12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Улитина Лариса Евгеньевна1110
Педагог дополнительного образования, МБУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества" г. Каменск-Шахтинский, Ростовская область
Россия, Ростовская обл., Каменск-Шахтинский
 

Пояснительная записка

 

«Уровень культуры эпохи, как

и отдельного человека,

определяется отношением

к прошлому»

А.С. Пушкин

Россия - наша родина. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески убедить себя в ней. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем, относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, народным промыслам. Мы обращаемся к народной культуре не только потому, что это кладезь мудрости, но и потому, что это наши истоки, это богатый материал для воспитания у школьников доброты, совести, доброжелательности в отношении друг к другу. В опыте наших дедов, отцов есть зерна такой мудрости, которые и в наш век дадут добрые всходы. В народе говорят: « Сырое дерево гни, пока оно не высохло, а ребёнка учи в своё время». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, порождающим творческую личность. Задача современного человека - сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями.

Опираясь на анализ методических разработок О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Т.С. Комарова «Народное искусство в воспитании дошкольников» и собственные знания, была создана данная образовательная программа «У истоков мастерства».

Программа модифицированная, имеет художественную направленность и создаёт условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ, Уставом МБУДО Велижского ДДТ:

ФЗ-273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 ( ст.12-предпрофессиональная подготовка, ст.75-формирование и развитие творческих способностей):

Государственная программа РФ «Развитие дополнительного образования детей до 2020 года» утверждена Постановлением Правительства РФ 22.11.2012 года №2148-р.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время существует противоречие между требованиями концепции дополнительного образования к необходимости приобщения детей к русской народной культуре и недостаточным рассмотрением этой темы в разделах общеобразовательных программ.

Сейчас современный школьник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизоров ребенок видит диснеевские мультфильмы, а героями современных игр становятся персонажи иностранных фильмов.

Наши дети живут во время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Исходя из этого, мы видим острую необходимость приобщения детей к русской народной культуре уже с младшего школьного возраста.

Данная программа комплексная, вариативная, предполагает овладение детьми основами творческой деятельности, дает возможность каждому ребёнку проявить и реализовать свои творческие способности, направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формирование у детей чувств причастности к наследию прошлого. Даѐт возможность общения и творческой деятельности в группе единомышленников, развивает коммуникативные навыки. Обеспечивает благоприятные условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка. Отвечает потребностям детей, родителей, общества.

Новизна программы в понимании особенностей этнокультуры средствами керамики, изучение региональной культуры. Создание портфолио творческих работ и достижений. Программа рассматривает художественные традиции народного глиняного промысла на уровне регионального: предусмотрены занятия по ознакомлению глиняного промысла на Смоленщине и в Велижском районе, с работами местных художников, с народными традициями, обычаями, народными играми смоленского края.

Ведущей идеей является: формирование у детей основ творческой личности через развитие исторической памяти, творческих способностей и задатков, чувств причастности к наследию прошлого.

Цель данной программы: Развитие устойчивого интереса к народному творчеству, уважение к труду и таланту русских мастеров.

Задачи:

Обучающие:

Приобщение детей к истокам народной культуры.

Обучение технологиям разных видов изобразительной деятельности

(лепка из глины, роспись). Помочь овладеть основами культуры труда

Учить различать народные игрушки из глины (Дымковская, Филлимоновская, Калининская, Каргопольская), по манере их исполнения, выделять их характерные особенности, сравнить между собой изделия, находить сходство и различия.

Заложить основные навыки художественно-творческой деятельности, необходимые для дальнейшего развития творчества.

Реализуются с помощью следующих методов педагогической деятельности:

  • Словесные: (устное народное творчество, художественное слово, рассказ, беседа, объяснение).

    Наглядные: (мультимедийные презентации, образцы, иллюстрации, показ способов работы).

Воспитательные

Воспитывать чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре.

Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народного устного творчества.

Эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведений народного фольклора.

Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.

Выявлять и развивать природные задатки, творческий потенциал каждого путем индивидуального образовательного маршрута оптимально возможного усвоения программы.

Эти задачи будут решаться при помощи:

Организация диалогового общения.

Изучение устного народного творчества.

Включение детей в различные формы деятельности.

Развивающие

Развивать творческий потенциал, природные задатки школьника: фантазию, наблюдательность.

Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.

Развивать моторику рук, глазомер.

Эти задачи будут решаться при помощи:

Игры - занятия с элементами экспериментирования.

Включение в программу работу с репродукциями, образцами работ народных мастеров.

Создание условий для воплощения творческих идей.

Дидактические и развивающие игры

Так как набор детей осуществляется независимо от их способностей и умений, к каждому ребёнку применяется индивидуальный подход.

Учёт индивидуально-психологических особенностей ребёнка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия, активность).

Дифференцированное обучение: непосредственно на занятиях предусмотрены работы различной степени сложности. Применяются более сложные задания для способных обучающихся, упрощенные варианты для медленно работающих.

