Адаптированная рабочая программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №3 г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Утверждаю
Директор МБОУ гимназии №3
г. Пролетарска
______________Г.Н.Коленько
Приказ № от 30.08.2017
Адаптированная
рабочая программа начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (Вариант 7.2)
По окружающему миру
Уровень общего образования (класс) Начальное общее (1в класс)
Количество часов 22
Учитель Вербова Галина Николаевна
Программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру и методических рекомендаций к авторской программе А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» учебно-методический комплект «Школа России», утверждённой Министерством образования и науки.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
ФЗ «Об образовании в РФ»
Устава МБОУ гимназии №3 г. Пролетарска .
Основной образовательной программы МБОУ гимназии №3 г. Пролетарска.
Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Учебного плана МБОУ гимназии №3 г. Пролетарска на 2016-2017 учебный год.
Комплект примерных рабочих программ обучения детей с задержкой психического
развития
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (Вариант 7.2) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №3 г.Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Программа по Окружающему миру предназначена для обучающегося 1 класса на дому по общеобразовательной программе (на основании решения ПМПК от № ). Программа является адаптированной.
Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью.
Общая цель учебного предмета «Окружающий мир» заключается в формировании начальных знаний о природе и обществе – предпосылок для изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе.
общие задачи предмета:
− сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
− сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира,
заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
− способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и
происходящими изменениями в окружающей среде;
− развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми, что происходит за счет развития познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики усугубления имеющихся трудностей развития, обучения и социализации;
− способствовать и специально обучать переносу сформированных знаний и умений
в новые ситуации взаимодействия с действительностью, их своевременной актуализации.
В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
− формирование первоначальных знаний о Родине;
− ознакомление с основными правилами безопасного поведения;
− формирование представлений о многообразии растений и грибов, животном мире,
основных потребностях растений и животных в тепле, свете, влаге, питании, что
становится возможным только при наличии помощи в осмыслении и расширении
контекста усваиваемых знаний, соотнесении их с практическими (жизненными)
задачами;
− закрепление знаний о временах года и их основных признаках, сезонных изменениях и природных явлениях с обучением переносу сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
− формирование любознательности, интереса к окружающему предметному и социальному миру, бережного отношения к нему, познавательной мотивации.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного
предмета
Обучение в 1 классе по варианту программы 7.2 во многом представляет собой коррекцию недостатков предшествующего развития и формирование устойчивых
предпосылок для дальнейшего накопления и систематизации знаний об окружающем
предметном и социальном мире.
Обучаясь в 1 классе, дети получают первый опыт систематизации и обобщения различных представлений о явлениях окружающего мира. Поэтому содержание учебного материала максимально приближено к практическому опыту их взаимодействия с окружающей природной и социальной действительностью.
Начало программы представляют разделы, позволяющие обучающимся стать более социально адаптированными: осведомленными о реалиях жизни и общественного устройства страны, элементарных правилах безопасного поведения (правила поведения в транспорте и на дороге, при контакте с незнакомыми людьми, противопожарной безопасности, телефоны экстренной помощи).
Остальные три четверти реализуется раздел «Человек и природа». В основу обучения школьников положены реальные наблюдения в природе, действия с предметами. Изучение различных тем дополняется раскрашиванием, рисованием, лепкой, вырезанием фигур из бумаги. Благодаря практической деятельности представления детей о растениях и животных становятся более полными и точными.
Последний раздел посвящен уточнению представлений о временах года, сезонных изменениях в природе. Соответственно, в ходе изучения материала предмета
«Окружающий мир» происходит пополнение, расширение и уточнение имеющихся у детей знаний, формируется информационно-содержательный компонент познавательной деятельности, совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность, улучшаются возможности связного высказывания. Таким образом, осуществляется накопление первоначальных знаний, умений, необходимых для успешного освоения дальнейшей программы обучения.
Коррекционно-развивающее значение предмета обеспечивается организацией процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР, пошаговым предъявлением материала, опорой на практический опыт и непосредственные впечатления, многократным повторением, обучением переносу усвоенных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью, а также упрощением системы учебно-познавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету.
В 1 классе не рекомендуется пользоваться учебником, следует ориентироваться на пособия для дошкольников.
Учебный предмет «Окружающий мир» призван не только расширить кругозор обучающихся, он способствует их социализации за счет улучшения житейской компетентности, преодоления инактивности.
Значение предмета «Окружающий мир» в общей системе коррекционно-
развивающей работы
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет имеет важное
значение. Содержание предмета «Окружающий мир» формирует у детей умения вести реальные наблюдения предметами и явлениями окружающей действительности, рассказывать о проведенных наблюдениях, сравнивать и устанавливать общие и отличительные признаки предметов, делать выводы под руководством учителя о наблюдаемых явлениях. У обучающихся формируются элементарные навыки использования знаков и символов как средств для организации деятельности (простые знаки дорожного движения, стрелки-указатели и пр.), что развивает знаково-символическую функцию мышления. Все перечисленное создает основу учебной успешности.
Темы по программе относительно самостоятельны, но имеют пролонгированный характер для изучения в последующих классах. Дети знакомятся с разнообразием свойств
предметов, у них формируются пространственные представления, уточняется система сенсорных эталонов (цвета, формы, величины). Для более прочного усвоения подобных знаний программа предусматривает задания, требующие практических действий (дорисуй, вырежи, соотнеси, раскрась).
Для более прочного и осознанного усвоения изучаемого материала используются приемы накладывания предметов друг на друга при ознакомлении с формой, прикладывании их друг к другу при знакомстве с величиной и прикладывании к образцам
при распознавании цвета. Деятельность такого типа компенсирует предшествующие недостатки восприятия, выступающего в качестве основы мыслительной деятельности.
На основе наблюдений и экскурсий в природу школьники знакомятся с последовательностью чередования времен года, названиями месяцев времен года, учатся рассказывать о признаках каждого времени года и сравнивают их. Так не только уточняются представления об окружающем, но и корригируется речевая деятельность
(учебное высказывание).
В процессе наблюдений в природе и выполнения практических работ в тетрадях школьники уточняют и систематизируют знания о растениях и животных, учатся распознавать и правильно определять их видовую принадлежность. Помимо этого проводятся упражнения на классификацию, сериацию изучаемых природных объектов. Это способствует коррекции несовершенства мыслительных операций, стимулирует познавательную активность.
Задания на изготовление аппликаций, вылепливание из пластилина, раскрашивание развивают ручную умелость, формируют эстетические чувства. Так реализуется связь
предмета «Окружающий мир» с предметами «Технология» и «Изобразительное искусство».
Изучение предмета «Окружающий мир» связано с программой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также программой
духовно-нравственного развития (воспитания) поскольку с их помощью решаются общие
задачи социализации ребенка. Практическая ориентация изучаемой тематики
способствует формированию сферы жизненной компетенции.
Место предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий мир» является обязательным. На его реализацию в форме урока отводится 2 часа в неделю, итого 66 уроков в учебном году. Учебный план предусматривает 1 час в неделю и 1 час в неделю на самостоятельную работу, 66 часов в год. В связи со сменой места жительства ребенка, на основании годового учебного графика и расписания уроков программный материал запланирован на 22 час и 22 час отводится на самостоятельное изучение. Программа будет выполнена за счёт уплотнения уроков закрепления.
В соответствии с ПрАООП длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором – 40 минут.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и
естествознание» по окончании обучения в начальной школе в соответствии с ПрАООП позволяет получить:
Личностные результаты:
− осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и
культуру;
− целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;
− представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре
разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных
культурных формах семейных традиций;
− осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в
семье);
− готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой
природе, окружающим людям;
− личностная ответственность за сохранность объектов природы, необходимых для
будущего России;
− эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических
образах народного творчества;
− установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой
помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших
семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.
Метапредметные результаты складываются из познавательных, регулятивных и
коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), которые в рамках изучения предмета «Окружающий мир» конкретизируются следующим образом.
