Рабочие программы «У истоков мастерства» (1–4 класс)
Пояснительная записка
«Уровень культуры эпохи, как
и отдельного человека,
определяется отношением
к прошлому»
А.С. Пушкин
Россия - наша родина. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески убедить себя в ней. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем, относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, народным промыслам. Мы обращаемся к народной культуре не только потому, что это кладезь мудрости, но и потому, что это наши истоки, это богатый материал для воспитания у школьников доброты, совести, доброжелательности в отношении друг к другу. В опыте наших дедов, отцов есть зерна такой мудрости, которые и в наш век дадут добрые всходы. В народе говорят: « Сырое дерево гни, пока оно не высохло, а ребёнка учи в своё время». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, порождающим творческую личность. Задача современного человека - сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями.
Опираясь на анализ методических разработок О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Т.С. Комарова «Народное искусство в воспитании дошкольников» и собственные знания, была создана данная образовательная программа «У истоков мастерства».
Программа модифицированная, имеет художественную направленность и создаёт условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ, Уставом МБУДО Велижского ДДТ:
ФЗ-273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 ( ст.12-предпрофессиональная подготовка, ст.75-формирование и развитие творческих способностей):
Государственная программа РФ «Развитие дополнительного образования детей до 2020 года» утверждена Постановлением Правительства РФ 22.11.2012 года №2148-р.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время существует противоречие между требованиями концепции дополнительного образования к необходимости приобщения детей к русской народной культуре и недостаточным рассмотрением этой темы в разделах общеобразовательных программ.
Сейчас современный школьник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизоров ребенок видит диснеевские мультфильмы, а героями современных игр становятся персонажи иностранных фильмов.
Наши дети живут во время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Исходя из этого, мы видим острую необходимость приобщения детей к русской народной культуре уже с младшего школьного возраста.
Данная программа комплексная, вариативная, предполагает овладение детьми основами творческой деятельности, дает возможность каждому ребёнку проявить и реализовать свои творческие способности, направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формирование у детей чувств причастности к наследию прошлого. Даѐт возможность общения и творческой деятельности в группе единомышленников, развивает коммуникативные навыки. Обеспечивает благоприятные условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка. Отвечает потребностям детей, родителей, общества.
Новизна программы в понимании особенностей этнокультуры средствами керамики, изучение региональной культуры. Создание портфолио творческих работ и достижений. Программа рассматривает художественные традиции народного глиняного промысла на уровне регионального: предусмотрены занятия по ознакомлению глиняного промысла на Смоленщине и в Велижском районе, с работами местных художников, с народными традициями, обычаями, народными играми смоленского края.
Ведущей идеей является: формирование у детей основ творческой личности через развитие исторической памяти, творческих способностей и задатков, чувств причастности к наследию прошлого.
Цель данной программы: Развитие устойчивого интереса к народному творчеству, уважение к труду и таланту русских мастеров.
Задачи:
Обучающие:
Приобщение детей к истокам народной культуры.
Обучение технологиям разных видов изобразительной деятельности
(лепка из глины, роспись). Помочь овладеть основами культуры труда
Учить различать народные игрушки из глины (Дымковская, Филлимоновская, Калининская, Каргопольская), по манере их исполнения, выделять их характерные особенности, сравнить между собой изделия, находить сходство и различия.
Заложить основные навыки художественно-творческой деятельности, необходимые для дальнейшего развития творчества.
Реализуются с помощью следующих методов педагогической деятельности:
-
Словесные: (устное народное творчество, художественное слово, рассказ, беседа, объяснение).
Наглядные: (мультимедийные презентации, образцы, иллюстрации, показ способов работы).
Воспитательные
Воспитывать чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре.
Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народного устного творчества.
Эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведений народного фольклора.
Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
Выявлять и развивать природные задатки, творческий потенциал каждого путем индивидуального образовательного маршрута оптимально возможного усвоения программы.
Эти задачи будут решаться при помощи:
Организация диалогового общения.
Изучение устного народного творчества.
Включение детей в различные формы деятельности.
Развивающие
Развивать творческий потенциал, природные задатки школьника: фантазию, наблюдательность.
Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
Развивать моторику рук, глазомер.
Эти задачи будут решаться при помощи:
Игры - занятия с элементами экспериментирования.
Включение в программу работу с репродукциями, образцами работ народных мастеров.
