Разработка урока по физике в 7 классе «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

0
0
Материал опубликован 2 July 2018

Пояснительная записка к презентации

Разработка урока по физике в 7 классе

по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Тип урока: урок-исследование

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов", выяснить, от каких величин и как зависит давление.

Цели образования:

1) Обучающая: обобщение и повторение материала, связанного с давлением; формирование практических навыков вычисления давления; развитие экспериментальных умений, навыков логического мышления, обоснования своих высказываний.

2) Воспитательная: формирование коммуникативных умений в процессе парной работы, исследовательской культуры, познавательного интереса к физике.

3) Развивающая: развитие речи, логического мышления, умения самостоятельно строить гипотезы, делать выводы.

Задачи урока:

- формировать навыки выполнения эксперимента, умение анализировать полученный результат, обобщать и делать выводы;

- формировать умения решать расчетные и экспериментальные задачи с применением формул для расчета давления твердых тел и жидкостей;

- создать условия для осуществления переноса знаний в реальную жизнь и применения знаний, умений, навыков в незнакомой (нестандартной) ситуации.

Личностные: формирование познавательных интересов;

убеждѐнность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, овладение универсальными способами деятельности на примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации.

Предметные: закрепить знания по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов», организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся,повторение и анализ формул для расчета давления твердых тел, жидкостей и газов, развитие способности выделять главные зависимости давления жидкости от её плотности и глубины погружения в жидкость

Оборудование: ПК, проекционный аппарат, экран, мензурка, весы, линейка, динамометр, оборудование для проведения экспериментов.

Этапы урока

I. Организационный момент урока (приветствие, формулировка темы урока) – 5 мин.

II. Актуализация знаний (определения, формулы) – 4 мин.

III. Постановка проблемы.– 2 мин.

IV. Исследование, эксперимент (самостоятельная работа учащихся) – 12 мин.

V. Физкультминутка – 1 мин.

VI. Закрепление изученного (качественные задачи, загадки) – 6 мин.

VII. Обобщение и систематизация (заполнение таблицы) – 5 мин.

VIII. Контроль и самоконтроль – 3 мин.

IX. Рефлексия – 1 мин.

X. Заключение. Домашнее задание – 1 мин.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока, вам необходимо выполнить два задания. Первое, это отгадать загадки, ответы которых входят в название темы урока. Отгаданное слово записываем на доске. Итак, (Слайд 1). (pril.1)

Нынче всем на удивленье,
Игровое повторенье.
Через нос он входит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем (воздух). Запишем на доске его агрегатное состояние.

Есть моря и океаны,
Изморось, роса, туманы.
Есть болота и пруды,
Всех главнее для природы?
Ну, конечно, это:(воды). Записываем на доске агрегатное состояние воды.

Лёд, снежинки, есть шуга,
Есть пурга, и есть снега.
И позёмка тоже есть
Нам всего не перечесть
Потому что есть на свете ещё:(твёрдые тела). Записываем на доске.

К этим трём понятиям применима физическая величина, с которой мы хорошо знакомы. Второе задание: У меня на демонстрационном столе находятся физические приборы. Что это за приборы, назовём их по порядку. (Слайд 2) А теперь, используя ключ к заданию, надо отгадать зашифрованное слово:

1) мензурка

12345678

2) динамометр

123 4567 8910

3) весы

1234

4) линейка

1234567

ключ:1)2-1 2)1-8 3)3-1 4)4-1 5)1-2 6)2-3 7)4-2 8)3-2; первая цифра - это номер слова, вторая цифра- это номер буквы в этом слове (ответ - давление).

Итак, тема урока "давление твёрдых тел, жидкостей и газов". (Слайд 3)

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- О какой физической величине идет речь в пословицах (Слайд 4):

1) Иголка маленькая, да больно колется.

2) Ножик туп – хозяин глуп?

3) Шило в мешке не утаишь

(Речь идет о физической величине – давлении).

- Какую физическую величину называют давлением? (обучающиеся дают определение давления)

- Какой буквой обозначается давление?( р )

- В каких единицах измеряется давление? (в Паскалях).

Слайд 5.

- Найти нужную формулу.

