Программа внеурочной деятельности «Риторика»

3
0
Материал опубликован 5 July 2017 в группе

УТВЕРЖДЕНО

Приказом №____ от «___»___________2016г.

Директор МОУ Рогачевской средней

общеобразовательной школы

________________М.А.Курачева

Рабочая программа

внеурочной деятельности учащихся 4 класса

«Риторика»

на 2016-2017 учебный год

Составитель:

Лесовая Светлана Васильевна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по общеинтелектуальному направлению

«Риторика» 4 класс

 

Пояснительная записка

1.Нормативные документы

Рабочая программа курса «Риторика» составлена в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., Основной образовательной программой начального общего образования МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы (для 1-4 классов), календарного учебного графика, примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010), основе авторской программы Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской «Риторика» (Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011). Данная рабочая программа составлена без внесения изменений в авторскую программу составителя.

2. Общая характеристика программы «Риторика»

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность ученику 4 класса познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

В структуре курса риторики 4 класса можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.

Важность этого предмета для младших школьников подчеркивается тем, что «Риторика» рекомендована для внеурочной деятельности новым стандартом.

3. Учебно-методический комплект

Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

для учителя -Ладыженская Т.А. и др., Детская риторика в рассказах и рисунках: 4 класс: методические рекомендации/под ред. Т.А.Ладыженской. М.: Издательство «Ювента»;, 2014 год.- 96 с.;

для учеников - Ладыженская Т.А. и др., Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 4 класса в 2 ч.. – Изд. 2-е, доп. И перераб/под ред. Т.А.Ладыженской. М.: Издательство «Ювента»;, 2014 год.

4. Цель и задачи кружка «Риторика»

Цель курса: Достижение умения общаться в разнообразных ситуациях, быть активным в общении, умения выбирать важное и нужное для своей устной и письменной речи, владение достоверным материалом, языковыми средствами, умения убеждать своего слушателя или читателя.

Задачи:

1.Обучающая: развивать познавательный интерес к предмету; учить умелому, успешному, эффективному общению, формировать умение анализировать и оценивать общение, созданный текст;

2. Воспитательная: формировать общественную активность личности , умение говорить, слушать, писать, читать – умение общаться; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

3.Развивающая: развивать личностные свойства: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность

Формирование универсальных действий на межпредметном уровне, развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества», воспитание нравственных чувств и этического сознания.

5. Ценностные ориентиры содержания обучения

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности курса «Риторики» четвертого года обучения ориентированы на второй уровень результатов.

Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

6. Место развивающего курса в учебном плане

Предметный кружок «Риторика» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления и реализуется в рамках внеурочной деятельности.

Авторская программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 4 классов в размере 34 часов и рассчитан на один год обучения (1 час в неделю).

Согласно учебному плану МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы на 2016-2017 учебный год на курс «Риторика» в 4 классе выделен 1 час в неделю, что составляет, согласно календарному графику МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы на 2016-2017 учебный год: в 4а классе – 34 часа, в 4б классе – 34 часа.

7. Планируемые результаты освоения программы

Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 4-м классе является формирование следующих умений:

объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

отличать истинную вежливость от показной;

адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;

оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;

осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;

анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;

классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;

реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;

признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

различать описания разных стилей – делового и художественного;

продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;

анализировать словарные статьи;

реализовывать словарные статьи к новым словам;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;

воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;

анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;

слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

редактировать текст с недочётами.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

– различать общение для контакта и для получения информации;

– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;

– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;

– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;

– называть основные признаки текста, приводить их примеры;

называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;

– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;

– анализировать типичную структуру рассказа;

– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни.

 

– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;

объяснять значение фотографии в газетном тексте;

реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.

Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

 

2 уровень: предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

8. Технологии преподавания и формы организации занятий

Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике.

Конечно, на занятиях риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:

– риторический анализ устных и письменных текстов;

– риторические задачи;

– риторические игры.

Риторический анализ формирует группу умений У-1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.) Вторая группа более сложных вопросов:

• что сказал говорящий;

• что хотел сказать;

• что сказал ненамеренно.

Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.

При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.

Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:

– кто говорит – пишет (адресант);

– кому говорит – пишет (адресат);

– почему (причина);

– для чего, зачем (задача высказывания);

– что – о чем (содержание высказывания);

– как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);

– где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);

– когда происходит общение (сейчас, в прошлом); время, отведенное для общения, если это важно.

Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.

В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, президента и т.д. В риторических задачах описываемые события могут также происходить и в воображаемых странах, тогда в них действуют воображаемые герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п.

Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.

Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. В отличие от словесных, речевых игр риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.