Познавательные УУД позволяют:
− оперировать со знаково-символическими изображениями;
− находить по требованию учителя необходимую дополнительную информацию;
− понимать содержание учебных текстов, фиксировать полученную информацию в виде
схем, рисунков, фотографий, таблиц;
− анализировать и сравнивать объекты окружающего мира с выделением отличительных
признаков и классифицировать их;
− устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.
Регулятивные УУД позволяют:
− понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную
учителем;
− планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для
раскрытия темы, приводить примеры);
− планировать свои действия в течение урока;
− фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на
уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно
относиться к своим успехам/неуспехам;
− контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
− в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные УУД позволяют:
− формулировать ответы на вопросы;
− договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
− высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
− понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении
заданий;
− строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
− готовить сообщения, проекты с помощью взрослых.
Результаты формирования сферы жизненной компетенции в соответствии с ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ и конкретизацией в ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР
должны проявиться в перечисленных ниже знаниях и умениях.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении проявляется:
− в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи;
− в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать
адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
− в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать
адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую
проблему.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни, проявляется в расширении представлений об устройстве домашней
жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения
окружающих в быту предметов и вещей
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
пространственно-временной организации проявляется:
− в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с
бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении
адекватных представлений об опасности и безопасности;
− в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности
(безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной
и природной среды;
− в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за
пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных
достопримечательностей и других;
− в расширении представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
− в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего
мира;
− в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом
собственной жизни в семье и в школе;
− в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое,
задавать вопросы;
− в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной
результативности;
− в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
− в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы
быть понятым другим человеком.
В соответствии с ПрАООП для перечисленных показателей рекомендовано
использовать шкалу, понятную всем членам экспертной группы: 0 баллов – нет
продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3
балла – значительное продвижение.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования.
Они обозначаются в ПрАООП как:
1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей
семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
2) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях
окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ
экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире
природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной
среде;
3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой
и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и
действий, совершаемых другими людьми;
По итогам обучения в 1 классе можно определенным образом оценить успешность
их достижения, хотя какие-либо выводы делать преждевременно.
В конце 1 класса обучающемуся доступно:
− различение флага и герба России, знание названий места своего проживания,
столицы, фамилии Президента;
− понимание сигналов светофора, правил перехода улицы, знание простейших
правил поведения в общественном транспорте, противопожарной безопасности,
безопасности на воде, на льду, на скользкой дороге, представление о
существовании ядовитых грибов и растений, знаний о предупреждении
простудных заболеваний, номеров телефонов экстренной помощи;
− различение лиственных и хвойных деревьев, деревьев и кустарников, грибов,
расширение перечня названий овощей и фруктов (10-12), понятие о ядовитых
ягодах и грибах;
− различение насекомых, рыб, птиц, зверей, диких и домашних зверей и птиц.
Элементарные обобщающие признаки, некоторые конкретные знания, расширение
перечня названий различных зверей и птиц;
− закрепление знаний о временах года (последовательность) и их основных
признаках, сезонных изменениях и природных явлениях (прилет и отлет птиц,
появление и исчезновение листвы, снега, дождь, радуга).
Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в следующий класс
принимается ПМПК образовательного учреждения на основе выводов о достижении
планируемых предметных результатов. Недостаточная успешность овладения учебным
предметом «Окружающий мир» фактически не бывает изолированной. Трудности же
освоения учебных предметов, относящихся к разным предметным областям, могут
служить основанием повторного обследования обучающегося в ПМПК для уточнения его
образовательных потребностей.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Неживая и живая
природа. Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты
птиц.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в
родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).
Растения, их разнообразие. Растения родного края, названия и краткая характеристика на
основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые.
Животные, их разнообразие. Рыбы, земноводные, птицы, звери, их отличия. Дикие
и домашние животные. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на
основе наблюдений.
Человек и общество
Наша Родина — Россия, Российская Федерация.
Президент Российской Федерации — глава государства.
Москва — столица России.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на
водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила
обращения с электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия
с незнакомыми людьми.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание |
Кол-во часов |
Человек и природа. Чудесный мир растений и грибов. |
9 |
Человек и природа. Наши друзья животные |
7 |
Человек и природа. Круглый год. |
5 |
Повторение и Закрепление пройденного материала |
1 |
Всего |
22 |
Часы для самостоятельной работы обучающегося
Содержание |
Кол-во часов |
Человек и природа. Чудесный мир растений и грибов. |
9 |
Человек и природа. Наши друзья животные |
7 |
Человек и природа. Круглый год. |
6 |
Всего |
22 |
№ |
Раздел |
Тема |
Примерное содержание уроков |
1 |
Человек и природа. (8 часов) |
Наша Родина – страна, в которой мы живем. |
Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. |
2 |
Президент Российской Федерации — глава государства. |
Знакомство с первым лицом государства. |
|
3 |
Знакомство с флагом России, гербом России. |
Первоначальные сведения о российской символике (флаг, герб). Практические работы «Нарисуй флаг» |
|
4 |
Москва — столица нашей Родины. |
Уточнение знаний о столице государства – Москве. |
|
5 |
Родной край — моя малая Родина. |
Знакомство с понятием «Малая Родина», с ее достопримечательностями. |
|
6 |
Достопримечательности моей малой Родины. |
Практические работы «Узнай достопримечательности». |
|
7 |
Обобщение по разделу. |
||
8 |
Правила безопасности жизни (8 часов) |
Всегда окружающий мир безопасен для нас? Опасные человека объекты и ситуации. |
Определение возможно опасных предметов в ближайшем окружении. |
9 |
Правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и транспортного средства. |
Знакомство с правилами дорожного движения. Выработка правил безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. Знакомство с правилами поведения в автобусе, трамвае. |
|
10 |
Безопасный путь домой. |
Отработка безопасного маршрута от школы домой. |
|
11 |
Противопожарная безопасность. |
Знание правил противопожарной безопасности. Знакомство с телефонами экстренной помощи. |
|
12 |
Повторение изученного. |
Правила поведения при контактах с незнакомыми людьми. |
|
2 четверть |
|||
13 |
Человек и природа. Чудесный мир растений и грибов.
(14 часов) |
Как узнать растение? |
Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью атласа-определителя). |
14 |
Основные части растения. |
||
15 |
Растения твоей местности. Экскурсия. |
Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные растения; раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. |
|
16 |
Кустарники леса и сада. |
||
17 |
Лиственные и хвойные деревья. Экскурсия. |
||
18 |
Овощи и фрукты. |
Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Вырезка фрагментов рисунков и составление картин по темам «Овощи», «Фрукты». |
|
19 |
Плодовые деревья. |
||
20 |
Съедобные и ядовитые растения. |
Съедобные и ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. |
|
21 |
Лечебные лекарственные растения (мать- и -мачеха, подорожник, шиповник, липа). |
Лекарственные растения. |
|
22 |
Мхи, папоротники. Внешний вид. |
Мхи и папоротники – тоже растения. Рисование мха и веточки папоротника по образцу. |
|
23 |
Грибы: съедобные и ядовитые. |
Грибы – не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах, раскрашивание изображений. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Отношение человека к растениям и грибам: каким оно должно быть? Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов. |
|
24 |
Практическая работа. |
||
3 четверть |
|||
25 |
Человек и природа.
Наши друзья животные
(20 часов) |
Животные нашей местности. |
Знакомство с животными нашей местности. |
26 |
Определение отличительных признаков зверей. |
Разнообразие зверей, сравнение их по размерам, форме тела, окраске. Расположение изображений зверей в порядке увеличения (уменьшения) размеров. |
|
27 |
Природные дома зверей. |
||
28 |
Определение отличительных признаков насекомых. |
Насекомые (бабочки и жуки), их распознавание на рисунках, раскрашивание изображений. |
|
29 |
Определение отличительных признаков птиц. |
Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами). Разнообразие птиц, сравнение их по размерам и окраске. Расположение изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров. |
|
30 |
Экскурсия-наблюдение. |
||
31 |
Забота людей о птицах и зверях в разные сезоны. |
||
32 |
Определение отличительных признаков рыб. |
Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Мысленное достраивание изображений «спрятавшихся» рыбок. |
|
33 |
Обобщающий урок: «Выделение и называние характерных признаков рыб, насекомых, зверей, птиц». |
Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках. Лягушки, улитки, черви – тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним. Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя. Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Правила безопасности при встречах и общении с животными. |
|
34 |
Животные у детей дома. |
||
35 |
Домашние животные. |
Домашние животные. Рисование своего домашнего питомца. |
|
4 четверть |
|||
36 |
Человек и природа. Круглый год.
(16 часов) |
Времена года. |
Наблюдение сезонных изменений в природе. |
37 |
Последовательность смены времен года. |
Времена года, их важнейшие признаки. Моделирование последовательности времён года. Выявление причинно-следственных связей между различными сезонными изменениями, (погода, жизнь растений и животных, занятия людей), их отображение с помощью простейших моделей. |
|
38 |
Характерные признаки сезонов. |
||
39 |
Осень, характерные признаки. |
||
40 |
Птицы зимой в нашей местности. Питание птиц, образ жизни. |
Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения. Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения. |
|
41 |
Первые лесные растения весны. |
||
42 |
К нам прилетели перелетные птицы. Экскурсия. |
||
43 |
Характерные признаки лета. |
||
44 |
Растения в природе летом. |
||
45 |
Обобщение «Твое любимое время года, его характерные признаки». |
Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде, на льду, на скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний. |
|
46 |
Повторение изученного за год. |
Календарное планирование
№ |
Дата |
Раздел |
Тема |
1 |
|
Человек и природа. Чудесный мир растений и грибов. |
Как узнать растение? Основные части растения. Растения твоей местности. Экскурсия. |
2 |
Кустарники леса и сада. |
||
3 |
Лиственные и хвойные деревья. Экскурсия. |
||
4 |
Овощи и фрукты. Плодовые деревья. |
||
5 |
Съедобные и ядовитые растения. |
||
6 |
Лечебные лекарственные растения (мать- и -мачеха, подорожник, шиповник, липа). |
||
7 |
Мхи, папоротники. Внешний вид. |
||
8 |
Грибы: съедобные и ядовитые. |
||
9 |
. Практическая работа. |
||
10 |
Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов |
||
11 |
Человек и природа.
Наши друзья животные
|
Животные нашей местности. |
|
12 |
Определение отличительных признаков зверей. |
||
Определение отличительных признаков зверей. |
|||
13 |
Природные дома зверей. |
||
14 |
Определение отличительных признаков насекомых. |
||
15 |
Определение отличительных признаков птиц. |
||
16 |
Экскурсия-наблюдение. Забота людей о птицах и зверях в разные сезоны. |
||
17 |
Определение отличительных признаков рыб. |
||
18 |
Обобщающий урок: «Выделение и называние характерных признаков рыб, насекомых, зверей, птиц». |
||
19 |
Обобщающий урок: «Выделение и называние характерных признаков рыб, насекомых, зверей, птиц». |
||
20 |
Животные у детей дома. |
||
21 |
Домашние животные. |
||
22 |
Человек и природа. Круглый год. |
Времена года. Последовательность смены времен года. |
|
23 |
|||
24 |
Характерные признаки сезонов. |
||
25 |
Характерные признаки сезонов. |
||
26 |
Осень, характерные признаки. |
||
27 |
Зима, характерные признаки |
||
28 |
Птицы зимой в нашей местности. |
||
29 |
Питание птиц, образ жизни. |
||
30 |
Характерные признаки весны |
||
31 |
К нам прилетели перелетные птицы. Экскурсия. |
||
32 |
Первые лесные растения весны. |
||
33 |
Характерные признаки лета. |
||
34 |
Растения в природе летом. |
||
35 |
Растения в природе летом |
||
36 |
Правила безопасности в различные сезоны года. |
||
37 |
Обобщение «Твое любимое время года, его характерные признаки». |
||
38 |
Повторение изученного за год. |