Обучающиеся по одному выходят к учительскому столу и с помощью компьютерной мышки (кликнув по нужной формуле) заполняют таблицу формулами.

III. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Итак, мы с вами вспомнили определение давления и формулы для вычисления давления твердых тел, жидкостей и газов. (Слайд 6) А одинаково ли передается давление твердым телам, жидкостям и газам? Есть ли отличие в оказании давления? (Слайд 7) И от чего зависит давление твердых тел, жидкостей и газов?

Сейчас вы и попытаетесь это выяснить, проведя небольшое исследование.

IV. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ПАРАХ (Слайд 8)

У каждого из вас на парте находится Лист исследования. Подпишите его, пожалуйста. Вам необходимо в паре выполнить указанное задание и сделать вывод. (Работа в парах за партами).

Задание группе №1 «Исследовать зависимость давления твердых тел от площади поверхности».

Пользуясь измерительной линейкой и динамометром, определите давление бруска основанием и боковой гранью на поверхность парты.

Оборудование: 1) динамометр; 2) линейка измерительная; 3) брусок деревянный.

Сначала с помощью динамометра находят вес бруска, а затем измерительной линейкой измеряют размеры бруска. Используя полученные результаты, вычисляют площадь основания бруска (большей грани), а затем давление, которое производит брусок большей гранью на стол.

Вычислите площадь, а затем давление боковой грани.

Ход работы

Вес бруска (P = F) P= ____ Н

Длина a = ____ м, ширина b = ___ м, высота c = ____ м.

Площадь основания S1 = ________________

Давление основания бруска на стол p1 = ____________

Площадь боковой грани S2 = ______________

Давление боковой грани бруска на стол p2 = _________________

Вывод: (давление твердого тела на поверхность зависит от площади соприкосновения: чем больше площадь, тем давление меньше).


 

Задание группе №2 «Исследовать зависимость давления твердых тел от силы давления».

Пользуясь измерительной линейкой и динамометром, определите давление брусков с одинаковым основанием, но разным весом на поверхность парты.

Оборудование: 1) динамометр; 2) линейка измерительная; 3) брусок деревянный; 4) брусок металлический;

Сначала с помощью динамометра находят вес деревянного и металлического брусков, а затем измерительной линейкой измеряют размеры основания одного из брусков (оба бруска имеют одинаковые размеры оснований). Используя полученные результаты, вычисляют площадь основания брусков, а затем давление, которое производит каждый из них большей гранью на стол.

Ход работы

Вес деревянного бруска (P1 = F1) P1 = ____ Н

Вес металлического бруска (P2 = F2) P2 = ____ Н

Длина a = ____ м, ширинаb = ___ м.

Площадь основания металлического бруска = площади основания деревянного бруска

S1 = S1 =S = a * b, S = _________________

Давление основания бруска на стол p1 = _____________

Площадь боковой грани S2 = ________________

Давление боковой грани бруска на стол p2 = _________________

Вывод: (давление твердого тела на поверхность зависит от силы давления: чем больше сила, тем давлениебольше).


 

Задание группе №3 «Исследовать зависимость давления жидкостей от высоты столба жидкости».

Пользуясь измерительной линейкой, определите давление данной жидкости (воды) на дно стакана.

Оборудование: 1) линейка измерительная; 2) стаканчик, полностью заполненный водой; 3) стаканчик, наполовину заполненный водой.

Вначале с помощью измерительной линейки измеряют высоту столба жидкости в первом и втором стаканах, а затем, зная ее плотность, вычисляют давление жидкости на дно каждого стакана.

Ход работы

Высота столба воды в первом стакане h1 = _____________

Высота столба воды во втором стакане h2 = _____________

Плотность воды ρ = ________________

Давление воды на дно первого стакана p1 = _________________

Давление воды на дно первого стакана p2 = _________________

Вывод: (давление жидкости на дно и стенки сосуда зависти от высоты столба жидкости).

Задание группе №4 «Исследовать зависимость давления жидкостей от плотности жидкости».

Пользуясь измерительной линейкой, определите давление данной жидкости (воды) на дно стакана.

Оборудование: 1) линейка измерительная; 2) стаканчик, полностью заполненный водой; 3) стаканчик, наполовину заполненный водой.

