Программа внеурочной деятельности в 3 классе «Риторика»
Риторика
3 класс
Рабочая программа
Составитель
учитель начальных классов
Михеева Ольга Сергеевна
1.Пояснительная записка
а) Программа разработана для преподавания курса "Риторика" в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «СОШ №20». При составлении программы был учтён учебный план МБОУ «СОШ №2» ст.9, ст.14 закона «Об образовании», «Типовое положение об учреждениях дополнительного образования», приложение к письму департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей МО и науки РФ от 11.12.2006 года № 06-1844, Сан ПиН 2.4.4.125 1-03,», методические рекомендации по разработке рабочих программ.
Нормативные документы, регламентирующие учебную программу:
Закон «Об образовании» ст.9, ст.14
Устав МБОУ «СОШ №20»
Сан ПиН для учреждений дополнительного образования 2.4.4.125 1-03
Типовое положение об учреждениях дополнительного образования
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (приложение к письму департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей МО и науки РФ от 11.12.2006 года № 06-1844)
Методические рекомендации по разработке рабочих программ
Образовательная программа МОУ «СОШ №20»
Федеральный закон «О государственной молодёжной политике в РФ»
Закон РХ «О реализации государственной молодёжной политики в РХ» от 6.05.2005
Закон РФ «О средствах массовой информации».
б) Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов.
Расписание занятий: один час в неделю
в) Преподавание предмета ведётся на основе УМК:
Т.А.Ладыженская . Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 3 класса. В 2 ч. . – Изд. 2 – е, доп. и перераб. – М.: Издательство Баласс; Издательство Ювента, 2014.
г) Цель изучения курса «Риторика»: научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Задачи курса:
- формирование умения анализировать и оценивать общение и речь;
- формировать умения общаться, создавать тексты, речевые жанры.
Способы фиксации результатов
• Составление диагностической карты
«Оценка результатов освоения программы».
Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
2.Основное содержание
№ |
Раздел |
Часы |
Общая характеристика |
1 |
Общение. |
1час |
Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче. Оценивать свое речевое поведение (свою речь) с точки зрения его соответствия речевой задаче |
2 |
Наука риторика. |
4час |
Анализировать и оценивать свою общительность: я очень общительный, малообщительный, общительный, необщительный человек. |
3 |
Учимся говорить. |
4час |
|
4 |
Слушаем, вдумываемся. |
1час |
Уместно пользоваться сигналами внимательного слушания. |
5 |
Учимся читать, писать |
2час |
|
6 |
Вежливое общение. |
5час |
Оценивать свою вежливость; определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо); осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений; понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова. |
7 |
Обобщение. |
1час |
|
8 |
Текст. |
3час |
|
9 |
Правильная речь. |
3час |
Определять, когда нарушения норм характеризуют говорящего (пишущего), а также затрудняют общение. Пользоваться толковым, орфоэпическим и другими словарями, осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово; |
10 |
Правила успешного пересказа. |
4час |
|
11 |
Поздравляю тебя, Вас. |
2час |
Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации. Поздравить с праздником (с успехом, с удачей и т.д.) и ответить на устное поздравление. |
12 |
Учись объяснять и доказывать. |
2час |
Определять тип текста; соотносить разновидность текста с его коммуникативной задачей и сферой употребления. Анализировать монолог и диалог с точки зрения речевого поведения коммуникантов. |
13 |
Что общего – чем отличаются. |
2час |
Анализировать сравнительные описания, их структуру, средства выражения сходства и различия сравниваемых предметов, понятий. Создавать сравнительные описания сходных предметов, понятий. Определять способ построения сравнительного высказывания (одновременное сопоставление; последовательное сопоставление). |
13 |
Обобщение. |
1час |
Определять тип текста. Анализировать сравнительные описания, их структуру. Создавать выборочный (подробный и сжатый) пересказ. Анализировать монолог и диалог с точки зрения речевого поведения коммуникантов. |
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3 класса
Предметные результаты
Формирование следующих умений:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
Личностные результаты
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметные результаты
Коммуникативные универсальные действия:
умение слушать, способность встать на позицию другого человека;
умение вести диалог;
участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Познавательные учебные действия:
использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач и т.д.;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение делать выводы и умозаключения.
Регулятивные универсальные действия:
умение давать себе самооценку;
контролировать свое время и управлять им;
принимать решения;
решать поставленные задачи.
