Рабочий лист к уроку литературы «Лирика Н.Заболоцкого». 9 класс
О красоте человеческих лиц
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
1955
1.На сколько частей можно разделить стихотворение? _______________________________
2.Как называется прием: _______________________________________________________
Есть лица, подобные пышным порталам…
Есть лица — подобия жалких лачуг…
3.Что хотел сказать автор, используя следующие метафоры-сравнения: _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница…
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
4.Найдите и выпишите эпитеты из первой части стихотворения : _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Найдите и выпишите сравнения из первой части стихотворения: _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Как меняется настроение во второй части стихотворения? _____________________________________________________________________________
7. Найдите и выпишите эпитеты из второй части стихотворения: _____________________________________________________________________________
Найдите и выпишите восклицательное предложение. _____________________________________________________________________________
Для чего его использует автор? __________________________________________________
8.В чем же заключается истинная красота человека, по мнению Заболоцкого? _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Я не ищу гармонии в природе
Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.
Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.
Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке.
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке,
Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода,
Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой,—
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.
И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.
Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
1947
1.К какому виду лирики относится это стихотворение? ______________________________
2.Какой мы видим природу у Заболоцкого? ____________________________________________________________________________
3. Есть ли в природе грань между добром и злом? __________________________________
4.Найдите и выпишите эпитеты: ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
5. Найдите и выпишите сравнения: ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
6. Найдите и выпишите метафоры: ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
7. Найдите и выпишите олицетворения: ____________________________________________________________________________
8. Определите стихотворный размер _____________________________________________
9. В чем природа-мать, лишенная гармонии и разума, обретает их? ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
10.Вспомните стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива». Заболоцкий противоречит Лермонтову или соглашается с ним? Аргументируйте ответ.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Легоцкая Вера Сергеевна