Вначале с помощью измерительной линейки измеряют высоту столба жидкости в первом и втором стаканах, а затем, зная ее плотность, вычисляют давление жидкости на дно каждого стакана.

Ход работы

Высота столба воды в первом стакане h1 = _____________

Высота столба воды во втором стакане h2 = _____________

Плотность воды ρ = ________________

Давление воды на дно первого стакана p1 = _________________

Давление воды на дно первого стакана p2 = _________________

Вывод: (давление жидкости на дно и стенки сосуда зависти от высоты столба жидкости).


 

Задание группе №5 «Выяснить, как передается давление в твердых телах».

Возьмите пластилиновый кубик и гвозди, проделайте несколько отверстий гвоздем в кубике. Пронаблюдайте за движением гвоздя.

Возьмите воздушный шарик, поместите в него тяжелые твердые предметы. Пронаблюдайте за давлением (куда направлена сила).

Объясните наблюдаемое явление на основе строения вещества.

Подготовьте отчет о проделанной работе.

Агрегатное состояние

Подвижность молекул

Передача давления

Рисунок

Твёрдое

     


 

Вывод: (Давление в твердых телах передается по направлению действия силы)

Задание группе №6 «Выяснить, как передается давление в жидкостях».

Возьмите воздушный шарик, наполненный водой. Попробуйте его сжать в нескольких местах. Пронаблюдайте за движением воды из отверстий в шарике.

Объясните наблюдаемое явление на основе строения вещества.

Подготовьте отчет о проделанной работе.

По результатам эксперимента сделайте вывод о передаче давления в жидкостях.

Агрегатное состояние

Подвижность молекул

Передача давления

Рисунок

Жидкое

     

Вывод: (Давление в жидкостях передается по всем направлениям одинаково)

Задание группе №7 «Выяснить, как передается давление в газах».

Возьмите воздушный шарик, надуйте его. Какой формы получился шарик? Попробуйте его сжать в нескольких местах и отпустить. Получается ли изменить форму?

Возьмите мыльные пузыри, выдуйте несколько мыльных пузырей. Какой формы получился мыльный пузырь?

Объясните наблюдаемое явление на основе строения вещества.

Подготовьте отчет о проделанной работе.

По результатам эксперимента сделайте вывод о передаче давления в газах. (Почему воздушный шарик и мыльный пузырь всегда принимают сферическую форму?)

Агрегатное состояние

Подвижность молекул

Передача давления

Рисунок

Газообразное

     

Вывод: (Давление в газах передается по всем направлениям одинаково)

Проверка выполнения исследовательско-экспериментальных заданий.

V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(Предложить детям встать, расслабиться.)

Задание: - Кто из вас быстрее всех увеличит в 2 раза давление на пол? (нужно встать на одну ногу)

VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

(Слайд 11)

Как-то раз спросили розу: «Отчего, чаруя око, ты колючими шипами нас царапаешь жестоко?»

+ Шипы розы имеют маленькую поверхность соприкосновения, а, следовательно, давление оказывают большое.

(Слайд 12)

10. Вам по болоту ходить довелось?

Легко ли вам было? Вот то-то!

Тогда почему же огромнейший лось

Так просто бежит по болоту?

+ Копыта лося раздвоены, при ходьбе площадь увеличивается, а, следовательно, давление уменьшается.

Слайд 7.

11. Какой из мальчиков действует правильно при оказании помощи тонущему?

+ Правильно действует тот мальчик, который лежит на льду. Потому что площадь соприкосновения его тела со льдом больше, а значит давление на лед меньше.

ОПЫТ ГАЛЛИЛЕО

А теперь внимание на экран. (Видео).

Что мы увидели в этом видео? (передачу давления в твердых телах и жидких). Одинаково ли передается давление твердым телам, жидкостям и газам? Что необычного?

Ответы учеников: отличия есть - в случае давления твердых тел мы видим, что давление передается по направлению действия силы, а в жидкостях и газах давления передается по всем направлениям одинаково.

Учитель: Молодцы! А как называется сформулированное вами утверждение о передаче давления в жидкостях и газах?

Ученики: Закон Паскаля.

VII. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ (заполнение таблицы)

Резюмируем итоги нашего урока, заполнив таблицу №1 в Листе исследования.

