Рабочая программа дополнительного образования «Умники и умницы»
ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании Педагогического совета приказ от_____________ № _________
протокол №______________________
от «___»______________2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Умники и умницы»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Гимназия №16 «Интерес» (дошкольное отделение)
Люберецкий муниципальный район Московской области
Возраст обучающихся: 4-7 лет
Продолжительность обучения: 4 года
Составили: воспитатели - Шарова Я.А.; Голубева Н.В.
Люберцы 2021
Содержание
1. Пояснительная записка 3
1.1. Актуальность 3
1.2. Цель и задачи программы 6
1.3. Сроки реализации программы. Формы и режим занятий 9
1.4. Ожидаемый результат. Механизм отслеживания качества дополнительной образовательной программы 10
1.5. Материалы, инструменты и оборудование, требуемые для реализации программы 11
2. Учебно-тематический план 13
3. Содержание программы 26
3.1. Перспективное планирование второго года обучения –
старшая группа 26
3.2. Перспективное планирование третьего года обучения –
подготовительная к школе группа 48
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Пояснительная записка
1.1. Актуальность
Актуальность проекта развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.
В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических понятий. Это обоснованно тем, что доминантой детской деятельности и творчества является художественная направленность, которая в дальнейшем «обрастает коммуникативно-игровыми, целостно-ориентационными элементами».
В ходе работы кружка у ребенка формируются математические знания, умения, навыки и кроме того чувства, художественный вкус, нравственные чувства, творческая активность. Программа кружка рассчитана на обучение детей старшего дошкольного возраста. При ее реализации активно используется содержание сказок, рассказов, загадок, стихотворений.
В педагогической деятельности кружка предполагается широко использовать разнообразные игры: игры-упражнения, математические игровые задания, игры с ориентировкой на определение достижения, дидактические игры), проблемные ситуации и развлечения.
Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Основными формами организации образовательного процесса являются фронтальные занятия и кружковая деятельность. В отличие от основных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.
Основными принципами программы кружка являются:
природосообразности: образовательный процесс в кружке строится согласно логике;
умственного развития дошкольника;
индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
гумманистичности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
1.2. Цели и задачи программы
Цель: овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка
Задачи:
Проявлять любознательность: задавать поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?») высказывает мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности.
С удовольствием включается в исследовательскую деятельность, использует разные поисковые действия; по собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослым сам процесс и его результаты.
Проявляет наблюдательность, замечая новые объекты, изменения в ближайшем окружении.
Сравнение объектов по пространственному расположению (слева (справа), впереди (сзади от…), определение местонахождения объекта в ряду (второй, третий).
Определение последовательности событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям. Освоение умений пользоваться схематическим изображением действий, свойств, придумывать новые знаки символы; понимание замещения конкретных признаков моделями.
Освоение практического деления целого на части, соизмерения величин с помощью предметов–заместителей.
Понимание и использование числа как показателя количества, итога счета, освоение способов восприятия различных совокупностей (звуков, событий, предметов), сравнения их по количеству, деления на подгруппы, воспроизведения групп предметов по количеству и числу, счета и называния чисел по порядку до 5-6.
Развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, через систему занятий кружка.
Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них.
Обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда.
Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые.
Устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному - двум признакам.
Формирование позитивного отношения к освоению логики; развитие интеллектуального, эмоционального, социально-личностного компонента.
Все занятия построены на игровых упражнениях и заданиях. В программе широко представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.
Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, величина, форма, размер.
Темы подобраны с учётом возрастных особенностей детей.
1.3. Сроки реализации программы. Формы и режим занятий
Программа разработана для детей 4 – 7 лет. Рассчитана на 1 учебный год. Включает в себя 64 занятия. Занятия проводятся во второй половине дня 2 раза в неделю. Длительность занятий составляет 20 – 40 минут в зависимости от возрастной группы (обязательное проведение ритмических пауз и физкультминуток.
Методы проведения занятий:
Словесные (беседы, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
Наглядные;
Практические;
Игровые.
1.4. Ожидаемый результат. Механизм отслеживания качества дополнительной образовательной программы.
Предполагаемый результат:
*расширение знаний дошкольников посредством использования на занятиях и при организации самостоятельной деятельности занимательного математического материала
*расширение знаний родителей о занимательном математическом материале и использование его для развития своего ребёнка и, таким образом, улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса.
В силу индивидуальных особенностей, развитие способностей детей, не может быть одинаковым у всех, поэтому даем возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Оценка: результативности программы проводится два раза в год (октябрь, май). Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей проводится 2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в мае). Мониторинг проводится по диагностике к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. При определении уровня усвоения заданий детьми используется четырехбальная система оценки:
4 балла – делает все самостоятельно;
2 балла – делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрослым;
0 баллов – в большей степени не справляется с предложенными заданиями.
