Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» (1–4 классы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса предназначена для обучающихся начальной школы (1 – 4 классы).
Главное назначение начальной школы – воспитательное.
Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника.
Годы обучения в школе – это период человеческой жизни, специально отведённый для усвоения основ научного, этического, эстетического и других видов опыта человечества.
Судьба ребёнка во многом зависит от того, что он усвоит из социального опыта и как усвоит.
Изучение лингвистических интересов обучающихся показывает, как велико желание младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Программа курса как раз рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке.
Занятия кружка ориентируют ребёнка на различные наблюдения над лексической стороной слова, дают ему возможность увидеть, как живёт слово в тексте. Такой подход к изучению слова позволяет, связывая занятия кружка с уроками русского языка и литературного чтения, обогатить знания детей о слове. Кроме того, этот подход готовит обучающихся к лучшему восприятию раздела «Лексика», изучаемого в среднем звене.
Практические занятия кружка во всех классах имеют также в виду обогащение словаря и развитие речи обучающихся.
Общее направление программы внеурочной деятельности – работа над содержательной стороной слова, позволяет также затронуть некоторые темы, выходящие за пределы школьной программы (история письменности, книгопечатания, обучение русскому языку).
Все занятия кружка строятся на основе занимательности, которое способно возбудить у детей непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний.
На занятиях с первоклассниками, особенно на первых порах, когда они ещё не овладели техникой чтения, используется «звучащее слово» (чтение учителем или аудиозапись произведений). Звучащее слово повышает эмоциональное воздействие на ребёнка, помогает детскому воображению создать живописные картины, яркие образы.
Ещё одна главнейшая задача – развитие познавательных интересов детей.
Формирование познавательных интересов - не самоцель, а воспитание творческой личности, готовой свои познавательные возможности использовать на общее дело.
Познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека. Ребёнок не родится с готовым умом, готовой способностью к познанию. Учебная деятельность требует от ребёнка вполне определённых познавательных средств. Познавательные действия необходимы не только для теоретической, но и для практической деятельности.
Принцип активности хорошо известен педагогам. Без деятельности ученика учитель не сможет достичь поставленных целей.
В программе предусмотрен материал для обучения детей литературному творчеству (умение пользоваться письменной речью).
Занятия кружка рекомендуется проводить в атмосфере сотрудничества между учениками и между учениками и учителем. Сотрудничество должно быть основано на уважении к ребёнку; работа организовывается в атмосфере непринуждённости и раскованности.
На занятиях кружка должны быть созданы условия, которые требовали бы естественного использования письменной речи. Другими словами, необходимо обеспечить мотивацию деятельности обучающихся, открыть им личностный смысл использования письменной речи. Письменная речь должна формироваться как единство действий порождения смыслового содержания текста и его выражения. Создавая игровые ситуации, письменная речь используется как средство общения: дети сначала пишут короткие тексты, письма товарищам, потом сочинения занимательного характера (небылицы, сказки, фантазии…). Став старше, дети сочиняют на более сложные, научно-познавательные темы, инсценируют сказки, свои произведения и т. п.
Цель данной программы: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, содействовать развитию речи обучающихся, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать интерес к предмету.
Задачи программы:
обогащение словаря;
развитие устной и письменной речи;
совершенствование работы над содержательной стороной слова;
активизация познавательных интересов;
раскрытие творческих способностей;
развитие образного и логического мышления;
воспитание доброжелательности, толерантности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» реализуется через занятия кружка.
Деятельностный подход в этой программе осуществляется через такие формы работы, как сочинения, конкурсы, КВН, поиск информации в источниках по русскому языку, викторины, различные игры и др.
Место проведения занятий: учебный кабинет.
Рекомендуется проводить внеурочное занятие с 2-4 динамическими моментами (ДМ), когда обучающиеся не сидят за партами, а перемещаются по классу, играют, инсценируют и т. д.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 135 часов.
1 класс – 33 часа (теория – 5 часов, практика – 28 часов)
2 класс – 34 часа (теория – 7 часов, практика – 27 часов).
3 класс – 34 часа (теория – 8 часов, практика – 26 часов).
4 класс – 34 часа (теория – 8 часов, практика – 26 часов).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
учебно-познавательный интерес к предмету;
чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой культурой;
умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;
формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
развитие морально-этического сознания;
формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение учитывать установленные правила в планировании;
умение решать проблемы творческого характера;
умение адекватно воспринимать оценку;
умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой
ситуации.
