Рабочая программа дисциплины ОП.11 Финансово-экономические расчеты в электронных таблицах для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский аграрно-технологический техникум»
СОГЛАСОВАНО: |
УТВЕРЖДАЮ: |
зам. директора по УМР |
зам. директора по УР |
_____________Н.А. Ряснянская |
______________И.М. Гайдай |
«____»_____________20____ г. |
«____»_____________20____ г. |
_____________ _____________ |
_____________ _____________ |
«____»_____________20____ г. |
«____»_____________20____ г. |
_____________ _____________ |
_____________ _____________ |
«____» _____________20____г. |
«____» _____________20____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11 Финансово-экономические расчеты в электронных таблицах
для специальности СПО
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Лиски 2016
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.07.2014г. №832.
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский аграрно-технологический техникум».
Разработчики:
Сазанова А. А., преподаватель _
Рецензент:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Рабочая программа рекомендована ЦМК экономических дисциплин.
Протокол № ______ от «_____» ________________ 20 ____ г.
Председатель ЦМК ____________________ Литовская С.Н.
СОДЕРЖАНИЕ |
стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ |
8 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ |
12 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ |
13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Финансово-экономические расчеты в электронных таблицах
1.1. Область применения программы
Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, введенной образовательной организацией за счет вариативной части.
Рабочая программа дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии 23369 Кассир.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам и входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
выбирать методы для решения конкретной экономической задачи;
составлять алгоритмы решения задач экономической сферы;
выполнять экономические расчеты в MS Excel;
использовать финансовые функции для финансовых расчетов;
осуществлять сортировку, фильтрацию, подведение итогов и сводные отчеты в базах данных, организованных на основе списков в MS Excel;
подбирать вид графического отображения экономической информации в зависимости от ее характера;
применять графические методы прогнозирования MS Excel для принятия экономически обоснованных решений;
решать экономические задачи оптимизации с помощью MS Excel;
грамотно трактовать полученный с помощью MS Excel результат.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
терминологию и теоретические основы экономики, необходимые для выбранного спектра экономических расчетов;
особенности, достоинства и недостатки MS Excel при проведении экономических расчетов;
методы определённых курсом экономических расчетов;
основные алгоритмы финансовых расчетов, осуществляемых MS Excel и способы применения финансовых функций, встроенных в MS Excel;
графические возможности MS Excel и графический способ прогнозирования;
способы анализа экономической информации в MS Excel, используемой для принятия решения.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 81 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часа;
самостоятельной работы обучающегося 27 часов.
2. результаты освоения ДИСЦИПЛИНЫРезультатом освоения учебной дисциплины является формирование профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций:
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 1.1. |
Обрабатывать первичные бухгалтерские документы |
ПК 1.2. |
Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации |
ПК 1.3. |
Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы |
ПК 1.4. |
Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета |
ПК 2.1. |
Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета |
ПК 2.2. |
Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения |
ПК 2.2. |
Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета |
ПК 2.3. |
Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации |
ПК 2.4. |
Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации |
ПК 3.1. |
Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней |
ПК 3.2. |
Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям |
ПК 3.3. |
Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды |
ПК 3.4. |
Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям |
ПК 4.1. |
Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период |
ПК 4.2. |
Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки |
ПК 4.3. |
Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки |
ПК 4.4. |
Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. |
Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
||
Всего |
В том числе по семестрам |
||
3 семестр |
4 семестр |
||
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
81 |
81 |
- |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
54 |
54 |
- |
в том числе: |
|||
теоретические занятия |
24 |
24 |
- |
практические занятия |
30 |
30 |
- |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
27 |
27 |
- |
в том числе: |
|||
работа с ИК |
9 |
9 |
- |
работа с учебником |
8 |
8 |
- |
работа с конспектом |
10 |
10 |
- |
Промежуточная аттестация в виде других форм контроля. |
ДФК |
- |
3.2. Тематический план и содержание дисциплины «Финансово-экономические расчеты в электронных таблицах»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
|
1 |
2 |
3 |
|
Раздел I. Экономические расчеты в MS Excel. |
39 |
||
Введение. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1 |
Цели, задачи дисциплины. Логическая структура дисциплины, ее место в системе подготовки специалиста, межпредметные связи. Принципы использования возможностей электронных таблиц в профессиональной деятельности бухгалтера. |
||
Самостоятельная работа работа с конспектом |
1 |
||
Тема 1.1.Организация экономических расчетов в MS Excel. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1 |
Особенности экономической информации. Технология электронной обработки экономической информации. Этапы экономических расчетов с использованием табличного процессора. Форматы, применяемые в экономических расчетах, формулы. Ошибки в формулах и их устранение. Панель инструментов и ее настройка. Операции с листами. Форматирование по образцу. Операции со строками и столбцами. Многооконный режим работы. Функции, используемые при решении экономических задач. Классификация встроенных финансовых функций. Аргументы финансовых функций. Маркер заполнения. |
||
Практические занятия |
4 |
||
1 |
ПЗ №1.Настройка интерфейса электронной таблицы. |
||
2 |
ПЗ №2.Организация формул и форматирование данных в таблицах, содержащих экономическую информацию. |
||
Самостоятельная работа работа с учебником работа с конспектом работа с ИК |
2 |
||
Тема 1.2.Анализ экономических показателей деятельности предприятия в системе электронных таблиц. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
1 |
Методы анализа баланса, особенности проведения анализа баланса в системе электронных таблиц. Анализ баланса путем построения сравнительного аналитического баланса. Оценка состояния предприятия по результатам анализа баланса. Наглядное представление результатов с помощью диаграмм. |
||
2 |
Назначение и расчетные формулы экономических показателей финансового состояния предприятия, оптимальные и критические значения показателей, особенности расчета в системе электронных таблиц. |
||
Практические занятия |
4 |
||
1 |
ПЗ №3.Анализ форм бухгалтерской отчетности в системе электронных таблиц. |
||
2 |
ПЗ №4.Оформление результатов финансово-экономического анализа с использованием офисных технологий. |
||
Самостоятельная работа работа с ИК работа с конспектом |
4 |
||
Тема 1.3.Анализ экономической информации с помощью списков в MS Excel. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
1 |
Понятие списка. Использование функции автозаполнения для списков. Создание пользовательских списков. Обработка списков: поиск, сортировка, фильтрация, подведение итогов. |
||
2 |
Технология создания сводной таблицы. Мастер сводных таблиц. Группировка и обновление данных в сводных таблицах. |
||
Практические занятия |
6 |
||
1 |
ПЗ №5. Обработка списков: поиск, сортировка, фильтрация. |
||
2 |
ПЗ №6.Связанные таблицы. Расчет промежуточных итогов. |
||
3 |
ПЗ №7.Возможности фильтрации. Использование формы. Создание сводной таблицы |
||
Самостоятельная работа работа с ИК работа с конспектом работа с учебником |
6 |
||
Раздел 2. Использование деловой графики для организации экономических расчетов. |
