Разработка урока по физике в 7 классе «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»
Пояснительная записка к презентации
Разработка урока по физике в 7 классе
по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Тип урока: урок-исследование
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов", выяснить, от каких величин и как зависит давление.
Цели образования:
1) Обучающая: обобщение и повторение материала, связанного с давлением; формирование практических навыков вычисления давления; развитие экспериментальных умений, навыков логического мышления, обоснования своих высказываний.
2) Воспитательная: формирование коммуникативных умений в процессе парной работы, исследовательской культуры, познавательного интереса к физике.
3) Развивающая: развитие речи, логического мышления, умения самостоятельно строить гипотезы, делать выводы.
Задачи урока:
- формировать навыки выполнения эксперимента, умение анализировать полученный результат, обобщать и делать выводы;
- формировать умения решать расчетные и экспериментальные задачи с применением формул для расчета давления твердых тел и жидкостей;
- создать условия для осуществления переноса знаний в реальную жизнь и применения знаний, умений, навыков в незнакомой (нестандартной) ситуации.
Личностные: формирование познавательных интересов;
убеждѐнность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, овладение универсальными способами деятельности на примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации.
Предметные: закрепить знания по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов», организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся,повторение и анализ формул для расчета давления твердых тел, жидкостей и газов, развитие способности выделять главные зависимости давления жидкости от её плотности и глубины погружения в жидкость
Оборудование: ПК, проекционный аппарат, экран, мензурка, весы, линейка, динамометр, оборудование для проведения экспериментов.
Этапы урока
I. Организационный момент урока (приветствие, формулировка темы урока) – 5 мин.
II. Актуализация знаний (определения, формулы) – 4 мин.
III. Постановка проблемы.– 2 мин.
IV. Исследование, эксперимент (самостоятельная работа учащихся) – 12 мин.
V. Физкультминутка – 1 мин.
VI. Закрепление изученного (качественные задачи, загадки) – 6 мин.
VII. Обобщение и систематизация (заполнение таблицы) – 5 мин.
VIII. Контроль и самоконтроль – 3 мин.
IX. Рефлексия – 1 мин.
X. Заключение. Домашнее задание – 1 мин.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока, вам необходимо выполнить два задания. Первое, это отгадать загадки, ответы которых входят в название темы урока. Отгаданное слово записываем на доске. Итак, (Слайд 1). (pril.1)
Нынче всем на удивленье,
Игровое повторенье.
Через нос он входит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем (воздух). Запишем на доске его агрегатное состояние.
Есть моря и океаны,
Изморось, роса, туманы.
Есть болота и пруды,
Всех главнее для природы?
Ну, конечно, это:(воды). Записываем на доске агрегатное состояние воды.
Лёд, снежинки, есть шуга,
Есть пурга, и есть снега.
И позёмка тоже есть
Нам всего не перечесть
Потому что есть на свете ещё:(твёрдые тела). Записываем на доске.
К этим трём понятиям применима физическая величина, с которой мы хорошо знакомы. Второе задание: У меня на демонстрационном столе находятся физические приборы. Что это за приборы, назовём их по порядку. (Слайд 2) А теперь, используя ключ к заданию, надо отгадать зашифрованное слово:
1) мензурка
12345678
2) динамометр
123 4567 8910
3) весы
1234
4) линейка
1234567
ключ:1)2-1 2)1-8 3)3-1 4)4-1 5)1-2 6)2-3 7)4-2 8)3-2; первая цифра - это номер слова, вторая цифра- это номер буквы в этом слове (ответ - давление).
Итак, тема урока "давление твёрдых тел, жидкостей и газов". (Слайд 3)
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
- О какой физической величине идет речь в пословицах (Слайд 4):
1) Иголка маленькая, да больно колется.
2) Ножик туп – хозяин глуп?
3) Шило в мешке не утаишь
(Речь идет о физической величине – давлении).
- Какую физическую величину называют давлением? (обучающиеся дают определение давления)
- Какой буквой обозначается давление?( р )
- В каких единицах измеряется давление? (в Паскалях).
Слайд 5.
- Найти нужную формулу.
Обучающиеся по одному выходят к учительскому столу и с помощью компьютерной мышки (кликнув по нужной формуле) заполняют таблицу формулами.
III. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Итак, мы с вами вспомнили определение давления и формулы для вычисления давления твердых тел, жидкостей и газов. (Слайд 6) А одинаково ли передается давление твердым телам, жидкостям и газам? Есть ли отличие в оказании давления? (Слайд 7) И от чего зависит давление твердых тел, жидкостей и газов?
Сейчас вы и попытаетесь это выяснить, проведя небольшое исследование.
IV. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ПАРАХ (Слайд 8)
У каждого из вас на парте находится Лист исследования. Подпишите его, пожалуйста. Вам необходимо в паре выполнить указанное задание и сделать вывод. (Работа в парах за партами).
Задание группе №1 «Исследовать зависимость давления твердых тел от площади поверхности».
Пользуясь измерительной линейкой и динамометром, определите давление бруска основанием и боковой гранью на поверхность парты.
Оборудование: 1) динамометр; 2) линейка измерительная; 3) брусок деревянный.
Сначала с помощью динамометра находят вес бруска, а затем измерительной линейкой измеряют размеры бруска. Используя полученные результаты, вычисляют площадь основания бруска (большей грани), а затем давление, которое производит брусок большей гранью на стол.
Вычислите площадь, а затем давление боковой грани.
Ход работы
Вес бруска (P = F) P= ____ Н
Длина a = ____ м, ширина b = ___ м, высота c = ____ м.
Площадь основания S1 = ________________
Давление основания бруска на стол p1 = ____________
Площадь боковой грани S2 = ______________
Давление боковой грани бруска на стол p2 = _________________
Вывод: (давление твердого тела на поверхность зависит от площади соприкосновения: чем больше площадь, тем давление меньше).
Задание группе №2 «Исследовать зависимость давления твердых тел от силы давления».
Пользуясь измерительной линейкой и динамометром, определите давление брусков с одинаковым основанием, но разным весом на поверхность парты.
Оборудование: 1) динамометр; 2) линейка измерительная; 3) брусок деревянный; 4) брусок металлический;
Сначала с помощью динамометра находят вес деревянного и металлического брусков, а затем измерительной линейкой измеряют размеры основания одного из брусков (оба бруска имеют одинаковые размеры оснований). Используя полученные результаты, вычисляют площадь основания брусков, а затем давление, которое производит каждый из них большей гранью на стол.
Ход работы
Вес деревянного бруска (P1 = F1) P1 = ____ Н
Вес металлического бруска (P2 = F2) P2 = ____ Н
Длина a = ____ м, ширинаb = ___ м.
Площадь основания металлического бруска = площади основания деревянного бруска
S1 = S1 =S = a * b, S = _________________
Давление основания бруска на стол p1 = _____________
Площадь боковой грани S2 = ________________
Давление боковой грани бруска на стол p2 = _________________
Вывод: (давление твердого тела на поверхность зависит от силы давления: чем больше сила, тем давлениебольше).
Задание группе №3 «Исследовать зависимость давления жидкостей от высоты столба жидкости».
Пользуясь измерительной линейкой, определите давление данной жидкости (воды) на дно стакана.
Оборудование: 1) линейка измерительная; 2) стаканчик, полностью заполненный водой; 3) стаканчик, наполовину заполненный водой.
Вначале с помощью измерительной линейки измеряют высоту столба жидкости в первом и втором стаканах, а затем, зная ее плотность, вычисляют давление жидкости на дно каждого стакана.
Ход работы
Высота столба воды в первом стакане h1 = _____________
Высота столба воды во втором стакане h2 = _____________
Плотность воды ρ = ________________
Давление воды на дно первого стакана p1 = _________________
Давление воды на дно первого стакана p2 = _________________
Вывод: (давление жидкости на дно и стенки сосуда зависти от высоты столба жидкости).
Задание группе №4 «Исследовать зависимость давления жидкостей от плотности жидкости».
Пользуясь измерительной линейкой, определите давление данной жидкости (воды) на дно стакана.
Оборудование: 1) линейка измерительная; 2) стаканчик, полностью заполненный водой; 3) стаканчик, наполовину заполненный водой.
Вначале с помощью измерительной линейки измеряют высоту столба жидкости в первом и втором стаканах, а затем, зная ее плотность, вычисляют давление жидкости на дно каждого стакана.
Ход работы
Высота столба воды в первом стакане h1 = _____________
Высота столба воды во втором стакане h2 = _____________
Плотность воды ρ = ________________
Давление воды на дно первого стакана p1 = _________________
Давление воды на дно первого стакана p2 = _________________
Вывод: (давление жидкости на дно и стенки сосуда зависти от высоты столба жидкости).
Задание группе №5 «Выяснить, как передается давление в твердых телах».
Возьмите пластилиновый кубик и гвозди, проделайте несколько отверстий гвоздем в кубике. Пронаблюдайте за движением гвоздя.
Возьмите воздушный шарик, поместите в него тяжелые твердые предметы. Пронаблюдайте за давлением (куда направлена сила).
Объясните наблюдаемое явление на основе строения вещества.
Подготовьте отчет о проделанной работе.
Агрегатное состояние |
Подвижность молекул |
Передача давления |
Рисунок |
Твёрдое |
Вывод: (Давление в твердых телах передается по направлению действия силы)
Задание группе №6 «Выяснить, как передается давление в жидкостях».
Возьмите воздушный шарик, наполненный водой. Попробуйте его сжать в нескольких местах. Пронаблюдайте за движением воды из отверстий в шарике.
Объясните наблюдаемое явление на основе строения вещества.
Подготовьте отчет о проделанной работе.
По результатам эксперимента сделайте вывод о передаче давления в жидкостях.
Агрегатное состояние |
Подвижность молекул |
Передача давления |
Рисунок |
Жидкое |
Вывод: (Давление в жидкостях передается по всем направлениям одинаково)
Задание группе №7 «Выяснить, как передается давление в газах».
Возьмите воздушный шарик, надуйте его. Какой формы получился шарик? Попробуйте его сжать в нескольких местах и отпустить. Получается ли изменить форму?
Возьмите мыльные пузыри, выдуйте несколько мыльных пузырей. Какой формы получился мыльный пузырь?
Объясните наблюдаемое явление на основе строения вещества.
Подготовьте отчет о проделанной работе.
По результатам эксперимента сделайте вывод о передаче давления в газах. (Почему воздушный шарик и мыльный пузырь всегда принимают сферическую форму?)
Агрегатное состояние |
Подвижность молекул |
Передача давления |
Рисунок |
Газообразное |
Вывод: (Давление в газах передается по всем направлениям одинаково)
Проверка выполнения исследовательско-экспериментальных заданий.
V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(Предложить детям встать, расслабиться.)
Задание: - Кто из вас быстрее всех увеличит в 2 раза давление на пол? (нужно встать на одну ногу)
VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
(Слайд 11)
Как-то раз спросили розу: «Отчего, чаруя око, ты колючими шипами нас царапаешь жестоко?»
+ Шипы розы имеют маленькую поверхность соприкосновения, а, следовательно, давление оказывают большое.
(Слайд 12)
10. Вам по болоту ходить довелось?
Легко ли вам было? Вот то-то!
Тогда почему же огромнейший лось
Так просто бежит по болоту?
+ Копыта лося раздвоены, при ходьбе площадь увеличивается, а, следовательно, давление уменьшается.
Слайд 7.
11. Какой из мальчиков действует правильно при оказании помощи тонущему?
+ Правильно действует тот мальчик, который лежит на льду. Потому что площадь соприкосновения его тела со льдом больше, а значит давление на лед меньше.
ОПЫТ ГАЛЛИЛЕО
А теперь внимание на экран. (Видео).
Что мы увидели в этом видео? (передачу давления в твердых телах и жидких). Одинаково ли передается давление твердым телам, жидкостям и газам? Что необычного?
Ответы учеников: отличия есть - в случае давления твердых тел мы видим, что давление передается по направлению действия силы, а в жидкостях и газах давления передается по всем направлениям одинаково.
Учитель: Молодцы! А как называется сформулированное вами утверждение о передаче давления в жидкостях и газах?
Ученики: Закон Паскаля.
VII. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ (заполнение таблицы)
Резюмируем итоги нашего урока, заполнив таблицу №1 в Листе исследования.
Заполнение таблицы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
VIII. КОТНРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ (если останется время).
Давление, производимое на жидкость или газ, передается по всем направлениям одинаково.
Давление жидкости на одном и том же уровне во всех точках одинаковое.
В сообщающихся сосудах различной формы однородная жидкость устанавливается на разных уровнях.
В сообщающихся сосудах жидкость с большей плотностью установиться выше жидкости с меньшей плотностью.
Давление жидкости и газа зависит от площади дна сосуда.
Ответы: + + - - -
IX. РЕФЛЕКСИЯ.
Выберите и подчеркните соответствующее высказывание: знания, полученные на уроке, пригодятся мне для объяснения некоторых явлений, происходящих в повседневной жизни и природе: - Да или - Нет.
X. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Составить кроссворд (не более 10-15 слов) по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
Используемая литература:
1.Перышкин А.В. Физика 7.- М.: ДРОФА.2010.
2.Волков В.А. Дидактические материалы. - М.: «ВАКО».2005.
3.Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-9. – М.: ОНИКС. 2006.
4.Остер Г. Физика. – М.: Росмэн. 1994.
5.Ресурсы сети Интернет.
Лист исследования
Ученика(цы) 7 ___ класса_________________________________________
1. Задание группы №___
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Заполните таблицу
|
|
|
|
|
|
||||
|
||||
|
3. Физический диктант (проставьте через запятую «+» если согласны с утверждением, «-» если нет)
_________________________________________________________________________________
4. Рефлексия: да или нет
Презентация