Познавательные универсальные учебные действия:
умение добывать новые знания;
умение перерабатывать информацию;
умение строить суждения в простой форме;
умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;
интерес к познанию природы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
умение договариваться;
умение работать в паре, группе, коллективе;
умение адекватно использовать речевые средства;
умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(1 класс)
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
Дата |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
Самые дорогие и добрые слова |
10 |
2 |
8 |
|||
1 |
Вводное занятие. Значение русского языка |
1 |
1 |
|||
2-4 |
Волшебные слова |
3 |
1 |
2 |
||
5-7 |
Важные слова |
3 |
3 |
|||
8-9 |
Дорогие слова |
2 |
2 |
|||
10 |
Праздник «День Вежливости» |
1 |
1 |
|||
Чудесные превращения слов |
10 |
2 |
8 |
|||
11-12 |
Игры «Буква заблудилась», «Добавь букву»… |
2 |
1 |
1 |
||
13-14 |
Игры «Спрятавшееся слово», «Эхо»… |
2 |
2 |
|||
15-16 |
Игра в слова |
2 |
2 |
|||
17-19 |
Игры «Флот помог», «Телефон»… |
3 |
1 |
2 |
||
20 |
Праздник «Путаница» |
1 |
1 |
|||
Звуки в слове |
10 |
1 |
9 |
|||
21-22 |
Игры «Произноси правильно», «Повтори скороговорку» |
2 |
1 |
1 |
||
23-24 |
Скороговорка в ребусе |
2 |
2 |
|||
25-26 |
Лесная школа |
2 |
2 |
|||
27-28 |
Считалки |
2 |
2 |
|||
29-30 |
Конкурс скороговорок, считалок, поговорок. |
2 |
2 |
|||
Тематические группы слов |
3 |
3 |
||||
31 |
Игры «Кто? и Что?», «Какой?», «Что делает?» |
1 |
1 |
|||
32 |
Игры «Растения», «Животные», «Времена года» и др. |
1 |
1 |
|||
33 |
КВН |
1 |
1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(2 класс)
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
Дата |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
Слово или не слово |
4 |
2 |
2 |
|||
1-2 |
Вводное занятие. Игра «Слово или не слово» |
2 |
1 |
1 |
||
3-4 |
Игры «Составь слово», «Угадайка» |
2 |
1 |
1 |
||
Многозначные слова |
10 |
2 |
8 |
|||
5-6 |
Разные значения слов |
4 |
1 |
3 |
||
7-12 |
Игры «Про хвосты и головы», «Два значения» |
5 |
1 |
4 |
||
13 |
Викторина «Угадай значение слова» |
1 |
1 |
|||
Слова-близнецы |
10 |
2 |
8 |
|||
14-18 |
Омонимы. Игра «Кто вы?» |
5 |
1 |
4 |
||
19-22 |
Игры «Узелки на память», «Про Фому и про Ерёму» |
4 |
1 |
3 |
||
23 |
Викторина «Слова-близнецы» |
1 |
1 |
|||
Слова-друзья |
10 |
1 |
9 |
|||
24-26 |
Синонимы. Игра «Незнайка» |
3 |
1 |
2 |
||
27-29 |
Слова-друзья в пословицах |
2 |
2 |
|||
30-31 |
Четырьмя буквами |
2 |
2 |
|||
32-33 |
Так ли в сказке? |
2 |
2 |
|||
34 |
КВН «Слова-друзья» |
1 |
1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(3 класс)
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
Дата |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
Слова-противники |
10 |
1 |
9 |
|||
1-4 |
Антонимы. Игры «Угадай слово», «Ленивый и прилежный» |
4 |
1 |
3 |
||
5-9 |
Игры «Закончи пословицу», «И грустно и радостно» |
5 |
5 |
|||
10 |
Игра «Умники и умницы» |
1 |
1 |
|||
Почему их так называют? |
10 |
2 |
8 |
|||
11-15 |
Происхождение слов. |
5 |
1 |
4 |
||
16-19 |
Что за птица? Что за зверь? Что за рыба? |
4 |
1 |
3 |
||
20 |
Праздник слов |
1 |
1 |
|||
Устаревшие слова |
10 |
3 |
7 |
|||
21-25 |
Забытые слова |
5 |
3 |
2 |
||
26-29 |
О чём расскажут нам фамилии? |
4 |
4 |
|||
30 |
Конкурс «Непонятные слова» |
1 |
1 |
|||
Новые слова |
4 |
1 |
3 |
|||
31-32 |
Неологизмы. Игра «Новое слово» |
2 |
1 |
1 |
||
33 |
Игры «Какое слово моложе?», «Три слова» |
1 |
1 |
|||
34 |
Праздник слов |
1 |
1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(4 класс)
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
Дата |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
Слова-пришельцы |
10 |
1 |
9 |
|||
1-4 |
Иноязычные слова в русском языке. |
4 |
1 |
3 |
||
5-9 |
Игры «Где пришелец?», «Откуда он?» и др |
5 |
5 |
|||
10 |
Праздник «Пришли и прижились» |
1 |
1 |
|||
Крылатые слова и выражения |
10 |
1 |
9 |
|||
11-14 |
Фразеологические обороты. Игра «Попались на удочку» |
4 |
1 |
3 |
||
15-19 |
Игры «Ноги в руки!», «Одним словом» и др. |
5 |
5 |
|||
20 |
Праздник крылатых выражений. |
1 |
1 |
|||
Грамотейка |
10 |
6 |
4 |
|||
21-22 |
Из истории письменности |
2 |
2 |
|||
23-24 |
Откуда книга пришла? Викторина «Поговорим о книге» |
2 |
2 |
|||
25-26 |
Игра «Пиши и произноси правильно» |
2 |
1 |
1 |
||
27-29 |
Викторина «Грамотейка». Игра «Умнички» |
2 |
1 |
1 |
||
30 |
Конкурсно-игровая программа «Книжкино царство – мудрое государство» |
2 |
||||
О словах |
4 |
4 |
||||
31-32 |
Что мы узнали о словах? Викторина «Что кроется в слове?» |
2 |
||||
33 |
Праздник слов |
1 |
||||
34 |
Итоговое занятие |
1 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1 класс (33 часа)
Самые дорогие и добрые слова (10 часов)
Значение русского языка в жизни людей. Красота и богатство русского языка.