Создание условий для воплощения творческих идей.
Дидактические и развивающие игры
Так как набор детей осуществляется независимо от их способностей и умений, к каждому ребёнку применяется индивидуальный подход.
Учёт индивидуально-психологических особенностей ребёнка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия, активность).
Дифференцированное обучение: непосредственно на занятиях предусмотрены работы различной степени сложности. Применяются более сложные задания для способных обучающихся, упрощенные варианты для медленно работающих.
Педагогические принципы:
Создание комфортной образовательной среды, безопасного пространства жизнедеятельности;
Создание ситуаций успеха;
Учет индивидуально – психологических особенностей ребенка;
Осознание и признание права личности быть не похожей на других.
В основе лежат групповые занятия, так же предусмотрены коллективные работы, и по подгруппам по 2-3 человека. Занятия по всем видам тесно взаимосвязаны, чередуются в логической последовательности.
Обучение проводится в 2-х направлениях:
усвоение теоретических знаний
формирование практических навыков.
Поставленные цели и задачи реализуются через работу с детьми по следующим направлениям: лепка, роспись.
В программе используются следующие формы занятий:
Практическая работа
Экскурсии
Творческие задания
Выставки детских творческих работ
Методы:
Методы обучения: монологический, диалогический, показательный.
Методы преподавания: объяснительный, информационно - сообщающий, иллюстративный.
Методы учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый.
Методы воспитания: убеждение, упражнение, личный пример.
Сроки реализации
Программа не предполагает специального отбора детей при комплектовании групп, основанием является желание ребенка и родителей.
Курс программы для I-го года обучения рассчитан для детей 7-8 лет.
Программа рассчитана:
I-ый год обучения (1класс) – 144 часа
Обучение проводится на занятиях:
I-ый год обучения –2 часа 2 раза в неделю по 35 минут.
Наполняемость:
I-ый год обучения - 12 детей
Универсальность программы
Программа апробирована в системе дополнительного образования в течение 3-х лет. Однако её применение и использование возможно в условиях детского сада, отдельные блоки можно взять за основу работы кружков в загородных оздоровительных лагерях, рекомендуется в качестве пособия для занятий родителей с детьми. Возможно корректировка материала с учетом возможностей и способностей детей (повышать или понижать нагрузку занятия).
Методические рекомендации.
В процессе реализации курса рекомендуются коллективные, групповые и индивидуальные формы организации работы. Объяснение последовательности работы над изделием даётся всему коллективу. На начальных этапах каждый учащийся выполняет свою работу индивидуально, а затем, когда ребёнок получает определённую подготовку, возможна организация работы в подгруппах.
Преобладающими методами обучения являются словесные методы (объяснение, инструктаж, беседа, рассказ), наглядный (демонстрация), практический метод (упражнения).
Важное место в программе занимает игровой метод, поскольку игра является потребностью растущего детского организма. Кроме того, в образовательном процессе используется метод аналогий с животным и растительным миром (использование известных образов, типичных поз, двигательных повадок и т.д.).
С учетом национально-регионального компонента в программе предусмотрено изучение народных игр, фольклора. Для развития детского творчества народная игрушка и устное народное творчество используются в качестве образцов - эталонов сначала для прямого воспроизведения, а затем для творческого осмысления и применения (повтор, вариации, импровизация. Словесное творчество народа на занятиях применяется комплексно (2-4 жанра), чтобы максимально достичь его воспитательного эффекта.
Эффективность обучения такой возрастной группы зависит от их психологических особенностей, т. к. дети в этом возрасте импульсивны, не могут сосредоточиться на одной и той же работе длительное время на занятиях предусмотрена логическая смена деятельности (отгадывают загадку, лепят, играют в народную игру, учат потешку).
В результате обучения должны:
Знать:
Историю традиционных глиняных промыслов России, традиции русских мастеров в создании формы и оформления глиняного изделия;
Различать жанры устного народного творчества;
Название и назначение материалов и оборудования, их элементарные свойства, использования, применение;
Технику безопасности при работе с различными материалами;
Уметь:
Уметь самостоятельно находить во время работы наиболее удачные способы и приемы лепки глиняных изделий;
Самостоятельно отбирать необходимые инструменты, подготавливать глину к работе;
Использовать различные дополнительные материалы;
Вносить в сюжетные композиции элементы своих творческих находок;
Сотрудничать со своими сверстниками.
