Программа работы кружка «Истоки» (для 4 класса)
Пояснительная записка
Рабочая программа по истокам для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального образования и примерной программы И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.
«Истоки» – базовый учебный предмет, при взаимодействии с программой «Воспитание на социокультурном опыте» формирующий социокультурную основу учебно-воспитательного процесса, позволяющий ответить на вопросы: «Как развить духовность ребенка?» и «Как научить детей с ранних лет чувствовать и развивать истоки русской земли?» («Краткий словарь Истоковедения», с.12)
Истоки – это не только школьный предмет, это целая область в образовании. Истоковедение – так можно назвать науку о ценностях культуры. Задача Истоков – расчистить первоначальный смысл универсалий культуры. Шаг за шагом учащиеся, преподаватели и родители приближаются к развитию социокультурной основы личности, приобретают социокультурный опыт (духовный, управленческий, коммуникационный, экологический и опыт самоутверждения).
Целевая установка предмета – приоритетность духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях учащихся.
Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.
Общие цели предмета:
Дальнейшее обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;
Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной и духовной культуры;
Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности, и через этот опыт ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде;
Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;
Развитие единого контекста в группе и продолжение работы по формированию активно действующей четверки, в ресурсном круге
Главными задачами этого курса во 4-м классе являются:
Осмысление и конкретизация духовно-нравственных категорий, предусмотренных программой;
Развитие внутреннего, духовного мира ради осознания своей нужности, полезности;
Воспитание чувства уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине и чувства взаимного признания другого мира (веры, культуры, нации);
Социокультурное развитие группы
Выработка собственной жизненной позиции, духовное осознание ответов на вопросы: «Кто я? Кто мы?» (формирование целостной идентичности личности)
Эти задачи исходят из стремления ответить на волнующий вопрос: как соединить научение ума с воспитанием души и возрастанием духа школьника.
Общая характеристика курса
Программа составлена на основе программы «Истоки» под руководством А.В. Камкина
Учебник «Истоки»
Дополнительная литература: тетрадь «Истоки», методическое пособие «Истоковедение» том 8. Автор-составитель С.Б. Дроздова.
Учебный курс 4 класса продолжает ту системную работу, которая началась на уроках по предмету "Истоки" во 2 и 3 классах начальных классов и в рамках "Воспитательной программы на социокультурном опыте" в 1-м, 2-м, 3-м классах.
Дидактический материал для учащихся по программе "Истоки-4" включает в себя разнообразные задания, соответствующие структуре и содержанию учебного материала учебного пособия. Скомпонован этот материал в соответствии с программой и тематическим планированием.
В содержательном плане в тренинги заложена информация позитивного характера, то, что будет прочувствовано станет личностно значимым, проявится в конкретной ситуации.
Основными видами тренингов в четвертом классе являются ресурсный круг, работа в паре и работа в четверке.
Если в центре внимания учителя и учеников во 2 классе являлись ценности внешнего окружающего мира, а в 3-м классе-ценности внутреннего, духовного мира человека, то курс «Истоки-4» класса глубоко изучает традиции, благодаря которым эти ценности сохраняются и передаются из поколения в поколение. И не только изучает, но и посредством активных форм старается, чтобы учащиеся вместе с учителем и родителями (семьей) пропуская через свой личный опыт, смогли почувствовать себя крепким звеном в цепи многих поколений русского народа; научились бережно хранить и передавать свой опыт следующим поколениям.
В основе концепции преподавания Истоков лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. Средством реализации этой идеи на практике являются активные формы обучения – социокультурные тренинги.
Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.
Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
-
-
- Место учебного предмета в учебном плане
-
Согласно базисному учебному плану образовательных учреждений РФ из регионального компонента на изучение предмета истоки выделяется в 4 классе 34 час (1 час в неделю)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Таким образом, в основе методики преподавания предмета «Истоки» – виды деятельности, формирующие социокультурную основу личности.