Заполнение таблицы


Физическое тело


Как передается давление


Формула расчета


Единица измерения


применение


Твердое


По направлению действия силы


P=F/S


Па


Ножницы игла фундамент


Жидкое


По всем направлениям одинаково

(закон Паскаля).


P=pgh


Па


Гидравлический пресс, шприц, поилка для птиц


Газообразование


 


Па

мм.рт.ст.


Отбойный молоток, пневматический тормоз


 

VIII. КОТНРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ (если останется время).

Давление, производимое на жидкость или газ, передается по всем направлениям одинаково.

Давление жидкости на одном и том же уровне во всех точках одинаковое.

В сообщающихся сосудах различной формы однородная жидкость устанавливается на разных уровнях.

В сообщающихся сосудах жидкость с большей плотностью установиться выше жидкости с меньшей плотностью.

Давление жидкости и газа зависит от площади дна сосуда.

Ответы: + + - - -

IX. РЕФЛЕКСИЯ.

Выберите и подчеркните соответствующее высказывание: знания, полученные на уроке, пригодятся мне для объяснения некоторых явлений, происходящих в повседневной жизни и природе: - Да или - Нет.

X. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Составить кроссворд (не более 10-15 слов) по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Используемая литература:

1.Перышкин А.В. Физика 7.- М.: ДРОФА.2010.

2.Волков В.А. Дидактические материалы. - М.: «ВАКО».2005.

3.Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-9. – М.: ОНИКС. 2006.

4.Остер Г. Физика. – М.: Росмэн. 1994.

5.Ресурсы сети Интернет.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Лист исследования

Ученика(цы) 7 ___ класса_________________________________________

1. Задание группы №___ 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Заполните таблицу


Физическое тело


Как передается давление


Формула расчета


Единица измерения


Применение


Твердое

       


Жидкое

       


Газообразование

     


 

3. Физический диктант (проставьте через запятую «+» если согласны с утверждением, «-» если нет)

_________________________________________________________________________________


 

4. Рефлексия: да или нет

 

Презентация


Давление твердых тел, жидкостей и газов
PPTX / 3.35 Мб

Предварительный просмотр презентации

1) мензурка 12345678 2) динамометр 123 4567 890 3) весы 1234 4) линейка 1234567 ключ: 1) 2-1; 2) 1-8; 3) 3-1; 4) 4-1; 5) 1-2; 6) 2-3; 7) 4-2; 8) 3-2.

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

П О С Л О В И Ц Ы Иголка маленькая, да больно колется. Ножик туп – хозяин скуп. Шило в мешке не утаишь.

Давление в жидкости и газе Плотность тела Давление твердого тела Сила Масса p=ρgh ρ=m/v p=F/S F=mg m=ρv p=mV s=vt Найдите нужную формулу

Во сколько раз сила давления на дно в первом сосуде отличается от силы давления во втором сосуде?

Исследование

Физкультминутка

Ответим на вопросы

Как-то раз спросили розу: «Отчего, чаруя Как-то раз спросили розу: «Отчего, чаруя око, ты колючими шипами нас царапаешь жестоко?»

Мне ответ серьёзный дайте, Кто сейчас сказать готов, Почему следы в асфальте Лишь от женских каблуков? Отвечайте же скорее: Что, девчата тяжелее?

Одинаково ли давление в этих стаканах? Ответ поясните.

Одинаково ли давление создаваемое напитками в стаканах? Ответ поясните.

Какой из этих мальчиков действует правильно при оказании помощи тонущему?

Вам по болоту ходить довелось? Вам по болоту ходить довелось? Легко ли вам было? Вот то-то! Тогда почему же огромнейший лось Так просто бежит по болоту?

Выводы запишем в виде таблицы

Физический диктант

Давление, производимое на жидкость или газ, передается по всем направлениям одинаково. Давление жидкости на одном и том же уровне во всех точках одинаковое. В сообщающихся сосудах различной формы однородная жидкость устанавливается на разных уровнях. В сообщающихся сосудах жидкость с большей плотностью установиться выше жидкости с меньшей плотностью. Давление жидкости и газа зависит от площади дна сосуда.

РЕФЛЕКСИЯ закончи предложение:

Домашнее задание: Составить кроссворд из 10-15 слов по теме: «Давление».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации