Рабочий лист к уроку "Пустыня" (4 класс)

6
0
Материал опубликован 1 November в группе

ПустыняPPTX / 16.63 Мб

/data/files/w1730471144.pptx (Пустыня)


Рабочий лист к уроку "Пустыня"DOCX / 344.19 Кб

/data/files/e1730471220.docx (Рабочий лист к уроку "Пустыня")Технологическая карта

Учитель базовой школы: Маточкина Елизавета Андреевна

Класс: 4

Дата: 27.01.2023

Предмет: окружающий мир

Тема урока: Пустыня

Тип урока: Урок открытия нового знания

Дидактическая цель: создать условия для формирования у учащихся представления о природной зоне пустыни.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Уметь работать с картами, знать расположение изучаемых природных зон;

Знать характерные климатические условия, присущие зоне пустыни;

Знать, чем представлен животный и растительный мир зоны пустыни;

Знать, чем представлена деятельность людей в зоне пустыни.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

Предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема и т.д.);

Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

Обобщать и формулировать выводы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные УУД:

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ФОПД (форма организации познавательной деятельности): фронтальная, парная.

Ресурсы: карта природных зон России, интерактивная доска, раздаточный материал (рабочий лист).



Ход урока:

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Оргмомент


30 сек.

Здравствуйте. Я вам желаю хорошей работы на уроке. Присаживайтесь.

- Приветствуют учителя, садятся на места.

Л: самоопределение

Актуализация ведущих знаний и способов действий


5 мин.


Ребята, я предлагаю вам вспомнить с какими природными зонами вы познакомились на прошлых уроках.

посмотрите на рабочий лист. Найдите 1 задание. Вам нужно прочитать характеристику зоны и в 1 столбце написать её название.

Давайте проверим, что у вас получилось. Покажите каждую зону на карте.

t1730471074aa.png

Все верно.

Приложение

П: Предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;


Целеполагание и мотивация


3 мин.


Ребята, а какая зона у вас осталась без характеристики?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

t1730471074ab.png

Исходя из характеристик других зон, скажите, что мы должны узнать о зоне пустыни?

t1730471074ac.png

Сегодня на уроке мы составим характеристику зоны пустыни. Мы будем работать вот поэтому плану.

У вас у каждого есть рабочий лист, на котором дана таблица. А также лист с информацией о зоне пустыни.

–– После того, как мы заполним один из пунктов плана, будем делать вывод.

А сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение о пустыне, можете закрыть глаза и представить, как выглядит пустыня.

Песок и выцветшее небо,
На небе солнце жаром дышит
Таков пейзаж пустыни знойной
На метров сотни, сотни тысяч…

Не нарушают неба сини
Своим движеньем облака,
Не закрывает лика солнца
Природы белая рука.

И только ветер ненароком
Поднимет вверх песчинок рой,
Покружит их в привычном вальсе
И снова им вернет покой…

Песок волной неровной ляжет,
Как будто желтый океан,
И снова будет спать и видеть
Сны неизвестных дальних стран.

А ночью жар уйдет и холод
Поделит с темнотою власть
И будет месяц чуть прозрачный
Пустыню на руках качать.

Как вы представили пустыню?


- Тема урока: «Пустыня»









Узнаем, информацию о природной зоне пустыни, по плану:

1. Географическое положение зоны пустыни.

2. Климатические условия зоны пустыни.

3. Растительный мир.

4. Животный мир.

5. Деятельность человека.





































Кругом песок, ярко светит солнце, очень жарко, а ночью холодно и т.д

П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема и т.д.);

Р: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

К: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Л: Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Изучение нового материала














20 мин

Сейчас мы проверим, так ли выглядит пустыня в России.

Ребята посмотрите на иллюстрацию, что вы можете сказать о пустыне? Это пустыня Калмыкии.

t1730471074ad.png

А вот это Астраханская пустыня. Какие отличия вы заметили?

Вы правы, поэтому иногда эту зону называют зоной полупустынь.

А теперь обратите внимание на это изображение. Как сильно отличается это от наших представлений о пустыне. Запомните эту иллюстрацию, мы к ней еще вернёмся.

t1730471074ae.png

Я приготовила для вас информацию о зоне пустыни, найдите 1 абзац. (читает 1 ученик).


Посмотрите на карту Природных зон. Вот где находиться зона пустыни. (показ)


А с какой зоной граничит пустыня?

Запишите в таблицу географическое положение.

Ниже вам дана карта, раскрасьте оранжевым цветом зону пустыни.

t1730471074af.png

Давайте сделаем вывод, кто скажет географическое положение зоны пустыни и сможет показать на карте?

Все верно.


Какой следующий пункт плана?

Давайте обратимся к тексту. Прочитайте второй абзац.

Что говориться о зиме? весне? лете? осени? Запишите в таблицу.

Что сказано о почве? Запишите.

t1730471074ag.png

Как все знают, в пустыне очень много песка. Он образует холмы, которые называются барханы. Ветер передувает песок с места на место, поэтому говорят, что в пустынях пески подвижные.

t1730471074ah.png

Давайте сделаем вывод. Каковы климатические условия пустыни?


У нас осталось еще 3 пункта плана. Вы будете работать самостоятельно.

1 ряд читает 3 абзац и заполняет 3 пункт плана: растительный мир.

2 ряд читает 4 абзац и заполняет про животный мир.

3 ряд читает 5 абзац и заполняет 5 пункт плана: влияние деятельности человека на зону пустыни.

Время выполнения 4 минуты. После этого мы заслушаем одного с каждого ряда.

t1730471074ai.png

t1730471074aj.png

t1730471074ak.png

t1730471074al.png

t1730471074am.png

t1730471074an.png

Давайте проверим.

Запишите в таблицу.


Физкультминутка

Руки резко разгибаем

И обратно их сгибаем.

Раз-два, раз-два, раз-два, раз,

Разомнёмся мы сейчас.


Приседаем, раз, два, три,

Не бездельничай смотри.

Продолжаем приседать,

Раз, два, три, четыре, пять.


Шаг на месте. Ходим строем,

Чтоб дыханье успокоить.

Хоть приятно разминаться,

Вновь пора нам заниматься.


Кругом песок, жарко, мало растительности.








В астраханской пустыни больше растительности.




















Пустыня граничит с зоной степей.














Зона пустыни расположена в низовье реки Волги и на востоке Калмыкии. (1 ученик показывает на карте).


Климатические условия зоны пустыни.


























В пустыне очень жарко и сухо, выпадает мало осадков, дуэт сильные ветры. Почвы плодородные, но засолены.








В пустыне растут растения, которые приспособились к сухому климату пустыни. Например, верблюжья колючка.














Животный менее разнообразен, чем в других зонах, но они приспособились к данному климату. Например, верблюд, тушканчик.









Люди смогли адаптироваться в данной зоне, но это привело к различным экологическим проблемам.










П: Предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема и т.д.);

П: Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации

Р: Обобщать и формулировать выводы.

К: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


Первичное закрепление



3 мин.

Как мы уже сказали, очень большое влияние на растительный и животный мир оказывает деятельность человека.


Например, лотос был занесен в Красную книгу, из-за того, что был развит промысел по сбору его плодов.

t1730471074ao.png

Многие животные на грани исчезновения из-за неумеренной охоты на них. Так, у варана прочная и красивая кожа. Ее широко использовали для изготовления обуви, сумок. У джейрана вкусное мясо, поэтому на него издавна охотились. Сейчас эти животные занесены в Красную книгу и охота на них запрещена.

t1730471074ap.png

1919 году здесь был учрежден первый заповедник – Астраханский.

t1730471074aq.png

У вас дана информация об Астраханском заповеднике. Прочитайте её и выполните задание после таблицы. Время выполнения 3 минуты.

t1730471074ar.png


Давайте проверим. Все верно.


Астраханский заповедник – это настоящий оазис в пустыне, я предлагаю посмотреть видеофрагмент.


Какие впечатления у вас возникли от этих мест?


За прошедшие годы в заповеднике почти полностью восстановлена численность когда-то исчезающих растений и животных.





Приложение

П: Предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема и т.д.);



Закрепление изученного


4 мин.

Сейчас я предлагаю вам выполнить тест. Время выполнения 3 минуты. После чего мы проверим.


Поменяйтесь с соседом по парте. Проверьте работу соседа.


Поднимите руку, кто ответил на все вопросы верно?, сделал 1 ошибку и т.д.

Молодцы.


t1730471074as.png


Итог урока.

Задание на дом.



1 мин.

Подведем итоги урока.

С какой зоной мы сегодня познакомились?

Какие растения и животные вы можете назвать, зоны пустыни?

Как повлияла деятельность человека на пустыню?

Что делают люди, чтобы сохранить растительный и животный мир пустыни?

t1730471074at.png


Зона пустыни

Тушканчики, верблюды, заяц толай, манул, паук фаланга, верблюжья колючка, песчаная осока, маки, тюльпаны, саксаул.


Уменьшилось количество животных и растений, произошло засоление почв.

Люд охраняют данную территорию. Здесь находиться Астраханский заповедник.

Р: Обобщать и формулировать выводы.


Рефлексия



1 мин.

-Ребята, сейчас я предлагаю вам дополнить предложения.


Я узнал, что...

Было интересно…

Меня удивило…


- Вы молодцы, активно работали на уроке и внимательно меня слушали.



t1730471074au.png

Л: осваивать формы личностной рефлексии.



Зона пустыни



Пустынь на территории России очень мало. Пустынные участки есть в низовье реки Волги и на востоке Калмыкии.

В этой зоне тоже четыре времени года. Зима здесь короче и теплее, чем в степях. Снега выпадает мало. Весна очень короткая. Уже в апреле наступает лето. Долгие месяцы на иссохшую землю не выпадает ни капли дождя. Только весной выпадает наибольшее количество осадков. Лето продолжительное. Длится почти до ноября. Оно жаркое и сухое. Осень короткая. Начинают идти короткие дожди. Во все времена года дуют сильные ветры, переходящие в пыльные бури. Почвы плодородные, но слишком сухие, часто засолены.

При таком состоянии неживой природы в пустыне растут растения, которые могут переносить засуху. У них мелкие жёсткие листья, либо вместо листьев – колючки. Корни проникают глубоко в землю. Так, у верблюжьей колючки они уходят на глубину до 20 метров. Там легче найти влагу. Растения в пустыне не образуют сплошного покрова. Они одиночные, нередко растут небольшими группами. Это различные солянки, полыни, селин, песчаная осока. Весной пустыня покрывается тюльпанами, маками. Привычных нам деревьев здесь нет. Лишь местами растет саксаул, встречаться кустарник джузгун. В нижнем течении реки Волги находиться оазис. Здесь богатый растительный мир. По берегам густые заросли тростников, ив, ежевик. В воде растут кувшинка, кубышка и неповторимый по своей красоте лотос.

Животный мир пустыни по сравнению с другими зонами не богат. Его представители приспособились к жизни в пустыне: они имеют общую серовато-желтую и бурую окраску – под цвет песков, могут долгое время обходиться без воды и пищи, некоторые днем спять в норах, а активны ночью. Многие на лето залегают в спячку; убежища, гнёзда устраивают в основном в земле или на деревьях; быстро бегают и запасают жир. Многочисленны в пустыне ящерицы. Немало здесь змей, жуков и муравьёв. Живут здесь тушканчики. У них задние ноги в несколько раз длиннее передних. Поэтому они передвигаются прыжками. Крупных животных, как в степях, здесь мало. Но нельзя не назвать верблюда. В горбах у него содержится запас жира, поэтому он может обходиться без пищи несколько суток. Встречается заяц толай, небольшой зверёк перевязка, среди травы быстро бегает паук фаланга. Вдоль реки разнообразны и животные: камышовый кот, манул, кабан. Среди птиц одна из самых крупных – пеликан.





Человек научился использовать обилие тепла, чтобы выращивать теплолюбивые культурные растения – арбузы, дыни, виноград, помидоры. Здесь много садов, полей с хлебными растениями. Для этого люди построили водохранилища, провели каналы и так дали земле воду. Пустыня используется как пастбища для овец. Разводят также лошадей, коров, верблюдов. Добывают соль. Используя природу пустыни, человек нанёс ей не мало вреда. Обводнение и орошение земель привело к засолению почв. Разведение и пастьба животных привели к уменьшению числа растений. Многие животные на грани исчезновения из-за незаконной охоты на них.



Астраханский заповедник

1919 году был учреждён новый заповедник – Астраханский. Он расположен в дельте Волги.

С самого основания Астраханского заповедника ведётся постоянная исследовательская работа по изучению и сохранению природного комплекса этого уникального уголка России. За годы удалось восстановить численность многих видов, которым угрожало полное исчезновение. Лотос, водяной орех занесены в Красную книгу. Обитают здесь представители немногочисленных млекопитающих — норка, ондатра, горностай. Во время сезонных миграций здесь можно увидеть большие скопления пролетных птиц.

В Астраханский заповедник с различных уголков мира приезжают истинные ценители природы, на экскурсии, чтобы познакомиться с заповедной природой региона.

Рабочий лист

Задание 1. Прочитайте характеристику зоны и запишите в первом столбце её название.


Эта зона находится на островах Северного Ледовитого океана. Зимой – полярная ночь, а летом – полярный день. Представители животного мира – это морской котик, тюлень, белый медведь. Здесь создан государственный природный заповедник «Остров Врангеля».


В этой зоне долгая холодная зима, короткое прохладное лето. Почвы сильно заболочены. Растительный мир представлен ягелем, морошкой, карликовой берёзой, а животный – леммингами, зайцами, куропатками, оленями. Основное занятие людей – оленеводство.


Эта зона самая большая в России. В ней преобладают хвойные леса. Встречаются также ольха, осина, берёза. Животный мир богат и разнообразен. Это дятлы, лисицы, зайцы, волки, медведи. На территории этой зоны расположен Пинежский заповедник.


Леса этой зоны многоярусные. Представлены такими растениями: берёза, сосна, ель, вязь, малина, калина. Под кустарниками прячутся мхи и лишайники. Богат животный мир. Это зяблики, кукушки, кабаны, белки, ласки. На территории зоны находится Жигулёвский заповедник.


В этой зоне мало осадков, поэтому деревья почти не растут, зато много травянистых растений. Почвы здесь самые плодородные. Животный мир не разнообразен. Это мелкие грызуны: полёвки, хорьки. Основное занятие человека сельское хозяйство.

Зона пустыни

?



Задание 2. Заполните таблицу.

1. Географическое положение зоны пустыни






t1730471074av.png


2. Климатические условия зоны пустыни


Зима





Весна






Лето





Осень





Почва





3. Растительный мир


Как растения приспособились к пустыне?




Приведите примеры растений







4. Животный мир


Как животные приспособились к пустыне?







Приведите примеры животных







5. Деятельность человека


Основные занятия







Экологические проблемы





Задание 3. Ответьте на вопросы, прочитав текст про Астраханский заповедник.

1. В каком году был учреждён заповедник? .

2. Где находиться заповедник? .

3. Какие растения и животные, которые есть в данном заповеднике, вы можете назвать? . .

4. Какую деятельность проводит человек в заповеднике? .

.

.

. .

Тест «Зона пустыни»


1. Географическое положение зоны пустыни.

А) На Карпатах, Кавказе и Дальнем Востоке.

Б) В низовье реки Волги и на востоке Калмыкии.

В) На островах Северного Ледовитого океана.


2. Выберите те утверждения, которые характеризуют климат пустыни.

А) Зимой – полярная ночь.

Б) Дуют сильные ветры, переходящие в пыльные бури.

В) Мало осадков.


3. Выберите растение, которое растёт в пустыне.

А) Саксаул

Б) Калина

В) Морошка


4. Прочитайте предложение и определите, о каком растении идет речь. Запишите ниже.

У него по воде плавают широкие сизо-зелёные листья и крупный, диаметром до 23 сантиметров, розовый цветок.



5. Выберите животное, которое живёт в пустыне.

А) Перевязка

Б) Медведь

В) Полярная сова


6. Прочитайте предложение и определите, о каком животном идет речь. Запишите ниже.

В горбах у него содержится запас жира, поэтому он может обходиться без пищи несколько суток.



7. Выберите те экологические проблемы, которые относятся к зоне пустыни.

А) Местность загрязняется нефтью.

Б) Засоление почв.

В) Незаконная охота.

Задание 4. Вставьте пропущенные слова в текст. Используйте слова для справок.

Степь и пустыня


Обе природные зоны имеют разное положение. Южнее лесов располагается зона степей. Зона пустыни расположена в низовье реки и на востоке .

В этих зонах мало осадков. В степи зима , а лето , . В пустыне же во все времена года дуют сильные ветры, переходящие в пыльные . Почвы степей – самые . А пустынные почвы содержат много .

В степи растёт много растений. Например, . В пустыне растения запасают воду в листьях и . Такое растение, как имеет длинные корни.

Животный мир степи не отличается разнообразием. В основном это мелкие , . Птица и – тоже степные животные. В пустыне многочисленны . Живут здесь и . Среди птиц одна из самых крупных – .

Основное занятие людей в степи – это . В пустыне выращивают растения, а также разводят верблюдов, .

Зона степей более для жизни человека. Но к сожалению деятельность человека, как в степи, так и в пустыне, привела к тому, что и мир почти исчез и сохранился только в .


Слова:

1. Смешанных, 2. Холодная, 3. Волги, 4. Тёплое, 5. Плодородные, 6. Географическое, 7. Солей, 8. Калмыкии, 9. Сухое, 10. Стеблях, 11. Грызуны, 12. Дрофа, 13. Травянистых, 14. Полёвка, 15. Сельское хозяйство, 16. Ковыль, 17. Сайгак, 18. Степной хорь, 19. Саксаул, 20. Лошадей и коров. 21. Ящерицы, 22. Теплолюбивые, 23. Тушканчики, 24. Благоприятна, 25. Заповедниках, 26. Верблюды, 27. Растительный, 28. Пеликан, 29. Животный, 30. Бури.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.