Слова грустные, весёлые, маленькие, большие, вежливые, важные.
Волшебные слова: спасибо, пожалуйста, извините, простите…
Важные слова: Родина, Россия, Москва, Красная площадь, мама, папа, школа, товарищи, учителя, родной край Кузбасс, родной город Ленинск-Кузнецкий…
Праздник «День Вежливости».
Чудесные превращения слов (10 часов)
Рассказ А.Шибаева «Одна буква». Игры «Сом дом», «»Замени букву» «Какое слово задумано?», «Два колодца», «Метаграмма», «Забавные недоразумения», « Что получилось?», «Лото», «Лето», Спрятавшееся слово», Эхо», «Флот помог» и др.
Звучащее слово: Н.Найдёнова «Две шарады», Г.Воловик «Недалеко разгадка скрыта», А.Шибаев «Озорные буквы», Н.Матвеева «Путаница».
Праздник «Путаница».
Звуки в слове (10 часов)
Игры «Что слышно в звуках?», «Разгадайте загадки», «Самое трудное задание», «Скороговорка в ребусе», «Составь предложение», «Лесная школа», «Скороговорка» и др.
Звучащее слово: Д.Радович «Дети, вы слышали о корабле?», Е.Верейская «Сорок сорок», В.Капралова «Лена искала булавку», В.Викторов «Был в саду переполох», С.Коган «Вёз на горку Саня сани», С.Погореловский «Ежедневно по утрам», В.Левин «Вместе с тучей», Э.Мошковская «Нам к девяти», В.Суслов «В тишине лесной глуши», «На хоря напала хворь», М.Матусовский «Скороговорка», И.Демьянов «Считалки», «Плачет Костя» и др.
Конкурс скороговорок, считалок, поговорок.
Тематические группы слов (3 часа)
Группировка слов по темам. Темы: дикие животные, домашние животные, деревья, грибы, профессии, строения, цветы, игрушки, книги, времена года, название дней недели, части суток, осадки и др.
Игры «Кто? и Что?», «Какой?», «Что делает?», «У кого Илюша чистил клетки?», «Двенадцать поваров», «Какого цвета?», «Какой формы?», «Какого размера?» и др.
Звучащее слово: П.Башмаков «В понедельник», Л.Дружинина «Собирайтесь»,О.Тарнопольская «Стоят в поле сестрички»,Б.Тимофеев «Я шариком пушистым», В.Фетисов «Эх, звоночки», И.Токмакова «Букваринск», Е.Руженцев «Сказка про краски»Л.Куклин «Какого цвета луг?», «Отчего луг красный?», Е.Трутнева «Загадки»,В.Коркин «Что растёт на нашей грядке?» и др. КВН «Кто в какой группе?
2 класс (34 часа)
Слово или не слово? (4 часа)
Междометия, предлоги, союзы, местоимения, частицы.
Игры «Ох! и Ах!», «Он, она, оно, они», «Пятый лишний», «Составь слово», «Вставьте буквы», «Какие слова», «Переставленные буквы», «Отгадайка», «Перекрёсток», «Помогите Леночке», «Узелки на память», «Незнакомое слово» и др.
Звучащее слово: И.Токмакова «Плим», Н.Кончаловский «Про овощи», О.Григорьев «Мама мол мыла», Л.Виноградов «Три матрёшки», О.Дриз «Привет», Л.Кондрашенко «Тарарам», Н.Слепакова «Кабутта», Ю.Ермолаев «Незнакомое слово», И.Туричин «Шефы» и др.
