Программа внеурочной деятельности в 3 классе «Риторика»

0
0
Материал опубликован 24 March 2019

Риторика

3 класс

Рабочая программа

Составитель

учитель начальных классов

Михеева Ольга Сергеевна

1.Пояснительная записка

а) Программа разработана для преподавания курса "Риторика" в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «СОШ №20». При составлении программы был учтён учебный план МБОУ «СОШ №2» ст.9, ст.14 закона «Об образовании», «Типовое положение об учреждениях дополнительного образования», приложение к письму департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей МО и науки РФ от 11.12.2006 года № 06-1844, Сан ПиН 2.4.4.125 1-03,», методические рекомендации по разработке рабочих программ.

Нормативные документы, регламентирующие учебную программу:

Закон «Об образовании» ст.9, ст.14

Устав МБОУ «СОШ №20»

Сан ПиН для учреждений дополнительного образования 2.4.4.125 1-03

Типовое положение об учреждениях дополнительного образования

Примерные требования к программам дополнительного образования детей (приложение к письму департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей МО и науки РФ от 11.12.2006 года № 06-1844)

Методические рекомендации по разработке рабочих программ

Образовательная программа МОУ «СОШ №20»

Федеральный закон «О государственной молодёжной политике в РФ»

Закон РХ «О реализации государственной молодёжной политики в РХ» от 6.05.2005

Закон РФ «О средствах массовой информации».

б) Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов.

Расписание занятий: один час в неделю

в) Преподавание предмета ведётся на основе УМК:

Т.А.Ладыженская . Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 3 класса. В 2 ч. . – Изд. 2 – е, доп. и перераб. – М.: Издательство Баласс; Издательство Ювента, 2014.

г) Цель изучения курса «Риторика»: научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Задачи курса:

- формирование умения анализировать и оценивать общение и речь;

- формировать умения общаться, создавать тексты, речевые жанры.

Способы фиксации результатов


• Составление диагностической карты
«Оценка результатов освоения программы».


Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

2.Основное содержание

Раздел

Часы

Общая характеристика

1

Общение.

1час

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче. Оценивать свое речевое поведение (свою речь) с точки зрения его соответствия речевой задаче

2

Наука риторика.

4час

Анализировать и оценивать свою общительность: я очень общительный, малообщительный, общительный, необщительный человек.
Продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания (в тех случаях, когда это возможно).
Подчинять свое высказывание речевой задаче (в пределах жанров, обозначенных в программе «Детская риторика».

3

Учимся говорить.

4час

 

4

Слушаем, вдумываемся.

1час

Уместно пользоваться сигналами внимательного слушания.

5

Учимся читать, писать

2час

 

6

Вежливое общение.

5час

Оценивать свою вежливость; определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо); осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений; понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

7

Обобщение.

1час

 

8

Текст.

3час

 

9

Правильная речь.

3час

Определять, когда нарушения норм характеризуют говорящего (пишущего), а также затрудняют общение.

Пользоваться толковым, орфоэпическим и другими словарями, осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

10

Правила успешного пересказа.

4час

 

11

Поздравляю тебя, Вас.

2час

Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации. Поздравить с праздником (с успехом, с удачей и т.д.) и ответить на устное поздравление.

12

Учись объяснять и доказывать.

2час

Определять тип текста; соотносить разновидность текста с его коммуникативной задачей и сферой употребления.

Анализировать монолог и диалог с точки зрения речевого поведения коммуникантов.

13

Что общего – чем отличаются.

2час

Анализировать сравнительные описания, их структуру, средства выражения сходства и различия сравниваемых предметов, понятий.

Создавать сравнительные описания сходных предметов, понятий.

Определять способ построения сравнительного высказывания (одновременное сопоставление; последовательное сопоставление).

13

Обобщение.

1час

Определять тип текста. Анализировать сравнительные описания, их структуру. Создавать выборочный (подробный и сжатый) пересказ. Анализировать монолог и диалог с точки зрения речевого поведения коммуникантов.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3 класса

Предметные результаты

Формирование следующих умений:

приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

отличать подготовленную и неподготовленную речь;

знать особенности неподготовленной речи;

осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

знать особенности диалога и монолога;

анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

пользоваться основными способами правки текста.

Личностные результаты

оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметные результаты

Коммуникативные универсальные действия:

умение слушать, способность встать на позицию другого человека;

умение вести диалог;

участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;

умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Познавательные учебные действия:

использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач и т.д.;

овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

умение делать выводы и умозаключения.

Регулятивные универсальные действия:

умение давать себе самооценку;

контролировать свое время и управлять им;

принимать решения;

решать поставленные задачи.

Календарно – тематическое планирование

Тема

Возможные виды деятельности учащихся

Прак.

работа

Вид

контроля

Повторение

Дата по плану

Дата по факту

Приме

чание

1

Знакомство с предметом «Риторика».

Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д.

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения.

Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях .

Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты .

Называть задачи общения .

Называть некоторые коммуникативные профессии .

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче .

Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи

   

Что такое речь.

     

2

Что мы помним о речевой ситуации

   

Цели и задачи предмета «Риторика».

     

3

Твои речевые роли. (Повторение.)

   

Речевая ситуация.

     

4

С какой целью? Зачем?

(Задачи общения.).

прак. раб.

 

Речевые роль.

     

5

Неподготовленная речь.

Различать подготовленную и неподготовленную речь .

Анализировать примеры неподготовленной речи .

Называть приёмы подготовки устного высказывания .

Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания .

Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко .

   

Коммуникативные профессии.

     

6

Подготовленная речь.

   

Неподготовленная речь.

     

7

Приёмы подготовки.

   

Подготовленная речь.

     

8

Говорим подробно.

прак. раб.

 

Речевая ситуация.

     

9

Говорим кратко.

прак. раб.

 

Говорим подробно.

     

10

Похвала (комплимент).

 

Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения .

Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией .

   

Говорить кратко и подробно.

     

11

Слушаем, вдумываемся.

Называть задачи слушания .

Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации .

Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя .

Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах .

Оценивать свои особенности как слушателя

   

Комплименты.

     

12

Слушаем по-разному.

   

Использование сигналов внимательного слушателя.

     

13

Читаем учебные тексты.

Анализировать роль различных выделений в учебных текстах .

Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план.

Объяснять, зачем нужно исправлять текст .

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами .

прак. раб.

 

Слушаем по-разному.

     

14

Учимся писать, редактировать.

   

Роль различных выделений в учебных текстах

     

15

Как исправить текст?

(Правка текста.)

прак. раб.

 

Редактирование текста.

     

16

Что такое вежливость.

Давать определение вежливости.

Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях.

Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам .

прак. раб.

 

Правка текста.

     

17

Добрые дела – добрые слова

   

Что такое вежливость.

     

18

Проверь себя. Тексты разные нужны.

Называть признаки текста, типы текстов.

Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты .

Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления .

Различать диалог и монолог .

Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов .

Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению .

Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего .

Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём .

Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе .

Вводить в пересказ эффективные цитаты .

Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги .

прак. раб.

 

Понятие «текст».

     

19

Диалог и монолог.

   

Виды текстов.

     

20

Пиши правильно!

прак. раб.

         

21

Произноси правильно!

   

Диалог и монолог

     

22

Употребляй слова правильно!

прак. раб.

 

Пиши правильно!

     

23

Пересказ.

 

   

Употребляй слова правильно!

     

24

Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)

   

Пересказ текста.

     

25

Цитата в пересказе.

   

Выборочный пересказ.

     

26

Кратко о книге (аннотация).

прак. раб.

 

Использование цитат в пересказе.

     

27

Поздравляю кого?

С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?

Анализировать структуру поздравления – устного и письменного .

прак. раб.

 

Структура поздравления – устного и письменного .

     

28

С днём рождения!

С Новым годом!

С праздником 8 Марта!

прак. раб.

 

Составление текста-поздравления.

     

29

Рассуждение,

вывод в рассуждении.

Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом.

Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении.

Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами.

 

   

Составление текста-поздравления

     

30

Правило и цитата в доказательстве.

   

Вывод в рассуждении.

     

31

Сравни и скажи.

Анализировать сравнительные описания, их структуру.

Называть правила сравнения.

Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения .

Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение.

Реализовывать сравнительное описание разными способами.

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры.

Разыгрывать риторические игры .

прак. раб.

 

Правило и цитата в доказательстве.

     

32

Правила сравнения.

   

Правило и цитата в доказательстве.

     

33

Как строятся сравнительные тексты.

   

Правила сравнения.

     

34

Повторение за год.

   

Способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение.

     

Список используемой литературы.

1. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011

2. ФГОС начального общего образования приказ № 363 от 06.10.2009, зарегистрирован МинЮст №17785 от 22.12.2009

3. Т.А.Ладыженская . Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 3 класса. В 2 ч. . – Изд. 2 – е, доп. и перераб. – М.: Издательство Баласс; Издательство Ювента, 2014.

4.Т.А.Ладыженская . Детская риторика в рассказах и рисунках. Методические рекомендации для учителя. 3 класс-М., «Баласс» 2012.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.