Преподаватель развивает целостное восприятие учащихся с использованием всех модальностей, осуществляя выход на особое восприятие каждого, общаясь на едином аналоговом уровне.
Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.
Учебный курс 4 класса призван суммировать и обобщить все известное ученику из курса «ИСТОКИ» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.
Традиции – это важнейший механизм сохранения и передачи ценностей.
Традиция – есть нечто устойчивое, есть стержень культуры. В программе Истоки-4 предлагаются 4 раздела:
традиции ОБРАЗА
традиции СЛОВА
традиции ДЕЛА
традиции ПРАЗДНИКА
все категории раскрываются детям с четырёх сторон, т.е. должны дать любому культурному образцу характеристику, идущую:
от разума
от сердца (чувственную, морально-нравственную)
от духа (духовную)
от деятельностного начала (волевую).
Программа для 4 класса предлагает некий алгоритм усвоения.
1 шаг – найти устойчивые традиции (Слова, Образа, Дела или Праздника, которые одинаково представляются всеми поколениями). Важно, чтобы сердцевина культуры сохранялась и ,благодаря ей, осуществлялась преемственность поколений, чтобы у нас и у наших детей эти образы вызывали одни и те же ассоциации.
2 шаг - каждый из выявленных образов многолик. Необходимо показать эту многоликость.
ОТЕЦ:
родной
крестный
духовный
названный
ТРУД:
земледельца
ремесленника
купца
предпринимателя
3 шаг – определить, выявить особые правила (нормы) в каждой категории.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Решая задачи, связанные с освоением содержания курса, пристальное внимание педагог уделяет развитию коллектива учащихся, развитию единого контекста в группе, благодаря чему происходит самоутверждение каждого и группы в целом.
В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:
- овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;
- приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие управленческих способностей;
- наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;
- развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;
- создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.
Обобщенный результат освоения обучающимися курса «Истоки» и основной образовательной программы начального общего образования может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника начальной школы»), который представлен в Стандарте:
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
-
-
-
-
-
- Содержание тем курса.
-
-
-
-
Часть I. Традиции образа ( 9 ч.)
Первые образы
Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный, названный, отчим.
Мать как душа семьи, хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная, крестная, богоданная, названная, молочная, мачеха.
Род, родоначальник и родословие. Виды родословий и системы родства.
Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры - живая память Отечества. Связь старинного и современного в образе Отечества. Святая Русь.
Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Защитить Отечество, устрашить врага, покарать захватчика. Щит меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные.
Мир. Мир - белый свет. Мир - согласие. Мир - сообщество (община, артель, слобода). Правила мирского самоуправления.
Священные образы.
Образы Спасителя: «Спас Нерукотворный» (как образ спасения), «Господь Вседержитель» (как источник истины), «Спас в силах» (как владыка мира). Художественный и духовный язык образов Спасителя.
Образы Богородицы: «Умиление» (как образ любви и соединения двух миров), «Путеводительница» (как образ праведного жизненного пути), «Знамение» (как образ молитвы).
Образ Покрова в отечественной традиции.
Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель отдельного человека, семьи, храма, страны, народа.
Светлые образы
Образ света как знака истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло -черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещенное сердце - образы просветителей.
Образы праведников и мудрецов. Святые бессребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики.
Образы-символы: крест, купол, птица, конь, дерево и др. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.
П. Традиции слова (8 ч.)
Священные слова.
Заповеди и заветы. Следование им в жизни - важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.
Молитвы (прошение, благодарение, хвала) - слово, сберегающее чистоту помыслов, высокие духовные устремления, смягчающее сердца.
Сердечные слова.
Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты - традиционные проявления родительского благословения.
Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прощения.
Честные слова.
Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, чего не думаешь; не все, что думаешь, говори.
Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору.
Присяга - слово долга. Обет - добровольное обязательство. Нравственное правило: лучше ногами споткнуться, чем языком.
