Рабочий лист по теме «Твёрдые вещества, жидкости, газы. Определение свойств твёрдых веществ, жидкостей и газов»
Рабочий лист по теме «Твёрдые вещества, жидкости, газы. Определение свойств твёрдых веществ, жидкостей и газов»
Пояснительная записка
Предмет: окружающий мир
Классы: 3 класс
Тема урока: «Твёрдые вещества, жидкости, газы. Определение свойств твёрдых веществ, жидкостей и газов»
Цель: Познакомить с веществами и их свойствами.
Задачи:
- Создать условия для выяснения, какие бывают вещества, какими свойствами они обладают и как используются человеком.
- Развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике.
- Становление навыков повседневного проявления культуры общения.
Планируемые результаты:
Предметные результаты
Научатся различать вещества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить наблюдения и ставить опыты, анализировать, доказывать предположения, делать выводы.
Метапредметные результаты
- Познавательные УУД
Умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Регулятивные УУД.
Определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока, проговаривать в логической последовательности свои действия, учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
- Коммуникативные УУД.
Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, готовность слушать собеседника, умение работать в группе, парах.
Личностные результаты
Формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, обучение проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.
Тип занятия: урок усвоения новых знаний и способов действий.
Требуемые для работы знания и умения ребёнка
- Умение определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями.
- Умение ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой.
Источники информации, использованные при создании рабочего листа:
Учебник «Окружающий мир», 3 класс, автор: Плешаков А.А. · Год: 2023
Инструкции к рабочему листу
Рабочий лист базового уровня сложности состоит из шести заданий.
В первом ученики делят предметы на две группы: тела и вещества.
Во втором определяют состояние предложенных веществ.
В третьем – рассмотрят, как расположены частицы в веществе и определят состояние.
В четвёртом – определят общие и отличительные свойства твёрдых веществ.
На уроке сделают опыты и запишут в таблицу в пятом задании их результаты.
В шестом задании разгадают ребус и определят вещество, которое может быть в трёх состояниях.
Данный рабочий лист будет актуален тем педагогам, у которых нет учебников по обновлённым ФГОС.
Работа с рабочим листом проводится по ходу урока.
1-3 задание можно использовать для индивидуальной работы,
для групповой работы - 2, 4, 5 задания.
Рабочий лист
"Твёрдые вещества, жидкости, газы. Определение свойств твёрдых веществ, жидкостей и газов"
Предметы, которые нас окружают, называют телами. Тела состоят из веществ. Пример: тело – глиняный кувшин, глина – вещество.
1.Раздели предметы на две группы.
2. Вещества могут быть в твёрдом, жидком и газообразном состояниях. Определите состояние вещества и поставьте «+» в нужном месте.
Вещества | Твёрдые | Жидкие | Газообразные |
Дым | |||
Камень | |||
Сок | |||
Вода | |||
Пар | |||
Железо |
Вещества состоят из молекул.
3. Если молекулы плотно прилегают друг к другу и сохраняют свою форму – вещество в твёрдом состоянии. Молекулы находятся на небольшом расстоянии друг от друга, жидкость не сохраняет форму – в жидком. Разлетаются далеко друг от друга – в газообразном.
По схеме вещества узнай его состояние и подпиши.
4. Определи свойства, общие и отличительные свойства твёрдых веществ.
Название тела | Название вещества | Цвет | Размер | Форма | |
Существенный признак этих предметов - __________________________________.
5. Сделай опыты и заполни таблицу
Твёрдое | Жидкое | Газообразное | |
Занимает место | |||
Сохраняет форму | |||
Сохраняет объём | |||
При нагревании расширяются | |||
При охлаждении сжимаются |
Вода - единственная жидкость, которая при замерзании расширяется!
6. Разгадай ребус и узнай, какое вещество может быть в твёрдом, жидком и газообразном состояниях. Заполни название вещества в разных состояниях.
________________________________________
Жидкое | Твёрдое | Газообразное |
ОТВЕТЫ
1. Тела - это предметы, которые нас окружают. Тела состоят из веществ.
Раздели предметы на две группы.
Вещества | Твёрдые | Жидкие | Газообразные |
Дым | + | ||
Камень | + | ||
Сок | + | ||
Вода | + | ||
Пар | + | ||
Железо | + |
3. По схеме вещества узнай его состояние и подпиши.
твёрдое | жидкое | газообразное |
4. Определи свойства, общие и отличительные свойства твёрдых веществ.
Название тела | Название вещества | Цвет | Размер | Форма | |
мяч | резина | зелёный | большой | шар | |
кубик | древесина | зелёный | небольшой | куб |
Существенный признак этих предметов – форма.
5. Сделай опыты и заполни таблицу
Твёрдое | Жидкое | Газообразное | |
Занимает место | + | + | + |
Сохраняет форму | + | - | - |
Сохраняет объём | + | + | - |
При нагревании расширяются | + | + | + |
При охлаждении сжимаются | + | + | - |
Вода - единственная жидкость, которая при замерзании расширяется!
6. Разгадай ребус и узнаешь, какое вещество может быть в твёрдом, жидком и
газообразном состояниях и при замерзании расширяется. Заполни название вещества в разных состояниях.
Вода
Жидкое | Твёрдое | Газообразное |
вода | лёд | пар |
Валентин Фёдорович
Панкова Татьяна Владимировна