Календарно – тематическое планирование
№ |
Тема |
Возможные виды деятельности учащихся |
Прак. работа |
Вид контроля |
Повторение |
Дата по плану |
Дата по факту |
Приме чание |
1 |
Знакомство с предметом «Риторика». |
Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения. Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях . Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты . Называть задачи общения . Называть некоторые коммуникативные профессии . Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче . Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи |
Что такое речь. |
|||||
2 |
Что мы помним о речевой ситуации |
Цели и задачи предмета «Риторика». |
||||||
3 |
Твои речевые роли. (Повторение.) |
Речевая ситуация. |
||||||
4 |
С какой целью? Зачем? (Задачи общения.). |
прак. раб. |
Речевые роль. |
|||||
5 |
Неподготовленная речь. |
Различать подготовленную и неподготовленную речь . Анализировать примеры неподготовленной речи . Называть приёмы подготовки устного высказывания . Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания . Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко . |
Коммуникативные профессии. |
|||||
6 |
Подготовленная речь. |
Неподготовленная речь. |
||||||
7 |
Приёмы подготовки. |
Подготовленная речь. |
||||||
8 |
Говорим подробно. |
прак. раб. |
Речевая ситуация. |
|||||
9 |
Говорим кратко. |
прак. раб. |
Говорим подробно. |
|||||
10 |
Похвала (комплимент).
|
Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения . Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией . |
Говорить кратко и подробно. |
|||||
11 |
Слушаем, вдумываемся. |
Называть задачи слушания . Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации . Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя . Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах . Оценивать свои особенности как слушателя |
Комплименты. |
|||||
12 |
Слушаем по-разному. |
Использование сигналов внимательного слушателя. |
||||||
13 |
Читаем учебные тексты. |
Анализировать роль различных выделений в учебных текстах . Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план. Объяснять, зачем нужно исправлять текст . Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.). Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами . |
прак. раб. |
Слушаем по-разному. |
||||
14 |
Учимся писать, редактировать. |
Роль различных выделений в учебных текстах |
||||||
15 |
Как исправить текст? (Правка текста.) |
прак. раб. |
Редактирование текста. |
|||||
16 |
Что такое вежливость. |
Давать определение вежливости. Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях. Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам . |
прак. раб. |
Правка текста. |
||||
17 |
Добрые дела – добрые слова |
Что такое вежливость. |
||||||
18 |
Проверь себя. Тексты разные нужны. |
Называть признаки текста, типы текстов. Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты . Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления . Различать диалог и монолог . Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов . Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению . Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего . Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём . Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе . Вводить в пересказ эффективные цитаты . Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги . |
прак. раб. |
Понятие «текст». |
||||
19 |
Диалог и монолог. |
Виды текстов. |
||||||
20 |
Пиши правильно! |
прак. раб. |
||||||
21 |
Произноси правильно! |
Диалог и монолог |
||||||
22 |
Употребляй слова правильно! |
прак. раб. |
Пиши правильно! |
|||||
23 |
Пересказ.
|
Употребляй слова правильно! |
||||||
24 |
Выбери нужное. (Выборочный пересказ.) |
Пересказ текста. |
||||||
25 |
Цитата в пересказе. |
Выборочный пересказ. |
||||||
26 |
Кратко о книге (аннотация). |
прак. раб. |
Использование цитат в пересказе. |
|||||
27 |
Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как? |
Анализировать структуру поздравления – устного и письменного . |
прак. раб. |
Структура поздравления – устного и письменного . |
||||
28 |
С днём рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта! |
прак. раб. |
Составление текста-поздравления. |
|||||
29 |
Рассуждение, вывод в рассуждении. |
Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом. Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении. Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами.
|
Составление текста-поздравления |
|||||
30 |
Правило и цитата в доказательстве. |
Вывод в рассуждении. |
||||||
31 |
Сравни и скажи. |
Анализировать сравнительные описания, их структуру. Называть правила сравнения. Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения . Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение. Реализовывать сравнительное описание разными способами. Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры. Разыгрывать риторические игры . |
прак. раб. |
Правило и цитата в доказательстве. |
||||
32 |
Правила сравнения. |
Правило и цитата в доказательстве. |
||||||
33 |
Как строятся сравнительные тексты. |
Правила сравнения. |
||||||
34 |
Повторение за год. |
Способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение. |
Список используемой литературы.
1. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011
2. ФГОС начального общего образования приказ № 363 от 06.10.2009, зарегистрирован МинЮст №17785 от 22.12.2009
3. Т.А.Ладыженская . Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 3 класса. В 2 ч. . – Изд. 2 – е, доп. и перераб. – М.: Издательство Баласс; Издательство Ювента, 2014.
4.Т.А.Ладыженская . Детская риторика в рассказах и рисунках. Методические рекомендации для учителя. 3 класс-М., «Баласс» 2012.