Педагогические принципы:

Создание комфортной образовательной среды, безопасного пространства жизнедеятельности;

Создание ситуаций успеха;

Учет индивидуально – психологических особенностей ребенка;

Осознание и признание права личности быть не похожей на других.

В основе лежат групповые занятия, так же предусмотрены коллективные работы, и по подгруппам по 2-3 человека. Занятия по всем видам тесно взаимосвязаны, чередуются в логической последовательности.

Обучение проводится в 2-х направлениях:

усвоение теоретических знаний

формирование практических навыков.

Поставленные цели и задачи реализуются через работу с детьми по следующим направлениям: лепка, роспись.

Для развития детского творчества народная игрушка и устное народное творчество используются в качестве образцов - эталонов сначала для прямого воспроизведения, а затем для творческого осмысления и применения (повтор, вариации, импровизация).

Словесное творчество народа на занятиях применяется комплексно (2-4 жанра), чтобы максимально достичь его воспитательного эффекта.

Эффективность обучения такой возрастной группы зависит от их психологических особенностей, т. к. дети в этом возрасте импульсивны, не могут сосредоточиться на одной и той же работе длительное время на занятиях предусмотрена логическая смена деятельности (отгадывают загадку, лепят, играют в народную игру, учат потешку).

В программе используются следующие формы:

Практическая работа

Экскурсии

Творческие задания

Выставки детских творческих работ

Конкурсы

Интеллектуальные игры

Проектные и исследовательские работы

Методы:

Методы обучения: монологический, диалогический, показательный.

Методы преподавания: объяснительный, информационно - сообщающий, иллюстративный.

Методы учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый.

Методы воспитания: убеждение, упражнение, личный пример.

Сроки реализации

Программа не предполагает специального отбора детей при комплектовании групп, основанием является желание ребенка и родителей.

Курс программы рассчитан на 3 года обучения, для детей 7-10 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 минут.

Программа рассчитана на III года обучения:

I-ый год обучения (1класс) – 144 часа

II- ой год обучения (1-2 классы) - 144 часа

III- ий год обучения (3-4классы) - 144часов

Обучение проводится на занятиях:

I-ый год обучения –2 час 2 раза в неделю

II-ой год обучения – 2 часа 2 раза в неделю

III-ий год обучения – 2 часа 2 раза в неделю

Наполняемость:

I-ый год обучения - 12 детей

II-ой год обучения - 10 детей

III-ий год обучения - 10 детей

Универсальность программы

Программа апробирована в системе дополнительного образования в течение 3-х лет. Однако её применение и использование возможно в условиях детского сада, отдельные блоки можно взять за основу работы кружков в загородных оздоровительных лагерях, рекомендуется в качестве пособия для занятий родителей с детьми. Возможно корректировка материала с учетом возможностей и способностей детей (повышать или понижать нагрузку занятия).

В результате обучения выпускники должны:

Знать:

Виды декоративно-прикладного промысла России;

Историю традиционных глиняных промыслов России, традиции русских мастеров в создании формы и оформления глиняного изделия;

Различать жанры устного народного творчества: потешки, загадки, пословицы, докучная сказка, колыбельная, закличка;

Название и назначение материалов и оборудования, их элементарные свойства, использования, применение;

Технологию изготовления керамических изделий, различные способы декоративной отделки;

Технику безопасности при работе с различными материалами;

Понятия, связанные с лепкой (глина, шликер, стеки, глазури, гончарный станок, ангобы и так далее);

Технологию заготовки и хранения глины;

Сочетание керамики с другими природными материалами;

Способы эстетического оформления сувениров и подарков.

Уметь:

Различать русские народные игры по манере их использования;

Правильно организовывать своё рабочее место;

Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;

Уметь самостоятельно находить во время работы наиболее удачные способы и приемы лепки глиняных изделий;

Использовать устное народное творчество в своей речи, самостоятельно придумывать сказки, загадки;

Самостоятельно отбирать необходимые инструменты, подготавливать глину к работе;

Изготавливать эскизы работ, используя при лепке традиционные и нетрадиционные приёмы и способы;

Использовать различные дополнительные материалы;

Работать со справочной литературой;

Вносить в сюжетные композиции элементы своих творческих находок;

Сотрудничать со своими сверстниками.

Результативность

Два раза в год во всех группах отслеживается личностный рост ребёнка по следующим параметрам:

усвоение знаний по базовым темам программы;

овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;

развитие художественного вкуса;

формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.

Используются следующие формы проверки:

анализ;

игра-конкурс;

викторина;

выставка.

Методы проверки:

наблюдение;

тестирование;

анкетирование;

опрос.

Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме итоговой выставки или конкурса. Заключительным мероприятием пройденного курса являются коллективное мероприятие: заочное путешествие, на котором дети в игровой форме закрепляют полученные знания и умения.

Результаты фиксируются по следующим параметрам:

усвоение знаний и умений по базовым разделам программы;

личностный рост, развитие общительности, работоспособности;

формирование художественно-эстетического вкуса;

участие в выставках, конкурсах прикладного творчества.

Результаты освоения программы определяются по трём уровням:

высокий;

средний;

низкий.

Взаимодействие с родителями:

1.Формировать активную педагогическую позицию родителей: - вызвать интерес к интересу ребенка: индивидуальные беседы, консультации, изготовление буклетов о народной игрушке для родителей; привлечение родителей к участию в жизни мастерских: открытые занятия и мероприятия.

2. Распространять и пропагандировать положительный опыт семейного воспитания: - проведение выставок – подарок на «День матери», «23 февраля», «8 марта»; устраивать авторские выставки детей, используя домашнюю коллекцию работ. Участие в проекте «Сувенир ко Дню семьи» - ежегодное мероприятия с участием родителей в начале мая.

3. Искоренять негативные тенденции: - равнодушие к результатам детского творчества: выбрасывание изделий, непосещение выставок, пропуск занятий по вине родителей, завышенные требования к ребенку, наказание запретом посещения занятий.

Учебно-тематический план I-го года обучения

Тема

Теория

Практика

Всего

I

Материаловедение

5,5

8

13,5

II

Народные промыслы

14,5

19,5

34

III

Азбука росписи

15,5

56

71,5

IY

Творческие работы

4,5

20,5

25

 

Всего

40

104

144

Учебно-тематический план II-го года обучения

Тема

Теория

Практика

Всего

I

Материаловедение

3

6

9

II

Народные промыслы их истоки, современное развитие

6

14

20

III

Азбука росписи

20

59

79

IY

Творческие работы

7

29

36

 

Всего

36

108

144

Учебно-тематический план III-го года обучения

Тема

Теория

Практика

Всего

I

Материаловедение

4

7

11

II

Народные промыслы, традиционные и нетрадиционные способы лепки

9,5

23,5

33

III

Азбука росписи

14,5

46,5

61

IY

Творческие работы.

8

31

39

 

Всего

36

108

144

Программа предусматривает поэтапное обучение

Период обучения

Цели и задачи обучения

Прогнозируемые результаты

Методическое обеспечение

I-ый год

обучения

(7лет)

Подго- товительный

этап

Знакомство с глиной-

виды и качество, подготовка глиняного «теста»

организация рабочего

места для работы с

глиной, назначение

оборудования и

инструментов. Обучение различным способам и приемам лепки.

Знакомство с дымковской, филимоновской, каргопольской и калининской игрушкой, традиций в лепке и росписи. Вызвать интерес к работе с глиной.

Ребенок знает: - название и назначение материала и оборудования для работы с глиной

-основные способы и приемы лепки

-главные отличительные признаки росписи народной глиняной игрушки

умеет: - организовать свое рабочее место

-использовать при лепке различные способы и приемы

-пользоваться стекой, кистью, красками и палитрой

-лепить и расписывать несложную игрушку по образцам народной игрушки.

Практические занятия.

Презентация «Путешествие во времени»

Образцы русских народных игрушек из глины.

Таблица «Путешествие волшебного комочка».

«Азбука народной росписи». Праздники игрушек.

Интерактивные игры.

II-год

обучения

(1-2 класс)

Основной

этап: работа по образцам игрушек народных мастеров

Использовать пластические свойства глины в работе над формой. Сформировать умение передавать отличительные особенности традиционной игрушки.

Закрепление способов и приемов лепки.

Научить различать изделия разных школ народного мастерства.

Знает:

- традиции русских мастеров в создании формы и оформления игрушки.

Умеет:

-лепить глиняные игрушки на основе народных традиций

-расписывать ее, используя традиционные элементы росписи и цветовую гамму

-импровизировать по мотивам народного орнамента.

Практические занятия.

Мультимедийные презентации Развивающие игры. Таблица «Системный оператор».

Альбом «Цветоведение» коллективные работы.

III-ий год обучение (3-4классы) Традиционные и нетрадиционные способы лепки изделий из глины

Совершенствование знаний, умений и навыков при работе с глиной. Углубление знаний о народных промыслах их истоках и современном развитии. Знакомство с работами смоленских мастеров и нашей землячки Л.М. Филлиповой

Первоначальное знакомство с техникой работы на гончарном круге.

Знает: - технологию изготовления керамических изделий

-способы декоративной отделки

-название традиционных промыслов России, их отличительные признаки.

Умеет: - самостоятельно отбирать необходимый инструмент, подготовить материал к работе

-лепить изделия из глины традиционными и не традиционными способами

-лепить игрушки – свистульки

-расписывать изделия подбирая гармоничную цветовую гамму.

Практические занятия. Экскурсии в краеведческий музей, в магазин отдела керамики. Исследование: сбор информации об истории глиняного промысла, потешек, пословиц. Организация персональных выставок. Таблица «Знаки семантики». Решение кроссвордов. Игры – конкурсы.

Содержание программы I-го года обучения

Раздел программы

Цель

Теория

Практика

Форма отслеживания результатов

I

Вводное

Введение в образовательную программу по работе с глиной

Материаловедение

Знакомство с Конвенцией о правах ребенка. Вызвать интерес к занятиям.

Ознакомить детей с глиной в качестве материала для художественного творчества.

Обучить различным способам и приемам лепки; скрепления частей.

Знакомство с планом работы. Экскурсия в музей. Беседа

« С чего всё начиналось»

Организация рабочего места. Материалы и оборудование. Опыты с глиной «Интересное под ногами»

Приемы лепки: скатывание, сплющивание, сглаживание.

Способы лепки:

скульптурный

конструктивный

упражнение на соединение отдельных форм

-шар и цилиндр

-шар и шар

-создание барельефа путем налепа

-работа с шаблоном

Тематическое «Волшебная глина»

Работа по замыслу

Арт-терапия: «Знакомимся с глиной»

«Тарелочка»

«Птичка»

«Грибы»

«Смешарики»

«Рябинка»

«Пасхальное яйцо»

«Валентинка»

Изготовление посуды

Беседа «Большие права

маленького гражданина»

Наблюдения

Тест «Формируем глиняный комок»

Анализ готовых работ

Контрольные вопросы по теме

II

Народные промыслы их истоки, современное развитие

Историко-дидактический анализ глиняного промысла. Познакомить с традиционными приемами лепки народных игрушек

Дымка:

-истоки промысла

-технология изготовления:

лепка по частям

примазывание сглаживание.

Филимоново:

-история

-технология изготовления (вытягивание, свисток)

Калининская:

-история

-технология (овоид, вытягивание, налепы)

Каргопольская

лепка по частям, передача движений

Развлечения перед прохождением каждой темы

«Птичка»

«Конь»

«Петушок»

«Барыня»

Разучивание потешек по теме

«Петушок»

«Барашек»

«Барыня»

Чтение потешек и загадок.

«Уточка»

«Петушок»

«Сказочная птица»

Народные игры

«Сеятель»

«Олень»

«Барыня»

«Гармонист»

«Дымковская свистунья»

«Филимоновские игрушки-полосатые зверушки» «Птички пеструшки» «Игрушки русского Севера»

Итоговые занятия в конце каждой темы

Интерактивная игра с триггерами «Дымковская игрушка»

Анализ результатов готовых работ.

Результаты промежуточной аттестации: коллективная работа «На птичьем дворе»

Игровые проверочные тесты «Учимся лепить»

Итоговая аттестация:

Игра-викторина «Глазам-радость, душе-отрада»

Игровой проверочный тест: «Народная глиняная игрушка России»

III

Азбука росписи

Отличительные элементы народных росписей, их цветовая гамма.

Учить расписывать объемную игрушку по мотивам узоров русских мастеров.

-Грунтовка вылепленных игрушек из глины;

-подготовка красок;

-рисование элементов на бумаге.

Упражнения на отработку навыков кистевой росписи (примакивание, рисование концом кисти)

Роспись игрушек вылепленных на предыдущих занятиях.

Таблица «Системный оператор».

Альбом «Цветоведение»

Анализ детских работ

IY

Творческие работы

Задумывать содержание работы, доводить замысел до конца.

Беседы о традициях и обрядах народных праздников (Масленица, Пасха).

Арт-терапия «Что такое настроение»

«Что такое панно»

Лепка игрушек и сувениров к календарным и народным праздникам Творческие работы по мотивам работ народных мастеров.

Коллективная работа «Панно»

Творческий проект «Моя любимая игрушка» в конце прохождения каждой темы Итоговое «Кони глиняные мчатся»

Содержание программы II-го года обучения.

Раздел программы

Цель

Теория

Практика

Форма отслеживания результатов

I

Вводное

Материаловедение

Вызвать интерес к глиняному народному промыслу

Знакомить со свойствами глины, с разнообразием её применения. Учить самостоятельно готовить глиняное «тесто»

Знать и называть приемы и способы лепки, использовать их в своей работе, рационально выбирая.

-ознакомление с планом работы

-история развития глиняного промысла

-что такое глина

-виды и свойства глины

-глина и её использование

-подготовка рабочего места

-инструменты для работы с глиной

-приемы лепки (скатывание, раскатывание, прощипывание, сплющивание, вдавливание, заглаживание)

-способы лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный

Лепка по желанию.

Народная игра «Дразнилка»

Практические занятия, занятия арт-терапией «Мое настроение», «Мой глиняный человечек»

Упражнения в формировании умений соединять отдельные заготовленные формы.

Лепка барельефов:

«Осенний лист»;

«Кулон»

Наблюдения

Мультимедийная презентация «Народные промыслы России»

Контрольный опрос

Работа с таблицами «Перемин глины»,

«Подготовка глиняного теста», «Способы и приемы лепки», «Технологические карты последовательности лепки игрушек»

Практические задания.

Наблюдения

II

Народные промыслы

История развития глиняного промысла в Велиже.

Учить лепить игрушки, используя знание о традициях в создании игрушки народных мастеров.

-история зарождения

-традиции мастеров в создании формы и оформлении глиняной игрушки

-Технология изготовления дымковских игрушек (лепка по частям, примазывание, сглаживание)

- Технология изготовления филимоновских игрушек (вытягивание)

-отличия от дымковских игрушек (конь, барыня)

- Технология изготовления каргопольских игрушек: лепка по частям. Передача движений

- Технология изготовления калининской игрушки (овоид, вытягивание, налепы, передача движения с помощью поворота шеи и головы)

- Тематическое занятие «Лучше нет родного края». Лепка птички-свистульки

Лепка на выбор: животного, птицы, барыни.

Чтение потешек, загадок Русские народные игры

-Лепка на выбор филимоновское животное, барыни,

композиции (в парах)

Беседа «Животные Смоленского края»

- «Полкан»,

-«Сирин»,

- «Сеятель», «Гармонист» (на выбор), барыня

Лепка на выбор:

- «Птичка», «Селезень», «Лебёдушка»

Экскурсия в краеведческий музей

Решение кроссвордов.

Игровой тест «Учимся лепить»

Итоги игры - викторины «Знаток народной игрушки»

Контрольные вопросы

«Народная игрушка» (подчеркнуть правильные ответы в карточке)

Мультимедийная презентация «Полосатые игрушки»

Интерактивная игра «Найди 10 различий»

Результаты итогового занятия «Ярмарка глиняной игрушки», творческого проекта «Всех на свете краше» контрольные вопросы

III

Азбука росписи

Учить самостоятельно, составлять узор на основе знаний об особенностях народной росписи.

- побелка

-смешивание красок для получения новых цветов и оттенков

- приемы работы кистью

- первоначальный эскиз на бумаге

- правила украшения объемных изделий

Составление морфологической таблицы на закрепление цветового сочетания.

Рисование элементов народной росписи на бумаге. Роспись объемных игрушек.

Работа с альбомами «Азбука народной росписи», «Цветоведение».

Таблица «Знаки семантики»

Дидактические игры «Как краски поссорились», «Компьютер».

IY

Творческие работы

В проектной деятельности учить взаимодействовать в группах, уважать мнение других и доказывать свою точку зрения. Знакомить с традициями и обрядами народных праздников.

В конце каждой темы, в форме итогового занятия, творческих проектов

Лепка игрушек и сувениров к календарным и народным (Покров, Сороки, Благовещение, Масленица, Пасха) праздникам. Изготовление изделий творческого характера.

Подготовка к выставкам.

Анализ работы в творческих проектах по прохождению темы:

«Заочное путешествие в дымковскую мастерскую», «Учимся у филимоновских мастеров», «Каргопольская композиция» по подгруппам

Содержание программы III-го года обучения.

Раздел программы

Цель

Теория

Практика

Формы отслеживания результатов

I

Вводное

Материаловедение

.

Вызвать интерес к занятиям лепки

Научить определять качество глины.

Самостоятельно отбирать нужные инструменты и приспособления. Знать отличительные свойства глины: пластичность, податливость, готовность принять любую форму. Использовать пластические возможности материала в работе над формой: лепка из «куска», «пласта» и «жгутов».

Решение организационных вопросов

- подготовка глиняного теста

- перемин глины

- что такое шликер

- инструменты, приспособление для лепки.

Арт-терапия

Определение качества глины.

Подготовка глиняного теста

Лепка по замыслу.

«Глиняная картина» (с закрытыми глазами), «Волшебное дерево» (в парах), «Коллективная постройка» (не договариваясь

Практическая работа

Презентация «Большие права маленького человека»

Анкетирование

Игра- викторина «Знаток керамики»

Наблюдения, контрольные вопросы

Интерактивный кроссворд «Школа керамиста»

II

Народные промыслы, традиционные и нетрадиционные способы лепки

Углублять знания об особенностях народного глиняного промысла, технологии изготовления керамических изделий.

Познакомить с сущностью процесса литья; правилами безопасности, способами организации рабочего места.

Ознакомить с гончарным кругом. Показать приемы работы на нем. Изучить технику безопасности.

Учить лепить игрушки-свистульки.

Изготовление полых керамических изделий

- Народно-декоративное искусство, его виды.

- развитие глиняного промысла в Велижском районе

- «Не боги,…а мастера»

- декоративная посуда смоленских мастеров

- особенности декоративной посуды гжельских мастеров

- знакомство с формовочным делом

Технология изготовления посуды на гончарном круге: центровка, вытягивание, правильное положение рук, простейшие формы посуды.

- работа нашей землячки Л.М.Филипповой.

Смоленские игрушки-свистульки

- дымковские игрушки-свистульки

- каргопольские игрушки-свистульки

- филимоновские игрушки-свистульки

- изготовление

плакетки

Русский изразец

Современное развитие глиняного народного промысла

Лепка посуды из жгутов, украшение венчика с помощью пальцевого тиснения.

«Вазочка-рыбка»

Отливка колокольчиков, отминка сувениров

Выполнять на гончарном круге центровку и

простейших форм посуды (стакан, миска, горшочек, вазу).

Изготовление работ на тему:

- «птичка»

- «бычок»,

-лесовичок

- лепка игрушки-свистульки на выбор

- лепка на выбор игрушки-свистульки

- плакетка в подарок маме к 8 Марта

- коллективная работа панно к сказке

Лепка декоративных пластин

- мелкая пластика: обереги, кулоны

- сувениры

- копилки

- подсвечники

- светильники

Лепка пустотелой игрушки-животное

Мастер-класс: Лепка громотухи «Птичья семья»

Мультимедийные презентации «Знакомый незнакомец», «Развитие глиняного промысла на смоленщине»

Экскурсия в краеведческий музей, зарисовка посуды. Анализ работ.

Беседы, решение тематических кроссвордов.

.

Исследование: сбор информации об истории глиняного промысла, потешек, пословиц, оформление альбомов Организации выставки работ Л.М. Филипповой в кабинете.

Презентация «Что такое плакетка?»

III

Азбука росписи

Расписывать свои игрушки, подбирая гармоничную цветовую гамму, использовать различные способы декоративной отделки.

Знаки семантики, их значения.

Что такое «монокомпозиция»

-сочетание цветов

-«холодные» и «теплые» цвета

- грунтовка

- подготовка красок

- приемы работы кистью

- что такое ангоб, глазурь

-элементы народной росписи

Работа с палитрой

Декоративная отделка и роспись игрушек вылепленных на предыдущих занятиях. Роспись ангобами, приемом мраморизации.

Презентация «Знаки семантики в народной росписи»

Результаты выставок

Анализ и отбор работ для благотворительных акций

IY

Творческие работы

Закрепление знаний и умений по курсу обучения. Развивать умение давать самооценку изделиям. Развитие потребности к самореализации, умение лепить изделия из глины традиционным и нетрадиционным способами.

Беседы о народных праздниках: «сороки», «кузьминки», «покров», «коляда», «масленица», «пасха».

Творческие проекты по темам областных и районных выставок.

Творческие проекты «Не боги горшки обжигают», «Необычное в обычном»,

«Наша землячка Л.М.Филиппова».

Изготовление сувениров к народным и календарным праздникам

Результаты участия в районной и областных выставках. Итоги творческих проектов

Деловая игра «Эксперты», «Худсовет», «Экскурсовод»

презентация готовых изделий

Организация персональных выставок.

Литература для педагогов

М.Бугамбаев « Гончарное ремесло». Ростов – на - Дону «Феникс». 2000г.

О.В.Горяинова «Поделочные материалы». Ростов-на-Дону «Феникс». 2005г.

Е.В. Данкевич, О.В. Жакова «Знакомьтесь: глина». Санкт – Петербург « Кристалл», 1998г.

С. Липунова «Волшебная глина». Смоленск «Русич», 2001г.

В. Левадный «Лепка». Москва, ООО «Аделант», 2004г.

И.В. Тюфанова « Мастерская юных художников». Санкт – Петербург «Детство – ПРЕСС», 2001г.

Литература для родителей

Г. Федотов «Послушная глина». Москва. АСТ – Пресс, 1999г.

Ч. Хоакин «Керамика своими руками» Москва,2004г.

Литература для детей

Т. Нехотина « Ярмарка» Москва. «Горизонт», 1987г.

Н. О. Обручева «Глиняная игрушка». Москва «Малыш», 1983.

Е. Попова «Выбирай коня любого». Москва. «Малыш», 1989г.

О.А. Соломенникова «Филимоновские свистульки». Москва. «Мозаика – Синтез», 2002г.

Т.Я. Шпикалова, Г.А. Величкова «Дымковская игрушка». Москва. «Мозаика – Синтез», 2002г.

Карта мониторинга результатов обучения по дополнительной образовательной программе «У истоков мастерства»

Период обучения

Прогнозируемые результаты

Методы диагностики

Уровень

освоения

содержания

программы

Теория

Практика

1-ый год

обучения

Теория (знает):

-название и назначение материала и оборудования для работы с глиной

-основные способы и приемы лепки

-главные отличительные признаки росписи народной глиняной игрушки

Практика (умеет):

-организовать свое рабочее место

-использовать при лепке различные способы и приемы

-пользоваться стекой, кистью, красками и палитрой

-лепить и расписывать несложную игрушку по образцам народной

Промежуточная аттестация

Игровые проверочные тесты «Учимся лепить»

Коллективная работа «На птичьем дворе»

Правильных ответов:

22-24- творческий;

17-21-повышенный;

10-16-базовый;

менее 15-минимальный

Уровень качества работ

Итоговая аттестация

Игровой проверочный тест “Народная глиняная игрушка России”

Итоговое «Кони глиняные мчатся»

Правильных ответов:

11- творческий;

9-10-повышенный;

6-8-базовый;

менее 6-минимальный

Уровень качества работ

2-год

обучения

(1-2 класс)

Теория (знает):

-историю различных русских игрушек из глины, -традиции русских мастеров в создании формы и оформления игрушки.

