируемые результаты
- Познавательные универсальные учебные действия
Для определения уровня развития познавательных универсальных учебных действий были проведены следующие диагностические методики, которые соответствую нижеперечисленным критериям:
1. Методика «Сравнение понятий».
Цель: исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей.
2. Методика «Выделение существенных признаков».
Цель: исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных.
3. Тест «Исключение лишнего» (Марцинковская Т.Д.)
Цель: исследовать способность к классификации и анализу.
4. Методика «Простые аналогии».
Цель: выявление характера логических связей и отношений между понятиями. 5. Методика «Схематизация».
Направлена на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, содержит задачи на использование условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве.
6. Методика «Таинственное письмо» (Венгер Л.А.).
Цель: диагностика познавательной активности и умения декодировать информацию.
Критерии оценки познавательных универсальных учебных действий
1. Умение анализировать объекты с целью выделения признаков.
Критерий |
Уровни усвоения |
Качественные показатели |
Количественные показатели |
Умение анализировать объекты с целью выделения признаков |
Высокий (повышенный) |
3 балла |
|
средний (базовый) |
Обучающийся осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
2 балла |
|
низкий |
Обучающийся затрудняется выделить признаки объекта |
1 балл |
2. Умение выбрать основание для сравнения объектов
Критерий |
Уровни усвоения |
Качественные показатели |
Количественные показатели |
Умение выбрать основание для сравнения объектов |
Высокий (повышенный) |
Обучающийся осуществляет сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии. |
3 балла |
средний (базовый) |
Обучающийся сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака |
||
низкий |
Обучающийся затрудняется сравнить объекты по предложенному основанию |
1 балл |
3. Умение выбрать основание для классификации объектов
Критерий |
Уровни усвоения |
Качественные показатели |
Количественные показатели |
Умение выбрать основание для классификации объектов |
Высокий (повышенный) |
Обучающийся осуществляет классификацию, самостоятельно выбирая критерии. |
3 балла |
средний (базовый) |
Обучающийся проводит классификацию по заданным критериям |
2 балла |
|
низкий |
Обучающийся затрудняется классифицировать объекты по предложенному основанию |
1 балл |
4. Умение доказать свою точку зрения
Критерий |
Уровни усвоения |
Качественные показатели |
Количественные показатели |
Умение доказать свою точку зрения |
Высокий (повышенный) |
Обучающийся строит логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей |
3 балла |
средний (базовый) |
Обучающийся строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях |
2 балла |
|
низкий |
Обучающийся затрудняется в подборе аргументов для обоснования своей точки зрения |
1 балл |
5. Умение определять последовательность событий
Критерий |
Уровни усвоения |
Качественные показатели |
Количественные показатели |
Умение определять последовательность событий |
Высокий (повышенный) |
Обучающийся устанавливает последовательность событий, выявляет недостающие элементы |
3 балла |
средний (базовый) |
Обучающийся устанавливает последовательность событий |
2 балла |
|
низкий |
Обучающийся затрудняется установить последовательность событий |
1 балл |
6. Умение определять последовательность действий
Критерий |
Уровни усвоения |
Качественные показатели |
Количественные показатели |
Умение определять последовательность действий |
Высокий (повышенный) |
Обучающийся определяет последовательность выполнения действий, составляет инструкцию (алгоритм) к выполненному действию |
3 балла |
средний (базовый) |
Обучающийся определяет последовательность выполнения действий, составляет простейшую инструкцию из двух-трех шагов |
2 балла |
|
низкий |
Обучающийся затрудняется определить последовательность выполнения действий, не может составить простейшую инструкцию из двух-трех шагов |
1 балл |
7. Умение использовать знаково-символические средства
Критерий |
Уровни усвоения |
Качественные показатели |
Количественные показатели |
Умение использовать знаково-символические средства |
Высокий (повышенный) |
Обучающийся могут создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач |
3 балла |
средний (базовый) |
Обучающийся использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач |
2 балла |
|
низкий |
Обучающийся затрудняется при использовании знаково-символические средств для решения задач |
1 балл |
8. Умение кодировать и декодировать информацию
Критерий |
Уровни усвоения |
Качественные показатели |
Количественные показатели |
Умение кодировать и декодировать информацию |
Высокий (повышенный) |
Обучающийся может закодировать и декодировать свою информацию |
3 балла |
средний (базовый) |
Обучающийся может закодировать и декодировать предложенную информацию |
2 балла |
|
низкий |
Обучающийся затрудняется закодировать и декодировать предложенную информацию |
1 балл |
9. Умение понимать информацию, представленную в неявном виде
Критерий |
Уровни усвоения |
Качественные показатели |
Количественные показатели |
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде |
Высокий (повышенный) |
Обучающийся понимает информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и может самостоятельно представить информацию в неявном виде. |
3 балла |
средний (базовый) |
Обучающийся понимает информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию). |
2 балла |
|
низкий |
Обучающийся затрудняется в понимании информации, которая представлена в нееявном виде (не выделяет общий признак группы элементов, не характеризует явление по его описанию). |
1 балл |
- Регулятивные универсальные учебные действия
Для определения уровня развития регулятивных универсальных учебных действий были проведены следующие диагностические методики, которые соответствую нижеперечисленным критериям:
1. Методика «Выкладывание узора из кубиков».
Цель: выявление развития регулятивных действий.
2. Методика «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая).
Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.
3. Методика «Сокращение алфавита» Г.А. Цукермен.
Цель: выявление предметной организации ребенка, помогающая или мешающая ему принимать учебную задачу.
4. Методика изучения уровня внимания (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабылицкая).
Цель: Изучить уровень внимания и самоконтроля школьников.
