Рабочая программа воспитания на уровне начального общего образования
Раздел 3.2. ООП НОО,
утвержденный приказом по
МОУ «Ртищевская СОШ
Ртищевского района Саратовской области»
№ от 25 августа 2014 г. с изменениями, утвержденными приказом по
МОУ «Ртищевская СОШ
Ртищевского района Саратовской области»
№ от 25 августа 2021 г.
Директор МОУ «Ртищевская СОШ Ртищевского района Саратовской области»
__________________ (Демьянова Н.В.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
на уровне начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Ртищевская средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области»
на 2021-2026 гг.
Автор: Леус Людмила Николаевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № __ от «__» ___
П. Ртищевский
2021г.
Оглавление.
Пояснительная записка. ------------------------------------------------------------------ Стр. 3
Раздел 1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса. ---- Стр. 4
Раздел 2. Цель и задачи воспитания. ---------------------------------------------------- Стр. 6
Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности. -------------------------------- Стр. 11
Инвариантные модули воспитания. ---------------------------------------------------- Стр. 11
3.1. Модуль «Классное руководство». ------------------------------------------------- Стр. 11
3.2. Модуль «Школьный урок». --------------------------------------------------------- Стр. 13
3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности». ------------------------------------ Стр. 14
3.4. Модуль «Работа с родителями». --------------------------------------------------- Стр. 16
3.5. Модуль «Самоуправление». -------------------------------------------------------- Стр. 17
3.6. Модуль «Профориентация». -------------------------------------------------------- Стр. 18
Вариативные модули воспитания. ------------------------------------------------------ Стр. 19
3.7. Ключевые общешкольные дела». -------------------------------------------------- Стр. 19
3.8. «Волонтёрская деятельность». ----------------------------------------------------- Стр. 21
3.9. «Детские общественные объединения». ------------------------------------------ Стр. 21
3.10. «Школьные медиа». ----------------------------------------------------------------- Стр. 22
3.11. «Музейные площадки, экскурсии». ---------------------------------------------- Стр. 23
3.12. «Организация предметно-эстетической среды». ------------------------------- Стр. 24
3.13. «Здоровый образ жизни, профилактика безнадзорности». ------------------- Стр. 26
3.14. «Гражданско-патриотическое воспитание». ------------------------------------ Стр. 27
Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы. ------- Стр. 27
Раздел 5. Приложение. План-график воспитательной работы МОУ ------------ Стр. 29
«Ртищевская СОШ Ртищевского района Саратовской области»
в 1-4 классах на 2021-2022 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания МОУ «Ртищевская СОШ Ртищевского района Саратовской области» (далее программа воспитания) на уровне начального общего образования составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) начального общего образования, примерной программы воспитания федерального учебно-методического объединения по общему образованию, приложения к приказу министерства образования Саратовской области «О Программе развития воспитания в Саратовской области на 2021–2026 годы» (приказ № 1039 от 22.06.2021), приложения к приказу управления общего образования администрации Ртищевского муниципального района от 09.04.2021 г. № 172 «Программа развития воспитания в Ртищевском муниципальном районе Саратовской области на 2021-2025 годы», основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Ртищевская СОШ Ртищевского района Саратовской области».
Программа будет реализована в течение 5-ти лет. Сроки реализации: 2021-2026 гг.
В центре программы воспитания находятся личностное развитие обучающихся, формирование у них системного представления о различных аспектах развития России и мира, установка на патриотизм. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Программа воспитания включает в себя четыре основных раздела:
В разделе 1 «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса»
описана специфика деятельности школы в сфере воспитания: информация об особенностях специфики расположения школы, и ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на обучающихся, значимых партнерах школы, особенностях контингента обучающихся, важных для школы принципах и традициях воспитания.
В разделе 2 «Цель и задачи воспитания», на основе базовых общественных ценностей сформулирована цель и задачи воспитания.
Раздел 3 «Виды, формы и содержание деятельности» состоит из 6 инвариантных модулей: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация» и 8 вариативных модулей»: «Ключевые общешкольные дела», «Волонтёрская деятельность», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Музейные площадки, экскурсии», «Организация предметно-эстетической среды», «Здоровый образ жизни, профилактика безнадзорности», «Гражданско-патриотическое воспитание».
В разделе 4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы»
показано, каким образом в школе будет осуществляться самоанализ организуемой в ней воспитательной работы.
Раздел 5 (приложение). План-график воспитательной работы МОУ «Ртищевская СОШ Ртищевского района Саратовской области» представляет план воспитательных мероприятий на текущий учебный год.
РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
В МОУ «Ртищевская СОШ Ртищевского района Саратовской области», на начало 2021-2022 учебного года, обучалось 89 человек, работало 13 педагогов. Деятельность школы осуществляется на ступенях начального, основного, среднего общего образования. Школа расположена в сельской местности (посёлок Ртищевский), что способствует сохранению традиционности и определённой самодостаточности. Вместе с тем, в непосредственной близости функционируют Детская школа искусств, Сельский дом культуры и библиотека, с которыми школа поддерживает тесное сотрудничество в форме совместных мероприятий, творческих и социальных проектов.
В Детской школе искусств обучается 36 школьников, что составляет 40 % от общего числа обучающихся в школе. Обучающиеся школы посещают занятия детской фольклорной группы и театральную студию СДК, секции по баскетболу и лёгкой атлетике в новом спортивном зале дома культуры. В школе работают кружки разной направленности, группа продлённого дня. Таким образом, большинство детей занято во внеурочное время разными формами деятельности, направленной на их воспитание и развитие.
Важной площадкой взаимодействия в рамках воспитательного процесса является музейная комната истории посёлка Ртищевский, созданная в декабре 2018 г. на территории дома культуры при содействии учителей истории и краеведения Ртищевской школы. На площадке музейной комнаты проводятся экскурсии, классные часы, творческие вечера, осуществляются учебно-исследовательские и социальные проекты. Выход обучающихся за пределы школы расширяет их кругозор и способствует социализации личности. В музейной комнате дети ближе приобщаются к истории родного края и страны.
Особое место в школе уделяется военно-патриотическое воспитанию, которое осуществляется в школе при взаимодействии с ветеранскими общественными организациями: «Часовые Родины», «Боевое братство». Ветераны проводят с обучающимися встречи, военно-спортивные занятия, зарницы. Большую роль в воспитательном процессе школы играют занятия кружков: клуб «Память» и отряд «Тимуровец», являющихся центром просветительско-патриотической, волонтёрской деятельности, социального проектирования.
В качестве ключевого направления воспитательной деятельности школа выбрала профориентацию обучающихся. Работа по этому направлению будет проводиться на всех ступенях общего образования, при активном сотрудничестве с родителями. Выбор будущей профессии – важнейшая составляющая формирования личности самостоятельной, направленной на достижение успеха, созидание в интересах семьи, на благо Отечества.
Процесс воспитания основывается в школе на принципах взаимодействия учителей и учеников, одним из инструментов которого является функционирование школьного самоуправления, способствующего формированию психологического климата сотрудничества, взаимоуважения и понимания в школьном коллективе. Малочисленный состав школы придаёт взаимоотношениям теплоту и черты семейственности, позволяющими сказать: «школа – наш общий дом» или «наша школьная семья».
Важнейшими принципами воспитательного процесса являются:
- неукоснительное соблюдение законности, прав семьи и обучающегося, соблюдение конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности, обучающегося при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого;
- организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета общей заботы взрослых и обучающихся;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания.
Большую роль в воспитательном процессе играют ключевые школьные мероприятия, являющиеся одним из вариантов совместной деятельности учителей и учеников и способствующие сохранению школьных традиций. Через ключевые школьные дела осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников, усиливающая эффективность воспитательной деятельности школы. Важной чертой каждого ключевого дела является его коллективный характер на всех стадиях реализации: разработка, планирование, проведение, подведение итогов, анализ результатов. В проведении общешкольных дел присутствует как соревновательность
между классами, так и конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность. В школе создаются условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах.
Открытость жизни школы обеспечивается освещением всех важнейших событий
на традиционной еженедельной общешкольной линейке, а также – в интернет -пространстве: на школьном сайте и в сообществе образовательной организации в социальной сети ВКонтакте. Доступность информации о школе сплачивает школьный коллектив,
повышает авторитет школы.
Ключевой фигурой воспитательной деятельности школы является классный руководитель, который реализует по отношению к обучающемуся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Воспитательный процесс осуществляется при тесном взаимодействии классных руководителей и администрации школы.
РАЗДЕЛ 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее
и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) сформулирована общая цель программы воспитания школы.
Цель воспитания -
личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
- в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
- в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
- в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть
в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогических работников не на обеспечение соответствия личности обучающегося единому уровню воспитанности,
а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагогического работника по развитию личности обучающегося и усилий самого обучающегося по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования.
Целевой приоритет воспитания на уровне начального общего образования
- создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе – статусе обучающегося, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогическими работниками и воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции поведения обучающегося. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
- проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание обучающимся младших классов данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для обучающегося этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир,
в открывающуюся ему систему общественных отношений.
Целевой приоритет воспитания на уровне основного общего образования
- создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:
к семье, как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности,
как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся
и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития обучающегося, так как именно эти ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании обучающихся, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями обучающихся подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для обучающихся приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений обучающихся.