Многозначные слова (10 часов)
Однозначные и многозначные слова.
Несколько значений одного слова. Основное и вторичное значения слова.
Игры «Язык», «Колокольчик», «Золотая», «Носы и хвосты», «Морж», «Крепкий», «Машины», «Пятачок», «Шишка», «Горлышко», «Два значения», «Кто больше?», «Что делают часы?», «Барометр упал», «Не достал!», «Гребешок» и др.
Звучащее слово: И.Токмакова «В чудной стране», А.Шибаев «Не жалейте пятачка», «Баранка», «Лук», Е.Петрищева «Бросил», Б.Рябинин «Острые вещи», С.Маршак «Загадка», Ф.Бобылёв «Отчего ты плачешь, друг?», А.Власов «Самовар», Г.Бойко «Два значения», В.Орлов «Что делают часы?», К.Кублинскас «Лиса и петух», Э.Киселёва «Молоко убежало», А.Стройло «Морж», Ю.Коринец «Лапки», «Твой след», Е.Авдиенко «Осень», В.Коркин «Золотые руки», И.Снегова «Бьют часы» и др.
Викторина «Угадай значение слова»
Слова-близнецы (10 часов)
Омонимы (Ключ Часть речи ода и та же). Омоформы (Мой – гл. и мест). Омофоны (Гриб и грипп). Различие омонимов, омоформов и многозначных слов.
Игры «Ключ», «Мир», «Худой», «Кнопка», «Коса», «Завод», «Засыпать», «Три» и др.
Звучащее слово: А.Шибаев «Храбрая мушка», «Быки», «Лисички», Б.Гольдберг «Коса», В.Лифшиц «Ключ», Я.Козловский «Вы откуда, молодцы?», Н.Сладков «Овсянка», А.Кузичёв «Звёзды», Г.Шмань «Лисичка» и др.
Викторина «Слова – близнецы».
Слова – друзья (10 часов)
Синонимы.
Игры «Родник и ключ», «Небольшая и маленькая», «Бураны, вьюги и метели», «Боец и воин», «Спеши да поторапливайся», «Четырьмя буквами», «Второе название животного», «Назови по-другому», «Одно из двух», «А как по-другому?», «Знаете ли вы?», «Так ли в сказке?», и др.
Звучащее слово: Д.Лукич «Ключ», А.Барто «Родник», В.Берестов «Бураны», И.Токмакова «Зябнет осинка», М.Дудин «Деревья», Е.Аксельрод «Солнце», А.Усанова «Улетела злая вьюга», В.Орлов «Ночь», «За морем теплее, а дома светлее» (сказка), А.Митяев «Долг» и др.
КВН «Слова – друзья».
3 класс (34 часа)
Слова – противники (10 часов)
Антонимы.
Игры «Труд и лень», «Весёлый и грустный», «Ленивый и прилежный», «Узелки на память», «Напоминайкин просит слова», «И грустно и радостно», «Четверо друзей», «Берёза, тополь, липа», «Наоборот», «Кто прав?» и др.
Звучащее слово: Б.Тимофеев «Далеко мой стук слышится вокруг», «В.Орлов «Спор», П.Ребро «Кто прав?», «Г.Сапгир «Яблоко», Д.Родари «Тараторка», К.Ушинский «Ленивый и прилежный», Н.Найдёнова «Загадка», Н.Сладков «Чёрным по белому», С.Баруздин «Какое над нами небо?», Г.Поженян «Звёзды» и др.
Игра «Умники и умницы».
Почему их так называют? (10 часов)
Происхождение слов (Этимология). Жизнь слова. Рождение и отмирание слов. Заимствованные слова.
Игры: «В зоопарке», «Почему так птицу назвали?», «Что кроется в названии животного?», «Почему так рыбу зовут?», «Лёгкие вопросы», «Знаете ли вы?», «Почему так названы растения?», «Что за гриб?», «Какие это цветы?», «Какое насекомое?» и др.
Звучащее слово: Е.Ильин «Ежевика», «Поползень», Е.Трутнева «Подсолнух», Н.Сладков «Имена птиц», В.Берестов «Мать-и-мачеха», Г.Ганейзер «Что звери на лугу забыли?» и др.
Праздник слов.
Устаревшие слова (10 часов)
Архаизмы.
Игры: «Слова-долгожители», «Изменившиеся слова», «Архаизмы в юморе, сатире, иронии», Кому принадлежат эти предметы?», Что делали раньше этими предметами?», «Какие слова стали вместо устаревших?», «Что кроется в фамилиях?», «Почему так говорят?», «Кем он будет?», «Напоминайкин глаголит», «Знаете ли вы?», «Непонятные слова», «Забытые слова» и др.
Конкурс «Непонятные слова»
Новые слова (4 часа)
Неологизмы.
Игры: «Новые слова», «Новый предмет», «Откуда это слово?», «Какое слово моложе?», «Ответьте!», «Три слова», «А вы знаете?», «Два новых слова», «Напоминайкин произносит речь», Что это за зверь?», «Знаете ли вы?», «Узелок на память» и др.
Звучащее слово: Г.Сапгир «Ту» летит», «Завтра», «Мы забрались в этот шар», Г.Граубин «Шишкопад», Н.Егоров «От села до переката», И.Демьянов «За обедом», В.Голяховский «Листопад», Я.Аким «Космонавт», С.Сахарнов «Рам и Рум», М.Родина «Я был на Луне», «Товарищ» (по Жарикову), Б.Раевский «Пионеры» и др.
Праздник слов.
класс (34 часа)
Слова – пришельцы (10 часов)
Заимствованные слова.
Игры: «Слова из Франции», «Слова из Турции», «Слова из Германии», «Слова-иностранцы», «Шесть и шесть», «Как вы понимаете?», «Почему так называют?» и др.
Звучащее слово: И.Орловска «Братья-месяцы», А.Угрюмов «О наших именах» и др.
Праздник «Пришли и прижились».
Крылатые слова и выражения (10 часов)
Фразеологические обороты.
Игры: «Держать язык за зубами», «Попались на удочку», «Прикуси язык», «Шиворот навыворот», «На всю ивановскую», «Три загадки», «Ноги в руки», «Где раки зимуют?», «Одним словом», «Напоминайкин выступает», «Дать и взять», «Кто больше?», «Знаете ли вы?» и др.
Звучащее слово: С.Баруздин «Жил-был гусак», М.Рыльский «Мухи белые летели», В.Викторов «За домом», Б.Заходер «Ноги в руки», «Н.Сладков «Три загадки», А.Ситковский «Всё лучшее», Ю.Коринец «Круглый год»,
Праздник крылатых выражений.
Грамотейка (10 часов)
Орфографическая зоркость.
Игры: «Говори как робот», «Эхо», «Повторяйка», «Посидим, поокаем!», «Запомни и напиши», «Слова с безударными гласными в корне», «Слова с парными согласными в корне слова», «Найди слово», «Где спряталась орфограмма?», «Найди орфограмму», «Почему большая буква?» и др.
Конкурсно-игровая программа «Книжкино царство – мудрое государство».
О словах (4 часа)
Что мы знаем о словах? Антонимы, синонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы…
Викторина «Что кроется в слове?».
Праздник слов.
Итоговое занятие.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарёв Ю.А. «Русское слово», М.: «Просвещение», 1998г.
2.Волина В.В. «Занимательное азбуковедение», М.: «Просвещение», 1991г.
3.Даль В.И. «Пословицы русского народа», М.: «Просвещение»,1990г.
4.Львов М.Р. «Методика развития речи младших школьников», М., «Просвещение»,1995г.
5.Маршак С.Я. «Сказки, песни, загадки», М., «Детгиз», 1992г.
6.Светловская Н.Н. «Путь первоклассника к книгам», М., «Педагогика», 1994г.
7.Сергеев В.Н. «Новые значения старых слов», М., «Просвещение», 1997г.
8.Талызина Н.Ф. «Формирование познавательной деятельности младших школьников», М., «Просвещение», 1998г.
9.Ушаков Н.Н. «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах», М., «Просвещение», 1991г.
Приложение
Внеклассное мероприятие «День вежливости»
Цели: 1. Воспитывать вежливое отношение к окружающим
Оборудование: таблица «Волшебные слова», реквизит к сценке «Волшебное слово».
Ход мероприятия: 1. Оргмомент. (Таблица «Волшебные слова»)
Учитель. Сегодня мы проводим итоговое занятие месячника вежливости – «День вежливости». Проверим на практике, как вы умеете пользоваться этими словами.
-Какие «Волшебные» или «Вежливые» слова вы знаете?
-Почему так говорят «Как аукнется, так и откликнется», «Чего себе не хочешь, того и другому не делай», «Язык острее меча»?
-От чего зависит сила волшебных слов? Как их надо произносить? (Вежливые слова надо произносить приветливо, глядя на того, к кому обращаешься).
-Что никогда не делает вежливый человек? (Вежливый человек не бывает грубым, не высмеивает людей и не дразнит своих товарищей).
2. Домашнее задание.
Сценка «Волшебное слово» по одноимённому рассказу В.Осеевой.
Действующие лица: Павлик, старик, Лена, бабушка, брат.
(На скамейке сидит старик и зонтиком что-то чертит на песке. Рядом садится разъярённый мальчик)
Старик. Да ты только что кричал, плакал, сердился.
Мальчик. А Вам то что?
Старик. (Разглаживая бороду).
- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза тому. С кем говоришь. Помни – тихим голосом…
Павлик. (Раскрыв рот).
-А какое слово?
Старик (Наклонился к мальчику и что-то прошептал).
- Это волшебное слово. Не забудь, как нужно говорить его.
Павлик (Вбегая в комнату к сестре).
- Лена, дай мне одну краску…пожалуйста…
Лена (Удивлённо).
-Ка-кую тебе?
Павлик. Мне синюю. (Подержав краску в руке, отдаёт её сестре).
- Пойду к бабушке. (Павлик подошёл к бабушке и обнял её).
- Дай мне кусочек пирожка…пожалуйста.
Бабушка (Широко улыбнувшись).
- Горяченького…горяченького захотел, голубчик мой!
Павлик (Подпрыгивая).
- Волшебник! Волшебник!
Павлик (Обращаясь к брату за столом).
- Возьми меня покататься на лодке…пожалуйста.
Лена. Возьми его. Чего тебе стоит!
Бабушка. Ну, отчего не взять. Конечно, возьми.
Старший брат. (Громко засмеявшись).
- Эх, ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
Павлик. (Выскакивая из-за стола).
- Помогло! Опять помогло!
Урок вежливости
Медведя лет пяти-шести учили как себя вести.
- В гостях, медведь, нельзя реветь, нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться, снимать пред ними шапку,
Не наступать на лапу и не ловить зубами блох и не ходить на четырёх.
Не надо чавкать и зевать, а кто зевает всласть тот должен лапой прикрывать разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь, и уступай прохожим путь, а старых уважай.
И бабушку-медведицу в туман и гололедицу до дома провожай.
Так мишку лет пяти-шести учили как себя вести.
Хоть с виду стал он вежливым, остался он медвежливым.
Он кланялся соседям – лисицам и медведям, знакомым место уступал, снимал пред ними шляпу, а незнакомым наступал всей пяткою на лапу.
Совал куда не надо нос, топтал траву и мял овёс,
Наваливался брюхом на публику в метро, и старикам, старухам грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти-шести учили как себя вести.
Но видно воспитатели напрасно время тратили.
Вежлив Витя или нет?
Малыша обидел Витя, но пред школою в строю, Витя просит:
- Извините, я ошибку признаю.
На урок пришёл учитель, положил на стол журнал.
Следом Витя: «Извините, я немного опоздал».
Спор давно ведётся в классе: «Вежлив Витя или нет?»
Разберитесь в споре нашем и пришлите нам ответ.
Простите
Папа разбил драгоценную вазу, бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашёлся, взглянул им в глаза и робко и тихо «Простите» сказал.
И мама молчит, улыбается даже: «Мы купим другую, есть лучше в продаже».
«Простите» - казалось бы, что в нём такого. А вот ведь какое чудесное слово!
(Н.Юсупов)
Случай в трамвае
Мальчик сидел у окошка трамвая, по сторонам из окошка зевая.
Рядом стоял, возвращаясь домой, с папкой в руках гражданин молодой.
Мальчик, заметив такую картину, место своё уступил гражданину.
Долго не стал гражданин возражать – старших положено всем уважать.
Было в трамвае и людно, и тесно, и гражданин уступил своё место:
Он усадил пожилого мужчину, сунул под лавку его же корзину.
Только недолго сидел и мужчина, важной была и на это причина:
Как не уважить почтенного старца, мог ли мужчина на месте остаться?
Старец довольный в окошко глядит, мимо него новый город летит.
Всё изменилось – в погоде, в природе, а уваженье осталось в народе.
(Пулат Мумин, перевёл Ю.Кушак)
Попробуй волшебником стать.
Стать добрым волшебником ну-ка попробуй. Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого – одно удовольствие, честное слово!
На клумбе цветок – его листья повисли. Грустит он. О чём? угадай его мысли.
Он хочет напиться. Эй, дождик, полей! И дождик струится из лейки моей.
***
Дядя Стёпа огорчён. Рассказал он вот о чём:
Настя – славная девчонка, Настя ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти я не слышу слова (Здравствуйте).
А слово-то какое – очень дорогое.
Встретил Витю я соседа. Встреча грустною была:
Налетел он как торпеда, налетел из-за угла.
Но представьте! Зря от Вити ждал я слова (Извините).
А слово-то какое – очень дорогое.
Он про внучку говорил: - Экая досада! Я портфель ей подарил,
Вижу – очень рада! Но нельзя ж молчать как рыба.
Ну сказала бы … (Спасибо).
Слово-то какое – очень дорогое!
(Шкатова Л.А.)
3. Игра «Вежливые ребята».
(По мере надобности в рассказ вставляются «волшебные» слова)
Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел и с удовольствием рассматривал улицы. На остановке в салон автобуса вошла женщина с грудным ребёнком. Вова встал и сказал ей (Садитесь пожалуйста). Женщина была очень вежливой и сказала Вове (Спасибо). Вдруг автобус резко затормозил. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал (Извините, пожалуйста).
4.Итог мероприятия.
Ролевые игры.
( Дети показывают, как бы они поступили на небольших сценках с участием одноклассников)
- Как надо произносить вежливые слова?
(В сценке участвуют два человека. Петя забыл учебник по чтению дома. Он просит у Оли чтение на один урок. Петя благодарит девочку за учебник).
- Что бы ты сделал, если бы случайно наступил кому-то на ногу?
(В сценке участвуют до десяти человек, изображая давку в автобусе. Игорь наступает на ногу гражданину в очках и просит у него прощения).
- Если тебе надо что-то попросить у одноклассника, как ты это сделаешь?
(В сценке участвуют два человека. Катя просит у Лены зелёный карандаш, чтобы раскрасить листья на дереве).
Памятка вежливого человека
* НИКОГДА НЕ ГРУБИ ЛЮДЯМ.
* НЕ ОБЗЫВАЙ ТОВАРИЩЕЙ.
* ПОЛЬЗУЯСЬ ВЕЖЛИВЫМИ СЛОВАМИ, БУДЬ ИСКРЕННИМ.
* ГОВОРИ ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА ТИХИМ ГОЛОСОМ, ГЛЯДЯ ПРЯМО В ЛИЦО ТОМУ ЧЕЛОВЕКУ, К КОТОРОМУ ОБРАЩАЕШЬСЯ.
* НЕ ДЕЛАЙ И НЕ ГОВОРИ ДРУГИМ ТОГО, ЧЕГО СЕБЕ НЕ ЖЕЛАЕШЬ.
* УВАЖАЙ ВЗРОСЛЫХ.
* НЕ ОБИЖАЙ МЛАДШИХ.
* УСТУПАЙ МЕСТО В ТРАНСПОРТЕ СТАРШИМ И МАЛЕНЬКИМ ДЕТЯМ.
* ВЕЖЛИВЫМ И ПОЧТИТЕЛЬНЫМ БУДЬ НЕ ТОЛЬКО В ОБЩЕСТВЕННЫХ
МЕСТАХ, НО И ДОМА.
* ПОЧИТАЙ РОДИТЕЛЕЙ, ПОМОГАЙ ПО ДОМУ, НЕ ДОЖИДАЯСЬ ПРОСЬБ.
* ПОЧИТАЙ УЧИТЕЛЯ, КАК СВОЕГО РОДИТЕЛЯ.
Дополнительный материал к мероприятию
Вежливый поступок
Было лето, пели птички. Павлик ехал в электричке.
Вдруг на станции Фили две девчонки в дверь вошли.
Не толкаются девчонки. Скромно стали в уголке.
Павлик понял: «Иностранки! Это видно по осанке!
Может быть, они туристки, в первый раз у нас в стране?»
И с трудом он по-английски произнёс: «Позвольте мне
Пригласить вас на скамью! Ну, а сам я постою!»
Было лето, пели птички. Две девчонки в электричке
Сели у окна. «Между прочим, мы москвички», -
Улыбается одна. Павлик крикнул: «Как же так!
Значит, я попал впросак?» И теперь не пьёт, не ест он!
Посочувствуем ему. Уступил девчонкам место неизвестно почему!
(Агния Львовна Барто)
Вежливое слово
Театр открывается! К началу всё готово! Билеты предлагаются за вежливое слово!
За три часа открылась касса, собралась народу масса.
Даже ёжик пожилой притащился чуть живой.
-Подходите, ёжик, ёжик! Вам билет в каком ряду?
-Мне поближе: плохи вижу, вот спасибо, ну пойду!
Говорит Овечка: - Мне одно местечко! Вот моё «Благодарю» – доброе словечко.
Утка: - Кряк! Первый ряд! Для меня и для ребят!
И достала Утка «Доброе утро!».
И Олень: - Добрый день! Если только вам не лень, уважаемый кассир,
Я бы очень попросил мне, жене и дочке дайте лучшие места, вот моё «Пожалуйста».
И вдруг отпихнув старух, стариков, барсуков, бурундуков…
Вдруг ворвался косолапый, отдавив хвосты и лапы, стукнул зайца пожилого…
-Касса, выдай мне билет!
-Ваше вежливое слово?
-У меня такого нет!
-Не получите билет!
-Мне билет!
-Нет и нет!
Не стучите, не кричите, до свидания, привет!
Косолапый зарыдал и ушёл он со слезами, и ушёл к мохнатой маме.
Мама шлёпнула слегка косолапого сынка и достала из комода очень вежливое что-то...
Развернула, и стряхнула, и чихнула, и вздохнула:
-Ах, слова какие были! И не мы ли их забыли?
Изволь, позволь…Их давно уж съела моль!
Бедные «Пожалуйста», что от них осталося?
Театр открывается! К началу всё готово! Билеты продаются за вежливое слово!
Вот уже второй звонок! Медвежонок со всех ног подбегает к кассе…
-До свидания, здравствуйте, доброй ночи и рассвета, замечательной зари!
И кассир даёт билеты – не один, а целых три!
-С Новым годом! С новосельем! Разрешите вас обнять!
И кассир даёт билеты – не один, а целых пять!
-Поздравляю с днём рожденья! – приглашаю вас к себе.
И кассир от восхищенья постоял на голове!
И кассиру всё под силу, очень хочется запеть:
«Очень, очень-очень-очень вежливый медведь!!
-Благодарен, извиняюсь!
-Славный парень!
-Я стараюсь!
-Вот какая умница1
Вот идёт медведица, и она волнуется и от счастья светится.
-Здравствуйте, медведица, знаете, медведица, славный мишка ваш сынишка,
Даже нам не верится! «Почему не верится?» - говорит медведица.
-Мой сыночек молодец! До свидания! Конец!
(Эмма Мошковская)
Игра «Вежливое слово»
-Расстаётся даже ледяная глыба от слова тёплого (спасибо).
-Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).
-Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).
-Мальчик вежливый, развитый говорит при встрече (здравствуй).
-Когда нас бранят за шалости, говорим (прости, пожалуйста).
-И во Франции и в Дании на прощание говорят (до свидания).
Вежливый Индюк
Объявился в доме вдруг очень вежливый Индюк.
Раз по 30 в день, не реже, он кричал: «Эй, вы, невежи!
Заходите, что ли в гости – поучиться вежливости!
Я и сам, - кричал Индюк, - доктор Вежливых Наук.
И жена моя – пример замечательных манер!
Даже когда спит она, видно, что воспитана.
Не стесняйся ты, Осёл! Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь как рыба? Говори: «Приду, спасибо!»
Ты не будь свиньёй, Свинья, ждёт тебя моя семья.
Только раньше бы умыла ты своё свиное рыло».
Как ни бился он, однако к Индюку никто не шёл –
Ни Корова, ни Собака, ни Хавронья, ни Осёл.
Посинел Индюк от злости: «Не идут нахалы в гости!
Зря пропали все труды! Все они балды-балды!
И добавил с высоты своего величия:
«Не усвоили, скоты, правила приличия!»
(Я.Бжехви, в переводе Б Заходера)
Клятва рыцарей
Клянёмся рыцарями быть! Всегда спасибо говорить,
Добрый день, до свидания – нет в мире выше знания!
Клянёмся рыцарями быть! И лень и грубость позабыть,
Учиться этикету – науку помнить эту!
Клянёмся рыцарями быть! В борьбе со злом добро добыть,
Невежу разить мечом волшебным, и строгим словом, и целебным!
***
Достаётся недёшево счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего, чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся все земные труды,
Может, вырастил деревце на земле Кулунды?
Может строишь ракету, гидростанцию, дом?
Согреваешь планету плавок мирным трудом?
Иль под снежной порошей жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее – хорошеть самому!
(Л.Татьяничева)
Частушки
Заиграй-ка балалайка, балалайка три струны.
Запевайте, не зевайте, выходите плясуны!
Чтобы печка разгорелась, надо жару поддавать.
Чтоб частушка лучше пелась, надо пляской помогать!
Лида в круг вбежала смело, завертелась как юла,
И под музыку запела про знакомые дела!
Тётя Сима попросила слазить Витю на чердак,
-Извините, тётя Сима, я вам вовсе не батрак!
В поезд входят три юнната: «Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята, а то бабушки займут!
Говорит лентяйке мать: «Убери свою кровать!»
-Я бы мама убрала, только я ещё мала!
А наш Гриша ходит гордо, в ход пускает кулаки,
У задиры под глазами не проходят синяки!
Витя очень умный парень, может всё он смастерить,
Только «здравствуйте», «спасибо» не умеет говорить!
Доброта
В доме добрыми делами занята, тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас, добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра, было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты, в доме столько доброты,
Что от этой доброты приживаются цветы, рыбки, ёжики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо: «Это мама, мама, мама!»
(Л.Николаенко)
***
Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно в любую минуту, всегда!
А если кому-то поможет твоя доброта, улыбка твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Я и солнышко
Солнышко ясное встало. Доброе утро! – сказало.
-Доброе утро! – кричу я прохожим,
Весёлым прохожим на утро похожим.
Но если проснёшься – а дождик в окно
Стучит да стучит и без солнца темно?
-Доброе утро, друзья, всё равно…
Придумано мудро: «Доброе утро!»
24