Практика (умеет):

-лепить глиняные игрушки на основе народных традиций

расписывать ее, используя традиционные элементы росписи и цветовую гамму народных мастеров

Промежуточная аттестация

Игра викторина «Глазам-радость, душе-отрада»

Контрольные вопросы

«С чего все начиналось?»

Творческий проект «Всех на свете краше»

Набрано баллов:

15-17- творческий;

12-14-повышенный;

9-12-базовый;

менее 9-минимальный

Правильных ответов:

13-15- творческий;

10-12-повышенный;

8-9-базовый;

менее 8-минимальный

Итоговая аттестация

Игра - викторина «Знаток народной игрушки»

Творческий проект «Ярмарка глиняной игрушки»

вопросов(30-34) – творческий уровень

вопросов (25-29)–повышенный уровень

(20-24) – базовый уровень

3-ий год обучение (3-4 классы)

Теория (знает):

-технологию изготовления керамических изделий

-способы декоративной отделки

название традиционных промыслов России, их отличительные признаки.

Практика (умеет):

-самостоятельно отбирать необходимый инструмент, -подготовить материал к работе

-лепить изделия из глины традиционными и не традиционными способами

-лепить игрушки – свистульки

-расписывать изделия подбирая гармоничную цветовую гамму.

Промежуточная аттестация

Игра-викторина «Знаток керамики»

Творческий проект «Моя любимая игрушка»

Методика «Художественное лото»

Тематические кроссворды

Победитель в раунде:

18-20- творческий;

14-17-повышенный;

10-13-базовый;

менее 10-минимальный

Итоговая аттестация

Игра-викторина «Знаток народных праздников»

Кроссворд «Народные праздники»

Контрольный тест «Народная игрушка» (подчеркнуть правильные ответы в карточке)

Творческий проект «Путешествие в страну Лепландию»

Достижения обучающихся,

участие в плановых выставках ДДТ, в благотворительных акциях

\

Победитель в раунде:

18-20- творческий;

14-17-повышенный;

10-13-базовый;

менее 10-минимальный

Уровень освоения содержания программы:

Минимальный (0): практически не усвоил теоретическое содержание программы;

Базовый (1): овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой;

Повышенный (2): объем усвоенных знаний составляет более ½;

Творческий (3): освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

Методическое обеспечение образовательной программы «У истоков мастерства»

Раздел программы

Содержание раздела

Формы занятия

Приемы и методы

Дидактический материал

ИКТ

Формы подведения итогов

Материаловедение

-Виды и свойства глины;

-способы определения качества глины, подготовка глиняного теста

-упражнения на отработку соединения деталей разных форм;

-лабораторные работы (опыты с глиной);

-арт-терапия;

-практические занятия.

- Игровое.

-занятие – лекция

-познавательное: беседа, рассказ, иллюстрированный рассказ;

-обучающее;

-развивающее.

Практические:

-упражнения на соединения разных форм;

-практическая работа по подготовке глиняного теста.

Наглядные:

-показ способов и приемов лепки из глины;

-работа с технологическими картами;

-работа с таблицами «Перемин», «Способы и приемы лепки»

Таблицы «Перемин», «Способы и приемы лепки»;

-Альбом «В мастерской художника керамиста»;

-индивидуальные карточки на отработку навыков кистевой росписи.

-Картотека опытов с глиной.

Презентации с использованием мультимедийных технологий по темам:

-«Путешествие во времени» (введение в образовательную программу);

-«Знакомый незнакомец» (введение в тему «Работа на гончарном круге»)

Интерактивная игра «Учимся лепить»

Интерактивный кроссворд «Школа керамиста»

-Наблюдение;

- арт-терапевтические занятия и упражнения: «Знакомимся с глиной», «Глиняная картина», «Волшебное дерево», «Коллективная постройка», «Что такое настроение»

Игровые тесты «Учимся лепить», «Тайна формы»

Народные промыслы

-Историко-дидактический анализ глиняного промысла (дымковская, филимоновская, калининская, каргопольская, гжельская);

-технология изготовления народных игрушек;

-знакомство с гончарным производством;

-развитие глиняного промысла на Смоленщине и в Велижском районе;

-работы нашей землячки художницы Л.М.Филипповой.

-Практическое занятие по отработке определенных способов и приемов лепки по образцу или с натуры

народной игрушки.

-занятие – игра “Обмен опытом” – дети обмениваются игрушками и вносят необходимые на их взгляд коррективы;

-экскурсия в музей;

-заочное путешествие;

-коллективное;

-занятие по подгруппам

Словесные:

-Вступительные беседы по истории происхождения глиняных промыслов;

-рассказ;

-дискуссия по содержанию пословиц и поговорок;

-чтение фольклора.

Игровой:

-игра-конкурс;

-игра-викторина;

-народные подвижные игры;

-дидактические и развивающие игры.

Наглядный:

- показ педагогом образца и поэтапное выполнение с комментариям

-показ презентаций, образцов игрушек, репродукций. Практические:

-практическая работа по лепке изделий.

-Альбом «Поэзия глиняной игрушки»;

-Дидактические игры «Узнай по силуэту», «Реставраторы»

Презентации с использованием мультимедийных технологий по темам занятий;

-интерактивные игры с триггерами «Дымковская игрушка», «Найди 10 отличий»;

-интерактивные кроссворды «Широкая масленица», «Народная игрушка»;

-методическая разработка «Путешествие в страну Лепландию»,

Результаты творческих работ на итоговых занятиях по прохождению темы;

-игра-викторина «Знаток- керамист»;

-тесты «Народная игрушка»;

-Методика «Художественное лото»

Азбука росписи

Графические упражнения для отработки навыков кистевой росписи;

-палитра народной росписи;

-элементы узоров в народной росписи;

-знаки семантики;

-понятия: «теплые» и «холодные» цвета, «монотопия», «растительный» и «геометрический» орнамент

-Занятие - упражнение

- самостоятельная работа

-рисование эскиза

Практические:

-упражнения на отработку навыков кистевой росписи;

-практическая работа по росписи игрушек вылепленных на предыдущих занятиях.

Наглядные:

-показ способов работы;

- демонстрация иллюстраций;

- демонстрация презентаций по темам занятий;

Дидактические игры по темам:

-Цветоведение;

«Палитра народной росписи»;

«Знаки семантики»

-индивидуальные карточки с графическими упражнениями для развития навыков кистевой росписи

-альбом «Цветоведение»;

-развивающая игра «Компьютер»

Презентация с использованием мультимедийных технологий «Знаки семантики в народной росписи»

Наблюдение;

-Коллективный анализ работ;

-самоанализ «Лесенка успеха»;

-тесты «Народная игрушка»; «Какой твой цвет»

Творческая работа

-Творческие проекты (индивидуальные, по подгруппам, коллективные);

-не традиционные приемы лепки;

-изготовление сувениров к календарным и народным праздникам

- Мастер – класс;

-творческое;

- экскурсия

-исследовательское

Словесные:

-Вступительные беседы о традициях и обрядах народных праздников;

-чтение фольклора по теме занятия;

 

Презентации с использованием мультимедийных технологий «Где живут волшебники», «Виртуальный музей глиняной игрушки»

Контроль, знаний, умений и навыков и их коррекция.

Достижения обучающихся:

-выставки разного уровня;

- конкурсы

-занятие – экзамен (викторина)

-тестирование

- персональная выставка;

-работа с паспортом проекта;

Перечень специальной терминологией.

Год обучения

Список специальной терминологии

I год обучения

-Способы лепки: конструктивный, скульптурный;

-Приемы лепки: скатывание, раскатывание, прищипывание, сплющивание, сглаживание, примазывание;

-Материалы и инструменты: стека, турнетка, керамика, жирная глина, тощая глина, глина - природный материал

II год обучения

-Способы лепки: конструктивный, скульптурный;

-Приемы лепки: скатывание, раскатывание, прищипывание, сплющивание, сглаживание, примазывание;

-Материалы и инструменты: стека, турнетка, керамика, жирная глина, тощая глина, глина - природный материал, шликер, муфельная печь, обжиг, глазурь, ангоб, барельеф.

III год обучения

-Способы лепки: конструктивный, скульптурный, литье, отминка (прессование)

-Приемы лепки: скатывание, раскатывание, прищипывание, сплющивание, сглаживание, примазывание;

-Материалы и инструменты: стека, турнетка, керамика, жирная глина, тощая глина, глина - природный материал, шликер, муфельная печь, обжиг, барельеф, панно, плакетка, гончарный круг.

Способы декорирования керамики: роспись, процарапывание, молочение, прорезывании, глазурь, ангоб,

IY год обучения

-Способы лепки: конструктивный, скульптурный, литье, отминка (прессование), формовка на болванках.

-Приемы лепки: скатывание, раскатывание, прищипывание, сплющивание, сглаживание, примазывание;

-Материалы и инструменты: стека, турнетка, керамика, жирная глина, тощая глина, глина - природный материал, шликер, муфельная печь, обжиг, барельеф, панно, плакетка, гончарный круг, центровка, усадка изделия,

Способы декорирования керамики: роспись, декорирование, тиснение, процарапывание, молочение, вощение прорезывании, глазурь, ангоб, текстура

18

Опубликовано в группе « «Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре»»


Комментарии (1)

Любовь, 10.01.19 в 15:03 0Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за Ваш материал. Данную программу добавила себе в избранное и обязательно буду использовать на следующий учебный год.

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.