Рабочий лист к уроку литературы «Лирика А.Т.Твардовского»
«Памяти матери» Александр Твардовский
Прощаемся мы с матерями
Задолго до крайнего срока —
Ещё в нашей юности ранней,
Ещё у родного порога,
Когда нам платочки, носочки
Уложат их добрые руки,
А мы, опасаясь отсрочки,
К назначенной рвёмся разлуке.
Разлука ещё безусловней
Для них наступает попозже,
Когда мы о воле сыновней
Спешим известить их по почте.
И карточки им посылая
Каких-то девчонок безвестных,
От щедрой души позволяем
Заочно любить их невесток.
А там — за невестками — внуки…
И вдруг назовёт телеграмма
Для самой последней разлуки
Ту старую бабушку мамой.
***
В краю, куда их вывезли гуртом,
Где ни села вблизи, не то что города,
На севере, тайгою запертом,
Всего там было — холода и голода.
Но непременно вспоминала мать,
Чуть речь зайдёт про всё про то, что минуло,
Как не хотелось там ей помирать, —
Уж очень было кладбище немилое.
Кругом леса без края и конца —
Что видит глаз — глухие, нелюдимые.
А на погосте том — ни деревца,
Ни даже тебе прутика единого.
Так-сяк, не в ряд нарытая земля
Меж вековыми пнями да корягами,
И хоть бы где подальше от жилья,
А то — могилки сразу за бараками.
И ей, бывало, виделись во сне
Не столько дом и двор со всеми справами,
А взгорок тот в родимой стороне
С крестами под берёзами кудрявыми.
Такая то краса и благодать,
Вдали большак, дымит пыльца дорожная,
— Проснусь, проснусь, — рассказывала мать, —
А за стеною — кладбище таёжное…
Теперь над ней берёзы, хоть не те,
Что снились за тайгою чужедальнею.
Досталось прописаться в тесноте
На вечную квартиру коммунальную.
И не в обиде. И не всё ль равно.
Какою метой вечность сверху мечена.
А тех берёз кудрявых — их давно
На свете нету. Сниться больше нечему.
***
Как не спеша садовники орудуют
Над ямой, заготовленной для дерева:
На корни грунт не сваливают грудою,
По горсточке отмеривают.
Как будто птицам корм из рук,
Крошат его для яблони.
И обойдут приствольный круг
Вслед за лопатой граблями…
Но как могильщики — рывком —
Давай, давай без передышки, —
Едва свалился первый ком,
И вот уже не слышно крышки.
Они минутой дорожат,
У них иной, пожарный навык:
Как будто откопать спешат,
А не закапывают навек.
Спешат, — меж двух затяжек срок, —
Песок, гнилушки, битый камень
Кой-как содвинуть в бугорок,
Чтоб завалить его венками…
Но ту сноровку не порочь, —
Оправдан этот спех рабочий:
Ведь ты им сам готов помочь,
Чтоб только всё — ещё короче.
***
— Ты откуда эту песню,
Мать, на старость запасла?
— Не откуда — всё оттуда,
Где у матери росла.
Всё из той своей родимой
Приднепровской стороны,
Из далёкой-предалёкой
Деревенской старины.
Там считалось, что прощалась
Навек с матерью родной,
Если замуж выходила
Девка на берег другой.
Перевозчик-водогребщик,
Парень молодой,
Перевези меня на ту сторону,
Сторону — домой…
Давней молодости слёзы,
Не до тех девичьих слёз,
Как иные перевозы
В жизни видеть привелось.
Как с земли родного края
Вдаль спровадила пора.
Там текла река другая —
Шире нашего Днепра.
В том краю леса темнее,
Зимы дольше и лютей,
Даже снег визжал больнее
Под полозьями саней.
Но была, пускай не пета,
Песня в памяти жива.
Были эти на край света
Завезённые слова.
Перевозчик-водогребщик,
Парень молодой,
перевези меня на ту сторону,
Сторону — домой…
Отжитое — пережито,
А с кого какой же спрос?
Да уже неподалёку
И последний перевоз.
Перевозчик-водогребщик,
Старичок седой,
Перевези меня на ту сторону
Сторону — домой…
1.Определите жанр произведения ____________________________________________
2.Озаглавьте первую часть: _________________________________________________
3.Какие художественные детали создают образ матери? ________________________________________________________________________ Мать – любящая, добрая, заботливая; сын - ___________________________________
4.Определите значение многоточия перед последними строками:
…И вдруг назовёт телеграмма
Для самой последней разлуки
Ту старую бабушку мамой.
____________________________________________________________________________
5.Озаглавьте вторую часть: ________________________________________________
6.Какие приметы времени мы находим в этой части стихотворения? ________________________________________________________________________
7.Как чувствует себя женщина, утратившая родной дом, о чём её мысли и переживания? ________________________________________________________________________
8.От чьего лица ведётся повествование в стихотворении? Как это влияет на лексику и интонацию произведения? _________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
9.Озаглавьте третью часть: _________________________________________________
10. В чем смысл сопоставления труда садовника и работы могильщиков? Как трудятся те и другие? _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
11.Чем отличается труд во имя жизни от труда во имя смерти? ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
12.Озаглавьте четвертую часть: _____________________________________________
13.Каким настроением проникнута эта часть? ________________________________________________________________________
14.Какие языковые средства помогают раскрыть народный характер героини? Выпишите разговорную лексику и синтаксические фольклорные конструкции: _________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
15.Обратите внимание на обращения в строках рефрена. Почему в «последнем перевозе» произошла замена «молодого парня» на «седого старичка»? _________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
16.Проследите смену событий, означающих «перевоз» в этой части: _________________________________________________________________________
17.Символом какого события становится «последний перевоз»? ___________________
18.С каким героем античной культуры начинает соотноситься «старичок седой»? Какое звучание это придает произведению? ________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
19.Определите основное чувство, охватившее лирического героя стихотворения: _________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________