9. Содержание программы

Учебно-тематический план 4 года обучения

Наименование разделов

Количество часов

в 4а классе

Количество часов

в 4б классе

 

Общение

9

9

 

Текст. Речевые жанры.

24

24

 

Подведем итоги

1

1

Итого:

34

34

Содержание занятий

4 класс (34 часов)

Общение.

Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)

Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.

Особенности употребления несловесных средств.

Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.

Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.

Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.

Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.

Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.

Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.

Текст. Речевые жанры.

Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.

Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).

Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.

Типы текстов.

Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.

Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.

Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.

Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.

Газетные информационные жанры.

Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.

Информационная заметка.

Проектная работа.

10. Контроль уровня обученности

Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах:

-публичные выступления ребёнка;

-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;

-иллюстрирование, выразительное чтение;

-сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.

-решение риторических задач;

-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время).

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

11. Календарно - тематическое планирование занятий курса «Риторика»

в 4 классе на 34 часа (1 недельный час по учебному плану)

на 2016-2017 учебный год

№ п/п

№ занятия

Наименование разделов и тем

Дата

 

план

факт

1

1

Речевая ситуация.

05.09

05.09

   

2

2

Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься.

12.09

12.09

   

3

3

Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения).

19.09

19.09

   

4

4

Особенности говорения.

26.09

26.09

   

5

5

Речевые отрезки и паузы.

03.10

03.10

   

6

6

Успокоить, утешить словом.

10.10

10.10

   

7

7

Утешить – помочь, утешить – поддержать.

17.10

17.10

   

8

8

Какой я слушатель.

24.10

24.10

   

9

9

Я – читатель. Проектная работа.

07.10

07.10

   

10

10

Типы текстов.

14.11

14.11

   

11

11

Яркие признаки текста.

21.11

21.11

   

12

12

Абзацные отступы, завершающий абзац.

28.11

28.11

   

13

13

Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий.

05.12

05.12

   

14

14

Знаки вокруг нас, дорожные знаки.

12.12

12.12

   

15

15

Знаки-символы и знаки-копии.

19.12

19.12

   

16

16

Опорные конспекты.

26.12

26.12

   

17

17

Составляем опорный конспект. Проектная работа.

09.01

09.01

   

18

18

Описание – деловое и художественное.

16.01

16.01

   

19

19

Вежливая оценка.

23.01

23.01

   

20

20

Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение).

Во-первых, во-вторых, в-третьих …

30.01

30.01

   

21

21

Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение).

Во-первых, во-вторых, в-третьих …

06.02

06.02

   

22

22

Вступление и заключение.

13.02

13.02

   

23

23

Словарная статья.

20.02

20.02

   

24

24

Словарная статья.

27.02

27.02

   

25

25

Рассказ. Хочу рассказать.

06.03

06.03

   

26

26

Служба новостей, что такое информация.

13.03

13.03

   

27

27

Газетная информация, факты, события и отношение к ним.

20.03

20.03

   

28

28

Информационные жанры: хроника, заметка.

03.04

03.04

   

29

29

Подпись под фотографией. Проект.

10.04

10.04

   

30

30

Говорю, пишу, читаю, слушаю.

17.04

17.04

   

31

31

Речевые жанры.

24.04

24.04

   

32

32

Этикетные жанры и слова вежливости.

15.05

15.05

   

33

33

Этикетные диалоги, речевые привычки.

22.05

22.05

   

34

34

Подготовка проекта. Защита проекта.

29.05

29.05

   

35

35

Подведем итоги обучения по курсу «Риторика»

       

Итого:

34 ч

34ч.

   

12. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения:

Название пособия, автор, год издания

Вид пособия

Для учителя

1

Ладыженская Т.А. и др., Детская риторика в рассказах и рисунках: 4 класс: методические рекомендации/под ред. Т.А.Ладыженской. М.: Издательство «Ювента»;, 2014 год.- 96 с.;

Методическое пособие,

4 класс

2

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

3

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Пособие для учителя

Для учащихся

1

Ладыженская Т.А. и др., Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 4 класса в 2 ч.. – Изд. 2-е, доп. И перераб/под ред. Т.А.Ладыженской. М.: Издательство «Ювента»;, 2014 год.

Рабочие тетради в 2-х частях.

Технические средства обучения

1

DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор

 

2

цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера)

 

3

компьютеры (желательно, с выходом в Интернет)

 

СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания школьного методического объединения учителей начальных классов от 29.08.2016г. № 01

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по ОВВВР _________________ Т.Э.Сударикова

30.08. 2016г.

СОГЛАСОВАНО:

Протокол педагогического совета от 31.08.2016г. № 1

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.