12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рыбакова Ольга Владимировна343
Учитель литературы в Православной классической гимназии
Россия, Самарская обл., Тольятти
Материал размещён в группе «Урок литературы»

Рабочий лист к уроку литературы «Лирика Н.Заболоцкого». 9 класс

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

1955

1.На сколько частей можно разделить стихотворение? _______________________________

2.Как называется прием: _______________________________________________________

Есть лица, подобные пышным порталам…
Есть лица — подобия жалких лачуг…

3.Что хотел сказать автор, используя следующие метафоры-сравнения: _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница…

Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
 

4.Найдите и выпишите эпитеты из первой части стихотворения : _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Найдите и выпишите сравнения из первой части стихотворения: _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Как меняется настроение во второй части стихотворения? _____________________________________________________________________________

7. Найдите и выпишите эпитеты из второй части стихотворения: _____________________________________________________________________________

Найдите и выпишите восклицательное предложение. _____________________________________________________________________________

Для чего его использует автор? __________________________________________________

8.В чем же заключается истинная красота человека, по мнению Заболоцкого? _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Я не ищу гармонии в природе

Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.

Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.

Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке.
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке,

Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода,

Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой,—
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.

И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.

И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.

Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.

1947

 

1.К какому виду лирики относится это стихотворение? ______________________________

2.Какой мы видим природу у Заболоцкого? ____________________________________________________________________________

3. Есть ли в природе грань между добром и злом? __________________________________

4.Найдите и выпишите эпитеты: ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

5. Найдите и выпишите сравнения: ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

6. Найдите и выпишите метафоры: ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

7. Найдите и выпишите олицетворения: ____________________________________________________________________________

8. Определите стихотворный размер _____________________________________________

9. В чем природа-мать, лишенная гармонии и разума, обретает их? ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

10.Вспомните стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива». Заболоцкий противоречит Лермонтову или соглашается с ним? Аргументируйте ответ.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Опубликовано в группе «Урок литературы»


Комментарии (1)

Легоцкая Вера Сергеевна, 04.03.18 в 18:25 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ольга Владимировна, полезный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.