7 |
||
Тема 2.1. Построение графиков и диаграмм. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
1 |
Графическое представление данных различных экономических процессов, а также величин, рассчитанных на их основе. Назначение и возможности Мастера диаграмм. Выбор типа диаграммы в зависимости от характера данных. |
||
2 |
Интерпретация данных, представленных в графическом виде. Отдельные элементы диаграммы. Изменение диаграмм и графиков, их детализация. Возможности комбинирования диаграмм. |
||
Практические занятия |
2 |
||
1 |
ПЗ №8. Графическое представление данных различных экономических процессов. |
||
Самостоятельная работа работа с ИК работа с учебником проработка конспекта занятий |
3 |
||
Раздел 3. Способы анализа и обработки информации для принятия решения. |
35 |
||
Тема 3.1.Подбор параметра. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
1 |
Инструмент подбора одиночного параметра с одновременным контролем результирующего значения. Предельное число итераций. Относительная погрешность результата. |
||
2 |
Этапы решения задач с использованием «Подбора параметра». Возможности использования «Подбора параметра» при наличии нескольких решений. |
||
Практические занятия |
4 |
||
1 |
ПЗ №9. Решение задач с использованием инструмента «Подбор параметра». |
||
2 |
ПЗ №10. Возможности использования «Подбора параметра» при наличии нескольких решений. |
||
Самостоятельная работа работа с ИК работа с конспектом |
4 |
||
Тема 3.2.Проведение оптимизационных экономических расчетов средствами MS Excel. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
1 |
Задачи оптимизации в экономике. Надстройка «Поиск решения» как универсальный инструмент проведения оптимизационных экономических расчетов. Основная терминология: целевая ячейка, изменяемые ячейки, ограничения. Организация ограничений. |
||
2 |
Рекомендации по решению задач оптимизации с помощью надстройки «Поиск решения». Примеры использования электронных таблиц для решения типичных экономических оптимизационных задач. |
||
Практические занятия |
10 |
||
1 |
ПЗ №11. Разработка математической модели задачи оптимизации. Построение модели в электронных таблицах. |
||
2 |
ПЗ №12.Решение задачи оптимального плана перевозок. |
||
3 |
ПЗ №13.Решение задачи определения оптимального плана производства. |
||
4 |
ПЗ №14.Управление оборотным капиталом. |
||
5 |
ПЗ №15.Расчет экономической эффективности инвестиций в проекты. Поиск решения. |
||
Самостоятельная работа работа с ИК работа с учебником |
7 |
||
Другие формы контроля (оценка выставляется по накопительной системе). |
- |
||
Максимальная учебная нагрузка: |
81 |
||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка: |
54 |
||
Самостоятельная работа обучающегося: |
27 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории «Учебная бухгалтерия».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
автоматизированные рабочие места обучающихся;
автоматизированное рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий;
Технические средства обучения:
компьютеры с лицензионным программным обеспечением (ОС Windows 7; Microsoft Excel 2007);
мультимедиа проектор;
экран.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Трусов А.Ф. Excel 2007 для менеджеров и экономистов. Логистические, производственные и оптимизационные расчеты. / А. Ф. Трусов. - Издательство: ООО «Питер Пресс», 2009. – 256 с.
Гаращенко А.Б. Экономические и финансовые расчеты в Excel. / А. Б. Гаращенко, В. И. Пикуза. - Издательство: БХВ Петербург, 2007. – 278 с.
Просветов Г.И. Анализ данных с помощью Excel. Задачи и решения. / Г. И. Просветов. - Альфа-Пресс, 2009. – 352 с.
Дополнительные источники:
АверчевИ.В.Excel 2007 в учете и менеджменте. Пошаговый самоучитель по бухгалтерскому учету на компьютере Эксмо-Пресс, 2007. – 256 с.
Михеева Е. В., Тарасова Е. Ю. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера. / Е. В. Михеева, Е. Ю. Тарасова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 352 с.
Просветов Г. И. Математические методы в логистике / Г. И. Просветов. – Москва: Изд-во РДЛ, 2006. – 272 с.
Технология экономических расчетов MSExcel. Методическое пособие к лабораторным занятиям / ФГОУ ВПО «Тюменская государственная сельскохозяйственная академия»; сост. Д. В. Еремина – Тюмень, 2006. – 24 с.
Интернет-ресурсы:
Бесплатные учебники и самоучители.[Электронный ресурс] - http://www.tepka.ru/
Федеральный образовательный портал - Экономика, Социология, Менеджмент. [Электронный ресурс] - http://www.ecsocman.edu.ru/
Центральная научная библиотека.[Электронный ресурс] - http://www.0ck.ru/
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, устных опросов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Умения: |
|
выбирать методы для решения конкретной экономической задачи; |
Оценка выполнения практических работ |
составлять алгоритмы решения задач экономической сферы; |
Оценка выполнения практических работ |
выполнять экономические расчеты в MS Excel; |
Оценка выполнения практических работ |
использовать финансовые функции для финансовых расчетов; |
Оценка выполнения практических работ |
осуществлять сортировку, фильтрацию, подведение итогов и сводные отчеты в базах данных, организованных на основе списков в MS Excel; |
Оценка выполнения практических работ |
подбирать вид графического отображения экономической информации в зависимости от ее характера; |
Оценка выполнения практических работ |
применять графические методы прогнозирования MS Excel для принятия экономически обоснованных решений; |
Оценка выполнения практических работ |
решать экономические задачи оптимизации с помощью MS Excel; |
Оценка выполнения практических работ |
грамотно трактовать полученный с помощью MS Excel результат. |
Устный опрос Оценка выполнения практических работ |
Знания: |
|
терминологию и теоретические основы экономики, необходимые для выбранного спектра экономических расчетов; |
Устный опрос Тестирование |
особенности, достоинства и недостатки MS Excel при проведении экономических расчетов; |
Устный опрос Тестирование |
методы определённых курсом экономических расчетов; |
Устный опрос Оценка знаний тестированием |
основные алгоритмы финансовых расчетов, осуществляемых MS Excel и способы применения финансовых функций, встроенных в MS Excel; |
Устный опрос Оценка знаний тестированием |
графические возможности MS Excel и графический способ прогнозирования; |
Устный опрос Оценка знаний тестированием |
способы анализа экономической информации в MS Excel, используемой для принятия решения. |
Устный опрос |
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ
ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
№ раздела |
Наименование раздела дисциплины (тема) |
Вид занятий (лекция, семинары, практические занятия) |
Количество часов |
Активные и интерактивные формы обучения |
|
1 |
Цели, задачи дисциплины. Принципы использования возможностей электронных таблиц в профессиональной деятельности бухгалтера. Логическая структура дисциплины, ее место в системе подготовки специалиста, межпредметные связи. |
лекция |
2 |
разбор конкретных ситуаций |
|
2 |
ПЗ №2. Организация формул и форматирование данных в таблицах, содержащих экономическую информацию. |
практическое занятие |
2 |
компьютерная симуляция |
|
3 |
ПЗ №8. Графическое представление данных различных экономических процессов. |
практическое занятие |
2 |
компьютерная симуляция |
|
4 |
ПЗ №11. Разработка математической модели задачи оптимизации. Построение модели в электронных таблицах. |
практическое занятие |
2 |
компьютерная симуляция |
|
5 |
ПЗ №12. Решение задачи оптимального плана перевозок. |
практическое занятие |
2 |
компьютерная симуляция |
|
6 |
ПЗ №13. Решение задачи определения оптимального плана производства. |
практическое занятие |
2 |
компьютерная симуляция |
|
7 |
ПЗ №14. Управление оборотным капиталом. |
практическое занятие |
2 |
компьютерная симуляция |
|
8 |
ПЗ №15.Расчет экономической эффективности инвестиций в проекты. Поиск решения. |
практическое занятие |
2 |
компьютерная симуляция |
Приложение 1
Лист изменений рабочей программы
Номер изменения |
Номер протокола заседания методического объединения и дата |
Страницы с изменениями |
Перечень откорректированных пунктов |
Подпись председателя методического объединения |
Приложение 2
Лист периодических проверок рабочей программы
Дата |
Должностное лицо, проводившее проверку |
Потребность в корректировке |
Перечень пунктов, стр., разделов, требующих изменений |
||||
Ф.И.О. |
должность |
подпись |
|||||
Наименование раздела дисциплины (темы) берется из рабочей программы дисциплины
Компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги, проведение форумов и выполнение групповых семестровых заданий и курсовых работ в интернет-среде, электронное тестирование знаний, умений и навыков и т.д.