Результативность
Два раза в год в группе отслеживается личностный рост ребёнка по следующим параметрам:
• усвоение знаний по базовым темам программы;
• овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;
• формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.
Используются следующие формы проверки:
• анализ работ коллективного занятия;
• игра-викторина;
• выставка.
Методы проверки:
• наблюдение;
• опрос.
Промежуточная аттестация осуществляется в декабре в форме анализа работ коллективного занятия «На птичьем дворе». Итоговая проверка освоения программы осуществляется в мае в форме игры-викторины «Глазам-радость, душе-отрада», контрольных вопросов «Учимся лепить», итогового занятия «Кони глиняные мчатся»
Результаты освоения программы определяются по трём уровням:
• высокий;
• средний;
• низкий.
Учебно-тематический план I-го года обучения
№ |
Тема |
Теория |
Практика |
Всего |
I |
Материаловедение |
5,5 |
8 |
13,5 |
II |
Народные промыслы |
14,5 |
19,5 |
34 |
III |
Азбука росписи |
15,5 |
56 |
71,5 |
IY |
Творческие работы |
4,5 |
20,5 |
25 |
|
Всего |
40 |
104 |
144 |
Содержание программы I-го года обучения
№ |
Раздел программы |
Цель |
Теория |
Практика |
Форма отслеживания результатов |
I
|
Вводное Введение в образовательную программу по работе с глиной
Материаловедение
|
Знакомство с Конвенцией о правах ребенка. Вызвать интерес к занятиям.
Ознакомить детей с глиной в качестве материала для художественного творчества.
Обучить различным способам и приемам лепки; скрепления частей.
|
Знакомство с планом работы. Экскурсия в музей. Беседа « С чего всё начиналось»
Организация рабочего места. Материалы и оборудование.
Приемы лепки: скатывание, сплющивание, сглаживание.
Способы лепки: скульптурный конструктивный
упражнение на соединение форм -шар и цилиндр -шар и шар -создание барельефа -работа с шаблоном |
Работа по замыслу
Арт-терапия: «Знакомимся с глиной»
«Тарелочка»
«Птичка»
«Грибы» «Смешарики»
«Рябинка» «Пасхальное яйцо» «Валентинка» |
Итоговая беседа Беседа «Большие права маленького гражданина» Наблюдения Тест «Тайна формы»
Анализ готовых работ, самоанализ «Лесенка успеха» Контрольные вопросы по теме
|
II
|
Народные промыслы их истоки, современное развитие
|
Историко-дидактический анализ глиняного промысла. Познакомить с традиционными приемами лепки народных игрушек
|
Дымка: -истоки -технология изготовления: лепка по частям примазывание сглаживание. Филимоново: -история -технология изготовления (вытягивание, свисток) Калининская: -история -технология (овоид, вытягивание, налепы) Каргопольская лепка по частям, передача движений Развлечения перед прохождением каждой темы
|
«Птичка» «Конь» «Петушок» «Барыня» Потешки по теме
«Петушок» «Барашек» «Барыня» Чтение потешек и загадок.
«Уточка» «Петушок» «Сказочная птица» Народные игры
«Сеятель» «Олень» «Барыня» «Гармонист» «Дымковская свистунья» «Филимоновские игрушки-полосатые зверушки» «Птички пеструшки - калининские игрушки» «Игрушки русского Севера» |
Итоговые занятия в конце каждой темы Интерактивная игра с триггерами «Дымковская игрушка» Анализ результатов готовых работ.
Результаты промежуточной аттестации: коллективная работа «На птичьем дворе»
Итоговая аттестация: Игра-викторина «Глазам-радость, душе-отрада» Контрольные вопросы «Учимся лепить» Итоговое занятие «Кони глиняные мчатся»
|
III
|
Азбука росписи
|
Отличительные элементы народных росписей, их цветовая гамма. Учить расписывать объемную игрушку по мотивам узоров русских мастеров. |
-Грунтовка вылепленных игрушек из глины; -подготовка красок; -рисование элементов на бумаге. |
Упражнения на отработку навыков кистевой росписи (примакивание, рисование концом кисти) Роспись игрушек вылепленных на предыдущих занятиях. |
Дидактические и развивающие игры. Таблица «Системный оператор». Альбом «Цветоведение» коллективные работы.