1.5. Материалы, инструменты и оборудование, требуемые для реализации программы
Перечень оборудования
Учебные пособия.
Предметные картинки.
Раздаточный и счетный материал.
Набор цифр.
Набор геометрических плоскостных и объемных фигур.
Модель часов, весы.
Арифметическое домино, мозаика, пазлы, палочки Кюизенера, танграм
Развивающая игра «Уникуб», занимательные кубики «Сложи узор»
Развивающие игры «Магический квадрат», «Рыбалка», разрезные картинки.
Строительный конструктор.
Кубики с сюжетными картинками.
Программа включает работу по подгруппам, коллективную, самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия.
Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую часть, физкультминутки, что будет способствовать развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений.
Рабочая программа кружка составлена на основе нескольких программы, так как целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных (специализированных) программ - программ по одному или нескольким направлениям развития ребенка.
Игровые задания подбирались из следующих источников:
1)Программа «Математика в детском саду» В.П. Новикова. Главным достоинством методики этой программы является способ подачи материала — занятия проводятся в занимательной игровой форме, что способствует лучшему запоминанию математических категорий. В ходе занятий ребята получат устойчивые навыки счета, познакомятся с процессами сложения и вычитания, научатся составлять и решать задачи. Автор курса использует геометрическую мозаику, палочки Кюизенера. Рекомендовано Министерством образования РФ.
2)Программа Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-6 лет.
Тетрадь «Я считаю до 10», Математика для детей 5 – 6 лет» -М.: ТЦ Сфера, 2019
3)Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. Кузнецова Е.В. – М.: ИРИАС, 2019. – 452 с. (Электронный вариант в формате А4, 406 с.).
4)Программа и методические рекомендации. Н.А. Арапова-Пискарева, 2019г.
5)Е. Н. Лебеденко. Формирование представлений о времени у дошкольников. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2020.
6)Т.А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений. Москва 2020; Т.М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей» , 2020.
2. Учебно-тематический план
Содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. Во время занятий широко используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.
Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами, это помогает расширять кругозор, обогащать словарный запас детей, развивать речь. Во все разделы включены логические задачи, что способствует развитию логических форм мышления.
Учебный материал организован по следующим разделам:
Количество и счет.
Геометрические фигуры.
Определение величины.
Ориентирование во времени.
Логические задачи.
В соответствие с разделами планируется работа, где определяется содержание, задачи, сроки проведения.
Неделя | Тема | Цель | Кол-во в неделю | Кол-во в месяц |
Октябрь | ||||
1 неделя | 1.Педагогическая диагностика 2. «Путешествие в осенний парк» | Выявить уровень математических представлений. Закрепить умение выделять отдельные предметы из группы, видеть много и один в окружающей обстановке и описывать наблюдения с помощью соответствующих слов. | 2/40 мин | 8 |
2 неделя | 1. «Приключения Мишутки» 2. «Сравнение множества» | Закрепить умение сравнивать группы предметов способом приложения. Совершенствовать умение группировать предметы. Совершенствовать умение работать правой рукой слева направо при раскладывании Закреплять умение сравнивать множества. Упражнять в различении цветов и оттенков предметов. | 2/40мин | |
3 неделя | 1. «Сравнение предметов по длине и ширине, количеству» 2. «Знакомимся с цифрами 1и 2» | Закреплять умение сравнивать предметы по длине и ширине, употреблять в речи слова длиннее — короче, шире – уже; выстраивая соответствующие сериационные ряды. Закреплять умение сравнения двух групп предметов по количеству этих предметов. Развивать воображение детей. Познакомить с цифрами 1 и 2. Закрепить знания о геометрических фигурах. | 2/40мин | |
4 неделя | 1. «Собери из частей» 2. «Мастерская форм» | Упражнять в складывании целого изображения из нескольких частей, развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики рук
Развивать умение из палочек выкладывать геометрические формы | 2/40мин | |
Ноябрь | ||||
1 неделя | 1. «Ориентировка в пространстве» 2. «Временные понятия» | Закреплять умение составлять и выделять группы из одного или двух предметов; обозначать количество предметов соответствующей цифрой. Закреплять знания о пространственной направленности: вверх, вниз, вперед, назад. Познакомить с понятиями: «вчера», «сегодня», «завтра». Развивать внимание, творческое воображение. | 2/40мин | 8 |
2 неделя | 1. «Цифра 3» 2.«Счет в пределах трех » | Формировать умение детей считать до трех; показать образование числа 3; учить обозначать число 3 цифрой. Закреплять навыки счета в пределах 3 и знание соответствующих цифр. Закреплять умение сравнивать предметы по длине, обозначая словами результаты сравнения. | 2/40мин | |
3 неделя | 1.«Нарисуй картинку палочками» 2. «Цифра 4» | Продолжать учить детей схематически изображать различные предметы, геометрические фигуры с помощью палочек. Развивать мыслительные операции. Учить детей считать до 4; обозначать число 4 цифрой | 2/40мин | |