Критерии оценки регулятивных универсальных учебных действий
1. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи
Критерий |
Уровни усвоения |
Качественные показатели |
Количественные показатели |
Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи |
Высокий (повышенный) |
Обучающийся в сотрудничестве с учителем ставит новые учебные задачи |
3 балла |
средний (базовый) |
Обучающийся принимает и сохраняет учебные цели и задачи |
2 балла |
|
низкий |
Обучающийся принимает и сохраняет учебные цели и задачи при поддержке взрослого |
1 балл |
2. Умение контролировать свои действия
Критерий |
Уровни усвоения |
Качественные показатели |
Количественные показатели |
Умение контролировать свои действия |
Высокий (повышенный) |
Обучающийся осуществляет контроль на уровне произвольного внимания |
3 балла |
средний (базовый) |
Обучающийся осуществляет контроль при наличии эталона |
2 балла |
|
низкий |
Обучающийся осуществляет контроль только при помощи взрослого |
1 балл |
3. Умения планировать свои действия
Критерий |
Уровни усвоения |
Качественные показатели |
Количественные показатели |
Умения планировать свои действия |
Высокий (повышенный) |
Обучающийся планирует и выполняет свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале |
3 балла |
средний (базовый) |
Обучающийся планирует и выполняет свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
2 балла |
|
низкий |
Обучающийся осуществляет планирование только при помощи взрослого |
1 балл |
4. Умения оценивать свои действия
Критерий |
Уровни усвоения |
Качественные показатели |
Количественные показатели |
Умения оценивать свои действия |
Высокий (повышенный) |
Обучающийся адекватно оценивает правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
3 балла |
средний (базовый) |
Обучающийся оценивает правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки |
2 балла |
|
низкий |
Обучающийся осуществляет оценку действий при поддержке взрослого |
1 балл |
- Коммуникативные универсальные учебные действия
Для определения уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий были проведены следующие диагностические методики, которые соответствую нижеперечисленным критериям:
1. Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»).
Цель: выявление уровня сформированности действия по передачи информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
Критерии оценки коммуникативных универсальных учебных действий
1. Умение объяснить свой выбор
Критерий |
Уровни усвоения |
Качественные показатели |
Количественные показатели |
Умение объяснить свой выбор |
Высокий (повышенный) |
Обучающийся может построить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора, ответить на поставленные вопросы |
3 балла |
средний (базовый) |
Обучающийся может построить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора |
2 балла |
|
низкий |
Обучающийся затрудняется в построении понятных для партнера высказываний при объяснении своего выбора |
1 балл |
2. Умение задавать вопросы
Критерий |
Уровни усвоения |
Качественные показатели |
Количественные показатели |
Умение задавать вопросы |
Высокий (повышенный) |
Обучающийся может сформулировать вопрос, необходимый для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
3 балла |
средний (базовый) |
Обучающийся формулирует вопрос |
2 балла |
|
низкий |
Обучающийся затрудняется при формулировки вопросов |
1 балл |
Личностные планируемые результаты
Для определения уровня сформированности личностных результатов были проведены следующие диагностические методики, которые соответствую нижеперечисленным критериям:
1. Методика «Беседа о школе» (Модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера).
Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.
Критерии сформированности личностных планируемых результатов
1. Внутренняя позиция школьника
Критерий |
Уровни усвоения |
Качественные показатели |
Количественные показатели |
Внутренняя позиция школьника |
Высокий (повышенный) |
У обучающегося сформирована внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний |
3 балла |
средний (базовый) |
У обучающегося сформирована внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» |
2 балла |
|
низкий |
У обучающегося только формируется внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. |
1 балл |
Приложение № 2.
Лист наблюдений для определения уровня развития познавательных универсальных учебных действий
Умения ФИ учеников |
Умение анализировать объекты с целью выделения признаков |
Умение выбрать основание для сравнения объектов |
Умение выбрать основание для классификации объектов |
Умение доказать свою точку зрения |
Умение определять последовательность событий |
Умение определять последовательность действий |
Умение использовать знаково-символические средства |
Умение кодировать и декодировать информацию |
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде |
Средне арифметическое |
|||||||||
Начальная диагностика |
Повторная диагностика |
Начальная диагностика |
Повторная диагностика |
Начальная диагностика |
Повторная диагностика |
Начальная диагностика |
Повторная диагностика |
Начальная диагностика |
Повторная диагностика |
Начальная диагностика |
Повторная диагностика |
Начальная диагностика |
Повторная диагностика |
Начальная диагностика |
Повторная диагностика |
Начальная диагностика |
Повторная диагностика |
||
Лист наблюдений для определения уровня развития регулятивных универсальных учебных действий
Умения ФИ учеников |
Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи |
Умение контролировать свои действия |
Умения планировать свои действия |
Умения оценивать свои действия |
Средне арифметическое |
||||
Начальная диагностика |
Повторная диагностика |
Начальная диагностика |
Повторная диагностика |
Начальная диагностика |
Повторная диагностика |
Начальная диагностика |
Повторная диагностика |
||
Лист наблюдений для определения уровня развития коммуникативными универсальных учебных действий
Умения ФИ учеников |
Умение объяснить свой выбор |
Умение задавать вопросы |
Средне арифметическое |
||
Начальная диагностика |
Повторная диагностика |
Начальная диагностика |
Повторная диагностика |
||
Лист наблюдений для определения уровня сформированности личностных результатов
Умения и уровень ФИ учеников |
Выделение цели задания |
Средне арифметическое |
|||||||
Начальная диагностика |
Повторная диагностика |
||||||||
Лист наблюдений для определения уровня освоения предметных результатов
Разделы уровни ФИ учеников |
Отличительные признаки и составные части предметов |
План действий и его описание |
Множества |
Логические рассуждения |
Средне арифметическое |
||||