III. Традиции дела (9 ч.)
Труд
Земледельцы - кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу - своя пора. Пахота, боронование, сев, сенокос, жатва (страда), обмолот и т.д.
Ремесленники - созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретом мастерства ученикам. Мастер - золотые руки.
Купцы и предприниматели - деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.
Служение
Воинское служение - защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, защита Веры. Отцы-командиры. Полководцы.
Служение священства - научение Вере, наставление в жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды.
Суд и управление - сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Служение местное и государственное. Издание справедливых (правых) законов, строгость в сочетании с любовью, рассудительность и честность - добрые традиции государственного служения
Творчество
Талант - особый дар человека. Творчество иконописца - передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру. Деревянные доски, ковчег, паволока, левкас, темпера, следование иконописному канон у- спутники иконописца.
Живописец. Его призвание - раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца.
Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества.
Научное творчество и его проявления.
Традиции праведного дела.
Смысл праведного дела - жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.
IV. Традиции праздника (8 ч.)
Гулять всем миром
Праздники земледельческого календаря. Масленица. Девичий праздник Семик и его признаки: образ березки, хороводы, гуляния, качели, трапеза, катание яиц. Прославление жизненной силы природы.
Общинные праздники: братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселие.
Престольный праздник: литургия, молебен, крестный ход, гостевание, ярмарка, гулянье.
Радоваться всей семьей
Крестины и именины - наиболее древние семейные праздники русского народа. Крестины - праздник, который бывает раз в жизни, именины - ежегодно. Обряды и обычаи семейных праздников.
Помнить всем Отечеством
Государственные и гражданские праздники - общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и др. Атрибуты государственного праздника: возложение венков, минуты молчания, воинские парады, ярмарки, народны гулянья, торжественные богослужения, праздничные концерты.
Молиться всей Церковью.
Православные праздники - важная часть народной праздничной культуры. Пасха - праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника
Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.
Потрудиться душой
Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику, обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся
государственного праздника: возложение венков, минуты молчания, воинские парады, ярмарки, народны гулянья, торжественные богослужения, праздничные концерты.
Молиться всей Церковью.
Православные праздники - важная часть народной праздничной культуры. Пасха - праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника
Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.
Потрудиться душой
Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику, обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся.
По итогам четвертого года обучения учащиеся:
осваивают систему базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья;
истолковывают их смысл и сознательно употребляют в своей речи, общении, оценках;
используют при создании первой авторской Книги;
опираются на них в организации и оценке своей деятельности и общения.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
Раздел |
Темы |
Кол-во часов |
Что такое традиции |
Традиции, образы, семья, общество. |
1 |
Традиции Образа |
Первые образы. Священные образы. Светлые образы. |
9 |
Традиции слова |
Священные слова. Сердечные слова. Честные слова. |
8 |
Традиции дела |
Труд. Служение. Творчество. Традиции праведного дела. |
8 |
Традиции праздника |
Гулять всем миром. Радоваться всей семьей. Помнить всем Отечеством. Молиться всей Церковью. Потрудиться душой. |
8 |
Традиции Отечества |
Традиции моего Отечества |
1 |
Итого |
34 |
Тематическое планирование
Класс 4
Количество часов
Всего 34 часов; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе программы «Истоки» под руководством А.В. Камкина
Учебник «Истоки». Автор А. В. Камкин. Издательство 2014 год.
Дополнительная литература: тетрадь «Истоки», методическое пособие «Истоковедение» том 8. Автор-составитель С.Б. Дроздова.