Анализ детских работ |
IY |
Творческие работы
|
Задумывать содержание работы, доводить замысел до конца. |
Беседы о традициях и обрядах народных праздников (Масленица, Пасха). |
Лепка игрушек и сувениров к календарным и народным праздникам Творческие работы |
Творческий проект «Моя любимая игрушка» в конце прохождения каждой темы Организация персональных выставок.
|
Карта мониторинга результатов обучения по дополнительной образовательной программе «У истоков мастерства»
Период обучения |
Прогнозируемые результаты |
Методы диагностики |
Уровень освоения содержания программы |
||
Теория |
Практика |
||||
1-ый год обучения
|
Теория (знает): -название и назначение материала и оборудования для работы с глиной -основные способы и приемы лепки -главные отличительные признаки росписи народной глиняной игрушки Практика (умеет): -организовать свое рабочее место -использовать при лепке различные способы и приемы -пользоваться стекой, кистью, красками и палитрой -лепить и расписывать несложную игрушку по образцам народной
|
Промежуточная аттестация |
|||
Игровые проверочные тесты «Учимся лепить»
|
Коллективная работа «На птичьем дворе»
|
Правильных ответов: 22-24- творческий; 17-21-повышенный; 10-16-базовый; менее 15-минимальный Уровень качества работ |
|||
Итоговая аттестация |
|||||
Игровой проверочный тест “Народная глиняная игрушка России”
|
Итоговое «Кони глиняные мчатся» |
Правильных ответов: 11- творческий; 9-10-повышенный; 6-8-базовый; менее 6-минимальный Уровень качества работ |
Уровень освоения содержания программы:
Минимальный (0): практически не усвоил теоретическое содержание программы;
Базовый (1): овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой;
Повышенный (2): объем усвоенных знаний составляет более ½;
Творческий (3): освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период
Календарно-учебный график
I-го года обучения
№ |
Раздел программы, тема |
Форма занятия |
Количество часов |
Форма подведения итогов |
дата |
|||||||||
Материало ведение |
Народные промыслы |
Азбука росписи |
Творческие работы |
|
|
|||||||||
теория |
практ |
теория |
практ |
теория |
практ |
теория |
практ |
|
|
|||||
1 |
Вводное. Введение в образовательную программу: «Путешествие во времени» Лепка по замыслу. |
Познавательное |
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
Итоговая беседа, анализ работ |
|
||
2 |
Опыты с глиной «Интересное под ногами» Арт-терапия: «Знакомимся с глиной» |
Познавательное |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
Тест «Тайна формы» |
|
||
3 |
Скульптурный способ лепки «Тарелочка» |
Практическое |
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
Коллективный анализ работ |
|
||
4 |
Конструктивный способ лепки «Птичка» |
Практическое |
0,5 |
1,5 |
|
|
0,5 |
1,5 |
|
|
Самоанализ «Лесенка успеха» |
|
||
5 |
Соединение отдельных форм: шар и цилиндр «Грибы» |
Практическое |
0,5 |
1,5 |
|
|
0,5 |
1,5 |
|
|
Анализ готовых работ |
|
||
6 |
Соединение отдельных форм-шары разного размера «Смешарики» |
Практическое |
0,5 |
1,5 |
|
|
0,5 |
1,5 |
|
|
Коллективный анализ работ |
|
||
7 |
Создание барельефа путем налепа «Рябинка» |
Практическое |
0,5 |
1,5 |
|
|
0,5 |
1,5 |
|
|
Анализ готовых работ |
|
||
8 |
Народные промыслы «Дымковская свистунья» |
Игровое |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
Контрольные вопросы |
|
||
9 |
«Птичка» по мотивам работ дымковских мастеров |
Познавательно - обучающее |
|
|
0,5 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Самоанализ |
|
||
10 |
«Конь» по мотивам работ дымковских мастеров |
Познавательно - обучающие |
|
|
0,5 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Анализ работ |
|
||
11 |
«Петушок» по мотивам работ дымковских мастеров |
Познавательно - обучающие |
|
|
0,5 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Анализ работ |
|
||
12 |
«Барыня» по мотивам работ дымковских мастеров |
Познавательно - обучающие |
|
|
0,5 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Коллективный анализ работ |
|
||
13 |
Творческий проект «Моя любимая дымковская игрушка» |
Итоговое |
|
|
|
|
|
2 |
|
2 |
Интерактивная игра «Дымковская игрушка» |
|
||
14 |
«Филимоновские игрушки-полосатые зверушки» |
Игровое |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
Контрольные вопросы |
|
||
15 |
«Петушок» по мотивам работ филимоновских мастеров мастеров |
Практическое |
|
|
0,5 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Анализ работ |
|
||
16 |
«Барашек» по мотивам работ филимоновских мастеров |
Практическое |
|
|
0,5 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Анализ работ |
|
||
17 |
«Барыня» по мотивам работ филимоновских мастеров |
Познавательно - обучающие |
|
|
0,5 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Анализ работ |
|
||
18 |
Творческий проект «Моя любимая филимоновская игрушка» |
Итоговое |
|
|
|
|
|
2 |
|
2 |
Анализ творческих работ |
|
||
19 |
Коллективная работа «На птичьем дворе» Игровые проверочные тесты «Учимся лепить» |
Промежуточная аттестация |
|
|
|
|
|
2 |
|
2 |
Результаты работы Анализ тестов |
|
||
20 |
Изготовление плакетки с символом Нового года |
Практическое |
|
|
|
|
0,5 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
Самоанализ |
|
||
21 |
Развлечение «Птички пеструшки» |
Игровое |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
Контрольные вопросы |
|
||
22 |
«Уточка» по мотивам работ калининских мастеров |
Познавательно - обучающее |
|
|
0,5 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Анализ работ |
|
||
23 |
«Петушок» по мотивам работ калининских мастеров |
Ознакомительно - обучающее |
|
|
0,5 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Анализ работ |
|
||
24 |
«Сказочная птица» по мотивам работ калининских мастеров |
Итоговое |
|
|
0,5 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Анализ работ |
|
||
25 |
Сувенир к народному празднику «Масленица» |
Практическое |
|
|
|
|
0,5 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
Коллективный анализ |
|
||
26 |
Работа с шаблоном «Валентинки» |
Познавательно-творческое |
|
|
|
|
0,5 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
Наблюдение |
|
||
27 |
Изготовление сувенира папе к 23 февраля |
Познавательно-творческое |
|
|
|
|
0,5 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
Самоанализ |
|
||
28 |
Сувенир в подарок маме на 8 Марта |
Познавательно-творческое |
|
|
|
|
0,5 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
Самоанализ |
|
||
29 |
Работа с шаблоном «Пасхальное яйцо» |
Познавательно-обучающее |
|
|
|
|
0,5 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
Наблюдение |
|
||
30 |
Развлечение «Игрушки русского Севера» |
Игровое |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
Контрольные вопросы |
|
||
31 |
«Сеятель» по мотивам работ каргопольских мастеров |
Практическое |
|
|
0,5 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Анализ работ |
|
||
32 |
«Олень» по мотивам работ каргопольских мастеров |
Практическое |
|
|
0,5 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Анализ работ |
|
||
33 |
«Барыня» по мотивам работ каргопольских мастеров |
Ознакомительно - обучающее |
|
|
0,5 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Анализ работ |
|
||
34 |
Творческий проект «Каргопольская игрушка» |
Итоговое |
|
|
|
|
|
2 |
|
2 |
Контрольные вопросы |
|
||
35 |
Изготовление коллективного панно к сказке с использованием шаблонов |
Коллективное творчество |
|
|
|
|
0,5 |
1,5 |
0,5 |
3,5 |
Наблюдение |
|
||
36 |
Арт-терапия «Что такое настроение» с последующей росписью |
Познавательное |
|
|
|
|
0,5 |
1,5 |
0,5 |
!,5 |
Тест «Какой твой цвет?» |
|
||
37 |
Тематическое «Волшебная глина» |
Комплексное |
0,5 |
|
|
|
0,5 |
1,5 |
|
1,5 |
Контрольные вопросы |
|
||
38 |
Занятие с родителями «Сувенир ко Дню семьи» |
Коллективное творчество |
|
|
|
|
0,5 |
1,5 |
1 |
1 |
Итоговый опрос |
|
||
39 |
Итоговое «Кони глиняные мчатся» |
Итоговая аттестация |
|
|
0,5 |
1,5 |
0,5 |
1,5 |
|
|
Организация выставки |
|
||
40 |
Игра-викторина «Глазам-радость, душе-отрада»
|
Итоговая аттестация |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
Тест: “ Народная глиняная игрушка» |
|