Целевой приоритет воспитания на уровне среднего общего образования
- создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению обучающихся
во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране
в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач.
Задачи воспитания:
- реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
- вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и вне школы (в рамках взаимодействия с организациями образования и культуры), реализовывать воспитательный потенциал внеурочной деятельности;
- организовать воспитательную работу на музейных площадках школы, реализовать их воспитательный потенциал;
- использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий
с обучающимися;
- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
- поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
- организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы
и реализовывать их воспитательный потенциал;
- организовывать профориентационную работу с обучающимися;
- организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.
РАЗДЕЛ 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Классное руководство».
Каждый классный руководитель организует работу - с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; с учителями-предметниками в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении
и анализе;
- организация интересных совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности);
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение
и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные ученическими группами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные встречи, дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
- выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать
в школе.
Индивидуальная работа с обучающимися:
- изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах
по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются
с результатами бесед классного руководителя с родителями обучающихся,
учителями-предметниками, при необходимости – с психологом;
- поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить;
- индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
- коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним,
его родителями или законными представителями, с другими обучающимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями-предметниками в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания,
на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями-предметниками
и обучающимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
- привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах, дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
- привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах
и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом;
- помощь родителям обучающихся или их законным представителям
в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения обучающихся;
- привлечение членов семей, обучающихся к организации и проведению дел класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
3.2. Модуль «Школьный урок».
Реализация воспитательного потенциала урока осуществляется через:
- установление доверительных отношений между учителем и
обучающимися, способствующих активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения с учителями и одноклассникам), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и конструктивному взаимодействию с другими людьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даёт обучающимся возможность приобрести умения: самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг
к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях, обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках, следующих выбранных обучающимися ее видов
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу обучающимся социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание
к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Проектно-исследовательская деятельность. Курсы внеурочной деятельности, формирующие у обучающихся навыки научного и социального проектирования, воспитывающие целеустремлённость, трудолюбие, позволяющая подготовить школьников к дальнейшему успешному обучению в колледжах и вузах, трудовой деятельности.
Волонтёрская деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на формирование социальной активности обучающихся, воспитание духовно-нравственного начала, чувства ответственности за окружающих, любви к большой и малой Родине.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации обучающихся, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения обучающихся к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций обучающихся, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться
к разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у обучающихся любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности обучающихся, формирование у них навыков самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие обучающихся, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на развитие творческих способностей обучающихся, воспитание у них трудолюбия
и уважительного отношения к физическому труду.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала обучающихся, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
Модуль «Работа с родителями».
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа
с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется
в рамках следующих видов и форм деятельности.
На групповом уровне:
- общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их обучающихся;
- семейные праздники, предоставляющие родителям, педагогическим работникам
и обучающимся площадку для совместного проведения досуга и общения;
- родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей обучающихся, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с обучающимися, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы
с приглашением специалистов;
- родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе;
- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
- семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания обучающихся;
- родительские форумы в школьных интернет-группах, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогических работников.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного обучающегося;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных
и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей.
3.5. Модуль «Самоуправление».
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим работникам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся - предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации, готовит их к взрослой жизни.
В целях наставничества, «самоуправление» курирует в школе педагог - организатор воспитательной работы, который разъясняет обучающимся сложные для них моменты, направляет их деятельность, опираясь при этом на самостоятельные решения детей.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
- через деятельность выборного Школьного правительства, организующего внеклассную жизнь и деятельность учащихся: проведение общешкольных линеек, курирование общешкольных мероприятий, контроль за соблюдением правил поведения, обучающихся в школе, волонтёрство, шефство над младшими классами.
- через деятельность выборного Школьного ученического Совета (Совета старшеклассников), создаваемого для учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
- через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников
и курируемой школьным медиатором группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе;
- через деятельность Совета лидеров, объединяющего лидеров классов для облегчения распространения значимой для обучающихся информации и получения обратной связи от классных коллективов;
- через деятельность творческих советов, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
На уровне классов:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся класса лидеров, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих
за различные направления работы класса (например: комитет спортивных дел, творческая группа и др.);
- через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение
и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
- через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
3. 6. Модуль «Профориентация».
Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся
по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся, диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся.
Задача совместной деятельности педагогического работника и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности, создать условия для успешной реализации намеченных обучающимся профессиональных целей. Эта работа осуществляется через
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия посёлка Ртищевский и города Ртищево, дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в профессиональные образовательные организации и организации высшего образования;
- совместное с педагогическими работниками изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям
и направлениям образования;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных
в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие
в мастер-классах, посещение открытых уроков;
- индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, дарований
и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
- освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов
по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или
в рамках курсов дополнительного образования.