Календарно-тематическое планирование
№ уроков |
Темы уроков |
Содержание |
Активные формы обучения |
Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия) |
I четверть (8 часов) |
||||
Введение (1 час) |
||||
1/1 |
Введение «Что такое традиции?» |
Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества? Знакомство с учебником, тетрадью. Вступительная статья. Работа со словарём. Работа в тетради. |
Ресурсный круг (развивающий) «Что я жду от уроков «Истоки» в этом учебном году?» |
Рассматривать и анализировать учебные пособия. Формировать умение вести диалог. Формировать навыки сотрудничества. Определять основную цель курса «Истоки». Умение работать по алгоритму в ресурсном круге. |
Традиции Образа (9ч.) |
||||
2/2 |
Первые образы. Отец и мать. |
Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный. Мать как душа семьи, хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная, крестная, богоданная, названная. |
Работа в паре (развивающий) «Традиции семьи» |
Характеризовать образ отца. Поиск необходимой информации при составлении родословной своей семьи. |
3/3 |
Первые образы. Родители. |
Род, родоначальник, родословие. Виды родословной. |
Работа в паре (развивающий) «Основы семьи» Ресурсный круг (развивающий) «Моя будущая семья» |
Характеризовать образ матери. Анализировать и классифицировать характеристики объектов |
4/4 |
Первые образы. Отечество. Щит и меч. |
Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные. |
Мнемотехника (развивающий) «Отечество моё – святая Русь» |
Описывать образ родной земли. Осознавать свою сопричастность к защите своего Отечества. |
5/5 |
Первые образы. Мир. |
Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество (община, артель, слобода). Правило мирского самоуправления |
Работа в паре (оценивающий) «Мир – сообщество» |
Знать три основных образа мира (сообщество, вселенная, согласие). Анализ текстов и их группировка. |
6/6 |
Священные образы. Спаситель. |
«Спас Нерукотворный» (как образ спасения), «Господь Вседержитель» (как источник истины), «Спас в силах» (как владыка мира). Художественный и духовный язык образов Спасителя. |
Работа в паре (развивающий) «Традиции образа» |
Уметь находить сходства и отличия в изображениях образа Спасителя. Умение сравнивать изображения священных образов. |
7/7 |
Священные образы. Богородица. Ангел-хранитель. |
Образы Богородицы: «Умиление» (как образ любви и соединения двух миров), «Путеводительница» (как образ правильного жизненного пути), «Знамение» (как образ молитвы) Образ Покрова в отечественной традиции. Ангел-хранитель отдельного человека, семьи, храма, страны, народа. |
Работа в паре (развивающий) «Богородица – заступница, утешительница, охранительница» Ресурсный круг (развивающий) «Почему иконы так дороги русскому человеку» |
Уметь находить сходства и отличия в изображениях образа Богородицы. Классифицировать их по трём типам: «Одигитрия», «Умиление», «Оранта». Уметь объяснять смысл понятия «ангел-хранитель». Умение анализировать объекты с целью выделения существенных признаков иконы. |
8/8 |
Светлые образы. Свет и просветители, праведники и мудрецы. |
Образ света как знак истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло – черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещённое сердце – образы просветителей. Образы праведников и мудрецов. Святые бессребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики. |
Работа в паре (развивающий) «Путь праведности» |
Определять понятия «свет» и «просветители». Соотносить образ с текстом. |
II четверть (8 часов) |
||||
1/9 |
Святые образы. Образы-знаки. |
Образы-символы: крест, купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки. |
Работа в паре (оценивающий) «Образы-знаки» Ресурсный круг (развивающий) «Традиции образа» |
Уметь определять понятие «символы-знаки». Соотносить символ и смысл. |
Традиции слова (8 ч.) |
||||
2/10 |
Священные слова. Заповеди, заветы, молитвы. |
Заповеди и заветы. Следование им по жизни – важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества. |
Работа в четвёрке (развивающий) «Заповеди и заветы» Ресурсный круг (развивающий) «В каких жизненных ситуациях человек обращается к Богу?» |
Определять понятия «заповеди» и «советы» через систему родственных понятий. Устанавливать соответствие заповедей и заветов. |
3/11 |
Сердечные слова. Родительское благословение. |
Пожелание добра, покоя, любви и согласия. |
Работа в четвёрке (оценивающий) «Родительское благословение» |
Знать, что такое родительское благословение. Анализ слов и словосочетаний с целью выделения существенных признаков родительского благословения. |
4/12 |
Сердечные слова. Родительское благословение. |
Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты – традиционные проявления родительского благословения. |
Ресурсный круг (развивающий) «Родительское благословение» (На какие дела даётся?) |
|
5/13 |
Сердечные слова. Сердце сердцу весть подаёт. |
Слова приветствия, слова прощания, слова праздничного поздравления, пожелания и благодарения. |
Работа в четвёрке (развивающий) «Сердечные слова» Ресурсный круг (развивающий) «Может ли сердечное слово примирить людей?» |
Выявлять и характеризовать связь между понятиями «сердце» и «любовь». Структурировать имеющиеся знания для подбора слов жизненных ситуаций |
6/14 |
Честные слова. Договор и уговор. |
Правила честного слова: думай, сто говоришь; не говори того, что не думаешь; не всё, что думаешь, говори. Традиция верности договору и уговору. |
Работа в четвёрке (развивающий) «Традиции честного слова» |
Знать понятие «честное слово». Активизация мыслительной деятельности через классификацию текстов. |
7/15 |
Честные слова. Присяга. Обет. |
Присяга – слово долга. Обет – добровольное обязательство. |
Ресурсный круг (развивающий) «Образ честного человека» |
|
8/16 |
Традиции слова (обобщающий) |
Работа в четвёрке (оценивающий) «Доброе слово» Ресурсный круг (развивающий) «Как слово помогает человеку?» |
Приводить примеры, иллюстрирующие данную тему. Анализировать текст с целью выделения главной мысли и подборе пословицы к ней. |
|
III четверть (10 часов) |
||||
1\17 |
Труд. Земледельцы. |
Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу – своя пора. |
Ресурсный круг «Традиции дела» |
|
Традиции дела (8 ч.) |
||||
2/18 |
Труд. Земледельцы |
Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу – своя пора. |
Работа в четвёрке (развивающий) «Традиции земледельцев» |
Знать понятие «земледельцы». |
3/19 |
Труд. Ремесленники. |
Ремесленники создают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам. Мастер – золотые руки. |
Работа в четвёрке (развивающий) «Каково полотно – такова и строчка» Ресурсный круг (развивающий) «Люби дело – мастером будешь» |
Знать понятие «ремесленники». Построение логической цепи рассуждений, доказательство. |
4/20 |
Труд. Купцы и предприниматели. |
Купцы и предприниматели – деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия. |
Работа в четвёрке (оценивающий) «Дерево ценят по корням, а человека по делам» |
Определять понятия «купец» и «предприниматель». Самоопределение – осознанный выбор качеств и характеристик, исходя из социальных и личностных ценностей. |
5/21 |
Служение. Воинство. |
Воинское служение – защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, защита Веры. Отцы-командиры. Полководцы. |
Работа в четвёрке (развивающий) «Защита Отечества – священный долг» |
Объяснять понятие «воинство» через примеры подвигов известных полководцев. |
6/22 |
Служение священства. |
Служение священства – научение Вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды. |
Ресурсный круг (развивающий) «»Духовные воины Руси» |
Знать понятие «священство». Умение строить устное высказывание и находить доводы в его защиту |
7/23 |
Служение. Суд и управление. |
Суд и управление – сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения. |
Работа в четвёрке (развивающий) «Мудрые правители земли русской» |
Анализировать понятия «суд», «правосудие». Установление соответствия между высказыванием и народной пословицей. |
8/24 |
Творчество. Искусники. Книжники. |
Талант – особый дар человека. Творчество иконописца – передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру. Живописец. Его призвание – раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца. Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Научное творчество и его проявления. |