4 неделя | 1. «Счет в пределах 4-х. Соотношение количества предметов с цифрой» 2. «Время года. Сезоны» | Упражнять детей в умении считать до 4-х; отражать в речи равенство и неравенство групп предметов. Закреплять умение обозначать количество предметов с помощью цифр. Учить детей отсчитывать количество предметов в пределах 4. Закреплять навыки конструирования. Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать сколько их. | 2/40мин | |
Декабрь | ||||
1 неделя | 1. «Пара» 2. «Интересные слова «между», «за», «перед»» | Уточнить понимание детей значения слова «пара» Продолжать формировать умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других. | 2/40мин | 8 |
2 неделя | 1.«Знакомство с цифрой 5» 2. «Игры с камешками» | Формировать умение у детей считать до 5; познакомить с образованием числа 5; учить обозначать число 5 соответствующей цифрой. Познакомить детей с камнями Марблс, формировать умение составлять узор из них. Закреплять знание цвета, формы, размера. Развивать творческое воображение. | 2/40мин | |
3 неделя | 1. «Счет до пяти. Соотношение количества предметов с цифрой» 2. « В гостях у лесных жителей» | Упражнять детей в счете до пяти; учить правильно называть числительные, обозначать количество предметов цифрой. Продолжать учить детей схематически изображать различные предметы, геометрические фигуры с помощью палочек. Закреплять умение детей считать до пяти, обозначая количество предметов соответствующей цифрой. Закрепить умение сравнивать и уравнивать множества на основе счета. | 2/40мин | |
4 неделя | 1. «Сравнение по толщине, высоте» 2. «На что похоже?» | Формировать умение сравнивать предметы по толщине, высоте, употреблять в речи слова толще — тоньше, выше – ниже, выстраивая соответствующие сериационные ряды. Упражнять в умении различать геометрические фигуры в знакомых предметах. Учить детей составлять узоры из геометрических фигур по образцу. | 2/40мин | |
Январь | ||||
2 неделя | 1. «Знакомство с цифрой 6» 2. « Счет в пределах 6. Знакомство с прямоугольником» | Учить детей считать в пределах 6; познакомить с образованием числа 6. Учить выделять в силуэтах предметов знакомые геометрические фигуры и определять их количество Закрепить умение считать в пределах 6; познакомить с цифрой 6. Познакомить более углубленно с геометрической фигурой «прямоугольником» | 2/40мин | 6 |
3 неделя | 1. «Разрезанные картинки» 2. «Образование числа 7» | Закреплять умение составлять предмет или несложный сюжет по образцу. Познакомить детей с образованием числа 7. Закрепить представления детей о прямоугольнике. | 2/40мин | |
4 неделя | 1. «Цифра 7» 2. «Дни недели» | Закрепить умение считать в пределах 7; познакомить с цифрой 7. Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве. Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так. | 2/40мин | |
Февраль | ||||
1 неделя | 1.«Образование числа 8. Цифра 8» 2.«Волшебные превращения геометрических фигур (сгибание, разрезание, вырезание)» | Познакомить с образованием числа 8. Учить обозначать число 8 соответствующей цифрой. Закреплять знания о геометрических фигурах. Развивать наблюдательность; учить видеть различия в похожих предметах. Учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам | 2/40мин | 8 |
2 неделя | 1.«Счет до 8. Знакомство с овалом» 2. « Знакомство с понятием «сутки»» | Упражнять детей в счете до 8; учить обозначать число соответствующей цифрой. Познакомить детей с овалом, формировать умение находить предметы овальной формы в окружающей обстановке. Познакомить с понятием сутки | 2/40мин | |
3 неделя | 1.«Слева, справа» 2. «Рисование фигур по точкам» | Формировать умение понимать и использовать в речи слова «слева», «справа», «посередине», формировать представление о положении предмета справа и слева от себя. Развивать графические навыки детей, закреплять представление о геометрических фигурах. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги. | 2/40мин | |
4 неделя | 1.«Образование числа 9. Цифра 9» 2. «Закрепление умения считать до 9» | Учить детей считать в пределах 9. Показать образование числа 9, познакомить с соответствующей цифрой. Продолжать упражнять детей в видоизменении геометрических фигур. Закрепить умение считать до 9; учить правильно называть числительные. | 2/40мин | |
Март | ||||
1 неделя | 1.«Число 10» . 2. «Близко – далеко. | Учить детей считать в пределах 10. Обозначать число соответствующей цифрой. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов. | 2/40мин | 8 |
2 неделя | 1.«Что такое «порядок»?» 2.«Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах10» | Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами. Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. | 2/40мин | |
3 неделя | 1.«Позовем белку в гости» 2.«Цифры заблудились» | Закреплять умение считать до 10; обозначать результаты счета цифрами. Учить детей изображать план комнаты, заменяя конкретные предметы схематическими изображениями. Учить выстраивать последовательный числовой ряд, развивать внимание и память. | 2/40мин | |
4 неделя | 1. «Лесенка» 2.«Приключения Зайки» | Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги, выполнять графические задания. Упражнять в умении ориентироваться на плане помещения | 2/40мин | |
Апрель | ||||
1 неделя | 1.«Знакомство с понятием «симметрия»» 2.«Закрепление знаний о симметричных фигурах» | Познакомить детей с понятием симметрия. Закрепить знания о геометрических фигурах. Закреплять знания о симметричных фигурах. Совершенствовать умение создавать изображения из геометрических фигур. | 2/40мин | 8 |
2 неделя | 1.«Какие бывают линейки» 2.«Рисуем по линейке» | Познакомить детей с линейкой, рассказать о её значении Формировать умение проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку. | 2/40мин | |
3 неделя | 1. «Найди не достающую» 2. «Знакомство с фигурами – шар, куб, конус, цилиндр» | Формировать умение видеть пропущенное число в числовом ряду, развивать сообразительность. Знакомить детей с объёмными фигурами | 2/40мин | |
4 неделя | 1.«Математическое домино 2.«Задачи на смекалку» | Закреплять умение соотносить число и количество предметов. Развивать внимание, воображение, наблюдательность. Развивать логику, находчивость, внимательность. | 2/40мин | |
Май | ||||
1 неделя | 1. Педагогическая диагностика 2. «В городе геометрических фигур» | Выявить уровень сформированности представлений детей по ФЭМП Закреплять знания о геометрических фигурах. Закреплять умение закрашивать замкнутые области. | 2/40мин | 8 |
2 неделя | 1. «Когда это бывает?» 2.«Путешествие по комнате» | Закреплять знания детей о времени суток, порядке его наступления; днями недели, их порядком и названием каждого дня. Закреплять понятия вверху, внизу, слева, справа, над, под и т.д. Развивать логику, находчивость, внимательность | 2/40мин | |
3 неделя | 1. «Магазин игрушек» 2. «Гуси-лебеди» | Упражнять в количественном и порядковом счете. Совершенствовать умение ориентироваться на плане группы. Проверить умение детей считать до 10. Совершенствовать умение сравнивать до пяти предметов. Совершенствовать умение ориентироваться на плане помещения. | 2/40мин | |
4 неделя | 1. Развлечение «Клуб знатоков» 2. Итоговое «Волшебная страна -математика» | Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. Систематизировать и обобщить знания, полученные за год | 2/40мин |
3. Содержание программы
3.1. Перспективное планирование второго года обучения –
старшая группа
Календарно - тематический план
для детей 5-6 лет
№ | Месяц | Дата | Тема занятия | Цель занятия | |
1 | Октябрь |
| Вводное занятие (диагностика) | Знакомство детей с новым видом деятельности, Выявление уровня развития математических способностей у детей 5-6 лет | |
2 |
| Количество и счет. Один и много, сравнение множеств и установление соответствия между ними. Величина. Большой и маленький. Геометрические фигуры. Круг (находить среди множества фигур). Ориентировка во времени. Быстро, медленно. | закреплять умение сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, а где много; считать предметы (в пределах 2), пользуясь правильными приемами счета; считать слева направо, называть числительные по порядку, согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже; сравнивать две группы предметов, устанавливать равенство между ними; сравнивать знакомые предметы по величине (большой, маленький), объединять предметы по этому признаку; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; закреплять знания о геометрической фигуре круг (находить среди других геометрических фигур); формировать представление, что круги могут быть разного размера; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки | ||
3 |
| Количество и счет. Сравнение чисел 3—4, счет по образцу, загадки. Ориентировка во времени. Времена года (осень). Ориентировка в пространстве. Слева, справа. | учить считать предметы (в пределах 4), пользуясь правильными приемами счета; считать по образцу, устанавливать равенство между двумя группами предметов; закреплять знания о времени года (осень); продолжать учить обозначать словами положение предмета по отношению к себе; учить ориентироваться на листе бумаги; формировать навык самоконтроля и самооценки. | ||
4 |
| Количество и счет. Установление соответствия между числом и количеством предметов. Величина. Большой, поменьше, самый маленький. Геометрические фигуры. Квадрат (находить среди множества фигур). Логическая задача. Развитие внимания. | учить устанавливать соответствие между числом и количеством предметов; закреплять умение считать предметы (в пределах 5); продолжать учить сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький), использовать эти слова в речи; учить выделять признаки сходства предметов (величина) и объединять их по этому признаку; закрепить знания о геометрической фигуре квадрат; формировать представление, что квадраты могут быть разного размера; развивать зрительное внимание; формировать навык самоконтроля и самооценки | ||
5 |
| Количество и счет. Счет по образцу, сравнение чисел 4—5. Ориентировка во времени. Части суток. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. | продолжать учить считать предметы (в пределах 5); упражнять в сравнении двух групп предметов; учить добавлять к меньшей группе недостающий предмет; учить устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов; закреплять представления о частях суток; продолжать учить обозначать словами положение предметов по отношению к себе (слева, посередине, справа); формировать навык самоконтроля и самооценки. | ||
6 | Ноябрь |
| Количество и счет. Знакомство с цифрой 1. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Геометрические фигуры. Закрепление знаний о круге, квадрате. Логическая задача. | учить отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; познакомить с цифрой 1 как знаком числа 1; учить писать цифру 1, используя образец; находить цифру 1 среди множества других цифр; закреплять умение определять пространственное расположение предметов по отношению к себе (слева, справа, посередине); учить понимать последовательность расположения геометрических фигур; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки | |
7 |
| Количество и счет. Закрепить знания о цифре 1. Величина. Большой, поменьше, маленький, одинакового размера. Геометрические фигуры. Треугольник (находить среди множества фигур). | закрепить знание о цифре 1; учить соотносить цифру с количеством предметов; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; закрепить умение сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький), объединять предметы по этому признаку; закрепить знания о геометрической фигуре треугольник, учить находить его среди множества других; формировать представление, что треугольники могут быть разного размера; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки. | ||
8 |
| Количество и счет. Знакомство с цифрой 2. Ориентировка во времени. Вчера, сегодня, завтра. Ориентировка в пространстве. Ближе, дальше. | познакомить с цифрой 2; учить писать цифру 2; учить различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра»; учить различать понятия «далеко», «близко»; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки | ||
9 |
| Количество и счет. Закрепить знания о цифре 2. Величина. Короткий, длинный. Геометрические фигуры. Овал (находить среди множества фигур). | закрепить знания о цифре 2; учить соотносить цифру с количеством предметов; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; закреплять умение сравнивать знакомые предметы по величине, протяженности (длинный, короткий); закрепить знания о геометрической фигуре овал, находить его среди множества фигур; формировать представление, что овалы могут быть разного размера; формировать умение понять учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки. | ||
10 | Декабрь |
| Количество и счет. Знакомство с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Ориентировка во времени. Времена года (осень). | учить отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; познакомить с цифрой 3 как знаком числа 3; учить писать цифру 3 по точкам; находить цифру 3 среди множества других цифр; продолжать учить соотносить цифры 1, 2, 3 с количеством предметов; закрепить знания детей о времени года (осень); учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки. | |
11 |
| Количество и счет. Закрепления знания о цифрах 1, 2, 3. Величина. Высокий, низкий. Логическая задача. Развитие внимания. | закрепить знания о числе и цифре 3; продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов; закреплять умение писать цифры 1, 2, 3; закреплять умение сравнивать знакомые предметы по высоте (высокий, низкий), объединять предметы по этому признаку; развивать внимание при сравнении двух похожих рисунков; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки. | ||
12 |
| Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 3—4. Величина. Широкий, узкий. Геометрические фигуры. Прямоугольник (находить среди множества фигур). | учить отгадывать математические загадки; продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой; упражнять в сравнении двух групп предметов; развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов; закреплять умение сравнивать знакомые предметы по ширине (широкий, узкий); закреплять знания о геометрической фигуре прямоугольник, находить его среди множества других; формировать представление, что прямоугольники могут быть разного размера; | ||
13 |
| Количество и счет. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Счет по образцу, сравнение смежных чисел, установление равенства. Ориентировка в пространстве. Положение предметов по отношению к себе. Логическая задача. Развитие внимания. Геометрические фигуры. Круг, овал. | учить устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно (в круге, квадрате); учить отсчитывать предметы по образцу; учить устанавливать равенство и неравенство, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга; продолжать учить определять положение предметов по отношению к себе; развивать зрительное внимание; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки | ||
14 | Январь |
| Количество и счет. Знакомство с цифрой 4. Величина. Большой, поменьше, самый маленький. Логическая задача. Развитие внимания. | учить отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; познакомить с цифрой 4 как знаком числа 4; учить обводить цифру 4 по точкам; находить цифру 4 среди множества других цифр; учить соотносить предметы между собой по величине, используя в речи слова «большой», «поменьше», «самый маленький»; способствовать развитию зрительного внимания; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки | |
15 |
| Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. Логическая задача. Ориентировка в пространстве. Влево, вправо. | закрепить знания о числе и цифре 4; продолжать учить соотносить цифры 1, 2, 3, 4 с количеством предметов; закрепить знания о геометрических фигурах треугольник, прямоугольник; учить видеть геометрические фигуры в окружающих предметах; учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя (влево, вправо); формировать умение понимать учебную задачу и выполнить ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки | ||
16 |
| Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. Счет по образцу, сравнение чисел 3—4. Ориентировка в пространстве. Далеко, близко. Логическая задача. | учить считать по образцу и названному числу; учить понимать отношения между числами (3—4); учить отгадывать загадки, в которых присутствуют числа; учить соотносить цифру с количеством предметов; формировать пространственные представления (далеко, близко); закреплять представления о геометрических фигурах круг, квадрат, треугольник; учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации; формировать умение понять учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. формировать навык самоконтроля и самооценки. | ||
17 |
| Количество и счет. Соотнесение цифры с количеством предметов. Ориентировка в пространстве. Вверху, внизу, слева, справа, под. Геометрические фигуры. Квадрат, прямоугольник. Ориентировка во времени. Времена года (зима, весна, лето, осень). | учить соотносить цифру с количеством предметов; формировать представление о пространственных отношениях (слева, справа, вверху, перед, посередине); закреплять знания о геометрических фигурах; закреплять знания о временах года (зима, весна, лето, осень). | ||
18 | Февраль |
| Количество и счет. Знакомство с цифрой 5. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Логическая задача. | учить отгадывать математические загадки; познакомить с цифрой 5; учить писать цифру 5 по точкам; учить обозначать словами положение предметов по отношению к себе (слева, справа, спереди, сзади); закрепить знания о времени года (зима); формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки | |
19 |
| Количество и счет. Закрепление знаний о цифре 5, сравнение чисел 4—5. Геометрические фигуры. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами. | закреплять умение считать в пределах 5; учить соотносить цифру с количеством предметов; учить устанавливать равенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии; учить видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов; раскрыть на конкретном примере понятия «быстро», «медленно»; | ||
20 |
| Количество и счет. Знакомство с порядковыми числительными. Ориентировка на листе бумаги. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, середина. Геометрические фигуры. Логическая задача | учить порядковому счету в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»; учить ориентироваться на листе бумаги; учить видеть геометрические фигуры в предметах; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самооценки и самоконтроля | ||
21 |
| Количество и счет. Закрепление знаний о порядковом счете, независимость числа от пространственного расположения предметов. Геометрические фигуры. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. Величина. Развитие глазомера (большой, поменьше, самый маленький). Логическая задача. | продолжать учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»; учить отгадывать математические загадки; учить понимать независимость числа от пространственного расположения предметов; учить соотносить количество предметов с цифрой; учить видеть геометрические фигуры в контурах предметов; продолжать учить сравнивать предметы разных размеров по величине и объединять их по этому признаку, употреблять эти слова в речи (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький); формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки. | ||
22 | Март |
| Количество и счет. Независимость числа от величины предметов. Порядковый счет. Логическая задача. Установление последовательности событий (части суток). Величина. Закрепление понятий «широкий», «поуже», «еще поуже», « самый узкий». | учить сравнивать количество предметов; учить понимать независимость числа от величины предметов; закреплять навыки порядкового счета в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»; учить сравнивать предметы по ширине, выделяя признаки сходства и различия, объединять предметы по этому признаку; учить решать логическую задачу на установление последовательности событий (части суток); формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки | |
23 |
| Количество и счет. Счет по образцу. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5, соотнесение цифры с числом. Ориентировка во времени. Вчера, сегодня, завтра. Объемные тела. Шар, куб, цилиндр. | учить считать по образцу и воспроизводить такое же количество предметов; упражнять в сравнении двух групп предметов; учить соотносить цифру с количеством предметов; учить различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», правильно пользоваться этими словами; закрепить знания о геометрических фигурах круг, овал, прямоугольник, квадрат; познакомить с геометрическими телами шар, куб, цилиндр; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки | ||
24 |
| Количество и счет. Закрепление знаний о порядковых числительных. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Геометрические фигуры. Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике. | продолжать учить порядковому счету (в пределах 5), различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»; учить соотносить цифру с числовой карточкой и количеством предметов; закреплять знания о геометрических фигурах круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки. | ||
25 |
| Количество и счет. Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Логическая задача. Развитие внимания. | учить соотносить цифру с количеством предметов; учить обозначать словами положение предмета на листе бумаги (слева, справа, в середине); способствовать развитию зрительного внимания; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки | ||
26 | Апрель |
| Количество и счет. Закрепление знаний о порядковых числительных. Счет по образцу, установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Ориентировка в пространстве. Влево, вправо. Логическая задача. Установление последовательности событий. | закреплять навыки порядкового счета (в пределах 5), различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»; учить соотносить количество предметов с цифрой; продолжать учить различать понятия «влево», «вправо»; учить устанавливать последовательность событий; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки | |
27 |
| Количество и счет. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математические загадки. Величина. Развитие глазомера. Логическая задача. Развитие внимания. | учить соотносить цифру с количеством предметов; учить устанавливать равенство групп предметов независимо от их пространственного расположения; учить отгадывать математические загадки; учить сравнивать предметы разных размеров по величине; учить выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку; учить решать логические задачи на установление закономерностей. | ||
28 |
| Количество и счет. Закрепление знаний о порядковом счете. Ориентировка в пространстве. Определять пространственное расположение предметов по отношению к себе. Логическая задача. Развитие внимания. | закреплять навыки порядкового счета (в пределах 5), различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»; учить решать логическую задачу на установление последовательности событий; закреплять умение обозначать словами положение предмета по отношению к себе; закреплять умение различать и называть времена года (весна, лето, осень, зима); формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самооценки и самоконтроля. | ||
29 |
| Количество и счет. Счет по образцу. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение количества предметов с цифрой. Логическая задача. Развитие внимания. | закреплять умение считать (в пределах 5); закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; учить сравнивать числа 4 и 5, развивать представления о равенстве и неравенстве групп предметов; учить решать логическую задачу на сравнение; формировать умение понимать учебную задачу и решать ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки. | ||
30 | Май |
| Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1,2,3, 4, 5. Порядковый счет. Логическая задача. Ориентировка на листе бумаги. Слева, справа, вверху, внизу. | закрепить знания о цифрах от 1 до 5; продолжать учить порядковому счету до 5, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»; закреплять умение видеть геометрические фигуры в символических изображениях; закреплять умение ориентироваться на листе бумаги; | |
31 |
| Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Счет по образцу. Геометрические тела. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами. Логическая задача. Развитие внимания. | закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; закреплять умение видеть в контурах окружающих предметов геометрические тела; способствовать развитию зрительного внимания; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки | ||
32 |
| Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Математическая загадка. Ориентировка в пространстве. Слева, справа. Логическая задача. Развитие внимания. | продолжать учить соотносить цифру и количество предметов; учить отгадывать математические загадки; продолжать учить обозначать словами положение предмета относительно себя; учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки. | ||
33 |
| Количество и счет. Математическая загадка. Закрепление знаний о цифрах. Величина. Широкий, узкий. Ориентировка во времени. Времена года. | продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой; продолжать учить отгадывать математические загадки; закреплять умение понимать отношения между числами; закрепить на конкретных примерах понятия «быстро», «медленно»; продолжать учить сравнивать предметы по ширине; продолжать учить решать логические задачи | ||
34 |
|
| Закрепление всех изученных тем. Повторение игр, физкультминуток. | ||
35 |
|
| Заключительная диагностика | Проверить уровень знаний у детей после курса обучения |
3.2. Перспективное планирование третьего года обучения –
подготовительная к школе группа
Месяц | Название игры | Цель |
Октябрь | «Цвет и форма» | Упражнять в определении цвета, формы предметов, в нахождении одинаковых форм. |
«Сколько?» | Учить отвечать на вопрос «Сколько?». Счет в пределах 5. | |
«Куда еду?» | Учить ориентироваться на листе бумаги, правильно называть углы листа бумаги. | |
Октябрь | «Закрой окошки в домиках» | Упражнять в сравнении геометрических фигур, размера, цвета. |
«Какая фигура лишняя?» | Учить путем сравнения определять какая фигура лишняя. Развитие внимания, памяти, речи. | |
Домино | Счет в пределах 5. Учить сравнивать. Развитие памяти, внимания, мышления. | |
Лабиринты Танграм | Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом. Развитие пространственного мышления, умения сравнивать, анализировать. Одновременно усваивает эталоны формы и величины, осознает структуру геометрических фигур. | |
Ноябрь | «На что похоже?» Танграм, «Волшебный круг» | Учить видеть в предложенной геометрической фигуре окружающие предметы, похожие по форме. |