3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела».
Ключевые общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими работниками и обучающимися, в них принимают участие все или большая часть обучающихся школы.
Для этого в школе используются следующие формы работы.
Вне образовательной организации:
- ежегодные трудовые акции, направленные на благоустройство социально-значимых объектов п. Ртищевский (акции «Школьный двор», «Стань, посёлок, краше!», «Память», «Никто не забыт, ничто не забыто»); согласно положениям акций, каждый класс выбирает объект для благоустройства и преобразует его; ход акций освещается на сайте «Добро.ру», посвященном российскому волонтёрскому движению;
- спортивные соревнования и праздники, проводимые для жителей посёлка и района и организуемые совместно с семьями обучающихся (спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», благотворительная ярмарка и праздник «День матери», «Вечер встречи выпускников»);
- участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным
и международным событиям, самой важной из которых является «Бессмертный Полк» ко Дню Победы;
- мероприятия с участием социальных партнёров школы (ДШИ, СДК, организации ветеранов): концерты, праздники, акции.
На уровне образовательной организации:
- общешкольные праздники с участием всех классов: «День знаний», «День учителя», «День матери», «Новый год», «День Защитника Отечества», «Международный женский день», «День Победы», «Последний звонок».
- торжественные ритуалы и праздники посвящения, связанные с переходом обучающихся на следующую ступень образования: «Посвящение в первоклассники», «Выпускной в начальной школе», «Посвящение в старшеклассники».
- церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогических работников за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы; церемонии проводятся на общешкольных торжественных линейках.
На уровне классов:
- выбор и делегирование представителей классов в активы общешкольных дел, ответственных за их подготовку и реализацию;
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне школы.
На уровне обучающихся:
- вовлечение каждого обучающегося в ключевые дела школы
в одной из возможных для него ролей: сценарист, постановщик, исполнитель, ведущий, декоратор, музыкальный редактор, фотокорреспондент, ответственный
за костюмы и оборудование, приглашение и встречу гостей и др.;
- индивидуальная помощь обучающемуся, при необходимости, в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими учениками, педагогическими работниками и другими взрослыми;
- при необходимости, коррекция поведения, обучающегося через частные беседы с ним, включение его в совместную работу с другими школьниками, наделение большей степенью ответственности в текущем или следующем ключевом деле.
3.8. Модуль «Волонтёрская деятельность»
Волонтёрская деятельность осуществляется в целях духовно-нравственного воспитания обучающихся, их социальной активности, социализации в окружающем мире.
Волонтёрская деятельность осуществляется в следующих формах:
- адресная помощь ветеранам и одиноким пожилым людям;
- поздравление односельчан со значимыми праздниками, профессиональными днями;
- акции по благоустройству Мемориала Великой Отечественной войны и воинских захоронений;
- акции по благоустройству социально значимых объектов п. Ртищевский;
- субботники и акции по благоустройству школьного двора;
- реализация социальных проектов, направленных на сохранение культурно-исторического наследия п. Ртищевский и Ртищевского района, благоустройство;
- популяризация значимых для всей страны событий, участие во Всероссийских акциях, посвященных этим событиям;
- работа над содержанием Книги Памяти посёлка Ртищевский, обновление электронной и печатной версий Книги Памяти, создание её виртуальных форм;
- пополнение банка данных интернет-сайтов, занимающихся сохранением памяти об участниках Великой Отечественной войны;
- экологическая деятельность: сбор вторсырья для переработки, просвещение школьников и населения, экологические квесты;
- популяризация волонтёрской деятельности школы на Всероссийском сайте добровольцев «Добро-ру»; участие в волонтёрских конкурсах разного уровня;
- организация и участие в волонтёрских мероприятиях совместно с представителями общественных организаций: «Часовые Родины», «Боевое Братство», «Молодёжь-плюс»;
- оформление волонтёрских книжек.
3.9. Модуль «Детские общественные объединения».
На базе школы действует Совет обучающихся, созданный на добровольных началах по инициативе обучающихся и взрослых, как самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное на основе общности интересов, в целях реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через
- утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения и др.), дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
- организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной
на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться и др.: посильная помощь, оказываемая пожилым людям; участие обучающихся в работе пришкольном участке; помощь в благоустройстве территории посёлка.
- договор, заключаемый между обучающимися и детским общественным объединением, традиционной формой которого является Торжественное обещание (клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет собой механизм, регулирующий отношения, возникающие между обучающимся и коллективом детского общественного объединения, его руководителем, обучающимися,
не являющимися членами данного объединения;
- формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и посёлке, празднования знаменательных для членов объединения событий;
- участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях: (школьных, районных, всероссийских), деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
3.10. Модуль «Школьные медиа».
Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися
и педагогическими работниками средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
- работа разновозрастного редакционного совета обучающихся старших классов и консультирующих их педагогических работников, целью которого является освещение (через школьную газету) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления;
- школьная профориентационная газета для обучающихся старших классов, на страницах которой размещаются материалы о профессиональных организациях, об организациях высшего образования и востребованных рабочих вакансиях, которые могут быть интересны обучающимся;
- школьная интернет-группа – разновозрастное сообщество обучающихся
и педагогических работников, поддерживающее интернет-сайт школы
и соответствующие группы в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой обучающимися, педагогическими работниками и родителями могут открыто обсуждаться значимые для школы вопросы;
- ведение обучающимися тематических блогов;
- участие обучающихся и педагогических работников в региональных и всероссийских конкурсах школьных медиа.
3.11. Модуль «Музейные площадки, экскурсии».
В целях оптимизации образовательного процесса педагогами школы курируются и планомерно используются в воспитательной работе «музейные площадки»: музейная комната истории п. Ртищевский «От садов Яблочковых-Эшлиман до Садов Придонья», комната Боевой Славы п. Ртищевский, кабинет истории с тематическими музейными экспозициями.
Реализация воспитательного процесса на базе «музейных площадок» происходит в форме экскурсий, классных часов, уроков мужества, литературных и музыкальных гостиных, театральных представлений, часов профориентации, интерактивных уроков, вовлечения обучающихся в проекты по развитию музейных комнат (формирование новых экспозиций, планирование деятельности и популяризация музеев в социальных сетях), школьных и районных конференций, выставок, фестивалей. Мероприятия организуют и проводят учителя-предметники и классные руководители совместно с самими обучающимися.
Экскурсии помогают обучающемуся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. В экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности, ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
- пешие и велопоходы, организуемые в выходные и каникулы классными руководителями и родителями обучающихся: на природу, к местным памятникам истории и культуры, по окрестным сёлам, лыжные походы на природу;
- прогулки и экспедиции, организуемые учителями-предметниками в целях расширения кругозора, лучшего освоения учебного предмета, воспитания любви к окружающему миру, природе и истории родного края (географические, биологические, экологические, исторические, литературные и др. экспедиции)
- регулярные экскурсии в музейные комнаты п. Ртищевский (истории села, Боевой Славы, этнографическую комнату);
- экскурсии на предприятия и в организации п. Ртищевский и г. Ртищево (завод «Сады Придонья», др.)
- поездки в г. Ртищево в целях посещения музеев, библиотек, памятных мест, городского парка отдыха, кинотеатра. Поездки могут быть приурочены к памятным историческим и культурным датам, праздникам (День Победы, День города и др.
- экскурсии в исторические усадьбы, связанные с жизнью известных писателей, художников, учёных;
- поездки в другие города для посещения конференций, соревнований. дней открытых дверей в колледжах и вузах; исторических мест.
3.12. Модуль «Организация предметно-эстетической среды».
Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы,
при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию школы. Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
- оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, залов) и их периодическая переориентация в соответствии с общешкольными праздниками и мероприятиями;
- размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал,
а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего обучающихся с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах и др.)
- создание тематических выставок на базе школьной музейной комнаты;
- озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимся своих классов, позволяющее обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими обучающимися;
- при оформлении кабинета создание учителем-предметником эстетической атмосферы предмета (история, литература, биология и др.) в целях формирования у обучающихся положительного отношения к данному предмету и всему процессу обучения;
- событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и др.);
- совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
- регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов
по благоустройству различных участков пришкольной территории (высадке культурных растений, закладке газонов, созданию инсталляций и др.
- акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
3.13. Модуль «Здоровый образ жизни, профилактика безнадзорности».
Данный модуль реализуется в школе на уроках физической культуры и основ безопасности жизни, во внеурочной деятельности – спортивных секциях и кружках, при реализации школьных образовательных интегрированных проектов.
В рамках данного модуля в школе проводятся следующие мероприятия:
- единые Дни Здоровья, включающие спортивные соревнования, классные часы и информационные вестники по здоровому образу жизни;
- общешкольные спортивные праздники и мероприятия «Вперёд, мальчишки!», «А ну-ка, девочки!», «Будь готов Родину защищать!», «Зарница»;
- проведение ежедневной утренней зарядки для всех классов школы;
- участие детей во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне»;
- включение спортивных мероприятий в интегрированные образовательные проекты: «Неделя начальных классов», «Декада предметов гуманитарного цикла», «Месячник военно-патриотического воспитания» и др.;
- участие в районных спортивных соревнованиях, фестивалях, праздниках;
- пропаганда здорового образа в школьных медиа;
- совместные спортивные секции детей и учителей;
- поездки в бассейн;
- заливка и занятия на школьном катке;
- вовлечение школьников в спортивные мероприятия на каникулах;
- участие обучающихся в районных соревнованиях.