Ресурсный круг (развивающий) «В мастерской художника» Работа в четвёрке (развивающий) «Рождение иконы» Работа в четвёрке (развивающий) «Испокон веков книга растит человека» |
Описывать мастерскую художника. Знать понятия «искусник», «иконописец». Оформлять в устной речи представленный образ |
9/25 |
Обобщающий урок. Традиции праведного дела. |
Смысл праведного дела – жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества. |
Работа в четвёрке (оценивающий) «Праведное дело сродни подвигу» |
Приводить примеры, иллюстрирующие данную тему. Устанавливать причинно-следственную связь. |
Традиции праздника (8 ч.) |
||||
10/26 |
Гулять всем миром. |
Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы. Общинные праздники: братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселье. Престольный праздник: литургия, молебен, крестный ход, гостевание, ярмарка, гулянье. |
Работа в четвёрке (развивающий) «Древние праздники Руси» |
Знать основные праздники, пришедшие к нам из глубины веков. Анализ текста с целью выделения существенных признаков |
IV четверть (8 часов) |
||||
1/27 |
Гулять всем миром. |
Как готовились праздники. |
Ресурсный круг (развивающий) «Почему праздники сближают людей» |
Определять основные традиции праздников. Умение оформлять в устной речи высказывание, приводить аргументы в защиту своего мнения. |
2/28 |
Радоваться всей семьёй. |
Обряды и обычаи семейных праздников. |
Ресурсный круг (развивающий) «Любимый семейный праздник» (вижу, слышу, чувствую в начале урока) |
Знать несколько семейных праздников. Умение формулировать свою точку зрения, доносить до слушателя и приводить доводы в её защиту. |
3/29 |
Радоваться всей семьёй. |
Крестины и именины – наиболее древние семейные праздники русского народа. День ангела. Крестные родители. |
Работа в четвёрке (оценивающий) «Кума и кум наставляй на ум» |
|
4/30 |
Помнить всем Отечеством. |
Государственные и гражданские праздники – общенародная память и благодарность. День Победы. |
Мнемотехника (развивающий) «Праздник памяти и славы» |
Перечислять несколько государственных праздников. Умение осознанно строить речевое высказывание. |
5/31 |
Помнить всем Отечеством. |
День города, профессиональные и др. праздники. |
Ресурсный круг (развивающий) «День рождения города» |
|
6/32 |
Молиться всей церковью. |
Православные праздники – важная часть народной праздничной культуры. Пасха – праздник праздников. Её атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос Воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника. Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре |
Работа в четвёрке (развивающий) «Православные праздники» |
Знать несколько православных праздников. Уметь классифицировать религиозные праздники по разным основаниям. Обобщение. |
7/33 |
Обобщающий. Потрудиться душой. |
Общие традиции всех праздников, ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику, обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся. |
Работа в четвёрке (оценивающий) «Традиции праздника» Ресурсный круг (развивающий) «Жизнь без праздника, что еда без хлеба» |
Уметь формулировать свое высказывание. Формулировать свою точку зрения, доносить до слушателя и приводить доводы в её защиту. |
Заключительный урок (1 ч.) |
||||
8/34 |
Традиции Отечества |
Исторический, нравственный и духовный смысл традиций. |
Ресурсный круг (итоговый) «традиции моего Отечества» |
Приводить примеры, иллюстрирующие данную тему. Осознанно строить речевое высказывание в устной форме. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
|
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||
1. 2. 3. 4. . |
Учебники «Истоки. 4 класс», автор А.В. Камкин, Москва. Издательский центр «Вентана-граф», 2014 г. Фотоальбом Вологодской области «Вологодские просторы» . Издательство Москва «Планета» 1987 г. «Сказания о земле Вологодской» Авторы С.Ю. Баранов, Е.А. Скупинова, Издательство Вологда «Учебная литература» 2008 г. «Толковый словарь русского языка». Авторы С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, Издательство Москва 2003 г. «Вологодские зори» Издательство «Современник» Москва 1987 г. . |
|
2. Экранно-звуковые пособия |
||
1. 2. 3. 4. |
Интерактивная доска, ПК ноутбуки, Интернет |
1 1 16 |