«Жил-был кружочек» «Часть и целое» | Учить соотносить величину, размер, цвет. Развитие глазомера, внимания, мышления, памяти. Учить видеть часть предмета и предмет в целом виде. | |
«Веселое лото» | Счет в пределах 10. Учить сравнивать. Развитие памяти, внимания, мышления. | |
«Разноцветные узоры» | Учить ориентировать по схеме при составлении узора. Ориентировка на листе бумаги. | |
Декабрь | Логические блоки Дьенеша | Закрепление знаний о геометрических фигурах, величине, форме, цвете. |
«Раз, два сосчитай» | Учить отвечать на вопрос «Сколько?». Счет в пределах 10. | |
«Где Я?» | Упражнять детей в ориентировке относительно другого человека, предмета. | |
Январь | «Чем мы похожи?» («Танграм»-«Волшебный круг») | Упражнять детей в умении сравнивать предметы, находить сходства и различия. |
«Одно свойство» | Закрепить знания свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее. | |
«Веселый счет» | Формировать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном счете до 10, количественный состав чисел из двух меньших в пределах 5. | |
«Где спрятался зайка?» | Закреплять знания пространственных отношении: на, над, под, слева, справа, вверху, внизу. | |
Февраль | «Геометрическое лото» | Упражнять детей в определении геометрических фигур, цвета и величины. |
«Подбери по контуру» («Танграм», Волшебный круг») | Закреплять знания геометрических фигур, определяя их по контуру. | |
«Кто в теремочке живет?» | Учить отвечать на вопрос «Сколько?». Счет в пределах 10. Количественный состав чисел из двух меньших в пределах 5. | |
«Подбери узор» | Закреплять знания пространственных отношении: на, над, под, слева, справа, вверху, внизу. | |
Март | «Кто лишний?» | Учить путем сравнения определять какая фигура лишняя. Развитие внимания, памяти, речи. |
«Танграм» | Закрепление сенсорных эталонов формы, цвета и величины. Учить складывать фигуры из частей. | |
«Путешествие по магазинам» | Формировать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном счете до 10, количественный состав чисел из двух меньших в пределах 5. | |
«Найди различия» Лабиринты | Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом. Учить находить различия путем сравнения. Развитие внимания, памяти. | |
Апрель | «Волшебный круг» | Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлении, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Дети овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей. |
«Математический планшет» | Упражнять детей в воссоздании силуэтов по схеме, при помощи резиночек. | |
«Сколько нас?» | Упражнять в различении количественного и порядкового счета в пределах 10. учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. | |
«Электронная муха» «Смена позиций» | Упражнять в ориентировке на листе бумаги. Развитие аналитического мышления, умения планировать свои дальнейший ход. | |
Май | «Что лишние?» | Закрепить знания свойств геометрических фигур, развивать умение быстро находить нужную фигуру, описывая ее. |
«Прозрачный квадрат» | Знакомство с формой, величиной, соотношением целого и части. Развитие памяти, внимания, логического мышления, сенсорных и творческих способностей. | |
«Мы считаем» | Формировать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном счете до 10, количественный состав чисел из двух меньших в пределах 5. | |
«Волки и овцы» | Развитие аналитического мышления, умения планировать свой дальнейший ход. |
Заключение.
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников. Вопросами ознакомления и обучения детей дошкольного возраста математики занимается такая дисциплина как «методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников», которая выделилась из дошкольной педагогики и стала самостоятельной научной и учебной областью знаний.
Программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, т.е. умения делать простейшие обобщения, сравнения, выводы, доказывать правильность тех или иных суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи. Математика играет огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела. Математика необходима большому числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако, при обучении математике в школе, особенно по учебникам современных развивающих систем, эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой». Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума.
Список литературы
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 304 с.
Математика в детском саду старший дошкольный возраст/В.П. Новикова. Москва. «Мозаика-Синтез» 2019 г.
3. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера/ В.П. Новикова Москва. «Мозаика-Синтез» 2020 г.
4. Как работать с палочками Кюизинера/ Л.Д. Комарова. Москва, 2019 г.
Программа и методические рекомендации/ Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 2019 г.
Я считаю до 10 рабочая тетрадь для детей:5-6 лет/ Е.В.Колесникова М.; ТЦ Сфера,2019. – 64с. (Электронный вариант в формате А4, 406 с.).
Математика для детей 5- 6 лет: Методическое пособие к рабочей тетради/ Колесникова Е.В. — М.: ТЦ Сфера, 2020г.
Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Лебеденко Е.Н. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020 г.
«Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации. Н.А. Арапова - Пискарева, 2007г.
Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах/ Кузнецова Е.В. – М.: ИРИАС, 2006. – 452 с. (Электронный вариант в формате А4, 406 с.).
53