Профилактика безнадзорности осуществляется в следующих формах:
- особый контроль поведения детей, находящихся на разных формах учёта;
- индивидуальные беседы с детьми и родителями;
- инструктажи детей по правилам безопасного поведения;
- инструктажи родителей по безопасности и недопустимости оставления детей без присмотра;
- регулярное посещение классными руководителями семей;
- проведение классных часов по профилактике наркомании и табакокурения;
- тематические общешкольные родительские собрания;
- вовлечение детей во внеурочную деятельность во время учёбы и на каникулах;
- организация летнего отдыха детей СОП в детских оздоровительных лагерях;
- совместные мероприятия школы с представителями МО МВД России «Ртищевский»;
Профилактика безнадзорности контролируется функционирующим в школе Советом по профилактике безнадзорности, заседания которого проходят в последний четверг каждого месяца.
3.14. Модуль «Гражданско-патриотическое воспитание».
Гражданско-патриотическое воспитание является неотъемлемой частью всех рассмотренных модулей и реализуется в школе в следующих формах:
- вынос государственного флага и исполнение гимна России на торжественных линейках;
- информационные вестники и уроки мужества, посвящённые Дням воинской Славы;
- военно-спортивные мероприятия;
- проектная деятельность обучающихся – учебно-исследовательские, творческие, социальные проекты, нацеленные на изучение и благоустройство родного края, сохранение исторической памяти поколений, увековечение имён земляков – участников войн, тружеников тыла, ветеранов труда;
- волонтёрская деятельность;
- участие во Всероссийских патриотических акциях;
- организация работы музейных комнат – экскурсии, выставки, посвящённые истории края и памятным датам России;
- участие в краеведческих конференциях и конкурсах патриотической направленности.
РАЗДЕЛ 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется
с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:
принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогическими работниками;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;
принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития обучающихся.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса могут быть следующие.
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по учебной и воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей
или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации
и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по учебной и воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и педагогических работников являются беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими работниками, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством реализации личностно развивающего и воспитательного потенциала школьного урока;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством взаимодействия школы и семей, обучающихся;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством волонтёрской деятельности, количеством участия в волонтёрских акциях;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
- качеством работы школьных медиа;
- качеством работы на музейных площадках, качеством проводимых экскурсий, походов;
- качеством организации предметно-эстетической среды классов и школы;
- качеством работы по приобщению к здоровому образу жизни;
- качеством работы по гражданско-патриотическому воспитанию, количеством участия в гражданско – патриотических акциях.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
РАЗДЕЛ 5. ПРИЛОЖЕНИЕ.
План-график воспитательной работы МОУ «Ртищевская СОШ Ртищевского района Саратовской области» в 1-4 классах на 2021-2022 учебный год.
Модуль |
Наименование мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
Сентябрь |
|||
Классное руководство |
Информ. вестник «Трагедия Беслана» |
3.09.2021 |
Клас. рук. |
Школьный конкурс «Самый классный уголок» |
06.09-16.09. 2021 |
Мин. печати. Клас. рук. |
|
Классные часы по профилактике табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости |
Сентябрь |
Клас. рук. |
|
Школьный урок |
Урок мира «Учёные Саратовского края», посвященный Году науки и технологий |
1.09.2021 |
Клас. рук. |
Работа с родителями |
Единое общешкольное родительское собрание (по классам) |
6.09-10.09.2021 |
Шевченко И.И. Клас. рук. |
Самоуправление |
Выборы президента Школьной республики |
8.09.2021 |
Круглова Н.Н., 7 кл. |
Ключевые общешкольные дела |
Праздник «Здравствуй, школа!» |
1.09.2021 |
Леус Л.Н. |
Волонтёрская деятельность |
Волонтёрская акция «Стань, посёлок краше!» |
13.09-17.09.2021 |
Демьянова Н.В. Клас. рук. |
Старт муниципального сетевого волонтёрского проекта «Начни с себя!» |
Сентябрь 2021 |
Шуринова Д.М. |
|
Музейные площадки, экскурсии, походы |
Школьная выставка «Эволюция света» (ко дню рождения П. Н. Яблочкова) |
14.09.2021 |
Смирнов В.В. Леус Л.Н. |
Организация предметно-эстетической среды |
Подготовка стенда «По местам П. Н. Яблочкова» |
2.09.2021 |
Леус Л.Н. |
Здоровый образ жизни, профилактика безнадзорности |
Школьный проект «День здоровья» |
24.09.2021 |
Шалабаев А.Ю. Клас. рук. |
Неделя безопасности дорожного движения |
25.09-29.09 |
Смирнов В.В. Клас. рук. |
|
Заседание Совета по профилактике правонарушений |
30.09.2021 |
Леус Л.Н. |
|
Октябрь. |
|||
Классное руководство |
Праздник «Здравствуй, осень золотая!» |
Октябрь 2021 |
Петровская С.Ю. Клас. рук. |
Школьный урок |
Межрегиональный метапредметный конкурс «Этот удивительный термин» |
Октябрь 2021 |
Ильютчик Е.А. Леус Л.Н. |
Курсы внеурочной деятельности |
Муниципальный конкурс творческих работ обучающихся «Дары осени» |
Октябрь 2021 |
ШМО начальных классов |
Работа с родителями |
Родительское собрание по итогам 1 четверти |
22.10.2021 |
Клас. рук. |
Ключевые общешкольные дела |
Праздник «День учителя»
|
5.10.2021 |
Трипутень Е.В. 9 кл. |
Школьный образовательный проект «Неделя начальных классов». |
Октябрь 2021 |
Стрельник И.Ю. Клас. рук. |
|
Волонтёрская деятельность |
Школьный экологический проект «Всемирный день защиты животных». |
4.10.2021 |
Смирнов В.В. |
Экологическая волонтёрская акция «Осенний лес» по сбору макулатуры |
18.10-29.10.2021 |
Шуринова Д.М. Отряд «Тимуровец» |
|
Музейные площадки, экскурсии, походы |
Школьная выставка «Советская школа» |
4.10.2021 |
Леус Л.Н. |
Организация предметно-эстетической среды |
Школьная выставка творческих работ «Дары осени» |
10.10.2021 |
Мин. культуры |
Здоровый образ жизни, профилактика безнадзорности |
Заседание Совета по профилактике правонарушений |
29.10.2021 |
Леус Л.Н. |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Информ. вестник «День народного единства» (адаптация детей эмигрантов) |
28.10.2021 |
Леус Л.Н. Клас. рук. |
Ноябрь |
|||
Курсы внеурочной деятельности |
Школьный конкурс чтецов стихов и прозы «Вам, мамы и бабушки!» |
15.11-25.11.2021 |
Шуринова Д.М. |
Ключевые общешкольные дела |
Праздник «Посвящение в школьники». |
11.11.2021 |
Шевченко И.И. Стрельник И.Ю. 5 кл. |
Школьный конкурс-ярмарка «Наши таланты». |
26.11.2021 |
Демьянова Н.В. |
|
Праздник «Новогодняя ёлка» |
|
|
|
Музейные площадки, экскурсии, походы |
Школьная выставка «Красный Октябрь» |
10.11.2021 |
Леус Л.Н. |
Организация предметно-эстетической среды |
|
|
|
Здоровый образ жизни, профилактика безнадзорности |
Заседание Совета по профилактике правонарушений |
25.11.2021 |
Леус Л.Н. |
Декабрь |
|||
Курсы внеурочной деятельности |
Школьный конкурс рисунков и плакатов «Здравствуй, Новый год» |
20.12-27.12.2021 |
Стрельник И.Ю. |
Школьный конкурс поделок «Новогодняя игрушка» |
20.12-27.12.2021 |
Шуринова Д.М. |
|
Работа с родителями |
Родительское собрание по итогам 2 четверти |
22.10.2021 |
Клас. рук. |
Ключевые общешкольные дела |
Общешкольный образовательный проект «Декада предметов гуманитарного цикла» |
1-10.12.2021 |
Ильютчик Е.А. Леус Л.Н. |
Общешкольный образовательный проект «Неделя правовых знаний» |
10.12-17.12.2021 |
Шевченко И.И. |
|
Праздник «Новогодняя ёлка» |
27.12.2021 |
Петровская С.Ю. Клас. рук. |
|
Волонтёрская деятельность |
Экологическая волонтёрская акция «Зимний лес» по сбору макулатуры |
13.04-24.04.2021 |
Шуринова Д.М. |
Организация предметно-эстетической среды |
Школьная выставка «Наш 100-й батальон» |
9.12.2021 |
Шалабаев А.Ю. Шевченко И.И. |
Здоровый образ жизни, профилактика безнадзорности |
Заседание Совета по профилактике правонарушений |
30.12.2021 |
Леус Л.Н. |
Январь |
|||
Классное руководство |
Классные часы «Блокада Ленинграда», «День Памяти жертв холокоста». |
24.01-28.01.2022 |
Клас. рук. |
Здоровый образ жизни, профилактика безнадзорности |
Заседание Совета по профилактике правонарушений |
27.01.2022 |
Леус Л.Н. |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Общешкольный гражданско-патриотический проект «Наш альбом Победы». Подготовка. |
17.01-31.01.2022 |
Клас. рук. |
Февраль |
|||
Классное руководство |
Классные часы «Битва за Сталинград» |
31.01-4.02.2022 |
Клас. рук. |
Школьный урок |
Школьный просветительский учебный проект «День родного языка» (адаптация детей эмигрантов) |
21.02.2022 |
Ильютчик Е.А. Петровская С.Ю. |
Организация предметно-эстетической среды |
Школьная выставка «История нашей школы». |
Февраль 2022 |
Шевченко И.И. Круглова Н.Н |
Здоровый образ жизни, профилактика безнадзорности |
Заседание Совета по профилактике правонарушений |
24.02.2022 |
Леус Л.Н. |
Школьный Смотр строя и песни, посвящённый Дню Защитника Отечества |
22.02.2022 |
Шалабаев А.Ю. Клас. рук. |
|
Гражданско-патриотическое воспитание |
Общешкольный образовательный проект «Месячник военно-патриотического воспитания» |
24.01-24.02.2022 |
Леус Л.Н. |
Март |
|||
Работа с родителями |
Родительское собрание по итогам 3 четверти |
25.03.2021 |
Клас. рук. |
Здоровый образ жизни, профилактика безнадзорности |
Спортивный праздник «А ну-ка, девочки» |
1.03-4.03.2022 |
Шуринова Д.М. Клас. рук. |
Заседание Совета по профилактике правонарушений |
31.03.2022 |
Леус Л.Н. |
|
Гражданско-патриотическое воспитание |
Общешкольный гражданско-патриотический проект «Наш альбом Победы». Подготовка. |
14.03-24.03.2022 |
Леус Л.Н. Клас. рук. |
Апрель |
|||
Курсы внеурочной деятельности |
Школьный конкурс рисунков и поделок «Космос глазами детей» |
4.04-11.04.2022 |
Свечникова Н.Н. |
Школьный конкурс рисунков и открыток «День Победы» |
25.04-29.04.2022 |
Шуринова Д.М. Клас. рук. |
|
Школьный конкурс чтецов «Помните, через века, через года…» |
28.04.2022 |
Петровская С.Ю. Клас. рук. |
|
Ключевые общешкольные дела |
Общешкольный образовательный проект «Декада предметов ЕМД-2022» |
4.04-15.04.2022 |
ШМО предметов ЕМД |
Музейные площадки, экскурсии, походы |
Школьная выставка «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет» |
15.04.2022 |
Леус Л.Н. |
Школьная выставка «Владимир Ильич Ленин» |
22.04.2022 |
Леус Л.Н. |
|
Организация предметно-эстетической среды |
Школьная выставка «Наша Победа |
29.04.2022 |
Шалабаев А.Ю. Шевченко И.И. |
Здоровый образ жизни, профилактика безнадзорности |
Общешкольный образовательный проект «Неделя физической культуры и эстетического развития» |
18.04-22.04.2022 |
Демьянова Н.В. Шалабаев А.Ю.
|
Заседание Совета по профилактике правонарушений |
28.04.2022 |
Леус Л.Н. |
|
Гражданско-патриотическое воспитание |
Общешкольный гражданско-патриотический проект «Наш альбом Победы». Защита. |
25.04-29.04.2022 |
Леус Л.Н. Клас. рук. |
Май |
|||
Классное руководство |
Праздник «Выпускной в начальной школе», 4 кл. |
30.05.2022 |
Петровская С.Ю. |
Работа с родителями |
Итоговое родительское собрание |
27.05.2022 |
Шевченко И.И. |
Ключевые общешкольные дела |
Праздник «Последний звонок» |
25.05.2022 |
Леус Л.Н. 10 кл. |
Волонтёрская деятельность |
Волонтёрская акция «Победный Май» (поздравление жителей с Днём Победы) |
6.05.2022 |
Мин. печати Клас. рук. |
Волонтёрская акция «Чистодвор» |
16.05.2022-30.05.2022 |
Демьянова Н.В. |
|
Экологическая волонтёрская акция «Зелёный лес» по сбору макулатуры |
16.05-30.05.2022 |
Шуринова Д.М. Отряд «Тимуровец» |
|
Музейные площадки, экскурсии, походы |
Экскурсия в комнату Боевой Славы п. Ртищевский |
Май 2022 |
Клас. рук. |
Поход на природу |
31.05.2022 |
Демьянова Н.В. Клас. рук. |
|
Организация предметно-эстетической среды |
Проект оформления учебных кабинетов |
Май 2022 |
Клас. рук. Учителя-предметники |
Здоровый образ жизни, профилактика безнадзорности |
Заседание Совета по профилактике правонарушений |
26.05.2022 |
Леус Л.Н. |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Гражданско-патриотическая акция «Бессмертный Полк" |
9.05.2022 |
Демьянова Н.В. Шевченко И. И. |
37